Он открыл эти буквы, потому что начал постигать соотношение свойства отдачи и свойства получения, и связь между ними. Он увидел, что есть всего 22 связи, и с помощью этих связей получения и отдачи он может выразить любые свойства мира. И поэтому он таким образом изобразил их в виде палочек, точек. С этого времени у нас есть алфавит.
Вопрос: Любая буква начинается с этой черной точки?
Ответ: Конечно.
Реплика: А дальше мы изображаем палочку горизонтальную, палочку вертикальную…
Ответ: Да, на фоне белого света. На фоне белого листа бумаги.
Вопрос: И когда вся буква написана, это что значит?
Ответ: Я изображаю, в какой мере свойства отрицательные могут уподобиться свойствам положительным.
Вопрос: То есть эта черная буковка может уподобиться белому листу бумаги – белому свету?
Ответ: Да.
Вопрос: А когда я буквы составляю в слово?
Ответ: Тогда ты просто объясняешь, как ты переходишь из одного качества отдачи в другое, третье, четвертое и так далее.
Вопрос: А когда я пишу предложение и заполняю полностью, допустим, этот белый свет, этот лист?
Ответ: Ты этим выкладываешь все свои возможности отдачи на фоне белого света. После того как была написана Тора, которая изображает из себя абсолютно все возможности взаимных свойств отдачи и получения, то нет никакого смысла писать все остальное. Это все лишь является всевозможными дополнениями, комментариями к книге Торы.
Вопрос: То есть, когда была написана Тора, – это все наше желание и устремление человека стать отдающим и любящим?
Ответ: Да.
Вопрос: А если человек пишет на английском, на русском, на немецком, на армянском, неважно на каком языке?
Ответ: Дело в том, что то, что сейчас пишут, ты не можешь правильно прочесть, поскольку языки постоянно подвергаются изменениям. И если сегодня взять современного француза и того, который говорил во времена крестовых походов, то они могут не понять друг друга. Так изменился язык!
Вопрос: А что касается иврита?
Ответ: Нет. Иврит не изменился. Мы же читаем книги, которые написаны две-три тысячи лет назад. Адам написал свою книгу "Разиэль а-Малах" 6000 лет назад, и мы ее читаем, как будто она написана сегодня. Не очень понятно, но читаем. И мы могли бы говорить с Адамом точно так же, как со своим современником.
Нет больше такого народа, который мог бы встретить своего предка, жившего тысячи лет назад, и понять его, говорить с ним на одном языке.
А еврейский народ – спокойно!
Вопрос: Именно потому, что код не изменился?
Ответ: Да. А он не может меняться, потому что это взаимодействие света и тьмы, взаимодействие двух сил.
Вопрос: Поэтому когда говорят, что в иврите и в Торе заложен какой-то код, это и есть взаимодействие света и тьмы?
Ответ: Да. Тьма – это буквы, а свет – это фон, на котором мы пишем.
Буквы являются изображением подобия свойства человека свойству Творца. А когда человек придет к этому подобию, тогда не будет отличия между буквами и светом. Все буквы будут лишь выражать свойство света.
Все буквы существуют только для того, чтобы выделить все свойства света именно в тех линиях, в тех изображениях, где он отсутствует.
Вопрос: А это правда, что горизонтальная, вертикальная линии обозначают разные света?
Ответ: Да, конечно. Есть очень много всевозможных обозначений, и есть в этом много тайн, то есть еще нераскрытых нами.
Вопрос: Действительно нераскрытые тайны есть в буквах?
Ответ: Конечно! Кроме букв ничего другого нет. Буква – это знак между нами и высшей силой. И кроме этих знаков, ничего другого нет.
Вопрос: А можно сказать, что свет как бы проходит сверху через трафарет, который называется "буква", и отпечатывается в человеке?
Ответ: Да, так тоже можно сказать.
Вопрос: Вы как-то рассказывали историю, когда какой-то совершенно обычный человек, живущий в Сибири, написал вам письмо на иврите, высочайшем, чистейшем, поэтическом.
Ответ: Да. Я показал это своему учителю Рабашу. И он сказал, что это каббалистический текст, который написал простой человек, потому что у него было такое духовное озарение.
Вопрос: Из этого можно сказать, что всё-таки буквы находятся в нас, в каждом человеке мира?
Ответ: Да. Потом я встретил этого человека, и он уже ничего не понимал и не знал. Он приехал в Израиль, его отпустили из Сибири через много лет. И в нем уже ничего не было от того состояния, которое он тогда пережил. Это ему было дано – такая кратковременная вспышка, потому что он очень страдал. Он всеми силами хотел выйти из себя, выйти из своего тела! И вот это напряжение – оно привело его к такому состоянию, что он смог написать на иврите. Это через него просто так вышло в мир.
Вопрос: Но можно сказать, что это была его молитва?
Ответ: Конечно.