Записи в разделе 'Изучение каббалы'
Слышать и видеть

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Существует несколько видов восприятия информации. Если человек слушает преподавателя в университете с целью получения знаний – это одно. Если он слушает товарища, рассказывающего о драматической ситуации в семье, и сопереживает ему – это другое. И третье – человек слушает своего единомышленника по группе, чтобы объединиться с ним и раскрыть замысел природы.

Есть ли между этими ситуациями какая-то разница?

Ответ: Разница огромная. Особенно, когда товарищи пытаются достичь высшую цель природы, потому что это их объединяет. Каждый работает против себя, чтобы соединиться с другими.

Здесь уже имеет место четкая классическая коммуникация, выше своего эгоизма, когда ты должен обязательно подняться над собой, чтобы соединиться с другим и вместе с ним почувствовать, как ты вникаешь в третье – в саму схему мироздания.

Вопрос: Что означает в духовном "видеть" и "слышать"? Это особый уровень коммуникации?

Ответ: Слышать – это работа на отдачу. Видеть – переход от отдачи к получению ради отдачи.

Реплика: Даже в первоисточниках сказано: "Слышат голос Творца".

Ответ: Да. Есть те, кто слышат, т.е. работают в свете Хасадим. А есть люди, которые даже видят – работают в свете Хохма.

Из ТВ программы "Коммуникативные навыки", 14.08.2020

Условия восприятия информации

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Есть несколько способов для улучшения навыков слушания. Во-первых, рекомендуется избегать отвлекающих факторов, особенно сейчас, при виртуальном обучении. Дело доходит до того, что очень многие просто отключают свои экраны. Что здесь можно посоветовать?

Ответ: Нужно постоянно затевать дискуссии, вопросы и ответы, проводить ролевые игры – в общем все, что можно, чтобы сделать обучающихся участниками своего мероприятия.

Реплика: Во-вторых, советуют уточнять услышанное. То есть лектор должен все время задавать какие-то вопросы.

Ответ: Да, на этом основывается проведение семинаров.

Вопрос: Причем вопросы надо задавать открыто, чтобы обеспечить понимание остальных. Обычно вы требуете от учеников сконцентрироваться на вопросах других товарищей. С какой целью вы это делаете?

Ответ: Если ученик говорит по делу, то не имеет значения, как он формулирует вопрос, т.к. ответ на него все равно актуален для всех. Поэтому нет глупых, простых, ненужных или посторонних вопросов, если люди спрашивают по делу. 

Иногда я им резко отвечаю. Например, сегодня на уроке один ученик спросил меня то, что мы проходим на первом-втором занятии по каббале. А вокруг сидят люди, которые занимаются по 20 лет. Поэтому я ему резко ответил, что надо читать первоисточники.

Вопрос: Еще считается, что информация передается слушателю через позу говорящего. Как вы думаете, это важно – смотреть в лицо человеку и кивать головой?

Ответ: Сегодня, когда мы имеем дело с дистанционным обучением, не думаю, что это настолько важно. Ну что я могу передать своим телом? Я три часа сижу в одной позе и передаю информацию. Практически, это вещающая голова.

Из ТВ программы "Коммуникативные навыки", 14.08.2020

Предыдущие сообщения на эту тему:

Слушать и быть услышанным

Информация – это посыл

Примеры и восприятие информации

Взаимодействие лектора с аудиторией

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Предположим, люди страдают от одиночества, и вас пригласили дать лекцию, как выйти из этого состояния. Должны ли вы знать все, что касается этой темы, прежде чем говорить о ней?

Ответ: Я расскажу им, что человек существует один на один со своей душой, со своими запросами. Он приходит в этот мир и уходит из него один. И то, что он может обрести в этом мире, он не получит больше нигде. Поэтому наш мир так важен.

А одиночество дается нам для того, чтобы мы больше поняли себя, почувствовали через него этот мир и т.д. То есть я бы превозносил качество одиночества и объяснял, как его правильно использовать.

Вопрос: К выступлению лучше готовиться одному или в коллективе?

Ответ: Лучше, конечно, в коллективе. Ведь ты идешь выступать перед большой аудиторией, и здесь желательны советы многих.

Вопрос: Вы считаете, обязательно репетировать свое выступление?

Ответ: Нет. Но зачастую я предварительно набрасывал себе несколько предложений, две-три строчки. 

Вопрос: Как можно расположить к себе аудиторию?

Ответ: Показывать им, что они тебе очень важны, небезразличны, что ты хочешь рассказать им что-то полезное для них, проявить немного тепла.

Вопрос: Чем лучше закончить выступление?

Ответ: Тем, что впереди их ждет только хорошее. Человеку это очень важно.

Из ТВ программы "Коммуникативные навыки", 14.08.2020

Предыдущие сообщения на эту тему:

Согласно желанию публики

Передать аудитории свой посыл

Таблетка от одиночества

Искусство слушать. Серия лекций "Коммуникативные навыки"

Мой собеседник: Михаил Санилевич, преподаватель Международной академии каббалы.

Как правильно слушать и слышать…

Контакт сердец

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Слушать другого можно с целью получения информации, а можно – с целью сопереживания, понимания собеседника. Что значит "слышать" с точки зрения каббалы?

Ответ: С точки зрения каббалы – это контакт сердец, когда я желаю ощутить то, что чувствует мой товарищ.

Слушать и чувствовать – это разные вещи. Когда я чувствую другого, мне не нужны его слова, я просто "пью" все, что в нем есть, и это входит в меня и наполняет. А слушать – это просто слушать, как радио.

Если я слушаю товарища как каббалист, то делаю это с определенной целью: чтобы мое внимание помогло мне сейчас соединиться с товарищем и между нами возникли бы общие чувства, мысли, желания, стремления. Тогда мы будем сообща работать над одной общей целью, к которой стремимся, – к раскрытию Творца.

Вопрос: На курсах интегрального воспитания мы, как правило, сидим в кругу и обсуждаем заданную тему. При этом каждый высказывает свое мнение, а остальные слушают. Как мне услышать другого?

Ответ: Ты должен включиться в этого человека, ощутить, что у тебя с ним какие-то общие жизненные, духовные цели. Тогда это получится.

Из ТВ программы "Коммуникативные навыки", 14.08.2020

Предыдущие сообщения на эту тему:

Увидеть внутренний мир ближнего

Научиться слушать друг друга

Контакт на чувственном уровне

Цель передачи информации

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Есть разные формы подачи информации. Сообщения обычно занимают до десяти минут. Доклад может идти от десяти минут до трех часов. Лекции в среднем длятся полтора часа. 

Из вашего опыта выступлений, какая наиболее эффективная форма передачи информации для развития человека, объединения между людьми, приобретения коммуникативных навыков? Или это все зависит от цели?

Ответ: Конечно, это зависит от цели.

Информация может быть любой: звуковой, зрительной и т.д., а также духовной. В нашем мире она передается речью, текстом, музыкой, картинками. Все это раскрывает внутренний мир человека.

Информация должна заполнить все, что в человеке готово воспринять ее. А человек должен уже побеспокоиться о том, чтобы правильно ее воспринять, подготовиться к приему определенного объема информации. Это самое главное.

Передача информации – это возбуждение в человеке определенных внутренних схем, которые нужно реализовывать.

Он должен пробуждать в себе конкретные формы связи, замыкающие в его сознании определенные цепи в чувственном, зрительном и, в основном, духовном восприятии, чтобы создать в себе такие формы, которых нет в нашем мире, и таким образом правильно воспринять картину, которую я желаю ему передать.

Из ТВ программы "Коммуникативные навыки", 14.08.2020

Предыдущие сообщения на эту тему:

Информация – это посыл

Невербальная передача информации

Вербальная передача информации

Информация – это посыл

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Публичным выступлением можно считать любую речь, адресованную нескольким слушателям.

Они могут быть информирующими, развлекательными и агитирующими. К какому виду можно отнести ваши ежедневные уроки? Ведь вы не просто передаете информацию, как в университете.  

Ответ: С одной стороны, мои уроки – это публичные выступления, потому что к ним подключаются представители всех народов, профессий и уровней из разных стран, со всех материков.

С другой стороны, это лекционные выступления, поскольку в процессе урока идет разбор материала с вопросами и ответами. Обычно лекция проводится на определенную тему, которая разбивается на несколько небольших тем, представляющих интерес для изучающих каббалу.

Любая информация проходит через желания человека и поэтому формирует, изменяет его. Моя задача заключается именно в том, чтобы человек, работая над собой, стал меняться. 

Вопрос: Но вы заинтересованы, чтобы он знал этот предмет?

Ответ: Конечно. Это самое главное. Я обучаю не приобретению большого количества знаний, а качеству восприятия. Результат зависит от человека. А я должен выдать все, что могу, в самом близком для правильного восприятия виде.

Вопрос: Есть ли разница, слушать ваши лекции вживую или в записи?

Ответ: Все зависит от воспринимающего. Читая книги или просматривая фильмы в записи, мы можем плакать, смеяться, переживать. Они на нас влияют даже, может быть, больше, чем сцены из реальной жизни.

Вопрос: Действительно, кто-то написал книгу несколько сот лет назад, а человек сейчас читает и переживает, плачет. Значит, в книге заложена какая-то энергия?

Ответ: Это информация, это энергия, это посыл!

Вопрос: Но когда это происходит онлайн, неужели ничего не меняется? Допустим, сейчас мы разговариваем, а кто-то прослушает нашу беседу через неделю. Это по воздействию то же самое?

Ответ: Не имеет значения. Эта информация находится в эфире, и тот, кто к ней подключается, воспринимает ее так, как будто мы говорим с ним сегодня.

Из ТВ программы "Коммуникативные навыки", 14.08.2020

Предыдущие сообщения на эту тему:

Учиться каждый день

Посредник между душами и Творцом

Взаимосвязь учителя и ученика

Блиц-ответы каббалиста 24.07.2020. ч.2

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Что вам пригодилось в жизни из того, что вы учили в школе, в институте?

Ответ: Пригодились какие-то знания, для того чтобы можно было понять, объяснять. Но, в общем-то, очень мало.

Вопрос: Чему вас научила жизнь?

Ответ: Что я ничего не знаю, ничего не понимаю. И вообще, я – ничто.

Вопрос: Чему вы научились у своего учителя?

Ответ: Не надо переживать о том, что я – ничто.

Вопрос: Вы учитесь у своих учеников? Поделитесь, как и чему?

Ответ: Я смотрю на них и понимаю, что их путь тот же, которым прошел я. И меня это радует.

Вопрос: Чему бы вы хотели еще научиться?

Ответ: Быть человеком.

Вопрос: А какие навыки нужны для этого?

Ответ: Любить и отдавать. 

Вопрос: Вы только обучаете или есть время, когда вы сами обучаетесь?

Ответ: Я обучаюсь самостоятельно, когда остаюсь наедине с собой. Для этого мне не нужны книги. Иногда я подсматриваю что-то из того, что записано в компьютере. Но, в общем, обучение – это внутренний процесс.

Вопрос: То есть у вас нет такого, что вы сидите и читаете какую-то книгу, чтобы приобрести знания, навыки?

Ответ: Конечно же, есть такие книги из сочинений Рабаша и Бааль Сулама, и я их читаю.

Вопрос: На какой вопрос вы не знаете ответа?

Ответ: "Кто я?"

Вопрос: Какой вопрос вы хотели бы задать мудрецу?

Ответ: Никакой. У меня были такие возможности. Я знаю, что мудрые люди просто сидят, молчат и этого им достаточно.

Вопрос: Как вы сдерживаете себя, чтобы не дать лишнюю информацию ученикам?

Ответ: Я люблю их.

Вопрос: Что вы можете посоветовать ученикам, которые видят постоянные противоречия в ваших ответах?

Ответ: Подождать.

Из ТВ программы "Навыки управления", 24.06.2020

Предыдущие сообщения на эту тему:

Блиц-ответы каббалиста 24.07.2020. ч.1

Блиц-ответы каббалиста, 30.07.2020

Блиц-ответы каббалиста, 16.07.2020

Блиц-ответы каббалиста 24.07.2020. ч.1

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Для того чтобы лучше усвоить информацию, необходима практическая работа с текстом: определить основную тему, составить резюме, упростить статью, попытаться объяснить ее своими словами. Всю эту работу лучше делать одному или вместе с товарищами?

Ответ: Это зависит от человека. Предпочтение отдается работе вместе, но только в том случае, если они на это способны.

Вопрос: Вы обучаете своих учеников по первоисточникам. А на курсах интегрального воспитания мы не пользуемся ими. Возникает проблема: вокруг чего объединяться?

Ответ: Вы объединяетесь не вокруг первоисточников, а вокруг идеи, вокруг высшей силы, которая сейчас направляется к вам и соединяет вас. Только так.

Вопрос: Существует ли связь между развитием желаний и умственным развитием?

Ответ: Никаких связей нет. Для того чтобы быть мудрецом, не нужно много ума. 

Вопрос: Кто такой мудрец?

Ответ: Мудрец – это тот, кто приобрел огромное количество знаний о связях всех явлений в мире.

Вопрос: Как развить коллективный интеллект? Можно ли развивать коллективные чувства или это природное явление?

Ответ: Нет, это не дано от природы. Над этим надо много и тяжело работать. Все зависит только от раскрытия сердец, чтобы достичь одного единого желания. В нем все и выяснится.

Вопрос: Появятся ли в будущем социальные профессии, для которых понимание при обучении будет не важно?

Ответ: В моем понимании, мы уже находимся в этом будущем. Нам надо просто закончить свое исправление.

Вопрос: Чем меньше человек знает, тем уверенней он в своих знаниях и их безграничности. В чем причина такого явления?

Ответ: В том, что он мало знает. Ему не в чем путаться.

Вопрос: Сегодня образование делят на три области: знания, навыки и ценности. Что необходимо человеку из этого арсенала, чтобы выжить и развиваться в новом мире?

Ответ: Я бы не советовал ни одного, ни второго, ни третьего. Чтобы выжить в сегодняшнем мире, нужна правильная среда. Только она.

Вопрос: Понимание – это чувственный процесс. Оно состоит из разума и чувств. Сказано мудрецами: "Сердце понимает". Что это значит?

Ответ: Сердце понимает в той мере, в которой может чувствовать, а за чувствами идет разум.

Вопрос: Должен ли учебный процесс быть построен на ускорении осознания зла нашего эгоизма и быстрого его изменения?

Ответ: Да. Но это нельзя сделать искусственно. Это придет само.

Вопрос: Где хранятся знания: в разуме, желаниях или намерениях?

Ответ: Нигде. Знания хранятся вокруг нас, в воздухе. Это поле, в котором они находятся. К нему надо подключаться и черпать оттуда знания.

Из ТВ программы "Навыки управления", 24.06.2020

Принципы эффективного обучения

каббалист Михаэль ЛайтманРеплика: Существует несколько принципов эффективного обучения.

Во-первых, необходимо время, чтобы осознать практику нового навыка или умения. Говорят, чтобы стать специалистом, нужно минимум 10 лет.

Ответ: Да. В каббале даже больше. Без усилий невозможно приобрести знания.

Реплика: Во-вторых, необходим постоянный доступ к лучшим учителям.

Ответ: Но для этого у нас есть источники. С тех пор как не стало моего великого учителя Рабаша, я не вижу, кем его заменить. Это невозможно. Он был последним из могикан, и теперь мы идем к полному исправлению по его методике.

Реплика: Я имел в виду, что сегодня, благодаря интернету, можно учиться у самых лучших учителей.

Ответ: Дело не в этом. Просто в мире нет учителей уровня Рабаша. 

Реплика: Еще одним из важных принципов является визуальное усвоение информации. Говорят, что от 50 до 90% ресурсов головного мозга расходуется на зрительное восприятие. Но вы на лекциях редко используете такие средства, как презентации или даже чертежи.

Ответ: Дело в том, что духовные состояния невозможно изобразить графически. Поэтому в каббале они почти не используются.

Был период, когда ко мне пришло много новых учеников, и для них буквально каждый урок я чертил, рисовал, изображал. Но они продвинулись вперед, и сегодня им не нужны эти чертежи. Они воспринимают их внутренне, умозрительно.

Из ТВ программы "Навыки управления", 24.06.2020

Предыдущие сообщения на эту тему:

Преимущества устной передачи информации

Не через разум, а через чувства

Что такое искусство учиться?

Каждый день с нового листа

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Обычно считается, что в начале каждого занятия важно коротко повторить то, о чем говорилось на предыдущем занятии. Почему вы этого не делаете?

Ответ: Потому что не хочу, чтобы человек начинал новый лист с повторения прошлого, со старого листа. Ему это не нужно. Он должен прийти пустой. Пустой!

В каббале не так, как во всех остальных методиках, согласно которым сначала повторяют пройденный материал, а потом идут дальше. Мы каждый день начинаем с нового.

Иногда бывает, что мы по каким-то причинам не закончили тему. Тогда можно немного повторить. Но в общем – нет. Об этом сказано: "Чтобы всегда это было новым в твоих глазах".

Реплика: В обычных методиках очень эффективны опросы, тесты, упражнения, чтобы понять, что учащиеся запомнили материал. Вы никогда не проверяете знания, не проводите тесты, экзамены. 

Ответ: Я не хочу заставлять учеников запоминать. Я хочу, чтобы они просто чувствовали, что должны внутренне меняться. Разве я могу проводить тесты на их внутренние изменения?

Реплика: Иногда вы даете домашнее задание, но никогда не проверяете его.

Ответ: А зачем? Я считаю, что если человек хочет быть моим учеником, он должен постоянно думать о том, что услышал от учителя.

Из ТВ программы "Навыки управления", 24.06.2020

Предыдущие сообщения на эту тему:

Учиться каждый день

Постигать информацию

Не доверяй бумаге того, что предназначено для сердца

Зависть умножает мудрость

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Что означает выражение мудрецов: "Зависть умножает мудрость"? О чем речь?

Ответ: О том, что когда я смотрю на мудрецов, моя зависть к ним толкает меня к обучению, познанию, чтобы стать подобным им.

Сказано, что зависть, почести и уважение выводят человека из этого мира, то есть поднимают его на более высокий уровень, чем тот, на котором он сейчас находится.

Реплика: Еще Аристотель отмечал, что люди, в основном, завидуют тем, кто к ним близок по времени, месту, возрасту, славе.

Ответ: Естественно, ведь я не могу завидовать тем, кто жил несколько тысяч лет назад.

С человеком, которому я завидую, у меня должны быть какие-то общие уровни понимания, ощущения. А Юлий Цезарь или Тамерлан чересчур далеки, непонятны мне. Я должен представить себе объект зависти, понять, что бы я ощущал на его месте, и тогда я могу завидовать.

Из ТВ программы "Коммуникативные навыки", 07.08.2020

Предыдущие сообщения на эту тему:

Зависть – средство продвижения

Завидуйте!

Полезная конкуренция

Учиться каждый день

каббалист Михаэль ЛайтманРеплика: Все обучающие системы и практики, в принципе, рассчитаны на усиление восприятия информации. Умным считается человек, который может запомнить больше информации, а потом ее использовать. Такие люди очень продвинутые и зарабатывают много денег.

Ответ: Зарабатывать деньги, продвигаться в нашем мире — это ничего не значит. Умным считается человек, который впитал все, что ему дали, и забыл.

Что значит забыл? Спросите меня о чем-то. Я вроде ничего не знаю, ничего не помню. Но стоит начать решать какую-то задачу, и увидишь, что я действительно что-то знал, что-то учил. Я всю жизнь учусь.

Реплика: Для того чтобы не забывать информацию, в первые сутки полезно повторить материал. Вы тоже всегда советуете перечитывать в течение дня статью, пройденную на уроке.

Ответ: Да. Но это кратковременное запоминание.

Вопрос: Еще вы советуете учиться понемногу, но каждый день. Почему? 

Ответ: Потому что мозг постоянно впитывает небольшое количество информации. Мы должны менять человека. И если ты каждые сутки не кормишь его как маленького ребенка, то он не меняется.

Если он приходит на курсы раз в несколько дней, то между посещениями ты на него не действуешь, и он получает совершенно другие впечатления от нашего мира. Поэтому ежедневные занятия просто обязательны! Об этом сказано: "Пропустив один день, ты теряешь на этом два дня".

Наша работа заключается во внутреннем изменении человека.

Из ТВ программы "Навыки управления", 24.06.2020

Предыдущие сообщения на эту тему:

Признак восприятия информации

Что такое искусство учиться?

Век живи, век учись

Эпоха просвещения и эмансипация, ч.2

каббалист Михаэль ЛайтманКакая польза от каббалистических знаний?

Вопрос: Какая польза человечеству от каббалистических знаний? Что в них особенного?

Ответ: Дело в том, что каббалистические знания необходимы для людей, которые интересуются смыслом жизни, для чего она им дана. Ведь человек в отличие от животного иногда спрашивает себя: "Что же мне делать?" – и начинает искать смысл жизни: откуда я, для чего я здесь, куда я прихожу после того, как покидаю этот мир.

Если такие вопросы мучают человека, то он уже не может отказаться от стремления постичь их. Потому что вся остальная жизнь – это просто поддержка существования, которая не имеет смысла, поскольку жизнь конечна. Какой же смысл поддерживать ее, если ты в итоге не достигаешь какого-то более высокого предназначения?

Так чувствуют себя определенные люди, имеющие "точку в сердце", то есть желание, которое устремляет их познать смысл жизни. Они к этому стремятся и рассказывают об этом всем остальным, кто тоже желает постичь суть существования.

Продолжение следует…

Из ТВ программы "Системный анализ развития народа Израиля", 05.08.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

Эпоха просвещения и эмансипация, ч.1

Что дает Каббала человеку?

Духовный поиск

Отрывки из уроков 25.06.2020

каббалист Михаэль ЛайтманИз урока на тему "Вера выше знания"

Почему происходит такой парадокс, что с годами по мере учебы нам становится все труднее понимать учителя? Дело в том, что в начале мы изучаем простые понятия и воспринимаем их в своем разуме, как привыкли учиться всем наукам этого мира. Это понятно каждому и тут пока нет ничего, что было бы выше нашего разума и чувства.

Но затем мы начинаем приближаться к действию, которое реализуется не внутри нашей природы, не в эгоистическом желании, а в желании отдавать. Желание отдавать - это ступень Бины, а желание насладиться – ступень Малхут, и мы хотим перейти со ступени Малхут на ступень Бины.

Поэтому мы сейчас начинаем изучать такие явления, которые не укладываются в нашем уме, а воспринимаются в другом, в высшем разуме. Мы изучаем состояние, в котором Малхут поднимается в Бину и начинает вести себя подобно Бине. А потому все меньше и меньше понимаем из того, что говорит учитель.

Что же делать? Постепенно, не за счет разума, а за счет света, возвращающего к источнику, в той мере, насколько я присутствую на уроках, семинарах, работаю в группе, я своими действиями пробуждаю свет, возвращающий к источнику. И не важно, насколько я умный, ведь сказано, что "Не умом учатся". Свет воздействует на меня и дает мне новое свойство: свойство Бины или силу веры.  

Вот тогда я начну понимать. А до этого я не пойму, потому что у меня нет таких клеток в мозгу и сердце, которые могли бы воспринять духовную информацию. Мы сейчас проходим именно эту трансформацию: как перейти в состояние, где мы сможем воспринимать реальность не на ступени Малхут, а на ступени Бины. Это переход из этого мира в высший мир.

Из утреннего урока 25.06.2020

Предыдущие сообщения на эту тему:

Отрывки из уроков 24.06.2020

Отрывки из уроков 23.06.2020

Отрывки из уроков 19.06.2020

Страница 23 из 109« Первая...2122232425...Последняя »