Ведущий программы: доктор медицинских наук Владимир Краснов
Ведущий программы: доктор медицинских наук Владимир Краснов
Ведущий программы: доктор медицинских наук Владимир Краснов
Ведущий программы: доктор медицинских наук Владимир Краснов
В свое время мы выпустили замечательную книгу "Духовное возрождение". Она основана на тех статьях Бааль Сулама, которые напрямую относятся к нашей эпохе, – и в частности, на "Трудах о последнем поколении". Полагаю, мы близки к тому времени, когда книга эта станет для нас основой построения нового общества.
Рукописи Бааль Сулама хранятся в нашем архиве. "Труды о последнем поколении" он написал как черновик, а книга подает их в уже упорядоченном виде. Мы должны видеть в ней руководство, предназначенное для нового времени. Я очень рекомендую изучить ее. Кстати, она удостоилась самых теплых отзывов ведущих представителей израильской Академии, которые констатируют, что Бааль Сулам опередил время и говорил не столько о своей эпохе, сколько о наших днях.
"Многое из того, что он предвидел, сбывается в наше время, и объяснения его остаются в силе, как инструмент, позволяющий преодолеть будущие проблемы человечества", – пишет проф. Элиэзер Швед из Еврейского университета.
Бóльшую часть обновлений мы почерпнем именно отсюда. И потому я думаю, что эта книга необходима каждому. Даже те, кто далек от наших занятий, могут взглянуть с ее помощью на будущее мира, каким его видит каббалист. Ведь его взор проникает несколько дальше, чем наш. И пускай он писал об этом отчасти в конспективной, лаконичной форме – все равно интересно познакомиться с его суждениями.
В числе прочего, речь здесь идет о том, что произойдет через несколько лет. Разве не любопытно узнать, куда движется мир, – не прибегая к помощи гороскопов, гадалок, предсказателей и пр. Ведь всё, что описано в науке каббала, сбывается вплоть до сегодняшнего дня. Так что, и это – на очереди. Здесь перед нами не фантазии и даже не научная фантастика в стиле Жюля Верна, сумевшего многое предугадать. Каббалист видит будущую форму, уже существующую, – и проецирует ее в наше время, чтобы мы знали, как она осуществится.
А кроме того, устремляясь к грядущему, мы вызываем оттуда окружающие светá, которые исправляют нас. Очень полезно читать о завтрашнем дне. Неслучайно дети так любят приключенческие книги и фильмы, выдержанные в футуристическом ключе – это проистекает из их естественного стремления к развитию. Так вот, читая о будущем, мы привлекаем окружающие света из той модели, которой предстоит возникнуть и которую описывает нам Бааль Сулам. Это очень полезно для нашего продвижения.
"Труды о последнем поколении" написаны простым языком. Полагаю, Бааль Сулам предназначал эту книгу для самой широкой аудитории. Он почти не упоминает каббалу, рассказывает о принципах справедливого распределения, об организации взаимоотношений между людьми и затрагивает тонкие струны, благодаря которым читатель сразу видит, насколько он согласен или не согласен с автором. Тем самым с первой же прочитанной строки человек приступает к духовной работе.
И еще один момент: эта книга поможет тем, кому трудно связать науку каббала с нашим посланием о поручительстве, кто считает лишним нести в массы весть о единстве. Здесь видно, как каббалист буквально подталкивает нас к этому. И чем скорее это осуществится, тем более мы преуспеем.
Из урока по статье "Последнее поколение", 27.08.2012
Бааль Сулам, "Труды о последнем поколении", часть 3: Безработные будут получать по своим потребностям наравне с трудоустроенными.
В принципе, так должно быть и сегодня. Ведь горожане, потеряв источник дохода, не имеют возможности прокормить себя. У них нет домашнего скота и земельного участка, да они и не умеют возделывать землю. Однако человек, в любом случае, должен есть – это его естественная насущная потребность.
Вопрос: Если мы говорим о единой системе человечества, то в ней каждый должен выполнять какую-то задачу, как клетка в общем теле. Тогда откуда взяться безработным?
Ответ: Значит, надо организовать общество таким образом, чтобы каждому было дело. Но в действительности, мы говорим о духовном "трудоустройстве". Что же касается его материального аналога, он может быть минимален.
В прошлых поколениях люди жили очень просто. К примеру, рыночный торговец за весь день мог продать один горшок – и этого ему хватало. Не было машин, не было автоматики, производительность труда была низкой, и тем не менее, люди работали по несколько часов в день и не нуждались в большем. Вот и сегодня нет нужды в таком количестве рабочих рук. Вместо этого люди будут учиться, а в остальном – оказывать помощь и поддержку друг другу.
Продуктивно заполнить свободное время человечества – это наша задача. Сегодня порядка 90% трудовой деятельности тех или иных видов являются лишними. Если сдуть этот пузырь и низвести всё до уровня здоровой, рациональной жизни, то работы для всех не останется. Ведь мы будем производить надежные товары с намного бóльшим сроком службы, а не скоропортящиеся поделки, которые надо ремонтировать или менять на новые. Вот и выходит, что работать будут, максимум, 10% трудоспособного населения.
Сегодня хорошо налажено перепроизводство лишних вещей, которые навязываются потребителям с помощью рекламы, чтобы через какое-то время отправиться на свалку и уступить место новым. Это касается и промышленного производства, и медикаментов и всего прочего. Чем бы человек ни занимался, он занимается этим себе во вред. Фармакологические концерны производят лишние лекарства, оборонная промышленность производит средства ведения войн – короче говоря, всё с точностью наоборот по сравнению с тем, как должно быть.
Так вот, в итоге работать будут полмиллиарда людей, или же мы поделим работу между всеми, чтобы каждому досталось, скажем, два часа в день. А всё остальное время надо заполнить духовной работой: люди будут учиться, помогать друг другу и т.д. И при этом необходимо всем гарантировать одинаковый уровень жизни – вне зависимости от того, работает человек или нет. Ведь дело не в том, есть ли у него работа, а в том, способен ли ты ее обеспечить. Если уж и винить кого-то, то не его, а тебя.
Итак, ты должен создать для всех одинаковый уровень жизни. А добавлять к нему ты можешь почести со стороны окружающих, соревнование в отдаче на благо обществу. За вклад в общее дело, за особые заслуги перед обществом соревноваться можно и должно:
– Посмотрите, как радуются люди на моих концертах!
– Посмотрите, как замечательно я руковожу предприятием!
Более того, это не просто директор, а владелец предприятия. Вовсе не надо ничего экспроприировать и никого "раскулачивать", как это делалось в Советской России. Человек владеет заводом, он заботится о бесперебойном производстве, о достойных условиях труда для своих работников и в то же время требует с них добросовестного выполнения своих обязанностей. Он горд тем что делает, а зарплату при этом получает такую же, как его подчиненные или безработные. Всю оставшуюся часть шкалы наслаждения заполняет именно гордость, почет со стороны окружающих, и ничего кроме этого.
Действительно, разве тело директора нуждается в чем-то большем по сравнению с другими? Нет. Ему полагается служебная машина с водителем, офис – но это для работы. А во всем остальном он – как все.
Таким образом, мы максимально, насколько это возможно, используем потенциал каждого. При этом на "животном" уровне каждый получает наравне со всеми, а на человеческом уровне зарабатывает почет и уважение. И сработает всё это, только если вовлечь людей в систему интегрального воспитания.
Тем самым все мы возьмем верный курс и устремимся к общему исправлению. Ведь наша цель – не "животное" существование, а вершина человеческого развития.
Из урока по статье "Последнее поколение", 27.08.2012
Бааль Сулам, "Труды о последнем поколении", часть 3: Принятие законов альтруизма, основывающихся на любви к ближнему, в буквальном смысле. Справедливое распределение прибылей, чтобы каждый работал по способностям – и получал по потребностям.
Мы должны понимать, что Бааль Сулам берет эти принципы не у Маркса. Вообще, он выстраивает свой подход не на концепциях ученых, пускай даже таких, как Маркс, Эйнштейн или Фрейд. Просто, глядя на исправленную, совершенную форму сосудов, душ, он видит, по каким этапам мы можем в нашем мире продвигаться к цели – к концу исправления и совершенству. Речь тут идет не о телах, не о социальной формации, не о взаимоотношениях между людьми, народами, партиями и политическими течениями. Нет, речь идет о душах, о том, как они объединятся в одну душу и придут к цели – к концу исправления в мире Бесконечности.
Каким образом с помощью последовательных материальных действий в нашем мире мы можем вызвать духовное исправление? Сказано: "Из действий Твоих узнаем Тебя". Сначала мы делаем дело, а потом понимаем его. Так происходит и в обычной жизни. Например, на новом рабочем месте я поначалу слепо выполняю указания начальства, учусь своим обязанностям.
Так же малыш внешне копирует взрослых и, благодаря этому инстинкту, впоследствии начинает понимать происходящее: почему надо действовать именно так, а не иначе. Ребенок всегда начинает учебу с практики: он воспроизводит увиденный пример по несколько раз, и лишь тогда мы можем объяснить ему логику ситуации. А затем, возможно, он добавит что-то от своего разумения и выполнит задачу еще лучше нас.
Итак, всё новое начинается с подражания старому. И потому, изучая труды Бааль Сулама, мы должны понимать, что он видит нашу ситуацию насквозь. Его взгляд проникает через все миры – от предельно внешних форм, предстающих перед нами сегодня, до той картины, которую он видит в конце исправления. Он видит общий процесс, через который все должны пройти на пути к цели. А цель в том, чтобы мы раскрыли себя в финальной форме, уже без тел, без этого мира – в мире Бесконечности.
Так что дело не в Марксе, не в чьих-то крылатых высказываниях и социалистических воззрениях. Бааль Сулам просто использует теорию Маркса, а также другие теории, термины, обозначения и наименования, чтобы объяснить, какие состояния нам предстоит пройти и как мы должны действовать. Он мог бы найти и другие слова для описания всего того, что нам надо принять на себя на пути к окончательному исправлению. Не следует считать его социалистом или приписывать ему политические симпатии. Ему удобно использовать уже имеющиеся понятия, чтобы показать нам правильные этапы исправления.
И потому начинает он с любви к ближнему: изначально мы должны воспитывать себя в этом ключе, понимая, что речь идет об исправлении сосудов-желаний после разбиения. Объединение – единственное средство, позволяющее нам вернуться к исправленному состоянию. Так вот, на данном уровне, в контексте нашего понимания, объединение это определяется принципом: "Возлюби ближнего, как самого себя", – и даже более.
Из урока по статье "Последнее поколение", 26.08.2012
Исследование (К.Андерсон, психолог-исследователь, журнал "Psychological Science", Беркли): О взаимосвязи различных типов материального положения людей и степени их благополучия. Новые исследования показывают, что общее счастье в жизни в большей степени связано с тем, насколько вы уважаемы и какое восхищение вы вызываете у окружающих, а не от вашего материального положения - не от того, сколько денег у вас на банковских счетах. Для счастья в жизни уважение окружающих важнее денег!
Реплика: Наша суть – желание насладиться и неважно, от чего именно, но среди всех желаний наивысшее по шкале наслаждений, наиболее сильное и длительное – от одобрения, уважения, почета, славы. Поэтому в интегральном сообществе вся экономика и расчеты будут строиться на получении не денежного вознаграждения, а общественного одобрения.
Уровень жизни будет один и будет отличаться только индивидуальными природными особенностями каждого, а вознаграждение за усилия в отдаче обществу будут "оплачиваться" отношением общества к человеку – при этом конкуренция будет во много раз больше, чем при стремлении к материальному вознаграждению. См. Бааль Сулам "Последнее поколение".
Бааль Сулам, "Поручительство": Всеобщее поручительство освободило каждого от любых забот о потребностях своего тела и позволило в полном объеме выполнять заповедь "люби ближнего своего, как самого себя", отдавая всё, что он имеет, любому нуждающемуся.
Другими словами, в своем ощущении мы получим столь большое наслаждение, что в материальной жизни нам не понадобится ничего, кроме насущно необходимого. Так же животным не нужны пирожные – им достаточно обычной пищи, которую им предназначила природа. Если наши желания, не относящиеся к животному уровню, перестанут путать нас и поднимутся на человеческую ступень, тогда мы избавимся от излишеств, которые лишь загрязняют Земной шар, и оставим в материальной жизни лишь то, что необходимо для нормального удовлетворения базовых потребностей.
Объединяясь с другими, мы приходим к наполнению на ступени Человека, подобного Творцу. И тогда, конечно же, уже не помышляем о самонаслаждении, помимо необходимого. В св́язи с другими мы раскрываем Творца и потому, разумеется, отдаем все свои силы на общее благо. Сказано об этом: "Среди народа своего я живу".
Человек больше не заботится о потребностях своего тела, поскольку знает и уверен, что шестьсот тысяч преданно любящих стоят рядом, готовые позаботиться о его нуждах.
Условие, позволяющее мне заботиться обо всех, – это окружение, которое поддерживает меня, возвышает в моих глазах единство и придает чувство уверенности в том, что для базовых нужд я буду иметь всё необходимое.
Ну а затем и это не потребуется – я всё буду получать благодаря единению с обществом. Мне больше не понадобится видеть перед глазами систему снабжения в доказательство любви и заботы окружающих. Напротив, моя любовь к ним будет наполнять все мои желания.
Из урока по статье "Поручительство"", 31.05.2012
Меняем отчаяние на предвкушение
Вопрос: Что будет в будущем интегральном мире с искусством, с желанием творить и создавать?
Ответ: Желание творить и создавать, конечно, останется. Стремление к эстетике, к самовыражению – одно из краеугольных желаний человечества.
Все это развивается со времен наскальных надписей. Но сейчас мы и в этом претерпеваем огромный кризис, потому что нам нечем выразить себя. В чем это может выражаться? В каких-то надрывах? Наше состояние – тупиковое. На том уровне, на котором мы сейчас находимся, нам больше нечего выражать.
Мы должны подняться на следующий уровень. Мы просто "доползли" с нашего уровня до определенной ступеньки, но не можем на нее приподняться, и пришли к тупику во всех областях нашей деятельности: в культуре, науке, воспитании, в семейной жизни, в экономике, финансах, во всем, даже в науке. Мы "уткнулись" в эту следующую ступеньку, и не можем на нее приподняться, т.к. не видим ее.
Особенно ярко это проявляется в культуре и искусстве. Мы всегда были свидетелями создания великих произведений. А сегодня – это массовая культура, которую даже нельзя назвать "культурой". Искусство – это уж точно не искусство. Массовая "культура" заполняет экраны телевизоров, и мы употребляем ее вместе с "фастфуд" – и это то же самое. То есть всё на таком уровне, чтобы "забить себя" и поменьше думать. Сериалы? О чем? Грабеж, измены, любовные истории и приготовление пищи.
К сожалению, на уровне искусства мы уже не занимаемся высокими, ценностными отношениями между людьми, поиском смысла жизни, а демонстрируем своим массовым "искусством" (чтивом или видео) то, что идет только на потребу тела: пищу, секс, семью. Внутри этого и крутятся все наши так называемые произведения искусства.
С одной стороны, конечно, жаль, что так происходит, а с другой стороны – это говорит о кризисе, из которого должно родиться новое состояние.
Новое искусство будет совершенно другим. Оно будет построено на объединении людей, и должно будет рассказывать о постижении Высшего мира, о совершенно новой гамме чувств, которую мы раскроем в связи между нами. Это – чувства и взаимоотношения совершенно другого масштаба, и именно их будет выражать в дальнейшем искусство, а соответственно и культура.
Из виртуального урока, 05.02.2012
Индустрия интегрального творчества
Вопрос: Каковы критерии успешного человека будущего? Если в современном обществе это – счет в банке, машина, квартира, то каковы ценности интегрального общества?
Ответ: В интегральном обществе человек будущего наполняется от того, что он взаимодействует со всеми остальными.
У него существует абсолютно нормальное удовлетворение своих физиологических потребностей: пища, секс, семья. Больше он не требует, потому что всё остальное наполнение происходит за счет взаимной, интегральной связи с другими.
Успешный человек – тот, кто успешно связывается с другими и в этом получает свое наполнение. Это наполнение – духовное. Оно раскрывает ему совершенно новые желания, новые инструменты, в которых он ощущает себя существующим вечно и совершенно.
Не думаю, что в обществе сохранится такое понимание успеха, как машина, квартира и т.д. Надвигающийся кризис быстро не пройдет. Не надо надеяться на то, что он вдруг исчезнет, и всё вернется на круги своя. Этот кризис вынудит нас изменить свою систему ценностей, и мы постепенно должны будем отказываться от того, что не является необходимым для нашего взаимного, интегрального развития. Так это будет.
Из виртуального урока, 05.02.2012
Отличительные черты общества будущего
Вопрос: Вы сказали, что мы не должны устанавливать никаких законов, не должны ничего менять в системах, существующих сегодня в человеческом обществе, а должны сосредоточиться только на одном, чтобы все, что мы делаем, было на благо интегральному человечеству?
Ответ: На первых порах это может быть на благо небольшого окружения. Сначала, для пользы группы, потом страны, потом мира, это происходит постепенно, по мере развития человека.
Но, обрати внимание, мы никого не принуждаем! Все происходит согласно темпу нашего развития. Мы не будет создавать здесь КГБ, как это было в России, где пытались построить справедливое общество из-под палки. Мы достигаем изменения в самом человеке, который видит это, как необходимость для продвижения. У нас нет выбора, либо мы приближаемся к атомной войне и к полному разрушению мира (хотя он сегодня рушится уже даже без войн), или меняем себя в направлении добра! Есть только два пути и мы – на перепутье.
Из 8-й беседы о новой жизни, 05.01.2012
Отличительные черты общества будущего
Вопрос: Вы упомянули, что нам нужно нарисовать в своем воображении благополучную, комфортную жизнь, которую мы желаем для наших детей - словно розовый сон, состояние как можно более далекое от нашей реальности, даже утопическое?
Ответ: Я опустил в своем объяснении много деталей и лишь сказал, что нужно попробовать себе представить это состояние. Но мы еще не говорили о том, что характерно для той "утопической" жизни.
Это такое общество, в котором все живут на одном уровне благосостояния, каждый человек получает все необходимое для нормальной жизни, заботится о других и имеет возможность полноценно участвовать в жизни общества.
Вместе с тем мы сможем наполнить все человеческие страсти. Ведь не напрасно нам присущи такие свойства, как соперничество, зависть, азарт, слава и властность. Эго остается прежним, но мы находим ему новое применение во благо человечества.
Именно со своими свойствами нам придется работать в новой, очень интересной форме. Как я сумею использовать зависть, страсть, славу, властность, обширные знания, хитрость, чтобы тем самым принести пользу, а не вред? Это – очень интересные задачи, которые могут стать увлекательным делом для каждого человека.
Никто не говорит, что нам нужно остаться лишь на том уровне жизни, когда каждому обеспечено питание, продолжение рода, семья, жилье, безопасность, здоровье, образование. Мы сможем поднимать уровень жизни во всем мире все выше и выше, но сохраняя равновесие с природой. И тогда прекратятся удары со стороны природы, и мы cможем обеспечить себя в полном изобилии.
Никто не считает, что мы должны себя ограничивать и жить только жизнью физического тела, довольствуясь минимальными потребностями. Это лишь сейчас у нас такая ближайшая задача – поднять всех выше уровня бедности.
Было бы интересно построить модель нового суда, в котором разбиралось бы поведение человека: правильно он поступает или нет, каковы его мысли, желания и поступки, и как он должен жить. Иначе говоря, - это часть той же среды, где воспитывается человек, только предназначенная для особых случаев, в которых мы выясняем все эти отступления от правил, и сейчас создадим в нашей среде модели таких разбирательств.
По реакции среды на его поведение человеку будет понятно: правильно он себя ведет или нет, поддерживает его окружение или несогласно с ним. Потому что во всем должно быть одно направление – если его намерения во благо окружению, то он и его дети удостаиваются почета, доброго отношения, проявляющегося в разных формах, в знаках отличия и т.п.
А если он ведет себя нехорошо, то общественное давление повлияет на него так, чтобы он изменил свое отношение и после этого почувствовал бы себя комфортно. Но это делается не путем подавления человека или помещения его в тюрьму, а только выражением неодобрения товарищей, близких, общественного осуждения.
Необходимо также выяснить, в чем у людей есть потребности для ощущения полноты жизни. Должен быть такой сервис через компьютерную сеть, где собирались бы требования каждого в соответствии с его характером и привычками, и таким образом удовлетворялись бы все нужды людей. Каждый человек сможет получить свою "потребительскую корзину" – ему не потребуется беспокоиться о собственном обеспечении: об этом позаботится общество.
Во всей этой системе есть много факторов, которые придется учитывать при управлении обществом. Продолжат ли свое существование уже имеющиеся в стране наработанные системы или понадобится создание новых, постоянно находящихся под влиянием той же среды и под общественным контролем? Все это – очень интересные вещи. Но в каждом случае нам потребуется учиться, как можно совершенствоваться самим и совершенствовать свое окружение. Это – самое основное.
Таким образом, мы все время строим окружение и с его помощью – самих себя. А окружение всякий раз должно быть в чем-то более творческим и продвинутым, чем я, и тогда оно повлияет на меня, и таким путем я достигну более продвинутых состояний.
Я все время буду думать о том, каким должен быть мой воспитатель, который сможет сейчас правильно и хорошо меня воспитать? Каким должен быть его образ, чтобы я мог у него научиться, как правильно себя вести? Как этот образ повлияет на меня? Как мне выстроить его таким, чтобы видеть его перед собой, не теряя связи с ним, и он формировал меня как личность.
В сущности, это – я сам на более высокой ступени, потому что так я представляю себе нечто более возвышенное. И тогда я стремлюсь стать таким же, стать подобным по свойствам тому образу, который создал для себя.
"Подобие" означает соответствие свойств, согласно сказанному: "Как Он милосерден, так и ты будь милосерден", т.е. насколько он полон милосердия, участия, любви ко мне как воспитатель к воспитаннику, такое же ответное чувство я бы хотел испытывать к нему. Это и называется "подобием свойств".
Этот образ фактически является совокупностью тех свойств, которые я себе представляю, как идеал - но не из области фантастики, а немного лучше моих.
Я проверяю, в чем я вижу проявление своих плохих свойств, т.е. насколько мне раскрывается осознание зла, и хочу исправить тот слой, тот срез, который раскрылся во мне сейчас. И тогда я вижу этот срез в противоположной форме в своем окружении или в образе воспитателя. А образ воспитателя и среда – это одно и то же.
Вопрос: Получается, что мой первый шаг – это проверка своего отношения по шкале относительно ближнего: во благо это ему или во зло? Что мы делаем дальше, какой наш следующий шаг?
Ответ: Проверь, каким ты хотел бы видеть себя, если бы исправил свое отношение к другим. Иначе говоря, ты представляешь себя на уровне плюс один, на более продвинутой ступени своего отношения во благо ближнему и окружению. Это и называется "образом воспитателя" или "образом окружения" (общества). Именно так ты каждый раз выбираешь лучшее окружение.
А сейчас начни восхищаться этими свойствами и стремиться обрести те же принципы и ценности.
Вопрос: Как?
Ответ: Представляй себе каждый раз лучшие свойства.
Реплика: Но тогда я представляю то, чего во мне нет. Ведь если бы они были во мне, то не нужно было бы их придумывать.
Ответ: Старайся всякий раз стремиться к этому.
Вопрос: Как?
Ответ: Когда ты представляешь себе лучшие свойства, чем те, которыми обладаешь сам, значит, ты готов продвигаться, только не знаешь как. Попроси у окружения, чтобы оно пристыдило или похвалило тебя. И если ты находишься в лучшей среде, она вселит в тебя уверенность, что ты способен достичь тех свойств, которые сейчас воображаешь.
Ведь как тебе удалось почувствовать себя плохим: благодаря тому, что ты находишься в определенной среде.
Я нахожусь в кругу каких-то людей. Этот круг называется "интегральное воспитание". Я чувствую и раскрываю в этом кругу людей, все свои недостатки, и также чувствую, что мне нужно в себе исправить. Это означает, что я нахожусь в осознании своего зла по отношению к среде. И тогда окружение своим отношением показывает мне мою следующую ступень – как будто, если бы не это зло, которое я сейчас в себе раскрыл, я бы соединился с этими людьми самой тесной внутренней связью, в полном подобии свойств.
Вопрос: Так я должен сам вообразить себе свои исправленные свойства или мне их показывает окружение?
Ответ: Это – одно и то же, а иначе, как ты себе это представишь, откуда придет осознание зла? Благодаря тому, что ты находишься в окружении – ведь необходима какая-то система отсчета.
То есть ты уже понял, что относишься к ним не правильно, а со злом. Что такое правильное отношение? Это такое отношение к окружению, когда ты чувствуешь их настолько близкими себе, что готов внутренне соединиться. Я говорю не о физических объятиях, а о подобии свойств.
Реплика: Тогда я относился бы к ним хорошо, а не так, как сейчас.
Ответ: Так же, как они по-доброму относятся к тебе. Ведь ты сравниваешь их отношение со своим и понимаешь, насколько ты плох.
Реплика: Там не все относятся ко мне хорошо, это еще не райский сад.
Ответ: Все зависит от того, в чем ты видишь зло, и это называется осознанием зла. Осознание твоего зла происходит по отношению к ним. Должна же быть мера, на которую следует ориентироваться.
Вопрос: Значит, мерилом здесь служит хорошее отношение ко мне части людей в отдельных случаях. Это является для меня как бы эталоном добра?
Ответ: Да, и это также твой индивидуальный эталон. Говоря иными словами, ты определяешь хорошее отношение окружения к тебе, а также в противоположность ему свое плохое отношение к нему. И тогда разница между отношением окружения к тебе и твоим отношением к нему является осознанием зла.
Ты плохо себя чувствуешь из-за этого. В силу их влияния на тебя ты чувствуешь насколько ты хуже их. Они проявляют по отношению к тебе положительную реакцию, дают тебе положительную оценку. Общество относится к тебе хорошо, и оно говорит, что его доброе отношение к тебе – это самая высокая оценка, это и есть добро. И это имеет бόльшую ценность в сравнении с твоим отношением к своему окружению. То есть ты находишься на более низкой ступени и из-за этого чувствуешь порочность своего эго. Это подстегивает тебя достичь подобия среде.
Получается, что с одной стороны, ты чувствуешь порочность эго, а с другой, - у тебя нет выхода, тебя подталкивают приблизиться к свойствам этих людей, стать подобным им. И окружение оказывает на тебя влияние такими примерами, а ты по безвыходности начинаешь все больше и больше становиться подобным ему. Точно так же дети учатся на примере поведения своей воспитательницы.
Например, сейчас мой внук пошел в детский сад, в котором работает воспитателем мой ученик. Теперь, когда я общаюсь со своим внуком, я вижу в нем все проявления характера его воспитателя. Для того, чтобы понять человека, больше ничего не нужно. И когда потом я встретился с этим учеником, то сказал ему, что я и не знал, что у него такой характер. Он, конечно, удивился: откуда мне это известно? И я ответил ему, что вижу эти характерные черты у своего внука. Вот так окружение воспитывает человека.
Однако человек также должен задействовать свои силы, чтобы теснее быть связанным с окружением. Но это – не только его собственные силы. Нам вместе необходимо так повлиять на каждого человека, чтобы его связь со всеми была прочнее, чтобы он чаще приходил. Получится, что в силу естественной связи произойдут изменения в каждом из нас.
Самое главное – всегда проверять общий внутренний настрой в обществе, чтобы он всегда был направлен на объединение, сопричастность, взаимность и любовь. И тогда, желает того человек или нет, - он изменится.
Разумеется, что никто из нас не хочет меняться - мы знакомы с природой человека. И каждый из нас это знает, но по безвыходности он входит в систему, которая меняет его против его первичного желания (эгоистической природы).
Но она не ломает его, а только меняет в нем использование его эго, чтобы оно было созидающим во благо ближнему, окружению и человечеству в целом. И тогда каждый, кто проходит через эту систему воспитания, меняется и тем самым строит новый мир.
Из 8-й беседы о новой жизни, 05.01.2012
Все кризисы и ситуации, которые мы переживаем во всех сферах своей деятельности, в сущности, раскрывают нам те изъяны, которые мы пока не можем исправить в своей природе. Поэтому, прежде всего, нам необходимо выяснить, что же представляет собой эта новая жизнь, которую мы можем нафантазировать себе в своем самом розовом сне? И хотя эти прекрасные, воображаемые условия могут показаться утопическим, давайте, все же попробуем представить этот сон.
Тогда мы увидим, что самое доброе и безопасное состояние – это когда весь мир выглядит, как одна семья, в которой все живут во взаимной гармонии, в ощущении того, что все зависят друг от друга, и благополучие каждого зависит от благополучия всего общества. Человек заботится обо всех, а все – о нем.
Вот это состояние наступает, все больше распространяется, расширяется и усиливается... И согласно нему, каждый человек будет как можно больше работать согласно своим возможностям ради блага всех, точно так же, как сегодня готов работать ради себя и своей семьи. А получать будет то, что ему необходимо для такой жизни, чтобы работать и заботиться о процветании общества.
Все люди очень разные, и мы живем в многогранном обществе, где существуют разные религии, всевозможные верования, привычки, нормы поведения, вкусы, обычаи. Но, несмотря на все это, нам нужно относиться с уважением и пониманием друг к другу и ко всем течениям, существующим в человеческом обществе, и постараться, чтобы каждому там было место и возможность достойно жить в соответствии с теми обычаями, к которым он привык.
Мы не собираемся "стричь" всех "под одну гребенку", стирая все различия и насильно навязывая всем одинаковую культуру. Самобытность и традиции каждого должны сохраниться. Мы только хотим вдохнуть в общество тот добрый дух, который будет царить между нами.
Нужно понимать, что только постепенное воспитание, которое меняет человека, подтолкнет нас к большим изменениям в структуре общества, государства, к соединению между народами, к отмене межгосударственных границ, а также к аннулированию государств, которые сольются в единое, круглое человечество на круглом Земном шаре.
Но пока что мы не устанавливаем никаких ограничений и законов, кроме одного: все, что мы делаем, должно быть направлено на благо интегрального человечества. В такой свободной форме, только под воздействием доброго окружения, которое приносит человеку ощущение своей сопричастности, необходимости уступок, взаимного участия вплоть до настоящей любви к ближнему, мы построим свое будущее.
Из 8-й беседы о новой жизни, 05.01.2012