В конце XIX века почти все в еврейском народе откликнулись бы на возможность прийти к слиянию посредством каббалы. Конец изгнания еще только начинал проявляться: лишь малая часть народа в те времена ставила себе другие цели – социализм, сионизм и т.д., – а большинство с радостью обратилось бы к науке, которая обещает главное – единение с Высшей силой.
Однако люди еще не были внутренне готовы, и потому каббалисты очень остерегались этого. Неслучайно Бааль Шем Тов, с одной стороны, положил начало новой форме каббалистической методики и предоставил людям возможность для внутренней работы, а с другой стороны, процесс шел очень медленно, "ненавязчиво". Далее...
Более того, другие каббалисты – например, Виленский Гаон – были против этого, опасаясь, что пока еще рано начинать следующий этап. Разумеется, они отлично понимали, чтó делает Бааль Шем Тов, но между ними возникли разногласия: можно ли уже высвободить, выпустить малую часть каббалистических знаний в народ или нет?
В окружении Виленского Гаона это было очень трудно – там жили люди другого типа. А в окружении Бааль Шем Това, в Восточной Европе, сложилась подходящая ситуация: люди там испытывали намного больше страданий и потому оказались более готовыми к тому, чтобы принять методику и начать путь к исправлению. Кроме того, толкования тогда более затрагивали психологию человека, не проникая вглубь ясно и открыто.
Из всего этого мы должны понимать, что очень опасно раскрывать каббалу людям, в которых еще теплится та связь, которая скрепляла народ Исраэля во времена Храма, объединяя всех в одно целое. Лишь когда все искры падают на дно, каждая на свое место – тогда наступает конец изгнания и появляется возможность разглашать науку каббала. Ведь тогда сосуд по-настоящему готов исправлять себя, вплоть до самых низких желаний.
На самом деле, этот аспект намного более масштабен. Мы знаем, что египетское изгнание должно было продлиться четыреста лет, т.е. набрать полную меру, согласно четырем стадиям. Однако на деле оно продолжалось 210 лет, и это стало источником всех последующих изгнаний.
Исправление происходит не в один этап: мы поднимаемся на некую ступень, затем падаем с нее, снова поднимаемся и снова падаем – пока в итоге совершенно не выйдем из-под власти эгоизма, пока не поймем, не ощутим, не выявим полностью всё получающее желание.
В 56-м Послании Бааль Сулам пишет об этом: "Понятие четырехсот лет указывает с большой точностью, что здесь не может быть совершенно никакой уступки. Творец "перескочил к концу", что было обязательно и необходимо для Исраэля в целом, – и этот "перескок" привел ко всем изгнаниям до сего дня".
Разумеется, речь идет не об ошибке, а о том, что невозможно за один раз пройти все четыре изгнания, все четыре стадии. Каждая из них проявляется сама по себе – и порождает следующую.
Без света под названием "Храм" нельзя было выявить более глубокую часть получающего желания. Поэтому спустя 210 лет, проведенных в Египте, сыновья Исраэля вышли оттуда, получили этот свет и затем, после разрушения Первого храма, раскрыли еще большее желание. Далее наступило Вавилонское изгнание, вернувшись из которого они вновь отстроили Храм и вновь упали. Только так можно довести работу с желанием до самых низких его пластов, опуститься на максимальную, конечную глубину.
Вот почему в последнем изгнании каббалисты были обязаны позаботиться о том, чтобы оно продлилось до своего конца. Нельзя было мешать этому процессу. Отсюда проистекает очень жесткий запрет на изучение и разглашение науки каббала. Бааль Сулам пишет, что раскрытие Книги Зоар во времена рабби Моше дэ-Лиона принесло вред, однако, с другой стороны, и это тоже произошло под высшим управлением. Тем самым был добавлен свет для дополнительной работы с разбитыми сосудами-желаниями.
Рабби Авраам Бен Мордехай Азулай пишет об этом в Предисловии к "Ор а-хама": "Постановление свыше о запрете открытого изучения каббалы действительно только в определенный период времени – до конца 1490 года. С этого времени и далее начинается эпоха последнего поколения, отменяется это постановление и разрешается заниматься Книгой Зоар. А с 1540 года занятия этой наукой считаются высшим предназначением и должны все, как взрослые, так и дети, заниматься ею. В будущем царь Машиах придет именно благодаря этому, и ничему другому, и потому не следует пренебрегать этим".
Отсюда мы видим, что и лекарство, т.е. наука каббала, тоже раскрывалось поэтапно, на протяжении столетий, через Бааль Шем Това, методика которого состояла пока еще в "утаенном раскрытии". Этот всплеск сделал свое дело, ускорил события, однако со временем тоже сошел на нет. В итоге, к концу XIX столетия свет иссяк окончательно, и это мрачное состояние продолжается до наших дней.
В XX веке каббалисты готовили материалы, которыми смогут воспользоваться души на современном этапе, но в целом, процесс по-прежнему развивался медленно, и они сами понимали, что он еще не реализовался.
Большой вопрос в том, как должны пойти события в наши дни? Мы понимаем, что страдания еврейского народа в период Второй мировой войны, хотя и форсировали развитие, но еще не ударили по той стене, которая отделяет людей от науки каббала. Сегодня мы должны подумать о том, как же разбить эту стену.
С одной стороны, беды и проблемы усиливаются, и сердце человека под страданиями смягчается, а с другой стороны, мы должны постараться, чтобы свет, который мы привлекаем, действовал вместо страданий. Ведь еще мудрецы Талмуда подготовили нам вместо них методику исправления – свет, возвращающий к Источнику.