Записи в разделе 'Изучение каббалы'
История каббалы. Цикл лекций "Основы каббалы", 2018-2019 г.

Мой собеседник: Михаил Санилевич, преподаватель Международной академии каббалы.
Цикл лекций транслируется каждое воскресение в 21:00 изр. (22:00 мск.) на моей странице в фэйсбуке.

Содержание лекции:

– Как появились пространство, материя, время?

– Кто был первый человек?

– Величайшие каббалисты и каббалистические книги.

– Современная каббала…

Мои мысли в Twitter, 08.01.19, ч.2

каббалист Михаэль Лайтман ТвиттерКниги по каббале адресованы уже постигающим высший мир.

Но авторы также указывают, что их книги адресованы и еще не постигшим высший мир, поскольку изучение этих книг вызывает свет, исправляющий души и приводящий к раскрытию высшего мира.

 

Творец: "Я создал эгоизм и создал Тору для его исправления".

Если человек учит Тору не для того, чтобы понять ее умом, а чтобы ее воздействием исправить свое эгоистическое сердце, он получает силу свыше, чтобы суметь выполнять действия ради Творца.

 

Кто занимается Торой, чтобы исправить сердце (желания), называются мудрыми сердцем (хахмэй лев), потому что учат Тору сердцем, а не разумом, – ведь Тора дана для исправления сердца!

 

Исправление эгоистического намерения (ради себя, ло ли шма) на альтруистическое намерение (ради Творца, ли шма) происходит воздействием на человека светом Торы. А в намерении отдачи (ли шма) он ощущает связь с Творцом, духовную жизнь, высший мир.

 

Тора необходима для исправления злого начала, эгоизма, чтобы все действия человека были ради отдачи.

Ведь человек не в силах сам изменить себя, свой эгоизм.

И только отменяя себя в группе и изучая в группе Тору, он может исправить эгоизм на свойство Творца и ощутить Его. 

 

Занимайся Торой и ее свет возвратит тебя к Источнику, к свойству отдачи и любви, в которых раскроется Творец.

Кто стремится раскрыть Творца – тот изучает Тору.

У кого иная цель – изучая Тору, изучает мудрость, но не достигает раскрытия Творца.

 

Изучать Тору – означает привлекать изучением высший свет (Тора от слова ор – свет и от слова ораа – инструкция), который изменит его желание получать себе на отдавать Творцу и другим.

И в желании отдавать раскроется ему Творец.

 

Если учит каббалу, чтобы исправить свойство творения "желание получать" в свойство Творца "отдавать", – достигает подобия Творцу и ощущает в этом подобии наслаждение целью творения.

@Michael_Laitman

Предыдущие сообщения на эту тему:

Мои мысли в Twitter, 08.01.19, ч.1

Мои мысли в Twitter, 07.01.18, ч.1

Мои мысли в Twitter, 06.01.18, ч.2

Отрывки из уроков 08.01.2019

каббалист Михаэль ЛайтманИз урока на тему "Правильное изучение науки каббала"

При занятиях каббалой желания человека постоянно растут. Но это только с целью дать ему левую линию, поднять в нем испорченное желание насладиться, чтобы ему было, что преодолевать и с чем обратиться к Творцу. Нам необходима толща желания (авиют), над которой можно строить экран и отраженный свет.

Отраженным светом мы говорим Творцу: "Хотя Ты дал нам желание насладиться, но мы строим над ним желание отдавать за счет сокращения, экрана и отраженного света. И все это с помощью света, возвращающего к источнику, который называется "Тора". Творец облачается в эти исправления в виде прямого света, и происходит слияние Творца с творением.

 

* * *

Мы должны принести Творцу нашу разбитую душу, но сначала нам нужно ее раскрыть. Творец знает, что разбил ее и все приготовил, но нам надо прийти к этому открытию, которое называется осознанием зла. Мы хотим соединиться, чтобы раскрыть Творца между нами, и не можем это сделать, потому что разбиты. Надо принести Ему этот разбитый сосуд души, пусть склеит его! И когда Он исправляет сосуд, то облачается вовнутрь.

Мы должны прийти с этим сосудом и попросить его исправить, словно маленький ребенок в слезах приносит матери разбитую тарелку. Больше нечего раскрывать в этом мире: была одна целая душа, а Творец разбил ее. Теперь нам нужно обнаружить это разбиение и попросить его исправить, а потом наполнить. Два вида действия: исправление и наполнение, которые мы должны вызвать. 

 

* * *

Сердце – это желание, которое сначала испорченное, черное. Как сказано: "Сердце человека злое с рождения". Поэтому надо исправить его на отдачу, чтобы любило ближнего. Вместо того, чтобы любить себя, сердце полюбит других.  Согласно тому, насколько человеку удастся выйти из себя навстречу товарищам и связаться с ними, построив с ними общее кли, в них может облачиться Творец. Это называется исправленным сердцем.

Сердце одного человека не может быть исправленным. Но если десятка соединяется сердцами, становясь одним человеком с одним сердцем, то таким образом они строят свое духовное кли. В одном человеке не может быть духовного кли, нужно по крайней мере два, а лучше всего, десять.

Нам кажется, что десять человек соединить труднее, чем двоих. Но это не так, ведь высший свет приходит к десятке, в специальном формате. А если меньше десяти, то это называется "Пришел Я, но не было ни одного человека", потому что человеком называется десятка.

Однако даже меньше десяти все же притягивают к себе свет – только не один человек, ведь в одиночку у него вообще нет связи со светом.   

 

* * *

Мы пока не чувствуем, что наши эгоистические желания стоят между нами. Мы просто не касаемся друг друга, проходим мимо будто никак не связаны. Это еще далеко от построения общего кли. Общее кли строится за счет того, что мы чувствуем столкновение, а над ним – соединение.

Ведь Творец создал сосуд души и разбил его. А нам нужно выявить это разбиение, разрыв между нами, и то, как можно сократить этот разрыв, включаясь друг в друга. Несмотря на свое нежелание соединяться, мы все же через силу сближаемся и сближаемся, и тогда происходит сцепка с помощью света, возвращающего к источнику.

 

* * *

Раскрытие Творца творениям в этом мире происходит, когда внутри физической каббалистической группы, в соединении сердец раскрывается сила взаимной отдачи, сила веры, сила Бины, сила отраженного света, в которую облачается высшая сила, Творец, свечение Хохма, облаченное в свет Хасадим.

 

Из урока по книге "Учение Десяти Сфирот"

Внутренний свет и окружающий действуют на нас противоположно. Внутренний свет дает нам ощущение настоящего дня, а окружающий свет – ощущение будущего. И так мы находимся между двух этих противоположных воздействий.  

Надо уметь пользоваться ими. Ведь если мне сегодня плохо, это в будущем может быть к лучшему, и наоборот, если сегодня мне хорошо, то в будущем может привести к плохим последствиям. Как же связать "от добра к злу" и "от зла к добру", "от сегодня к завтрашнему дню" и "от завтра к сегодня"? Это получается, если мы умеем работать с АХАП дэ-алия (на подъеме).

Поднимая АХАП вверх и включая его в действие, мы уравниваем сегодня с завтра. И тогда у нас не будет зла ни сегодня, ни завтра. Ведь желания, согласно которым мы отделяем сегодня от завтра, исправляются за счет света и наполняются им. Получается, что мы оказываемся в мире, полном света, в сиянии света и днем, и ночью, как сказано: "Тьма воссияет как свет".

Такую возможность предоставляет нам цимцум бет (второе сокращение). Благодаря ему мы попадаем в системы противоположных светов: внутреннего и окружающего. И за счет "АХАП на подъеме" мы можем превратить тьму в постоянный свет.

Из утреннего урока 08.01.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

Отрывки из уроков 07.01.2019

Отрывки из уроков 06.01.2019

Отрывки из уроков 03.01.2019

Язык каббалы – корень и ветвь. Цикл лекций "Основы каббалы", 2018-2019 г.

Мой собеседник: Михаил Санилевич, преподаватель Международной академии каббалы.
Цикл лекций транслируется каждое воскресение в 21:00 изр. (22:00 мск.) на моей странице в фэйсбуке.

Содержание лекции:
– Как каббалисты передавали информацию?
– Закон корня и ветви. Закон причины и следствия.
– Четыре языка каббалистов: язык Торы, язык Галахи, язык сказаний, язык каббалы. 
– Точка, линия, окружность: отображение духовных сосудов в виде букв.
– Тайная передача информации.

Отрывки из уроков 07.01.2019

каббалист Михаэль ЛайтманИз урока на тему "Правильное изучение науки каббала"

Очень важно подготовить себя к уроку. С того момента, как человек проснулся, умылся, выпил кофе, оделся и прибыл на место учебы, он должен постоянно думать, для чего он все это делает. И тогда он придет на урок с правильным настроем и начнет учиться.

Учиться – значит сидеть с товарищами и проверять, насколько я соединен с остальными. Если я уже нахожусь на ступени Рабби Шимона, то почувствую ненависть к товарищам и отторжение. Так мне раскрывают сверху возможность исправления. Я прихожу не равнодушным, а с горячим сердцем либо против соединения, либо за него.

В соответствии с этим определяется, нуждаюсь я в Торе или нет, в свете, возвращающем к источнику, который соединит меня с другими. Ведь внутри нашего объединения мы раскрываем все буквы Торы, все свойства отдачи, чтобы потом согласно этим свойствам раскрыть Творца. Учеба – это вспомогательное средство, главное – связь между нами.   

 

* * *

Статьи помогают нам правильно организовать себя, а "Учение Десяти Сфирот" притягивает к нам свет, возвращающий к источнику. Но в его изучении скрывается другая опасность: начать изучать его ради премудрости, а не ради Торы, то есть света исправления. Ведь может ты хочешь узнать, сколько ангелов на небе и как их зовут. 

Очень важно, чтобы "премудрость не превысила твои дела", то есть действия отдачи.

Учиться надо только ради отдачи, иначе ты отдаляешься от Творца и взращиваешь свою гордыню.

Изучая статьи, в которых говорится о пути человека к Творцу, не так трудно удерживаться в одном направлении с текстом. Но таким путем мы притягиваем меньше света, возвращающего к источнику, ведь не изучаем действий Творца. Тогда как в "Учении Десяти Сфирот", "Древе жизни", Книге Зоар заключен очень большой свет. Не все части Торы содержат одинаковое количество света, возвращающего к источнику.

Однако нужно понять, что человек не может все время только учиться или читать статьи. Нужно совмещать и то, и это. Но главное – притянуть свет. Если можно было бы привлечь свет тем, что десять раз подпрыгнешь, мы бы прыгали. Нам нужно средство для привлечения света. Поэтому мы видим, что наука каббала раскрывается именно в том виде, который позволяет ей стать таким средством для текущего поколения.   

 

* * *

Свет, возвращающий к источнику, передает нам силу отдачи. Мы не ощущаем сам свет, а только результат его действия. Сам свет невозможно почувствовать. Точно так же, как мы не чувствуем электричества, а только последствия его работы. А следствием действия света, возвращающего к источнику, является мое желание отдавать. Я не хочу быть внутри себя, а хочу существовать в других, в Творце.

 

* * *

Что только люди ни готовы сделать в религиозном экстазе: прыгать через костры и даже сжигать себя, и все ради чего? Каббала же говорит, что есть высшая система, которую мы можем пробудить за счет учебы. Мы изучаем действия системы, ее работу.

И читая, я хочу, чтобы система работала над моим исправлением. Я не прошу сделать кому-то хуже или мне лучше. Я прошу, чтобы я стал хорошим внутри, а не чтобы мне стало хорошо.

И тогда я смогу отдавать другим. То есть ту силу, которая сейчас пришла ко мне и исправляет меня, я смогу провести через себя к другим, став передатчиком.

Из утреннего урока 07.01.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

Отрывки из уроков 06.01.2019

Отрывки из уроков 03.01.2019

Отрывки из уроков 02.01.2019

Мои мысли в Twitter, 07.01.19

каббалист Михаэль Лайтман ТвиттерЛюди готовы к любым действиям ради раскрытия высшего мира.

Но каббала учит, что раскрытие высшего возможно только вызывая свет исправления, называемый Тора, ОМ. Он вызывается учебой в нашем единении. Только единение и учеба с намерением исправления – и есть духовные действия!

 

Статьи помогают правильно организовать себя, а ТЭС притягивает свет, возвращающий к Источнику. Но в его изучении скрывается опасность: изучать ради знаний, а не ради Торы, исправления. Важно чтобы знания исходили от действий единения, отдачи. Учиться надо только ради отдачи.

 

В устремлении или отторжении к группе, я нуждаюсь в Торе, в свете, возвращающем меня к Творцу, который соединит меня с другими. Ведь в объединении раскрывается свойство отдачи, чтобы в нем раскрыть Творца.

Учеба – это вспомогательное средство, главное – связь между нами.

 

Учиться – значит вместе с товарищами проверять, насколько я соединен с ними. Если я продвигаюсь, то вначале чувствую отторжение от товарищей и от учебы. Так мне раскрывается возможность исправления – сближения. Или наоборот, я с горячим сердцем устремляюсь к большему единению.

 

Важно подготовить себя к уроку. С пробуждения и до прибытия на место учебы я должен постоянно думать, для чего я все это делаю.

Только так начну урок с правильным намерением и начну продвигаться к большему единению между товарищами, а значит – и к Творцу.

@Michael_Laitman

Предыдущие сообщения на эту тему:

Мои мысли в Twitter, 06.01.18, ч.2

Мои мысли в Twitter, 06.01.18, ч.1

Мои мысли в Twitter, 05.01.18

Для кого предназначена Книга Зоар

каббалист Михаэль ЛайтманГоре человеку, который говорит, что каббала дана для того, чтобы просто рассказывать истории о житейских событиях, об Эсаве, Лаване. Ведь в таком случае в наше время мы тоже могли бы описать свершающиеся события, чтобы они были более привлекательными.

Но если призваны рассказать нам о том, что происходит в мире, и даже взять правящих в мире, то случаются между ними вещи более примечательные. А если так, то давайте проследим за ними и сделаем из них науку сообразно этой. Но все события, которые описываются в каббале, – это высшие тайны. (Книга Зоар, "Беаалотха") 

Книгу Зоар очень трудно объяснить начинающим. Это совершенно закрытая книга. Ее тексты кажутся либо литературными, либо историческими, зачастую пугающими, мистическими.

Когда я стал учиться у Рабаша, мне было предложено заниматься по статье "Введение в науку каббала" Бааль Сулама, которая является одним из предисловий Книги Зоар. Но в ней вся методика, техника духовной работы четко прописана каббалистическим языком, а не языком чувств.

Книгу Зоар нельзя применять в качестве учебника, только в качестве материала для дополнительных занятий тем людям, которые серьезно занимаются каббалой. 

Вопрос: Какие тайны в ней скрыты?

Ответ: Невозможно раскрыть человеку эти тайны, потому что ему всё будет непонятно, ведь у него нет соответствующего разума, который должен слагать нескладывающееся.

Дело в том, что нынешняя психология человека, изучающего каббалу, обычная, житейская. Он должен работать над собой, пока свет не начнет немного менять его, и в соответствии с этим он станет по-другому воспринимать изучаемый материал.

Вопрос: Тогда зачем было писать Книгу Зоар?

Ответ: Чтобы тебе было что изучать, меняться и в мере своих изменений чувствовать, как меняется мир, который раньше казался тебе однобоким, а сейчас ты видишь его интегральным. 

Затем ты будешь представлять его совершенно иным: взаимодополняющим, взаимоменяющимся, как одно общее целое. Все неживое, растительное, животное и человеческое станет восприниматься как одна система.

Но ты будешь в этом жить. Ты не сможешь что-то поменять, не изменив всего остального.

Книга Зоар – это комментарий на Пятикнижие Торы. А в Торе прописан абсолютно весь путь человека и всего человечества от начала и до конца. И только тот, кто изменяется в соответствии с подъемом по духовным ступеням, постигает, о чем в них пишется.

Из урока на русском языке, 26.08.2018

Предыдущие сообщения на эту тему:

Книга Зоар – центральная книга каббалы

Почему Книга Зоар была скрыта?

Не просто "книга"

Методика изучения каббалы. Цикл лекций "Основы каббалы", 2018-2019 г.

Мой собеседник: Михаил Санилевич, преподаватель Международной академии каббалы.
Цикл лекций транслируется каждое воскресение в 21:00 изр. (22:00 мск.) на моей странице в фэйсбуке.

Содержание лекции:

– Цель изучения каббалы.
– Что происходит с человеком, изучающим каббалу?
– Роль преподавателя каббалы.
– Как учить каббалу?
– В каббале знания не главное?
– Условия успешного продвижения в каббале.
– Польза от изучения каббалы.
– Что значит управлять своей судьбой?
– Как стать неуязвимым?

Как получать правильные ответы?

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Как правильно спрашивать учителя, чтобы получать правильные ответы?

Ответ: Никак, потому что никакие вопросы не заслуживают ответа и не должны сопровождаться ими. Надо спрашивать все у себя или у Творца.

По некоторым вопросам ты должен советоваться с товарищами, чтобы получить от них силу движения вперед, от учителя ты получаешь указания, а от Творца – силу своего формирования, исправления и движения. 

Поэтому, чем дальше мы учимся, тем меньше ответов вы будете получать от меня.

Реплика: Мы часто стараемся задавать вопросы не для себя, а для новеньких.

Ответ: Я всегда чувствую, что я должен сделать. Поэтому если вместо тебя появится новенький ученик, я отвечу ему на его уровне, и ты от этого все равно ничего не получишь.

Из ТВ программы "Последнее поколение", 13.06.2018

Предыдущие сообщения на эту тему:

Что такое "вопрос" в духовном?

Вопрос – это стремление к наполнению

Вопрос и ответ по разные стороны махсома

Как изучать "Учение Десяти Сфирот"

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Почему мне непонятно "Учение Десяти Сфирот" (ТЭС)? Так будет всегда?

Ответ: А занимались ли вы им? Знаете, сколько тысяч часов я потратил на ТЭС? Это непросто. Если вы хотите знать ТЭС, вам надо терпеливо изучать его.

В принципе, это не такая толстая книга. Там всего две с лишним тысячи страниц. Возьмите страничку в день, и за 3-5 лет вы спокойно пройдете всю книгу. Попробуйте. Не прерываясь. Вы увидите, как постепенно это начнет давать результат.

Реплика: Но вы всегда говорите, что все материалы надо изучать в группе.

Ответ: Нет. Для получения информации ТЭС можно изучать одному, а для духовного постижения – в группе.

Из урока на русском языке, 12.08.2018

Предыдущие сообщения на эту тему:

Почему я не понимаю ТЭС?

Возможно ли понять Учение Десяти Сфирот?

О чем говорит ТЭС

Суть науки каббала. Цикл лекций "Основы каббалы", 2018-2019 г.

Мой собеседник: Михаил Санилевич, преподаватель Международной академии каббалы.
Цикл лекций транслируется каждое воскресение в 21:00 ИЗР (22:00 МСК) на моем фэйсбуке.

Содержание лекции:

- Что такое наука каббала? Определение науки каббала.
- Что такое раскрытие Творца? В какой реальности мы существуем.
- Что наука каббала может дать человеку? Причины раскрытия науки каббала. Смысл жизни.

Ученик или слушатель?

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Если я постоянно с большим желанием смотрю ваши трансляции на YouTube, считаюсь ли я участником духовной группы?

Ответ: Нет. Ни в коем случае!

Учеником считается тот, кто реализует все, что слышит от меня. А значит, он находится в группе и реально включается в объединение со своими товарищами, в котором они реализуют то, о чем говорит каббала.

Поэтому вам необходима лаборатория, вам необходима практика. А иначе вы – не ученик, а слушатель.

Из урока на русском языке, 12.08.2018

Предыдущие сообщения на эту тему:

Ученик и вольный слушатель

Требования к посвящению в ученики каббалиста

Кто может стать учеником?

Что значит "объединение"?

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Что вы имеете в виду, когда пишете в статьях, что все люди должны объединиться?

Ответ: Чтобы каждый начал думать хорошее о другом, а затем достиг состояния, в котором смог проводить высший свет через себя на группу и на все человечество. Это задача каждого из нас.

2018-07-15_vebinar_01_02

Представляете, если бы все человечество скомпоновалось так, чтобы каждый проводил через себя свет на всех – это и есть состояние полного исправления.

Вопрос: Когда Бааль Сулам пишет в своих статьях, что все человечество должно стать как одна семья, он имеет в виду, что все должны будут изучать каббалу?

Ответ: Изучать ее нужно на себе, тут нет никаких премудростей. На самом деле каббала чисто практическая методика для всех: и для домохозяек, и для великих умов. Все люди в этом мире должны будут взаимодействовать между собой согласно этой методике.

Из урока на русском языке, 15.07.2018

Предыдущие сообщения на эту тему:

Проводник высшего света

Принцип духовного объединения

О каком объединении говорит наука каббала?

В обучении каббале нет иерархии

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Каббалистическая методика уникальна тем, что в ней нет иерархии для учеников. Вы приглашаете заниматься новых учеников вместе с теми, кто учатся по 25 лет. Неужели между ними нет никакой разницы?

Ответ: Я беру пример с моего учителя. Когда приходил новенький, он говорил: "Садись и слушай вместе со всеми". На наши реплики, что он ничего не поймет, Рабаш отвечал: "Неважно, ведь свет будет на него действовать".

Человек приходит с желанием понять, найти, постичь смысл жизни. Когда мы занимаемся практически, это его желание в совокупности с нашими вызывает на него поле окружающего света, который начинает его чистить и развивать.

В ветеранах будет проявляется внутренний свет, а в новеньких – внешний, окружающий свет, и поэтому он станет продвигаться. Все зависит от желания.

Из урока на русском языке, 15.07.2018

Предыдущие клипы этой серии:

Как объединиться в разнородной десятке?

Группа – единый организм

Новенькие и старенькие

Диалоги о каббале

каббалист Михаэль ЛайтманСуть каббалистической методики

Вопрос: Говорят, "чтобы чувствовать себя фантастически, нужно иногда чувствовать себя плохо". Армия, спорт, бизнес учит нас преодолевать трудности, выходить за пределы своих возможностей, контролировать свои чувства, которые определяют наше поведение и, в конце концов, понять, что мы способны на большее, чем мы есть.

В каббале тоже нужно прикладывать усилия, подготовка определяет все, а разум только обслуживает желание?

Ответ: Мы не должны идти против желаний. Человек не может ничего поделать с желанием. Я могу только разбить свое желание – и вместо одного их станет два. Но я могу предпочесть его более высшему желанию.

 

Вопрос: Каким образом можно обретать желания, которые не желаешь? Ведь в этом ключ каббалистической методики?

Ответ: Ключ или секрет заключается только в окружающем обществе! Если я нахожусь в группе, которая ставит своей целью высшие желания, даже если они против моей природы, как например желания "возлюби ближнего", то я, под ее воздействием, могу постепенно заменить свои эгоистические желания "себе любимому" и принять их желания за свои новые, как желательные и хорошие.

Если я попадаю в правильное общество, и оно знает,  как меня поглотить, заманить как ребенка, то их манипуляции могут сделать со мной все, что угодно. 

 

Вопрос: Этот путь предусматривает подъем над своим природным эгоизмом, вопреки нашей эгоистической природе?

Ответ: Человек постепенно осознает, что он находится в лифте, который его поднимает выше его природы, выводит за пределы вселенной, вводит в анти-вселенную, где все построено на свойстве отдачи и любви, вместо того что в нас – свойство получения и отторжения других. Эта постепенная трансформация происходит с человеком под постоянно изменяющимся и возрастающим влиянием окружения.

 

Вопрос: Эта модель постоянна на всю жизнь? Она поднимает человека выше уровня жизни и смерти?

Ответ: Человек ощущает все мироздание! Он поднимается выше нашей эгоистической природы и поэтому поднимается выше уровня нашей животной жизни и смерти.  Он не воспринимает себя существующим в теле, а начинает воспринимать себя существующим как энергетическая единица - Душа.

Я говорю о методике, которая позволяет человеку возвыситься над собой, сделать из себя неэгоистическое, а потому вечно существующее, познакомиться с Творцом, общей силой природы, выйти за пределы узкого пространства, в котором мы существуем. Если у него есть к этому не праздное любопытство, стремление, тоска, то с ним можно работать.

Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 03.10.2018

Предыдущие сообщения на эту тему:

В чем суть каббалистической методики?

В чем суть науки каббала?

Что дает наука каббала

Страница 35 из 109« Первая...3334353637...Последняя »