Иврит – это единственный язык, являющийся выражением каббалистических знаний.
Иврит – это единственный язык, являющийся выражением каббалистических знаний.
Иврит - это даже не язык. Это код, которым записаны духовные действия. И для того чтобы понять Творца, надо понять этот язык.
Канадский учёный утверждает, что иврит стал основой древнейшего в мире алфавита.
Приятная речь символизирует здоровый ум. Общаться с таким человеком очень приятно.
Что символизируют слова и буквы иврита?
Вопрос: В принципе, ваш иврит основывается на очень ограниченном словарном запасе?
Ответ: Да, действительно. Но больше и не надо.
В прошлом веке жили два великих мудреца-каббалиста: наш великий учитель Бааль Сулам и большой каббалист рав Кук. Так рав Кук всегда говорил Бааль Суламу, что завидует его маленькому словарному запасу, с помощью которого он может передать огромные пласты знаний, ощущений, постижений.
Сам рав Кук был, так сказать, хозяином духовного слова, литературного языка. Его язык очень цветистый, многословный, сложный, запутанный. Пока прочтешь одну фразу на полторы страницы, как у Льва Толстого, то с трудом можно что-то понять. Но он так выражал себя. Это зависит еще и от характера человека.
Что касается меня, то поскольку по своей сути я все-таки исследователь, ученый, систематизатор, то не переношу ничего лишнего. Поэтому в своей речи, в своих объяснениях пытаюсь все конкретизировать: чертеж – маленькое пояснение, чертеж – маленький пример и так далее.
Я считаю, что это самое главное в обучении человека. А чувства уже зависят от его внутренней работы.
Из беседы "У меня зазвонил телефон. Ограниченность каббалиста"
Вопрос: При объяснении материала вы используете ограниченное количество оборотов фраз и слов, но при этом умудряетесь в разной комбинации передать целый букет своих ощущений. Как такое возможно?
Ответ: В принципе, как только ты начинаешь сводить все к десяти частям души или к пяти мирам, или к неживой, растительной, животной и человеческой природе, то все получается очень конкретно, очень компактно. Поэтому объяснение не нуждается в огромном количестве слов.
Ты же все это сводишь к каким-то определениям, как, допустим, в химии: к атомам, молекулам, валентности. Так же и у нас. Это жесткость экрана, величина желания и его толщина, величина света и его различные состояния. То есть пять светов, пять экранов, пять видов толщины эгоизма над ним, сочетание между ними. Все это – очень небольшой конкретный словарь.
А все огромное впечатление, все богатство передачи чувств и мыслей заключается в сочетании этих нескольких параметров.
Но они вызывают в нас различные противоположные ощущения. И поэтому, перебирая всего лишь сотню слов, ты выражаешь абсолютно все, что можешь выразить в существовании человека, даже не только в нашем мире, а во всех мирах. Главное – чтобы человек чувствовал, о чем ты говоришь. И тогда между вами будет очень конкретный язык.
В каббале очень маленький словарный запас, так же как у химиков и физиков. У них ведь тоже немного слов и фраз. Самое главное – сочетание между собой параметров в их всевозможных сочетаниях, соединениях. Они-то и дают всю палитру ощущений, мыслей.
Из беседы "У меня зазвонил телефон. Ограниченность каббалиста"
Язык – внешнее выражение внутренней сути
Бааль Сулам был очень замкнутым человеком - человеком своего узкого круга. В нем четко проявлялась европейская культура. Это даже видно по его музыке, в которой превалировали восточно-европейские, польские мелодии, с неким итальянским акцентом.
Он очень специфичен в своем изложении. Даже когда он говорит о науке, о каббале и вообще обо всем, все равно его выражение, его слог базируются на знании глубокого слоя Талмуда, Мишны, Пророков, Святых писаний, Торы.
Допустим, он где-то упоминает пару слов, и при этом мимолетом ссылается на какой-то источник. И если человек улавливает это, он сразу же понимает, о чем речь, и уже по-другому воспринимает текст.
Например, иногда, даже в разговорах между собой мы говорим: "Все прегрешения покроет любовь". Но в каббале мы имеем в виду, что это фраза из псалмов Давида, и при этом понимаем, что это за грехи, какие они – прегрешения, что это за отношение человека к человеку, когда он ненавидит другого и готов его уничтожить. В итоге, когда он переходит к состоянию любви к ближнему, то все эти якобы прошлые прегрешения, прошлая ненависть, наоборот, поддерживают достигнутую им любовь.
То есть эта фраза включает в себя такой огромный слой, порядок состояний, которые надо пройти, для того чтобы сказать: "Все грехи покроет любовь". А так – это просто красивая фраза.
Или, к примеру: "Умыла свои ноги, как же я встану с постели?" Кто знает, о чем говорится?
Это отрывок из "Песнь Песней". С точки зрения каббалы Малхут говорит: "Мои реглаим (ноги), то есть конец парцуфа, келим, желания, которые получают весь свет хохма, уже подняты наверх. Я нахожусь в горизонтальном положении, то есть я уже вымыла, очистила свои конечности – свои конечные состояния. Я уже не могу ими пользоваться.
Как же я могу теперь встать и из этого состояния "заключить тебя, милый, в свои объятия"? – то есть соединиться с Зэир Анпином в своих получающих желаниях, когда уже отменила их. Так говорит душа человека, его желания, относительно связи с Творцом.
То есть тут подразумевается множество всевозможных состояний, условий, пониманий того, что происходит. Это очень серьезная система взаимоотношений. А говорится вот так: "Как я могу встать к тебе, милый, открыть дверь, ведь я уже помыла ноги и легла на кровать?"
И такие фразы могут касаться чего угодно: всадника и его лошади, осла и погонщика и т.д. Поэтому все это нам надо адаптировать к нынешнему поколению, которое ничего не понимает, не знает и вообще не слышало о том, что существует "Песнь Песней", даже псалмы Давида и прочие источники.
Мы должны показать им краткий путь. У нас нет времени на изучение всех этих источников, хотя они говорят о чистой каббале. Но они говорят иносказательно, а нам надо подвести человека прямо к открытию Высшего мира. Поэтому мы создаем свои медиа-источники.
Из беседы "У меня зазвонил телефон. Срок годности каббалы"
Бааль Сулам. Письмо 14: И будете вы реализовывать Мои ахорáим, во имя Меня. И тогда сделает свет свое дело и наполнит буквы, и обратятся качества, став сфирот, ибо до наполнения называются качествами, а наполняясь во благо, называются сфирот, "светящиеся", которые светят вечно, от одного края мира до другого.
Ахораим – это получающие сосуды. Если мы используем их ради Творца, то есть хотим с их помощью отдавать, то наполнение, которое приходит через получающие келим, поднимает нас к паним (сосудам отдачи).
И так мы начинаем видеть, какие тайны, какие света находятся в буквах и словах.
Из урока по письму Бааль Сулама, 26.04.2024
Познать суть вещей через буквы
Бааль Сулам. Письмо 14: В духовном букв нет. А всё порождение в духовном опирается на буквы, взятые из материальных свойств этого мира.
Буквы – это запись сил, которые должен вызвать человек, читая каббалистические тексты. Поэтому каббалисты, работая над текстами, относят свои ощущения к словам, буквам и при этом могут менять свои силы и свое воздействие на окружение.
Вопрос: В каких буквах нуждаемся мы?
Ответ: Мы нуждаемся практически во всех буквах. А их не так уж много в иврите, всего двадцать две. Можно сказать, что это самый короткий алфавит из всех существующих.
Есть алфавиты, которые включают сорок семь букв и даже под шестьдесят, а здесь всего двадцать две. Поэтому нам надо просто понять, на что намекает каждая буква, что она подразумевает, какие сочетания сил есть в ней. Это очень серьезно.
Когда человек начинает приближаться к смыслу букв, тогда он чувствует, как они играют в нем. И тогда он по-другому читает их. Он уже не спешит, поскольку каждая буква вызывает в нем отзвук, реакцию. Таким образом, он постепенно начинает чувствовать, что ему желает передать текст.
Сказано: в свете нет обновления, а есть созидание, то есть когда нужно передать движение поверх букв, и раскрывается форма высших.
Форма высших – это следующая ступень. А движение поверх букв означает, что человек, желая достичь следующей ступени, формирует намерение выше своих интересов, т.е. не ради себя.
В принципе, нам необходимо чувственно связываться с буквами. И тогда мы сможем понять то, что каббалисты желают нам передать.
Из урока по письму Бааль Сулама, 26.04.2024
Вопрос: В Книге Зоар есть два уровня: язык чувства и язык духовного определения. Как прийти к тому, чтобы оба уровня помогли нам подняться над рассказом и почувствовать духовный смысл?
Ответ: Для того чтобы мы могли приблизиться к пониманию духовного, Творец создал не одного человека, а множество людей, разбив общую душу на части, и этим дал нам возможность соединяться.
Если мы будем объединяться между собой над нашим эгоизмом, то сможем больше и лучше понять Творца и всю природу.
Вопрос: Как почувствовать, что все, описанное в этой книге, происходит во мне?
Ответ: Это сделает высший свет, который называется "Зоар". А мы должны лишь стремиться к сближению между собой и хорошему влиянию друг на друга.
Из урока по статье из книги "Шамати", 15.03.2024