Записи в разделе 'Изучение каббалы'
Скрытое влияние Книги Зоар

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Вы говорите, что при чтении Книги Зоар мы совершенно не чувствуем, как на нас влияют духовные силы, как много исправлений происходит во время ее изучения. Получается, если человек ничего не чувствует, это не означает, что ничего не происходит?

Ответ: Конечно! А разве мы чувствуем, что протекает в нашем организме? Мы ощущаем лишь миллионную долю того, что происходит, а все остальное проходит мимо наших органов чувств, мыслей. Мы ничего не улавливаем, не успеваем ничего обрабатывать.

Вопрос: Обычно я могу о чем-то судить, когда что-то ощущаю. Вы говорите: если я не чувствую, значит ничего не происходит. Так все-таки влияет ли изучение Книги Зоар на людей?

Ответ: Дело в том, что, с одной стороны, мне важен тот цельный мир, в котором я нахожусь на самом деле, а не тот, который мне кажется. Я хочу узнать полную картину мира, как он воздействует на меня. И то, что я не ощущаю сегодня, я смогу почувствовать завтра. Поэтому, в первую очередь, мне очень важно ощутить этот мир. Во-вторых, я работаю в той части мира, которую чувствую на самом деле.

То есть существуют два мира: раскрытый и скрытый. Я понимаю, что должен пытаться сделать так, чтобы полностью раскрыть все, что существует вокруг меня и соединиться с общим мирозданием. 

Для этого и нужна каббала. Поэтому она называется наукой о получении. Получение – то есть раскрытие всеобщего полного мироздания, чтобы я чувствовал себя не в рамках нашего мира, не в рамках моего тела, а в совершенстве, в вечности, в полной гармонии со всей природой, ощущал себя ее интегральной частью, таким же вечным, как она.

Вопрос: Допустим, обычный человек начинает изучать Книгу Зоар. Влияет ли на него даже просто чтение какого-то отрывка?

Ответ: Влияет, даже если он просто слышит и не понимает. Все равно он находится в каком-то контакте, поскольку все, что происходит в нашем мире – это некий контакт через материю нашего мира, представляющую собой желание.

Из беседы "У меня зазвонил телефон. Скрытое влияние Зоар"

Предыдущие сообщения на эту тему:

Влияние Книги Зоар

Сияние Книги Зоар

Ценность Книги Зоар

Особое свойство каббалистических книг

каббалист Михаэль ЛайтманВсе, что постигается в Высшем мире – это средняя линия.

Сверху от Творца нисходят две линии: свет и желание. Правильное их сопоставление образует среднюю линию, которая воспринимается нами как постижение Творца, как постижение единого корня. 

Иными словами, существует один единый корень. Из него к нам нисходят две линии: с одной стороны – желание, с другой стороны – свет, свойство отдачи.

А мы должны их правильно соединить в себе, подобно Творцу. Он – один, из Него нисходят эти два желания. И мы здесь должны быть одни, соединяющие правильно в себе эти два желания, подобно Ему.

Что значит "подобно"? – Как бы поднимаясь обратно по этим двум желаниям все выше и выше до Его лично уровня. Вот и все.

Поэтому любые каббалистические, так называемые "святые книги" написаны в свойстве отдачи, в средней линии. Но в этой средней линии есть немного уклон влево, вправо. 

Вопрос: Книга Зоар написана в средней линии?

Ответ: Да, она направляет тебя, помогает создать линию из двух составляющих. А есть книги, которые все-таки написаны с уклоном в другую сторону. Например, Псалмы написаны с уклоном в правую сторону, Экклезиаст с уклоном в левую сторону и так далее.

Вопрос: Допустим, я читаю Книгу Зоар или "Комментарий Сулам к Книге Зоар" и не понимаю их. Так в чем же их плюс?

Ответ: Тебе подается уже готовая, обработанная для тебя Книга Зоар. Ты ее слушаешь в переводе на русском языке. Я считаю, это нормально.

Единственное, что тебе нужно – продолжать терпеливо слушать ее, часами! Я думаю, ты все-таки скажешь, что она как-то на тебя действует.

Реплика: Она действительно действует!

Ответ: Вот это и есть особое свойство этой Книги. Постепенно ты начнешь ощущать ее, понимать, контактировать с ней.

А "Комментарий Сулам" добавляет нам среднюю линию, подходящую именно для наших душ, которой в самой Книге Зоар нет. Он адаптирует нас к ней.

Из беседы "У меня зазвонил телефон. Чистый Зоар"

Великая сила Книги Зоар

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Я по себе чувствую, что перевод мне ничего не дает. Хотя я не понимаю иврит, но стараюсь почувствовать буквы иврита. И это влияет.

Разве переводы могут быть передаточным звеном чувств? Все равно надо читать, допустим, Книгу Зоар в оригинале на иврите и стараться почувствовать ее?

Ответ: И да, и нет. Не обязательно. Книга Зоар станет проявляться перед тобой как сетка сил, свойств, которые находятся в тебе, вокруг тебя, как некая внутренняя и внешняя матрицы, и ты начнешь ее ощущать.

Вопрос: И вы это четко чувствуете, когда читаете Зоар?

Ответ: Конечно! Это такая сила! Я просто поражаюсь, восхищаюсь, пытаюсь понять, принять, взаимодействовать каким-то образом, где-то, как-то. Как будто ты находишься в каком-то своем внутреннем и внешнем пространстве, с которым ты взаимодействуешь. Ты изучаешь его.

Вопрос: Но вы от этого получаете какое-то удовлетворение? Или это совсем другое ощущение?

Ответ: Этому удовлетворению нет равного.

Из беседы "У меня зазвонил телефон. Безграничный кайф"

Предыдущие сообщения на эту тему:

Свет Книги Зоар

Язык Книги Зоар

Удивительная сила Книги Зоар

Чтение каббалистических книг (клип)

Чтение каббалистических книг

Почему Тора дается грешникам

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Давид спрашивает: "Объясните, пожалуйста, фразу, что Тора дана для грешников. А если я не чувствую себя грешником, это значит, что я не могу учить Тору?"

Ответ: Ты можешь учить Тору. Но чтобы Тора учила тебя, ты для этого должен чувствовать себя немножечко грешником.

Вопрос: И никуда от этого не деться?

Ответ: Для этого она и дается.

Вопрос: То есть мне она должна быть нужна?

Ответ: Да.

Вопрос: А если она мне нужна для знаний? Там же много всего.

Ответ: Нет, знания тут ни при чем. Тора нужна только для исправления, для выделения эгоизма из человека и становления человека перед Творцом один к одному.

Вопрос: То есть мой путь, который я прохожу через Тору, это мой путь к Творцу?

Ответ: Да. 

Вопрос: Он умышленно дал Тору именно грешникам? Именно когда мы согрешили, она была дана?

Ответ: В принципе, мы и рождаемся грешниками. А затем, уже в мере нашего осознания себя как грешника, мы можем оценить Тору, ее глубину, ее силу и ее исправление.

Вопрос: Что такое изучение Торы для вас? Сформулируйте фразу: "Я учу Тору…". Что это означает?

Ответ: Я учу Тору, то есть действую так, чтобы Тора проникла в меня, и я смог бы впитать в себя ее слова, силу, ее убеждения. Чтобы во мне это стало как моя внутренняя незыблемая часть, и я думал бы только о том, как мне реализовать то, что написано в ней. Вот это, в общем, то, что мы должны.

Вопрос: Если все свести к чему-то очень понятному, короткому, вы можете сказать, что написано в ней?

Ответ: Про любовь. Только не в нашем смысле.

Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 15.04.2024

Предыдущие сообщения на эту тему:

Тора – инструкция, как прийти к любви

Тора – программа исправления человечества

Тора дана не ангелам

Волшебная Книга Зоар (клип)

Волшебная Книга Зоар

Эпоха конкретных объяснений

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Есть ли какая-то разница в изложении каббалы для людей в прошлом и для тех, кто приходит сейчас?

Ответ: Конечно! Огромная разница в объяснении, в подходе, в конкретике, в стиле изложения. Когда-то, двадцать лет назад ты мог говорить с человеком только в соответствии с тем, как это написано в первоисточниках. Например, в Торе упоминается змей, и ты объяснял, кто такой змей и так далее.

А сегодня человек не спрашивает об этом, поскольку понимает, что это какая-то аллегория. Он требует конкретного объяснения, о чем говорит каббала, и что с ее помощью можно достичь.  

Раньше этого не было. Все излагалось иносказательно, описательно. Великий каббалист РАМХАЛЬ шестьсот лет назад описывал каббалу в виде диалога между душой и телом: сказало тело – сказала душа, сказало тело – сказала душа, и так вся книга, двести страниц. А РАМБАМ писал в виде всевозможных философских мыслей, изречений.

То есть каждое поколение, даже каждое общество накладывает свою форму изложения.

Из беседы "У меня зазвонил телефон. Старье"

Предыдущие сообщения на эту тему:

Специфика изложения каббалы

Доступное объяснение – это профессия

Срок годности каббалы

Все ценное – в архиве

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Уместны ли каббалистические материалы, допустим, двадцатилетней давности для нашего времени?

Ответ: Мы записываем всё. Есть очень хорошие материалы тех лет.

Я ведь двигаюсь вместе с группой. Группа продвигается и уже не нуждается в таком разжевывании материала, как это было в те годы. Двадцать лет назад я первый раз проходил с учениками "Введение в науку каббала": сфирот, миры, душа, строение. Всё это я им разжевывал так, как сегодня уже не могу делать. Я вижу перед собой людей, которым это не надо говорить.

Сейчас я поневоле говорю кратко. Выражаю какие-то новые более аналитические внутренние данные, синтезирую материал с разных сторон, в разных плоскостях, по-другому, и они это уже понимают. 

То есть материал для начинающих уже не подается в той простоте, каким он когда-то преподавался. С одной стороны, это большой минус. Но, с другой стороны, есть архив.

Из беседы "У меня зазвонил телефон. Срок годности каббалы"

Предыдущие сообщения на эту тему:

Доступное объяснение – это профессия

Срок годности каббалы

Ценность каббалистического архива

Специфика изложения каббалы

каббалист Михаэль ЛайтманБааль Сулам был очень замкнутым человеком - человеком своего узкого круга. В нем четко проявлялась европейская культура. Это даже видно по его музыке, в которой превалировали восточно-европейские, польские мелодии, с неким итальянским акцентом.

Он очень специфичен в своем изложении. Даже когда он говорит о науке, о каббале и вообще обо всем, все равно его выражение, его слог базируются на знании глубокого слоя Талмуда, Мишны, Пророков, Святых писаний, Торы.

Допустим, он где-то упоминает пару слов, и при этом мимолетом ссылается на какой-то источник. И если человек улавливает это, он сразу же понимает, о чем речь, и уже по-другому воспринимает текст.

Например, иногда, даже в разговорах между собой мы говорим: "Все прегрешения покроет любовь". Но в каббале мы имеем в виду, что это фраза из псалмов Давида, и при этом понимаем, что это за грехи, какие они – прегрешения, что это за отношение человека к человеку, когда он ненавидит другого и готов его уничтожить. В итоге, когда он переходит к состоянию любви к ближнему, то все эти якобы прошлые прегрешения, прошлая ненависть, наоборот, поддерживают достигнутую им любовь.

То есть эта фраза включает в себя такой огромный слой, порядок состояний, которые надо пройти, для того чтобы сказать: "Все грехи покроет любовь". А так – это просто красивая фраза. 

Или, к примеру: "Умыла свои ноги, как же я встану с постели?" Кто знает, о чем говорится?

Это отрывок из "Песнь Песней". С точки зрения каббалы Малхут говорит: "Мои реглаим (ноги), то есть конец парцуфа, келим, желания, которые получают весь свет хохма, уже подняты наверх. Я нахожусь в горизонтальном положении, то есть я уже вымыла, очистила свои конечности – свои конечные состояния. Я уже не могу ими пользоваться.

Как же я могу теперь встать и из этого состояния "заключить тебя, милый, в свои объятия"? – то есть соединиться с Зэир Анпином в своих получающих желаниях, когда уже отменила их. Так говорит душа человека, его желания, относительно связи с Творцом.

То есть тут подразумевается множество всевозможных состояний, условий, пониманий того, что происходит. Это очень серьезная система взаимоотношений. А говорится вот так: "Как я могу встать к тебе, милый, открыть дверь, ведь я уже помыла ноги и легла на кровать?"

И такие фразы могут касаться чего угодно: всадника и его лошади, осла и погонщика и т.д. Поэтому все это нам надо адаптировать к нынешнему поколению, которое ничего не понимает, не знает и вообще не слышало о том, что существует "Песнь Песней", даже псалмы Давида и прочие источники.

Мы должны показать им краткий путь. У нас нет времени на изучение всех этих источников, хотя они говорят о чистой каббале. Но они говорят иносказательно, а нам надо подвести человека прямо к открытию Высшего мира. Поэтому мы создаем свои медиа-источники.

Из беседы "У меня зазвонил телефон. Срок годности каббалы"

Предыдущие сообщения на эту тему:

Срок годности каббалы

Новаторство Бааль Сулама

Самый значимый каббалист всех времен

Довериться своему сердцу

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Когда вы учились у Рабаша, он наверняка вам говорил: "Не задавай вопросы. Придет время, и ты сам все постигнешь". Вы, наверное, тогда не верили, что сможете пройти к духовному постижению?

Ответ: Есть такая категория, как "вера в мудрецов", когда человеку ничего не остается как верить тем людям, которые постигли высший мир. Ты можешь не верить, идти проверять других или пытаться что-то делать сам – твое дело.

В нашем мире ты находишься в подвешенном состоянии. Возникает вопрос: как ты будешь двигаться вперед? Своим разумом? Тогда ты будешь до конца жизни изобретать перпетуум-мобиле, идти от удара к удару, как все остальные люди или как всевозможные изобретатели, любители, мичуринцы.  

У тебя нет другого выхода, кроме как довериться своему сердцу: что же оно подсказывает, к чему прилепиться? В мире полно мудрецов, все они противоположны друг другу, и все они правы, и все умнее тебя. Что же ты можешь сделать? У тебя есть только одно – твое сердце. Мозг твой напичкан неизвестно чем! Сердце твое тоже задурманено!

Поэтому тебе надо постараться самыми потаенными уголками своего сердца, всем нутром почувствовать, где правда, что тебе нужно. Но при этом попытаться очистить себя от всевозможных наслоений, нанесенных жизнью, и изнутри себя почувствовать: где же это мое? 

Может быть, ты обнаружишь, что тебе нужна медитация, саентология, новые психосоматические изобретения, неважно что. Или тебе надо все-таки попробовать себя здесь – в каббале. Именно сердце должно указать человеку его место. Ничто другое.

Не принимать во внимание никого и никак. Наш мир уже научен – умников нет. Говоришь с любым умником, а через пару дней, если не в тот же день, не в той же беседе, начинаешь понимать, что все это у него ограниченно, намыто из каких-то первоисточников, построено на полу-обмане, на полу-догадках, на полу-вере.

Зачем тебе доверяться кому-то или чему-то, что выдумал человеческий мозг? Ты должен доверять только своему сердцу. Ведь относительно него нет ни каббалистов, ни философов, ни буддистов, никого. Доверься тому, что таится в самой его глубине.

Из беседы "У меня зазвонил телефон. Верить каббалисту"

Предыдущие сообщения на эту тему:

Слушать надо только себя

Сколько перед нами дорог?

Положиться на интуицию

Доступное объяснение – это профессия

каббалист Михаэль ЛайтманРеплика: Вы однажды сказали, что старый материал не стоит слушать.

Ответ: Нет, в архиве есть очень хорошие вещи. Просто в последующих объяснениях изложение материала становится более профессиональным, поскольку находятся более четкие слова. Доступное объяснение – это ведь профессия. 

Например, у Бааль Сулама был очень хороший, своеобразный язык, но академический, четкий, выверенный. А в ту же эпоху было много великих каббалистов, таких как рав Кук, труды которого никто не понимает, хотя им написано огромное количество книг.

Величайший каббалист Бааль Шем Тов вообще не написал ни одной книги. Он специально не хотел писать. И таких было много, что умели или не умели, писали лучше или хуже. Допустим, Хаим Виталь, получивший от АРИ духовное наследие, в итоге своей жизни собрал и издал эти труды, и за ним его дело продолжили его сын и внук.   

То есть все это делается постепенно, потому что адаптация материалов к нашему миру выполняется соответственно тем душам, которые нисходят сюда. Разве можно сравнить людей, которые сидели передо мной пятнадцать лет назад и сегодня? Это совершенно разные люди.

Из беседы "У меня зазвонил телефон. Старье"

Предыдущие сообщения на эту тему:

Срок годности каббалы

Великие каббалисты и их труды

О трудах каббалистов

Срок годности каббалы

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Есть ли у уроков по каббале срок давности? Зачем мы все время записываем и обновляем их?

Ответ: Во-первых, с каждым поколением каббала обновляется, поскольку в наш мир нисходят новые души, которые нуждаются в подходящем для них изложении каббалы.

Конечно, каббала не меняется. Структура мироздания неизменна. Но поскольку мы меняемся, то должны каждый раз получать обновленное методическое пособие по раскрытию мироздания. Поэтому каждый каббалист в своем поколении, ощущая ответственность за это, добавлял что-то к каббале.

Таким образом появилось огромное количество каббалистических книг, которых мы даже не знаем, поскольку сейчас, по счастливой случайности, вся каббала оказалась для нас скомпилирована, собрана, разложена, проанализирована и синтезирована в трудах Бааль Сулама. Поэтому нам не надо отвлекаться на другие источники.

Между прочим, я вначале не знал о Бааль Суламе. Мне не хотели о нем говорить. Вы не представляете, сколько книг я перебрал, какая у меня была огромная библиотека! А сейчас остались только наши книги. Правда, есть еще книги РАМХАЛя, АГРА – таких, признанных каббалистов. Но, в общем, кроме книг Бааль Сулама нам практически больше ничего не нужно. 

После того, как я перелопатил все остальные книги по каббале, особенно РАМАКа и более древних каббалистов, то понял, что делать нечего. Я очень рад, что в свое время раскрыл для себя Бааль Сулама и остановился на нем. И по сей день я вижу, что для нас только это является единственным источником – не первым среди остальных, а просто единственным.  

А мы, со своей стороны, тоже должны заботиться о людях, которые приходят к нам, ведь они нуждаются в адаптации трудов Бааль Сулама.

Из беседы "У меня зазвонил телефон. Срок годности каббалы"

Предыдущие сообщения на эту тему:

Споры вокруг каббалы

Единая основа различных методик

Доступное объяснение – это профессия

Каббалистические книги (клип)

Каббалистические книги

Световой наркотик

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: После ваших лекций человек, как правило, приходит к изучению науки каббала весь такой, горящий. Он ощутил что-то необычное.

Какое-то время в нем держится это ощущение, а потом остывает. Это его проблема или нет?

Ответ: Нет. Так должно быть!

Зачем мне держать его под своим влиянием?! Ни в коем случае! Мне необходимо, чтобы он своей свободой воли стал постигать то, о чем я ему рассказал, то, что я ему предложил. Нельзя ни в коем случае оставлять его в состоянии воодушевления, ведь тогда это будет для него как наркотик.

Никакой подпитки от меня он больше не получит. Следующий раз, когда он встретит меня, в нем уже не будет того первоначального восхищения, восприятия. У него включится анализ, требование понятийного аппарата, поскольку ему надо продвигаться.  

Как обычно это бывает с детьми: первый раз мы можем заманить ребенка, а после этого хотим включить его в действия. 

Вопрос: Обычно те люди, которые первоначально всем восхищаются, становятся потом "матерыми волками". Смотришь на них, их детскость уходит. Но как человеку не уйти в некую закрытость?

Ответ: Тут я ничего не могу сказать. Не надо думать о том, каким он должен быть. Он будет таким, как должен. Мы не определяем его будущих состояний. Как получится у него, так и должно получиться.

Главное – дать ему информацию о внутреннем развитии, о внешних возможностях, что он должен делать, как он должен заниматься, читать, работать в группе, распространять – короче говоря, как он должен абсорбировать весь материал.

Из беседы "У меня зазвонил телефон. Световой наркотик"

Предыдущие сообщения на эту тему:

Только по желанию

Как младенец на руках матери

Дать человеку порцию света

Объединяться общей целью

каббалист Михаэль ЛайтманРеплика: Когда вы что-то объясняете, то каждый понимает вас по-своему. То есть фильтр каждого по-своему преломляет вашу энергию. Она доходит до определенной части пласта желаний, которые стоят за каждым человеком, будь то музыкант, или художник, или машинист.

Ответ: Да, каждый из них понимает так, как лучше для него. Люди все-таки группируются по каким-то признакам. Все они разные, но в принципе, каждый из них особенный.

Если относиться к ним с повышенной для исследования чувствительностью, ты увидишь, что ни один из них не похож на других. Ни в чем! У них настолько специфическая внутренняя комбинаторика между всеми желаниями, свойствами, мыслями, исходными данными, тем более после того, как они развились в разных обществах, под влиянием различных сред, что просто невероятно сопоставлять их друг с другом.

Вопрос: Но как при всех наших особенностях, даже если мы близки между собой, преодолевать этот порог различий?

Ответ: Объединяться не общими свойствами, поскольку их практически нет, а общей целью и дополнением свойств друг друга. То есть мне не важно, кто ты. Мне важно, что у нас с тобой одна цель и один путь к ней. 

Вопрос: Бывает так, что люди собираются по каким-то общим особенностям: кто-то любит это, кто-то – то. Но внутренне они совершенно разные. Хорошо ли, когда люди группируются по близким наклонностям?

Ответ: Это не мы группируемся, а так происходит свыше. Творец/Высшая сила группирует нас, потому что таким образом мы сможем дополнять друг друга.

Из беседы "У меня зазвонил телефон. Одно слово – миллион значений"

Предыдущие сообщения на эту тему:

Функция учителя-каббалиста

На разных частотах

Включиться в общую мелодию

Страница 4 из 109« Первая...23456...Последняя »