Записи в разделе 'Изучение каббалы'
Проникновение в Зоар

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Что открывает для себя человек, когда он входит внутрь Книги Зоар?

Ответ: Человек начинает ощущать огромный мир, о котором рассказывает эта книга. Мир вдруг раскрывается перед ним со всех сторон, как сферический экран.

Причем он не просто раздвигается, как ширма, а как бы постепенно исчезает, как сфера, заполненная темным светом, который потихонечку улетучивается, и возникает чувство, как будто ты в космосе ощущений взаимосвязи между тобой и общей силой – Творцом.

Кстати, многие из людей, побывавших в космосе, так и ощущают. Отключившись от воздействия землян, хотя и находятся под постоянным прессингом с Земли, все равно они чувствуют, что у человека другое предназначение, что Вселенная полна мысли, что это великий замысел. Все об этом говорят и не потому, что в космосе это есть, а потому что Земля не давит.

Вопрос: Сколько раз люди пытались визуализировать состояние духовного, придумать какие-то изображения, 3D-графику, но это все очень ограниченное. А по ощущениям человек воспринимает просто свет? Как можно с помощью слов и изображений передать это?

Ответ: Ничего нельзя передать! Никаких намеков! Есть статьи, и если в соответствии со статьей ты что-то ощущаешь – ощущай, если нет – нет. 

Эти чувства невозможно передать, потому что у нас нет адекватной настройки. Если в твоих пяти органах чувств есть ощущение соленого, горького, сладкого, или каких-то звуков, или каких-то запахов, прикосновений и т.д., тогда тебе можно что-то передать. Ты вспомнишь или настроишься.

А если этого органа чувств у тебя нет и, соответственно, нет его архива, определенного набора впечатлений, то ничего не сделаешь.

Из беседы "У меня зазвонил телефон. Проникновение в Зоар"

Предыдущие сообщения на эту тему:

Картина, которую открывает Книга Зоар

Как проникнуть в Книгу Зоар

Проникнуть в Книгу Зоар

Как почувствовать "Учение Десяти Сфирот"

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Что означает ваше высказывание, что тот человек, у которого есть "точка в сердце", никогда не поймет "Учение Десяти Сфирот" (ТЭС)?

Ответ: Человек, у которого есть "точка в сердце", и он развивает ее, поймет ТЭС только в мере своего духовного развития. А пока он еще духовно не развит, он будет воспринимать его чисто механистически, и это ничего ему не даст. Он будет стремиться хоть как-то так быть связанным с ТЭС, но, в общем, это не тот подход.

Когда-то я и сам был таким. Я стремился к духовному постижению, но оказавшись перед "Учением Десяти Сфирот", я стал заниматься им, как физикой. Я просто не знал, как к нему подойти, за что его ухватить. Так продолжалось некоторое время.

А когда постепенно стали проявляться духовные ощущения, то в соответствии с ними пробудился и я.

Вопрос: То есть вы пришли к этому через механический подход?

Ответ: Поначалу – да, мой подход был чисто механическим. Я считал, что ТЭС – как любая наука: надо учиться и в итоге начнешь понимать. Но в результате пришел к ощущению, а через это к пониманию того, что я ощущаю. 

А до этого первые годы я много времени прилагал усилия не к чувственному входу в материал, а к умозрительному. Я вообще пренебрегал чувствами, считая, что только чистый разум делает из обезьяны человека, и поэтому любые наши чувства – это просто животное в нас. Удовлетворяй его, если хочешь, но не путай с чем-то возвышенным. Это твое животное и поэтому что его развивать дальше?   

А то, что над животным развивается человек, было мне непонятно. Движение к другим, вход в других, альтруистичность, социализм, коммунизм – это все было таким противным, совершенно нереальным, ненужным, отвратным. Поэтому, когда мне говорили "любовь к товарищам", "быть в дружбе…" – что за детский сад?!

Так прошло несколько хороших лет, прежде чем я стал чувствовать, что тут есть какие-то ощущения экрана. В принципе, у человека может уйти на это двадцать-тридцать лет.

Духовное рождение – самое сложное, поскольку в этих состояниях ты проходишь все предыдущие астрономические и геологические процессы. Ты как бы начинаешь растить себя с точки Большого взрыва – в духовном смысле. Проходишь неживой, растительный, животный уровни природы, пока в тебе не начинает возникать человек. А человек – это мера твоей связи с другими.

Вопрос: В какой момент вы перешли к чувственному входу в "Учение Десяти Сфирот"? Ведь в прошлом вы были плотно связаны с наукой.

Ответ: Я был очень большой эгоист – механик, верящий только в чистую науку, опыт, факты, но не в чувства. Психология для меня была чем-то совершенно неуважаемым.

Вопрос: И как вы пришли к чувственным ощущениям?

Ответ: Это воздействие развивающей силы, причем совершенно не направленное. Ничего иного! Таким образом эта сила развивала меня, и вдруг я начал понимать, что сначала идут желания, а только за ними мысли, какие-то расчеты, исследования, которые в итоге предназначены для изучения желаний.

Из беседы "У меня зазвонил телефон. Как почувствовать ТЭС?"

Предыдущие сообщения на эту тему:

О чем говорит ТЭС

Почему я не понимаю ТЭС?

Возможно ли понять Учение Десяти Сфирот?

С какой книги начать изучение каббалы (клип)

С какой книги начать изучение каббалы

Чтобы не возникали материальные образы

каббалист Михаэль ЛайтманВеликий каббалист Ари и его последователь Бааль Сулам описали все строение мироздания. Для них это была реальность, которую они постигли, а для нас эти высшие корни существуют как бы потенциале.

И когда мы начинаем читать тексты "Учения Десяти Сфирот" с правильным намерением, правильным подходом к учебе, то вызываем силы, которые заложены в этих состояниях. Они заложены не в буквах и словах, а именно в этих состояниях. Таким образом эта книга воздействует на нас.

Поэтому Бааль Сулам составил словарь к каждой части "Учения Десяти Сфирот", которым мы должны постоянно пользоваться и напоминать себе правильные определения каждого каббалистического термина, чтобы у нас не возникали материальные образы.

Вопрос: Поэтому каббала была скрыта, ведь к ней не было правильного подхода, пока Ари и Бааль Сулам не объяснили ее?

Ответ: Да. До Ари каббала была практически скрыта. Начиная с Ари появляются каббалисты, которые изучают и пишут всевозможные комментарии на его труды. С этого времени каббала уже слышится в мире.

За 400-500 лет от Ари до Бааль Сулама, конечно, много чего произошло. Но по-настоящему раскрыть Ари смог только Бааль Сулам. Мы еще поговорим о том, как в нем зародилась душа Ари, как бы переселилась в него, и поэтому он смог создать комментарий на все труды Ари.

Из ТВ программы "Учение Десяти Сфирот (ТЭС)", 14.08.2022

Предыдущие сообщения на эту тему:

Отпечатать в памяти каббалистические термины

Понятия для описания высших корней

Нужно ли заучивать каббалистические термины?

Отпечатать в памяти каббалистические термины

каббалист Михаэль ЛайтманПотому я постараюсь истолковать абсолютно каждое слово в его духовном аспекте, абстрагированном от места, времени и подмены.

А на изучающих возложено отпечатать в памяти объяснения этих слов наилучшим образом, потому что невозможно каждый раз возвращаться к ним. (Бааль Сулам, Учение Десяти Сфирот. Ч.1. "Сокращение и линия" Гл.1)

Реплика: Бааль Сулам написал также словарь, в котором дает определения каббалистических терминов. Он рекомендует человеку заучивать их, а иначе тот не сможет каждый раз возвращаться к ним.

Ответ: Дело в том, что мы не можем взять любого самого мудрого, непорочного человека, – неважно, по каким критериям, – и объяснить ему, что такое Высший мир, мир Бесконечности, свет, наполнение светом. Это невозможно. К этому человек должен прийти сам в процессе длительной работы над собой. Поэтому каббалистические книги не за что ухватить, настолько вначале они кажутся непонятными.

Но в результате их чтения на человека, изучающего каббалу, начинает воздействовать высший свет, который находится в сотворенном месте (практически это – желание). Под воздействием этого света он начинает постепенно ощущать, о чем здесь говорится.

И так постепенно он приближается к состоянию, когда может, в общем-то, начать представлять себе и довольно правильно, что же это за место, что это за наполнение места высшим светом, о чем на самом деле желает нам поведать великий каббалист Ари.

Из ТВ программы "Учение Десяти Сфирот (ТЭС)", 14.08.2022

Предыдущие сообщения на эту тему:

Нужно ли заучивать каббалистические термины?

Знание каббалистических терминов

Определение терминов – ключ к изучению каббалы

Почему каббалисты занимаются ночью?

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Почему ночное время самое продуктивное для мыслительной деятельности? В принципе, каббалисты всегда занимались ночью, когда концентрация мыслей намного четче.

Ответ: Во-первых, это обусловлено физиологически, поскольку человек чувствует, что в это время ему больше нечего делать, и он может сконцентрировать себя на какой-то работе, пока все остальные спят.

Во-вторых, в это время в нем не работают очень многие возбуждающие центры, и поэтому он может легче сконцентрироваться на чем-то одном.

В-третьих, если речь идет о духовной работе, то это время, когда действительно надо подключаться, как корень к ветви или ветвь к корню, к духовным корням. В это время создаются новые желания, в которых человек будет дальше проходить постижения.

Такая работа начинается с полуночи и далее. Поэтому каббала призывает людей вставать к двенадцати часам ночи и начинать заниматься. Двенадцать ночи, полночь – это не половина нашей ночи, а условная ночь. Если ты разобьешь всю ночь от захода солнца до появления первого луча света на двенадцать частей, то средняя часть – шестой час, условный, – это будет полночь. 

Ночной час может быть сорок минут, пятьдесят или час двадцать минут. Мы пользуемся механическими часами, а вообще в природе часы не механические, а солнечные, лунные. Поэтому часы условные.

Так же работает и наш организм – по его внутренним условным часам. Организм человека во время сна зимой и летом работает совершенно по-разному. Это все учитывается в каббале. То есть ночь, полночь – это сугубо астрономические значения, а не механические, по часам, которые тикают неважно, где и как.

Реплика: Но существуют же разные регионы…

Ответ: Человек связан с природой, является ее непосредственной частью, и его нельзя от нее отрывать.

А регионы действительно разные. Поэтому и существует проблема, как заниматься. Но считается, что лучше все-таки нам заниматься вместе. Это самое главное.

Бааль Сулам пишет, что совместное изучение, совместная просьба, совместные действия перекрывают все другие параметры.

Из беседы "У меня зазвонил телефон. Всё происходит ночью"

Предыдущие сообщения на эту тему:

Духовный корень утреннего урока

С вечера готовиться к рассвету

Весь день – ради одного часа

Сохранить общий дух

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Как формируется вопрос? Откуда он приходит сам по себе? То есть человек, который задает вам вопрос, – это просто “раздражитель”, который позволяет вам выдать информацию?

Ответ: Да.

Вопрос: А как он должен готовиться к этому? Как правильно задавать вопрос?

Ответ: Вопрос, на самом деле, состоит в том, чтобы прилепиться ко мне и вызвать у меня такое желание, чтобы я приподнял задающего вопрос, как ребенка, который подбегает к взрослому и просится к нему на руки. Это и есть настоящий вопрос, а все остальные – глупости.

Реплика: Я заметил, что существует два типа людей. Один – когда человек хочет конкретно слышать от вас: “Нет, я его спрашиваю вот это!” А есть люди, которые понимают и как бы идут по вашей волне. Вы начинаете отвечать, а у человека, может быть, был в продолжение другой вопрос. Но он видит, что вы сейчас раскрываете лучше эту тему, и он ее поддерживает, нежели чем стоит на своем. 

Ответ: Это большие проблемы, потому что у нас огромное количество людей, которые хотят слышать, которые, может быть, настроены совершенно на другую волну. И тут кто-то влезает в общую беседу и начинает своими личными вопросами или тем, что ему почудилось, уводить всех куда-то в сторону. 

В таком случае я пытаюсь реагировать или жестко, или вообще никак, потому что для меня важно сохранить общий дух, чтобы люди дальше плыли вместе и приподнимались. Поэтому если кто-то задает какие-то вопросы со стороны, я его могу срезать и всё. Для меня главное, чтобы соблюдалось общее течение.

Из беседы "У меня зазвонил телефон. Как задавать вопрос каббалисту?"

Предыдущие сообщения на эту тему:

Один вопрос, два ответа

Потребность задавать вопросы

Калейдоскоп вопросов и ответов

Понятия для описания высших корней

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: В "Учении Десяти Сфирот" Бааль Сулам пишет, что авторы пытались использовать все слова нашего мира, чтобы обозначить и объяснить какие-то высшие корни. Что значит "высшие и низшие корни"?

Ответ: Дело в том, что каббалисты описывают состояния, которые сами прочувствовали, поскольку обрели новые возможности ощущения. Поэтому они их пересказывают так, чтобы это было насколько можно ближе к нам, и мы могли каким-то образом их себе представить.

На самом деле эти субстанции и объекты непредставимы. Разве что, только примерно: существует желание, которое наполнено тем, чего оно желает. Это состояние – желание и наполнение вместе называется "Высший мир", то есть то, что существует как первая стадия творения.

Из ТВ программы "Учение Десяти Сфирот (ТЭС)", 14.08.2022

Предыдущие сообщения на эту тему:

Предпосылки к появлению языка ветвей

Закон корня и ветви, ч.1

Объяснение того, что объяснить невозможно

Один вопрос, два ответа

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Когда вам задают вопрос, вы отвечаете по следующему принципу: сначала один раз ответили, и внутри этого же ответа – второй раз. Почему так устроен ответ?

Ответ: Потому что один раз я должен ответить на сам вопрос, а второй раз я должен ответить в общем: откуда это явление, почему оно существует, в каком виде оно имеет место быть и так далее. То есть я не просто хочу ответить на вопрос, я хочу дать общую форму, что это за явление природы.

Вопрос: Но вы это делаете не потому, что человек первый раз не услышал и ему надо пояснить второй раз?

Ответ: Нет. Я вообще не отношу вопрос к человеку. Я смотрю на вопрос как на возможность раскрыть еще какую-то часть духовного мира или связей миров.

Реплика: Бывает, что вам задают вопрос, и вы отвечаете, как будто вы на своей волне. Человек говорит: “Нет, я имел в виду вот это!” – а вы всё равно продолжаете идти на своей волне, а остальные думают: “О! Вы отвечаете на его вопрос”!

Ответ: На самом деле я отвечаю на его вопрос. Он просто этого не слышит. Я не ухожу куда-то в сторону, а просто хочу, чтобы он увидел его с моей стороны, иначе он не поймет ответ. 

Вопрос: То есть вам надо найти не прямой, а какой-то обходной путь?

Ответ: Это не обходной путь. Я считаю, что мой путь самый прямой и общий. Я даю и линейный путь ответа, и круговой, который включает в себя вообще всю общую проблему и ее конкретное решение.

Поэтому у меня существуют два подхода: я всегда обрисовываю общее состояние и конкретный ответ.

Из беседы "У меня зазвонил телефон. Как задавать вопрос каббалисту?"

Предыдущие сообщения на эту тему:

Взаимосвязь учителя и ученика

Калейдоскоп вопросов и ответов

Вопросы не бывают старыми…

“Меня это не интересует”

каббалист Михаэль ЛайтманРеплика: Я видел, как меняются люди, которые изучают каббалу. Они начинают шире смотреть на мир, понимать взаимосвязь и относиться к миру, как к лаборатории.

Ответ: Конечно. Парадокс в том, что мы не удаляемся от мира. Наоборот, мы идем в мир, приближаемся к нему. Желая подняться вверх, мы приближаемся, если можно так сказать, к нижестоящим, к простым людям, выходим к ним. Мы не улетаем ввысь, не поднимаемся в какую-то закрытую обитель – ничего подобного. Наоборот.

Реплика: У людей, изучающих каббалу, появляется как бы терпение. Но, порой бывает, что ты не можешь вытерпеть всякие глупости, когда кто-то начинает говорить тебе, допустим, об инопланетянах. Ты понимаешь, что не хочешь говорить об этом, а он тебе рассказывает: “Ты представляешь…”.

Как к этому относиться? Оскорблять людей невозможно, потому что это их понимание. Но и ковыряться в этом тоже невозможно.

Ответ: У меня на это простой ответ: “Меня это не интересует”. Все. Когда это будет абсолютно доказуемо, тогда и поговорим. 

Тут и древние египтяне, и инопланетяне, и летающие тарелки, и снежный человек – чего только нет, особенно в интернете! Так люди любят этим заниматься, это их увлекает, скрашивает им жизнь. Ты им говоришь о том, что надо куда-то стремиться, что-то раскрывать, – а здесь вроде бы вокруг нас существует…. Вот если я немножко прищурюсь, то я их вдруг увижу. 

Людям нужно все это, и это поддерживает пресса. Надо ведь что-то продавать, надо развлечь человека.

Из беседы "У меня зазвонил телефон. Как меняется сознание от каббалы?"

Предыдущие сообщения на эту тему:

Интересы земные и духовные

Когда нет общих интересов…

Развеянные мифы о каббале, ч.9

Комментарий на "Древо жизни"

каббалист Михаэль ЛайтманКнига "Учение Десяти Сфирот" (ТЭС) является комментарием Бааль Сулама на труд Ари "Древо жизни" ("Эц хаим"). В ней практически объясняется вся основа каббалы от начала и до конца.

Сама книга великого каббалиста XVI века Ари "Древо жизни", конечно, непростая, тем более для начинающих. Но Бааль Сулам написал на нее комментарий, в котором можно постепенно разобраться, что и делают люди, приходящие в каббалу, в течение нескольких первых лет ее изучения.

ТЭС начинается словами Ари: Знай, что прежде, чем были созданы создания и сотворены творения, простой высший свет заполнял всю реальность. И не было никакого свободного места в виде пустого воздуха и пространства, а все было заполнено этим бесконечным простым светом, и не было в нем ни начала, ни конца, а все было этим одним простым, совершенно однородным светом, и он называется светом Бесконечности.

Речь идет о том, что, когда творений как таковых еще не было, существовала только одна интересная субстанция, которая называется "высший простой свет, заполняющий всю реальность".

Читая эти строки, сразу же возникают вопросы: что такое простой свет? Какую реальность он заполняет? Что было до того, как он заполнил эту реальность? Что она собой представляет? И что значит, что у нее не было никакого свободного места, а все заполнял высший свет?

Причем, Ари подчеркивает, что не было никакого свободного места в виде пустого воздуха, пустого пространства, а все было заполнено именно бесконечным простым светом. И не было в нем, как он пишет, ни начала и ни конца, а все было одним простым совершенно однородным светом, который называется светом Бесконечности.

Из ТВ программы "Учение Десяти Сфирот (ТЭС)", 14.08.2022

Учение Десяти Сфирот (ТЭС). Передача 1

Мой собеседник: Михаил Санилевич, преподаватель Международной академии каббалы.

"Учение Десяти Сфирот" – фундаментальный труд великого каббалиста Бааль Сулама, в котором изложены все основы каббалы.

Год за три

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Когда вы изучали каббалу, у вас не было группы, был только учитель. Как вы цеплялись за важность цели, чтобы ни в коем случае не отойти назад?

Ответ: Это другой путь. Он намного сложнее, менее эффективный, ведь я не продвигался такими темпами, как сегодня продвигаются приходящие к нам люди. На то, что сейчас новенький схватывает за полгода и год, у меня ушло несколько лет.

Первоначальный этап, который сегодня проходит человек, он осваивает в три раза быстрее по сравнению со мной и с теми, кто занимались у Рабаша. Год за три. То, что я постиг за три года, наш новичок постигает за год.

Он интенсивно включается в работу, в понимание, в систему, в группу, его втягивают во всё это, объясняют, он вбирает материал через все поры. Если человек проходит у нас серьезную годовую практику, то, в принципе, он закладывает основы для исправления души.

А далее зависит от него. Но, по крайней мере, я считаю, что первый год – это необходимое и достаточное условие, чтобы стать начинающим каббалистом. После этого, если он решает, пускай становится каббалистом, т.е. начинает работать с собой. 

Я думаю, что по мере того, как это будет расширяться в мире, углубляться в нас, период подготовки сократится. Люди станут очень быстро все впитывать, ведь это будет восприниматься через окружающий эфир, через воздух.

Вокруг будет создаваться такая обстановка, действовать такие волны, что вроде все понятно! Как рождающиеся сегодня дети уже с пеленок играют с телефонами и компьютерами. То, что я не умею делать, для них пустяк.

– Откуда ты знаешь, что делать? Где-то учился?

– А чего учиться, понятно и так.

То есть их внутренняя логика построена в соответствии с тем, что создано в прошлом поколении или за несколько лет до его рождения другими людьми. Так будет и здесь.

Из беседы "У меня зазвонил телефон. Разная каббала"

Предыдущие сообщения на эту тему:

Правильный духовный путь

Время ускоренного осознания

Период подготовки – путевка в духовную жизнь

Важность книги "Древо жизни"

каббалист Михаэль ЛайтманРеплика: Бааль Сулам пишет, что книга Ари "Древо жизни" ("Эц Хаим") по своей важности тождественна Торе, данной нам на горе Синай.

Можно представить, что значит Тора для всего человечества. Сегодня вся культура, искусство, живопись, все религии, вся наука основаны на ней. Трудно сказать, какой была бы жизнь, если бы не было Торы. Все построено на этом вплоть до наших взаимоотношений.

А книга "Древо жизни" была написана всего 500 лет назад и вышла в свет буквально лет 200 назад, но до сих пор нет никаких последствий, никто об этом не знает.

Ответ: Это должно проявиться в будущем. Надеемся, что ее последствия проявятся уже в наши дни и станут основой не только нашей культуры, но и жизни всего человечества.

Из ТВ программы "Духовные состояния", 02.08.2022

Предыдущие сообщения на эту тему:

Стих, дающий представление о Высшем мире

"Древо жизни" – книга о сотворении миров

Высокая душа АРИ, ч.1

Особенность методики Ари

каббалист Михаэль ЛайтманРеплика: Бааль Сулам пишет, что особенность языка Ари заключается в том, что его слова невозможно овеществить. Ведь когда я читаю какой-то рассказ, например, из Торы, я начинаю представлять себе людей, животных, какие-то войны и события, потому что Тора написана языком ветвей.

А когда я читаю: кетэр, хохма, бина и о каком-то взаимодействии между ними, – у меня не возникает никаких ассоциаций, и таким образом я их не овеществляю.

Ответ: Да, это очень важно! Нельзя ни в коем случае считать, что Тора говорит о нашем мире! Она говорит только о внутреннем мире человека. И поэтому надо обязательно переносить все, что мы читаем в ней, внутрь себя, а не представлять, что мы видим наш мир и все, что в нем происходит, как в театре.

Таким образом, особенностью методики Ари по сравнению с методикой, существовавшей тысячи лет до него, является, во-первых, сам язык, который не позволяет овеществлять все, что написано.

И во-вторых, это сама методика, когда ты вызываешь на себя свет, который строит в тебе экран и позволяет объективно исследовать Высший мир.

Из ТВ программы "Духовные состояния", 02.08.2022

Предыдущие сообщения на эту тему:

Язык чувств

Методика Ари – построение экрана

Новаторство Ари

Страница 16 из 109« Первая...1415161718...Последняя »