От Творца до нашего мира расположено 5 миров, в каждом из которых имеется 5 парцуфим, а каждый парцуф состоит из 5 сфирот. Таким образом, от нас к Творцу ведут 125 ступеней.
Проходя все эти ступени, малхут поднимается на самую высшую. Тем самым достигается смешение четвертой стадии, единственного творения, с предшествующими стадиями. Малхут полностью перенимает их свойства и в результате этого становится равной Творцу. Это и есть цель творения.
Чтобы смешать малхут с остальными девятью сфирот, создается специальный парцуф, состоящий из малхут и 9 сфирот – от кетэр до есод. Он называется "Адам".
Чтобы творение смогло в полной мере оценить совершенство и вечность, оно должно состоять из двух противоположных свойств: альтруистических и эгоистических. Вследствие этого возникает необходимость в смешивании этих свойств Творца и творения. Это достигается разбиением этих свойств – лишением их экранов.
Свойства Творца – бина и свойства творения – малхут падают и смешиваются. Такое действие должно произойти в мирах – в системе управления и в душах (разбиение Адам Ришон).
В эгоистическую часть, малхут, падают 9 альтруистических сфирот, которые малхут пытается использовать для себя. При этом образуется смесь альтруизма и эгоизма. Если на нее окажет воздействие интенсивный свет, способный пробудить малхут и дать ей понимание – кто она и Кто Творец, у нее возникнет стремление быть подобной верхним сфирот, то есть свету Творца.
Разделение Адама на души
При разбиении парцуфа Адам Ришон его тело разделилось на 600000 частей – частных душ. Каждая из этих частей должна в течение 6000 лет, ступеней, совершить свое частное исправление.
Разбившись, желания Адама упали на низший эгоистический уровень. Как следствие этого, в нашем мире отсутствует связь между людьми, они разобщены, и каждая отдельная частица желает лишь эгоистически наслаждаться. Поэтому и созданы в нашем мире специальные условия, помогающие человеку восстановить связь с Творцом, чтобы получить сверху свет исправления.
Когда человек направляет к Творцу просьбу об исправлении всех своих желаний (МАН), на него нисходит свет Творца. Путем последовательных действий человек исправляет свою душу до такой степени, что она становится подобной малхут мира Бесконечности и получает весь свет Творца ради Него.
Исправление – подобием
Миры являются той сферой, где существует душа.
Все миры являются как бы фильтрами на пути распространения Высшего света, постигая которые человек удаляет их один за другим, все больше приближаясь к свету Творца. Если бы свет доходил без ослабляющих сфер, произошло бы разбиение келим человека нашего мира, и он оказался бы в полной власти нечистой системы, не имея возможности когда-либо выйти из-под ее диктата.
Постепенно снимая завесы-миры, человек впускает все их в себя и становится таким, как свет. Подобное состояние наступает при окончательном исправлении.
Задачей человека является вобрать в себя все миры, уподобиться им и на последующих ступенях авиюта: 1, 2, 3, 4. Так исправляется малхут, вбирая в себя свойства 9-ти первых сфирот. В итоге человек выходит за пределы всех миров в мир Бесконечности.
Цель человечества состоит в том, чтобы каждый индивидуум (а в итоге и все человечество), находясь в нашем мире, поднялся в своем постижении – причем, в явном, реальном и научном, то есть чувственном – до ощущения мира Бесконечности.
Из статьи Бааль Сулама "Шестьсот тысяч душ"
Сказано, что существует 600 тысяч душ, и каждая душа разделилась на множество искр. Но как это понять – ведь духовное не делится на части, и изначально не было создано ничего, кроме одной души – Адам Ришон.
И в действительности, нет в мире ничего, кроме одной единственной души, как сказано в Берешит: "И вдохнул в его ноздри дыхание жизни". И та же душа находится в каждом человеке – в каждом полностью, словно в Адаме Ришон. Ведь духовное не делится и не рассекается на части, как это свойственно материальному. А на 600 тысяч частей и множество духовных искр душа разделяется эгоизмом человека. Вначале эгоистическое тело выталкивает и отдаляет от себя свет души. Но если посредством изучения каббалы тело исправляется, то в мере его исправления начинает светить в нем общая душа.
Три периода духовного роста человека:
1. Искра души, которая то вспыхивает, то гаснет.
2. Частная душа – когда он ощущает себя, как часть из 600 тысяч душ (часть общей души), которая остается с ним постоянно, но пока еще не избавилась от своего порока. То есть тело не в состоянии принять общую душу и чувствует себя отделенным, что вызывает в нем огромные страдания любви. А потом приближается он к совершенству, то есть к таинству общей души, так как полностью исправилось все его тело (эгоистическое желание) и больше не служит мерой ограничения и преградой, позволяя ему совершенно слиться с общностью всего человечества.
Сказано: "Одна исправленная душа равноценна 600 тысячам душ". И как бы получается, будто два раза есть по 600 тысяч душ: исправленная душа и души человечества? Но на самом деле, нет ничего, кроме одной души, как выясняется по мере исправления каждой души, которая очищается от своей грязи.
Поэтому, чтобы подготовить души, притянули к ним, к каждой душе, всю высшую душу мира Ацилут – ведь духовное неделимо. Но если осталась неисправленной хотя бы одна душа, то недостает ее света во всех душах человечества.
3. Каждая душа, исправляясь, притягивает весь свет общей души, и этим вызывает исправление душ всего поколения.
Любая душа, исправившись, прилагает усилия поднять все свое поколение и просит за него, пока не поднимет его на свой духовный уровень.
И в этом смысл сказанного: "Одна исправленная душа равноценна 600 тысячам душ".
И действительно, в каждом частном находится общее, потому что в итоге, в конце концов, соединятся все души в одну, возвратившись к своим духовным корням. А потому, каждая частная душа переживает все те же замечательные чудеса и приключения, пройденные всем этим миром за шесть тысяч лет. И хорошая душа вбирает в себя все свойства святости, которые есть до нее и после нее, а плохая душа - наоборот.
Эти сменяющиеся для нее времена – и есть поколения, каждое из которых действует, повинуясь своему собственному судье и разуму судьи, получаемому от святости в это время.
Имеются в виду не частные души – а вся общность, ведь существует правило, что духовное – неделимо. И как только удостаивается человек души, получает общую душу Адама Ришона согласно своему месту и мере исправления. И потому, когда случается с ним это чудо, он получает в себя весь свет раскрытия той души.
Урок 4
Внутренняя основа каббалистической группы
- Группа – это лаборатория, в которой человек может исследовать и практически проверять свое отношение к ближнему, подниматься по ступеням духовного возвышения.
- чтобы достичь отдачи Творцу, необходимо прежде начать отдавать человеку – и это называется "любовью к ближнему";
- любовь к ближнему возможна лишь при самоотречении, отмене себя в группе,
- группа - общество, дающее важность цели, горючее для усилий, в котором все представляют большую силу, чтобы мы могли работать вместе для отмены желания получать, называющегося "злом",
- любовь к товарищам – источник получения силы от группы,
- намерение на достижение цели – формируется и поддерживается в группе,
- приподнятое расположение духа поддерживается в группе,
- собрание товарищей.
РАБАШ, из статей о группе:
Мы собрались здесь, чтобы заложить основу строения группы для всех тех, кто заинтересован идти путем и методикой Бааль Сулама, которая представляет путь, позволяющий подниматься по ступеням человека, не оставаясь в категории животного…
…Поэтому мы собираемся здесь, чтобы основать группу – чтобы каждый из нас следовал этому духу "отдачи Творцу". А чтобы достичь отдачи Творцу, необходимо прежде начать отдавать человеку – и это называется "любовью к ближнему".
Но любовь к ближнему возможна лишь при самоотречении. С одной стороны, каждый должен принижать себя, а с другой стороны, мы должны гордиться тем, что Творец предоставил нам возможность, чтобы мы смогли вступить в группу, где у каждого из нас лишь одна цель – "чтобы Шхина пребывала меж нами".
И хотя мы еще не достигли цели, но в нас есть желание достичь цели. Это тоже должно быть важно для нас, хотя мы находимся еще в начале пути. Но мы надеемся, что достигнем этой возвышенной цели.
Поскольку человек сотворен с сосудом (кли), который называется "себялюбие", постольку когда человек не видит, что некое действие принесет ему какую-либо личную выгоду, у него нет горючего для усилий, чтобы сделать даже легкое движение. А без отмены себялюбия невозможно достичь слияния с Творцом, т.е. подобия по свойствам.
И поскольку это противно нашей природе – нужно общество, в котором все будут представлять большую силу, чтобы мы могли работать вместе для отмены желания получать, называющегося "злом", так как именно оно препятствует достижению цели, ради которой сотворен человек.
Поэтому общество должно состоять из индивидуумов с единым для всех мнением о том, что нужно достичь этого. Тогда из всех индивидуумов создается одна большая сила, способная бороться с собой, потому что в каждого включены все. Таким образом, каждый базируется на большом желании – он хочет достичь цели.
А чтобы один включался в другого, каждый должен отменять себя перед другим. Осуществляется это посредством того, что каждый видит достоинства товарища, а не его недостатки. Тот же, кто полагает, что он немного выше товарищей, уже не может объединяться с ними.
…человек обязан проявлять любовь к товарищам, которая есть у него в сердце, так как этим проявлением он пробуждает сердце другого навстречу товарищам, чтобы товарищи тоже чувствовали, что каждый из них работает над товарищеской любовью. Выгода от этого состоит в том, что тем самым он получает более мощную силу, чтобы действовать в товарищеской любви с большей энергией и мощью, так как сила любви каждого включается в других.
Таким образом, вместо одной силы для работы над товарищеской любовью, – если общество состоит из десяти товарищей – в человека включены теперь десять сил необходимости; и они понимают, что должны работать над товарищеской любовью. С другой стороны, если каждый не показывает обществу, что он работает над товарищеской любовью, то ему недостает силы общества.
Кроме того, нужно быть серьезными, чтобы не выходить из намерения, с которым собрались. Из скромности, которая очень важна, внешне обычно проявляли несерьезность, но на самом деле в сердце их пылал огонь.
Однако маленькие люди, тем более во время собрания, должны остерегаться того, чтобы не увлечься за речами и делами, которые не ведут к цели собрания, состоящей в том, что посредством этого надо достичь слияния с Творцом.
Порядок собрания группы (очень важно объяснить правила проведения собрания товарищей):
- говорить о важности группы.
- говорить о величии товарищей, их стремлении к цели,
- каждый дожжен проверить себя, сколько сил он прикладывает ради группы и просить о том, чтобы Творец дал нам силы, свойство отдачи;
- думать о том, что просьба об объединении уже принята Творцом,
- вести себя так, чтобы все почувствовали совершенство и цельность, мощное воодушевление и наполнение от объединения.
Урок 5
Поручительство в группе
Из статей Дарование Торы и Поручительство
(для московского конгресса)
15. Сутью методики исправления является закон "Возлюби ближнего как себя", а исправление остальных желаний человека – это подготовка к исполнению главного общего исправления "возлюби ближнего".
И даже взаимоотношения человека с Творцом также включены в подготовку к исполнению закона "возлюби ближнего", являющегося конечной целью реализации методики исправления, представляющей собой очищение тела от эгоизма, пока человек не приобретет вторую природу "любовь к ближнему".
Т.е. исполнение закона "Возлюби ближнего как себя" является конечной целью, достигнув которой, человек немедленно удостаивается слияния с Творцом.
А причина того, что конечная цель не определена законом "возлюби Творца всем сердцем и душой", в том, что для человека, находящегося еще в эгоистических желаниях, нет разницы между любовью к Творцу и любовью к ближнему, так как все находящееся вне его является для него нереальным.
Любовь к ближнему определена человеку как цель наиболее близкая и достижимая, поскольку на пути к ней человек застрахован от ошибок и может проверять себя.
16. Теперь мы поймем, почему методика исправления обязывает нас исполнять невозможное – "возлюбить ближнего как себя". Чтобы это стало возможным, методика исправления (Тора или каббала) вручена на следующих условиях:
- Не одному человеку (Аврааму), а когда возник целый народ в 600 000 чел. старше 20 лет.
- Когда этот народ вышел из Египта.
- Был спрошен каждый из народа, согласен ли он на эту возвышенную работу.
- Каждый всем сердцем и душой согласился с этим и воскликнул "Сделаем и услышим".
В таком случае появляется возможность выполнить требование любви к ближнему. Ведь если 600 000 человек перестанут заниматься удовлетворением собственных потребностей, и не будет у них другой цели в жизни, кроме как стоять на страже интересов ближних, чтобы те ни в чем не нуждались, то, несомненно, никому нет необходимости заботиться о собственном существовании.
Поэтому, как только народ согласился, получили методику исправления для слияния с Творцом, так как стали способны исполнять ее.
Но прежде чем выросли до размера целого народа, не были способны исправляться и выполнять условие любви к ближнему, так как малым количеством людей невозможно исполнение законов между человеком и его близким в полном объеме закона "Возлюби ближнего своего, как самого себя", и поэтому не была вручена им методика исправления.
17. Из сказанного мы сможем понять, почему люди, обладающие точкой в сердце и реализующие методику исправления, ответственны друг за друга. На первый взгляд это совершенно несправедливо, что если ты не выполняешь требования взаимной ответственности, Творец взыскивает с тебя! Почему я ответственен за грехи совершенно чужого и даже незнакомого мне человека?
Однако, человек и мир судятся по большинству: исправивший хотя бы одно желание склоняет себя и мир к заслугам, употребивший его для самонаслаждения склоняет себя и мир к вине. Таким образом, все люди в мире ответственны друг за друга, и каждый добавляет своими действиями заслугу или вину всему миру.
Это исходит из того, что требование каждого исправления относится к выполнению только одного условия "Возлюби ближнего как себя", а оно само находится за пределами осуществимого, если только вся группа и каждый ее представитель не будет готов к этому.