Каббалисты должны быть ближе к народу, и так подходить к нему, чтобы их слова обращались к сердцу человека, и оно понимало бы их. Здесь нам предстоит еще очень много работы, потому что эгоистическое сердце человека привычно воспринимать только определенные штампы. Люди далеки от того, что мы говорим. Им это непонятно, чуждо, отталкивает.
Мы должны понимать, что люди не осознают этого, они не могут видеть и чувствовать то, что видим и чувствуем мы, каббалисты. Здесь мы наталкиваемся на собственное бессилие. Нам нельзя обвинять людей в том, что они не понимают нас, нам надо обвинять себя, что мы не понимаем людей. Далее...
Реплика: Почему Бааль Сулам проводит четкое сравнение с артистами?
Ответ: Точно так же родители играют с детьми.
Что значит артист? Имеется в виду, что человек, который стоит на уровне выше остальных, должен сделать такую регрессию, чтобы сыграть себя на более низком уровне, а зритель смог почувствовать это как реальность.
Каббалист, так же как артист, должен правильно рассказывать обо всем на примерах, чтобы окружающие поняли, как реализуется методика.
Обычно к нам приходят люди, заинтересованные, чтобы мы их подняли, а не спускались к ним. А если мы выходим в массы, то должны понимать, что 90 процентов людей на Земле, если не больше, не в состоянии освоить методику.
Поэтому мы обязаны объяснить им это на их ступени, чтобы они примкнули к нам, как маленький к большому человеку, и таким образом были уверены, что они идут в правильном направлении.
Вопрос: Кроме того, что мы должны быть театральными актерами по отношению к общей массе, должны ли мы, прежде всего, играть друг перед другом?
Ответ: Конечно, чтобы быть более связанными друг с другом, и каждый из нас, сумев вобрать в себя свойства других людей, стал бы интегрально собранным.
Вопрос: Зачем тогда нам внешний круг людей, которые идут за нами как ребенок, держащийся за мизинец отца?
Ответ: Дело в том, что мы существуем ради них. Творец желает их сближения с Собой. А мы являемся промежуточным звеном, Его посланниками и Его работниками. Поэтому мы называемся работниками Творца. А они – это тот адрес, в который Он хочет послать Себя и желает, чтобы они слились с Ним благодаря нам.
Вопрос: После того, как мы их наполняем, от нас, как от проводников, что-то остается?
Ответ: Ничего. Ноль. И мы этим очень довольны.
Вопрос: Почему проводники должны быть актерами?
Ответ: Актерская игра – это спуск с уровня Творца, к которому ты прикреплен с одной стороны, к низшему уровню людей с другой стороны, и трансформация этого через себя. Ты должен взять роль Творца и сыграть Его так, с Его методикой, системой управления и всем прочим, постепенно понижая уровни, чтобы маленьким людям все было понятно.
Вопрос: А если у меня нет актерских данных, и я не умею играть?
Ответ: Сумеешь! Есть много ученых, которые размышляли о будущем человечества, в том числе и каббалисты. Они думали, каким образом передать массе свои мысли, писали умные вещи, и никто ничего в них не понимал!
А были среди них такие, которые писали романы. Они были не просто писателями, а великими философами, учителями, которые излагали свои мысли в художественной форме. Тот, кто хотел передать доступным образом свою философию жизни, излагал ее в виде литературного произведения, потому что это более доступно массам, которые сживаются с героями их романов.
Лишь таким образом люди все воспринимают и впитывают, а иначе не могут. Если же начать рассказывать им то же самое научными терминами, сразу же все засыхает в воздухе.
Вопрос: То есть наше искусство, как каббалистов, – вызвать сопереживание людей?
Ответ: Обязательно. Ты устраиваешь всевозможные семинары, и все это постепенно приводит их к новому состоянию.
Вопрос: И каждая культура, каждый народ может организовать для себя что-то подходящее?
Ответ: Естественно. В своем виде: национальном – по форме, каббалистическом – по содержанию.