Конгресс в Красноярске. Урок №1
Я чувствую особое волнение, обычно мне не свойственное. У меня достаточно большой опыт преподавания и общения, тем более с учениками, с товарищами, – но здесь царит особая атмосфера, трогательная, чистая. В принципе, я так и предчувствовал. И все равно, это восторгает – то, что можно еще услышать, увидеть, почувствовать такое на земле.
* * *
Как все вы знаете, каббала – это наука, исходящая из изучения системы мироздания. Раскрывают ее люди, которые меняют себя под стать управляющим нами силам: силе отдачи и силе получения. Они умеют управлять в себе этими силами, практически, управлять собой, как инструментом – и тем самым постигают духовный мир, в котором мы с вами тоже существуем.
Только мы не умеем управлять этими свойствами. Мы живем пока лишь в одном свойстве, которое раскрыто в нас от рождения, – в свойстве получения, или эгоизме. А второе свойство, противоположное ему, мы должны обрести. Обретение второго свойства – довольно сложный и длительный процесс, которым мы сейчас с вами занимаемся.
После того как мы его обретем, оно раскроется в нас, и мы начнем обучаться тому, как работать с двумя этими противоположными свойствами. Лишь тогда мы начнем понимать, чтó представляет собой Природа, или Творец, или мироздание, и увидим, чтó происходит за всей этой картиной, которая рисуется только в нашем эгоистическом свойстве.
Раскрывая подлинное полотно реальности, мы видим, что всё основано на правильном сочетании двух свойств, на взаимном дополнении противоположностей. И проявляется поразительная картина – в принципе, одно единое целое, всё мироздание. Все люди, и вообще, всё в мире представляет собой одно единое целое.
И только для того, чтобы дать человеку возможность не быть управляемым существом, чтобы поднять его на уровень общей, цельной Природы – для этого дано ему ощутить, что его эгоистическое свойство, то, которое управляет и неживой, и растительной, и животной природой, на человеческом уровне убивает его. С одной стороны, это свойство развивает человека, а с другой стороны, свое развитие он уже начинает ощущать как отрицательное. Что бы он ни делал, он начинает видеть, что делает это себе во вред. А не делать – не может.
Вот таким образом программа Природы работает в нас, для того чтобы мы пришли к осознанию зла нашего эгоизма, нашей природы, и захотели уравновесить его, каким-то образом выйти из него, подняться над ним, управлять им, ограничить его. Но это невозможно, пока мы не достигнем понимания, как это делается, – понимания, о котором говорит каббала.
Без этой науки мы можем страдать, пытаться что-то сделать с собой, с нашим эгоизмом – но ничего не получится. Нам необходимы люди, которые уже проникли в "заэгоистический" мир, которые понимают, как всё устроено, и могут помочь нам обрести второе свойство – свойство отдачи, которое уравновесило бы свойство получения.
Однако, хотя каббала и раскрыла, что все мы – одна семья, одно общее целое (каббалисты писали об этом уже тысячи лет назад), но ждала того момента, когда человечество начнет постигать, осознавать зло своего естества.
Еще несколько десятков лет назад мы считали, что можем побеждать стихию, поворачивать реки вспять, покорять природу. Почему-то нам хочется "покорять", "бороться за урожай", всё делать силой, всё ломать. Мы считали, что так надо, – ведь не зря мы являемся венцом природы, ее высочайшей частью. А в итоге оказалось, что дело обстоит наоборот.
Вот это осознание зла представляет собой наиболее замечательное явление, свойственное нашему веку, нашему поколению. С одной стороны, раскрывается глобальность мира, его цельность, интегральность, взаимозависимость его частей. А с другой стороны, есть ощущение, что мы этой глобальности, цельности, интегральности не соответствуем. Наоборот, мы совершенно противоположны всей природе.
Казалось бы, столь сильное, умное человечество является в то же время самым пораженным участком природы. Ведь в неживой, растительной и животной природе все части дополняют друг друга, пребывают в гармонии, а мы представляем собой ее противоположность. Мы – вредоносные, на самом деле ни к чему не пригодные существа, которые уничтожают самих себя, уничтожают всё, что вокруг них, сами рубят сук, на котором сидят, сами себя вынуждают к деградации. Вся наша наука оборачивается во зло, искусство деградирует, семья распадается. Всё, что мы добываем, чего достигаем, оборачивается совершенно нелепым накоплением в одних руках и нищетой у других.
То есть весь наш эгоизм явно проявляется сегодня как зло и уничтожает все наши возможности, великолепные человеческие возможности. И в то же время невозможно сделать с ним что-то.
Когда-то все мы были одним единым целым. Высший свет, сила отдачи, сила любви – основная Сила природы – создала желание. Это желание развивалось и, по мере удаления своих свойств от свойств света, по мере осознания себя противоположным свету, все время удалялось от него. Таким образом, создались ступеньки нисхождения желания, т.е. его отдаления по всё более и более проявляющимся свойствам от свойств света – до тех пор пока это желание не разбилось на малейшие осколки. Эти осколки, в принципе, – и есть люди нашего мира.
Части неживой, растительной и животной природы, практически, находится в интегральной взаимосвязи между собой. А вот человек абсолютно разбит. Все мы – маленькие эгоисты, все мы абсолютно противоположны друг другу. Нет в нас ничего, что могло бы достичь хоть какого-то сопряжения. Все наши виды и формы взаимодействия – только во имя самонаслаждения, причем, если это возможно, за счет ближних. Мы получаем удовольствие от того, что подавляем других, – и это происходит в нашей природе подсознательно, безотчетно, даже автоматически. Кто больше развит, в том больше эгоизм, и он ищет еще бóльших возможностей насладиться от всех и за счет всех.
В целом, это и есть та картина, которую мы постепенно проявляем в нашем поколении, между нами. Человечество уже начинает постепенно осознавать ее, и как следствие, мы пришли к возможности раскрыть науку каббала. Человечество не раскрыло бы ее собственными силами – для этого существуют определенные души, т.е. части общего разбитого желания, разбитого сосуда (кли), которые могут постичь это самостоятельно.
Наш духовный прародитель – Адам. До него жило много поколений людей, но он первым раскрыл истинное сочетание двух сил – отдачи и получения, – раскрыл Творца, т.е. силу отдачи, противоположную нашему исконному свойству.
Не зря его назвали Адамом, что в переводе значит "подобный Творцу". Мы знаем, что ничего случайного не бывает. Очевидно, не просто так родителям пришло в голову назвать его таким образом, хотя они и не знали почему.
Согласно преданию, где-то в возрасте 36-37 лет Адам постиг Творца – т.е. раскрыл для себя высшую реальность, второе свойство, и начал с помощью двух взаимных свойств исследовать мир. Он описал нам это в книге "Тайный ангел" ("Разиэль а-Малах"). Так начался процесс, и потому, хотя мы считаем нашим духовным праотцем Авраама, нельзя забывать и об Адаме.
Ну а Авраам жил уже в другое время – через двадцать поколений после Адама. Тогда произошло раскрытие уже не просто эгоизма, но также и системы его исправления. Поэтому мы называем Авраама отцом, духовным отцом человечества, и в том числе мировых религий. Он дал нам возможность, инструмент, позволяющий развивать в себе альтруистические свойства, противопоставлять их эгоистическим и на основании двух взаимно противоположных свойств исследовать себя, а через себя – природу, чтобы таким образом расти и раскрывать мир.
С Авраама берет начало методика исправления. Уже тогда в Древнем Вавилоне эгоизм серьезно проявился между людьми, и на его базе, на основании того, что уже раскрылось в людях, Авраам, как представитель того поколения, нашел необходимую методику – науку каббала. Следует помнить, что ранее он был одним из духовных лидеров Вавилона, и вообще, образованным человеком того времени. Так вот, от него идет к нам эта методика исправления, которая называется "каббала" – от слова "получение", или от слова "передача" (информации).
В принципе, здесь действительно многое кроется. Это намек на многочисленные возможности, которые таит в себе наука каббала. С одной стороны, это наука о нашем эгоизме, и потому она называется "наукой получения", а с другой стороны, это наука передачи, потому что передается из поколения в поколение, или наука взаимосвязи, потому что объединяет людей, желающих постичь высший мир, – ведь они могут сделать это только на связи между ними.
Так вот, со времен Авраама желающие изучать каббалу, желающие постичь высший мир, желающие раскрыть для себя это вечное состояние и существовать в нем, т.е. приподняться над животным состоянием и достичь следующего состояния, – объединяются между собой.
При этом они претерпевают очень интересную трансформацию.
Когда-то, в зародыше, мы были некоей энергией, которая постепенно обратилась в неживую материю. Затем эта неживая материя постепенно эволюционировала в растительную, затем – в животную, а сейчас мы от животной материи переходим к материи, называемой "Адам", – к "человеческой" материи, которой в нас еще нет. Это совсем другая стадия эволюции.
Представьте себе, как в течение сотен миллионов лет материя трансформировалась из неживой в растительную, из растительной – в животную. И вот сегодня мы должны, в общем-то, одним рывком, в течение каких-то нескольких лет, в течение одной жизни, преодолеть переход из животной стадии в стадию "Адам". Вот в таком состоянии мы с вами находимся.
Вся методика заключается именно в осознанном воссоединении после того разбиения, которое произошло в духовном мире. С тех пор как наш мир появился в результате этого разбиения, начиная с Большого взрыва и далее, он только и существует для того, чтобы мы собрали себя воедино, объединились как одна семья. Так это выражается, звучит в наших человеческих словах.
Я не знаю, подходит ли это определение. Так пишут каббалисты, так пишет Бааль Сулам: мы все – одна семья. Здесь надо понять, до какой степени мы должны соединиться между собой. Наше объединение должно быть таким, чтобы не осталось ни одного, кто ощущает лишь себя в отдельности, а были только ощущающие всю нашу общность, всё человечество как одно единое целое.
Таково великое исправление, которое мы должны на себе произвести. Но с другой стороны, в общем-то, его легко достичь. Бааль Сулам пишет, что нет в этом ничего, кроме простой психологической задачи, потому что, в конечном счете, всё делает свет, т.е. сила отдачи, сила любви, основная Сила природы, которая создала эгоизм специально, чтобы мы ее постигли, чтобы начали с ней работать, чтобы поднялись до ее высшего уровня, чтобы вошли в эту систему "Адам" – систему вечную, совершенную, где мы теряем отношение к нашему животному состоянию, поднимаемся над ним.
Вот к этому мы должны стремиться. И, в общем, это легкодостижимо. Проблема здесь психологическая: это достигается не мною лично, а всеми вместе. Вот эта "маленькая проблемка" и должна решиться на нашем земном, эгоистическом уровне. Ее мы должны решить. Если мы сможем это сделать, то быстро перейдем в следующее состояние.
Разумеется, сам я не могу убедить себя в том, что мне надо соединяться с другими. Это невозможно. Здесь тоже не обойтись без влияния коллектива. Таким образом, исходя из первоначальной точки, задача решается только в объединении всех – когда каждый пробуждает остальных, и все пробуждают каждого, соединяясь друг с другом в общей заботе обо всех и о каждом вместе. Вот такой интеграл.
А наш эгоизм нам помогает: он постоянно разобщает нас, постоянно отталкивает каждого в сторону, "оттаскивает" от других. И таким образом мы начинаем ощущать большую потребность, всё бóльшую необходимость в объединении. Еще и еще расталкивает нас эгоизм, но расталкивает специально, вроде бы коварно, а на самом деле – нет. Ведь им управляет та же сила света, та же сила отдачи. Он вторичен и поэтому называется "произошедшим из ничего". Говоря иначе, он создан специально, искусственно, для того чтобы помочь нам из нашего небытия раскрыть Творца, свет, свойство отдачи.
Поэтому нам надо смотреть на наш эгоизм как на "подмогу напротив". Во всех наших действиях, раскрывая его, мы должны радоваться, что он показывает нам те изъяны, которые еще существуют, – показывает для того, чтобы мы достигли объединения, необходимого для раскрытия высшей системы.
Раскрыв ее, мы видим: "О! Вот это и есть те отношения между нами, которые мы пытались наладить". Мы обнаруживаем в них систему миров, десять сфирот, взаимодействующих таким образом друг с другом. Мы явно раскрываем это, а эгоизм как бы подталкивает нас сзади, колет, указывая, где нам еще недостает раскрытия этой правильной связи между нами.
Так что к эгоизму надо относиться вежливо, с радостью, как к помощнику – отрицательному, но помощнику, предупреждающему, колющему, жалящему, но именно там, где нам не хватает объединения. Мы должны любить то средство, которое нас правильно растит.
Эгоизм показывает нам изъяны – но не в обычной жизни, а там, где мы начинаем сближаться друг с другом. В обычной жизни эгоизм находится на животном уровне: каждый хочет урвать себе что-то, построить, покорить, перекупить, украсть, обмануть… Всё это не считается тем эгоизмом, с которым мы должны бороться. Надо заострить свое внимание только на таком эгоизме, который мешает нам объединяться. Он-то и есть наш руководитель, наш путеводитель. Он точно показывает нам наши малейшие изъяны, каждую минуту работает над нами. И за это нужно его благодарить.
Ко мне обращаются с жалобами на бессилие, отсутствие желания, разочарование и т.п.
Во-первых, если это жалобы на животный эгоизм, в таком случае мы просто не обращаем на него внимания. Это потихоньку отойдет, отомрет, исчезнет куда-то. Не надо думать об этом.
Если же ты заостряешь внимание только на объединении, вот тут-то ты и начинаешь получать всевозможные удары, толчки, нежелание, разочарование. Такой эгоизм – самый нужный. Его надо не то что лелеять и развивать, нет – но надо над ним немедленно подниматься, немедленно строить новые отношения с другими, пока мы ни достигнем того уровня связи между нами или попыток связи, когда убедимся, что мы действительно бессильны.
Но и здесь есть сложность. Убедиться в своем бессилии я могу только тогда, когда буду связан с другими, то есть когда буду ощущать необходимость взаимосвязи с товарищами. Они будут раздражать меня своим устремлением вперед, навстречу друг к другу. Я буду ощущать, насколько я не такой, как они. Я буду чувствовать себя самым последним среди них. Хотя это может быть совершенно не так на самом деле, но я буду чувствовать: "Я ниже их, я хуже их, у меня не получается так, как у них. Они так здорово говорят, они могут так искренне раскрыться, обняться, они умеют держаться друг за друга, они вдруг находят верные, нужные слова – а у меня ничего этого нет, я какой-то "непробиваемый", черствый, неотзывчивый, нечувствительный…"
Если человек двигается вперед, у него всегда такое мнение о себе. И это очень хорошо. Только надо понимать, что это дается ему специально, что в мере своего движения вперед он будет видеть себя всё хуже и ниже. Здесь необходима серьезная поддержка группы и постоянное напоминание о том, что такие состояния наиболее продуктивны и полезны.
Если человек не будет ощущать поддержки группы, такие разочарования отбросят его в сторону, и он уйдет. "Это не для меня, – скажет он. – И вообще, я больше не могу. Это ни к чему не ведет, никакого духовного свойства мне не достичь…" – и так далее.
В ответ нам нельзя проявлять равнодушие: "Ну, ушел – и ушел…" Прежде всего, нам обязательно надо срочно помогать ему вернуться.
Вообще, для нас это серьезный знак, показывающий, что мы должны развивать в группе силу, которая бы держала человека внутри, не давала бы ему выйти наружу. Группа должна быть такой массой, от которой не оторваться, – подобно абсолютно черному телу или сверхтяжелым звездам, которые не выпускают свет наружу ввиду своей огромной плотности.
В принципе, уход человека из группы возможен только в том случае, если он сопротивляется, не желает участвовать в работе вместе со всеми, если случайно забрел в группу и обнаруживает в итоге, что это не для него. Тогда ничего не сделаешь, он еще не дозрел внутри. Но все равно надо оставлять ему место, чтобы он мог вернуться. А вообще, для группы это должен быть знак того, что надо себя проверить: семья она или не семья?
В принципе, как строится семья? И почему, собственно, наш эталон – именно семья?
Если рассматривать нормальную семью, которая сегодня, возможно, и не существует, – то она ассоциируется у нас с чем-то общим, целым, где все равны. Равны не просто "под линейку" – у каждого есть свой уровень: дети, родители, старики, больные, здоровые… Семья всегда решает, что надо каждому и что она максимально может сделать для каждого. Конечно, обычно получается одно за счет другого, но, в целом, мы пытаемся сделать так, чтобы все получили максимум возможного от того общего ресурса, который есть в семье.
И такими же должны быть отношения в группе. Взаимное объединение, слияние, забота, любовь, общая судьба, общее кли, намного более сильное, чем в семье, решает всё. И, исходя из него, решаются все проблемы. Если вы исходите из этого чувства, если все вы – одна семья, ваши решения всегда будут правильными, без всякого перекоса. А если вы подходите к проблемам как в обычной жизни, эгоистично, то ваши движения, ваши решения будут неправильными.
Мы – одна семья. В решении всех вопросов группы надо исходить из этого, и тогда не будет ошибки. Наше решение должно быть общим, коллегиальным. Это не сепаратная резолюция двоих-троих человек. Двое-трое могут решать технические вопросы: по обустройству, по проведению каких-то мероприятий. Но то, что касается нашей жизни, нашей совместной духовной работы, что связано с участием всех, – это должны решать все.
Как пишет Бааль Сулам, весь мир сегодня – это уже одна семья. Он написал это в начале XX-го века, где-то в 27-м году. Представляете, уже в то время мир начал созревать и объединяться, хотя люди тогда были еще так разобщены. Где там Африка, где Южная Америка и Австралия? Вообще, какая была связь между континентами? В общем-то, ничего особенного еще не было, а он все же писал об этом, потому что изнутри мы уже замкнулись в нашей взаимосвязи, как одна семья, и, практически, были готовы к тому, чтобы начать осваивать следующую нашу ступень – ступень "Адам".
Ну а сегодня нам это ясно. И хотя мы видим разобщение, конфликты и проблемы в мире, но уже понятно, что, в целом, все его части сопряжены полнейшей взаимосвязью. Так происходит изнутри природы, согласно законам развития. И поэтому сегодня, занимаясь каббалой, мы с вами уже начинаем говорить об интегральном воспитании человечества – не только своем, но общем.
Бааль Сулам пишет так:
"Весь мир – одна семья. Каббалистические принципы должны, в итоге, охватить весь мир, дав всем равный уровень жизни".
Кстати говоря, это условие – обязательное. Согласно нашему животному уровню, мы должны удовлетворить базовые потребности каждого.
"Однако процесс этот постепенный. Каждый народ, большинство которого на практике примет на себя эти основы, то есть уже будет воспитано в духе отдачи другому и будет иметь надежный источник мотивации, – тут же войдет в это международное сообщество, основанное на альтруистических принципах. У всех народов, вошедших в рамки этого сообщества, будет одинаковый уровень жизни – так что излишки от богатого и прилежного народа будут улучшать уровень жизни отсталого или бедного природными ресурсами и средствами производства".
Нам кажется, что это еще далеко, и тем более, тогда до этого было очень далеко. Однако за прошедшие (без малого) сто лет мы все же видим, что мир продвинулся к этому. В итоге мы пришли к тому, что нас, и не только нас, привели к осознанию методики раскрытия мира, к новой жизни, к новой ступени, потому что на предыдущей мы уже не могли существовать.
Мы не могли существовать на ней морально, идеологически, душевно, духовно. Мы чувствовали, что обязаны найти что-то другое в жизни. Нас привела к этому не нищета, не рабство, не какие-то страшные условия на животном уровне. Нас привело отсутствие смысла жизни, ее никчемность, ее пустота – то есть стремление вверх.
Это уже огромный скачок со времен Бааль Сулама: огромные массы людей (сегодня в мире это миллионы) ощущают в себе духовный голод, и каждый день как-то приближаются к науке каббала или даже знакомятся с ней.
А кроме этого, остальные миллионы, или даже миллиарды, начинают постигать никчемность этого существования – через всеобщий, глобальный кризис на любых уровнях. Мы видим: он идет во всех странах, во всех культурах, во всех цивилизациях – и они ищут. Но ищут на своем "животном" уровне (это не ругательство, а классификация желаний по уровням: неживому, растительному, животному и человеческому), когда человек занят своим существованием: "Как мне обустроить себя, семью, мир вокруг себя, сегодня и далее, надежно, себе и детям?" – и так далее. Это заложено в нас на инстинктивном уровне.
Так вот, остальные, даже если когда-то стремились к этому, начинают осознавать, что и это невозможно сделать, и этого невозможно достичь. Сегодня они уже и не устремляются к подобным вещам: люди не хотят жениться, выходить замуж, заводить семьи… Они разочарованы, они не находят для этого никакой веской причины, и т.д.
Таким образом, мы видим, что, несмотря на попытки объединить людей, принципы "мир – одна семья" или "мы – одна семья", хотя бы в границах государства, не срабатывают. Даже в семье (!) происходит разбиение: дети с десяти лет уже мечтают о том времени, когда уйдут от родителей, а родители и сами не могут прожить всю жизнь вместе – они разводятся, снова женятся и т.д. Понятие "семьи" исчезает.
Мы видим распад в любых сообществах: государственных, общественных. Это всё – методы разрушения, в том числе такой природной основы, как семья. И все эти разрушительные явления являются также осознанием зла: мы понимаем, что не сможем найти никакого удовлетворения ни в чем.
Единственный выход, как сказано каббалистом, – создавать семью другого типа, в которой мы объединяемся на ином уровне и только вместе можем ощутить подлинную жизнь.
В диалектике есть такой закон – "отрицание отрицания". Бааль Сулам пишет об этом: человек поднимается на следующий уровень своего развития тогда, когда ощущает текущий уровень уже абсолютно не пригодным ни к чему. Тогда он разрушает его путем всевозможных революций: социальных, технологических и пр. Так или иначе, он совершает прорыв – выход на следующий уровень развития и даже, может быть, в следующую формацию.
Так вот, сегодня мы, таким образом, проходим этот прорыв, который заключается в отрицании предыдущего состояния, которое во всем должно проявиться как ущербное. И следующий уровень должен родиться из этого отрицания.
Здесь мы находимся перед дилеммой, которую нам предлагает сейчас наука каббала. Не первый раз уже мы проходим такие состояния, но всегда они разрешались путем восстаний, всевозможных кровавых пертурбаций, революций, голода, разрухи и т.д. А сейчас наука каббала предлагает нам нечто совсем иное – пройти вперед методом осознания.
Переход от "животного" состояния человечества к состоянию "Человека" ("Адам") может быть совершен не обычным способом, как мы это проходили ранее, во времена становления рабовладельческого строя, средневекового уклада, капитализма и т.д.
Кстати, капитализм является пиком эгоистического развития, которое завершается спустя десятки тысяч лет и которое каббала делит на четкие периоды. Сейчас это развитие подходит к концу: достигнут максимальный эгоизм, который показывает нам, что мы от него должны избавиться. Нам не удастся преобразовать его во что-то новое. На всех уровнях жизни он не оставляет нам никакой надежды на то, что мы сможем его еще каким-то образом трансформировать, обратить во что-то. Это невозможно. Мы видим: сколько ни пытаются экономисты, политологи, социологи найти какой-то выход из создавшегося положения – его нет. Нет ни в чем. И это начинает сейчас осознаваться.
Вы знаете, как много лет назад мы говорили об этом, но все смеялись. Потом перестали смеяться – настороженно ждали. А теперь сами признают: выхода нет, а что будет – неизвестно. Постепенно эту точку зрения начинают принимать.
Так вот, нам неважно, знают они о нас или нет. Мы просто видим, что так всё движется. Система работает, и ее развитие было предсказано уже несколько тысяч лет назад – на основе знания системы мироздания. В общем-то, даже Авраам в "Книге создания" уже писал об этом.
А сегодня мир, сознаёт он это или еще нет, стал как одна семья, и мы должны показать явный пример такой возможности. Надеюсь, что эта возможность появится.
Нам не надо ничего делать искусственно, наша задача – выстроить между нами правильные, семейные по своей сути взаимосвязи. Я имею в виду не семейное родство, а распределение ответственности между всеми, всеобщую взаимосвязь, исходящую из полнейшей взаимопомощи, из любви, из интегрального сочетания, когда каждый включает в себя других.
Как только мы начнем двигаться к этому, нам раскроются свыше невероятные возможности. Нас будут приглашать, чтобы мы рассказывали об этой методике, и просить, чтобы мы обучали ей. Уже сегодня мы получаем такие сигналы от владельцев предприятий, потому что люди, не находя контакта между собой, просто не могут находиться в нормальных производственных отношениях. Вдруг всё рассыпается. Подобно жителям Древнего Вавилона, заговорившим на разных языках, люди сегодня перестают друг друга понимать и не знают, чтó с этим сделать.
Так вот, человек не виноват. Просто в каждом вдруг обрывается связь со всеми остальными. Я чувствую, как это происходит. А владельцы предприятий, всевозможные государственные деятели – и подавно. Ты говоришь с кем-то, вещаешь, пытаешься управлять всевозможными структурами, а в этих структурах то же самое, такая же затухающая связь. И ты никак не можешь пробить этот эгоизм, который стеной встает между людьми.
Повторяю: они не виноваты, просто старыми методами с ним ничего нельзя сделать. Пробить этот "изоляционный слой" между всеми нами можно будет только силой света, и никак иначе. Человечество запуталось, и люди будут вот так вот, закрыв глаза, блуждать, наталкиваясь друг на друга и не понимая, где находятся. Вы начнете это чувствовать.
И тогда потребность в семье, то есть во взаимосвязи, причем внутренней, возникнет непосредственно. Ведь иначе мы потеряны, мы даже не сможем производить номинальных продуктов, необходимых для существования, – настолько всё будет рассыпаться. Мы будем утрачивать всякие контакты, связи между нами, и вы видите, как вдруг в различных государствах начинаются братоубийственные войны. Кто? С кем? Зачем? Почему? Миллион причин!
Казалось бы, разве есть какие-то серьезные, реальные причины, чтобы вот так убивать друг друга!? И, тем не менее, для этого всегда найдутся тысячи поводов. Будут убивать и без причин. Почему? Из-за отсутствия любой связи, пускай даже основанной на негативе.
Когда в семье возникает ощущение разрыва, мы можем хотя бы поругаться – и то будет ниточка, зацепка друг за друга. Всегда необходима какая-то связь, какая-то взаимозависимость, хотя бы отрицательная, неважно.
А здесь ничего не останется, и это будет приводить к войнам, к любым эксцессам. Ведь иначе просто не чувствуешь, что ты вообще где-то находишься, ты словно подвешен в пустоте. Это пугает. Это самое страшное, что может быть. Я в полной темноте и не знаю, куда двинуться, как маленький ребенок, потерявшийся в темной комнате. Это жуткое состояние, и к этому нас ведут всевозможными способами, чтобы мы почувствовали потребность в том, что называется семьей.
Таким образом, на общечеловеческом уровне "семья" – это полная взаимозависимость существования в одной единой интегральной системе, где каждый абсолютно связан с другими и каждый ощущает всю эту систему как свое личное "Я".
В этом-то и кроется причина изначального разбиения. Когда мы первоначально были созданы вместе одним единым желанием, там мы ощущали только свое маленькое существование, не такое, как на нынешнем нашем уровне, совершенно нет, а на уровне зародыша, которым мы были когда-то в утробе матери, – в неживом, растительном или животном состоянии, в прообразе нашего сегодняшнего облика.
Так вот, чтобы привести нас к осознанию наивысшего уровня – Творца, уровня света, – для этого нас надо разбить светом, чтобы он проник между нами и именно между нами создал сеть связи, которая удалит нас друг от друга, но даст возможность приближаться друг к другу в мере нашего желания, нашего взаимного устремления.
Начав сближаться, мы увидим, обнаружим, ощутим, познаем этот свет в миллиарды раз больше. Даже самое малое духовное ощущение на первой ступени заливает человеку светом весь мир. Он ощущает всё в одном свете, всё для него взаимосвязано, интегрально. Он чувствует одну единую мысль, одну единую Силу, и получает тогда ответы на все свои вопросы – до следующего уровня, когда снова проявляется эгоизм. Тогда проступает следующая ступень разобщения, и, воссоздавая над ним новую связь, человек постигает еще больший уровень света, объединения, общего помысла, общего разума.
Однако уже самая первая ступень выводит нас на уровень вечного состояния. То есть мы уже начинаем существовать в области "Человека", на "человеческом" уровне. Раньше мы существовали на уровне неживой, растительной и животной природы, пока не развились до сегодняшнего уровня, – так и его мы поднимем на уровень "Человека", и тогда предыдущая ступень отомрет.
Таким образом, надо понимать: наше нынешнее преобразование – действительно настолько фазовое, настолько серьезное, что раньше такого не было. Намного проще было совершать переход от неживой к растительной, затем к животной природе, чем сегодня от животной природы к природе "Человека". Ведь современное преобразование зависит от нашего предварительного желания – мы должны обязать свет, чтобы он нас преобразовал. А иначе ничего не получится.
Итак, свет преобразует нас в одно единое целое: мы возвращаемся к одному единому желанию, которое было первоначально создано. Нашим эгоизмом оно как бы разорвано на куски, а теперь, устраняя этот эгоизм, мы воссоединяем его. И, возвращаясь к этому единому желанию, мы начинаем постигать наш следующий уровень, т.е. становимся равными свету, равными Творцу. Поэтому новый уровень и называется "Адам" – что значит: "подобный (домэ) Творцу".
Так что мы – одна семья. Это не просто красивое слово, это настоятельная потребность, задача, вызов Природы всему человечеству. И мы с вами – впередсмотрящие в этом деле.
А всё остальное человечество тоже должно осознанно потребовать достижения уровня одной семьи, несмотря на то что в нем отсутствует движение вперед. Мы собрались вместе, потому что сами хотим двигаться вперед, – а его понуждают сзади. Но куда двигаться, оно не знает, потому что отсутствует цель. Если на тебя воздействует одна сила, ты можешь только убегать от нее. Она толкает тебя – ты убегаешь от нее по тому же вектору. Она толкнет тебя с другой стороны – и ты бежишь под другим углом. Так человечество будет все время бросаться в разные стороны – в беспорядке, в совершенном непонимании того, что с ним происходит.
И здесь нам поручено, мы должны, обязаны рассказать о методике исправления нашей природы тем, у кого нет в распоряжении второй силы. Соответственно, мы не можем излагать им дело в том виде, как читаем в наших источниках. Да и не надо – ведь тогда мы покажемся людям мистиками. У них нет даже тех минимальных ощущений, которые есть в нас, у них нет тяги, влечения, они не устремляются вперед, их толкает сзади только отрицательная сила, тогда как нас – только положительная.
Зато, если мы начнем соединяться с ними, то приобретем от них еще и отрицательную силу, действующую сзади. Иными словами, их желания, их потребности, их чаяния, стремления выйти из этих земных состояний, которые нам, по правде говоря, безразличны, станут нашими и будут толкать нас также и сзади. Мы начнем заботиться о них, как о детях, и тогда у нас появится огромная дополнительная мотивация. Сегодня не так: нас тянут-тянут вперед, хоть немножко подтянулись – тоже хорошо. И это всё… Но этого недостаточно.
Поэтому, в первую очередь, нам надо понимать, что сегодняшнее состояние человечества предназначено для нас, вперед идущих, впередсмотрящих. Мы – авангард, и поэтому мы должны заниматься интегральным воспитанием. От других людей мы начнем получать их желания, их чаяния, их потребности, их отчаяние – и оно постепенно станет нашим, мы не сможем быть к нему равнодушными.
Занимаясь интегральным воспитанием, группа становится иной, у нее появляется огромнейший дополнительный стимул для движения вперед. И тогда действительно начинает появляться семья. Мы объединяемся для того, чтобы за кем-то ухаживать, чтобы кого-то воспитывать, о ком-то заботиться, – и это очень важно. Это в первую очередь – для нас.
А кроме того, если мы действительно одна семья, то и весь этот мир устроен же – как одна единая система. Как же мы доберемся до выхода на какой-то следующий уровень, если не будем создавать его вместе с остальными?
Вот для этого мы и формируем с вами особую науку, вернее особый раздел в каббале. Как маленьким детям, он объясняет людям всю эту методику связи между нами в одно единое целое. Объясняет не каббалистическими терминами, но, в принципе, мы говорим то же самое…
Итак, весь мир одна семья, а на нас возложена задача привести его к этому образу и таким образом выйти на следующий уровень существования – на уровень "Адам" ("Человек"). Это нам поручено, и мы будем пытаться это реализовать.
Из 1-го урока конгресса в Красноярске, 14.06.2013