Порядка трех миллионов человек, которые и составляли весь народ тех времен, внезапно почувствовали себя тесно взаимосвязанными.
Однако проблема состояла не в самой взаимосвязи людей, а в том, что наряду с ней вырос их эгоизм. Его-то и олицетворяет Вавилонская башня, вознесшаяся до небес. И потому они не хотели быть связанными между собой.
В результате они ощутили, как Природа замыкает их снаружи в интегральное общество, в котором все взаимосвязаны, а внутренняя природа, эгоизм, наоборот, отделяет их друг от друга. Люди оказались словно в тисках. И тогда они начали искать решение.
Это очень похоже на то, что происходит сегодня. Правительства и ученые, политики и социологи закулисно ищут решение и пока что не находят его. Как следствие, в наши дни разговор заходит даже о Третьей мировой войне. Далее...
Так вот, в поисках решения вавилоняне пришли, в конечном итоге, к двум мнениям. Одно из них – "мнение Нимрода", вавилонского правителя, а другое – "мнение Авраама", одного из мудрых людей и священнослужителей, который, по сути, был социологом, психологом, духовным лидером Вавилона.
Нимрод утверждал, что надо просто рассеяться по Земле: "Давайте разойдемся: ты направо, я налево, или наоборот. Тогда мы станем далекими соседями и сможем жить в мире".
Логичное решение, однако Авраам сказал: "Нет, так просто проблема не решается. Ведь перед нами – природное явление. Мы должны понимать, что Природа стремится к кругу, к глобальности, к тотальному единению всех ее частей. Как элементы неживой, растительной и животной природы спаяны воедино, так и человеческое общество должно пребывать в гармонии и взаимном объединении – и в своей среде, и с природой в целом. Все ее уровни, включая человека, должны поддерживать между собой правильное, доброе, обоюдное единство".
По сути, Авраам хотел объединить всех вавилонян и создать совершенную цивилизацию.
Однако когда он начал распространять эту весть по Вавилону, за ним последовали всего пять тысяч человек. А остальные предпочли разойтись, подобно соседям, всегда конфликтующим и потому расходящимся на определенную дистанцию, чтобы не мешать друг другу и жить в "добром" соседстве.
Так и вышло, что Авраам с пятью тысячами последователей, которые поняли его идею и присоединились к ней, отделился от Вавилона и ушел туда, где сегодня находится государство Израиль.
Эта группа начала работать над собой, чтобы стать единой, сильной, тесно сплоченной – на двух условиях:
- "Не делай другому того, что ненавистно тебе";
- и еще выше: "Возлюби ближнего, как себя".
Они тяжело работали над единением поверх эгоизма, который постоянно горел и вспыхивал внутри, и достигли такого состояния, когда начали в своей взаимосвязи раскрывать другую силу, кроющуюся в природе, – силу единства.
Ведь такова природа творения: в каждом веществе, в каждой конструкции всегда заложены плюс и минус, противоположные и в то же время соединенные друг с другом. В атоме это – электрон и позитрон, в молекуле – процессы абсорбции и выделения веществ. В растениях и животных происходит обмен веществ, и всегда жизнь строится на единстве двух противоположностей.
Так должно быть и на психологическом уровне, на ступени человеческой коммуникации.
Однако человек должен сам компенсировать себя, осознанно и осмысленно. Мы же развиваемся в процессе эволюции посредством одной лишь отрицательной силы эгоизма.
Положительной силы в нас нет. Ее мы должны проявить из самой Природы с помощью особых действий.
Она заложена в Природе, эта позитивная сила единения. Она фундаментальна, ведь без нее ничего бы не было. Однако раскрыть ее мы должны путем целенаправленных действий между нами.
Наука, объясняющая нам, как проявить в Природе положительную силу, которая уравновесит наше эгоистическое естество, называется "наукой каббала". Ее раскрыл Авраам, согласно ей он объединил свою группу из пяти тысяч человек и по этой методике начал работать с ними.
Вопрос: Вы используете термин "наука". В какой мере научна каббала и что делает ее именно наукой, а не просто верой?
Ответ: Каббала – это наука, потому что мы раскрыли ее из самой Природы, из необходимости выяснить, как человеческому обществу существовать в тех условиях, которые сложились в Вавилоне. Авраам начал искать силу, способную уравновесить наш эгоизм. Раз уж на человеческой ступени действует одна сила, то должна быть и другая. Так где же она?
И тогда исследовательским путем Авраам обнаружил, что в Природе можно найти, извлечь, раскрыть другую силу, которая скрыта, утаена, – силу отдачи, противостоящую свойственной человеку силе получения.
Авраам выявил это опытным путем, из практики в своей обычной жизни. Он начал объединять людей в группы по той методике, которая позволяет проявлять между ними положительную силу. И если бы не это особое соединение людей, открытое Авраамом, они не смогли бы сойтись друг с другом.
Традиционно мы исследуем неживую, растительную и животную природу, а природу человеческой ступени изучать не можем, поскольку не взошли на нее. И потому у нас нет возможности исследовать самих себя: свою психологию, свое естество. Наши изыскания в этой области – всё еще не наука.
С другой стороны, Авраам раскрыл другую силу. И тогда, посредством двух противодействующих друг другу сил – эгоистической силы получения, заложенной в каждом, и силы отдачи, которую мы способны извлечь из Природы, – мы уже можем работать эмпирически, на практике отношений между людьми. Мы можем соединять их, измерять параметры, проникать в суть этих отношений, видеть, чтó меняется в человеке, как внутренне трансформируется его восприятие реальности.
Так, сводя воедино все данные, получаемые из этой практической деятельности, мы составляем из них науку, подобно физике, химии и т.д. Только эта наука относится к ступени человека, а не к уровням неживой, растительной и животной природы.
Таким образом, по сути своей, каббала – это наука, лежащая в основе всех прочих наук. Ведь каждая из них измеряет, в конечном счете, меру равновесия между двумя противоположными силами. Об этом говорят и каббалисты, и ученые, никак не связанные с каббалой, от древних философов (Платон, Аристотель) до современных исследователей.
Так и вышло, что Древний Вавилон разделился на две группы: группу Авраама и группу Нимрода. Согласно подходу Нимрода, большая часть вавилонян разошлась из Месопотамии и, распространяясь по миру, к сегодняшнему дню покрыла весь Земной шар.
С другой стороны, группа Авраама переселилась в место под названием "земля Исраэля" – что значит "прямо к Высшему" (яшар-Эль), прямо к той самой цели, к единству.
Таким образом создалось противоречие между группой Исраэля и другой группой, представляющей всё остальное человечество. С тех пор мы все чувствуем это: и человечество, относящееся к группе Нимрода, и те, кто относится к группе Авраама, – евреи.
После смерти Авраама его группа продолжала идти тем же путем, жить в том же единстве, под тем же девизом в течение примерно 1800 лет. А затем эгоизм в них возрос настолько, что они не смогли удержаться в единении. Оно разбилось и они оказались в состоянии под названием "изгнание".
Тогда группа Авраама – народ Израиля – тоже рассеялась среди бывших вавилонян, которые тем временем стали разными народами, живущими в разных странах.
Согласно науке каббала, единство и равновесие на всех четырех уровнях природы – неживом, растительном, животном и человеческом – неизбежно заложено в программу Природы. Она стремится к этому. И потому методика Авраама, методика объединения всего Вавилона, всех семи миллиардов на человеческой ступени обязательно должна реализоваться.
Всё это описано в науке каббала. В ней также сказано, какие силы, заложенные в нас и в природе, мы можем использовать, к каким формам связи между нами мы приходим: миры, парцуфим, сфирот. В науке каббала есть множество графиков, таблиц, формул именно научного характера. В целом, она объясняет, как нам использовать две силы: и негативную, и позитивную. Мы создаем между ними равновесие на разных уровнях – по мере того, как они растут.
Каббала рассказывает также о том, чего мы достигаем этим равновесием, гармонией между ними, объемля взором всю Природу. Ведь наши органы чувств, наши инструменты восприятия теперь уже не полностью эгоистичны, а включают в себя две силы, пребывающие в гармонии, как одно целое.
Как только народ Израиля упал со ступени равновесия в эгоизм порядка двух тысяч лет назад, до сего дня наука каббала скрылась от глаз и изучалась только отдельными учеными, жившими во всех поколениях.
Сегодня же, согласно тому, что сказано в науке каббала, согласно данным каббалистов, живших в последние двести лет, ситуация изменилась. Они говорят о том, что с конца двадцатого столетия человечество снова вступает в состояние, аналогичное древнему Вавилону, когда все мы взаимосвязаны и в то же время еще более разобщены своим эгоизмом.
Таким образом, в конечном счете, нам придется реализовать методику Авраама – правильно, гармонично, интегрально соединить все части человечества. И потому сегодня наука каббала раскрывается, готовая помочь нам в построении единого окружения, единого человечества на всей Земле.
И соответственно, в последние столетия и десятилетия в мире растет антисемитизм. Ведь с одной стороны, евреи несут в себе науку каббала, а с другой, словно не знают, как ее реализовывать, как открыть ее всему миру, чтобы он достиг равновесия, гармонии и зажил хорошей жизнью.
Действительно, все обвиняют евреев в том, что только из-за них в мире происходят все несчастья. В основе этих претензий лежит зерно истины: ведь если бы они раскрыли всем методику объединения, жизнь в мире наладилась бы.
Однако ни сами евреи, утратившие это знание две тысячи лет назад, ни народы мира не понимают, о чем именно идет речь. А ненависть тем временем расцветает всё больше.
Что же касается каббалистов, они обязаны раскрыть науку каббала и объяснить всему человечеству и евреям, как следует поступать в наши дни, когда, оказавшись в состоянии Древнего Вавилона, мы должны выявить для себя эту методику единения и реализовать ее между собой, во всем человечестве.
Согласно законам Природы, мы все в любом случае придем к единству и сплочению. Однако путь, пролегающий от сегодняшнего дня к этому доброму финалу, может завести нас в Мировые войны, в катастрофы, эпидемии, природные бедствия и т.п. Либо же мы реализуем эту методику и оставшиеся этапы не будут сопровождаться страданиями. Собственно, именно это исправление хотел осуществить в свое время Авраам.
Вот почему наша организация открывает отделения по всему миру. У нас порядка двух миллионов учеников, мы представлены почти в каждой стране и с радостью принимаем к себе людей из всех стран и народов. Это придает нам надежду на то, что мы достигнем единства, гармонии в человечестве не через бедствия, а добрым и коротким путем.
Вопрос: Вы говорите о двух противоположных силах. Можно ли уподобить женскую и мужскую силы позитиву и негативу?
Ответ: Нет. Я не имею в виду мужскую и женскую силы, какими мы их видим в этом мире. Ведь обе они эгоистичны, и потому ни одну из них нельзя назвать позитивной.
Мы же говорим об особой силе, заложенной в Природе. Она скрыта от всех, и раскрыть ее можно только посредством каббалистической методики. Лишь когда она проявляется, мы действительно можем уравновесить свой эгоизм. Сила эта лежит в основе всей Природы и вовсе не проявляется в нашем мире, ни на каком уровне. Но когда мы привлекаем, раскрываем ее, она действительно способна компенсировать наше эго и привести нас к гармонии на всех уровнях.
Вопрос: Если эта сила скрыта, то что ее скрывает?
Ответ: Наш эгоизм скрывает позитивную силу. Мы же должны позволить ей выделиться, подняться, проявиться перед нами – так чтобы две эти силы пришли к равновесию. И, несмотря на то что все мы эгоисты, есть методика, позволяющая извлечь из-под эгоизма позитивную силу, которую он скрывает. В этом и заключается наука каббала.
Вопрос: Ученые говорят, что квантовые частицы способны воздействовать друг на друга через расстояния и даже вне времени, когда одна из них уже не существует. Это, в принципе, подтверждает единство Вселенной. Как вы видите это единство?
Ответ: Единство свойственно всем частям природы, кроме людей. У людей есть возможность свободно, осознанно и осмысленно, с чувством и пониманием, по собственному желанию достичь единства. Мы формируем его сами и поднимаемся на ступень Человека – тогда как сейчас находимся на "животном" уровне.
Мы видим это по тому, как ведет себя неживая, растительная и животная природа: она использует лишь столько, сколько требуется для существования, не разрушая ничего, что не затрагивает базовых нужд. И только человеку недостает второй силы, силы равновесия. Он постоянно ведет разрушение, используя всё возможное без всяких ограничений и без всякой подлинной надобности. Это не рационально. И потому лишь человеческому уровню требуется равновесие.
Однако оно не дается нам Природой. Единственная возможность – самим достичь его по методике науки каббала.
Вопрос: Как вы смотрите на недуалистические системы? Применяют ли они тот же подход, что и вы? Ведь, по сути, вы говорите, что Природа и Бог – это одно и то же. В чем состоит природа реальности?
Ответ: Природа реальности – это две уравновешенные силы. Что касается дуализма или его отрицания, это богатые философские понятия, не относящиеся отдельно ни к каббале, ни к религиям. С другой стороны, каббала тоже говорит о дуализме.
Как правило, дуалисты имеют в виду две управляющие миром силы: силу добра и силу зла. Иначе говоря, есть хороший бог, и есть плохой бог, ведущие борьбу между собой. А далее к этому добавляется деление на разные высшие силы, как в древнегреческой мифологии.
В принципе, дуализм вызван тем, что человек чувствует на себе воздействие двух категорий сил: хороших и плохих – и соответствующим образом делит свою действительность. Это не тот дуализм, о котором говорим мы.
Вопрос: В таком случае, о каком дуализме говорит каббала?
Ответ: Дуализм в каббале – это наша обязанность раскрыть другую, положительную силу. Раскрыть именно при помощи отрицательной силы – при помощи нашего эгоизма. Обе эти силы могут раскрываться только одна напротив другой. А мы можем существовать только в равновесии между ними в срединной точке.
Вопрос: Выходит, дуалистические системы тяготеют к тому же, но не проявляют последовательности до конца или остаются непонятыми?
Ответ: Все они базируются на уничтожении эгоизма, на его подавлении, "подслащивании", сокращении. С другой стороны, наука каббала как раз выступает за то, чтобы увеличивать эгоизм, хотя это кажется совершенно нелогичным, – лишь бы он уравновешивался противоположной положительной силой.
Все восточные учения стремятся к меньшему: меньше видеть, меньше слышать, меньше хотеть, меньше чувствовать, меньше двигаться – до такой степени, что человек может стать подобным растению или перейти на неживой уровень, когда тело его не разлагается даже в могиле после смерти, поскольку он умер еще до того.
Кроме того, все восточные учения происходят от Авраама. Сказано в Торе, что он отправил подарки на восток, т.е. раздал эти знания тем вавилонянам, которые позднее рассеялись в восточном направлении.
Вопрос: Возможно, эти методики отличаются, но, в конечном счете, разве они не устремлены к той же цели?
Ответ: Разумеется, все они ищут возможности достичь равновесия. В человеческую природу заложено желание баланса. Вообще, таково устремление живого тела. Однако вопрос в том, способны ли они найти другую силу, чтобы уравновеситься с первой, эгоистичной? Мы видим, что они просто подавляют ее, вместо того чтобы уравновешивать по мере ее роста. А ведь мы должны вырасти намного выше по сравнению с нынешним состоянием – именно с помощью эгоистической силы.
Вот почему сегодня мы достигли такого уровня эгоизма, который замыкает нас на Земном шаре в единую цивилизацию, живущую по законам отрицательной взаимности: мы против воли необходимы друг другу и не можем порвать связи между нами. Связи эти дурны, полностью эгоистичны, и нам нужно уравновесить их положительной силой.
Если мы этого не сделаем, наша цивилизация окажется в большой беде, и нам все равно придется действовать в том же направлении, но посредством Мировой войны.
Вопрос: Приглашает ли каббала людей всех религий и убеждений идти к этому единению любым путем или считает, что все они должны воспользоваться именно ею?
Ответ: Наука каббала, в отличие от религии, не обязует человека верить, усваивать ее догмы, ломать себя, чтобы принять новое мнение, новую философию. Разумеется, нет.
Наука каббала говорит лишь одно: если люди, которые чувствуют необходимость в этой методике и понимают ее, займутся ею, то они будут распространять ее знания и среди тех, кто не очень к этому тянется, у кого нет тяги к равновесию, кто еще не чувствует необходимости в этом.
Ведь все мы взаимосвязаны. Все верования, религии и восточные учения, также проповедующие единство, в итоге придут к общему знаменателю. Есть много типов людей, типов душ, подходов, и, конечно же, для каждого уровня и "стиля", для каждой формы эгоизма подходит своя система.
Вопрос: В прошлом науку каббала передавали только одиночкам. Почему же сегодня ее популяризуют? И не "разбавляет" ли это того послания, которое в ней кроется?
Ответ: Действительно, в течение двух последних тысячелетий наука каббала передавалась только от учителя к ученику и по этой очень тонкой цепочке дошла до нашего времени.
Сегодня, согласно указаниям каббалистов, наших учителей, мы обязаны распространять науку каббала, потому что мир пришел к глобальному состоянию. Он снова замкнут, подобно Вавилону, и мы снова оказались в тех же условиях, что и тогда. Бежать нам больше некуда, у нас нет другой планеты, и мы не можем разойтись, отдалиться друг от друга. Напротив, мы тесно связаны между собой, но связаны только дурной силой своего эгоизма.
А потому мы должны уравновешивать этот маленький, замкнутый мир, добавляя в него добрую силу, которая сбалансирует силу эгоизма. И, как следствие, в наши дни раскрывается наука каббала. Нам необходимо открыть ее и обучить ей каждого.
Принуждения тут нет. Просто чтобы знать, как вести себя в новом мире, сбалансированном и добром, в человечестве, пребывающем во внутренней гармонии, человек должен изучать эту методику.
По сути, мы объясняем ученикам всё то, о чем я рассказал выше. А далее мы учим их тому, как правильно объединяться в различных обстоятельствах: в семье, на работе и повсюду, включая отношения с миров в целом.
Мы делаем это в рамках Международной академии каббалы, Института Ари.
Вопрос: Нужно ли для этого преодолевать страхи, сомнения и проблемы, изучая определенные тексты?
Ответ: Нет. Дело не в текстах. Благодаря правильному объединению среди тех, кто реализует науку каббала, раскрывается позитивная сила – и тогда все проблемы исчезают.
Вопрос: Значит, с помощью любви?
Ответ: Конечно.
Вопрос: Но ведь каббала – это не философия?
Ответ: Я обладаю званием доктора философии и хорошо знаю, что это такое. Философия – это созерцание и изучение мира без практики, без реализации. С другой стороны, каббала стремится и направляет всех именно на реализацию ее принципов между людьми.
В заключение: мы добьемся успеха только с помощью любви. "Возлюби ближнего, как себя" – это основа всего того исправления, которое наука каббала несет человечеству. Только с помощью любви мы взойдем на новую ступень человеческого бытия. И я очень надеюсь, что мы поднимемся на нее в наши дни.
Вопрос: Рассматривает ли каббала женскую креативность как источник?
Ответ: Можно назвать ее и женской – ведь она порождает, развивает всё. Сила любви, единения, равновесия – и есть креативная сила Природы. Она – Бог, Высшая сила, поддерживающая существование всей природы и формирующая ее только на спайках.
Но когда в своем развитии мы оказываемся на человеческой ступени, эта сила останавливается, чтобы предоставить нам свободу воли и чтобы мы стали ее партнерами.
Сила любви порождает и развивает природу, но на человеческом уровне требует от нас рационального, осознанного участия в процессе, чтобы мы развивались на новой ступени вместе с ней.
Разумеется, женская сила и сила любви находятся в центре творения.
Вопрос: Можно ли назвать это высшим сознанием?
Ответ: Нет, это уже мужская сила. Но они не могут друг без друга. Ведь вся жизнь протекает между ними, рождаясь только при их правильном соединении. А потому вся основа и вся цель науки каббала – привести к равновесию между мужской и женской силами, так чтобы родилась новая ступень жизни. Тогда мы выйдем из этого мира и поднимемся уровнем выше, на ступень подобия всей общности Природы.