Очень часто человек не может оценить своего учителя-каббалиста, правильно принять его, потому что эгоизм заслоняет от него учителя.
Многие приходят и уходят с пренебрежением, поскольку ожидали, что перед ними предстанет какой-то волшебник, который, как по мановению волшебной палочки, будет изменять учеников, производить перед ними особые пасы.
Рабаш никогда этого не делал. Наоборот, это запрещено, иначе ты привязываешь человека к себе, лишая его свободы воли. Ты не можешь ему даже показать, что находишься на духовном уровне, а тем более, что ведешь, поднимаешь или опускаешь его с духовных уровней.
Здесь прослеживаются очень серьезные взаимоотношения, когда учитель должен быть ниже, а не выше ученика, как знаменитый каббалист рабби Йоси бен Кисма, живший 2500 лет назад. Он известен тем, что все время чувствовал себя ниже своих учеников, и благодаря этому продвигался.
Конечно, "ниже их" – это понятие иносказательное. Учитель по отношению к ученику как мать, которая ощущает себя ниже своего ребенка, потому что все время обслуживает его, ухаживает за ним, и все его желания для нее приказ.
Учитель может быть серьезным, требовательным, он может выглядеть даже жестоким, но все равно желания и цели учеников определяют его состояние и всё, что он соотносит к ним.
Он выставляет учебный процесс, обслуживает их во всем, и это только лишь потому, что его природа отдачи и любви вынуждает его действовать так. И даже если он строг, то эта строгость необходима для того, чтобы поскорее привести учеников к соответствующему духовному состоянию.
Из урока на русском языке, 02.12.2018