Мой собеседник: Михаил Санилевич, преподаватель Международной академии каббалы.
Как стать подобным Творцу и слиться с Ним по свойствам
Мой собеседник: Михаил Санилевич, преподаватель Международной академии каббалы.
Как стать подобным Творцу и слиться с Ним по свойствам
Вопрос: Допустим, есть какое-то энное количество эгоизма, которое распределяется на все человечество. И каждому дается несколько десятков лет, чтобы он каким-то образом осознал этот эгоизм.
Как пишет Бааль Сулам, все зависит от развития человека. Есть люди, которые напрямую используют свой эгоизм, не стесняясь. Есть люди, которые используют его, но более скрытно. И есть те, кто уже осознают и вообще не хотят использовать эго, хотят быть альтруистами, хотя по своей природе они эгоисты.
Возникает вопрос: на каком-то этапе человечество осознает, что это энное количество эгоизма не должно развиваться до конца, и начнет изменяться?
Ответ: По мере роста эгоизма человек начинает чувствовать себя все более плохим. Он видит, что эгоизм заставляет его делать, насколько эго враг ему самому, и в итоге восстает против эгоизма.
Но вопрос в том, когда он начнет это делать? Какие есть у человека инструменты, чтобы ограничить свой эгоизм? Тут надо понимать, что не всегда, не везде, не в каждом обществе, не в каждом историческом примере, особенно в наше время, мы можем выбраться из-под эго, хотя понимаем суть эгоизма и можем дать ему критическую оценку.
Из ТВ программы "Эпоха Последнего поколения", 27.06.2024
Есть ли предел развитию эгоизма?
Вопрос: Эффективные альтруисты отрицают взгляд, что некоторые жизни, по сути, более ценны, чем другие. Для них все жизни одинаково ценны. Нет отличия, помогаю я человеку выжить в Африке или в Латинской Америке, маленький человек или большой, какой расы, национальности, вероисповедания.
Это правильно? Все ли люди на Земле одинаково заслуживают помощи?
Ответ: Я считаю, что нет. Есть люди, которые могут принести огромную пользу другим, а есть такие, которые, сколько бы ни старались, у них это не получится. Нам надо заранее определять таких людей в положительную или в отрицательную сторону для развития человечества и как-то принимать во внимание их будущее.
Вопрос: Каковы критерии оценки этого? Нужно ли отталкиваться от цели?
Ответ: В-первых, отталкиваться от цели. Во-вторых, надо точно понять, насколько мы можем вкладывать в этих людей, что они представляют собой как ценностный материал для человечества.
Здесь не может быть просто пожертвований. Должно быть четкое определение, что мы желаем получить, выход из нашего вложения. Я думаю, что в этом плане нам предстоит еще большая работа.
Из ТВ программы "Каббала экспресс", 30.06.2024
Эффективные альтруисты: результат пожертвований
Вопрос: Допустим, что есть не просто слепая природа, а высшая сила, высший разум, который нас развивает. В чем проблема нашего узкого эгоизма относительно высшей силы?
Ответ: В том, что мы не стараемся из него вырваться. Мы желаем использовать его в любое мгновение для решения каждого вопроса и властвовать над другими.
Реплика: Но ведь Творец сам поместил в нас этот узкий эгоизм.
Ответ: Да, но именно для того, чтобы, исправляя его, мы таким образом постигали природу Творца относительно природы эгоизма и поднимались бы над собой.
То есть в нас поместили эгоистическую природу, чтобы мы прочувствовали ее на себе, осознали и захотели изменить. В этом и заключается цель творения.
Вопрос: Все ли человечество должно осознать зло эгоистической природы или только особые люди, которые должны повести за собой человечество?
Ответ: В итоге – абсолютно все.
Из ТВ программы "Эпоха Последнего поколения", 27.06.2024
Вопрос: Мы знаем, что примерно 10% населения Земли составляют альтруисты. Среди них есть эффективные альтруисты, которые ставят перед собой цель отследить результат каждого пожертвования, каждого затраченного доллара, и сделать его, насколько возможно, максимально эффективным.
Как вам такой подход к альтруизму, к пожертвованиям?
Ответ: Это хорошо. Естественно, что я это приветствую. Человечество, по крайней мере, будет знать, что оно что-то вкладывает в свое будущее, и это будущее реально. То есть здесь важен результат.
Вопрос: В отличие от других видов филантропической деятельности, насколько при отдаче важна связь с результатом? Допустим, я отдал деньги на благотворительность и не знаю, что с ними происходит. Но мое эго спокойно, у меня нет моральных дилемм: правильно-неправильно.
Здесь же я должен постоянно прокручивать внутри: эффективно это было, неэффективно, принесло это пользу, не принесло. Такая привязка к результату нормальна?
Ответ: Да, она необходима. Для достижения какого-то более-менее положительного результата нам необходимо просчитывать его возможность.
Вопрос: А если говорить не о достижении результата, а о движении к отдаче, к благотворительности, то с точки зрения эгоизма человека, это все равно нормально? Здесь не нужны какие-то дополнительные формулы, иной расчет? Или всё как в обычном бизнесе?
Ответ: Я думаю, что достаточно использовать принципы обычного бизнеса. хотя тут появится еще много всевозможных дополнительных инструментов для определения эффективности вклада.
Все-таки неизвестно, насколько вложение средств в науку и культуру дает положительный результат. Здесь необходимо четко продумать, каким образом придет правильный ответ.
Вопрос: В какую сторону нужно хотя бы направить мысль?
Ответ: В сторону того, чего мы желаем от нашего вложения, в чем должен быть выигрыш: в средствах, в деньгах, в увеличении связей и так далее. Нам надо четко определить, что мы считаем положительным результатом.
Из ТВ программы "Каббала экспресс", 30.06.2024
Вопрос: Сергей спрашивает: "Коммунизм – это плохо или все-таки хорошо? Я смотрю, как мои родители тоскуют по старым временам. Да я и сам, глядя на сегодняшний день, не очень-то радуюсь. Почему мы все-таки не смогли построить коммунизм? Ведь так хотели этого!".
Ответ: Коммунизм не может существовать без предварительного воспитания всего общества. И потому это просто иллюзия, это мечта. Но вполне достижимая, если люди этого захотят.
Вопрос: В чем была ошибка?
Ответ: В том, что насильно заставляли людей жить как при коммунизме.
Вопрос: А как должно было быть? Что такое предварительное воспитание?
Ответ: Надо сначала обучить людей. И когда люди этого захотят, тогда это можно вводить постепенно.
Вопрос: Какое количество людей должно этого захотеть, чтобы это не было кровавой революцией?
Ответ: Это вообще не обязано быть революцией. Это может быть маленькая группа людей, типа кибуца, которая показывает, что так можно жить.
Вопрос: А если они начинают так жить, и вдруг у них получается, что дальше происходит? Это начинает распространяться по миру?
Ответ: Это зависит от тех, кто находится в этой группе.
Вопрос: Но они хотят, чтобы это разошлось по миру?
Ответ: Да и нет. Хотели бы, может быть, но понимают, что в больших масштабах это еще невозможно.
Вопрос: То есть еще не время?
Ответ: Да.
Вопрос: Как они определяют, время пришло или не пришло, для того чтобы равенство разошлось по миру?
Ответ: По моральному уровню общества. Как общество само желает привести всех своих членов к единению, к единому уровню и так далее.
Вопрос: То есть здесь вы говорите, что только не силой? Все должно быть по согласию?
Ответ: Конечно.
Вопрос: Тот, кто живет хорошо и зарабатывает хорошо, и хорошо живет при капитализме, допустим, неужели он захочет прийти к этому обществу равных и так далее? Как вы думаете?
Ответ: Это зависит от воспитания.
Вопрос: То есть сознание может быть такое у него?
Ответ: Да.
Вопрос: То есть на самом деле, как вывод: прежде воспитание, а потом уже безреволюционный переход?
Ответ: Конечно. Обязательно!
Вопрос: Вы уже немножко ответили, но все-таки Сережа задает этот вопрос: "И все-таки коммунизм будет или же это утопия?"
Ответ: Я думаю, что это будет, назовем это коммунизмом, но это не будет то, что мы думаем. Это будет особое, мудрое общество, где все будут понимать, что в таком состоянии для них это лучше.
Вопрос: И все-таки это будет общество равных или это нельзя так называть?
Ответ: Равных – да. Но в чем?
Вопрос: Да, вот это вопрос. А в чем правильное равенство?
Ответ: Правильное равенство – что каждому человеку дается возможность достичь своей мечты.
Вопрос: То есть ты двигаешься именно своим путем.
Ответ: Да. А вот какую мечту он захочет осуществить, это уже зависит от воспитания.
Вопрос: Это красиво! То есть ты двигаешься к своей мечте, и каждый так, и тогда ты как бы равен с ними?
Ответ: Ты держишься за нее и идешь вперед.
Вопрос: Еще Сережа спрашивает вас: "Уважаемый Михаэль, что бы вы сказали пожилым людям, которые действительно верили в идеалы равенства, братства? Это было правильно?"
Ответ: Это было правильно. Это было время такое. Так что не надо переживать за то, что вас заставляли или обучили каким-то глупостям, и вы в них верили, и прошла жизнь вот так. Нет. Мы все равно придем к этому постепенно. Я думаю, что люди к этому придут.
Но коммунизм должен быть основан на воспитании, на взаимном уважении, любви, связи между собой. Это то, что говорится в Торе: "Возлюби ближнего как себя". И этим решаются все проблемы.
Реплика: Только к этому прийти, и дальше всё уже покатит.
Ответ: Да.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 13.05.2024
Коммунизм: утопия или реальность, ч.4
Осознание зла нашей природы является первым этапом развития человека, который начинает понимать и постигать, в чем заключается его природа, с чего он начинает свою земную жизнь. С того, что он маленький эгоист, в котором все больше развивается желание поглотить весь мир.
Вопрос: В обществе всегда был спор: человек рождается эгоистом или его делает таким окружение?
Ответ: Человек рождается эгоистом. Бааль Сулам так и говорит: маленьким эгоистом рождается человек. А затем его развивает природа и эгоистическое общество, в котором мы живем до сих пор, не оставляя человеку никакой возможности развиваться другим путем. Его развивает только рост эгоизма.
Из ТВ программы "Эпоха Последнего поколения", 27.06.2024
Как новая форма будущего общества будет сохранять себя и развиваться дальше?
Блиц с каббалистом. Вопросы и ответы для сети TikTok.
Мой собеседник: Михаил Санилевич, преподаватель Международной академии каббалы.
Тема передачи: "Природа человека".
Эпоха Последнего поколения. Взгляд в будущее общества. Передача 2
Эпоха Последнего поколения. Взгляд в будущее общества. Передача 1
Вопрос: Бааль Сулам в статье "Последнее поколение" пишет, что если большинство народа примет идею "весь мир – одна семья", то они немедленно вольются в коммунистический альтруизм. А что с меньшинством?
Ответ: Дело в том, что прежде всего происходит смешивание идей, выяснение свойств, а затем уже выносится решение, что делать. Люди начнут принимать какие-то нормы поведения, законы.
То есть в народе будет не просто большинство, а образуется критическая масса, влияющая на ход истории.
Из урока по статье Бааль Сулама "Последнее поколение", 24.06.2024
Бааль Сулам, статья "Поручительство": Ведь это всеобщее поручительство, которое мы должны достичь, принять на себя, освободило бы каждого от личных забот, от потребностей своего тела и для него стало возможным полностью выполнять заповедь "возлюби ближнего, как себя" и отдавать все, что имеешь, любому нуждающемуся, так как он больше не заботится о потребностях своего тела, поскольку знает и уверен, что все остальные – считается 600 тысяч, но это каббалистическая цифра, – преданно любящие его находятся рядом, готовые все для него сделать в любую секунду.
В состоянии взаимного поручительства мы находимся как клетки в одном здоровом организме, когда полностью работаем только на общее тело. Никто не работает на себя. Это и есть закон интегральной взаимосвязи частей.
Любая интегральная, аналоговая система устроена так, что каждый ее элемент работает только на то, чтобы держать всю систему в порядке, и делает все, что от него зависит.
Таким образом система находится в абсолютной взаимосвязи, в абсолютном взаимном поручительстве и в абсолютно стабильном состоянии. Что бы ни случилось, каждый элемент заботится о поддержании всей системы. Поэтому она всегда пребывает в постоянном равновесии.
Это динамическое равновесие, но оно не прерывается, потому что каждый элемент включает в себя ощущение всех элементов и заботится только о том, чтобы они таким образом существовали. Никто не думает о себе, и тогда вся система исправно работает. Вся природа устроена и существует по такому принципу, кроме нас, людей.
Общество будущего – это общество, живущее по принципу "возлюби ближнего, как себя", общество радости, улыбок, сближения.
Бааль Сулам, статья "Поручительство": Чтобы каждый принял на себя обязанность заботиться обо всех и заботился бы об удовлетворении потребностей каждого в степени не меньшей, чем природой заложено в человеке заботиться об обеспечении собственных потребностей.
Мы должны все время сравнивать заботу о себе и заботу о других: насколько стремление "ради себя" отличается от стремления "ради других", какова разница между ними, можем ли мы каким-то образом уподобить стремление заботиться о других заботе о себе. Это и есть конкретная и очень простая задача. Определить это можно очень просто, но выполнить – почти невероятно.
Поручительство в том виде, как оно описано у Бааль Сулама – это фантастика. Мы понимаем, что оно практически недостижимо, не находится в поле возможностей человека. Я не могу думать, как о себе, не только обо всех в мире, но даже о близких мне людях. Это невозможно. Задача, которая поставлена перед нами, практически невыполнима. Тогда о чем же идет речь?
И только после того, как весь народ согласился, и как один воскликнули: "Сделаем и услышим", – ведь тогда каждый из народа Израиля сделался ответственным за то, чтобы никто из народа ни в чем не нуждался, – только тогда стали они пригодны для получения Торы.
Достаточно, если мы поймем, что у нас нет другого выхода. Да нам и не нужен другой выход, ведь на самом деле это самая высокая цель, которая может быть в нашем низшем, ничтожном мире. Поэтому, если мы согласимся жить в поручительстве, то станем вызывать на себя особые высшие силы, которые приведут нас к этому состоянию.
Однако никто не говорит о том, что мы должны стать альтруистичными, добрыми, любить всех, соединяться со всеми. Это ведь несерьезно. Говорится о том, что мы должны осознать нашу сегодняшнюю природу и то состояние, к которому должны прийти, к которому подталкивает нас природа.
Посмотрите, что делается в мире. Природа подталкивает нас к полному объединению. Мы еще, может быть, не осознаем этого, но, в принципе, именно это находится перед нами. Если мы хотим жить на нашей маленькой Земле, то должны стать абсолютно одним единым целым, иначе нам никак не выжить.
Осознавая это, мы станем пригодными для получения Торы, для получения высшего света, который будет менять нашу природу и подгонять к общему объединению.
Мир с каждым днем проходит все большее разделение, разбиение, отдаление, и в соответствии с этим все большее непонимание того, где он существует, ради чего, как. Человечество ощущает тот эгоизм, который как бы играет с ним изнутри, и действует согласно ему.
Группа, которую Авраам собрал в Древнем Вавилоне, создавалась по единственному принципу: готов ли каждый достичь состояния, когда он сможет быть связанным с другим и "любить ближнего как себя". В Торе и во многих других источниках это отмечается как самая главная заповедь.
В принципе, она должна была быть заповедью для всего человечества, но мы видим, что люди в то время не смогли реализовать это. А сегодня этот вопрос снова остро стоит перед нами.
Поэтому, как сказано у каббалистов, мы находимся в состоянии последнего поколения, которое должно воплотить эту идею в жизнь. Для этого у нас есть все возможности. Та же система, которую когда-то постиг Авраам, в наше время раскрывается перед всем человечеством, и нам нужно реализовать эту идею.
Она заключается в том, что мы должны снова собраться в одно единое целое своими чувствами и мыслями, а не своими телами. Материальный мир здесь совершенно ни при чем. Самое главное – стремление человека, которое направляет его к сближению с другими. Только в таком случае мы придем к состоянию "возлюби ближнего как себя".
Как только мы достигнем наименьшей ступени, самой маленькой связи между собой, мы сразу же начнем через нее ощущать высший мир, другое состояние, другую природу.
Наша природа ощущается нами в пяти материальных органах чувств, но, кроме этого, через связь между нами мы начнем чувствовать еще и высшую природу. В той мере, в которой мы сможем связаться между собой, мы будем ощущать совершенно иное мироздание, иной мир, иную природу, которая построена не на свойстве получения, а на свойстве отдачи.
Допустим, наша земная природа считается как "минус", потому что все время притягивает к себе других отрицательно, а высшая, духовная природа построена на принципе отдачи – "плюс", и таким образом мы начнем ее ощущать.
Ощущение "плюсовой" природы абсолютно не похоже на то, что мы видим сегодня, ведь мы начнем чувствовать высшие силы, жизнь вне ограничений временем, пространством, перемещением, станем ощущать вечные состояния.
К этому приведет нас правильное использование эгоизма, то есть подъем над ним.
Из урока на тему "Поручительство"
Реальное будущее всего человечества