Наука каббала, которая должна раскрыться во всем мире, – это не та каббала, которую мы изучаем на уроках по Книге Зоар, "Учению Десяти Сфирот", трудам Рабаша и Бааль Сулама. Даже наш адаптированный текст Книги Зоар обеспечивает людям лишь последовательное изложение, удобный доступ, возможность открыть книгу и не потеряться в ее хитросплетениях, перемежаемых к тому же отрывками на арамейском языке.
Наука каббала, предназначенная для мира, – это в основном такие статьи как "Дарование Торы", "Поручительство", "Свобода воли", "Мир", "Мир в мире", "Суть науки каббала". Они написаны легким языком и дают широкие объяснения. К ним нужно добавить каплю из "Шамати", но опять-таки без всего того, что покажется человеку заумными речами.
Короче говоря, миру нужна облегченная версия. Она может быть представлена в виде книги, которая подойдет всем. Скажем, вместо "Каббалы для начинающего" – "Каббала народу", одна книга, в которой очень просто, мягко и доступно приводятся все темы, четко взаимосвязанные и не оставляющие ни один вопрос без ответа.
Ведь в первую очередь народу нужно объяснить базовые вещи, чтобы он хоть немножко узнал о том, что происходит. Ну а потом люди откроют Книгу Зоар в том или ином виде – как средство своего исправления.
Из урока по статье "Трубный рог Машиаха", 17.06.2011
Вопрос: Чем ощущение зла отличается от осознания зла?
Ответ: Когда я ощущаю зло, мне просто плохо. Сознавая зло, я понимаю, чтó со мной происходит и почему, что с этим нужно делать и какую выгоду принесет мне исправление. Всё это вместе и есть осознание зла. Однако это еще не реализация.
Сначала мне плохо, но я терплю, а потом по безвыходности иду к врачу. Вот и человечество сейчас находится на этапе аккумуляции зла – пока не начнет раскрывать его, за отсутствием другого выхода. Тогда люди, наконец, расслышат то, что мы говорим.
К примеру, недавно я участвовал в совещании с семью профессорами из Цюрихского университета. Мы общались больше часа, а потом они еще два часа сидели, обсуждая услышанное. Для них это оказалось полной неожиданностью. Среди них были: имам, суфий, буддист, католик, еврейка. Все они занимаются исследованием культур и религий.
Я рассказал им историю развития человечества и каббалы со времен Авраама и до наших дней, объяснил рост эгоизма и описал современный кризис как трамплин для рывка на следующую ступень посредством объединения.
Каждое слово было для них сюрпризом. А ведь речь идет об умных, образованных ученых из крупного университета, под эгидой которого работают тридцать научно-исследовательских институтов.
Что уж говорить о простых людях. Сколько времени займет, пока они не ощутят зло до такой степени, чтобы услышать о его причине?
Дело тут не в том, что мы такие умные. Нет, мы не умные, просто наше послание противно человеческой природе. В этом-то всё и дело.
Так что, нам предстоит большая работа. С одной стороны, нам нужно терпение, а с другой стороны, упорство. Будем действовать всеми силами и добьемся успеха.
Из урока по статье "Свобода воли", 24.06.2011
Всемирный конгресс в Москве, урок №5
Природа инстинктивно, обязательно, жестко, автоматически поддерживает систему взаимности, взаимосвязи, поддержки, гармонии, глобальности и интегральности – и таким образом обеспечивает жизнь. Поэтому мы говорим, что Высшая сила – это сила любви.
Но у неживой, растительной и животной природы есть еще одно "маленькое" дополнение – человек, человеческое общество, которое этому закону не подчиняется. Оно специально создано таким, чтобы развиваться произвольно, под давлением своего эгоизма.
Представьте себе огромную систему, в которой одна часть – причем самая развитая, самая эффективная, самая деликатная – не работает в унисон, в гармонии со всей остальной системой. И вот, постепенно, вся эта система приходит к полнейшему дисбалансу.
Именно это мы с вами сейчас начинаем ощущать. Человеческое общество является раковой опухолью, пожирающей всё остальное, нарушающей всю гармонию, и естественно, вызывающей при этом на себя соответствующую обратную связь.
Как же нам прийти к гармонии? Ведь иначе мы погубим в итоге весь организм. Это уже становится ясно. Не нужно быть пророком, чтобы видеть, к чему идет дело.
Об этом и говорит наука каббала: каким образом мы должны исправлять себя, изучая законы общей Природы. Не надо залезать в мистику, не надо заниматься астральными явлениями – мы просто должны изучить законы замкнутых глобальных, интегральных систем, которые называются также аналоговыми. Они известны нам из техники. Есть огромный научный материал, математически четко сформулированный, о том, каким образом замкнутые системы поддерживают свое внутреннее равновесие.
Мы должны изучить себя, как несовпадающих с этой системой в наших действиях, в наших желаниях, в наших мыслях. И если мы действительно желаем достичь какого-то нормального существования, даже на уровне нашего мира (я уже не говорю о том, чтó мы при этом раскрываем дополнительно, когда входим в гармонию с Природой), в таком случае мы приводим себя к общей гармонии.
Сегодня она, может быть, кажется нам отчасти ненужной, неприятной, и тем не менее Природа уже давит, вынуждает и требует от нас внутренних усилий, внутренних силовых действий по изменению самих себя. Ведь пребывать в гармонии со всей окружающей Природой – это значит учитывать ее, а не просто потреблять и опустошать.
Как и в чем мы можем себя изменить? Об этом наука каббала говорит в разделе "Поручительство".
Поручительство – это взаимное обязательство всех нас (в отношении не только нас самих, а вообще всей Природы): достичь абсолютно полного взаимопонимания, общего равновесия. В терминологии каббалы это – Малхут мира Бесконечности, иными словами, общее, взаимное свойство отдачи и любви.
"Свойство любви" – это значит, что я принимаю во внимание потребности другого как свои собственные. Именно так взаимодействуют на биологическом уровне все части нашего организма. И Природа вынуждает нас прийти к этому в нашем социальном общежитии – путем общественного объединения между собой. Она также может вынудить нас к этому страданиями, но если мы осознано будем двигаться в этом направлении, то исправим себя быстро, удобно и легко. Это и предлагает нам наука каббала.
Назревшая потребность в единстве
Всемирный конгресс в Москве, урок №1
Наука каббала говорит обо всей системе мироздания, она описывает нам мир Бесконечности и четыре стадии распространения прямого света, т.е. построения желаний "из ничего".
Каббала объясняет, что значит "из ничего", что представляет собой существование в духовном объеме, вне нашего мира, при нисхождении к нему и при восхождении из него, что значит "существовать вне времени, вне пространства, вне перемещения", какие это состояния, как они реализуются: по Эйнштейну либо как-то иначе, выше?
Далее наука каббала рассказывает о нисхождении желания. Она оперирует желанием и воздействием на него единственного параметра – света. Кроме света и желания, в мироздании больше нет ничего. Они порождают всё, что мы видим в нас и между нами. Всё это – различные проявления желания, которое тем или иным образом сформировал свет.
Каббала рассказывает о том, как происходило постепенное нисхождение сверху вниз, создание блоков духовного состояния: парцуфим, сфирот, миры-сокрытия. Речь идет о причинно-следственном процессе, жестком и четком, который мы изучаем при помощи научного подхода.
На эту тему существует огромное количество материала – чисто научного, сложного: графики, уравнения, условия, описывающие четкое причинно-следственное развитие желания под воздействием света, экраны, информационные записи (решимот), ступени развития и т.д.
Всё это – точная наука, никак не относящаяся ни к религии, ни к лирике, ни к чему иному, – чистая физика.
Далее, каббала рассказывает о нашем мире, о том, каким образом он был создан. Уже 3700 лет назад каббалисты описали, как искра высшего света создала сначала объем нашего мира, – ведь этого пространства тоже не существовало. А потом в этом пространстве произошел Большой взрыв, и из него, из маленькой искорки зародилась вся материя нашего мира.
Всё родилось из ничего в мире Бесконечности. Не понимая этого, мы задаемся вопросом: "Что значит всё из ничего?" Однако и в нашем мире, как говорят физики, произошло то же самое: была некая искра, точка, которая вдруг взорвалась и породила всю Вселенную.
Иными словами, современная наука руководствуется теми же принципами и рассказывает нам то же, что и каббала. То же самое абсолютно, включая четыре последующих этапа развития: неживой, растительный животный и человек.
Каббала рассказывает также о том, как в течение миллиардов лет создавалась Вселенная, а затем – и наша планета из сгустка газов. Это описывается в каббалистических книгах, которым сотни и тысячи лет. Сегодня физика, геология, астрономия говорят о том же самом.
Каббалисты писали, о периодах нагревания и охлаждения Земли, занимавших десятки миллионов лет, пока на планете не возникла прочная кора и не появилась возможность для жизни белковой материи, благодаря соответствующему распределению между всеми составными частями. Почему именно белковая материя? Почему именно на такой основе, а не на какой-то там кремниевой или метановой и так далее? Всё это объясняется в каббале.
И наконец, в каббале говорится о возникновении человека, ставшего итогом постепенного развития неживой, растительной и животной природы. Каббала рассказывает о промежуточных этапах: о кораллах между неживым и растительным уровнем, об особом виде, представляющем переходное звено от растительного уровня к животному, и об обезьяне, как промежуточной форме между наивысшим животным состоянием и человеком.
Каббала описывает все эти этапы и показывает, почему эволюция происходила именно таким образом. Отличие от дарвиновской теории состоит лишь в том, что в каббале говорится об изначально существующих информационных данных, заложенных в материи информационных генах, которые развиваются по заданной программе, а не случайным образом или в зависимости от обстоятельств.
Все виды реализуются, исходя из своих внутренних параметров, которые изначально существовали в мире Бесконечности и просто снизошли вниз, реализовались здесь, чтобы затем снова устремиться наверх. Вся эта цепочка заранее обусловлена, заранее рассчитана от начала и до конца.
Всемирный конгресс в Москве, урок №1
На нас действуют две силы: подстегивающая сзади и влекущая спереди. Соответственно, у нас есть две возможности прийти к цели, говорит наука каббала.
1. Если мы сделаем так, чтобы сила, устремляющая нас вперед, была больше, чем сила, которая давит на нас сзади, – то будем двигаться комфортно, быстро, с пониманием и желанием.
Тогда перед нами расстилается очень приятная и короткая дорога к исправлению себя и к раскрытию нашего совершенного состояния. И в таком случае нынешнее состояние мы будем видеть как поворотный момент, как трамплин к очень доброму, хорошему прыжку вверх.
2. Если же мы не будем устремляться вперед сами и помогать всем остальным, всему человечеству, тогда отрицательная сила погонит нас вперед страданиями. И конечно, они могут стать очень большими, глобальными, учитывая всю нашу взаимосвязь в современном мире.
Таким образом, люди, ощущающие сегодня влечение, устремление вперед, должны понимать также, какая ответственность перед всем миром на них возложена. И здесь же кроется их вознаграждение: устремляться к цели, вести вперед – это огромная, благородная задача.
Вот почему мы сейчас создаем в интернете специальный портал и собираем для него огромное количество материалов. Мы поддерживаем связь с большим количеством социологов, политологов, ученых, которые занимаются исследованием текущего состояния общества, мира в различных областях. И мы видим, насколько все они озадачены тем, что происходит.
Ученые исследуют нынешнее состояние ресурсов человечества – того, что осталось в нашем распоряжении (газ, нефть, вода, уголь, металлы, вода, почва – всё то, что дает нам Земля), и они в ужасе, поскольку мы находимся на самой грани истощения наших ресурсов. Об этом вышло и продолжает выходить множество статей, которые мы сейчас и собираем. Это огромный материал.
Имеется также огромное количество материалов по воспитанию. Ведь мы дошли до того, что не можем воспитать человека. Дать какое-то образование мы ему можем, хотя неизвестно, найдет ли он после этого работу.
Но мы не умеем создавать человека, то есть из маленького ребенка, из "маленького животного", которым он рождается, воспитывать Человека, который пребывает в гармонии, в доброй связи с остальными, как требует того сегодня наш глобальный мир. Нужно правильно объяснять людям, что значит "глобальный" – иными словами, полностью взаимосвязанный.
Я начинал свою учебу и работу с изучения биокибернетических систем, то есть систем организма: каким образом он себя поддерживает, сохраняет внутреннее равновесие, гомеостазис с окружающей природой и внутри себя. Это потрясающая система. На ее знании построена медицина: с помощью анализов и обследований врачи проверяют различные параметры организма: какие из них находятся в равновесии между собой, а какие – нет.
Составлены специальные таблицы, которые показывают, как существует, в каком состоянии находится наша внутренняя система: поддержка давления и всевозможных температур, соответствие всевозможных электролитов, кислот и так далее. Речь идет об огромном блоке взаимосвязанных данных.
То же самое представляет собой сегодня и наше мировое общество. Его больше не разделишь на отдельные страны по старой привычке. Однако мы психологически еще не готовы к этому, не понимаем этого.
Нам необходимо развиться и понять глобальную систему, понять равновесную связь, в которой она должна себя поддерживать. Это равновесие и дает нам ощущение нормальной жизни.
Как только какая-то часть выходит из общего организма человечества, из правильной взаимосвязи с другими – сразу же проявляются болезни. Причем они могут возникать в самых разных системах и откликаться в самых разных формах. Мы еще не понимаем этого, ученые только начинают исследовать глобальные механизмы.
О поведении аналоговых систем, глобальных систем, замкнутых систем мы знаем из техники. А вот в человеческом обществе, если только мы начинаем это себе представлять – выявляется ужасное несоответствие с тем, что мы имеем на сегодняшний день. Но Природа понемногу двигает нас к глобальному взгляду на мир.
Всемирный конгресс в Москве, урок №1
Каббала – это методика, которая говорит о том, что надо объединяться между собой, что таков план Природы – единой Силы, которая держит всю Вселенную, всех нас, всё мироздание.
Со времен Древнего Вавилона эта наука была скрыта от человечества в целом. В ней сказано лишь, что она будет передаваться через маленький "ручеек" от учителя к ученику в течение многих тысяч лет, из Древнего Вавилона до нынешнего времени, пока наш мир не станет современным Вавилоном – не превратится в одно целое.
Это означает полную взаимосвязь, вне зависимости от границ, стран, материков, народов, рас, групп, религий, которые возникли по ходу дела. Между нами возникнет такая взаимозависимость, которая нивелирует все эти перегородки.
Но с другой стороны, наш эгоизм сохранится и разовьется, в результате чего мы будем еще больше ненавидеть друг друга, отталкиваться друг от друга, автоматически, подсознательно, инстинктивно мыслить только ради себя, ни в коем случае не принимая во внимание другого и лишь максимально используя его для своей выгоды. Такой будет наша природа через 3700 лет, говорится в каббалистических источниках.
Мы придем к огромному эгоизму, и он будет для нас естественным. Мы даже не будем понимать, что он какой-то особенный – просто это мы, и такова наша жизнь. И все же этот эгоизм вместе с нашей огромной интегральной связью, с коммуникацией, которую мы создали между собой, в итоге снова превратит нас в Вавилон.
А кроме того, на последнем этапе развития огромного эгоистического общества, когда оно становится уже и глобальным, мы практически истощаем все ресурсы Земли и источники энергии: воду, ископаемые, металлы, нефть, уголь, газ. Всё это подходит к концу. Даже если бы мы хотели и дальше наращивать свой эгоистический потенциал, это уже невозможно.
Общество потребления, которое развилось в течение двадцатого века, истощает само себя, опустошая все земные ресурсы. В итоге, даже просто физически мы не можем жить так и дальше. Мы достигли такого противостояния друг с другом и с окружающей природой, что одно это вынуждает нас что-то предпринимать.
Наше общество становится другим – неуправляемым. Мы видим, как в разных странах, особенно в последнее время, происходят непонятные, на первый взгляд, революции, как коммуникация, связь между людьми побуждает требовать социальных перемен. Однако нам еще непонятно, как и почему это происходит: сегодня – там, а завтра – возможно, здесь, и в любом другом месте. Мы не видим, к чему это ведет.
И вот в этом состоянии растерянности, непонимания следующего этапа, мы видим, как миру вновь раскрывается наука каббала. Помню, когда я учился у своего учителя, мы уезжали с ним на пару в особые, каббалистические места и сидели там вместе друг против друга. В те вечера и ночи он пытался рассказать мне, что настанет такое время, когда каббала раскроется.
Что значит "раскроется"?
"Раскроется" – это значит, что не ты начнешь говорить, а начнут приходить люди, которые желают услышать. Ведь зависит это не от тебя, а от того, будут ли тебя слушать. И мы видим, что время настало, – по тому количеству людей, которые сегодня в разных странах, на разных материках, на любых языках желают слышать весть о том, чего требует от нас Природа, Творец, чему мы должны быть подобны, как мы должны изменить себя, на какой уровень подняться, как при этом выйти в совсем иное измерение, на уровень ощущения общей природы, вечности, совершенства, почувствовать это здесь и сейчас, в нашем мире.
Такие люди, сказано в науке каббала, появятся в конце двадцатого века. Я не очень-то в это верил, не видел к этому предпосылок. Но действительно, к концу прошлого века тысячи людей начали интересоваться каббалой, подсознательно, инстинктивно ощущать эту тягу, благодаря развившимся в них желаниям, которые достигли своего финального созревания. В этом окончательно созревшем эгоистическом желании и зарождается следующая ступень – новое измерение.
Всемирный конгресс " UNIDOS", Мадрид, урок №1
Мы с вами живем в первом поколении людей, которые пробуждаются, чтобы узнать смысл жизни, понять для чего они живут. В прошлых поколениях мы жили, подобно животным. У нас был лишь эгоизм – желание наслаждений, постоянно толкавшее нас вперед, – и его посредством мы старались наполнять себя в вечном беге от одного удовольствия к другому.
Однако мы никогда не бывали полны – ведь наслаждение противоположно нашему получающему желанию. Так же противоположны два полюса в электрической цепи.
Как только свет соприкасается с сосудом, желая войти в него, между ними сразу происходит аннигиляция, "короткое замыкание", и они аннулируют друг друга. Каждый раз когда мы хотим насладиться чем-то, достаточно лишь притронуться к наслаждению – и оно исчезает. Мы чувствуем вкус пищи, но он улетучивается. Мы видим что-то красивое, но очарование рассеивается. Хорошее не остается с нами, и мы не можем добавлять себе позитивных ощущений день ото дня, накапливая их в своей "копилке".
В итоге мы видим, что наше поколение приходит в отчаяние. Ему нечем наполнить себя, оно не чувствует вкуса, наслаждения, уходит в наркотики, принимает успокоительные средства и антидепрессанты… Почему?
Наше эгоистическое желание, росшее на протяжении всей истории, прекратило развиваться. Тысячи лет оно набирало силу, и нам всегда казалось, что в новых желаниях мы раскроем большие наслаждения. А чувство наслаждения – и есть чувство жизни. Но сегодня наше получающее желание пресытилось, и по безвыходности мы впадаем в отчаяние, не находя возможности двинуться куда-то еще.
Это особое время, особое состояние, и потому Бааль Сулам пишет, что рад родиться в эпоху, когда можно обнародовать науку каббала. Почему это стало возможно? "Каббала" – означает получение. Она учит тому как получать мудрость, как наполняться бесконечным наслаждением, не чувствуя, как оно исчезает, и не умирая с уходом всех наслаждений. Таким образом, наука каббала способна привести нас к нескончаемому наслаждению, которое и означает вечную жизнь.
Более того, каббала выводит нас на такую ступень, где мы становимся хозяевами своей жизни. Ведь наряду с пресытившимся получающим желанием у человека раскрывается "точка в сердце" (•) – еще одно свойство, желание отдачи.
Плюс и минус, желание отдачи и желание наслаждений, находятся в одном человеке – и он обретает возможность выбора. Теперь у него есть две силы, и, развивая их друг напротив друга, он начинает управлять ими – иными словами, управлять собой. Он сам решает, в какую сторону обратиться и какой мерой желания воспользоваться.
Тем самым, он развивается в трех линиях: составляет среднюю линию из правой и левой. Эта средняя линия, по сути, и зовется "человеком" (Адам) – ведь он сам сделал дело, сам сформировал свою внутреннюю суть, и потому она принадлежит ему.
Ну а до того во всех кругооборотах мы развивались, подобно животным, подталкиваемые эгоистическим желанием, и получали всё больше наслаждений по его указке.
Сейчас мы еще не контролируем два своих желания – ведь от второго у нас есть лишь маленькая точка. А потому мы собираемся вместе и изучаем науку каббала, объясняющую, как развить ее, чтобы у нас было два больших желания. Тогда нами не будут управлять свыше одной лишь силой эгоизма – вместо этого мы будем держать в руках обе силы и сможем приподняться над этой жизнью.
Лекция в Риме
Вопрос: Знакомы ли Вы с трудами каббалиста Ицхака Слепого (Ицхак Саги-Наор, 1160-1235, Прованс, Франция)?
Ответ: Мы изучаем три главных источника в науке каббала: книгу Зоар, произведения АРИ, в основном его книгу "Древо Жизни", и труды Бааль Сулама, великого каббалиста 20-го века. Бааль Сулам передал нам всю науку каббала в таком виде, в котором можно распространять и издавать ее для всех.
Между всеми великими каббалистами, от древнего Вавилона и до сегодняшних дней, в каждом поколении, было еще много других каббалистов. Но часть из них скрывала себя, а часть писала совсем немного, поскольку до нашего времени, буквально еще тридцать лет назад, для любого раскрытия в науке каббала надо было получить разрешение свыше. И поэтому каббалисты писали очень немного, причем излагали свои постижения в скрытой форме.
И только в 20-м веке, когда уже пришло время раскрыть науку каббала широкой аудитории, чтобы исправить общее эго, Бааль Сулам написал то, что разрешено распространять. Именно эту часть науки каббала мы распространяем.
Лекция в Риме
Вопрос: Насколько я понял, мы должны развить шестой орган ощущений, который позволит нам понять единство между всеми. Эта возможность существует для каждого человека? Каждый из нас может развить этот орган ощущений?
Ответ: Есть люди, которые получают стремление к этому развитию, задаются вопросом, для чего живут и почему, в чем смысл жизни, где ее источник, как все вращается в этой реальности, что в ней происходит. Без ответов на эти вопросы они не могут успокоиться.
Эти люди приходят к изучению науки каббала, потому что чувствуют, что просто обязаны это постичь, иначе им не стоит жить, ведь жить как животные они не способны. Но таких людей в мире немного.
Желание человека делится на шесть желаний. Три желания соотносятся с нашим телом – это желания к пище, сексу, семье. И три желания связаны с обществом – это желания к богатству, славе, знаниям. Это шесть основных желаний. Если человек может найти в них себя, смысл жизни, то находит - и так живет.
Вы спрашиваете о более высоком желании – познать источник жизни. Такое желание приходит лишь к отдельным людям в мире, но в последнее время их становится все больше.
Около сорока лет назад, когда я начал заниматься наукой каббала, таких людей было немного, считанные единицы. Но как написано в книге Зоар, с конца ХХ века и дальше множество людей вдруг начали спрашивать о сути жизни - для чего они живут, в чем смысл жизни, - и приходить к изучению науки каббала.
И действительно, в течение 15 лет количество наших учеников выросло до двух миллионов. Я думаю, что на самом деле их гораздо больше, просто нам о них неизвестно, ведь мы не ведем списки людей, которые занимаются с нами по интернету.
Я думаю, что в любом случае в мире не будет много людей, действительно задающихся вопросом о сути жизни. Но всем остальным также придется подняться над своим эго – не потому, что они устремятся вперед, к источнику жизни, желая познать ради чего живут, а только чтобы спастись от страданий, толкающих их сзади. Поэтому они присоединятся к нам от безвыходности. И так, я надеюсь, все мы достигнем хорошей жизни. Природа заставит нас прийти к интегральному обществу.
Лекция в Риме
Вопрос: Откуда первые учителя в науке каббала получили это знание – где ее источник? В народе считается, что каббала – это нечто близкое к магии, и ее окружает множество мифов.
Ответ: Первым каббалистом был Адам, живший 5772 года назад. Он был первым из всего человечества, кто раскрыл, что существует интегральная система природы и возможно ее открыть.
И до него жили люди, но он был первым в истории, в ком раскрылся вопрос: "Для чего я живу? В чем тайна жизни? Где ее источник?" И об этом он написал книгу, которая дошла до наших дней и называется "Тайный ангел" (Разиэль а-Малах).
Ангел – это сила. То есть "тайный ангел" – означает "скрытая сила". Это небольшая книга, в несколько десятков листов.
Следующая книга уже была написана Авраамом около 3700 лет назад и называется "Книга Создания" (Сефер Ецира). Там в первый раз в систематической форме объясняются "сфирот", 32 спускающиеся к нам силы, связывающиеся между собой.
В то же время, несколькими каббалистами совместно, была написана еще одна каббалистическая книга, которая называется "Большой Мидраш" (Мидраш а-Гадоль) – то есть большое объяснение, толкование. И потом было создано еще множество книг, пока не появляется самая великая каббалистическая книга – книга "Зоар", написанная около двух тысяч лет назад.
После нее вышло еще очень много книг – вплоть до времени Ари, жившего в 16 веке. Главной книгой Ари была книга "Древо жизни" (Эц хаим), которая вся говорит о сфирот и мирах и полна рисунков и чертежей.
А из всего огромного количества книг, вышедших после нее, для нас важнее всего книги Бааль Сулама, созданные в 20 веке.
Все эти книги не были известны широкой публике. Лишь где-то иногда проскальзывает упоминание о них, как будто происходит "утечка информации". И потому вокруг каббалы возникла такая таинственная аура, будто она занимается какой-то мистикой, таинственными силами, и можно с ее помощью творить чудеса, предсказывать будущее по картам Таро. Но на самом деле, все это не относится к каббале!
Разумеется, в каббале существуют символы, чертежи, графики, рисунки, гематрии (числовое значение слов). Каббала изучает душу и стадии ее роста. Но в этом нет ничего мистического. Я бы сказал, что это просто физика высшего измерения.
И потому каббала не связана с религией и никакими мистическими практиками. Это наука для человека, желающего знать. Естественно, что ему для этого нужно работать над собой и исправить себя. Но я бы сравнил это с настройкой радиоприемника, вокруг которого есть множество радиоволн, в разных диапазонах. Если я подстраиваю приемник так, что внутри него создаю волну, которая соответствует волне, существующей снаружи, то я улавливаю эту внешнюю волну и слышу.
Вот так же наука каббала помогает нам создать в себе такие волны, что мы начинаем ощущать силу, находящуюся вне нас, воспринимать ее и изучать. В нас открывается и внутренний слух, и внутреннее зрение.
Внутренний слух называется ступенью Бины (сфират Бина), а внутреннее зрение называется ступенью Хохма (сфират Хохма).
Лекция в Риме
Вопрос: Если мы должны подняться над своим эгоизмом, то чем больше мы укрепляем его, тем труднее нам подняться. Получается парадоксальная вещь, что расцвет культуры лишает нас возможности подниматься над своим эго?
Ответ: Да, это верно. Но почему мы развиваемся в эгоистической форме, да еще по экспоненте? Это для того, чтобы мы увидели внутри своего эго, насколько оно в итоге разрушает нас, и все-таки смогли его преодолеть.
У нас нет другого материала, кроме нашего желания! Поэтому наука каббала так называется ("кабала" – означает "получение") – это наука о том, как реализовать свое желание, а не разрушать его. Мы все время строим из своего эгоистического материала – форму человека (адам), "подобного" (домэ) высшему, Творцу.
Поэтому, с одной стороны, эго должно расти, вплоть до такого состояния, когда мы разочаруемся в своей настоящей, эгоистической форме, при которой все время желаем урвать только для себя. И тогда я начну использовать свое эго в обратной форме и все время обращать его в отдачу.
В той мере, насколько мне удастся это сделать – я и обрету силы для своей души.
Поэтому сейчас мы достигли некого "потолка", "насыщения" – то есть максимально возможного эгоизма в получении ради себя, пока мы не поглотим последние плоды с этого Земного шара. И это приведет нас к осознанию своего зла. Добрым путем или плохим, но мы поймем, что обязаны действовать противоположно и использовать свой эгоизм ради отдачи.
Лекция в Риме
Наука каббала говорит о том, что вся реальность состоит из желания, которое постоянно развивается. Из неживого уровня произрастает растительный, затем – животный и человеческий.
В человеческом роде желание продолжает свое непрестанное развитие – поэтому каждое следующее поколение отличается от предыдущего, а также отдельный человек в течение жизни постоянно изменяет свое желание, свое эго, постоянно развивается.
Таким образом, мы вырастаем над животным уровнем, создаем общество, промышленность, технологии, науку и т.д.
Однако в этом развитии заложено пресыщение. Впервые оно проявилось в Древнем Вавилоне, когда создалась особенная ситуация: с одной стороны, люди пришли к большому эгоизму, пожелав "выстроить башню до небес", а с другой стороны, они погрузились во взаимную ненависть – до такой степени, что перестали понимать друг друга.
Две эти противоположные силы подвели их к нестерпимому состоянию. Те же процессы протекают в семье перед разводом: супруги связаны между собой крепкими узами: дети, общий дом, общее хозяйство, общая жизнь – и в то же время испытывают непреодолимую ненависть, не в силах видеть друг друга. Вот при таких обстоятельствах в Вавилоне и раскрылась наука каббала.
Каббала учит людей тому, как подниматься над эгоизмом к взаимосвязи, к единой гармонии в интегральном обществе. Тем самым мы уподобляемся природе, которая тоже "круглая" по своей сути – иными словами, интегральная, глобальная и неразрывно взаимосвязанная во всех своих частях.
Если бы мы таким образом присоединились к природе, то пришли бы к равновесию, а также раскрыли бы все те силы, которые присутствуют в ней и управляют ею. Ведь тогда мы приобщились бы к общей Силе, которая управляет всем. Однако человечество в те времена предпочло отвергнуть путь исправления и рассеялось, по примеру разведшихся супругов.
Как сказано в науке каббала, через 3700 лет после этого мы снова придем к такому состоянию – однако на сей раз нам будет некуда бежать друг от друга. Ведь мы будем тотально взаимосвязаны по всему Земному шару, ненавидя друг друга и не в силах обойтись друг без друга. Наш эгоизм разрастется до масштабов крупнейшего мульти-кризиса, и, как пишут каббалисты, случиться это должно в конце 20-го столетия.
Начиная изучать науку каббала в 1975 году, я не верил, что так всё и будет. Это казалось чем-то совсем далеким и несбыточным. Разве может мир прийти к кризису в таких сферах как воспитание, культура, семья, наркотики, терроризм, технология, наука? Разве люди по всему миру почувствуют себя взаимосвязанными? Тогда еще не ощущалось ничего подобного.
И тем не менее, за несколько лет это произошло. И вот, сегодня мы находимся в том же самом состоянии, которое описывается в рассказе о Вавилоне, – и потому впервые с тех пор наука каббала выходит на свет.
Раскрываясь миру, она приглашает всех познакомиться с общими законами действительности, чтобы мы смогли приподняться над своим эгоизмом и зажить в общей взаимосвязи, как живет одна большая семья. Ведь глобальная сила природы обступает нас всё плотнее, создавая такую компрессию, которая может привести к уничтожению человечества.
Лекция в Риме
По сути, каббала – это методика исправления человека, человеческой природы. И потому, в рамках учебы, мы осуществляем широкое распространение.
У нас примерно два миллиона учеников по всему миру, мы ведем обучение на 26 языках, во многих странах. И мы видим, что люди разных сортов, представители разных народов проявляют потребность в этом и начинают понимать, что без этого у мира нет будущего.
Кроме того, мы обучаем детей и видим, насколько это отличает их от школьного стандарта, насколько они раскрываются. Мы выпускаем книги, ведем телетрансляцию, активно работаем в интернете. Мы – за развитие.
Мы изучаем науку каббала в группах. Речь идет не об обособленном росте – человек развивается индивидуально, если он находится в группе, в окружении, и постоянно изменяет себя посредством совместной динамики между ним и группой.
По сути, человек адаптирует себя к окружению, которое каждый раз должно демонстрировать ему необходимость подъема над эгоизмом, выхода из самого себя в любовь к ближнему. И человек упражняется в этом на группе.
Налаживая контакт с окружением, человек ощущает его потребность и объединяется с ним. Тогда между всеми раскрывается связующая сеть, лежащая над личным эгоизмом каждого, и человек ощущает общие узы, общую силу, царящую меж всеми. В итоге каждый словно выходит из самого себя наружу и начинает присоединяться к этой общей силе.
Благодаря этому мы обнаруживаем, что над реальностью, воспринимаемой лично, есть реальность более высокая. Свою нынешнюю действительность мы получаем, воспринимаем внутри, в своем сосуде – и потому мы ограничены. Ведь мы хотим получать наслаждения, а когда наслаждение входит в желание, они нейтрализуют друг друга по причине взаимной противоположности.
Вот и выходит, что раз за разом мы добиваемся чего-то, наслаждаемся мгновение – и тотчас удовольствие исчезает. Мы бежим к следующему удовольствию, притрагиваемся к нему – и оно тоже рассеивается. Ведь не успеет наслаждение войти в желание, как сразу нейтрализует его – короткое замыкание между плюсом и минусом приводит к аннигиляции.
С другой стороны, когда человек выходит из самого себя и над своим эгоизмом начинает объединяться с группой, с другими людьми – по сути, он создает над собой сосуд, внешнее желание. Теперь и желание, и наслаждение он ощущает вне себя – и они не исчезают. Наоборот, реальность превращается для него в течение вечной жизни над временем.
Время для нас создается наслаждением, которое входит и исчезает, снова и снова. Но если наслаждение не гаснет, если мы чувствуем, как оно течет, не переставая, тогда мы приподнимаемся над чувством времени и начинаем ощущать общую силу природы, окружающую и выстраивающую всех нас вместе.
А также мы начинаем различать связи между всеми частями реальности, подобные сплетению нитей на обратной стороне вышивки. Снаружи мы видим "узор" нашего мира, но если заглянуть за его грань, то сзади мы увидим нити, связующие части этой картины. Вот что мы раскрываем с помощью науки каббала – связь и взаимное воздействие между нами.
Это оказывает на человека большое влияние, и он меняется. Увидев эту реальность, он понимает, что без связи и взаимопонимания просто некуда деться – ведь ему видны результаты ущерба, который он может нанести другим.
И потому нам нужна не вера, а постижение. Так человек и становится свободным: он начинает ясно видеть мир и тогда, согласно своей ступени, определяет для себя правильный образ действий.
Вопрос: Видели ли Вы по НТВ вчерашнюю передачу "Центральное телевидение" о каббале?
Что Вы можете о ней сказать?
Ответ: К нам трижды обращались из НТВ (продюсер Игорь Горбунов и др.), с просьбой снимать нас для этой программы. Но узнав о составе участников, мы отказались: надо выбирать, с кем общаться.
Считать узелки на красной нитке и верить в ее магическую силу - выше моего понимания. И заклинания, типа "Пульса дэ нура", вызывают не более, чем сожаление о запаздывании в развитии.
Но это болезни роста. Пройдет. Милые дети! Но откуда в них столько ненависти? - А ведь каббала говорит о любви, и не о продажной любви (20 долл. за нитку). Но на авторское интервью, я согласен.