Записи в разделе 'Язык каббалы'
Терминологический ликбез

каббалист Михаэль ЛайтманВся наша жизнь, вся наша история, всё, что мы проходим с начала творения и до конца, делится на две части: изгнание и избавление. Нет ничего более, кроме двух этих состояний:

  • или я оторван от Высшей силы и пребываю в изгнании, в некоей иллюзии, в "сновидении" под названием "этот мир", под влиянием своего эгоистического желания, которое отключает меня от в́идения и ощущения духовного мира;
  • или посредством определенных действий, которым обучает нас наука каббала, я прихожу к раскрытию Высшей силы и требую от нее, чтобы она вывела меня из изгнания, чтобы подняла над этим миром в мир высший, – и когда это, наконец, происходит, удостаиваюсь избавления.

Различие между изгнанием (галут – גלות) и избавлением (геула – גאולה) – в букве алеф (א), которая символизирует Творца, Властелина (אלוף) мира. Так подразделяется вся наша реальность, весь процесс развития. И разумеется, мы не знаем об этом, пока внезапно не получаем пробуждение, которое позволяет прервать период изгнания, тьмы, ощущения этого мира, наихудшего до нестерпимости состояния – и перейти к новому периоду, на новый уровень, в новое состояние, которое называется "избавлением". Ради этого мы и учимся.

Находясь в этом мире, мы используем его слова для описания высшего мира, духовного состояния. При этом никогда нельзя забывать, что их содержание, их смысл отличается от привычного.

К примеру, человек относится к категории "Исраэль" не по рождению, а по духовному устремлению.

"Религия" (дат) в духовных терминах науки каббала – это сфирот Даат, Тифэрэт и Йесод, средняя линия. Иными словами, человек, который уже работает в трех линиях и приходит, или хотя бы стремится к слиянию с Творцом, называется "религиозным". Ну а "светским" зовется тот, кто находится под властью эгоистического желания. 

"Святость" – это свойство отдачи и любви.

Таким образом, все наши термины и определения характеризуют лишь одно: какая сила действует в человеке, определяя его намерение при каждом действии. Или это намерение ради отдачи, по принципу любви к ближнему, как к себе, и с прицелом на любовь к Творцу – или, наоборот, намерение ради себя. В этом всё различие между людьми.

У человека, который не изучает науку каббала, чтобы привлекать свет, возвращающий к Источнику, нет никакой надежды привлечь этот свет как-то иначе. А без света он остается "светским", т.е. пребывает в эгоистическом намерении. Он оторван от Творца и даже от света, который также называется "Торой".

И потому, читая труды каббалистов, мы всегда должны понимать и помнить, что они изъясняются духовными терминами.

Из урока по статье "Изгнание и освобождение ", 03.12.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Не создай себе идолов и изображений богов"

Правильный взгляд на святые книги

Научная система общих законов природы

Секрет жизни в самом простом толковании

каббалист Михаэль ЛайтманЕдинственное, что нам нужно – это исправить свои отношения с высшей силой, властвующей надо всем и управляющей всей жизнью, как сказано: "Нет никого кроме Него". Существует четыре языка, говорящих об отношениях человека с высшей силой: простое толкование, намек, иносказание, тайна (Тора, Мишна, Талмуд, Каббала).

Они относятся к четырем ступеням желания: неживой, растительной, животной, человеческой, каждая из которых предполагает свой характер выяснения. И в таком случае, получается уже обратное деление, при котором каббала означает как раз не тайну, а простое толкование, при котором все открывается человеку.  А потому нам необходим именно язык каббалы для того, чтобы быть уверенными, что мы правильно продвигаемся.

Это необходимое, но еще не достаточное условие. Ведь и язык каббалы можно воспринять неправильно. Но по крайней мере, человек занимается по правильным первоисточникам, обеспечивающим верный подход к написанному. Хотя бывают люди, которые даже из каббалистических книг пытаются извлечь какие-то тайны, мистику, абстрактное знание или благословения и чудеса.

Но все же очень важно придерживаться каббалистического языка, подхода и условий учебы. Ведь тут существует отличие от обычного обучения наукам. Здесь мы полностью зависим от источника, передающего нам это духовное знание. И если этот источник истинный и преданный, то мы постепенно продвигаемся, в мере своих усилий и благоприятности внешних условий, чтобы в итоге достичь открытия глаз.

Мы изучаем себя и свою природу, понемногу начиная ощущать, что такое отдача – обратная нам сила. И тогда из баланса двух этих сил: получения и отдачи - мы начинаем чувствовать творение. Так по действиям Творца над самими собой, мы познаем Его.

Из урока по "Предисловию к ТЭС", 27.11.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

От тайны к простому толкованию

Неразбавленный свет в максимальных дозах

Четыре языка каббалы (клип)

Знай мир, в котором живешь

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Когда человек начинает видеть высшие корни "ветвей", находящихся в этом мире?

Ответ: Прежде всего, надо сказать, что, постигая корни, человек не отрывается от ветвей. Просто его "картинка" начинает волнами расширяться из точки этого мира в окружность всё большего размера. И по мере расширения человек всё теснее связует происходящее с корнем, всё лучше понимает явления нашего мира. Поднимаясь снизу вверх, он сначала понимает то, что происходит с ним здесь, а затем в более отвлеченной форме понимает высшего.

С другой стороны, постижение отличается от понимания: сначала человек постигает высшее явление, а затем, исходя из этого, понимает его аналог в нашем мире.

Бааль Сулам пишет об этом в статье "Суть науки каббала": "Низший учится у высшего. Сначала надо постичь высшие корни, как они есть в духовном, выше всякого воображения – но чистым постижением. А после того как человек своим разумом основательно постигнет высшие корни, он сможет, глядя на конкретные ветви в нашем мире, знать, как каждая ветвь соотносится со своим высшим корнем во всех количественных и качественных параметрах". А также человек видит, как связаны все ветви между собой.

В целом, постижение и понимание влияют друг на друга. При этом связь между ветвями и корнями очень важна, и неслучайно великие каббалисты уделяли также время изучению нашего мира – это помогало им в исследовании мира высшего. Они были эрудитами, "энциклопедистами". Рав Кук штудировал книги в библиотеке, Бааль Сулам изучал волновую теорию и т.д.

Не просто так мы помещены в материальный мир и именно отсюда восходим по духовным ступеням. Знания этого мира, выявленные и сформулированные учеными, пускай не служили напрямую духовному постижению, однако помогали человеку связывать воедино части общей картины.

Однако сегодня мы и без того крепко "стоим на земле", и нам, наоборот, нужно лишь "высунуть голову над облаками"…

Из урока по статье "Суть науки каббала", 27.11.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Постичь, чтобы понять

Непередаваемая сложность

От ветви к корню

Золотая середина между мистикой и схоластикой

каббалист Михаэль ЛайтманУ меня проблема: если я раскрываю что-то, то раскрываю, подобно всем созданиям – в таких же, как у всех, сосудах, таким же, как у всех, разумом.

Допустим, я открыл новое явление в квантовой физике. Разумеется, я не могу поговорить о нем с какой-нибудь домохозяйкой, однако есть круг людей, в котором меня поймут. Мы разработали специальный язык, чтобы описывать подобные вещи, и, в принципе, каждый может изучить его. В целом, у всех есть база, а если чего-то и недостает, то лишь чувственного и рассудочного развития.

С другой стороны, на духовном пути мне не поможет дальнейшее развитие чувства и разума. Можно вооружиться хоть тысячью очков, подключить радары к ушам, микроскопы и телескопы к глазам – никакие приборы, датчики и сенсоры не принесут пользы. Ведь мы говорим о восприятии, даже зачатки которого не укоренены ни в одном создании на земле. Многим животным свойственен более широкий диапазон ощущений, по сравнению с человеком, но здесь речь не об этом. Есть очень умные и проницательные люди, чьи способности к восприятию и анализу намного превышают мои, но и это к делу не относится.

Мы говорим о том, чего нет в нашем мире, – о создании нового ощущения, о несуществующем здесь восприятии и анализе. Этот орган чувств называется "частью Творца свыше". Человек, обретающий его, должен быть подобен Творцу – единому, единственному и исключительному. Тогда в этом органе чувств, который чем-то подобен Творцу, он ощущает, расшифровывает, выявляет Его, себя самого, связь между ними и т.д. И сообразно этому совместному с Творцом ощущению, человек может рассказывать о том, что от Него приходит, – о замысле и цели нашего сотворения, о процессе, который мы проходим, а также обо всех событиях и ситуациях в этом мире. 

Сегодня мы способны изучать свое бытие на неживом, растительном и животном уровне, однако о человеческой ступени мы ничего не можем знать, пока не узнаем Творца, хотя бы в какой-то степени. И потому каббалист не в силах нам рассказать о своем духовном постижении. Ведь оно воспринимается в другом органе чувств, несравнимом с теми, которыми обладаем мы. Об этом не расскажешь так, как я рассказываю о гранях нашего мира.

Здесь у нас, даже если человек лишен какого-то органа чувств, мы все-таки можем объяснить ему что-то по аналогии. Но духовному ощущению нет никакой аналогии, никакого подобия. Пока не постигнем – не узнаем. Даже на подготовительном этапе, еще не вступив в духовное, мы видим, как меняются наши детали восприятия, как всё внезапно переворачивается с головы на ноги и снова на голову…

Но тогда зачем каббалисты все-таки дают объяснения?

Чтобы приближать людей, чтобы предоставлять им хотя бы первичный правильный контакт. И пускай это еще не настоящее соприкосновение, и все-таки оно позволяет им вызывать на себя свет, возвращающий к Источнику. Так люди могут направленно продвигаться к раскрытию.

Некоторые "просто" свыше получают это раскрытие. Как и почему – не наше дело. К нам оно приходит не внезапно, а методически: в человеке проявляется некое скрытое желание, в ответ он прикладывает усилия и продвигается вперед.

Ну а если он хочет передать свое постижение тем, у кого пока ничего нет, он должен наладить с ними связь. И связь эта – суть язык, код, с помощью которого мы можем говорить между собой о вещах, которые постигает лишь один из нас, либо не постигает никто, и мы базируемся на том, что читаем в книге.

Отсюда надо понимать, как трудно каббалистам обращаться к людям, еще не вступившим в духовный мир, и объяснять им что-то. По сути, даже не объяснять, а продвигать вперед. Вот почему мы называем нашу учебу "особым средством". Ведь дело тут не в разумении и даже не в чувстве – мы должны думать только о том самом средстве, как сказано: "старался и нашел".

Здесь возникает еще один вопрос: какой язык наиболее подходит для этого? Как каббалисты должны обращаться к нам, чтобы мы не просто учились, получая абстрактные знания, и одновременно не скатывались в мистику? Как удерживать нас от естественного зова разума или чувств? Как уберечь от красных нитей и благословений, а также от погружения в схоластику? Как провести нас через "золотую середину" – через среднюю линию, чтобы мы правильно учились, проникались чувством и действовали в группе?

Такое возможно только с помощью особого средства, которое мы иногда называем "игрой". Это понятие, на самом деле очень серьезное, чуть лучше иллюстрирует наши отношения с высшим: мы очень хотим оказаться на его ступени, но еще не достигли этого.

Из урока по статье "Суть науки каббала", 25.11.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Постичь, чтобы понять

Непередаваемая сложность

Духовный мир – это не мистика

Разночтения исключены

каббалист Михаэль ЛайтманБааль Сулам, "Суть науки каббала": Для передачи знаний ученикам каббалист должен пользоваться абсолютно точными определениями. Если ученый ошибется даже в одном неудачном слове, этим он приведет к путанице, и другие не поймут сказанное. Поэтому сначала необходимо изучить закон корня и ветви, определяющий отношения между мирами.

Отсюда мы можем понять стопроцентную истинность науки каббала.

В химии, например, используются длиннейшие формулы, обозначающие состав веществ. Название описывает материал, его компоненты и взаимосвязь между ними. Однако сами формулы и названия – это только внешнее выражение. Чтобы понимать их, надо сперва выучить язык, на котором они написаны. Ведь если какой-то другой ученый, не знакомый с принятыми в современной химии наименованиями и результатами проведенных исследований, начнет изучать те же явления, он опишет их на своем языке и назовет совсем иначе.

Таким образом, в нашем обычном языке нет истинности. Пускай и он тоже дан свыше, как и всё в нашем мире, – но это уже отдельный аспект.

С другой стороны, когда каббалисты исследуют некую причину, некое явление или некий результат, они добираются до его корня. Высший свет своим воздействием на желание сделал из него черную точку и продолжил эту точку в двух направлениях: к хасадим и к хохма. Иными словами, вверх и вниз, вправо и влево, спереди и сзади. Отсюда ты видишь те или иные явления, следствия, а также слова, буквы и их комбинации. Ты начинаешь с одной лишь точки творения, и тогда всё для тебя определяется связью светов и сосудов – форма и комбинации букв, сочетания слов и даже их прочтение.

Вот почему каббала – это идеальная, безошибочная наука, не зависящая от субъективных факторов, связанных с тем или иным человеком. Здесь не бывает одинаковых лекарств с разными названиями, выпущенных на разных предприятиях. Ты постигаешь истину, подлинные внутренние явления, а также способы их выражения, неизменные и ни от чего не зависящие. 

Говоря иначе, ты постигаешь Абсолют – в мере исправления своих желаний. Лишь это тебя ограничивает. И насколько ты отождествляешь себя с Творцом, уподобляешься Ему по свойствам, согласно единственному закону, действующему в природе, настолько ты и распахиваешь для себя мир, раскрываешь всё новые вещи и можешь описывать их устно и письменно в истинных выражениях.

В целом, это называется "языком ветвей". У этого языка своя специфика. В нем есть наименования, которые мы складываем из духовных элементов, но в основном названия берутся из этого мира. Почему? Потому что на духовном пути я обнаруживаю, что миры воздействуют друг на друга по цепочке сверху вниз, и это воздействие доходит до "дна", до самой низкой ступени. Соответственно, с этой ступени я черпаю подлинные названия, прослеживая их связь с корнем и именуя его согласно ветви.

Естественно, что сделать это может только человек, изучивший связь между корнем и ветвью.

Из урока по статье "Суть науки каббала", 19.11.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Постичь, чтобы понять

Названия с подтекстом

От ветви к корню

Постичь, чтобы понять

каббалист Михаэль ЛайтманМой разум и мое чувство, все мои самовыражения, рука, которая пишет, уши, которые слышат, – всё во мне устроено сообразно этому миру. Со своим нынешним слухом я не могу расслышать ангельское пение. Возможно, кто-то и слышит его, но в таком случае он болен. Я ограничен определенным диапазоном восприятия и не могу вырваться за его пределы.

И соответственно, я не могу выражать то, чего не ощущаю, – явления, которые остаются вне моих органов чувств. Допустим, я вдохновляюсь идеей о духовном мире, во мне что-то происходит, что-то всплывает, что-то вспыхивает… Но как это выразить? Волей-неволей я прибегаю к словам-аналогам, описывающим подобные явления. К примеру, я рассказываю о подъемах и падениях в настроении, в отношении к чему-либо, в физическом состоянии – но никак не о подлинных, духовных взлетах и падениях.

Мы всегда берем слова нашего мира, потому что других у нас нет. А если мы и используем другие слова, например АВАЯ (הויה), то для нас это "мантра", тайный код. В нашем мире нет аналогов подобных духовных терминов. Каббалисты пришли к ним, когда постигли соответствующие духовные явления и увидели, что их ветви не дотягиваются до нашего мира. Здесь нет Высшей силы (Элоким), нет "ангелов". А значит, я должен называть их по именам соответствующих сил, либо давать им названия, не проистекающие из подлинного восприятия. И тогда я беру эти названия из взаимосвязи светов и сосудов. 

Например, я говорю: "Бог милостивый, милосердный и снисходительный…" Что я выражаю подобными описаниями? – Свои эмоции: плач или смех, радость или горе. Это мои чувства, испытанные в духовном состоянии, и им я подыскиваю подходящее материальное выражение. Оно проявляется в нашем мире, после того как его духовный аналог проделал путь через все миры – от корня к ветви.

Вопрос: Оказывает ли "шестое чувство" какое-либо воздействие на восприятие остальных пяти чувств?

Ответ: Если наверху, в корне, я постигаю результат своей работы, то внизу понимаю происходящее в ветви. Из корней каббалист смотрит на ветви и видит причины всех явлений в нашем мире.

2012-11-19_rav_bs-mahut-hochmat-kabbala_lesson_n5_01 

"Сначала, – пишет Бааль Сулам, в статье "Суть науки каббала", – нужно постичь высшие корни, как они есть в духовном, выше всякого воображения – однако чистым постижением. А после того как человек сам отчетливо постигает высшие корни собственным разумением, он может смотреть на конкретные ветви в этом мире и знать, как каждая ветвь соотносится со своим корнем в высшем мире по всем количественным и качественным характеристикам".

Из урока по статье "Суть науки каббала", 19.11.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Разночтения исключены

Этот мир – словарь духовных терминов

"Язык ветвей"

Названия с подтекстом

каббалист Михаэль ЛайтманБааль Сулам, "Суть науки каббала": В материальной действительности, предстающей в наших ощущениях, существуют реальные вещи, суть которых нам не дано постичь даже в воображении – например, электричество и магнетизм. Но кто скажет, что они нереальны, в то время как наши знания об их проявлениях нас абсолютно удовлетворяют, и нам совершенно неважно, что мы не имеем ни малейшего представления об их сути.

Во "Введении в Книгу Зоар" Бааль Сулам приводит в пример воду, которую мы можем охладить до твердого состояния или довести до газообразного, невидимого взору. Иными словами, по своему восприятию мы не можем судить о бытии или небытии чего бы то ни было. Тем более это верно в нашу эпоху, когда мы открыли волны разных диапазонов, квантовые явления, бактерии и прочие феномены, недоступные ощущению.

Действительность оказалась намного более сложной, чем та картинка, которая обрисовывается в пяти моих грубых органах чувств. Я уже не могу ограничивать мир их пределами. А на самом деле весь мир – суть не материя, а волны, энергия. И я в том числе.

Изучая различные явления, мы называем их согласно ощущению. Например, в древности какой-то человек взглянул на гору и сказал: "На ее склонах будут хорошо расти масличные деревья". И с тех пор гора называется Масличной. Есть ли в этом некое духовное постижение? Нет. А с другой стороны, идея все-таки пришла не случайно, а согласно порядку светов и сосудов.

Случайностей, вообще, не бывает, названия всегда проистекают из некоего постижения – в данном случае вполне материального. Ну а каббалисты раскрывают в ощущении явления духовной реальности и соответствующим образом именуют их. Причем названия эти наполнены богатым внутренним содержанием, сформированным из всевозможных аспектов, граней и деталей.

Из урока по статье "Суть науки каббала", 19.11.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

От ветви к корню

Названия с духовной карты: неведомые, но манящие

Из чего рождаются слова

От ветви к корню

каббалист Михаэль ЛайтманБааль Сулам, "Суть науки каббала": Каждый низший мир отпечатан с высшего относительно него мира. А потому все формы, существующие в высшем мире, во всем их количественном и качественном проявлении, полностью скопированы в низшем мире.

Таким образом, нет в низшем мире ни одной детали реальности, у которой нет в высшем мире прообраза, похожего на нее как две капли воды. Они называются "корнем и ветвью": деталь, находящаяся в низшем мире, является ветвью своего прообраза, находящегося в высшем мире и являющегося ее корнем.

Этот мир (желтый цвет) со всей его неживой, растительной, животной и человеческой природой, является последним в цепочке миров. Он – ветвь, а над ним лежит мир корней (красный цвет), который и сам – ветвь относительно более высокого мира, корня их обоих (зеленый цвет).

Разумеется, миров на самом деле больше, но в этой схеме мы ограничимся тремя. И различаются они не набором частей – напротив, части и явления в них одни и те же. Ведь мы имеем дело с единой реальностью, разделившейся на различные уровни исключительно в нашем восприятии.

2012-06-15_rav_bs-mahut-hochmat-kabbala_lesson_n4_01

И потому, в конечном счете, нам надо соединить все миры в своем ощущении. Для этого, как одно из средств, мы используем единый язык – язык ветвей. Каббалисты применяют названия, взятые в этом мире, потому что для нас они облачены в ощущения: здесь мы знаем их, чувствуем их, придумываем их. Пускай на самом деле они обусловлены нашей природой – и все же относятся к восприятию мира, в котором мы находимся, проистекают из реального ощущения. Эти названия каббалисты и присваивают корням.

Всё идет свыше, через все миры, пока не облекается в чувства, относящиеся к названиям. Все они, конечно же, связаны с цепочкой высших корней, которая тянется до самого света – источника всего. Любые явления приходят к нам по этой цепочке ветвей и корней, и мы называем их теми именами, которые закрепились за ними в этом мире, прочно войдя в сознание и ощущение.

Услышав слово "стакан", я точно знаю, о чем идет речь. И так же я назову соответствующее духовное явление. Пускай оно не сохранило ни материю, ни форму стакана, – суть этого понятия все равно остается, поскольку она неизменна на всех ступенях.

Другой возможности давать определения у нас нет. Таким образом, наука каббала использует точный язык и базируется на высших, неизменных корнях, на системе, постоянно находящейся в одном состоянии. По мере развития, в наших глазах меняются лишь взаимосвязи между ее частями, но не сами части. И потому каббала называется "истинной мудростью": сказанное на ее языке – всегда истина. Ведь мы не можем изменить порядок ветвей и корней или отношения между ними – меняется только наше восприятие.

И разумеется, использование языка ветвей влечет за собой множество последствий. В частности, благодаря ему книги каббалистов могут вести нас к подъему на высокие ступени, благодаря ему мы можем проводить всевозможные исследования и т.д.

Из урока по статье "Суть науки каббала", 15.06.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

"Язык ветвей", соединяющий миры

Этот мир – словарь духовных терминов

Духовные цветы под духовным солнцем

Как рассказать о незнакомом мире

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Почему при чтении Учения Десяти Сфирот гораздо проще удерживаться в правильном намерении, чем читая книгу Зоар?

Ответ: Дело в том, что нам нужен какой-то язык для объяснения. Ведь в духовном мире нет слов, и каббалистам приходится говорить на языке ветвей, который нас запутывает.

Язык ветвей хорош для того, кто уже находится в духовном мире. Если я нахожусь выше махсома, то у меня нет проблем с пониманием, на каком бы языке ни шло объяснение. Ведь я реально ощущаю этот мир, понимаю его, воспринимаю на уровне той ступени из 125-ти, на которую поднялся. Я пойму из объяснения, что происходит, так же как понимаю рассказ об этом мире, который мне знаком.

2012-05-16_rav_bs-tes-07_lesson_pic02

Но если я нахожусь ниже махсома, то не могу понять иносказательный язык ветвей. Мне проще понять язык ТЭС, говорящий техническими терминами и использующий духовные определения, названия светов, сфирот, парцуфим, высоту уровней. Я как-то могу это оценить, по крайней мере, мне понятно, что 120-я ступень ниже, чем 125-я, а Нэфеш меньше, чем Руах.

Пусть я не понимаю, что это такое, но могу как-то сравнить и проградуировать. А это очень важно. Если в сердце у меня нет ощущения этих понятий, то по крайней мере в разуме я разделяю их по уровням: решимот далет/гимель, гимель/бет, парцуфим А"Б, СА"Г, М"А, БО"Н. 

Здесь каждый может умно рассуждать, если выучил материал. Пусть он практически еще ничего не постиг, но хотя бы выучил язык терминов и может объясняться. Поэтому он нам так необходим, и без него мы вообще ничего не могли бы выразить. Ведь каббалистам необходимо установить с нами какую-то связь, чтобы через нее проводить к нам свет, возвращающий к источнику.

Им необходима какая-то нить, связывающая их с нами, чтобы через нее все время вливать в нас лекарство. Иначе мы не можем с ними соединиться, поскольку они находятся в другом, отрезанном от нас мире. Мы не видим по каким каналам перетекает к нам информация.

Каббалисты создают такой канал, рассказывая нам о парцуфим А"Б, СА"Г, М"А, БО"Н. А мы, изучая их теоретически и устанавливая с ними внешнюю связь, в сущности ничего не понимая, а лишь послушно повторяя за ними слова, этим выражаем свое желание получить от них лекарство, свет исправления, и потому получаем его. Но эта связь необходима.

Если же каббалисты начнут рассказывать не на техническом языке ТЭС, а на языке Танаха, то ты тут же вообразишь, что речь идет об этом мире, и ты все понимаешь. В этом вся проблема, что люди, не настроенные на то, что рассказ относится к духовному миру, к действиям отдачи (святой называется Бина, свойство отдачи), приписывают его этому миру, в результате чего рождаются все  религии и верования.

Однако, по мере того, как вам будет становиться ближе понятие группы, соединения, распространения, вы почувствуете, что материал ТЭС становится более понятным. Он никогда не будет понят чисто теоретически, разумом. Можно выучить наизусть все слова, но дальше этого не продвинешься. Если человек хочет продвигаться в чувственном постижении внутри своего желания, то он не поймет ТЭС, пока не свяжет его с каким-то уже достигнутым им частичным исправлением. Уже даже до махсома он начнет немного ощущать внутренний смысл понятий, и ему станет легче учиться.

При правильном продвижении, постижение идет от чувства к разуму. Поэтому для учебы не требуется большого ума. Теоретическое знание никак не связано с духовным продвижением.

Из урока по "Учению Десяти Сфирот"", 16.05.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Нарисуем мир, какой нам хочется!

Определение терминов – ключ к изучению каббалы

Каким путем слово доходит до души

Высший корень букв

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Каков высший корень черных букв? Откуда исходит их сила?

Ответ: Из точки буквы йуд. Сказано в стихотворении АРИ:

"Знай, до начала творения был лишь высший, все собой заполняющий свет.

И не было свободного незаполненного пространства -

Лишь бесконечный, ровный свет все собой заливал.

И когда решил Он сотворить миры и создания, их населяющие…" – тогда начинает раскрываться желание насладиться, нечто противоположное свету.

Свет – это отдача и любовь. И вдруг внутри отдачи и любви начинает возникать нечто черное, отличное от отдачи и любви. В сущности, это крошечная капля, нечто неравное свету, отличное от него, которая образуется в нем, - и именно это называется творением. Иного творения нет. Все остальное развилось из него. Все остальное определяется тем, что это минимальное, крохотное отличие от света начинает за счет света развиваться – начинает ощущать себя и осознавать свою противоположность свету.

И тогда мы говорим о четырех стадиях распространения света, Бесконечности, сокращениях и дальнейшем развитии творения. Но на самом деле ничего не меняется: остается то же крохотное отличие от света. Единственное, что растет в нем - это ощущение, насколько оно обратно свету. А само по себе оно лишь чуточку отлично от света.

Поэтому Творец создал лишь точку буквы йуд, а все остальное развивается внутри этой точки. Это корень букв.

Из урока по  Книге Зоар, 01.02.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

"Черна я, но прекрасна"

Как из света и тьмы рождаются буквы

Вся гениальность – в простоте

Трудности перевода

каббалист Михаэль ЛайтманБааль Сулам, "Мир": Будет лучше, если мы придем к общему знаменателю и согласимся с тем, что гематрическое значение слова "природа" (הטבע) такое же, как у слова "Творец" (אל-הים), и составляет 86. Тогда законы Творца я смогу называть "заповедями природы", или наоборот, так как это одно и то же.

Это очень важно и ведет к многочисленным следствиям. В свое время Бааль Сулама обвиняли в том, что он близок к воззрениям Спинозы и не считает Высшую силу "Богом" в общепринятом религиозном понимании, а приравнивает Творца к природе, лишенной разума и чувства и развивающейся по "механическим" законам.

На самом деле, весьма  интересно, как Бааль Сулам описывает свое отношение к Творцу и Природе. Таким должен быть и наш подход. Объединяя два этих понятия, мы будем добиваться всё больших успехов в жизни, в раскрытии Творца как Природы, и вообще, во всем. Ведь мы находимся в Природе, которая и есть Творец.

В целом, мы должны выполнять в обществе лишь два закона, которые можно определить как "получение" и "отдача". Иными словами, каждый член общества по природе своей обязан получать всё необходимое от общества, а также обязан, работая, совершать отдачу на благо общества.

Наука подтверждает действие двух противоположных сил на всех уровнях Природы: в неживой материи, в физических, химических, механических и прочих взаимодействиях, в растительном мире с его фотосинтезом, на животном уровне, в клетках и органах… Особенно эти силы проявляются на человеческой ступени, которая относится к духовному миру. Чем выше, тем дальше они расходятся друг от друга, в итоге своим различием создавая всё то богатство свойств, которым человеческий вид отличается от неживой, растительной и животной природы.

Данные науки каббала ничем не отличаются от данных традиционной науки. Таким образом, "Творец" и "Природа" – это действительно одно и то же. 

Но здесь возникает другой вопрос: существует ли в Природе изначальная цель, которая определяет последующий процесс развития и финальное состояние? Согласно науке каббала, "конец действия заложен в изначальном замысле". Давайте назовем это не "замыслом", а по-научному "законом". Так существует ли универсальный, всеобщий закон? В этом смысле, на одном языке со Спинозой и Бааль Суламом говорил Эйнштейн, который тоже догадывался о единстве Природы мироздания. Так сошлись воззрения людей, которых разделяют почти три столетия.

Вернемся в наше время. Сегодня мы ведем речь о поручительстве, слиянии, любви, объединении, взаимном участии, взаимовключении желаний, воздействии окружения на человека и человека на окружение… Если мы сможем объяснить все эти понятия в контексте законов природы, нам будет легко вести массовое распространение. Да и сами мы тогда лучше почувствуем, к чему нас это обязывает. Ведь речь идет именно о законе, а против закона не попрешь. Все понимают, что природе возражать бесполезно.

Надо адаптировать наш язык. Термины, представляющиеся религиозными, спиритуалистическими, мистическими, надо заменить научными определениями. Благодаря этому наше послание польется в правильном русле, и нас будут считать не кем иным, как исследователями природы, естествоиспытателями. Этого требует этого от нас сегодня общее состояние человечества.

Необходимо перейти от слов, которые использовали каббалисты, к их современным научным аналогам. Мы не сможем рассказать людям о решимот, о прямом и отраженном свете, о наполнениях АВАЯ… Надо постараться облечь всё это в термины современной науки – и тогда мы начнем сближаться с человечеством.

А второй способ для этого сближения – переводить каббалистический язык в термины психологии.

Так, через разум и чувство мы будем доносить до человека наше послание. Техническая терминология, "механика" сил и законов будет проходить через разум, а чувственная составляющая будет выражена психологическими терминами. Тем самым мы вызволим науку каббала из той путаницы, которая вызвана "трудностями перевода".

Из урока по статье "Мир", 06.01.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Семь бед – один ответ

Вселенский закон гармонии

Трудности перевода

Беглые мысли по "Шамати". Вступление

каббалист Михаэль ЛайтманКонгресс в Торонто. Урок №6

Каждому слову, которое мы читаем в науке каббала, необходимо дать точные определения, поскольку она использует несколько языков, чтобы объяснить нам все творение.

В нашем мире, чтобы передать свое впечатление друг другу, мы изобретаем различные методики – как сказать что-то другому, написать, нарисовать, сыграть на музыкальном инструменте, станцевать. Но каким образом мы можем передать друг другу впечатление от того, что ощущаем в духовном?

Каббалисты изобрели для себя язык ветвей, и говорят будто бы о происходящем в нашем мире, но подразумевают при этом высшие корни. Есть силы, управляющие нашим миром, и в нашем мире имеются следствия этих сил.

Поэтому каббалисты называют сами силы именами следствий. От этого возникает вся путаница. Ведь следствия высших сил мы видим в нашем мире, а сами силы – нет. И когда каббалисты говорят, используя имена следствий – так называемых ветвей, они подразумевают корни – силы.

Ведь наука каббала – это физика высшего мира, она говорит об одной силе, действующей в нашем мире, которая в своих действиях расщепляется на множество сил. Эти силы, сжимаясь и концентрируясь вокруг нас, находящихся внутри, приходят к нам во всевозможных соединениях между собой, в виде различных воздействий.

heb_o_rav_2011-09-18_lesson_congress_n6_pic01

Ведь в конечном счете все это одна сила, но она разделяется на тепло и холод, давление и вакуум, магнитные, электростатические, химические силы и множество других. 

Если мы не знаем о высших силах и читаем тексты каббалистов, то очень запутываемся. Мы думаем, что каббала говорит о нашем мире, о теле человека и его желаниях, о происходящем здесь. И в этом основная проблема, поскольку каббалисты писали свои книги для людей, пребывающих в осознании двух миров.

И потому, если я - каббалист, открываю книгу и читаю, что они пишут, у меня нет никакой проблемы – я не смотрю на этот мир, а тотчас же распознаю тот духовный уровень, о котором они говорят, с которого они рассматривают силы, управляющие этим миром.

Но сегодня мы находимся в таком состоянии, когда весь мир устремляется к раскрытию сети этих сил. И этот мир, не находящийся в духовном осознании, запутывается.

Поэтому я решил сделать краткий обзор статей из книги "Шамати" – в виде основных принципов науки каббала. Если человек будет стараться все время придерживаться этих принципов, - это даст ему правильный подход к жизни, к духовному постижению, и не позволит запутаться.

Из 6-го урока конгресса в Торонто, 18.09.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Физика и лирика

"Язык ветвей", соединяющий миры

Внутреннее зрение и мир сил

Физика наших желаний

каббалист Михаэль ЛайтманТоронто. Урок перед конгрессом

Бааль Сулам, Предисловие к ТЭС, п.42: То, что мы так далеки от Творца и до такой степени способны преступить Его желание, вызвано не чем иным как одной причиной, ставшей источником всех страданий и мучений, которые мы терпим, и всех злоумышлений и оплошностей, на которых оступаемся.

По устранении этой причины мы тотчас избавимся от всякого горя и страдания и сразу же удостоимся слияния с Творцом всем сердцем и душою. Эта первоначальная причина состоит не в чем ином, как в "ничтожности нашего понимания Его управления Своими созданиями". Мы не понимаем Его как подобает.

И действительно, у нас есть очень большая проблема с верными определениями. Стиль каббалистических текстов кажется иногда таким религиозным, что отбрасывает нас очень далеко от реальности и от верной позиции, с которой мы должны относиться к себе самим и к миру как к определенному распорядку сил и систем с характерными для них взаимосвязями, векторами, численными показателями и данными измерений.

Мы привыкли именно к такому подходу, и потому многовековым терминам нужно дать современные, понятные определения, чтобы мы не ошибались в них и не путались в собственных фантазиях.

Вот почему Бааль Сулам пишет, что причина нашей удаленности от Творца – в том, что мы не понимаем Его. Это непонимание, в первую очередь, относится к определениям терминов.

Предисловие к Учению Десяти Сфирот – самое важное из всех Предисловий Бааль Сулама. Оно предваряет основной его труд, показывающий нам, в какой системе взаимосвязи мы находимся, что происходит между нами, как мы связуемся друг с другом и со всей реальностью. Мы выходим из самих себя в пространство между нами, где находится сила, отталкивающая людей друг от друга. Начиная преодолевать эту силу, мы формируем другое поле – не поле отторжения, а поле сближения/удаления.

Сейчас между нами пролегает негатив, неприятие („–”), поле, в котором все мы отторгаем друг друга. Каждый готов ощущать лишь себя – и такое состояние называется: "этот мир". Если же мы выходим из самих себя и начинаем ощущать то, что между нами, такое состояние называется: "высший мир". 

Отторжение между нами – это "преступление": как пишет Бааль Сулам, мы преступаем желание Творца. Тяга к единству между нами называется "заповедью" (+). Переход от преступления к заповеди – это "исправление". Старание, которое я прилагаю, чтобы перейти от преступления к заповеди, от своего эгоизма, от получения к отдаче, называется "усилиями".

2011-09-16_rav_lesson_congress_n0_01

Все эти силы я могу измерять: сколько я хотел получить, сколько преодолел, насколько обратил себя с получения на отдачу, сколько сил потратил, т.е. сколько усилий вложил, до какой степени раньше ощущал свое эгоистическое желание и в нем – этот мир, насколько теперь выхожу из самого себя и начинаю ощущать на внешнем направлении высший, духовный мир: с какой мощью, на каком уровне. Всё это можно измерить.

Этим и занимается наука каббала – физика человеческих желаний. Разумеется, мы с вами пока не можем осуществлять подобные измерения на практике, поскольку еще не овладели соответствующими силами. А в принципе, со всеми этими параметрами можно работать реальным образом, на деле поверяя наши взаимоотношения: сколько я даю тебе и сколько получаю от тебя. Для этого нужно приподняться над нашей природой и занять объективную позицию вне ее – вне получения, вне отдачи, вне всего – и со стороны, снаружи проверять, наблюдать и измерять происходящее.

Способность к этому называется "сокращением". С его посредством мы просто отключаемся от своей природы. Пускай мы не в силах вырваться из нее по-настоящему – зато можем добиться того, чтобы она не властвовала над нами. Это и называется "выходом" из нее. После этого мы действительно способны измерять все параметры.

Из урока перед конгрессом в Торонто, 16.09.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Физика и лирика

Обратить весь потенциал зла в добро

Определение терминов – ключ к изучению каббалы

Физика и лирика

каббалист Михаэль ЛайтманТоронто. Урок перед конгрессом

Дав каббалистическим терминам верные определения, мы увидим, что наука каббала не витает в облаках, а занимается реальными вещами: нашими взаимоотношениями, исправлением человеческой природы.

Она позволяет обратить ненависть во взаимосвязь и, вместо того чтобы оставаться в своей природе, искать пути преодоления, чтобы подняться над ней. Тогда мы поймем, что "Бог" – это тотальное свойство отдачи, которое должно царить между нами. Вместо внутренних ощущений нашего "мешка" с электролитами, мы начнем ощущать то, что находится вне нас.

Как? Очень просто. Всё дело тут в том, чему я придаю важность. Если всё мое внимание, вся забота, все помыслы и желания обращены вовне, в общую систему, то, пускай не сразу, а раз за разом, я обретаю способность отключаться от ощущения одного лишь себя. Своему "животному" я обеспечиваю всё необходимое, а сам целиком нахожусь по ту сторону – во взаимоотношениях между нами. Так же мать заботится о своем младенце, который постоянно занимает все ее мысли и чувства.

Если мы достигли такого состояния, значит, мы уже готовы к ощущению высшего мира. И мы действительно начинаем ощущать его, ощущать то, что происходит вне нас. Раньше мы чувствовали лишь себя в пяти своих органах чувств, воспринимая мир внутри. Ведь "этот мир" вырисовывается в задней части мозга как отражение пяти моих органов чувств. По сути, здесь я вижу себя, проекцию моих внутренних свойств. С другой стороны, когда отношения между нами становятся для меня важнее моих внутренних ощущений, я перехожу к внетелесному восприятию.

Это и есть "раскрытие Творца" – т.е. раскрытие свойства отдачи человеку. Он раскрывает то, что сформировал, сделал, выстроил, создал. И потому, выходя из самого себя наружу, он становится подобным Творцу, силе отдачи. Человек постигает свойство отдачи по мере того, как формирует его – т.е. Творец раскрывается ему в соответствии с достигнутым уровнем. Ведь "Творец" (Борэ) означает: "приди и узри" (бо-рэ). Приди – и ты постигнешь, увидишь, ощутишь, измеришь всё, чего достиг.

Если так мы относимся к восприятию реальности, восприятию Творца, то отметаем множество стереотипов и предрассудков. Мы начинаем заниматься действительно наукой – нашей внутренней наукой, в которой мы являемся и исследователями и исследуемым материалом. Мы ощущаем результаты и сами становимся этими результатами. Мы постигаем свойство Творца, которое становится нашим свойством – нашим слиянием со свойством отдачи. 

Благодаря такому взгляду на реальность и на перемены, которые нам нужно пройти, мы полностью меняем свое отношение к боли и страданиям, к претензиям, которые предъявляем другим, Творцу и даже себе самим. Мы понимаем, что находимся в Природе и жаловаться тут не на что. Нам некого искать, нечего надеяться на чью-то милость, снисходительность или протекцию. Здесь есть место только научному отношению: мы пребываем в системе сил, которая подчинена четким законам. Каббала дает этому короткие определения: "Я Себя не менял", "Высший свет находится в абсолютном покое", "Судья руководствуется лишь тем, что видит", "Дал закон, и не преступить".

Пускай мы используем язык чувств, молитв и просьб – если мы не хотим запутаться во всем этом, то должны "поверять гармонию алгеброй", переходя к точным измерениям сил, направлений и векторов, к уравнениям, графикам и формулам. Лишь тогда мы сможем измерять свои чувства и усилия, ненависть и любовь – в количественном и качественном выражении, а также в сравнениях разного рода. Лишь тогда нам удастся избежать путаницы.

Мы – создания чувствующие, наш материал – желание наслаждений. Однако мы работаем над собой, как настоящие исследователи, мы поднимаемся над желанием посредством сокращения и экрана и работаем поверх желания – что называется, в вере выше знания.

Так давайте начнем привыкать к двум языкам: языку лирики и языку физики. Ведь по сути, они говорят об одном и том же, нужно лишь избегать путаницы между ними. Тогда мы верно поймем всё творение.

Наука каббала – это великая наука о том, как выстраивать исследование и создавать точный объективный язык, описывающий наши ощущения. Сделав это, мы поймем всю реальность, поймем Творца – силу отдачи, всецело царящую во всем мироздании, познаем Его полностью и тогда достигнем цели.

Из урока перед конгрессом в Торонто, 16.09.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Физика наших желаний

Расскажите нам о духовном!

Возвести мост над собственным эгоизмом

Призрак старого и больного "социализма"

каббалист Михаэль ЛайтманПроблема понять, что стоит за словами Бааль Сулама, когда он пишет о социализме и справедливом распределении в своей газете "Народ". Ведь та форма общества, которая существовала в России, опорочила все эти слова, которые были использованы для названия этого искаженного строя. Поэтому так тяжело сейчас использовать те же самые слова.

Это очень похоже на ситуацию с каббалистическими терминами, говорящими только о духовном мире, которые были использованы для земных понятий. И получилось, что вместо того, чтобы расшифровывать такие слова, как Тора, мезуза, брит, хупа – в их духовном смысле, понимая, что речь идет о действиях отдачи и работе с разными частями желания, в связи с другими людьми и раскрытии Творца – за этими словами сохранили лишь материальный смысл.

Получилось, что достаточно сделать полог, покрыть его материей сверху – и готова хупа, написать слова молитвы на куске кожи – и готова мезуза, этим все исчерпывается. Эти материальные предметы перестали восприниматься как символы духовных состояний, которых человеку нужно достичь – а превратились в самодостаточное явление. И это искажение очень мешает восприятию каббалистических текстов.

То же самое произошло со словами: социализм, коммунизм, равенство, которые были взяты и использованы абсолютно в другом, пустом и обратном смысле для российского диктаторского режима. Но до сих пор эти представления живут в головах людей и очень трудно от них избавиться и прийти к новому пониманию. Проблема – в истинных определениях, как в науке каббала, так и в построении общества.

В науке каббала – это последствие эпохи изгнания, когда духовные термины использовали в ограниченном смысле, только для материальных символов духовных явлений в нашем мире. А определения, касающиеся исправленного человеческого общества, были искажены благодаря своему перевернутому использованию в России. Вся проблема – в определениях.

Слово социализм в наши дни воспринимается как ругательное, а коммунизм ассоциируется только с Россией. Демократия – понимается, как возможность каждому делать то, что он хочет. Мы совершенно потеряли правильные определения слов, и в этом вся трудность.

Из урока по газете "Народ", 05.09.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Марксизм: не то, что мы думали

Карл Маркс и каббала

Похожие на словах - обратные по сути

Страница 21 из 29« Первая...1920212223...Последняя »