Зачем мне изучать каббалу?
Зачем мне изучать каббалу?
Вопрос: Почему вы считаете, что только каббала дает правильный, истинный ответ на вопрос о смысле жизни, а значит, и как строить семью, общество, воспитание человека?
Ответ: Да просто потому, что находясь на том же уровне, являясь следствием природы, его создавшей, человек не может подняться даже для осознания вопроса о смысле жизни. А не только его решения, будучи внутри самой природы.
Эйнштейн говорил о том, что для того, чтобы прыгнуть на стол, необходимо прыгнуть выше стола. А значит, нам необходим метод подъема "над собой" – что и дает нам каббала, привлекая эту, поднимающую нас, силу – О"М.
Люди развиваются в течение многих тысячелетий, и в какой-то момент в них начинает просыпаться вопрос о смысле существования – самый главный вопрос, волнующий человека, если он немного приподнимается над животным уровнем.
Поскольку мы развиваемся не как животные, которые из поколения в поколение практически не меняются, а в каждом поколении в нас происходит возобновление наших желаний, причем на следующем уровне, и постоянно раскрываются внутренние пустоты, то и вопрос о смысле жизни занимает нас все больше и больше.
Мы вдруг начинаем спрашивать себя о том, о чем раньше не задумывались. И поэтому возникают науки. Ведь те вопросы, которые человек задавал себе в ХХ веке, несравнимы с теми, что были у него в Х веке.
Таким образом, вопрос о смысле жизни проявляется в человечестве в определенное время, причем поначалу только у единиц. В течение тысячелетнего развития появлялись особые личности, которые задавались этим вопросом, и исходя из него, сочиняли музыку, литературу, поэмы, песни, писали картины.
Все это толкало нас вперед. Развивались науки, ремесла, техника. Человек хотел не просто эгоистически лучше устроиться в жизни, а спрашивал себя: "В чем смысл жизни?" – он искал.
Наши желания градуируются по лестнице желаний. Сначала идут телесные, животные желания: пища, секс, семья. А затем – человеческие желания, относящиеся к внутреннему наполнению: богатство, власть, слава, знания. Все они трансформируются из поколения в поколение и становятся более утонченными, острыми, внутренними.
Вопрос о смысле жизни стал возникать у людей после средневековья, когда начался период Возрождения. Техническая, научная, культурная революция в Европе была толчком к появлению совершенно нового отношения к жизни, к религии.
Люди перестали бояться того, что они неверующие, что будут преследоваться за инакомыслие. То есть эгоизм человека настолько возрос, что уже не мог дальше уподобляться стереотипам.
В "Предисловии к Учению Десяти Сфирот" Бааль Сулам пишет: Тем не менее, если мы обратимся к поиску ответа лишь на один известнейший вопрос, уверен я, что все проблемы и сомнения изучать науку каббала или нет, исчезнут из поля зрения, и вы увидите, что их просто нет. Потому что, если речь идет о гнетущем вопросе, задаваемом всеми людьми: "В чем смысл нашей жизни?" – то этот вопрос остается без ответа.
Можно сказать, что все происходящее сегодня в мире происходит потому, что мы не можем найти ответ на вопрос о смысле жизни. Посмотрите, чем занимается человечество, что оно вытворяет?! И все от того, что не понимает смысла своего существования.
Годы этой нашей жизни стоят нам так дорого, иначе говоря, мы претерпеваем ради них огромное количество страданий и мучений, чтобы в итоге завершить их. Кто же наслаждается этими годами, которые мы проводим в поиске, в бегстве, в страданиях? Или если точнее, кого я наслаждаю тем, что так существую? Тоже никого!
И правда в том, что уже утомились исследователи разных поколений размышлять над этим; и нет надобности говорить о нашем поколении, в котором никто не захочет даже помыслить об этом вопросе.
Зачем мне задумываться о смысле жизни, если я понимаю, что не найду ответа? Дайте мне лучше наркотик или алкоголь, чтобы заглушить в себе этот вопрос, который делает из человека ничтожество. Ведь если животное не задается этим вопросом, оно просто существует, реализуя свои исконные желания к пище, сексу, семье.
А желаний к богатству, власти и знаниям у животной природы нет. Так же и у людей, находящихся на этом уровне. Поэтому им проще жить. Люди же, в которых развиваются человеческие желания, чувствуют себя несчастными.
Но вместе с тем существо вопроса остается неизменным во всей своей силе и горечи, и иногда застигает нас врасплох, прожигая разум и унижая в прах, прежде чем нам удается найти всем известное "ухищрение" – отдаться или плыть без рассуждений по потоку жизни, как и вчера.
Именно это мы пытаемся подсознательно делать. Поел, поспал, пошел на работу, товарищи, секс, футбол, хобби, – только чтобы закрутить себя и не задаваться этим вопросом. Ведь он – хуже смерти, поскольку смерть – это сиюминутное решение проблемы, а с этим вопросом можно жить очень долго, и в итоге ни к чему не прийти, кроме как к самоедству.
Поэтому Бааль Сулам избрал эту тему как предисловие к великому труду "Учение Десяти Сфирот". В этом предисловии он хочет показать, что для того, чтобы изучать каббалу, человеку не нужны никакие особые помыслы, высокие цели.
Если ему плохо, и он не знает, для чего живет, и это не дает ему покоя – ведь он не может просто так жить и должен оправдать свое существование, – тогда он должен раскрыть науку каббала, потому что она отвечает именно на вопрос о смысле его личной жизни.
Из урока на русском языке, 31.01.2016
Бааль Сулам, статья "Суть науки каббала": Многие полагают, что все названия и понятия, используемые в науке Каббала, относятся к разряду абстрактных, потому что Каббала изучает связь с Творцом и духовные миры, находящиеся вне времени и пространства.
И даже самому смелому воображению не дано это постигнуть. Но это не является правдой. Совсем наоборот, Каббала не пользуется никакими другими именами и названиями, кроме тех, которые реальны и отражают действительность. И это железный закон всех мудрецов Каббалы: "То, что не постигнуто, нельзя описать словами".
Людям кажется, будто они могут судить о скрытом высшем мире и науке каббала. Они думают, что обладание умом, здравым смыслом и жизненным опытом, знанием этого мира и возможностью его исследовать, дает им право рассуждать о духовном.
Получается, что не имея никакого понятия о духовном мире, совершенно отличающемся от нашего мира и не имеющем с ним никакой связи, они делают выводы и критикуют науку каббала и каббалистов. Как будто они постигли высший мир и в состоянии о нем судить.
Это удивительно, но факт. Ведь никому не придет в голову критиковать работу физиков или биологов, не являясь специалистом. Но относительно физики, химии или биологии у человека нашего мира есть ощущение, что он ничего не понимает в этих науках. Ведь его тут же могут попросить написать формулу какого-то органического соединения и показать, что он не разбирается в химии.
Но по отношению к каббале у людей отсутствует даже ощущение своего незнания. Они не чувствуют, что им не хватает этого постижения, поскольку не ощущают даже своей оторванности от духовного мира. А потому каждый считает, что может судить о высшем мире и каббалистах. Однако, это как раз следствие полного отрыва.
В каббале же действует закон, что только на основе своего постижения можно давать названия и определения, строя научные выводы лишь на раскрытых свойствах. Иными словами, только каббалисты могут оперировать наукой каббала на базе своего реального постижения. Причем, каждый проверяет других и самого себя, насколько их постижения правильные, истинные.
Из таких постижений складывается наука каббала, понятная лишь каббалистам, которые говорят только между собой. И нет никакой связи между этой наукой и человеком этого мира, который не постиг духовное и не имеет отношения к каббале. Он не понимает в ней ни одного слова.
Даже услышав какое-то высказывание, он не может знать, о чем идет речь. Хотя эти слова могут ввести его в заблуждение тем, что вроде бы сказаны на обычном языке, которым человек пользуется ежедневно. И потому ему неведомо, что за этими словами есть скрытый, недоступный ему смысл. Ему кажется, что все это подвластно его чувству и разуму.
Поэтому каббалисты в течение многих поколений и долгих сотен лет не давали науке каббала раскрыться. Нигде не продавались каббалистические книги. Я помню, как сам ездил далеко в Иерусалим к одному старику, который торговал в подвале книгами по каббале. Он сначала проверял, кто к нему пришел, откуда, и только после этого выносил книги. Это было всего сорок лет назад, в 1975-1980 годы.
Потом уже каббалистические книги начали понемногу появляться в некоторых магазинах. А до 1980 года ни в одном магазине нельзя было найти книги по каббале. Каббалисты не печатали их и не давали им распространяться.
Но за последние сорок лет произошли кардинальные изменения. В наши дни все магазины полны книгами о каббале, вопрос лишь в том, что это за книги. Действительно ли они каббалистические? Это уже другая проблема.
Из урока по избранным отрывкам трудов Бааль Сулама, 14.03.2016
Жизнь в рамках каббалы
Каббала не только облегчает жизнь в нашем мире, но учит человека, как подняться в высший мир и оттуда уже управлять своей судьбой и судьбой всего человечества…
Серьезная игра в единство
Если бы мы задумались над всем происходящим с нами, то увидели бы, что высшая мысль и желание ведут нас к одной цели: к осознанию того, что мы управляемы сверху и продвигаемся только к соединению между собой.
И тогда мы смогли бы способствовать собственному развитию тем, что начали бы объединяться в обычном, земном смысле.
Мы стали бы учитывать мысли и желания друг друга, оказывать взаимную помощь. То есть мы начали бы играть в единство словно маленькие дети в игру, сделав из себя кусочки пазла и пытаясь собрать его, чтобы получился один человек с одним сердцем, общей мыслью.
Благодаря этому, усиливалось бы наше объединение, соединялись бы наши мысли и желания. И чем больше усилий в сердце и в разуме мы прикладывали бы в этом, тем глубже постигали бы желание и разум высшей силы. Мы поняли бы, что являемся ее неразрывной частью.
Наше сегодняшнее состояние отличается от высшего только тем, что в высшей системе мы все связаны вместе и имеем одно общее желание и общий разум. А в плоскости этого мира мы разобщены, раздроблены, каждый сам по себе. Именно в этом заключается разница между этим миром и высшим миром.
Нужно осознать, что все наши мысли приходят из внешнего источника. С одной стороны, я обязан выполнять все, что необходимо в этом мире, как будто я обычный человек, не осознающий, что мои мысли и желания приходят извне, то есть свыше. Но вместе с тем, я стремлюсь приблизиться к высшей силе, высшему желанию и разуму, и плыть в одном течении с потоком его приказов.
Я пытаюсь раскрыть, с какой целью ко мне приходят свыше все мысли, желания, происходят все события, как правильно реагировать на каждую ситуацию? И соответственно этому, я раскрою высшую мысль и замысел, которая называется "Творец", высшая природа.
Каббала – это наука о том, как принять высшее управление ("каббала" означает "получение"), то есть методика раскрытия Творца творениям в этом мире. Творец – это высшая ступень, управляющая нами, "центральный компьютер", в котором действует не только высшая мысль, но и высшее желание.
Этими двумя вожжами высший управляет нами: через наши желания и мысли.
Вопрос: Разве желание не мое собственное?
Ответ: Разумеется, нет. Откуда мне знать, что я захочу через мгновение? Мы полностью управляемся сверху. И для того, чтобы не быть марионеткой, а познать управляющего, нужно раскрыть Творца. Поэтому нам дается методика каббалы, помогающая раскрыть Творца творениям.
Для этого надо начать изучать каббалистические книги, особенно произведения Бааль Сулама и Рабаша – двух последних великих каббалистов. Они адаптировали науку каббала, существующую уже почти шесть тысяч лет, для современного поколения, чтобы мы смогли ее использовать. Я, как ученик Рабаша, продолжаю эту работу и пытаюсь донести эту методику до всех людей.
Из 689-й беседы о новой жизни, 09.02.2016
Методика уравновешивания жизни
Каббала вышла из скрытия, сегодня существует огромный объем каббалистической информации, охватывающий все области нашей жизни.
Вся эта информация выложена в интернете, выпущены сотни книг по каббале, есть 66-й канал израильского телевидения, который 24 часа рассказывает о каббале. Каждый может найти материал, соответствующий его уровню и интересам. Все открыто и доступно для всех!
Вопрос: Почему вокруг каббалы сложился темный образ мистического, мрачного, неприступного для непосвященных учения?
Ответ: Чтобы отпугнуть людей от того, чем им еще рано заниматься. Человек должен был дозреть, и даже тот, кто уже приходил к каббалисту, всё равно получал от него отказ. Он должен был очень долго добиваться, чтобы его допустили к занятиям.
Его принимали, но на очень сложных условиях со всевозможными ограничениями. Выполняя их, он постепенно входил в каббалистическую группу, и тогда его посвящали в требования к изучению каббалы. Ему разъясняли, что это должно происходить в объединении единомышленников, строящих между собой маленькое интегральное, замкнутое мини-общество.
В этом обществе все равны, все поддерживают друг друга, включаются друг в друга до тех пор, пока не растворяются в одном едином целом, и в нем обнаруживают Высший мир, начинают изучать и исследовать его.
Так было и с великим Рашби, будущим автором Книги Зоар. Когда он пришел к своему учителю рабби Акиве, тот три раза отсылал его, считая, что рабби Шимону еще не время заниматься каббалой.
Из урока на русском языке, 24.01.2016
Вопрос: В интернете написано, что каббала – "это религиозное мистическое эзотерическое учение в иудаизме, появившееся в XII веке и получившее распространение в XVI веке". Как это понимать?
Ответ: Никак. Это домыслы людей и больше ничего.
Реплика: Но люди заходят в Википедию, начинают читать ее…
Ответ: Ничего не сделаешь, так должно быть, чтобы человек пробивался через тернии к звездам.
Эти мифы раскручены специально, чтобы проходя сквозь них, как сквозь дебри, человек мужал. У него напрягается разум, чувства, и тогда он способен отличить истину от плевел. Он начинает понимать, что это – разумное, сто́ящее, а то – домыслы людей, которые ничего не понимают.
Из урока на русском языке, 24.01.2016
Подлинная каббала – без мистики и мифов
Вопрос: Находясь много лет в скрытии, каббала обросла всевозможными мифами: красные нитки, священная вода, амулеты и т.д. Как отличить правду от вымысла?
Ответ: Все знают, что в природе есть свои тайны, которые еще не раскрыты людьми, но могут открыться им. Этим занимается наука, которая все время двигается вперед и раскрывает тайны природы на всех ее уровнях.
А есть такие тайны, которые наука не может раскрыть, потому что в мироздании существуют силы, которые наука не улавливает.
Ведь все, что касается внутренних проблем человеческой психики, понятийного аппарата, мышления, в общем-то, скрыто от нас и вряд ли может быть когда-нибудь раскрыто.
Разве только лишь на земном уровне, когда мы уподобляем человеческий мозг компьютеру, себя – какой-то машине, и тогда, делая из своего мозга некое неживое существо, мы можем его исследовать, проводить разные опыты, снимать всевозможные характеристики и создавать механизмы, якобы подобные человеку.
Но, в принципе, наше внутренне устройство абсолютно скрыто от нас самих. Оно не относится к нашему миру, потому что природа в нем существует только на трех уровнях: неживом, растительном и животном, – а четвертого уровня, который называется "человек", в нашем мире нет!
То, что мы видим и называем людьми, – это практически те же высокоорганизованные животные, но не человек в смысле "Адам" – внутренняя часть человека, с помощью которой он должен выйти за пределы нашего мира, за пределы животного уровня на уровень Человек, на уровень подобия Творцу и Его раскрытия.
Ничего потустороннего в этом нет, – просто это следующий уровень сознания, ощущения, понимания, восприятия, постижения природы, который совершенно отличается от нашего. Это – голографический разум, составное мышление. Однако в нашем мире всех этих понятий практически нет.
Мы нащупываем что-то, видим, что нам не дотянуться, не добраться до истины, и потому люди пытаются своими земными чувствами и разумом нарисовать в себе картину следующей ступени. Но они не в состоянии этого сделать, потому что ни наши чувства, ни наш разум не находятся в том формате, чтобы создать картину Высшего мира, ощутить его или хоть как-то нарисовать в себе.
Мы не входим в этот формат. К примеру, мы не воспринимаем радиоволны, но можем создать улавливающие их приборы. А высшие свойства мы не улавливаем, потому что противоположны им, ведь мы – маленькие эгоистические существа. А Высший мир находится в совершенно других свойствах – в свойствах отдачи, любви, альтруизма, выхода из себя, подъема над эгоизмом.
Поэтому у людей на земном уровне складываются неправильные, предвзятые домыслы о каббале, которая рассказывает о Высшем мире, призывает к его раскрытию, но по своим особым канонам, которым нужно следовать, чтобы постичь его. Он открыт для всех, кто может себя преобразовать и начать ощущать его.
А до тех пор ничего не сделаешь, нам не помогут никакие наши ухищрения – люди будут думать, гадать, что это такое, выдумывать всякие мифы, но все это совершенно не похоже на истинный Высший мир.
Из урока на русском языке, 24.01.2016
Вопрос: Почему вы называете каббалу наукой, а не учением?
Ответ: Посмотрите, что пишут о каббале сами каббалисты – люди, которые пытались ее понять, – и увидите, что каббала отвечает всем критериям, по которым мы определяем науку, а не учение.
Дело в том, что учение не может опираться ни на какие факты. Оно является синтезом мыслей и предположений человека, его жизненного пути, опыта, но ни в коем случае не фактом, не четкой, точной документацией согласно правилу "нет у каббалиста ничего, кроме того, что он видит, наблюдает, измеряет" в нашем мире в той мере, в которой ему что-то открывается.
Каббалист – это человек, который развил в себе определенные дополнительные органы чувств и с их помощью исследует ту же окружающую нас природу, только более глубоко, чем остальные.
Он исследует тот пласт природы, где находятся силы управления, программа и данные управления нашим миром. И для него это – реальность. Он постигает ее абсолютно четко, записывает, структурирует. Мир, в котором он находится, для него не менее реальный, чем наш мир.
Поэтому он называет свои исследования высшего мира научными исследованиями, а себя – исследователем.
Более того, каббалисты утверждают, что каббала гораздо больше отвечает научным требованиям, чем все остальные науки, потому что она изучает природу в ее истинном виде – не в узких рамках, получаемых нами в каком-то диапазоне возмущений, воздействий, отражений, преломлений наших пониманий и чувств, а вне нашего воздействия на природу.
Сейчас мы ощущаем только то, что воспринимают наши органы чувств или приборы, которые немного расширяют этот диапазон. А каббалисты воспринимают природу в ее невозмущенном виде, поскольку развивают в себе такие возможности, как выход из себя.
Поднимаясь над своим эгоизмом, который искажает понимание природы и в ощущении, и в разуме, они становятся истинными исследователями-учеными, превосходящими ученых нашего мира.
Из урока на русском языке, 17.01.2016
В статье "Суть науки каббала" Бааль Сулам отвечает на вопрос: "Что является основой науки Каббала?"
Мудрость эта представляет собой не более и не менее, как порядок нисхождения корней, обусловленный связью причины и следствия, подчиняющийся постоянным и абсолютным законам, которые связаны между собой и направлены на одну очень возвышенную цель, называемую "раскрытие высшей силы Творца Его творениям в этом мире".
Итак, главное предназначение каббалы – это помощь в раскрытии высшей силы человеку, находящемуся в этом мире, при этой жизни. И это должно быть такое же явное открытие, как любое другое в этом мире. Высшая сила – это сила жизни, которая окружает нас и наполняет весь мир, выполняя свою программу и проводя каждого из нас и всех вместе через намеченный ею процесс эволюции.
И хотя эта сила определяет всю нашу жизнь, но она скрыта. А потому нам необходимо раскрыть ее, и именно с этой целью нам дана наука каббала. Изменяем ли мы что-то посредством этого открытия? За счет него мы меняемся сами, ведь раскрытие Творца требует изменения наших внутренних свойств.
Творца невозможно раскрыть дополнительными приборами, как в обычной науке при регистрации различных природных явлений. Уловить высшую силу можно только за счет собственного исправления, согласно закону подобия свойств. В мере получения свойств, присущих высшей силе, то есть отдачи и любви, мы начнем ее ощущать.
Но как достичь свойств высшей силы, если она нам не известна? И потому нам дана возможность построить сеть связей между людьми, поверх нашего эгоизма, который все время растет и прорывается. Если мы постараемся установить между нами отношения взаимной отдачи, словно органы одного тела, гармонично связанные друг с другом, то в мере своих усилий сможем раскрыть высшую силу.
Она наполнит наше общее тело, собранное нами из наших желаний, и это назовется раскрытием Творца творениям в этом мире.
Здесь действует закон общего и частного. "Общее" означает, что все человечество в конце своего развития неизбежно должно прийти к раскрытию Творца, достигнув того, о чем писали мудрецы: "И наполнится земля знанием о Творце, как воды моря покрывают сушу".
"И не будет больше человек учить ближнего своего и братьев своих постижению Творца, так как все будут знать Меня, от мала до велика". И сказано: "И не скроется больше твой Учитель, и глаза твои увидят Учителя твоего".
Это значит, что пусть даже не сейчас, а еще через сто-двести лет, но в конце концов, все люди мира достигнут этого раскрытия. Процесс эволюции заканчивается тем, что все приходят к раскрытию Творца за счет соединения в правильную сеть, где каждый восполняет всех. И тогда внутри этой всеобщей связи проявится течение высшей силы, Творца.
Но "Частное" означает, что перед тем, как все человечество, в общем, придет к совершенству, в каждом поколении существуют избранные, достигающие его первыми. Это те отдельные личности в каждом поколении, которые удостоились постижения определенных ступеней в раскрытии Творца.
Люди, раскрывающие высшую силу – это каббалисты, действующие из поколения в поколение. Но сегодняшний мир достиг состояния, когда вопрос о смысле жизни возникает во многих людях, а потому мы оказываемся в глобальном кризисе, которому нет никакого разрешения. Человеку необходимо найти причину всех его проблем, несчастий, страданий.
А потому, по мнению каббалистов, мы находимся в поколении, в котором методика объединения может быть раскрыта всем. Ведь большая часть человечества ощущает беспомощность своего состояния и начинает задумываться о цели жизни.
Из урока по избранным отрывкам трудов Бааль Сулама, 14.03.2016