Поэтому для того, чтобы передать свои ощущения другому человеку, находящемуся, допустим, на том же уровне, что и я, надо найти какой-то код. К примеру, в современной технике мы соединяем два компьютера через модем, и между ними возникает коммуникация. Как создать такую же коммуникацию между нами?
В обычном мире у нас существует общность ощущений, понятий, обстоятельств, т.е. язык, взятый из обихода. А в духовном мире изначально нет этого языка, и мы не знаем, на каком уровне и где находится собеседник, если он вообще находится в ощущении Высшего мира. И тут возникает проблема, как же нам соединиться, каковы здесь законы коммутации, коммуникации. Далее...
Поэтому каббалисты должны были изобрести язык, чтобы разговаривать между собой, понимая, на каком уровне постижения Высшего мира находится каждый из них, что именно они ощущают, воспринимают. Вполне возможно, то, что ощущаю я, не ощущают другие, хотя тоже находятся в каком-то постижении. А может, это только кажется им или мне?
Таким образом, мы имеем огромное поле неизвестных, которые должны как-то рассортировать, разобрать, начать работать с этим полем. Именно здесь и возникает проблема общения, – в первую очередь, даже чисто внешняя: как я буду объяснять это людям, какими словами, буквами, выражениями, жестами, может быть, танцами, или цветами, или звуками и т.д.
Если все методы передачи информации от человека к человеку земные, то как я могу передать что-то духовное? Ничего этого в материальном мире нет.
Поэтому каббалисты, в первую очередь, раскрыли язык ветвей: всё, что есть в нашем мире, имеет свое начало в духовном мире. Духовные силы, постепенно снижаясь, достигают нашего мира и дают в нем свое материальное воплощение: какой-то объем, какую-то форму, какое-то выражение звука, цвета и т.д.
К примеру, если я говорю: "Стакан", – значит, имеется в виду стакан в Высшем мире, т.е. та сила, которая в нашем мире как бы воспроизводит этот объект.
Так произошел первый язык – язык Торы в виде исторических рассказов.
Вопрос: Получается, что каббалисты смотрели на змею и называли какое-то духовное состояние этим пресмыкающимся?
Ответ: Они видели духовный корень этого состояния, этого объекта. Нам трудно пока это понять, поскольку мы не ощущаем закон причины и следствия. Мы не представляем, что же такого есть в змее кроме яда, который врачи используют как источник лекарств. А ведь, в общем-то, они применяют каббалистический принцип, что самое страшное и вредное может быть самым полезным и положительным.
Вопрос: Вообще в Торе используется очень много наименований животных. Но я так понимаю, что речь идет не о них?
Ответ: Нет, конечно. Имеется в виду неживая, растительная, животная, человеческая природа. И все образы используются для описания четырех стадий желания. Поэтому в нашем мире происходит такое воплощение.
Вопрос: То есть бык, осел и т.д. – это какие-то виды желаний во мне?
Ответ: Воплощение наших желаний. Каббалист видит в себе желание, которое воспроизводит, допустим, осла. На самом деле этого осла не существует. Он кажется нам существующим, потому что человек его воспроизводит.
Реплика: Другим языком каббалы является язык законов (Алахи), который использовался при написании Мишны, Талмуда, Гмары.
Ответ: Язык законов применяется для описания определенных действий исправления. Он не описывает в общем природу, ее разделение на неживой, растительный, животный и человеческий уровни, а говорит о том, как эти части природы правильно взаимодействуют с окружающим миром и между собой.
В Торе очень часто употребляется этот язык духовных действий, которые указывают: возьми то-то, сделай так-то, это возможно, это невозможно и т.д. Вообще в Торе используются практически все языки, в то время как в Книге Зоар каббалистическим языком описываются только несколько частей: "Сафра дэ-Цниюта", "Идра Раба", "Идра Зута". Остальные главы написаны языком "мусар" – языком морали, нравоучений.
Есть еще язык сказаний (Агада) в виде аллегорических рассказов. Это довольно сложный, условный язык, поскольку в сказаниях очень много образов, которых, в принципе, в нашем мире нет.
Вопрос: Есть кто-то, кто создал этот язык, или это получалось само собой?
Ответ: Нет, эти языки развились постепенно по мере того, как мы продвигались в познании Высшего мира и его коммутации с нашим миром.
Кроме того, в каббале существует еще множество всевозможных языков, если их можно назвать языками. Это поэтические, стихотворные языки, язык чертежей, рисунков и т.д. То есть всё, что человек может изобразить как свой внутренний мир, воспринимается и используется в Торе.
Вопрос: В чем отличие от них языка каббалы? Это более поздний язык?
Ответ: Язык каббалы – особенный. Дело в том, что когда мы начинаем раскрывать Высший мир, мы постигаем его постепенно, и он развивается в нас как язык сказаний, поэтический язык, похожий на наш мир, и т.д.
Язык каббалы очень сложен. К примеру, в "Книге Создания" ("Сефер Ецира"), написанной три с половиной тысяч лет назад Авраамом, сказано, что тридцатью двумя лучами высшего света создается то-то и то-то. И далее он описывает четкую систему мира Ацилут, т.е. не просто познание какой-то первичной ориентации, а систему управления.
Тут уже идет совсем другой язык – язык каббалы, которым не пользовался Адам, т.к. применял, в основном, иносказательный язык. А Авраам уже описывал это каббалистическим языком.
Вопрос: Какой язык можно посоветовать для нашего поколения?
Ответ: В течение поколений эти языки трансформировались, смешивались, влияли друг на друга. Каббалисты пользовались то одним языком, то другим в зависимости от свойств и уровня поколения.
Наше время – время языка каббалы, поскольку он самый четкий, физико-математический. Его невозможно ни с чем спутать. Он конкретно задает уровень, на котором надо работать, каким образом действовать, с помощью какой силы, то есть желания, экрана, сопротивления, сокращения света, получения света в определенные объемы и т.д.
Все сводится только лишь к двум параметрам, существующим в мироздании: желанию и наполнению, как они взаимодействуют между собой, что происходит, если действия неправильные, и какими должны быть правильные действия.