Записи в разделе 'Изучение каббалы'
Каббала – это язык чувств

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Как работать с нежеланием изучать "Введение в науку каббала" ("Птиху")?

Ответ: Так же как в нашем мире есть физики и лирики, гуманитарии и технари, так и в каббале. Есть люди чувственные по своей природе.

Они приходят к науке каббала, и для них связь с Творцом проявляется через более чувственные тексты, выражения, может быть, песни, танцы, какие-то ощущения. А есть люди, которые подходят к миру технически. Для них важен чертеж: ты им нарисуй, и они поймут. Или они хотят, чтобы все было строго систематизировано и т.д. 

Поэтому нам очень важно учить и то, и другое. А дальше уже человек станет сам специализироваться. В каждой группе будут попадаться и более чувственные, и более практические, но мы должны идти по общему пути.

А общий путь тот, который нам дали Ари и Бааль Сулам: ты смотришь на чертежи и видишь в них не графическое изображение, а изображение чувств. Я могу нарисовать какую-то заковырку, и вместо того, чтобы говорить о ней 10 минут, ты посмотришь на нее, и тебе станет ясно, о чем она, так же как мы передаем свои чувства словами.

В принципе, вся каббала – это язык чувств, потому что основа творения – это желание.

Из урока на русском языке, 04.04.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

И чувства, и механика

Каббала – сочетание лирики и прагматики

Раскрытие – в чувствах

От чего зависит желание изучать каббалу?

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: От чего зависит желание к изучению науки каббала?

Ответ: Стремление к Творцу зависит от решимо (духовная информационная запись), которое раскрывается в человеке. Это не просто вопросы о смысле жизни и о ее никчемности, ведь ответы на них могут быть чисто земные.

В человеке возникает настоятельный вопрос о сути существования выше того, чтобы наполнять себя. Мне не важно, как я буду жить, каким образом наполняться, что у меня будет, и как я закончу свою жизнь. Мне важно понять ее внутренний смысл! Откуда она, зачем мне дана? Что это за феномен – жизнь? Что он собой представляет?

Когда в человеке появляется этот вопрос, тогда ему действительно необходимо раскрыть замысел творения. То есть сам Творец – это непонятно что. Но если замысел, мысль, с которой все создано: "Зачем? Почему? Для чего? Как? Кем?" – тянет человека, тогда он приходит к изучению каббалы и остается в ней.

А если его случайно завлекло в каббалу другими вопросами, менее целенаправленными к внутреннему смыслу жизни, тогда он уходит. Поэтому сказано, что тысяча входит в темную комнату и лишь один остается, идет дальше к свету.

Из урока на русском языке, 04.04.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

От чего зависит предрасположенность к науке каббала

Какие люди приходят в науку каббала?

Кто предрасположен к науке каббала?

Мир требует поторопиться

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Как при чтении "Введения в науку каббала" (Птихи) или "Учения Десяти Сфирот" (ТЭС) Рабаш учил вас ощущать и чувствовать материал строения Высших миров?

Ответ: Никак. Он просто терпеливо обучал меня до тех пор, пока я не начал что-то ощущать. Никак по-другому! Он не толкал меня вперед.

А я вас толкаю. И у меня для этого есть основание: мир развивается угрожающе быстро и вынуждает нас соответствовать тем неправильным, искаженным формам, которые он принимает. Если бы не это, я бы не спешил.

Вы правы, что мы немного гоним материал, и вы не понимаете, что от вас требуется. Но вы преодолеете. Раз мир сегодня стал таким, значит – вы сможете.

Из урока на русском языке, 04.04.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

Уровни духовной работы

Как прийти к пониманию в чувствах?

Как перевести каббалистические термины в ощущения

Переводить слова в чувства

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Когда человек изучает музыку, он сначала проходит нотную грамоту и только потом, после продолжительных упражнений на инструменте, приобретает способность, пробегая глазами по нотам, ощущать мелодию. Но у нас, мне кажется, происходит немного по-другому.

Когда мы изучаем "Введение в науку каббала" (Птиху), мы занимаемся намерением, и эта "нотная грамота", которая должна все равно оставаться в мозгах, почему-то утекает от нас. Столько лет мы изучаем и до сих пор не можем запомнить динамику, которая происходит с духовными объектами.

Необходима ли сначала какая-то базисная система знаний Птихи (ее динамика, взаимодействие между собой духовных объектов, их переход из одного состояния в другое), прежде чем начать переводить это в чувства?

Ответ: Нет. В этом нет никакой необходимости.

Попытайтесь представить себе, что значит сокращение (цимцум), затем исторжение света из вас, ощущение стыда и решение принимать свет только ради Творца. Это самое начало "нотной грамоты", без которой невозможно научиться играть, т.е. получать свет, исторгать его, принимать свет в новых облачениях и т.д. Что же может быть элементарней?

Мы уже стоим на пороге входа в духовное и должны начинать ощущать это, должны начинать играть. Теоретически мы проигрывали это уже много раз, только не совмещали наши чувства со словами, не придавали словам чувства, и поэтому не входили в Высший мир, не трогали свою душу. А сейчас нам необходимо это делать, надо пытаться каким-то образом вызывать это в себе. 

И тогда вы станете ощущать, насколько вы "в деле" или нет, будете переживать за это, работать более действенно. Возможно, часть из вас оставит это, потому как не почувствует в этом необходимости. Может быть, кто-то не будет воспринимать это чувственно, а продолжит заниматься чисто механически еще несколько лет, и только потом присоединится к группе в ее чувственном движении.

Поэтому не надо никого ни выгонять, ни заставлять, ни понукать. Но я буду двигаться вперед. Я ориентирую себя на самую продвинутую часть мировой группы. И мне кажется, что в каждой группе в мире есть люди, которые уже в состоянии начинать думать чувственно, а не просто словами, действиями, объектами нашего мира. Именно высшими духовными чувствами.

Вопрос: Когда мы проходим состояния пустоты или чувствуем, что опускаемся, как сохранить равновесие между подъемом и падением, между опустошением и наполнением?

Ответ: Только лишь внутри группы. Потому что в таком состоянии, когда вы находитесь внутри группы, у вас все это компенсируется. Вы можете проходить любые состояния, но они никогда не будут во вред вам, не будут вас выбрасывать, задерживать. Одни ноты станут добавляться к другим, и всегда будет гармония.

Из урока на русском языке, 04.04.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

И чувства, и механика

Как взращивать духовные чувства

Как перевести каббалистические термины в ощущения

Потребность задавать вопросы

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Есть ученики, у которых в течение многих лет не возникает потребности задавать вопросы. Это нормально или нет? Тормозит ли это их продвижение?

Ответ: Это зависит от природы ученика. Передо мной каждый день сидят примерно 400 человек. Из них постоянно задают вопросы всего лишь человек 20. Я их уже знаю на память. Эти люди не могут иначе, они должны учиться в диалоге с учителем. Им надо обязательно задать вопрос и услышать ответ именно для себя. А иначе они не слышат.

Слышат ли они то, что говорят другие, – это большой вопрос. Поэтому, с одной стороны, у меня к ним есть претензии. С другой стороны, я понимаю, что им надо точно слышать ответ на свой вопрос. Включение в другие вопросы для них проблема.

К счастью, таких немного. Вы их тоже уже знаете. Но ничего не сделаешь. Без них не было бы вопросов. А если нет вопросов, то все-таки чего-то не хватает. Так что, пусть будут.

Это все зависит от характера, структуры человека. Поэтому не переживайте, что вы учитесь молча, не задавая вопросов. Ничего страшного. Главное, присутствуйте.

Из урока на русском языке, 04.04.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

Вопрос – это стремление к наполнению

Что такое "вопрос" в духовном?

Калейдоскоп вопросов и ответов

Включиться в общую мелодию

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Недавно мы с товарищем обсуждали порядок изучения первоисточников науки каббала и коснулись книги "Древо Жизни". Проводя аналогию с примером нотной грамоты, мы пришли к выводу, что эту книгу Бааль Сулам преподносит как некую симфонию.

Причем он абсолютно уверен, что ее читает человек, который прекрасно разбирается в музыке, и для него здесь нет секретов. А для людей, которые не совсем понимают в этом, он написал нотную грамоту попроще и назвал ее "Учение Десяти Сфирот".

Говорит ли это о том, что в Бней Барух уже сложилась такая группа, где есть и внутренняя часть из тех людей, которые понимают в "си бемолях", и внешняя часть?

Ответ: Мы должны идти все вместе, и ни в коем случае не разделять себя на классы, на группы, на уровни. Все мы являемся одной гомогенной структурой.

Мы будем изучать то, что изучаем, и вы станете чувствовать материал. Вы правильно сказали насчет симфонии, насчет того, что мы включаемся в общую мелодию, как инструмент, на котором играет Творец. Мы все время настраиваем этот инструмент на все более близкую тональность к Творцу, а Творец играет на нем.

Из урока на русском языке, 04.04.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

Каждому есть место в общей системе "Адам"

Как перевести каббалистические термины в ощущения

Читая каббалистический текст

И чувства, и механика

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Сейчас мы в очередной раз подошли к изучению "Введения в науку каббала" (Птихи), но на новом уровне, через чувство. И это так интересно, так глубоко, что мы опять пропускаем механику.

Когда мы начинаем задавать какие-то механические вопросы, то это уводит от чувственного ощущения, в которое мы входим, сбивает нас…

Ответ: Но это только поначалу. К примеру, когда люди обучаются игре на каком-то музыкальном инструменте, то сначала отрабатывается техника. Они играют гаммы, привыкают к инструменту.

А затем, когда уже владеют им, они словно соединяются с ним, и инструмент выражает их чувства – те, которые они от себя не в состоянии выразить. Я беру скрипку в руки, и она поет так, как сам я не могу. Но через ее пение, через ее тоску, через ее звуки я могу выразить себя.

То же самое здесь. Мы должны изучить сначала инструмент. Наш инструмент – это чувства. Чувства, не более того, потому что мы всего-навсего – желание наслаждаться. Это то, что создал в нас Творец

Чтобы выразить свои чувства к Творцу, мы должны пропустить их над своим эгоизмом, т.е. через желание – к товарищам. Это огромная, особенная, замечательная возможность провести свои чувства через них, потому что иначе я в Творца не попаду! 

Группа для меня является инструментом, на котором я играю. Если бы у меня ее не было, я не смог бы ничего передать Творцу. Поэтому разбиение общего желания на огромное количество желаний дает мне возможность перебирать, как по клавишам, всевозможные мелодии объединения. И из них я собираю симфонию, песнь любви к Творцу. Это чувства. Но они работают над математикой, над желаниями. 

Я не раз вспоминал на уроках своего товарища, который реставрировал в Домском соборе орган. Он рассказывал, какое это сложное устройство. У него были книги и статьи по устройству органа со сложнейшими математическими формулами, включающими диаметры, давление, тональность и прочее.

Возникает вопрос: что мы будем изучать – механику или как с ее помощью можно вызывать чувства? – Творцу нужно и то, и другое.

Почему? – Чтобы мы полностью стали владельцами желания, которое Он создал, и с помощью него могли выразить всё так, как и Он, – наше свойство отдачи относительно Его свойства отдачи. Чтобы мы могли соединиться, слиться с Ним. 

Поэтому мы не уходим в чувства в отрыве от механики. Сейчас мы не уделяем чувству больше внимания, поскольку, натыкаясь на это, не понимаем, чего от нас требуют. Мы должны развить в себе чувственное восприятие, а затем будем играть.

Мы будем смотреть на разные чертежи и плакать или смеяться – кто как. Вы не представляете, сколько есть чертежей – тысячи. Так что, о механике можете не заботиться. Будет у вас механика, какую только захотите.

Таким образом мы к этому придем. Тогда все уравновесится: и чувства, и механика. Вы сможете прекрасно играть на инструменте и выражать при этом свои чувства, чтобы и вы, и Творец были действительно в общем понимании и наслаждении.

Из урока на русском языке, 04.04.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

Как взращивать духовные чувства

Как прийти к пониманию в чувствах?

Как перевести каббалистические термины в ощущения

Статья на все времена

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Как правильно строить процесс рассуждения? Сначала надо расслабиться и отдаться потоку того, что несет Творец? Чем должно начинаться мое рассуждение и чем заканчиваться?

Ответ: Возьмите книгу "Услышанное" ("Шамати"). Это перевод тетради моего учителя, которую он записал со слов своего великого отца Бааль Сулама.

Я рекомендую вам прочитать первую статью этой книги, которая называется "Нет никого кроме Него", и постоянно перечитывать ее. В ней, практически, заложена вся основа правильного взгляда на существование, на мироздание. Этим надо заниматься.

А далее вы добавите к этой статье еще несколько подобных статей, которые стоит вам изучать, и таким образом пойдете вперед.

Из урока на русском языке, 27.01.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

Все сущее – явление Творца человеку

Изучайте труды Рабаша

Статья номер Один – с которой начинается все

Правильное отношение к первоисточникам

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Что правильно желать во время включения в первоисточники, в буквы, и как чувственно включаться в них?

Ответ: Все, что нам дано, необходимо, чтобы независимо от того, знает человек или не знает, понимает или нет, владеет ивритом или не имеет к нему никакого отношения, связать его с Творцом. Это относится к любому человеку, не важно, что он знает и понимает.

Поэтому при любом чтении или на занятиях, какую бы часть каббалы вы ни изучали, вы должны думать только об этом: "Как я могу достичь минимальной связи с Творцом?" – без всяких мудрствований. Вы увидите, что именно такое простое, я бы даже сказал, наивное отношение к тексту, работает.

Речь идет о том, какими дополнительными инструментами мы можем пользоваться, чтобы уцепиться за высший источник и начинать направлять его на себя со всех сторон.

Из урока на русском языке, 06.01.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

Надо ли вникать в смысл текста?

Как читать первоисточники?

Главное правило для чтения каббалистических книг

Почему каббалу нельзя изучать одному?

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: В процессе обучения каббале необходимы три фактора: учитель, каббалистические книги и коллектив единомышленников. То есть должна быть группа. Получается, что невозможно изучать каббалу одному?

Ответ: Очень трудно. Более того, этого недостаточно для цели, потому что ты должен развить в себе свойство, выходящее за рамки твоего эгоизма. А это можно сделать, только тренируясь в группе.

В процессе тренировки на ваших взаимных ощущениях, на раскрытии сил, связей, отношений, ты развиваешь в себе свойство отдачи, вплоть до свойства любви к другим. Так ты постепенно сближаешься с Творцом и начинаешь ощущать Его в мере подобия твоих свойств Его свойству. А Его свойство – это отдача и наполнение.

Вопрос: Значит, если нет интеракции с другими людьми, невозможно выявить в себе эгоизм? Но каждый человек находится в кругу своей семьи, на работе…

Ответ: Этого недостаточно. Здесь должны быть люди, которые вместе с тобой идут к той же цели, чтобы вы помогали друг другу.

Группа учеников – это люди, которые понимают, для чего они находятся вместе и отрабатывают между собой особую систему взаимодействий, которая в итоге проявляется в них как Творец.

А потом мы будем обязаны перенести это на все человечество.

Из ТВ программы "Основы каббалы", 20.11.2018

Практические основы методики. Цикл лекций "Основы каббалы", 2018-2019

Мой собеседник: Михаил Санилевич, преподаватель Международной академии каббалы.

Цикл лекций транслируется каждое воскресение в 21:00 изр. (21:00 мск.) на моей странице в фэйсбуке.

Содержание лекции:

– три средства духовного продвижения;

– правила каббалистической группы;

– правила каббалистического семинара;

– работа против природы и противоречия;

– личная ответственность;

– как решать проблемы;

– как стать каббалистом.

Как прийти к пониманию в чувствах?

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Вы все время говорите, что "Введение в науку каббала" (Птиху) нужно изучать больше чувствами. Я постоянно размышляю над этим. Что значит чувствами?

Ответ: Как прийти к пониманию чувствами? Это очень сложно, требует много времени – годы.

Сегодня, может быть, меньше – все-таки у нас большая группа, многие уже находятся в более-менее переходном процессе, в состоянии, которое вводит их в духовные отношения. Но вход происходит тогда, когда десятка начинает внутри себя пытаться реализовывать духовные действия.

Как этому помочь? Еще и еще раз слушать то, что мы говорим, и постоянно пытаться искать это внутри себя. Представляете, какую огромную работу делает ребенок, когда он растет? Он не понимает, чего от него хотят. Он должен догадываться, о чем говорят взрослые.

А разве у него есть интуиция, чувства, разве в нем что-то развито? Ничего! И вот он смотрит на одного, на другого и начинает думать, чего они хотят. Он открывает рот, дергает руками, ногами. И так всем своим существом он хочет ощутить, о чем говорят взрослые, почему они смотрят на него, а он не понимает. 

Так и мы, как новорожденные, входим в духовный мир, таким образом постепенно выражая себя. Это очень непросто. Намного сложнее, чем у ребенка, потому что у него с родителями существует общность чувств, общность мыслей, а у нас – нет. У нас, даже если получится какое-либо маленькое подобие, то следующее подобие будет постигаться с еще большим трудом.

Перед нами стоит очень серьезная задача адаптации к духовному миру. И поэтому надо следовать тому, что говорят каббалисты.

Из урока на русском языке, 04.04.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

Как перевести каббалистические термины в ощущения

Главное правило для чтения каббалистических книг

Раскрытие – в чувствах

Постигать информацию

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Когда человек изучает какую-то дисциплину, он сначала постигает общую картину, затем производит анализ разных деталей, а потом уже соединяет эти знания. Так и в каббале? Или не имеет значения, что изучать и как?

Ответ: Каббала изучается по той системе, которую нам оставили наши учителя, написавшие основные источники. Люди, приходящие заниматься, должны освоить "Введение в науку каббала", т.е. строение системы мироздания, и параллельно изучать, как постигается это мироздание.

В свою очередь, эта часть изучения тоже состоит из двух частей: из статей о человеке, о свободе воли, человеческом обществе, развитии человечества и т.д., а с другой стороны – о личном постижении человека.

Но два основных потока – это физика и ощущение/постижение, которые в свою очередь состоят из подчастей.

Изучение каббалы, как пишут сами каббалисты, заключается не в накоплении знаний, потому что оно ничего не дает, даже наоборот. В течение многих поколений настоящие каббалисты не только не пытались что-то запомнить – они старались забыть, чтобы каждый день по-новому охватывать знания, по-новому их воспринимать, ощущать в новых чувствах, мыслях. 

Поэтому никто не должен стремиться к тому, чтобы эти знания и чувства остались в нем. Они будут только запирать, ограничивать человека. Настоящие каббалисты стремились все забыть и молились об этом.

Реплика: Но с другой стороны, каббала – это действительно научный подход, как у Бааль Сулама. Он говорит, что необходимо заучивать на память все определения.

Ответ: Каждый день вновь заучивать, и снова понимать их по-разному. И все это лишь для того, чтобы не накапливать в себе информацию, а постигать. Мы должны подготовить себя к восприятию как можно более высшего в наших ощущениях материала.

Вопрос: Получается, что ученик воспринимает себя как лабораторию, как объект исследования?

Ответ: Да, как сенсор, который должен почувствовать духовное пространство и Творца. Человек исследует, насколько он к этому двигается, меняется, подходит для того, чтобы раскрыть это постижение.

Из ТВ программы "Основы каббалы", 20.11.2018

Предыдущие сообщения на эту тему:

Два потока информации

Что такое постижение в каббале?

Образование и постижение в каббале

Два потока информации

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Для чего Бааль Сулам написал свой основной труд "Учение Десяти Сфирот", ведь есть книги Ари, есть Книга Зоар?

Ответ: "Учение Десяти Сфирот" является базовой книгой для изучения духовного пространства.

Дело в том, что каббала состоит из двух частей: из описания системы мироздания и методики ее раскрытия, постижения.

Описание системы мироздания представляет собой основу таких книг, как "Древо Жизни", "Учение Десяти Сфирот", "Введение в науку каббала". А информация, как постичь мироздание, дается во всевозможных записях, в письмах, в статьях типа "Услышанное" и т.д. Это два абсолютно разных потока информации: духовной и научной, физической.

Из ТВ программы "Основы каббалы", 20.11.2018

Предыдущие сообщения на эту тему:

Кому предназначены труды каббалистов?

Чем особенно "Учение Десяти Сфирот"?

Что делать, если ничего не понятно?

Кому предназначены труды каббалистов?

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Немаловажный фактор в процессе обучения – это каббалистические книги. Великий каббалист Бааль Сулам оставил после себя большое наследие: статьи для широкой публики, письма для своих учеников, такие труды как "Учение Десяти Сфирот", всевозможные Предисловия и т.д. В чем суть этих статей, писем?

Ответ: Каббалист пишет на разных уровнях, в зависимости от той цели, которую он видит перед собой.

В наше время становится актуальным раскрытие каббалы массам. В принципе, необходимость в этом возникла еще в начале XX столетия. Мы видим, как Бааль Сулам популяризировал каббалу, как излагал ее для широких масс.

Вопрос: Писал ли кто-то статьи до него?

Ответ: Нет. До него писали только очень серьезные книги и только для определенного круга читателей. А он писал буквально для всех.

Вопрос: Кому предназначались его письма?

Ответ: Письма своим ученикам писали все каббалисты и всегда. Они предназначались для очень ограниченного числа людей, которые были привязаны к учителю. 

Находясь в физическом отдалении от учеников, Бааль Сулам писал им письма, в которых излагал свои мысли, давал особые рекомендации, формы, методы сближения между учениками и между учениками и Творцом

Кроме того, каббалисты всегда очень много писали для себя. В наше время – гораздо меньше, т.к. сегодня есть возможность сохранять записи в различных видах, в различных стилях для всех и вся.

Поэтому сегодня каббалисту нет причины писать какие-то особые письма или обращения. Его записи выкладываются в виртуальном пространстве в виде книг, лекций или даже фильмов. Сегодня запись информации настолько богата, проста и доступна для любого каббалиста, что ему не надо это все записывать и куда-то складывать.

Из ТВ программы "Основы каббалы", 20.11.2018

Предыдущие сообщения на эту тему:

Действие каббалистических текстов

Великий дар Бааль Сулама будущим поколениям

Великие каббалисты нашего поколения

Страница 31 из 109« Первая...2930313233...Последняя »