Записи в разделе 'КАББАЛА'
Мы все – одна семья

каббалист Михаэль ЛайтманКонгресс в Красноярске. Урок №1

Я чувствую особое волнение, обычно мне не свойственное. У меня достаточно большой опыт преподавания и общения, тем более с учениками, с товарищами, – но здесь царит особая атмосфера, трогательная, чистая. В принципе, я так и предчувствовал. И все равно, это восторгает – то, что можно еще услышать, увидеть, почувствовать такое на земле.

* * *

Как все вы знаете, каббала – это наука, исходящая из изучения системы мироздания. Раскрывают ее люди, которые меняют себя под стать управляющим нами силам: силе отдачи и силе получения. Они умеют управлять в себе этими силами, практически, управлять собой, как инструментом – и тем самым постигают духовный мир, в котором мы с вами тоже существуем.

Только мы не умеем управлять этими свойствами. Мы живем пока лишь в одном свойстве, которое раскрыто в нас от рождения, – в свойстве получения, или эгоизме. А второе свойство, противоположное ему, мы должны обрести. Обретение второго свойства – довольно сложный и длительный процесс, которым мы сейчас с вами занимаемся.

После того как мы его обретем, оно раскроется в нас, и мы начнем обучаться тому, как работать с двумя этими противоположными свойствами. Лишь тогда мы начнем понимать, чтó представляет собой Природа, или Творец, или мироздание, и увидим, чтó происходит за всей этой картиной, которая рисуется только в нашем эгоистическом свойстве. 

Раскрывая подлинное полотно реальности, мы видим, что всё основано на правильном сочетании двух свойств, на взаимном дополнении противоположностей. И проявляется поразительная картина – в принципе, одно единое целое, всё мироздание. Все люди, и вообще, всё в мире представляет собой одно единое целое.

И только для того, чтобы дать человеку возможность не быть управляемым существом, чтобы поднять его на уровень общей, цельной Природы – для этого дано ему ощутить, что его эгоистическое свойство, то, которое управляет и неживой, и растительной, и животной природой, на человеческом уровне убивает его. С одной стороны, это свойство развивает человека, а с другой стороны, свое развитие он уже начинает ощущать как отрицательное. Что бы он ни делал, он начинает видеть, что делает это себе во вред. А не делать – не может.

Вот таким образом программа Природы работает в нас, для того чтобы мы пришли к осознанию зла нашего эгоизма, нашей природы, и захотели уравновесить его, каким-то образом выйти из него, подняться над ним, управлять им, ограничить его. Но это невозможно, пока мы не достигнем понимания, как это делается, – понимания, о котором говорит каббала.

Без этой науки мы можем страдать, пытаться что-то сделать с собой, с нашим эгоизмом – но ничего не получится. Нам необходимы люди, которые уже проникли в "заэгоистический" мир, которые понимают, как всё устроено, и могут помочь нам обрести второе свойство – свойство отдачи, которое уравновесило бы свойство получения.

Однако, хотя каббала и раскрыла, что все мы – одна семья, одно общее целое (каббалисты писали об этом уже тысячи лет назад), но ждала того момента, когда человечество начнет постигать, осознавать зло своего естества.

Еще несколько десятков лет назад мы считали, что можем побеждать стихию, поворачивать реки вспять, покорять природу. Почему-то нам хочется "покорять", "бороться за урожай", всё делать силой, всё ломать. Мы считали, что так надо, – ведь не зря мы являемся венцом природы, ее высочайшей частью. А в итоге оказалось, что дело обстоит наоборот.

Вот это осознание зла представляет собой наиболее замечательное явление, свойственное нашему веку, нашему поколению. С одной стороны, раскрывается глобальность мира, его цельность, интегральность, взаимозависимость его частей. А с другой стороны, есть ощущение, что мы этой глобальности, цельности, интегральности не соответствуем. Наоборот, мы совершенно противоположны всей природе.

Казалось бы, столь сильное, умное человечество является в то же время самым пораженным участком природы. Ведь в неживой, растительной и животной природе все части дополняют друг друга, пребывают в гармонии, а мы представляем собой ее противоположность. Мы – вредоносные, на самом деле ни к чему не пригодные существа, которые уничтожают самих себя, уничтожают всё, что вокруг них, сами рубят сук, на котором сидят, сами себя вынуждают к деградации. Вся наша наука оборачивается во зло, искусство деградирует, семья распадается. Всё, что мы добываем, чего достигаем, оборачивается совершенно нелепым накоплением в одних руках и нищетой у других.

То есть весь наш эгоизм явно проявляется сегодня как зло и уничтожает все наши возможности, великолепные человеческие возможности. И в то же время невозможно сделать с ним что-то.

Когда-то все мы были одним единым целым. Высший свет, сила отдачи, сила любви – основная Сила природы – создала желание. Это желание развивалось и, по мере удаления своих свойств от свойств света, по мере осознания себя противоположным свету, все время удалялось от него. Таким образом, создались ступеньки нисхождения желания, т.е. его отдаления по всё более и более проявляющимся свойствам от свойств света – до тех пор пока это желание не разбилось на малейшие осколки. Эти осколки, в принципе, – и есть люди нашего мира.

Части неживой, растительной и животной природы, практически, находится в интегральной взаимосвязи между собой. А вот человек абсолютно разбит. Все мы – маленькие эгоисты, все мы абсолютно противоположны друг другу. Нет в нас ничего, что могло бы достичь хоть какого-то сопряжения. Все наши виды и формы взаимодействия – только во имя самонаслаждения, причем, если это возможно, за счет ближних. Мы получаем удовольствие от того, что подавляем других, – и это происходит в нашей природе подсознательно, безотчетно, даже автоматически. Кто больше развит, в том больше эгоизм, и он ищет еще бóльших возможностей насладиться от всех и за счет всех.

В целом, это и есть та картина, которую мы постепенно проявляем в нашем поколении, между нами. Человечество уже начинает постепенно осознавать ее, и как следствие, мы пришли к возможности раскрыть науку каббала. Человечество не раскрыло бы ее собственными силами – для этого существуют определенные души, т.е. части общего разбитого желания, разбитого сосуда (кли), которые могут постичь это самостоятельно.

Наш духовный прародитель – Адам. До него жило много поколений людей, но он первым раскрыл истинное сочетание двух сил – отдачи и получения, – раскрыл Творца, т.е. силу отдачи, противоположную нашему исконному свойству.

Не зря его назвали Адамом, что в переводе значит "подобный Творцу". Мы знаем, что ничего случайного не бывает. Очевидно, не просто так родителям пришло в голову назвать его таким образом, хотя они и не знали почему.

Согласно преданию, где-то в возрасте 36-37 лет Адам постиг Творца – т.е. раскрыл для себя высшую реальность, второе свойство, и начал с помощью двух взаимных свойств исследовать мир. Он описал нам это в книге "Тайный ангел" ("Разиэль а-Малах"). Так начался процесс, и потому, хотя мы считаем нашим духовным праотцем Авраама, нельзя забывать и об Адаме.

Ну а Авраам жил уже в другое время – через двадцать поколений после Адама. Тогда произошло раскрытие уже не просто эгоизма, но также и системы его исправления. Поэтому мы называем Авраама отцом, духовным отцом человечества, и в том числе мировых религий. Он дал нам возможность, инструмент, позволяющий развивать в себе альтруистические свойства, противопоставлять их эгоистическим и на основании двух взаимно противоположных свойств исследовать себя, а через себя – природу, чтобы таким образом расти и раскрывать мир.

С Авраама берет начало методика исправления. Уже тогда в Древнем Вавилоне эгоизм серьезно проявился между людьми, и на его базе, на основании того, что уже раскрылось в людях, Авраам, как представитель того поколения, нашел необходимую методику – науку каббала. Следует помнить, что ранее он был одним из духовных лидеров Вавилона, и вообще, образованным человеком того времени. Так вот, от него идет к нам эта методика исправления, которая называется "каббала" – от слова "получение", или от слова "передача" (информации).

В принципе, здесь действительно многое кроется. Это намек на многочисленные возможности, которые таит в себе наука каббала. С одной стороны, это наука о нашем эгоизме, и потому она называется "наукой получения", а с другой стороны, это наука передачи, потому что передается из поколения в поколение, или наука взаимосвязи, потому что объединяет людей, желающих постичь высший мир, – ведь они могут сделать это только на связи между ними.

Так вот, со времен Авраама желающие изучать каббалу, желающие постичь высший мир, желающие раскрыть для себя это вечное состояние и существовать в нем, т.е. приподняться над животным состоянием и достичь следующего состояния, – объединяются между собой.

При этом они претерпевают очень интересную трансформацию.

Когда-то, в зародыше, мы были некоей энергией, которая постепенно обратилась в неживую материю. Затем эта неживая материя постепенно эволюционировала в растительную, затем – в животную, а сейчас мы от животной материи переходим к материи, называемой "Адам", – к "человеческой" материи, которой в нас еще нет. Это совсем другая стадия эволюции.

Представьте себе, как в течение сотен миллионов лет материя трансформировалась из неживой в растительную, из растительной – в животную. И вот сегодня мы должны, в общем-то, одним рывком, в течение каких-то нескольких лет, в течение одной жизни, преодолеть переход из животной стадии в стадию "Адам". Вот в таком состоянии мы с вами находимся.

Вся методика заключается именно в осознанном воссоединении после того разбиения, которое произошло в духовном мире. С тех пор как наш мир появился в результате этого разбиения, начиная с Большого взрыва и далее, он только и существует для того, чтобы мы собрали себя воедино, объединились как одна семья. Так это выражается, звучит в наших человеческих словах.

Я не знаю, подходит ли это определение. Так пишут каббалисты, так пишет Бааль Сулам: мы все – одна семья. Здесь надо понять, до какой степени мы должны соединиться между собой. Наше объединение должно быть таким, чтобы не осталось ни одного, кто ощущает лишь себя в отдельности, а были только ощущающие всю нашу общность, всё человечество как одно единое целое.

Таково великое исправление, которое мы должны на себе произвести. Но с другой стороны, в общем-то, его легко достичь. Бааль Сулам пишет, что нет в этом ничего, кроме простой психологической задачи, потому что, в конечном счете, всё делает свет, т.е. сила отдачи, сила любви, основная Сила природы, которая создала эгоизм специально, чтобы мы ее постигли, чтобы начали с ней работать, чтобы поднялись до ее высшего уровня, чтобы вошли в эту систему "Адам" – систему вечную, совершенную, где мы теряем отношение к нашему животному состоянию, поднимаемся над ним.

Вот к этому мы должны стремиться. И, в общем, это легкодостижимо. Проблема здесь психологическая: это достигается не мною лично, а всеми вместе. Вот эта "маленькая проблемка" и должна решиться на нашем земном, эгоистическом уровне. Ее мы должны решить. Если мы сможем это сделать, то быстро перейдем в следующее состояние.

Разумеется, сам я не могу убедить себя в том, что мне надо соединяться с другими. Это невозможно. Здесь тоже не обойтись без влияния коллектива. Таким образом, исходя из первоначальной точки, задача решается только в объединении всех – когда каждый пробуждает остальных, и все пробуждают каждого, соединяясь друг с другом в общей заботе обо всех и о каждом вместе. Вот такой интеграл.

А наш эгоизм нам помогает: он постоянно разобщает нас, постоянно отталкивает каждого в сторону, "оттаскивает" от других. И таким образом мы начинаем ощущать большую потребность, всё бóльшую необходимость в объединении. Еще и еще расталкивает нас эгоизм, но расталкивает специально, вроде бы коварно, а на самом деле – нет. Ведь им управляет та же сила света, та же сила отдачи. Он вторичен и поэтому называется "произошедшим из ничего". Говоря иначе, он создан специально, искусственно, для того чтобы помочь нам из нашего небытия раскрыть Творца, свет, свойство отдачи.

Поэтому нам надо смотреть на наш эгоизм как на "подмогу напротив". Во всех наших действиях, раскрывая его, мы должны радоваться, что он показывает нам те изъяны, которые еще существуют, – показывает для того, чтобы мы достигли объединения, необходимого для раскрытия высшей системы.

Раскрыв ее, мы видим: "О! Вот это и есть те отношения между нами, которые мы пытались наладить". Мы обнаруживаем в них систему миров, десять сфирот, взаимодействующих таким образом друг с другом. Мы явно раскрываем это, а эгоизм как бы подталкивает нас сзади, колет, указывая, где нам еще недостает раскрытия этой правильной связи между нами.

Так что к эгоизму надо относиться вежливо, с радостью, как к помощнику – отрицательному, но помощнику, предупреждающему, колющему, жалящему, но именно там, где нам не хватает объединения. Мы должны любить то средство, которое нас правильно растит.

Эгоизм показывает нам изъяны – но не в обычной жизни, а там, где мы начинаем сближаться друг с другом. В обычной жизни эгоизм находится на животном уровне: каждый хочет урвать себе что-то, построить, покорить, перекупить, украсть, обмануть… Всё это не считается тем эгоизмом, с которым мы должны бороться. Надо заострить свое внимание только на таком эгоизме, который мешает нам объединяться. Он-то и есть наш руководитель, наш путеводитель. Он точно показывает нам наши малейшие изъяны, каждую минуту работает над нами. И за это нужно его благодарить.

Ко мне обращаются с жалобами на бессилие, отсутствие желания, разочарование и т.п.

Во-первых, если это жалобы на животный эгоизм, в таком случае мы просто не обращаем на него внимания. Это потихоньку отойдет, отомрет, исчезнет куда-то. Не надо думать об этом.

Если же ты заостряешь внимание только на объединении, вот тут-то ты и начинаешь получать всевозможные удары, толчки, нежелание, разочарование. Такой эгоизм – самый нужный. Его надо не то что лелеять и развивать, нет – но надо над ним немедленно подниматься, немедленно строить новые отношения с другими, пока мы ни достигнем того уровня связи между нами или попыток связи, когда убедимся, что мы действительно бессильны.

Но и здесь есть сложность. Убедиться в своем бессилии я могу только тогда, когда буду связан с другими, то есть когда буду ощущать необходимость взаимосвязи с товарищами. Они будут раздражать меня своим устремлением вперед, навстречу друг к другу. Я буду ощущать, насколько я не такой, как они. Я буду чувствовать себя самым последним среди них. Хотя это может быть совершенно не так на самом деле, но я буду чувствовать: "Я ниже их, я хуже их, у меня не получается так, как у них. Они так здорово говорят, они могут так искренне раскрыться, обняться, они умеют держаться друг за друга, они вдруг находят верные, нужные слова – а у меня ничего этого нет, я какой-то "непробиваемый", черствый, неотзывчивый, нечувствительный…"

Если человек двигается вперед, у него всегда такое мнение о себе. И это очень хорошо. Только надо понимать, что это дается ему специально, что в мере своего движения вперед он будет видеть себя всё хуже и ниже. Здесь необходима серьезная поддержка группы и постоянное напоминание о том, что такие состояния наиболее продуктивны и полезны.

Если человек не будет ощущать поддержки группы, такие разочарования отбросят его в сторону, и он уйдет. "Это не для меня, – скажет он. – И вообще, я больше не могу. Это ни к чему не ведет, никакого духовного свойства мне не достичь…" – и так далее.

В ответ нам нельзя проявлять равнодушие: "Ну, ушел – и ушел…" Прежде всего, нам обязательно надо срочно помогать ему вернуться.

Вообще, для нас это серьезный знак, показывающий, что мы должны развивать в группе силу, которая бы держала человека внутри, не давала бы ему выйти наружу. Группа должна быть такой массой, от которой не оторваться, – подобно абсолютно черному телу или сверхтяжелым звездам, которые не выпускают свет наружу ввиду своей огромной плотности.

В принципе, уход человека из группы возможен только в том случае, если он сопротивляется, не желает участвовать в работе вместе со всеми, если случайно забрел в группу и обнаруживает в итоге, что это не для него. Тогда ничего не сделаешь, он еще не дозрел внутри. Но все равно надо оставлять ему место, чтобы он мог вернуться. А вообще, для группы это должен быть знак того, что надо себя проверить: семья она или не семья?

В принципе, как строится семья? И почему, собственно, наш эталон – именно семья?                                                                                               

Если рассматривать нормальную семью, которая сегодня, возможно, и не существует, – то она ассоциируется у нас с чем-то общим, целым, где все равны. Равны не просто "под линейку" – у каждого есть свой уровень: дети, родители, старики, больные, здоровые… Семья всегда решает, что надо каждому и что она максимально может сделать для каждого. Конечно, обычно получается одно за счет другого, но, в целом, мы пытаемся сделать так, чтобы все получили максимум возможного от того общего ресурса, который есть в семье.

И такими же должны быть отношения в группе. Взаимное объединение, слияние, забота, любовь, общая судьба, общее кли, намного более сильное, чем в семье, решает всё. И, исходя из него, решаются все проблемы. Если вы исходите из этого чувства, если все вы – одна семья, ваши решения всегда будут правильными, без всякого перекоса. А если вы подходите к проблемам как в обычной жизни, эгоистично, то ваши движения, ваши решения будут неправильными.

Мы – одна семья. В решении всех вопросов группы надо исходить из этого, и тогда не будет ошибки. Наше решение должно быть общим, коллегиальным. Это не сепаратная резолюция двоих-троих человек. Двое-трое могут решать технические вопросы: по обустройству, по проведению каких-то мероприятий. Но то, что касается нашей жизни, нашей совместной духовной работы, что связано с участием всех, – это должны решать все.

Как пишет Бааль Сулам, весь мир сегодня – это уже одна семья. Он написал это в начале XX-го века, где-то в 27-м году. Представляете, уже в то время мир начал созревать и объединяться, хотя люди тогда были еще так разобщены. Где там Африка, где Южная Америка и Австралия? Вообще, какая была связь между континентами? В общем-то, ничего особенного еще не было, а он все же писал об этом, потому что изнутри мы уже замкнулись в нашей взаимосвязи, как одна семья, и, практически, были готовы к тому, чтобы начать осваивать следующую нашу ступень – ступень "Адам".

Ну а сегодня нам это ясно. И хотя мы видим разобщение, конфликты и проблемы в мире, но уже понятно, что, в целом, все его части сопряжены полнейшей взаимосвязью. Так происходит изнутри природы, согласно законам развития. И поэтому сегодня, занимаясь каббалой, мы с вами уже начинаем говорить об интегральном воспитании человечества – не только своем, но общем.

Бааль Сулам пишет так:

"Весь мир – одна семья. Каббалистические принципы должны, в итоге, охватить весь мир, дав всем равный уровень жизни".

Кстати говоря, это условие – обязательное. Согласно нашему животному уровню, мы должны удовлетворить базовые потребности каждого.

"Однако процесс этот постепенный. Каждый народ, большинство которого на практике примет на себя эти основы, то есть уже будет воспитано в духе отдачи другому и будет иметь надежный источник мотивации, – тут же войдет в это международное сообщество, основанное на альтруистических принципах. У всех народов, вошедших в рамки этого сообщества, будет одинаковый уровень жизни – так что излишки от богатого и прилежного народа будут улучшать уровень жизни отсталого или бедного природными ресурсами и средствами производства".

Нам кажется, что это еще далеко, и тем более, тогда до этого было очень далеко. Однако за прошедшие (без малого) сто лет мы все же видим, что мир продвинулся к этому. В итоге мы пришли к тому, что нас, и не только нас, привели к осознанию методики раскрытия мира, к новой жизни, к новой ступени, потому что на предыдущей мы уже не могли существовать.

Мы не могли существовать на ней морально, идеологически, душевно, духовно. Мы чувствовали, что обязаны найти что-то другое в жизни. Нас привела к этому не нищета, не рабство, не какие-то страшные условия на животном уровне. Нас привело отсутствие смысла жизни, ее никчемность, ее пустота – то есть стремление вверх.

Это уже огромный скачок со времен Бааль Сулама: огромные массы людей (сегодня в мире это миллионы) ощущают в себе духовный голод, и каждый день как-то приближаются к науке каббала или даже знакомятся с ней.

А кроме этого, остальные миллионы, или даже миллиарды, начинают постигать никчемность этого существования – через всеобщий, глобальный кризис на любых уровнях. Мы видим: он идет во всех странах, во всех культурах, во всех цивилизациях – и они ищут. Но ищут на своем "животном" уровне (это не ругательство, а классификация желаний по уровням: неживому, растительному, животному и человеческому), когда человек занят своим существованием: "Как мне обустроить себя, семью, мир вокруг себя, сегодня и далее, надежно, себе и детям?" – и так далее. Это заложено в нас на инстинктивном уровне.

Так вот, остальные, даже если когда-то стремились к этому, начинают осознавать, что и это невозможно сделать, и этого невозможно достичь. Сегодня они уже и не устремляются к подобным вещам: люди не хотят жениться, выходить замуж, заводить семьи… Они разочарованы, они не находят для этого никакой веской причины, и т.д.

Таким образом, мы видим, что, несмотря на попытки объединить людей, принципы "мир – одна семья" или "мы – одна семья", хотя бы в границах государства, не срабатывают. Даже в семье (!) происходит разбиение: дети с десяти лет уже мечтают о том времени, когда уйдут от родителей, а родители и сами не могут прожить всю жизнь вместе – они разводятся, снова женятся и т.д. Понятие "семьи" исчезает.

Мы видим распад в любых сообществах: государственных, общественных. Это всё – методы разрушения, в том числе такой природной основы, как семья. И все эти разрушительные явления являются также осознанием зла: мы понимаем, что не сможем найти никакого удовлетворения ни в чем.

Единственный выход, как сказано каббалистом, – создавать семью другого типа, в которой мы объединяемся на ином уровне и только вместе можем ощутить подлинную жизнь.

В диалектике есть такой закон – "отрицание отрицания". Бааль Сулам пишет об этом: человек поднимается на следующий уровень своего развития тогда, когда ощущает текущий уровень уже абсолютно не пригодным ни к чему. Тогда он разрушает его путем всевозможных революций: социальных, технологических и пр. Так или иначе, он совершает прорыв – выход на следующий уровень развития и даже, может быть, в следующую формацию.

Так вот, сегодня мы, таким образом, проходим этот прорыв, который заключается в отрицании предыдущего состояния, которое во всем должно проявиться как ущербное. И следующий уровень должен родиться из этого отрицания.

Здесь мы находимся перед дилеммой, которую нам предлагает сейчас наука каббала. Не первый раз уже мы проходим такие состояния, но всегда они разрешались путем восстаний, всевозможных кровавых пертурбаций, революций, голода, разрухи и т.д. А сейчас наука каббала предлагает нам нечто совсем иное – пройти вперед методом осознания.

Переход от "животного" состояния человечества к состоянию "Человека" ("Адам") может быть совершен не обычным способом, как мы это проходили ранее, во времена становления рабовладельческого строя, средневекового уклада, капитализма и т.д.

Кстати, капитализм является пиком эгоистического развития, которое завершается спустя десятки тысяч лет и которое каббала делит на четкие периоды. Сейчас это развитие подходит к концу: достигнут максимальный эгоизм, который показывает нам, что мы от него должны избавиться. Нам не удастся преобразовать его во что-то новое. На всех уровнях жизни он не оставляет нам никакой надежды на то, что мы сможем его еще каким-то образом трансформировать, обратить во что-то. Это невозможно. Мы видим: сколько ни пытаются экономисты, политологи, социологи найти какой-то выход из создавшегося положения – его нет. Нет ни в чем. И это начинает сейчас осознаваться.

Вы знаете, как много лет назад мы говорили об этом, но все смеялись. Потом перестали смеяться – настороженно ждали. А теперь сами признают: выхода нет, а что будет – неизвестно. Постепенно эту точку зрения начинают принимать.

Так вот, нам неважно, знают они о нас или нет. Мы просто видим, что так всё движется. Система работает, и ее развитие было предсказано уже несколько тысяч лет назад – на основе знания системы мироздания. В общем-то, даже Авраам в "Книге создания" уже писал об этом.

А сегодня мир, сознаёт он это или еще нет, стал как одна семья, и мы должны показать явный пример такой возможности. Надеюсь, что эта возможность появится.

Нам не надо ничего делать искусственно, наша задача – выстроить между нами правильные, семейные по своей сути взаимосвязи. Я имею в виду не семейное родство, а распределение ответственности между всеми, всеобщую взаимосвязь, исходящую из полнейшей взаимопомощи, из любви, из интегрального сочетания, когда каждый включает в себя других.

Как только мы начнем двигаться к этому, нам раскроются свыше невероятные возможности. Нас будут приглашать, чтобы мы рассказывали об этой методике, и просить, чтобы мы обучали ей. Уже сегодня мы получаем такие сигналы от владельцев предприятий, потому что люди, не находя контакта между собой, просто не могут находиться в нормальных производственных отношениях. Вдруг всё рассыпается. Подобно жителям Древнего Вавилона, заговорившим на разных языках, люди сегодня перестают друг друга понимать и не знают, чтó с этим сделать.

Так вот, человек не виноват. Просто в каждом вдруг обрывается связь со всеми остальными. Я чувствую, как это происходит. А владельцы предприятий, всевозможные государственные деятели – и подавно. Ты говоришь с кем-то, вещаешь, пытаешься управлять всевозможными структурами, а в этих структурах то же самое, такая же затухающая связь. И ты никак не можешь пробить этот эгоизм, который стеной встает между людьми.

Повторяю: они не виноваты, просто старыми методами с ним ничего нельзя сделать. Пробить этот "изоляционный слой" между всеми нами можно будет только силой света, и никак иначе. Человечество запуталось, и люди будут вот так вот, закрыв глаза, блуждать, наталкиваясь друг на друга и не понимая, где находятся. Вы начнете это чувствовать.

И тогда потребность в семье, то есть во взаимосвязи, причем внутренней, возникнет непосредственно. Ведь иначе мы потеряны, мы даже не сможем производить номинальных продуктов, необходимых для существования, – настолько всё будет рассыпаться. Мы будем утрачивать всякие контакты, связи между нами, и вы видите, как вдруг в различных государствах начинаются братоубийственные войны. Кто? С кем? Зачем? Почему? Миллион причин!

Казалось бы, разве есть какие-то серьезные, реальные причины, чтобы вот так убивать друг друга!? И, тем не менее, для этого всегда найдутся тысячи поводов. Будут убивать и без причин. Почему? Из-за отсутствия любой связи, пускай даже основанной на негативе.

Когда в семье возникает ощущение разрыва, мы можем хотя бы поругаться – и то будет ниточка, зацепка друг за друга. Всегда необходима какая-то связь, какая-то взаимозависимость, хотя бы отрицательная, неважно.

А здесь ничего не останется, и это будет приводить к войнам, к любым эксцессам. Ведь иначе просто не чувствуешь, что ты вообще где-то находишься, ты словно подвешен в пустоте. Это пугает. Это самое страшное, что может быть. Я в полной темноте и не знаю, куда двинуться, как маленький ребенок, потерявшийся в темной комнате. Это жуткое состояние, и к этому нас ведут всевозможными способами, чтобы мы почувствовали потребность в том, что называется семьей.

Таким образом, на общечеловеческом уровне "семья" – это полная взаимозависимость существования в одной единой интегральной системе, где каждый абсолютно связан с другими и каждый ощущает всю эту систему как свое личное "Я".

В этом-то и кроется причина изначального разбиения. Когда мы первоначально были созданы вместе одним единым желанием, там мы ощущали только свое маленькое существование, не такое, как на нынешнем нашем уровне, совершенно нет, а на уровне зародыша, которым мы были когда-то в утробе матери, – в неживом, растительном или животном состоянии, в прообразе нашего сегодняшнего облика.

Так вот, чтобы привести нас к осознанию наивысшего уровня – Творца, уровня света, – для этого нас надо разбить светом, чтобы он проник между нами и именно между нами создал сеть связи, которая удалит нас друг от друга, но даст возможность приближаться друг к другу в мере нашего желания, нашего взаимного устремления.

Начав сближаться, мы увидим, обнаружим, ощутим, познаем этот свет в миллиарды раз больше. Даже самое малое духовное ощущение на первой ступени заливает человеку светом весь мир. Он ощущает всё в одном свете, всё для него взаимосвязано, интегрально. Он чувствует одну единую мысль, одну единую Силу, и получает тогда ответы на все свои вопросы – до следующего уровня, когда снова проявляется эгоизм. Тогда проступает следующая ступень разобщения, и, воссоздавая над ним новую связь, человек постигает еще больший уровень света, объединения, общего помысла, общего разума.

Однако уже самая первая ступень выводит нас на уровень вечного состояния. То есть мы уже начинаем существовать в области "Человека", на "человеческом" уровне. Раньше мы существовали на уровне неживой, растительной и животной природы, пока не развились до сегодняшнего уровня, – так и его мы поднимем на уровень "Человека", и тогда предыдущая ступень отомрет.

Таким образом, надо понимать: наше нынешнее преобразование – действительно настолько фазовое, настолько серьезное, что раньше такого не было. Намного проще было совершать переход от неживой к растительной, затем к животной природе, чем сегодня от животной природы к природе "Человека". Ведь современное преобразование зависит от нашего предварительного желания – мы должны обязать свет, чтобы он нас преобразовал. А иначе ничего не получится.

Итак, свет преобразует нас в одно единое целое: мы возвращаемся к одному единому желанию, которое было первоначально создано. Нашим эгоизмом оно как бы разорвано на куски, а теперь, устраняя этот эгоизм, мы воссоединяем его. И, возвращаясь к этому единому желанию, мы начинаем постигать наш следующий уровень, т.е. становимся равными свету, равными Творцу. Поэтому новый уровень и называется "Адам" – что значит: "подобный (домэ) Творцу".

Так что мы – одна семья. Это не просто красивое слово, это настоятельная потребность, задача, вызов Природы всему человечеству. И мы с вами – впередсмотрящие в этом деле.

А всё остальное человечество тоже должно осознанно потребовать достижения уровня одной семьи, несмотря на то что в нем отсутствует движение вперед. Мы собрались вместе, потому что сами хотим двигаться вперед, – а его понуждают сзади. Но куда двигаться, оно не знает, потому что отсутствует цель. Если на тебя воздействует одна сила, ты можешь только убегать от нее. Она толкает тебя – ты убегаешь от нее по тому же вектору. Она толкнет тебя с другой стороны – и ты бежишь под другим углом. Так человечество будет все время бросаться в разные стороны – в беспорядке, в совершенном непонимании того, что с ним происходит.

И здесь нам поручено, мы должны, обязаны рассказать о методике исправления нашей природы тем, у кого нет в распоряжении второй силы. Соответственно, мы не можем излагать им дело в том виде, как читаем в наших источниках. Да и не надо – ведь тогда мы покажемся людям мистиками. У них нет даже тех минимальных ощущений, которые есть в нас, у них нет тяги, влечения, они не устремляются вперед, их толкает сзади только отрицательная сила, тогда как нас – только положительная.

Зато, если мы начнем соединяться с ними, то приобретем от них еще и отрицательную силу, действующую сзади. Иными словами, их желания, их потребности, их чаяния, стремления выйти из этих земных состояний, которые нам, по правде говоря, безразличны, станут нашими и будут толкать нас также и сзади. Мы начнем заботиться о них, как о детях, и тогда у нас появится огромная дополнительная мотивация. Сегодня не так: нас тянут-тянут вперед, хоть немножко подтянулись – тоже хорошо. И это всё… Но этого недостаточно.

Поэтому, в первую очередь, нам надо понимать, что сегодняшнее состояние человечества предназначено для нас, вперед идущих, впередсмотрящих. Мы – авангард, и поэтому мы должны заниматься интегральным воспитанием. От других людей мы начнем получать их желания, их чаяния, их потребности, их отчаяние – и оно постепенно станет нашим, мы не сможем быть к нему равнодушными.

Занимаясь интегральным воспитанием, группа становится иной, у нее появляется огромнейший дополнительный стимул для движения вперед. И тогда действительно начинает появляться семья. Мы объединяемся для того, чтобы за кем-то ухаживать, чтобы кого-то воспитывать, о ком-то заботиться, – и это очень важно. Это в первую очередь – для нас.

А кроме того, если мы действительно одна семья, то и весь этот мир устроен же – как одна единая система. Как же мы доберемся до выхода на какой-то следующий уровень, если не будем создавать его вместе с остальными?

Вот для этого мы и формируем с вами особую науку, вернее особый раздел в каббале. Как маленьким детям, он объясняет людям всю эту методику связи между нами в одно единое целое. Объясняет не каббалистическими терминами, но, в принципе, мы говорим то же самое…

Итак, весь мир одна семья, а на нас возложена задача привести его к этому образу и таким образом выйти на следующий уровень существования – на уровень "Адам" ("Человек"). Это нам поручено, и мы будем пытаться это реализовать.

Из 1-го урока конгресса в Красноярске, 14.06.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Брось все силы на главное

Прекрасный путь к вершине

Методика, ведущая к свету

Наука любви

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Почему люди все-таки так настроены против каббалы, что нам необходимо скрывать, откуда наши знания, чтобы они были готовы их хоть немного послушать?

Ответ: Каббала – противник эгоизма, а эгоизм – вся наша природа.

Каббала, в отличие от религий, говорит не об отдалении народов, а об их объединении, всех вместе в единое целое, о "возлюби другого как себя".

Каббала отрицает всякую мистику, ее целью является раскрытие высшей силы, Творца, каждому в этой жизни. Этим она явно говорит о том, что является единственным знанием, которое основано на высшей силе Природы, а не на наших догадках. Ведь сегодня сама наука раскрывает себя не более, как догадка, в которой все условно.

Предыдущие сообщения на эту тему:

Из точки А в точку Б с наукой каббала

Наука, которой нет цены

Наука о мире

Альтруистический коммунизм: уравнение с одной переменной

каббалист Михаэль ЛайтманБааль Сулам, "Труды о последнем поколении", ч.1: На народ Исраэля возложено принять международный альтруистический коммунизм раньше остальных народов и стать символом, демонстрирующим всё благо и всю привлекательность этого строя.

Вопрос: Что это за "международный альтруистический коммунизм"?

Ответ: Бааль Сулам объясняет это в "Трудах о последнем поколении". "Альтруистический коммунизм" базируется на законах, которые мы изучаем не из наследия Карла Маркса, а из "Учения Десяти Сфирот", описывающего взаимодействие светов и сосудов. Ведь сосуд и свет должны пребывать в слиянии. Какие же условия нужно для этого выполнить?

В целом, здесь действует закон подобия, или равенства свойств (=) между двумя желаниями: получающим и дающим. Чтобы уподобиться дающему желанию, получающее должно, прежде всего, произвести Первое сокращение (Цимцум алеф – Ц"А), после которого оно ничего не хочет получать для себя. Затем оно выходит на ступень хафэц хэсэд (Х"Х), а затем приходит к получению ради отдачи.

В наши дни, уже после разбиения, мы создаем группу из отдельных частей. Какие же законы должны в ней действовать, чтобы мы достигли подобия по свойствам? Как составить такой договор с Творцом, который приведет нас к слиянию? Задумавшись об этом, мы увидим, что речь идет о тех самых условиях, которые описаны в каббалистических книгах. Ведь в деле участвуют всего лишь три основных фактора: дающее желание, получающее желание и слияние, равенство между ними. Больше ничего. 

Дающее желание (1) является константой (const), получающее (2) – тоже. А третий фактор – это переменная под названием "экран" (масах).

 2013-04-15_rav_hauma-haisraelit_lesson_02

Это же так просто! Если бы только не слепота эгоизма, из-за которого мы не хотим видеть истины…

Из урока на тему "О народе Израиля", 15.04.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Два лика света

Откликнуться на зов Творца

Не попробуешь – не научишься

Каббала скрытой камерой (13.03.2013)

Как ребенок

Как прийти к правильной молитве?

О конгрессе в Европе

От чего зависит сила мысли?

Прийти к безысходности

Группа помогает выйти из ямы

Прийти к чистой отдаче

Протянуть руку помощи

Сокращение желания

Состояние перед раскрытием

Точка между ненавистью и любовью

Если бы я встретился c Адамом…

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Каким образом в мире творения, созданного из ничего, появилась методика, рассказывающая об истинной природе, противоположной природе творения? Что или кто служит мостом между мирами и соединяет нас?

Ответ:  5772 года назад в нашем мире появился человек, который впервые задался вопросом: "Что происходит в мире? Откуда он появился, зачем создан? Кто им крутит, командует? Для чего все вращается вокруг него и вместе с ним?"

Этого человека звали Адам. Задаваясь этим вопросом, он попытался раскрыть эту загадку, и в итоге не только раскрыл ее, но и описал в книге "Тайный ангел", что означает "тайная сила". Ангел – это сила.

Из этой книги можно узнать, что он постиг, как он это почувствовал, что увидел  и описал в иносказательном виде.

Адам дал начало целой плеяде каббалистов, которые потрясающе описывали духовный мир. Именно это мы сегодня ощущаем, раскрывая его, потому что Высшая природа неизменна.

Получается, что сегодняшний каббалист, раскрывающий всю систему природы и тот, который жил 500, 1000, 1500 или даже пять с половиной тысяч лет назад, как Адам – все они говорят об одном и том же. 

Они говорят об одной единой силе, распадающейся на множество подсил, которые воздействуют на нас и определяют все, что происходит с нами. И эта наука называется "наука каббала".

Если я читаю книжку, которая была написана пятьдесят, или пятьсот, или 1500, или 2500 лет назад (а для меня это одно и то же), я не чувствую в них совершенно никакой разницы, – все они написаны на одном языке и рассказывают об одном и том же.

Выходит, что если бы сегодня я повстречал автора, который написал книгу четыре тысячи лет назад, допустим, Авраама, то спокойно смог бы поговорить с ним на эти темы. И он ответил бы на все наши нынешние вопросы: что надо делать и как все понять.

Мы смогли бы легко с ним общаться, ведь у нас с ним были бы абсолютно одинаковые вопросы и выяснения – мы бы понимали друг друга: о чем говорим, к чему стремимся.

Он абсолютно четко понял бы наши вопросы и дал бы объяснения, и нам они были бы понятны, потому что мы имеем дело с вечной материей, с вечной силой, с вечным движением. Такова наука каббала.

Из виртуального урока, 03.03.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Без смысла жизни нет человека

Каббала без всякой мистики

Другая сторона мироздания

Лекция в Ашдоде "Что нас ждет в 2013 году"

2013-01-03_lektzia-v-ashdode_10010.01.2013 в 19:00

состоится

моя лекция на русском языке

"Что нас ждет в 2013 году. Каббала о нашем будущем"

Концертный зал аудиториум "Рами Наим",

ул.Бялик 10, Ашдод.

Вход свободный

Анонс лекции

Кто написал "Книгу Создания"?

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Вы неоднократно указываете, что "Книгу Создания" написал Авраам, хотя во многих источниках указывается иной автор, а Бааль Сулам указывает рабби Акиву. Где подтверждение вашему мнению?

Ответ: Мне знакомы мнения по этому вопросу, а также слова Бааль Сулама. Но в книге Зоар (Зоар хадаш. Итро, 309) сказано, что книги Ханох и Ецира (Создания) написаны Авраамом. Несомненно, это было известно Бааль Суламу, как комментатору на всю книгу Зоар. Я не могу ответить, почему он все-таки приписывает авторство "Книги Создания" рабби Акиве, но я основываюсь на сказанном в книге Зоар.

זהר חדש. יתרו, שט: ודאי, שספרו של אדם הראשון היה ליעקב. וספר חנוך וספר יצירה של אברהם אבינו. והעירו, שמסכת עבודה זרה של אברהם אבינו, היו בה ארבע מאות פרקים. ומכל אלו הספרים למד יעקב אבינו, איש תם יושב אהלים, חכמה רבה. והיו יופיו וקוויו של יעקב, כעין קוויו של אדם הראשון.

Предыдущие сообщения на эту тему:

Сближение миров

Каббала – от Авраама и до наших дней

Об Адаме Ришон и Аврааме

Взаимосвязь между нами – на уровне клеток

Исследование: Физическая связь между матерью и плодом осуществляется через плаценту, орган, построенный из клеток матери и клеток плода – он служит каналом поступления питания и выводом отходов. Клетки могут мигрировать через плаценту между матерью и плодом, поселяясь в органах тела (легкие, мышцы, печень, сердце, почки, кожа). Они могут иметь широкий диапазон воздействий, от восстановления тканей и до провоцирования иммунных нарушений в организме.

Клетки одного человека способны к интеграции в ткани другого человека.

Мы привыкли думать о себе как об отдельных автономных индивидуумах, но все мы носим в себе части других людей.

Клетки одних могут находиться в головном мозге других, мужские клетки были обнаружены в мозгах женщин и живут там в течение десятилетий.

Микрохимеризм чаще всего является результатом обмена клетками через плаценту во время беременности, но могут передаваться от матери или от кормилицы к ребенку и во время вскармливания ребенка грудным молоком.

Также происходит обмен клетками между близнецами в утробе матери и также клетки старшего брата, уже имеющиеся в матери, могут попасть в плод через плаценту во время более поздней беременности. Есть доказательства конкуренции между клетками от бабушки и младенца в матери. Смешение клеток генетически различных индивидуумов – это не редкость, а закон природы.

Предыдущие сообщения на эту тему:

Сотрудничество превыше конкуренции

Эмпатия - в наших клетках!

Я передаю вам свою жизнь!

Каббала – Тора устная и письменная

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Вы сказали на уроке, что и Письменная Тора, и Устная Тора – все они изучаются только в Каббале – правильно ли я вас понял?

Ответ: Да, вся Тора – в Каббале, потому что Тора – это исправляющий свет, как сказано: "Я создал эго (ецер ра) и создал Тору (тавлин - для его исправления), потому что ее свет возвращает к Источнику (делает обучающего подобным Творцу). Эта задача уподобиться Творцу ставится изучающему Каббалу.

Сказано (Книга Зоар, Зоар Хадаш, Толдот, 13): Все отцы, находящиеся в высшем мире (сфирот парцуфа Зэир Анпин мира Ацилут), – Авраам, Ицхак, Яаков, Моше, Аарон, Йосэф, – все они упоминаются в Письменной Торе, Торе Авая. Потому что они представляют собою шесть частей парцуфа Зэир Анпин мира Ацилут, называемого Авая. Поэтому все они - Письменная Тора. А Давид находится вне их, он – Устная Тора, малхут, упоминается в Каббале, в Ктувим (святых писаниях). Малхут называется Каббала, потому что получает свет Письменной Торы, называемый праведник, Есод, Йосеф.

Тора – это высший свет, который находится в мире Ацилут. И только тот, кто, изучением Каббалы, достигает мира Ацилут, получает этот свет от двух частей парцуфа Зэир Анпин – от Устной Торы и Письменной Торы.

זהר חדש. תולדות. תורה שבעל פה קבלה

יג) כל האבות העליונים שאחוזים למעלה, אברהם יצחק יעקב משה אהרן יוסף, רמוזים כולם בתורה שבכתב, תורת הויה. כי הם ששה קצוות של ז״א, הנקרא הויה, שעליו כתוב, תורת הויה. וע״כ כולם תורה שבכתב. ודוד, שהוא אחוז מחוץ להם, שהוא תורה שבעל פה, המלכות, רמוז בדברי קבלה, דהיינו בכתובים. ומשום זה נקראת המלכות קבלה, משום שמקבלת אור מתורה שבכתב, הנקראת צדיק, יסוד, ונקרא יוסף, ונקרא כל.

Предыдущие сообщения на эту тему:

Книга, соединяющая небо и землю

Дарование Света

Устная и письменная Тора (клип)

Прекрасный путь к вершине

каббалист Михаэль ЛайтманНовосибирский конгресс, урок 1

Наука каббала говорит так: "Мир свой узри еще при жизни" – раскрой еще при жизни. Человек находится в этом мире, в нынешних ощущениях, на уровне неживой, растительной и животной природы – чтобы выйти на следующий, подлинно человеческий уровень. Говоря иначе, нам необходимо существовать в этом мире свои 70-100 лет (кому сколько), для того чтобы развить себя, подняться в ощущение высшего мира и дальше развиваться там.

Новое ощущение, новая парадигма, новое бытие, всё то, что мы обретаем вместе с другим органом чувств и другим мироощущением, – называется "Высший мир". К этому нам надо подняться. И тогда то, что воспринимается нашим телом, просто отойдет, уйдет в сторону, перестанет ощущаться. Ведь более сильные ощущения всегда подавляют более низкие. Это относится и к нашему телу: на "животном" уровне своего организма я стригу волосы, и мне не больно. Почему не больно? Потому что волосы – это растительный уровень, и я, находясь уровнем выше, могу лишаться их совершенно безболезненно. Аналогично обстоят дела и при подъеме на нашу следующую, человеческую ступень.

Проблема этого подъема постоянно движет нами. В сущности, мы и живем ради этого. В течение всей истории человечества мы так и шли – подгоняемые сзади нашим эгоизмом, чтобы он развился до нынешнего состояния, когда мы видим, что человек вроде бы достиг всего – и ничего у него нет.

Поэтому Бааль Сулам определяет науку каббала как раскрытие высшей управляющей Силы – одной, единой, единственной, – которая существует, естественно, вне рамок времени, пространства и перемещения. Как мы знаем из современной физики, это совершенно реальный мир, пускай ускользающий от ощущений, но уже доступный в мыслях, в разуме, в исследованиях. 

Итак, в статье "Наука каббала и ее суть" Бааль Сулам определяет эту науку как "раскрытие высшей управляющей Силы всеми путями во всех ее свойствах и проявлениях, раскрывающихся в мирах и подлежащих раскрытию человеком всеми способами, которые только можно применить для исследования, до конца всех поколений" – то есть пока все мы не раскроем эту Высшую силу.

Смысл нашего существования, – говорят каббалисты, – именно в ее раскрытии. И все перемены ведут нас именно к этому. Существует закон подобия: насколько я меняю себя в подобие отдачи, любви, ради выхода из себя, над собой, над своим животным эгоистическим эгоизмом – в той же мере я ощущаю окружающий меня мир "незамутненным", раскрываю высшую единую Силу, вступаю с ней в коммуникацию и становлюсь частью этой системы.

Далее каббалисты объясняют, каким образом мы оказались здесь, в этом мире. Для того чтобы дать человеку возможность развития, с самой верхней ступени этого мира, с уровня высшей единой Силы, мы снизошли до наинизшего состояния. Именно в этом состоянии у нас и появляется возможность начать подъем, то есть начать свою реализацию.

Хотя на этом уровне существует огромная разница между мною и Творцом, моя самореализация требует сохранять эту разницу. Я должен оставаться отдельным от Высшей силы: тогда мое "Я" постоянно растет, и в то же время я поднимаюсь к подобию с ней. В итоге, во мне есть два свойства: "Я" – с одной стороны, и Творец – с другой стороны. То есть, чем выше я поднимаюсь, тем больше накапливаю в себе свойства, с одной стороны, своего эгоизма – "Я", а с другой стороны, Творца, соединяя их в себе вместе. Это называется "восхождением по средней линии". Таким образом мы и идем вперед.

Отсюда проистекает очень много всевозможных действий, которые мы должны произвести на себе, – произвести, чтобы ощутить то состояние, когда в нас соединятся эгоизм и свойство отдачи. Причем они соединятся таким образом, чтобы наш эгоизм был внизу, а над ним был экран – свойство отдачи. Используя наш эгоизм в обратную сторону, ради отдачи, мы сможем пропустить через себя Бесконечность – всю эту вечную, высшую Силу мира – и узнать, ощутить совершенно всё, что находится в мироздании.

2012-12-07_rav_lesson_congress_n1_03_0 

Вот о чем говорит нам наука каббала.

А кроме того, когда мы начинаем изучать, и особенно, когда начинаем постигать ее, тогда мы видим источник всех наук. Ведь всё, что мы с вами изучаем в нашем мире, является порождением Высшей силы. Так вот, мы постигаем эти науки, ощущаем изнутри, о чем они говорят, чтó в них есть, какой смысл, – и видим практически всё, что происходит с нами и вне нас. А самое главное, мы начинаем наблюдать, каким образом мы меняемся.

Это прекрасная цепочка внутренних переживаний, которая показывает человеку, как он постепенно рождается в совершенно ином виде, то есть как из него постепенно образуется Человек. Внутренняя борьба, внутренние сомнения, взлеты и падения, и всё это – на пути к Высшей силе.

Продвигаясь к ней, мы сначала идем влево – в большем эгоизме. Потом вдруг желаем соединиться с Высшей силой  – со свойством отдачи. А потом приближаемся к средней линии. И снова влево, и снова вправо, и снова к свойству отдачи, и так далее. Весь наш путь очень изменчив, переменчив, зигзагообразен. И если мы хотим правильно двигаться вперед, есть одно условие – только если мы поставим перед собой группу, которая будет все время показывать нам, а что же такое Высшая сила.

 2012-12-07_rav_lesson_congress_n1_04_0

Эта Высшая сила скрыта. Я могу представлять ее как угодно, но на самом деле только одним путем можно представить ее себе так, чтобы каждый раз, все время у меня была возможность для еще одного, и еще одного шага по направлению к ней. Это осуществляется, если я постоянно связан с группой, с другими людьми, и постоянно работаю вместе с ними во взаимной отдаче. "Играться" вместе в этот следующий уровень – в раскрытие Творца, в свойство отдачи, когда мы взаимно развиваем его между собой, – это, по сути, и есть вся каббалистическая практика.

Для этого создано всё человечество – чтобы в итоге мы реализовали среди нас это свойство отдачи и таким образом полностью раскрыли между собой следующее состояние, называемое "Человек".

К этому нас ведет и сегодняшний кризис – последний, окончательный кризис человечества. Мы только начинаем его, он еще впереди, и впереди еще много его неприятных раскрытий, если мы не сможем правильно адаптироваться к нему. Но так или иначе, всё происходит только для того, чтобы мы поднялись до уровня Высшей силы.

Из 1-го урока конгресса в Новосибирске, 07.12.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Увидеть мир таким, каков он есть

Без смысла жизни нет человека

Искусство работы в средней линии

Без смысла жизни нет человека

каббалист Михаэль Лайтман Новосибирский конгресс, урок 1

Каждый раз, говоря на наших конгрессах о науке каббала, мы можем раскрывать в ней всё бóльшую и бóльшую глубину.

Прежде всего, мы с вами изучаем историю: как появился наш мир, откуда началось его развитие – в принципе, наука нам об этом более-менее рассказывает. Затем – эволюция космическая, эволюция земная, поэтапное развитие: неживая, растительная, животная природа – и затем человек. Есть промежуточные состояния между этими фазами: кораллы – создания полурастительные-полунеживые, есть промежуточное звено между растительным и животным миром, и есть звено между животным и человеком – обезьяны.

А вот человек… Чем он отличается от животного? Если он думает о себе и о том, как прожить в этом мире, то находится на том же "животном" уровне. Конечно, у него больше разума и чувства, но мы понимаем, что, в принципе, если он заботится только о себе и только в рамках нынешнего существования, значит, это тот же уровень животного, только усовершенствованный. Или же тот разум и чувства, те возможности, способности, которые даны ему, человек может использовать в совершенно неверном направлении.

Начало подлинного человека – в том, что он задается вопросом о смысле жизни. Если же не задается, то, как животное, живет и держит себя в эгоистически оптимальном состоянии, чтобы наслаждаться, а также максимально обеспечивать себе безопасность, питание, потомство и так далее.

Когда человек вопрошает о смысле: "Откуда я? Каким образом протекает мое существование? Куда я иду? Есть ли смысл во всем этом?" – тем самым он задается вопросом выше этой жизни, выше своего тела. Это уже вопросы подлинно человеческого уровня. И ему надо на них ответить. 

Мы видим, что на протяжении веков люди ощущали настоятельную потребность раскрыть этот главный вопрос. Зачем жить, если в жизни нет смысла, если нет цели выше, чем сама жизнь?

Люди выдумывали всевозможные ответы, чтобы как-то успокоить себя и общество. Трудно жить без ответа на вопрос о смысле жизни, если этот вопрос в тебе возникает. Но как раскрыть его по-настоящему? Мы видим, что в мире существует огромное количество ответов: религии, мистика, всевозможные практики и течения. Наука, психология дают множество ответов. Но на самом деле ответов нет.

Первый ответ, который мы получили, был найден человеком 5773 года назад. Звали этого человека Адам. Он написал о своем раскрытии смысла жизни и назвал эту книгу "Тайный ангел". В ней он рассказал о том, что на самом деле существует единая Сила природы. Ее нам надо раскрыть, и из нее нам будет известно абсолютно всё, потому что оттуда всё и происходит – из этой единой Силы. Она содержит в себе всё, что затем породила в виде сил, полей и других явлений всё более и более материализованного вида. В итоге с высшей ступени этой Силы высшая энергия в виде света породила пустое пространство, проникла в него и создала в нем нашу Вселенную.

Это всё описано, как ни удивительно, 5773 года назад в книге, которая называется "Тайная сила". Почему тайная? Потому что явно человеку она не раскрыта, как и многие другие силы природы, которые являются ее составляющими. И когда человек задается вопросом о смысле жизни, в принципе, ответ может быть только в том, чтобы постичь эту наивысшую Силу, единственную, единую, которая включает в себя все остальные – как свои составляющие части. Из этого постижения человек узнает всё. И он в состоянии это сделать.

Вот о чем написал нам Адам. И с тех пор взяла начало наука каббала – наука получения этой информации о знакомстве с Высшей силой.

Адам и его последователи – поколения людей, которые в течение тысяч лет постигали эту науку, – не просто описывали факты мироздания. Кроме того, они описывали методику. Наука каббала понемногу расширялась, формулировалась в более подробном, более приемлемом, более близком для нас виде. Со временем создавался язык ее описания, особый алгоритм. И самое главное в этой науке – это именно ее практическая часть.

Задаться вопросом о смысле может каждый. В каждом человеке, особенно в детях, этот вопрос возникал, а потом ушел куда-то. Жизнь "задавила", и вот уже смысл нам не нужен – достаточно заниматься ею самой.

И потому самое главное в науке каббала – это, конечно же, практика, методика, объясняющая, как постичь, как раскрыть Высшую силу. Из этого раскрытия нам станет понятно всё: происхождение всех законов природы, общества, себя самих, вся история человечества, его развитие и "пункт назначения"…

Тем более это важно сегодня, когда наш мир оказался в особом состоянии. Особом потому, что именно оно соответствует развитию человека. Состояние это толкает человека на вопрос о смысле жизни и знаменует новый этап, на котором вся наша предыдущая парадигма, методика развития демонстрирует совершенную непригодность. Иными словами, не просто так человек сегодня задается вопросом о смысле жизни – ему это настоятельно необходимо для того чтобы продолжить свое существование!

Все, кого это когда-либо интересовало, искали ответ на главный вопрос: философы, психологи и просто "искатели". Ну а сегодня дошло до того, что политики, экономисты, социологи, ученые – люди, которые любят точность, детальность, хотят всё пощупать, всё измерить, – в конечном итоге не знают, что делать дальше. Такое состояние мира подводит нас к тому, чтобы всем задаться вопросом о смысле жизни и раскрыть этот вопрос.

Для этого и существует наука каббала. Как ни странно, обнаружив ее, мы поражаемся тому, что видим. Ведь ее всегда принимали за что-то совершенно другое, полагая, что это какая-то мистика, а может быть, гадания, предсказания и прочее, и прочее. На самом же деле речь идет об изначальной, общей науке, источнике всех частных наук.

Кстати, об этом пишут многие знаменитые ученые и философы. Подробнее см. здесь: Средневековые и современные ученые и мыслители о каббале

Из 1-го урока конгресса в Новосибирске, 07.12.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Малхут, пожелавшая постичь Кетэр

Человек не сдающийся

Жизнь как побег от вопроса о ее смысле

Все пути познания ведут к каббале

каббалист Михаэль Лайтман"Науки, такие как теология, философия и математика берут свои принципы и корни из каббалы. Поэтому все эти науки подчинены этой мудрости; и их принципы и правила подчинены ее принципам и правилам; и поэтому их аргументация недостаточна без нее".

Раймунд Луллий

"Изучай каббалу, она объяснит тебе все!"

Теофраст Парацельс

Это проистекает из самого подхода каббалы к реальности. По сути, нам неизвестно, кто мы есть и в какой действительности пребываем. Каждому свойственно некое ощущение, представление о бытии: "я и то, что меня окружает". Как же прийти к настоящему восприятию? Как удостовериться, что это не фантазия? Может быть, на самом деле я совсем другой, а сейчас вижу сон? Или даже сон во сне? Короче говоря, что такое "я"? То, что я о себе думаю, и что в себе ощущаю? И что такое "мир"?

Здесь заложена основа всего. Ощущая свою собственную реальность в некоей внешней реальности, мы приступаем к изучению мира. Так каббала относится к своему исследованию.

Наука же говорит другое: "То, что мы ощущаем, – и есть мы и наш мир". Как следствие, мы исходим из своих нынешних ощущений, из природы, в которой находимся здесь и сейчас. Об исследователе мы не говорим – он просто ведет анализ, исходя из своих органов чувств. Его получающее желание недоступно для использования в других формах и не подлежит изменениям. Исследование основано на текущем восприятии, и это изначально очень ограничивает его. Ведь мы смотрим лишь на то, что улавливается неким "сенсором", не пытаясь изменить его устройство, его параметры, его диапазон, и сравнить поступающие данные. Нет, мы принимаем его за факт, и на этом базируем всё остальное.

Вот что представляет собой традиционно научное отношение к миру: наблюдатель таков, каков он есть, и мы не пытаемся изменить в нем что-либо. Тем самым наука ограничивается картиной, которую воспринимает создание, зовущееся "человеком в этом мире". Разумеется, такая картина ограничена. 

К тому же, при таком подходе мы не можем изучать даже то, что видим, – поскольку ничего не знаем о самом наблюдателе, о человеке. Мы не приобщаем думающего, чувствующего, изучающего человека к тому, что он думает, чувствует и изучает. Вот почему наш диапазон восприятия и исследования так узок. Если бы мы больше исследовали человека, который и является тем самым сенсором с пятью органами чувств, за которыми стоят разум и ощущение, если бы увидели, как действует этот комплекс, почему именно так он воспринимает действительность, тогда нам стало бы понятно, как изменить его, чтобы изменилась картина его ощущений. Мы осознали бы, что все перемены происходят в нем, а не во внешнем мире. Одним словом, мы открыли бы для себя совсем другую науку, которая-то и называется "наукой каббала".

Ведь в таком случае мы изменяем человека и, согласно этому, видим, как изменяется картина, которую он воспринимает. Таким образом, каждая малая перемена в человеке содержит всё, что он познал, и меняет всё восприятие, включая и аспекты естествознания, т.е. науки о природе, о внешней реальности: физику, химию, зоологию, биологию и т.д. Всё это меняется со сменой каждого параметра в человеке.

Но как же можно жить в таких условиях? Вот здесь-то и проявляется универсальность каббалы, которая не изучает картину внешнего восприятия в отдельности, но всегда привязывает ее к человеку, к ступени, на которой он находится. Наука эта повествует не о бесчисленных реакциях пяти органов чувств, не поддающихся подлинно научному описанию в отрыве от целого, а об основах. Она объясняет, чтó я меняю в себе, в своем естестве – в разуме и чувстве, и как сообразно с этим меняется реальность, которую я воспринимаю в них.

Так или иначе, вся действительность относительна и зависит от меня. Нет ничего абсолютного. Высшая сила потому и называется высшей, что находится вне меня – и я не знаю, чтó она такое. Моя же картина мира всегда соотносится с моими ощущениями, органами чувств.

Отсюда проистекает основной конфликт между наукой каббала и философией. Великие философы сознавали проблему "сиюминутности" и узости философского подхода, не учитывающего возможные перемены в самом человеке. Однако большинство мыслителей, и в особенности, современные философы не достигают этих глубин. Они просто изучают различные источники, и на них строят свои концепции: "Такой-то написал так-то, а значит, это истина…" Они не делают открытий в себе, не формируют из себя сосуд, инструмент для исследования природы. Современная философия – это набор компиляций, построенных на предыдущих компиляциях…

И в этом кроется большое различие между каббалой и философией: они разошлись в тот период, когда философы перестали работать над собой и приняли за факт неизменность человеческого естества. Первые, великие философы учились у каббалистов и понимали, что главное – это изменение человека. Именно исходя из этого надо исследовать действительность, и отсюда проистекает наука каббала: все ступени, миры, парцуфим и т.д. Каббалисты описывают их на основе перемен в себе. Сказано об этом: "Чего не постигнем, того не узнаем по имени". Ведь постижение – это наиболее глубокая степень восприятия, понимания.

Так вот, с тех пор философия отделилась от каббалы, которая продолжала стоять на своем: всё зависит от человека, от его ощущений, и нельзя рассуждать о чем-то абстрагированном от него как о существующем в природе. Философы, напротив, базируются на сходстве нынешних ощущений: "Для меня это зеленый цвет, и для него тоже. Для меня это солнце, и для него тоже". Никакие внутренние перемены тут не подразумеваются, и так философия развивалась до становления ньютоновского подхода, который гласит: реальность постоянна. Что человек ощущает, воспринимает, то и происходит снаружи на самом деле.

Однако развитие продолжалось, и исследователи обнаружили противоречия в этом представлении. Тогда появилась концепция Эйнштейна, который открыл относительность, зависимость явлений от наблюдателя. Значит, нам все-таки важно знать, кто такой этот наблюдатель. В квантовой физике вообще невозможно определить, пошел бы тот или иной процесс аналогичным образом без наблюдения с нашей стороны.

Так мы приближаемся к границе философии, к тому пределу, за которым лежит наука каббала. Оказывается, самим своим существованием, своими размышлениями о реальности человек уже меняет ее. Об этом сегодня говорят не религиозные деятели и не каббалисты, а ученые, собравшие доказательную базу.

Сумбур философских представлений о мире направил человечество на путь неверного развития длиной в несколько тысячелетий, тогда как мы должны были развиваться просто, в соответствии с наукой каббала. Проблема в том, что философию поддерживал и использовал наш эгоизм. Человеку удобно и приятно уклоняться от перемен: "Я неизменен, я таков, каков я есть. Всё в мире можно менять, кроме меня. Ведь мир существует вне зависимости от моего бытия и моих свойств".

И это называется "объективным" подходом. Мы привыкли к этому, нам комфортно живется с таким эгоистическим взглядом на вещи. Ведь в отсутствие интегрального воспитания, таково наше естественное, "автоматическое" восприятие.

Однако в конечном итоге оно оказывается ложным. Сегодня, с наступлением кризиса в науке, обнаруживается, что каббала все-таки права. Философия обанкротилась именно из-за своего базового подхода к восприятию реальности. После Эйнштейна другие ученые подвели научное исследование еще ближе к каббале, и сегодня мы можем публично говорить о каббалистическом восприятии реальности. Никто уже не посмеется над ним, никто не посчитает его плодом воображения или мистикой – ведь сами ученые открыли это и говорят об этом.

А вдобавок, к тому же приходит и психология. Изучая человека и пытаясь упорядочить полученные данные о механизмах восприятия, она также обнаружила, что здесь не годятся обычные методы. Нам необходимо учитывать перемены в человеке, а это невозможно, пока мы не выйдем наружу. Ведь всякое явление надо исследовать извне – когда исследователь отграничен от того, что он исследует, по принципу объекта и субъекта. Как следствие, психология тоже банкрот, вот уже несколько десятков лет, хотя ей всего-то век отроду.

Мы приближаемся к этапу исправления души, к "последнему поколению", и именно поэтому психология развилась как дисциплина. И вот, сегодня она тоже говорит, что нам необходимо глубже изучить человека, если мы хотим понять механизмы его мировосприятия и его суть.

А для этого нам, опять-таки, нужна наука каббала, которая позволяет выйти из человека, чтобы изучать его извне. Каждый, кто отождествляет себя не с собственным эго, а с точкой в сердце, способен исследовать заложенные в нем материальные, телесные свойства.

Итак, и внешний, научный подход, и внутренний, психологический, вместе подводят нас к каббалистическому восприятию, которое мы и изучаем как единственно верное.

Разумеется, подлинные философы и мыслители, говорившие об этом, не постигали каббалу как должно, однако понимали истинность и научность ее подхода – согласно изменениям в человеке, видеть, как изменяется реальность. Именно это и находило в них отклик.

Из урока по статье "Каббала и философия", 05.12.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Каббала и философия: за кем решающее слово?

Каббала и все науки, религия и философия

Все науки исследуют Творца

Рабби Моше дэ-Лион, книга "Шекель а-кодеш", история каббалы

Из книги Рабби Моше дэ-Лион "Шекель а-кодеш", история каббалы

Эта мудрость представляет получение из уст в уста.

Грозная мудрость, основа и суть наук, называющаяся каббалой. Это – каббала Моше с Синая, а он передал ее Йеошуа, а Йеошуа – старейшинам, а старейшины – пророкам, а пророки передали ее членам Великого собрания, подобно получению Торы. Так они передавали друг другу в наследство эту мудрость.

Однако на пути мудрость эта была дана Адаму… пока не унаследовал ее Авраам… А он передал ее в наследство Ицхаку, а Ицхак – Яакову, а Яаков – своим сыновьям. И так, пока не встали последние поколения на горе Синай, и получил ее Моше. А оттуда получали один из уст другого – все последующие поколения… И потому мудрость эта представляет получение из уст в уста. Вся письменная Тора и устная Тора основаны на этой мудрости.

Предыдущие сообщения на эту тему:

Об Адаме Ришон и Аврааме

Каббалисты и их труды

Мнение каббалистов

Каббала и философия: за кем решающее слово?

каббалист Михаэль ЛайтманДавайте разберемся, в каких взаимоотношениях с философией находится наука каббала.

В принципе, философия изучает, что такое жизнь, в чем ее смысл, ее цель, каково отношение человека к жизни и природе. Одним словом, философия как бы объемлет всё. При этом она не является наукой, поскольку исследует человека и человеческий уровень действительности – иными словами, ту сферу, где мы лишены возможности замера. Здесь не бывает ясных и точных тезисов, которые можно принять за факты.

Научными методами мы изучаем неживую, растительную и животную природу – более низкие уровни, на которые человек смотрит сверху, с высоты следующей ступени развития. У нас есть возможность спускаться к ним, охватывать их разумом, исследовать, понимать. Это касается и нашего тела, которое относится к животной природе.

Однако "человека" в нас мы неспособны изучать точными методами. Мы пытаемся научно рассортировать и классифицировать всевозможные внутренние явления, реакции, представления, мысли и желания – но не получается. Почему? Потому что это наш собственный уровень, та же ступень – а изучать я могу лишь то, что находится подо мной.

Здесь-то и заложена проблема. Она общеизвестна, хотя вся наука началась именно с подхода человека к себе и к жизни. Неслучайно ученые степени во всех дисциплинах называются "доктор философии" (PhD – Doctor of Philosophy), хотя они не имеют к философии ни малейшего отношения. Просто общий подход к себе и реальности называется "философией".

На самом же деле сам этот термин происходит из каббалы. Вот что пишет немецкий гуманист и филолог 16 века Иоганн Рейхлин, один из лучших специалистов по древним языкам, служивший личным советником императора Германии и поддерживавший связь с главами Платоновской Академии:

"Мой учитель Пифагор, отец философии, все-таки перенял свое учение не от греков, а скорее от иудеев. Поэтому он должен быть назван каббалистом… И он был первым, кто перевел слово каббала, неизвестное его современникам, на греческий язык словом философия… Философия Пифагора проистекла из безбрежного океана каббалы, – добавляет он. – Каббала не оставляет нас проводить нашу жизнь в прахе, но поднимает наш разум к вершине познания". 

Философы хотят представить дело так, что их сфера охватывает все остальные. Кстати, до сегодняшнего дня, чтобы изучать каббалу в университете, надо поступить на факультет философии. Мир всё еще полагает, что каббала является частью философии, хотя подлинные философы сами признают, что это не так.

Как бы то ни было, дело тут в другом. Современный мир презирает философию, и по справедливости – ведь сегодня многие изучают ее ради диплома о высшем образовании. Однако мы подразумеваем под "философией" мировосприятие, взгляд на жизнь, парадигму того или иного рода. Каждый из нас внутри – философ. И соответственно, мы должны понимать, чтó в этих подходах нам важно, а что нет.

Мировоззрение человека, его отношение к жизни и к себе постоянно меняется, а в конечном итоге над этой сферой возвышается наука каббала, раскрываясь из философии так же, как она раскрывается из религий – после тысяч лет сокрытия. Наука эта ждала, пока человечество вырастет и разовьется. На заре истории она породила науки и философию, а сегодня, во времена мирового кризиса, она вновь раскрывается – после религий, после философии, – оставаясь единственным действенным подходом к человеку и к жизни. Каббала включает в себя все концепции и потому, в конечном счете, заменяет их.

Из урока по статье "Каббала и философия", 04.12.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Каббала и все науки, религия и философия

Запредельная наука

Все науки исследуют Творца

Тайное и явное

каббалист Михаэль ЛайтманНаука каббала состоит из двух частей – тайной и явной.

Под "тайной" подразумевалось то, что было запрещено раскрывать. Да и что толку раскрывать? Ведь в книгах может быть написано все, что угодно, а то, что человек может из них вытащить, зависит уже от того, насколько он в состоянии понять изложенное. Таким образом, одна из частей науки каббала называется тайной, поскольку раскрывается только после определенных условий, которые человек должен пройти в очистке своего эгоизма.

Кроме того, она так называется, потому что верхняя часть мира Ацилут нам недоступна. Если я изучаю даже маленькую начальную ступень лестницы духовного подъема и нахожусь еще в мире Асия, Ецира, Брия, а только потом вхожу в мир Ацилут, то все равно даже маленькая часть, на которой я нахожусь, первые десять частей, называемые "одна ступень" (ступень состоит из десяти сфирот), уже дают мне представление обо всем мироздании только в маленьком виде, в маленьком масштабе. А потом я поднимаюсь и вижу больше, как на карте, которую я читаю в более крупном масштабе, и вижу укрупнено все, что там находится.

Однако тайную часть, ГАР мира Ацилут его высшую часть, я, находясь внизу, никаким образом аппроксимировать в себе, т.е. нарисовать себе, не могу. Любые низшие ступени я более-менее могу представить, и то я всегда буду ошибаться, потому что каждая высшая ступень относительно низшей – это новое качество. Но все-таки я могу их как-то себе представить, а те ступени – нет, поэтому они называются скрытыми или тайными. Все остальные ступени, под ними, называются явными, то есть до них мы можем спокойно дойти, заранее предвкушая, предчувствуя, какие они принесут нам раскрытия.

Первый парцуф мира Ацилут называется Атик от слова "нээтак""отрезанный", "отсеченный" от нашего постижения. Следующий за ним – парцуф Арих Анпин, верхняя часть головы которого называется "кетэр", вернее "китра" (арамейский язык), она тоже скрыта.

А все, что находится под этой частью, раскрывается нам постепенно: крума дэ-авира, моха дэ-авира, моха стима. Устройство всех этих частей очень интересно, потому что именно с них, с явной части головы Арих Анпина, нисходит в наш мир управление, вся наша судьба.

Из виртуального урока, 25.11.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Запретная тайна, открытая каждому младенцу

На начальном отрезке увлекательного пути

Стоя на пороге

Страница 38 из 167« Первая...3637383940...Последняя »