Каков правильный подход к изучению науки каббала?
Каков правильный подход к изучению науки каббала?
Вопрос: Допустим, человек приступает к чтению книги "Пророки". Как читает ее каббалист или тот, кто хочет вырваться в другое измерение?
Ответ: Каббалист читает маленькими порциями, потому что проглотить – это ничего не значит. Тогда это будет как чтение беллетристики.
Для того чтобы читать каббалистический текст, надо входить в него, вдумываться, быть в определенном состоянии. Тут нужна некая каббалистическая медитация.
Каббалист – тот, кто изучает книги с ручкой и записной книжкой. В общем, это не чтение, а изучение. Причем "Пророки" – не простая книжка. Поэтому тяжело передать, как каббалист читает ее.
Это изучение самого себя через других персонажей, т.е. тех людей, которые существовали в нашем мире и постигали Творца. Они действовали только лишь с целью приблизиться к Нему, положительно повлиять на Него, чтобы Творец в соответствии с этим приблизил их и дал возможность через них положительно влиять на мир.
Из ТВ программы "Тайны вечной Книги", 13.09.2021
Вопрос: Что бы вы порекомендовали людям, которые хотят заниматься каббалой в одиночку, читать первоисточники?
Ответ: Ничего. Если они так хотят, пусть занимаются, но вскоре придут к выводу, что их занятия дают им только умственное, но не чувственное развитие. Правильное развитие может быть только по рекомендации каббалистов, то есть только в группе.
Об этом написано и в Торе, и во всех первоисточниках. Мы должны брать пример с того, как создавалась основная группа Авраама в Древнем Вавилоне, а затем 2000 лет назад группа рабби Шимона в Галилее, в Израиле.
В любом месте мира, если ученик преуспевает, то только потому, что находится в правильном окружении.
Вы должны максимально думать о том, как продвигать друг друга, понимая, что сами можете действовать лишь как толкающая часть, а ваша душа – это все остальные товарищи. Вы – малхут, а ваши товарищи – это девять первых сфирот.
Невозможно двигаться одному, ведь вы обязаны выйти из своей эгоистической природы, а это можно сделать только правильной практической работой.
Из беседы на видеоконференции МАК
В каббале нет места единоличнику
Вопрос: Обычно вы читаете какой-то абзац из первоисточников, а затем его комментируете. Чем это отличается от простого объяснения?
Ответ: Я проживаю это состояние, и в той мере, в которой могу его понять, пережить, я могу о нем говорить.
При этом я возбуждаю в учениках желание дойти до ощущения. И тогда от чтения книги или статьи в них будут возникать желания почувствовать, раскрыть – не понять, а ощутить, пребывать в этом. Как ребенок, который читает книгу о приключениях на необитаемом острове, и ему это кажется захватывающим, интересным.
Представь, что ты становишься таким же мальчишкой в духовном. Вот так ты должен ощутить то, о чем говорит тебе духовная книга, но не в мальчишеской фантазии, а на самом деле. Это захватывает тебя всего.
Эти состояния непреходящи, они ежесекундно меняются, и ты все время находишься в таких метаморфозах, спектрах чувств, звуков, даже запахов. Мы же можем вспомнить то, что было тридцать лет назад по запаху или звуку, и то, что будет через миллионы лет вперед. Это все в нас есть. Мы же держим все это не в своей "коробочке", а подключены к огромному миру Бесконечности.
Мы должны его полностью раскрыть, вобрать в себя, существовать в этом объеме вне времени и пространства, которые просто аннулируются для нас.
Бааль Сулам, "Одна заповедь": Мои предшественники избрали для себя индивидуальный путь, а я выбрал путь общий, так как он, по моему мнению, более подходит для того, чтобы облачить Божественное в сочетания вечных букв, которые никогда не претерпят изменений.
Я решил до мельчайших подробностей прояснить все духовные детали и их сочетания, единственная основа и источник которых – принцип чистоты получения. Поскольку я проясняю духовные детали, не облачая их в материальные сочетания, это будет очень полезно для дальнейшего постижения. И наука эта называется истинной мудростью.
Человек, идущий путем истины, лишь спустя множество перипетий и раскрытий на этом пути начинает сознавать, какие изменения внес в него Бааль Сулам. Нам кажется, что он просто написал новые тексты, а на самом деле речь идет об изменениях в самой системе.
Вообще, каждый каббалист производит в системе перемены своими исправлениями, своими добавками. Это и значит – "прояснить" систему в целом или в деталях, в той или иной форме. Суть вовсе не в том, чтобы описать духовный мир такими-то словами или в таком-то стиле. Нет, Бааль Сулам упорядочил систему и добавил в нее такие компоненты, чтобы человек, продвигающийся по пути, мог использовать их, постоянно получая поддержку, помощь, ускорение и так двигаясь дальше.
При этом анализ, прояснение ведется как в частных деталях, так и в целом, и принимает более отчетливые формы, необходимые, чтобы продвигаться к цели творения более высокими темпами, в сравнении с теми, какие обеспечивала система ранее, до того как Бааль Сулам внес в нее свои усилия, свои изменения.
Каждый каббалист добавляет что-то, каждый производит системные сдвиги, и это не имеет отношения к простому книгописанию. В "Предисловии к ТЭС" Бааль Сулам говорит о мудрецах Талмуда, осуществивших такие исправления в системе, чтобы, вместо аскетизма, мы могли продвигаться с помощью усилий и учебы. Вот и сам он произвел такое исправление, благодаря которому мы можем, вместо учебы, всё больше заниматься действиями между нами: распространением и объединением.
Свет, возвращающий к Источнику, больше зависит от дел, называющихся "изучением Торы". А "изучать Тору" – значит учиться действиям по отдаче, учиться совершать их таким образом, чтобы свет хохма облачался в свет хасадим и они становились "буквами" жизни. Так человек пишет книгу Торы на скрижалях своего сердца и идет по пути.
Мы учимся по "Книге жизни" – живем ею, переживаем ее на деле и проявляем ее буквы в виде состояний, прокатывающихся по нашим сосудам-желаниям. И Бааль Сулам устроил всё так, что, проходя через свои частные действия, мы обретаем знания о системе в целом. Мы словно смотрим на большой экран с общей картиной, в углу которого есть маленький фрагмент с какой-то ее частью. Так же хирург видит общие данные по состоянию пациента и в то же время на малом мониторе – конкретное место текущей операции.
Таким образом, продвигаясь лично, индивидуально, мы проникаемся так же впечатлениями и от общего процесса.
Человек, открывший путь к освобождению
Вопрос: Пишет Ариэль: "Я ничего не понимаю из того, что вы рассказываете, но чувствую, что это правда. Как с этим быть?".
Ответ: Так и быть. Просто это действительно правда, это действительно то, что есть. Это то, что происходит в мире, то, что каббалисты предсказывали миру на протяжении всей истории. Так что давайте мы просто будем не пытаться переписывать эту историю под себя, а понимать, что она незыблема. То есть то, что написано, то и должно произойти.
А нам лишь надо с помощью разума попытаться сделать так, чтобы эта история прошла над нами чуть-чуть выше нас. Чуть-чуть выше нас. То есть услышали, как нас ругает Творец, как нас направляет Творец, показывает, куда и как мы должны меняться, – и этого было бы достаточно, чтобы Его указывающий перст был для нас достаточным в нашем движении.
Реплика: Ариэль пишет, что он не понимает то, что вы рассказываете, но чувствует, что это правда. То, что человек не понимает, – это хорошо или плохо?
Ответ: Это хорошо. Это говорит о том, что у него правильное, нормальное восприятие.
Реплика: В принципе, человек идет, на самом деле, за знанием. Он понимает, что знаниями не может взять то, что вы рассказываете. У него есть только чувство, что это правда. И он остается и слушает.
Ответ: Да. Этого достаточно. Потому что душа – это чувство, а не знания.
Вопрос: А когда вы встретили своего учителя, какое у вас было ощущение? Вы понимали, о чем идет речь?
Ответ: Практически нет. Практически не понимал. Я чувствовал, что здесь правда. И только. А какая – я не знаю.
Вопрос: Как же так можно? Это вообще против всего этого мира.
Ответ: Это так свыше, ничего не сделаешь.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 22.07.2021
Вопрос: Как правильно отдыхать человеку, который начинает заниматься наукой каббала? Может быть, ему вообще не надо отдыхать, а каждую минуту уделять тому, чтобы двигаться к цели? Или нужно все-таки как-то расслабляться?
Ответ: Возможно, что должно быть место и для отдыха, и для спорта. Но всё это в очень ограниченных рамках. А в основном – учеба, работа, еда, отдых.
Вопрос: Есть ли такое понятие, как "отдых умом", ментальный отдых? Спорт – понятно, это отдых физический. Я могу заниматься, но в то же время думать, усиленно продолжать работать.
Ответ: Лично я ментально отдыхаю, когда читаю или слушаю анекдотические рассказы – не какую-то грубую стряпню, а те, в которых проявляется блеск ума.
А вообще я просто перехожу от одного действия к другому: изучаю Зоар, статьи Бааль Сулама, Рабаша, готовлюсь к урокам, даю беседы, интервью. И поскольку у меня все время меняется род деятельности, я не чувствую усталости.
Вопрос: То есть нет такого, что ментальные силы могут истощиться, если человек идет по духовному пути?
Ответ: Нет. В каббале этого быть не может.
Вопрос: Вообще, занимаясь каббалой, человек может потерять силы?
Ответ: Это исключено, потому что человек подключен к высшему источнику. А если и проявляется усталость, то от того, что ты долго занимался одним и тем же делом. Перейди к другому, и ты увидишь, что все проходит.
Человеку всегда даются силы, чтобы сделать следующий шаг. А универсальный рецепт от усталости – переключаться на другое дело в том же направлении.
Из ТВ программы "Каббала экспресс", 19.07.2021
Усталость – эгоизм без наполнения
Вопрос: Где лучше всего жить человеку, который изучает науку каббала? В какой стране? В каком окружении?
Ответ: Окружение, безусловно, имеет значение. Нужно, чтобы рядом с тобой было 10, 20, 30 человек, занимающихся тем же. Но условие, предваряющее это, – хорошая интернет-связь.
Вопрос: Есть много передач и роликов по духовной географии, в которых говорится о Земле Израиля, об особых силах в этом месте и т.д. Есть ли в этом что-то для начинающего человека? Стоит ли ему стремиться побывать здесь?
Ответ: Ни для начинающего, ни для продвигающегося ничего в этом нет. Ничего! Важно только правильное окружение, которое занимается тем же, что и он, и хорошая связь.
Вопрос: Почему вы стали заниматься каббалой?
Ответ: Потому что мне хотелось узнать смысл жизни, где его можно найти, как проверить, ради чего стоит жить. Эти вопросы мне очень мешали, постоянно возбуждали меня. Я хотел знать, для чего существую. Поэтому, в конце концов, я отыскал каббалу.
Я познакомился с каббалистами в Израиле и по всему миру, много ездил, расспрашивал, исследовал. Со временем защитил диссертацию на тему каббалы. С тех пор я известен как каббалист.
У меня очень много учеников. Каждый день я даю уроки, которые идут с синхронным переводом на множество языков мира.
Из ТВ программы "Встречи с каббалой", 29.07.2021
Вопрос: Нужно ли человеку верить в себя? Когда он начинает изучать науку каббала, должен ли он быть уверен, что сможет постичь Высший мир, сделать следующие шаги?
Ответ: Если в человеке возникают вопросы к своей судьбе, к высшей силе, почему вся природа создана таким образом, чего она от него желает и что ему предназначено, то он должен это выяснять, несмотря ни на какие обстоятельства.
И неважно, что еще перед ним возникает – просто отложить остальное в сторону, отмести: сейчас я занимаюсь именно этим. Он должен прояснить волнующие его вопросы, и тогда уже примет решение, углубляться дальше в изучение каббалы или нет. Но, в принципе, он не должен упускать эту возможность.
Вопрос: А что такое уверенность в пути?
Ответ: Это ощущение, что, не выяснив свой путь, я вижу, что просто потерян в этой жизни, мне незачем жить. Я смотрю на окружающих, как они живут, – я так жить не хочу. Я должен жить с целью, с "молнией" в сердце, и в этом видеть свой жизненный путь.
Выяснив это, я уже решу, что делать дальше. Но это мне необходимо. Иначе, для чего я существую? Если у человека есть такой подход к жизни, он должен его реализовать.
Реплика: Слово "уверенность" имеет корреляцию со словом "вера", но в то же время человек, насколько я понимаю, не должен ни во что верить просто так. Он должен быть именно уверенным в прояснении того, что это самое важное.
Ответ: Не надо верить ни во что, не поддаваться ни на какие доводы посторонних. Нужно идти только в унисон со своим мнением, читать книги, которые прямо ложатся на сердце, и таким образом двигаться вперед.
Вопрос: Как подготовить себя к изучению каббалы? Что бы вы посоветовали?
Ответ: Я думаю, человек должен просто прийти на наш курс. Ничего другого я предложить не могу. Есть очень много подходящих материалов, простых и более сложных.
Самое лучшее – прийти на курс. Сегодня по интернету это очень просто.
Вопрос: Каков правильный подход к учебе, к той информации, которую человек получает о каббале через наши каналы, через ваши видеоролики, через материалы, которые он видит на наших сайтах?
Ответ: Ему нужно понять, что в мире нет более высокого, особого занятия, чем изучение науки мироздания, науки постижения высшей управляющей силы. Если у него есть такое влечение, то ему действительно повезло, и это надо реализовать. Пусть не теряет зря времени.
Вопрос: Когда человек начинает интересоваться каббалой, делает первые шаги, как в правильной форме установить себя по отношению к окружающему миру, ко всему, что происходит вокруг него, начиная от безумного моря информации и заканчивая ближними людьми – семья, дети, работа и т.д.? Какой должна быть правильная форма, которая бы не мешала, а помогала ему?
Ответ: Я думаю, что когда человек начинает заниматься вопросами мироздания, себя, своей цели, то все остальное для него смещается и становится на несколько ступеней ниже по важности.
У него превалирует именно стремление познать свою судьбу, свой мир, высшую силу, которая им управляет. За этим он и должен идти.
Из ТВ программы "Каббала экспресс", 19.07.2021
С чего начать изучение каббалы?
"Знай, до начала творения был высший, все собой заполняющий свет..."
Вопрос: Если человек автоматически привыкает читать, допустим, Книгу Зоар, или псалмы, или молиться, развивает ли его это?
Ответ: Да. Если он все время занимается этим, то либо Книга Зоар, либо любые другие правильные источники начинают воздействовать на него, и мы видим, как он меняется.
В этом, в принципе, и заключается их смысл. Откуда мы еще можем взять высшую силу, высшую энергию, высшее воздействие на нас? Мы должны притянуть их на себя.
Влияние высшей силы возникает именно в результате учебы, чтения, изучения первоисточников и главное – нахождения в особых сферах, в особых маленьких коллективах – десятках, которые могут организовывать для человека подходящее окружение, когда он просто попадает под их воздействие и готов меняться. А если даже не очень готов, они все равно меняют его.
Вопрос: Рекомендуете ли вы в таких десятках два-три раза в день читать первоисточники, чтобы это стало привычкой человека?
Ответ: Да. Но это не всё. Всё-таки чтение первоисточников зачастую происходит один на один – ты и первоисточник. А когда есть ты и окружающая тебя среда, то есть не неживая, растительная, животная, а человеческая – особые люди, которые демонстрируют тебе правильные взаимоотношения и требуют от тебя того же, тогда получается, что вы сами подтягиваете себя к духовным уровням.
Вопрос: Многих людей с детства обучают молиться, читать псалмы, и человек автоматически читает их, поскольку ему сказали, что за это он получит какое-то вознаграждение и в этом, и в будущем мире.
А если его не приучать к этому с детства, то он начинает задавать вопрос: "Для чего я читаю?" Ведь он не ощущает наслаждения в этих текстах, не понимает их. Как здесь развить привычку? Или привычка заключается в усилиях? Вы как-то говорили, что прилагать усилия – это и есть привычка.
Ответ: Относительно. Все зависит от общества. Самое главное – создать правильное окружение для любого человека, для любых компаний, обществ, народов, чтобы каждый желающий нашел для себя то окружение, в котором он мог бы правильно развиваться.
Книгу Зоар можно раскрыть на любой странице и найти, практически, то же самое, что и на других. Она все время говорит об одном: как войти в контакт с Творцом. В нашем мире у нас нет никаких других проблем, кроме как соединиться с этой единственной управляющей Высшей силой.
Если я с Творцом в контакте, значит, я знаю, почему со мной все так происходит, кто я такой, какие мои состояния будут в дальнейшем. Я сам для себя – Вольф Мессинг. Как будто у меня есть волшебная палочка или золотая рыбка.
При наличии контакта с Творцом я обеспечен всем: знаниями, чувствами, настоящим, будущим. Никаких приключений, никаких страданий – все в моих руках.
Из ТВ программы "Сила Книги Зоар" №15
Книга Зоар имеет двойное действие.
Во-первых, если мы хотим развиваться и читаем ее терпеливо, систематически, в определенных условиях, с намерением развиться, то через нее, сквозь занятия ею, на нас нисходит особая развивающая сила.
Во-вторых, каждый раз в мере нашего развития, мы будем больше ощущать и понимать, что говорится в книге на том уровне, который мы достигаем.
А сама книга охватывает все духовные слои до самого конца. Ты можешь читать ее, сколько понадобится, чтобы дойти до своего полного духовного возвышения.
Вопрос: Но потом она уже не нужна?
Ответ: А потом – всё. Ты уже все знаешь, все понимаешь, все умеешь.
То есть можно читать Книгу Зоар сто лет и при этом не подниматься, ничего не получать. А можно читать ее так, что в течение пяти - десяти лет она поднимет тебя до своего конечного уровня.