Великие каббалисты о свойстве "любовь":
Рашби
Рашби называл занимающихся простой Торой, спящими, потому что не раскрывают глаза свои видеть любовь Творца к ним, будто пренебрегают этим и совершенно не знают пути к совершенству и слиянию с Творцом, хотя говорится "Слейся с Ним", что достигается познанием совершенства Творца и овладения им. (Рамхаль, Маамар авикуах, стр. 97)
Рамхаль
Есть два пути война (страх) и мир (любовь) получить свет мудрости. Путь страха - через борьбу и уничтожение нечистой силы войной. Или путем любви, слиянием со светом Творца, отдачей. И человек должен избрать свой путь от времени и исправлений. Исправление светом - впустить в себя свет Творца, слиянием с ними, как наполняется светом душа. (Рамхаль, Адир бе маром, стр. 56)
Рав Мешулам Фейбиш
Отличие тайной мудрости от открытой, в том, что находящийся в тайной мудрости постоянно думает о Творце. Отличие это невозможно передать, оно либо воспринимается сердцем, либо нет. И это называется "Тайное учение", потому что не может человек передать его другому человеку, как вкус блюда невозможно передать тому, кто ни разу не вкушал его. Это и называется "скрытое" - невозможность передать и объяснить другому. Также и любовь к Творцу и страх перед Ним - невозможно передать другому, потому что это ощущение сердца, а потому называется "тайное". (Рав Мешулам Фейбиш, Йошер диврей эмет, стр. 14)
Рамбам
"Не познает человек любви Творца, пока не будет все время думать о Нем, как Сам Творец заповедал нам (Дварим, 6:5): "И возлюби Создателя твоего, всем сердцем твоим и всею душою твоею..." Любовь к Всевышнему возможна лишь через познание, и именно от познания зависит любовь. Потому должен человек изучать те науки, что дадут ему знания о его Создателе, и все зависит от способности человека познавать." (Рамбам, Законы возвращения к Творцу, гл.10, зак.6)
Бааль Шем-Тов
...Рав Барух спросил своего деда Бааль Шем Това: "Известно, что в давние времена желавшие постичь Творца постоянно подвергали себя ограничениям, а ты их отменил в соответствии со сказанным, что каждый, подвергающий себя добровольным лишениям, является нарушителем Торы и должен дать ответ за это. Так что же главное в работе человека над собой?" Ответил Бааль Шем Тов: "Я пришел в этот мир показать другой путь - человек должен стремиться овладеть тремя вещами: любовью к Творцу, любовью к народу, любовью к Торе(отдаче) - и тогда нет необходимости в добровольных лишениях".
Рабаш (книга "Даргот Асулам")
Смотрю я на крохотную точку, которая зовётся любовью к ближнему. И размышляю над ней: что же могу я сделать для того, чтобы насладить остальных? И когда смотрю я на всех вместе, то вижу муки, болезни, боли, страдания каждого члена общества, и глобальные, войны среди народов. Но кроме молитвы мне им нечего дать. И это состояние называется "страданием горем общества".
Существует любовь к себе и существует любовь Творца. Но есть между ними и нечто, что помогает прийти к Любви Творца - это любовь к ближнему. И потому сказал раби Акива: "Возлюби ближнего как самого себя - это главное правило Торы". А раби Илель Закен сказал, что вся Тора заключается в том, что "не делай другу, что тебе самому ненавистно", потому как только с помощью любви к ближнему можно научиться Любви к Творцу. И тогда вся Тора и вся Её мудрость наполняют сердце человека.
Как сказано в "Предисловии к Талмуду Десяти Сфирот" в качестве примера из мидраша: "Сказал Творец Исраэлю: "Вся мудрость жизни и вся Тора становятся лёгкими, если есть у человека страх предо Мной, и если слова Мои - Тора для него. Тогда сердце человека - это мудрость и Тора."
Что же это за страх? Это боязнь, что не сможешь доставить наслаждение Творцу. Поэтому тот, кто удостоился любви Творца, тот, как и Творец, желает насладить, потому как слился с Ним по свойствам, и Творец раскрывает тогда человеку Тору и мудрость. Приходят к этому в том случае, если основываются только на одном - на любви к ближнему, тогда лишь достигает человек ступени, где раскрывает ему Творец Свою Любовь и удостаивает его Мудрости Торы. Когда удостаиваются этого, удостаиваются получения Торы непосредственно от Творца, тогда видят всю Её Цельность, Простоту, Совершенство и Вечность."
Бааль Сулам. Четыре мира (конспект)
Постижение. Постигается материя, форма и существование бытия, абстрагированного от материи и формы - 4 мира. Мир - это дающий и получающий. Постигаются только материя и форма миров Ецира и Асия. Основа - форма, мир Асия, материал множества форм. Мир Брия - их общность, с трудом воспринимается разумом. Цель - познать преимущества света над тьмой в каждой детали действительности.
4 формы: точка, линия, плоскость, куб (от перемножения форм). Наш мир - материал, отпечатанный с Высших миров. Нами всё постигается в воплощении в материальные формы.
АВАЯ. Поэтому Творец постигается нами в имени АВАЯ, включающем все виды форм в мире: точка и линия - буква юд, плоскость - буква вав, трехмерная фигура - буква хэй. Хэй последняя - раскрытие первой хэй в материальном - в форме, занимающей место, тогда как три предшествующие формы не занимают места. Постигается и начало точки, начало буквы юд. Поэтому имя АВАЯ - источник всех имен. Но каждое имя - это связь получения и отдачи. Ведь постигаем не суть Творца, а воздействие от Него. Поэтому все творение представляет собой раскрытие действий (имен) Творца. Следящий за происходящим и объединяющий его с корнем, раскрывает Имя - то, что получает, исследуя и познавая Дающего.
Нет никого кроме Его. Еще не постигший Творца, находится во тьме, не имеет Имени - не видит, как все управление нисходит от Творца, поскольку кажется ему противоположным Творцу. Но когда раскрывает власть Творца во всем, выясняет, что противоположное Творцу - результат, исходящего от Творца, блага и в полной мере постигает величие Творца.
МАН-МАД. Многократным поднятием МАН (просьбы о исправлении), и нисхождением МАД (исправляющего света), увеличивается знание до состояния партнерства с Творцом в Его первичном действии, и, как Творец, создает миры, активно участвуя в управлении.
Действие исправления. Хотя все постигается в мысли, но человек обязан производить действия, т.к. раскрытие Творца проявляется в распространении до мира Асия, в практических действиях единения с Творцом.
Три союза: зрения, языка, крайней плоти. Основа единения и поднятие МАН - в мысли. Но завершение осознания и соединения с Творцом - в органах действия в союзе языка, зрения, крайней плоти. НЕХИ высшего парцуфа находится в низшем, пэ низшего - на уровне есод высшего, эйнаим низшего - на есод высшего, низший не постигает эйнаим высшего. Мы облачаемся в духовное только "глазами и ртом" - поэтому единение в союзах: пэ и айн (рта и глаз).
Передача знания. Творец через эти 2 союза передает все формы от мира к миру, от Учителя - ученику, письменно или устно. Т.о. у глаз есть сила в чтении письма получить всю мудрость мира, а у рта - отдать все благо мира товарищу.
Все миры созданы для науки Каббала, чтобы мудрость могла придти к исправляющемуся, с помощью 3 союзов, что является сутью письменной и устной методики Каббалы.
Буквы и точки. Распространение отдачи - буквами и точками, т.к. глаз сердцем воспринимает только буквы и точки, а рот управляется буквами. Поэтому это названо сердцем, т.к. получает мудрость по 32 каналам отдачи (32 - гематрия слова "лев" - сердце), т.е. через 22 буквы и 10 точек - основу форм мира, наполненные мудростью и жизнью мира. И в этом смысл 4 букв имени АВАЯ, включающих в себя все формы письма и речи, так как форма букв - точки и линии, где точка - сокращение, а линия - распространение.
Свет и кли - указывают на отношение света к источнику и к получателю, чтобы в истинном единении завершилась работа. Природа сути различима в кли, в которое она облачается. Познается свойство Творца, но суть Его познать не дано, ведь все постигается в кли, в котором облачена суть Творца.
Сообщения: Из-за циклона в Тайланде унесшем 22,000 жизней затоплены все рисовые поля. Т.к Тайланд один из главных экспортеров риса, ситуация еще более обострилась. Цены взлетели на новые рекордные цифры. Запасы зерновых в мире достигли своей самой низшей точки - такая была в 1970 году. Топливо: Цена за баррель сейчас - 121$. Голдман Сакс и ведущие финансовые компании ождидают скачек который подымет цену на баррель в районе 150-200$ в октябре этого года. Из-за скачка на топливо, цены на электричество возрастут в 2 раза. ВСЕ экстренные мировые запасы составляют всего 2.3% дневного расхода топлива в мире и находятся в основном в Саудовской Аравии. Сомалия - продолжаются протесты. Они не гтребуют свободы, им не надо комфортных условий - людям нечего есть! Успеваем ли мы в распространении Каббалы за всем этим..?
Ответ: Это уже начинает быть похожим на 7 голодных египетских лет. Если каждый, кто понимает, что Каббала - единственное средство исправления этого состояния, начнет ее активно распространять, только знания об этой методике исправления, уже само по-себе достаточно для масс, чтобы общее состояние мира начало изменяться. Все, кто сколько знает об этом, уже каждый обязан действовать - за эти знания спросят...
Вопрос: Как проходят скрытие?
Ответ: Изначально человек ощущает себя - как все в это мире. Когда под давлением точки в сердце начинает изучать каббалу, он начинает понимать, что духовное - значит отдача. Но тело его об этом не желает слушать, он как бы не осознает, что в Каббале говорится о исправлении себя на любовь ко всем.
В результате учебы, он начинает осознавать, что все-таки говорится о отдаче и любви к другим. Но одновременно понимает, что не согласен с этим. Постепенно соглашается, что это, наверное, и впрямь, самое возвышенное, но тело (желания) не согласно.
Тут возникает в нем просьба к Творцу - чтобы тело позволило ему так поступать - "не ради себя". Чтобы смог не только желать, но и поступать. И получает раскрытие высшего мира, от чего появляются в нем силы действовать "ради отдачи".
Только ли по методике Бааль Сулама можно прийти к личному полному исправлению? - Я иной не нашел.
Нет никого, кроме Него, он ответственный за все, что происходит с нами, почему катастрофа была необходима для Бога? - Творец = Природа, нарушаешь закон - получаешь реакцию-ответ.
На одной из утренних лекций вы сказали, что в группе мы никогда не сможем соединиться напрямую друг с другом, а только через Творца, который является «клеем», склеивающим нас, но как можно прийти к правильному соединению через Творца? - просить его соединить нас, чтобы свойства клея приклеились к нам.
Если группа - это мое духовное "зеркало", и по нему я могу узнать, где я нахожусь по отношению к Творцу, так по каким признакам я могу знать, что правильно продвигаюсь в группе? - по необходимости соединиться с ней.
Если крестьяне просят дождя, Творец дает им дождь Но просьба дождя - это тоже эгоистическая просьба, так почему она получит ответ? - потому что очень просят, как жизнь!
"Мы рисуем картину мира внутри нас, с помощью 613 наших желаний (сердце), и связь между ними (мозг), как на сетке, похоже не сетку пикселей на мониторе компьютера. То есть, наше видение мира, это мы сами, совершенно субъективное". Но мы эгоисты, хотим только для себя, как тогда мы рисуем себе нежелательные вещи назавтра? - Мы планируем "как лучше" для эгоизма, но, поскольку он не может наполниться, в итоге ощущается его опустошение и получается "как всегда".
Каждый раз, когда я прошу понять совершенство Его действий, чтобы оправдать Творца, я получаю удары и духовные и земные. Я уже боюсь просить понять, я не хочу быть далек от Творца более чем я сегодня. Что будет? - К сожалению, наш эгоизм учится только от ударов, иначе он не понимает.
Использование двух сил вместе, отдачи и получения, невозможно. И если цель творения - чтобы мы были только отдающими, и если молоко обозначает только отдачу, почему неверно, что все будем вегетарианцы в конце? - После обретения намерения "ради других, Творца", мы используем все свои желания получать, получаем ради отдачи. Употребляем все окружающее с намерением отдачи - это эквивалентно отдаче.
Случаи антисемитизма в мире увеличились в 3 раза. Это говорит о ускоренном развитии? - Да.
Почему вы не говорите не евреям, которые у вас учатся, что они обязаны пройти гиюр (перейти в еврейство)? Ведь рамки заповедей - это оптимальные рамки для выполнения исправления. - Нет никакой необходимости в выполнении заповедей не евреям для исправления души. Бааль Сулам пишет, что в исправленном обществе, каждый может оставаться, если пожелает, в своей религии. Ведь внешнее - не более, чем обычаи.
Творец по своей природе любит, отдает, и не меняется. Как творение должно обратить свою природу и выйти из своих свойств, если даже Творец этого не делает? Чем это превращение подобно Творцу? - Подобно в подобие Его свойству отдачи, Его действиям отдачи. Творец - это вечный и совершенный закон Природы.
Женщина в обязательном порядке зависит от мужчины или она может продвигаться быстрее и выше по ступени? И что "возвращает ее к источнику" вместо того света, исправляющего душу напрямую во время учебы и намерения? Может ли она получить исправление только от ее вовлеченности в среде мужчин? И тогда только через них свет приходит женщинам? - нет никакой необходимости быть среди или близко к мужчинам. Это даже вредно, отвлекает. Вовлечение в распространение, вместе с другими, или даже одной, вместе с учебой по интернету - даст результат.
Вопрос: Я чувствую боль своего малыша. Это ревность, возникшая после рождения второго ребенка. Как с помощью методики Каббалы помочь ему?
Ответ: Каббала не занимается такими проблемами. Каббала - это раскрытие человеку Творца, не лечение и не лекарство от текущих наших проблем.
Вопрос: В книге Наука Каббала, т. 1, стр. 105 сказано: "Душа может вселиться во взрослого человека в любое время его жизни. Души сменяют одна другую в человеке в течение всей его жизни. В принципе это подобно одежде, которую человек меняет постоянно, - так и душа меняет свое материальное одеяние, наше физиологическое тело, уходя из него, заменяясь другой душой. Тело умирает, а душа меняет свое одеяние на иное". - Так в человеке, в одном теле, души сменяют одна другую или, наоборот, душа меняет тела?
Ответ: Реализация каждого нового решимо является новой душой - новым сосудом с новым наполнением. Кругооборот душ - постоянный, но качественно новый - при смене жизни.
Вопрос: В продолжение предыдущего вопроса о людях с психическими отклонениями - стоит ли им объединяться для занятий каббалой? Какую-нибудь закрытую отдельную группу? Ведь их становится все больше и многие вполне адекватны, в так называемых, "пограничных состояниях". Лично мне что делать? Попал (можно сказать, случайно) в больницу, накачали таблетками. По правилам ББ до занятий не допустят. Периодически, большую часть времени, бывают состояния абсолютной адекватности. Как быть - заниматься самостоятельно? Быть просто рядом с группой? Организовать свою группу для людей после психбольницы? Ведь вопрос о смысле жизни в полной мере возникает у людей как раз в такие кризисные моменты жизни, когда бросает жена, теряешь работу и т.п.
Ответ: Это большая проблема, потому что учеба требует крепких нервов и больших усилий. Множество людей психически неустойчивы, хотя даже и не диагностированы больными. Мы понимаем стремление человека к духовной цели, но его занятия должны быть уравновешены со всеми другими занятиями в нашем мире, и он должен быть под наблюдением врача. Чтобы не навредить человеку и Каббале (дескать, "от Каббалы сходят с ума"), советуем нервно и психически слабым учиться малыми порциями, на наших заочных, выставленных в Интернете, курсах. Но просим следить за собой, обращать внимание на реакцию близких на свое самочувствие, систематически проверять свое психическое состояние у врача и действовать только по его рекомендации.
Бааль Сулам. Наука Каббала и ее суть (конспект)
Наука Каббала - это раскрытие Творца во всех Его свойствах и проявлениях и поэтому нет более важной науки.
Объект творения - человек, все сделано для него.
Цель творения - чтобы человек ощутил Творца, как других.
Конечная цель существует уже в замысле. Поэтому, в соответствии с целью, человечество развивается в своих свойствах до способности ощутить Творца, как ощущает товарища.
Свойства постепенного уподобления Творцу - как ступени лестницы.
Сверху вниз постепенное скрытие Творца, пока не возникает из света материальная действительность и материальные создания.
Снизу вверх постепенное развитие человечества в подобие Творцу и раскрытием Его.
Народ считает, что суть Торы и религии - лишь в правильности действий и нет явного немедленного следствия от выполнения заповедей. А потому достаточно изучения только того, что касается действий.
Необходимость намерения. Но сказано: "Какая разница Творцу как забивается приносимое в жертву животное - с затылка или с глотки? Ведь заповеди даны только чтобы объединить ими творения" - вот еще одна цель исполнения заповедей, а действия - только подготовка к достижению этой цели. И если действия не направлены на достижение цели, это равносильно тому, что не сделал ничего, как сказано в Зоар: "Заповедь без намерения - как тело без души", т.е. действие должно сопровождать намерение. Намерение должно быть истинным - "ради Творца". Поэтому, еще до действия необходима учеба, которая поможет обрести веру в Творца и Его управление (Нет никого кроме Него). Поэтому сказано: "Я создал эгоизм и Тору, для его исправления", а не заповеди, для его исправления, ведь эгоизм не даст исполнять заповеди.
Обязанность изучать Каббалу. Только Тора является средством исправления, способным отменить эгоизм и обрести свойство отдачи, как сказано: "Свет Торы возвращает к Источнику".
Тора - для изучения. Поэтому много текстов Торы не для объяснения действий, а для изучения - чтобы вызвать исправляющий свет и достичь свойства отдачи. И результат учебы зависит от содержания света в изучаемой части Торы. Самые эффективные тексты, несущие изучающему большой свет исправления - это тексты, говорящие о практическом раскрытии Творца.
Четыре языка, используемые в науке Каббала: ТАНАХ, Алахот, Агадот, сфирот. Все 4 языка раскрылись каббалистами одновременно и каждый включает в себя остальные.
Первые каббалисты хотели скрыть Каббалу от масс, считавших, что Каббала и Мусар - это одно и то же и использовали формы букв.
Язык ТАНАХа - основной, коренной, язык молитв, есть связь ветвь-корень, удобен в понимании, основан Адамом. Недостаток - нет точности.
Язык Алахот - язык существования действительности, целиком взят из ТАНАХа, более точно показывает Высшие корни, но постичь можно только из полного постижения.
Язык Агадот - легок, притчи, неточен, нет связи ветвь-корень. Точен только для постигающего.
Язык Каббалы -точен в связи ветвь-корень, причина-следствие, в деталях, но труден для постижения - только путем передачи из уст каббалиста в уста понимающего ученика (пэ эль пэ).
Порядок применения языков постепенный, по мере их развития - от языка ТАНАХа, наиболее удобного для использования, затем языка Алахот, взятого из языка ТАНАХа, для указаний поведения в повседневной жизни, затем язык Агадот, вспомогательный, быстро воспринимается, нет точного соответствия корня и ветви, затем язык Каббалы, говорит только о духовном, доступен лишь постигающим, каждое слово имеет точные рамки, невозможно заменить другим языком.
Забвение Каббалы. Скрытие языка Каббалы началось за 70 лет до разрушения Храма, а со времен скрытия книги Зоар постепенно забылся язык и уменьшилось число пользующихся им, и получился разрыв на поколение, когда учитель не передал его понимающему ученику. Раби Моше дэ-Лион был последним каббалистом, пользовавшимся этим языком, и раскрыл его миру, но сам не понял ни единого слова в нем, что видно по его комментариям языком ТАНАХа на книгу Зоар.
Каббала АРИ. Пока не пришел каббалист Ари, чье постижение не имело границ, который раскрыл нам язык Зоара. Поэтому с тех пор все изучают Каббалу по книгам АРИ.
Итак, Каббала представляет собой внутреннюю часть ТАНАХа, Талмуда и Агады.
Каббала, раскрытия Творца творениям, развивается и становится все более пригодной для широкого распространения. И каждый каббалист обязан передать своим ученикам все, что унаследовал от учителя, добавив то, что постиг сам.
Порядок передачи науки - по пути ветви и корня, сверху вниз и снизу вверх. Всему разнообразию в неживом, растительном, животном и говорящем уровнях этого мира соответствует каждая деталь мира высшего, и вся разница только в их материале.
Цель материального мира - в постепенном развитии до высшего мира.
Суть науки Каббала - общее знание неживого, растительного, животного и говорящего уровней, и их проявлений в замысле Творца. Поэтому каббалист обретает обширные знания всех наук, исходя из сути науки Каббала, так как все науки заключены в ней.
Тайна единения. Главная особенность Каббалы - взаимопроникновение всех частей миров и законов и их объединения в единое целое.
Предоставление разрешения - в нашем поколении разрешено раскрывать науку Каббала.
Абстрактные названия - язык Каббалы использует только конкретные определения - по проявлению сил в себе, как мы изучаем магнетизм, хотя не можем постичь его само, а лишь его действия. И только из опыта даем имена.
Невозможность постижения сути даже в материальном - мы постигаем только проявления сил, взаимодействующих с нашими органами чувств.
Душа. Каббала говорит, что есть три силы: тело, животная душа, святая душа - все это одна непостигаемая суть, проявляющаяся в трех образах в наших ощущениях.
Комментарии. Можно объяснять Каббалу с помощью внешних наук, так как Каббала является корнем всего, и все заключено в ней, но приводит к заблуждениям. Я - первый, разъясняющий в связи корнем и ветвью, причиной и следствием. Этот подход универсален.
Три составляющих науки Каббала:
- "Первоисточник" - раскрытие Творца.
- "Из уст в уста" - Понимание первоисточника, как постигнутого от высшего. Адам Ришон первым раскрыл эти знания. Эти знания могут быть переданы только устно, из уст в уста.
- "Написанное" - позволяет каждому, кто даже не понимает написанного, очищаться с помощью Высшего Света. В этом написанное языком Каббалы превыше остальных.
Порядок передачи науки
Наиболее эффективно найти каббалиста и подчиниться всему, что он возложит на тебя, пока не поймешь науку с его помощью, как от "Первоисточника", затем воспринять "из уст в уста", а затем - понимание "Написанного". Только тогда он легко унаследует от своего Рава всю мудрость и приспособления, и останется ему только расширять и развивать.
Возможен иной, трудный путь: вследствие огромного устремления, раскроется человеку Свет - и сам постигнет Первоисточник, затем огромными усилиями найти мудреца, чтобы склониться перед ним, и получить мудрость "из уст в уста", а затем понять "Написанное".
Бааль Сулам. Практические советы по достижению единства
Сделайте все, что в ваших силах, а спасение от Творца придет неожиданно. И главная задача, стоящая перед вами сегодня, - это единство товарищей. Прикладывайте в нем все больше усилий, потому что эти усилия покроют все ваши недостатки. (Плоды мудрости. Игрот, стр. 48)
Я приготовил вам порядок действий, благодаря которому вы сумеете, несмотря ни на какие помехи, удерживаться в пути на цель. Но самое важное правило - единение товарищей. И если укрепитесь в этом, без сомнения поднимитесь от вершины к вершине в духовном возвышении. (Плоды мудрости. Игрот, стр. 142)
Напоминаю вам о силе, таящейся в любви к товарищам, от которой зависит ваше право на духовное существование, которой измеряется близость вашей цели. Поэтому, освободитесь от всех надуманных занятий и полностью сосредоточьтесь на правильных действиях, способных связать ваши сердца в одно сердце, дабы исполнилось в вас "Возлюби ближнего, как себя" в подлинной простоте. (Плоды мудрости. Игрот, стр. 142)
Не придет спасение Творца, если не нуждаешься в нем немедленно. А кто может подождать до завтра, не достигнет ожидаемого за все годы жизни. А случится это с вами из-за пренебрежения моим указанием "приложить все усилия для достижения любви к товарищам", о чем я подробно и полно объяснил вам, что только эта чудесная сила способна исправить все ваши недостатки. (Плоды мудрости. Игрот, стр. 55)
Прошу вас приложить все силы для достижения любви к товарищам, изыскивать возможность умножить эту любовь и освободиться от материальных страстей, вносящих ненависть, ведь, между желающими радовать Творца, не может быть ненависти, а лишь милосердие и любовь. (Плоды мудрости. Игрот, стр. 53)
Любите всей силой каждый своего товарища, как самого себя, страдайте его бедами, радуйтесь его радости, насколько это только возможно. (Плоды мудрости. Игрот, стр. 145)
Если человек не ощущает большое желание к духовному, но находится среди людей, желающих духовного, и эти люди приятны ему, то он проникается их желанием и стремлением, даже, если в его собственных свойствах нет таких сил и желаний. Но благодаря важности, устремляющихся к Творцу, в его глазах, он получает от них все новые силы. (Шамати. Статья 99. Быть ему грешником или праведником - не говорится.)
Невозможно человеку поднять самого себя и вырваться из своего круга. Поэтому, желая приподняться, он обязан питаться от своего окружения и прилагать большие усилия в исправлении. Но, если человек выбирает себе правильное окружение, то выигрывает во времени и в усилиях, потому что устремляется за правильным окружением.
(Шамати. Статья 225. Поднять себя.)
Знайте, что в каждом из ваших товарищей есть множество духовных искр, и если собрать все их вместе в братском союзе, любви и дружбе, то безусловно этого достаточно для достижения большой духовной ступени. (Плоды мудрости. Игрот, стр. 55)
Свобода выбора истощает психику человека - Свобода выбора является одной из фундаментальных ценностей современного общества, в котором людям приходится совершать тот или иной выбор буквально на каждом шагу. Однако американские психологи пришли к выводу, что необходимость постоянно делать выбор истощает ресурсы человеческой психики и пагубно отражается на способности людей решать элементарные задачи и преодолевать трудности повседневной жизни. Результаты исследования, посвященного влиянию акта выбора на человеческую психику, опубликованы в апрельском номере Journal of Personality and Social Psychology ("Журнал личностной и социальной психологии").
Ответ: Это не свобода и кажущийся выбор кажущейся возможности. Если человек "поднимется на этаж выше", он обнаружит там пульт управления им, и что кажущаяся ему свобода -на самом деле реализация влияния света на решимо, ген желаний, который запускается, и человек начинает двигаться физически, ментально и пр.. Только когда человек, получив желания окружения, группы, "подняться над собой", своим эгоизмом, требует во время изучения Каббалы, этого от Света, Свет поднимает его, вызывая в нем желание отдачи, человек "поднимается над собой", своими желаниями получить - обретает "свободу" поступать против своей первоначальной природе, но поступать обязательно, вынужденно, в соответствие со своей новой природой. Между двумя природами - "По какой поступать?" - находится его свобода воли - это свобода в выборе (в клипат Нога) "Кто будет мною управлять" - и он выбирает Творца, подобие Ему. А силы на выбор проявляются в нем - в мере получения от окружения оценки величия Творца.
ТВ программа "Свобода воли"
Видеозапись ч.1: Открыть | Скачать
Видеозапись ч.2: Открыть | Скачать
Аудиозапись: Открыть | Скачать
Избранные отрывки
Бааль Сулам в воспоминаниях современников
Рав Йегуда Ашлаг (Бааль Сулам) родился в Варшаве, в 1884 г. и уже с ранних лет был отмечен учителями как человек, непрестанно стремящийся к раскрытию тайн мироздания. Он поражает своих наставников блестящим знанием всех основополагающих книг иудаизма, а также прочитывает в оригинале произведения выдающихся западных философов, среди которых Кант, Гегель, Шопенгауэр, Ницше и Маркс. Впоследствии он сравнит их взгляды с позицией науки каббала в своих статьях.
По окончании Первой мировой войны, в 1921 году, Бааль Сулам покидает Польшу и перевозит свою семью в Палестину. Сразу по прибытию в Иерусалим он отправляется в древнюю каббалистическую школу "Бейт Эль", бывшую в течение 200 лет центром изучения каббалы, но быстро разочаровывается в иерусалимских каббалистах, уровне их знаний и подходе к изучению каббалы. Видя сложившуюся ситуацию духовного падения масс и желая изменить ход исторического развития, которое предвещает наступление новой катастрофы, период тяжелых страданий и лишений, Бааль Сулам организовывает группу учеников и начинает писать книги, чтобы обучить людей методике правильного восприятия реальности и разумного существования в ней.
Подобно другим каббалистам, Бааль Сулам часто сталкивался с трудностями и сопротивлением. Живя в Варшаве, он придавал большое значение репатриации в землю Израиля и обращался ко многим раввинам с призывом о переезде. Ответом был решительный отказ, вызванный опасениями перед секуляризацией. В 1919 году Бааль Сулам попытался организовать группу из нескольких сот семей, чтобы вместе создать поселение на земле Израиля. Его почин почти удался, однако когда дело получило огласку, раввины поспешили наложить запрет. Репатриантов разогнали, идею отвергли, а Бааль Сулам, с позором выпровоженный из общины, поехал в Палестину сам.
Об этом периоде рассказывает статья Аарона Сорского, опубликованная в 1986 году: "В 1919 г., примерно через год после окончания Первой мировой войны, он готов был переступить врата Иерусалима. Наш учитель Йегуда Ашлаг... оставил свой круг и попытался организовать большую группу из 300 семей, чтобы поселиться в стране обетованной. Его идея начала осуществляться: нашлись земельные участки, и уже заказали сборные домики из Швеции. Всё было готово к отъезду, но враждебные силы расстроили задуманное. Здесь не место поднимать эту больную тему, давно уже ушедшую в забвение, однако достаточно будет отметить, что из всех 300 семей выехали лишь Бааль Сулам и члены его семьи".
Аарон Сорски. "Адмор рабби Йегуда Лейб Ашлаг - Бааль Сулам: к 30-летию со дня смерти". "המודיע", ט' בתשרי תשמ"ו
Эти события упоминаются также в книге рава Йосефа Брамсона "Дни мира: неотвратимый конец". Она рассказывает о том, как Бааль Сулам втайне организовал группу из нескольких сот человек, изучил возможные источники заработка в земле Израиля и поставил условие, чтобы перед переездом каждый выучился полезной профессии. В его планы входило создать поселение и жить в сборных домиках, заказанных из Стокгольма. Однако секрет открылся, и Адморы начали преследовать членов группы, не гнушаясь избиениями и террористическими методами. В итоге, в 1919 году группа была разогнана. Продолжив начатое, Бааль Сулам продал квартиру и книги и приготовился к отъезду. Однако начались погромы, и власти прекратили репатриацию. В результате Бааль Сулам, уже смещенный с поста раввина, остался без жилья и заработка. Лишь через несколько месяцев репатриация возобновилась, и в Суккот 1921 года он вместе с семьей прибыл в Палестину, в яффский порт. Йосеф Брамсон, "Дни мира: неотвратимый конец, мысли и дела в свете идеалов великих представителей народа Израиля последних поколений". ירושלים תש"ם, עמ' 99
На Святой земле Бааль Сулам посвятил жизнь изучению науки каббала и ее широкому распространению. В 1933 году он начал выпуск серии брошюр, призванных донести до народа каббалистические знания. Первая брошюра называлась "Дарование Торы", и в ней указывалось, что серия будет состоять из 50 частей. Название первой же статьи однозначно свидетельствовало о намерениях автора: "Время действовать". Через две недели вышла вторая брошюра - "Поручительство", а затем - третья и последняя, под названием "Мир".
Стремление Бааль Сулама распространить науку каббала в массы не понравилось его противникам, и они приняли меры, чтобы прекратить публикацию статей. Спустя годы об этом рассказал Б. Ландой в одной из газет: "Три номера, вышедшие в свет, вызвали большой резонанс даже в свободных кругах, и из опасений и т.д. он прекратил публикацию. Понимающему достаточно". Б. Ландой, "Наш учитель рав Ашлаг: к годовщине смерти", архив Научно-исследовательского института имени рава Ашлага.
В 1940 году, через семь лет после того как был прерван выпуск брошюр, Бааль Сулам выпустил в свет газету "Народ", призывающую к объединению общества. По его замыслу, газета должна была выходить раз в две недели, однако противники снова расстроили его планы. Они заявили британским властям, что газета распространяет коммунистические идеи, и ее закрыли сразу же после выхода первого номера. Профессор Элиэзер Швед, лауреат государственной премии Израиля 1994 г. за исследования еврейской мысли, посвящает методике Бааль Сулама статью в своей книге "Между разрушением и избавлением" (Тель-Авив, 1994, сс. 193-215). По его словам, "эти статьи [опубликованные в 1933 г.] были призваны объяснить решение Бааль Сулама распространить в народе свое послание именно тогда (в год, когда нацисты пришли к власти в Германии!)".
Швед отмечает также, что Бааль Сулам "не удовлетворялся тем, что ему раскрылись тайны "Древа жизни" и "Зоара", но прилагал усилия, чтобы писать свои комментарии, опубликовывать их, и даже убеждать всех в необходимости их изучения". Речь идет о каббалисте, продолжает проф. Швед, который "сознательно и преднамеренно сошел с пути прежних каббалистов, скрывавших и прятавших свои знания. Однако он вовсе не восстал против них, а наоборот, хотел продолжить их дело. По его мнению, наконец-то пришло время раскрыть тайны и даже огласить их публично". Швед добавляет: "И в комментариях, и в самостоятельных сочинениях рав Йегуда Алеви Ашлаг заметно выделялся из рамок, принятых в его ортодоксально-хасидской среде. Одна из ярких отличительных черт его исключительности - потребность в научном обосновании и в мастерстве научного толкования".
Швед анализирует методику Бааль Сулама и настаивает на ее уникальности:
"Рав Ашлаг всем сердцем верил - и свидетельством тому служат его старания обучать истине каждого, кто пробуждался к ней, а также неустанные обращения к тем, кто еще не пробудился, - что все признают и узнают, что их святой долг - изучать тайную науку "Зоара", даже если они не ученики мудрецов и даже если не углублялись в премудрость Гмары. Для этого он постарался за них: перевел арамейский язык на современный иврит, "разбил замки тайных комнат и прорубил в них окна, проливающие свет на темные хранилища". Зачем всё это? - Чтобы раскрыть тайны книги "Зоар", время которой настало сейчас и устремлено на окончательное избавление? Нет, это и есть сам процесс окончательного избавления".
Об идейной близости Бааль Сулама с Кантом, Гегелем и Марксом профессор Швед говорит следующее: "Именно на каббалистической почве рав Ашлаг смог заново утвердить основную идею историософии - идею о "хитрости истории", фигурировавшую как в кантианском и гегельянском идеализме, так и в марксистском материализме... Без толчков и понуждений со стороны "горьких симптомов" войны за существование на телесном уровне, народы не оторвались бы от желания земного телесного счастья и не обратились бы к научным исследованиям, которые, как мы теперь видим, поднимали их ступень за ступенью на уровень постижения духовной и нравственной истины. Из эгоистического намерения они постепенно выходят на такую ступень, где смогут приобщиться к истине и жить на ее уровне".
Швед подчеркивает слова Бааль Сулама о том, что наука каббала раскрывается не благодаря его исключительным заслугам, а вследствие зрелости поколения: "Рав Йегуда Алеви Ашлаг не присваивал это замечательное достижение, обладающее прямым мессианским значением, себе лично. Он верил: то, что им раскрыто, обусловлено ступенью, которой достигло поколение в целом. И только отсюда вытекает мессианское значение: во время написания "Зоара", а также "Древа жизни" уровень теоретического и научного постижения современников не позволял понять раскрывшуюся в этих книгах истину. А потому истина должна была раскрываться отдельным великим людям, которым свыше открылась тайная наука.
Теперь же, утверждает рав Ашлаг, каждый человек среди нас может понять то, что когда-то понимали только избранники. Таков научно-теоретический уровень поколения, благодаря всему тому, что было исследовано и выявлено наукой. Благодаря достижениям культурно-научного уровня в этом поколении, такой человек, как он, смог возвыситься и написать комментарий, упрощающий все сложности и раскрывающий ясную истину, которая таилась в странных символах, - так что каждый средний человек может постичь ее должным образом".
Печатая свои книги, Бааль Сулам сталкивался с многочисленными денежными затруднениями. Он придавал огромную важность выпуску каббалистических книг и прилагал все усилия для распространения каббалы в массах. Свидетельство тому - воспоминания профессора Шломо Гиоры Шохама, лауреата государственной премии Израиля по криминологии 2003 г., о встрече с Бааль Суламом в начале 50-х.
"Каждый раз, когда ему удавалось собрать немного денег от небольших пожертвований, он печатал части своего "Сулама". Я нашел его в ветхом здании, напоминавшем развалины, возле старого печатного станка. Он не мог позволить себе платить наборщику и потому сам набирал литеры, каждый раз часами простаивая над станком, хотя находился уже в конце шестого десятка лет своей жизни. Он, без сомнения, был праведником: скромный человек с приветливой улыбкой. Позже я слышал, что он столько часов провел за набором текста, что свинец нанес вред его здоровью".
Миха Оденхаймер, "Через каббалу к коммунизму", газета "а-Арец", 17.12.2004.
Как уже говорилось, Бааль Сулам не только писал книги, но и многое делал для популяризации своих идей. С этой целью он встречался с руководителями тех лет, с лидерами рабочего движения и общественными деятелями, в числе которых Давид Бен-Гурион, Моше Шарет - второй премьер-министр Израиля, Залман Шазар - третий премьер-министр, писатель и поэт, Хаим Арлозоров - один из лидеров сионистского рабочего движения, Моше Арам - член Кнессета пяти созывов, Меир Яари и Яаков Хазан - лидеры партии МАПАМ, проф. Дов Садан - известный публицист и член Кнессета, Хаим Нахман Бялик - знаменитый поэт.
Дов Садан, помогавший в организации этих встреч, был изумлен упорством Бааль Сулама в стремлении наладить контакты с рабочим движением, и отметил это в двух своих статьях.
На Давида Бен-Гуриона встречи с Бааль Суламом произвели неизгладимое впечатление. Вот, что он пишет об этом.
"Раву Баруху Шалому Ашлагу. Здравствуйте. Дорогой рав! Я с большим удовольствием вспоминаю о встречах и беседах, которые состоялись у нас несколько лет назад в Тель-Авиве с вашим отцом Бааль Суламом. Я сожалею о том, что они прекратились. Некоторые вещи, которые я от него услышал, вызвали у меня большой интерес, и если бы я мог высвободить время, то был бы рад вновь услышать слова Торы и мудрости из его уст".
Архив Бен-Гуриона, письмо от 11.04.1951
"Раву Йегуде Цви Брандвайну. Несколько лет назад мне довелось неоднократно встречаться в Тель-Авиве с равом Ашлагом и подолгу беседовать с ним - и о каббале, и о социализме. Одна его фраза отпечаталась у меня в памяти. Он сказал мне: "Даже если человек всю свою жизнь верит в Бога - вера его немногого стоит, так как это не столько вера, сколько привычка. Ценен лишь тот верующий, который когда-то был атеистом". Я не осмелился спросить его, был ли и сам он когда-то атеистом..."
Архив Бен-Гуриона, письмо от 20. 05.1958
"Я придаю большое значение завершению начинаний рава Ашлага. Я всегда сожалел о том, что у меня нет ивритского перевода "Зоар". Правда, издательство "Бялик" опубликовало частичный перевод - однако нужно, чтобы текст полностью был доступен ивритскому читателю, неспособному понимать арамейский язык этой великой книги, занимающей столь важное место в духовной жизни нашего народа".
Архив Бен-Гуриона, письмо от 06.01.1960
"Затем ко мне пришел сын Ашлага, (Барух Шалом Ашлаг). Я рассказал ему о своих встречах с его отцом в Тель-Авиве несколько лет назад: я хотел говорить с ним о каббале, а он со мной - о социализме..."
Архив Бен-Гуриона, дневники, 11.08.1958
Вопрос: Для того, чтобы правильно понимать друг друга, т.е. говорить на "одном языке" люди должны оперировать общими понятиями. Мне кажется, что часто Вас понимают неправильно, потому что мы слышим ваши каббалистические определения, но вкладываем свой привычный смысл в эти слова. Дайте каббалистические определения понятиям:
Ответ:
Желание - весь материал творения, место получение света, ощущения Творца.
Намерение - ради чего, с какой целью производится действие.
Состояние - ощущение в желании и намерении.
Чувство - а) орган восприятия, б) ощущение
Ощущение - реакция желания на ощущаемое в нем.
Восприятие - измерение ощущения
Радость - ощущение наполнения в себе или в другом
Эйфория - чувство превыше экрана
Горе - ощущение отсутствия желаемого
Печаль - состояние низкого наполнения