Михаэль Лайтман – основатель и руководитель Международной академии каббалы и Института исследования каббалы имени Й. Ашлага, всемирно известный каббалист, несомненно, является одной из наиболее ярких и значимых фигур нашего времени.
Огромная эрудиция, широта и разнообразие направлений деятельности М. Лайтмана и его учеников, сотрудников академии могут вызвать только неподдельное восхищение: блестящие, четко выстроенные, но весьма сложные, фактически недоступные для "непосвященных" комментарии к "Книге Зоар" и Торе; строгий беспристрастный анализ современной эпохи; разработка проектов будущего интегрального общества; интереснейшая автобиография-исповедь ("Невероятные откровения каббалиста"); книги, написанные совместно с выдающимися учеными – философами, физиками, футурологами; беседы и интервью с известными политическими и религиозными лидерами; популярная литература, в том числе и для детей; статьи для журналов и общение с аудиторией в блоге, ежедневные уроки и многое другое, включая интенсивную работу по организации конгрессов в разных странах мира. Далее...
Все это подчинено одной, главной цели: дать базовые знания о каббале современному человечеству с тем, чтобы они стали действенным орудием в решении глобальных проблем и выборе новой стратегии цивилизационного развития. Задача, поставленная М. Лайтманом, трудна по разным причинам. Одна из них состоит в том, что грубые, искаженные, совершенно неверные представления о каббале до сих пор доминируют не только в массовом сознании, но и в среде ученых.
Между тем всего несколько столетий назад каббала занимала важное место в идейном арсенале европейских и русских мыслителей (среди них Дж. Пико делла Мирандола, Й. Рейхлин, Парацельс, Г. Лейбниц, Б. Спиноза, И. Ньютон, Ф. Шеллинг, В. Соловьев, Н. Бердяев и др.), которые считали ее "царицей наук", объемлющей и синтезирующей самые различные дисциплины, величайшей мудростью, содержащей универсальную истину. В свое время каббала сыграла значительную роль в развитии западной натурфилософии, в формировании теории прогресса; именно к каббале обращались философы, разрабатывавшие идеи единого человечества и всеобщего согласия народов и религий.
Однако, начиная с XYIII в. союз науки и каббалы постепенно стал распадаться, каббала, оказавшись достоянием европейских оккультистов, все больше ассоциировалась с магией. Поэтому сейчас ее "реабилитация" и популяризация крайне востребованы. Речь идет о знакомстве с базовыми понятиями каббалы, преподнесенными в доступной форме, "переведенными" на язык современной эпохи, адаптированными к современному стилю мышления, но отнюдь не утратившими при этом свое каббалистическое содержание. Поэтому простые и знакомые, на первый взгляд, слова: альтруизм, эгоизм, Природа, интегральность, исправление и т.д., приобретают в работах М. Лайтмана новое, глубокое и сложное содержание, постижение которого требует усилий.
Считается, что периодически появляются великие каббалисты, которые создают новый язык, соответствующий той или иной эпохе. И это – крайне сложная и ответственная задача, поскольку слова, употребляемые в обыденной речи применительно к объектам "земного", материального мира, должны, согласно каббале, полностью соответствовать обозначаемым им явлениям в высших духовных мирах, нами не воспринимаемых.
Модернизация и систематизация понятийного аппарата каббалы, как известно, была начата еще в XYI в. Ицхаком Лурией, в прошлом столетии ее продолжил Бааль Сулам, а в наши дни ее завершает и поднимает на новый уровень М. Лайтман, стремясь сформировать адекватный образ этого учения в общественном сознании, преодолеть отторжение и скепсис, пробудить интерес и создать фундамент для возобновления творческого плодотворного диалога с наукой, который, как уже говорилось, имеет давнюю традицию, хотя огромный созидательный потенциал каббалы был и остается пока по преимуществу скрытым от нас.
Почему именно сейчас этот потенциал должен быть задействован в полную силу? М. Лайтман утверждает, что наступило время "раскрытия" каббалы, так как человечество, готовясь вступить в совершенно новую фазу своего развития, находится в стадии исторического перелома, который сопровождается беспрецедентным по масштабу глобальным кризисом, охватывающем все страны и все сферы человеческой деятельности.
Глубина и последствия происходящих трансформаций очевидны еще далеко не всем, однако точка зрения М. Лайтмана вполне согласуется с оценками и прогнозами ряда авторитетных специалистов – от экономистов и политологов до экологов и социальных психологов. И, наверное, в мире найдется не слишком много людей, которые не ощущали бы, в большей или меньшей степени, как рушатся привычные устои и нормы, как стремительно меняется их жизнь, а будущее становится все более неопределенным.
В научных кругах и средствах массовой информации широко обсуждаются угрозы, которые несут экономические спады, международный терроризм, межконфессиональные конфликты, не поддающиеся контролю миграционные потоки, истощение природных ресурсов, загрязнение окружающей среды и многое другое (список глобальных проблем с каждым годом возрастает), что заставляет задуматься о "пределах роста", возможности цивилизационной катастрофы и регресса к первобытности. Выдвигаются самые разные предположения по поводу причин и результатов кризисных явлений, а также способов их преодоления. Надежды на революционные научные открытия, очередной подъем экономики, социальные реформы и т.д. сочетаются с осознанием необходимости некой "духовной революции", кардинальной перестройки сознания. Однако ее контуры едва очерчены, суть и направленность – неопределенны: в основном все сводится к призывам бережно относиться к природе, сдерживать безудержно растущие потребности, ставить духовные ценности выше материальных, вырабатывать глобальный взгляд на мир и глобальные ценности.
На этом фоне концепция М. Лайтмана выглядит более чем неординарно: не вступая по ряду весьма важных моментов в противоречие с наукой, она вместе с тем выходит далеко за рамки общепринятых представлений, поскольку опирается на особый теоретический фундамент – каббалу, которая обычно относится к так называемому "вненаучному" знанию. Мы не будем затрагивать провокационный вопрос о том, что такое наука и "не-наука", "вне-наука", "паранаука" и т.д. Отметим только, что в последнее время все чаще стали появляться сомнения по поводу четкости границ, разделяющих эти понятия, объективности и достоверности научного знания. Кроме того, роль знания, лежащего за пределами академической науки, уже не всегда отвергается априорно, а подвергается переосмыслению и переоценке. И, главное, признается, что и оно обладает познавательным потенциалом.
Что же дает нам в этом плане каббала? Попытаемся коротко изложить взгляды М. Лайтмана, основываясь на его книгах, статьях и беседах. Отличительной особенностью концепции М. Лайтмана является то, что он выявляет только одну главную причину сегодняшней ситуации: рост эгоизма, превратившегося в мощную деструктивную силу, которая генерирует все глобальные проблемы, приводит человечество в состояние полной разобщенности и столь же полного противостояния Природе. Соответственно, имеется только одна возможность выйти из этого исторического тупика – "овладеть" эгоизмом, взять его под контроль и подчинить альтруизму.
Тема эгоизма современного человека, достигшего той роковой точки, за которой начинается хаос, казалось бы, не обещает ничего принципиально нового. Об эгоизме, который проявляется и в экономике (национальной и глобальной), в политике, в межличностных отношениях, в том числе семейных, достаточно много пишут и говорят как об одной из глобальных проблем.
Однако в работах М. Лайтмана "эгоизм" и "альтруизм" предстают как каббалистические понятия, смысл которых лишь отчасти совпадает с общепринятым и не имеет ничего общего с морализаторством. В каббале, как утверждает М. Лайтман, альтруизм и эгоизм являют собой две универсальные, "космические" силы – отдачи и получения. Можно назвать их двумя началами, составляющими основу бытия. Одно из них – главное, творческое, творящее и созидающее, а потому альтруистическое. Его называют также Творцом или Природой, поскольку эти слова согласно очень давней традиции семантически тесно связаны, рассматриваются практически как синонимы. Второе начало – творение, лишенное изначально, по самой своей сути, способности к полной бескорыстной самоотдаче. Оно эгоистично уже потому, что создано, является принимающей стороной и просто стремится жить, сохранять и воспроизводить себя, вследствие чего даже альтруистические поступки имеют в подавляющем большинстве случаев скрытую эгоистическую основу – факт, который, кстати, признается и биологами, и социальными психологами.
Эти универсальные силы, взаимодействуя по-разному на разных уровнях мироздания, противостоят друг дугу и вместе с тем сосуществуют, притягиваются и отталкиваются, способствуя эволюционному процессу. Характер их связи и объясняет нам особенности человеческой истории и реалии нашей нынешней жизни. М. Лайтман исходит из того, что в природном универсуме отдача и получение находятся в относительном равновесии, которое, разумеется, периодически нарушается, но потом восстанавливается снова, ибо все в Природе стремится к оптимальному состоянию – гомеостазу. Только человек лишен способности интуитивно, на уровне инстинкта, подобно животным, растениям, бактериям или клеткам нашего организма, находить баланс между получением и отдачей, так как его "эгоизм" неизмеримо больше, сложнее и многообразнее в своих проявлениях. Это позволяет ему, с одной стороны, достичь очень высокого уровня развития, возвышаясь над природой, а с другой – по мере роста эгоизма, ставит его в полную противоположность законам природы и самому природному универсуму, в котором человеческое общество становится своего рода "инородным" телом, источником "болезни".
Концепция М. Лайтмана, которую мы изложили в самых общих чертах, очень многогранна. Она позволяет ответить на "вечные" философские вопросы о роли и месте человека во "вселенной взаимодействий", о смысле его существования и пределах его свободы, причинах его выделенности из Природы и нерасторжимой связи с ней и зависимости от нее.
Представляется очень важным, что концепция, предлагаемая М. Лайтманом, предельно космоцентрична, а потому вносит ценный вклад в новую, еще только формирующуюся постнеклассическую научно-мировоззренческую парадигму, которая отличается от прежней, ньютоновско-картезианской, холизмом и антропокосмизмом, признанием всеобщей универсальной интегрирующей связи всего сущего, холономности структуры мироздания и несет с собой новые (или переосмысленные очень древние) антиантропоцентричные культурные смыслы и ценностные приоритеты.
Эта концепция открывает также новый ракурс в нашем видении всемирной истории: в работах М. Лайтмана рисуется широкая панорама основных стадий исторического процесса, сопровождающегося ростом эгоизма, усложнением желаний-потребностей, – вплоть до современности, которая рассматривается как последний, завершающий этап развития эгоизма, который полностью исчерпал свои возможности, а потому стал несостоятельным, мешающим дальнейшему развитию.
И, наконец, еще один важнейший аспект – создание картины будущего интегрального общества. Это – своего рода кульминация грандиозного проекта М. Лайтмана, состоящего из разных частей, но представляющего собой единое целое. Как известно, утопии необходимы человечеству, поскольку при всей своей несбыточности они служили и служат неким ориентиром и стимулом для преобразований. Однако в данном случае мы имеем дело не совсем с утопией – в духе "Государства" Платона или "Города Солнца" Т. Кампанеллы, где детально описывалось устройство идеального общества и образ жизни его обитателей. М. Лайтман говорит, скорее, об общем направлении дальнейшего развития, о главных особенностях следующего этапа истории и о возможности ускорить и облегчить выход из кризисной ситуации.
Концепция интегрального общества, основанная на каббалистическом представлении о человечестве как едином организме, продолжающая идеи Бааль Сулама о "неэгоистическом коммунизме", вместе с тем является новаторской и оригинальной. Она нацелена прежде всего на практику. М. Лайтман предлагает оптимальный путь постепенной ненасильственной органичной перестройки социальной реальности за счет целенаправленного формирования новых структур, в которых будет создаваться и отрабатываться новый тип социальных отношений: разнонаправленность множества различных "эгоизмов" перейдет в состояние взаимной включенности и взаимной согласованности, то есть альтруизм будет надстраиваться над эгоизмом и подчинять его себе, придавая этому неискоренимому свойству человека иное направление.
Интегральное общество, с точки зрения М. Лайтмана, который выдерживает принцип космоцентризма во всех аспектах своей теории, может быть организовано по образцу природных аналоговых систем, систем с обратной связью, где каждый элемент, сохраняя свою индивидуальность, работает на себя, выполняет свои эгоистические программы, но при этом действует в интересах целого, то есть индивидуальные программы встраиваются в общую – каждая по-своему и в той степени, в какой это возможно и необходимо.
Разумеется, сейчас трудно предугадать, какая судьба ждет проект М. Лайтмана. Возможно, его идеи лишь частично войдут в состав каких-то других теорий, будут усвоены, но не полностью, заметно трансформированы. Такова участь практически всех идей, когда-либо рожденных лучшими умами человечества. Но хотелось бы верить, что вполне реален иной вариант: многочисленные группы, уже в наши дни занимающиеся интегральным воспитанием, отрабатывающие на себе практику интегральных отношений, постепенно образуют глобальную сеть, инфраструктуру общества, которое откроет новые перспективы перед человечеством. Многое здесь зависит от реакции принимающей стороны, от готовности общественного сознания к усвоению непривычных жизненных стратегий и столь же необычных моделей отношений с окружающими людьми, обществом и Природой – отношений, построенных не на желании брать, а на желании отдавать, не на ненависти, а на любви.
В любом случае, очевидно, что идеи, которые М. Лайтман стремится передать миру, не исчезнут бесследно, они уже заняли важное место в весьма противоречивой и изменчивой духовной атмосфере нашей эпохи и так или иначе оказывают влияние на нее.
Автор статьи: Валерия Хачатурян, доктор культурологии, историк, писатель.