Записи в разделе 'Изучение каббалы'
Ученик – тень учителя

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Что значит быть незаметным рядом с учителем?

Ответ: Ты становишься как его тень, – выполняешь то, что он хочет, и максимально "прилипаешь" к нему. Речь идет о внутренних ощущениях, когда ты хочешь прилепиться к нему. И тогда то, что он думает, что ощущает в духовном мире, отчасти переходит к тебе.

Из урока на русском языке, 01.10.2017

Предыдущие сообщения на эту тему:

Преодолеть внутренний барьер

Отмена ученика перед учителем

Ученик и учитель: связь через миры

Стоит ли изучать каббалу в преклонном возрасте?

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Что делать, если понимаешь, что в силу преклонного возраста не сможешь реализовать каббалу на практике? Продолжать изучение и общение в группе?

Ответ: Никакого возраста здесь быть не может.

Откуда вы знаете, сколько вашей душе осталось до завершения ее исправления? Если вы получили такую возможность именно в преклонном возрасте, в такое время, в таком состоянии, значит, вам это надо именно так и не иначе.

Ни на что не ругайтесь, не сетуйте, а занимайтесь именно в том состоянии, в котором вы находитесь. И вы увидите, что оно оптимально для вашей души.

Из урока на русском языке, 24.09.2017

Предыдущие сообщения на эту тему:

Вы все успеете!

Каббале все возрасты покорны

Возраст постижения Творца

Как правильно воспринять методику каббалы?

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Как правильно воспринять методику, не привнося в нее свое неверное понимание?

Ответ: Надо читать все больше и больше, пропуская через себя, как через мясорубку, весь каббалистический материал.

К тому же, систематически слушать уроки, стараясь не пропускать их, потому что каждый следующий урок, даже по совершенно другой теме, все равно находится на уровне, который следует за предыдущим уроком.

Из урока на русском языке, 24.09.2017

Предыдущие сообщения на эту тему:

Как познакомиться с каббалой?

Как изучать науку каббала?

Как усвоить науку каббала?

Есть ли доказательства духовного постижения?

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Есть ли у вас какие-нибудь доказательства о вашем постижении или постижении ваших учеников?

Ответ: А кто может заверить, знает каббалист что-то или нет? Только если вы присутствуете на наших занятиях, вы можете определить, разбирается ли учитель в том, что он преподает.

Вопрос: Существуют ли какие-то внешние признаки, по которым можно определить, понимает человек каббалу или нет?

Ответ: Никаких! Бааль Сулам отмечает только косвенные признаки: признанный учитель обучает по истинным источникам и не замыкает учеников на себя. А иначе быть не может.

Из урока на русском языке, 24.09.2017

Предыдущие сообщения на эту тему:

Как проверить учителя?

Как проверить истинность учения?

Не верьте мне – убедитесь сами!

Каббала и умственные способности

каббалист Михаэль ЛайтманРеплика: Вы утверждаете, что для изучения каббалы человеку не нужно никаких умственных способностей, только притягивать высший свет. Я думаю, вам просто выгодно, чтобы у вас были необразованные ученики.

Ответ: Дело в том, что вы говорите о животном, эгоистическом уме, который помогает человеку в этом мире. Диапазон его ума может быть от глупца до Эйнштейна, но при этом он не будет иметь никакого отношения к каббале.

Поэтому главное для человека – желание к постижению Творца, а оно не зависит ни от каких умственных способностей.

Тем не менее, большинство моих учеников имеют высшее образование

Вопрос: Но если бы у них не было образования, вам это вообще неважно?

Ответ: Абсолютно! Важен только вопрос о смысле жизни и очень большое желание реализовать его.

Из урока на русском языке, 24.09.2017

Предыдущие сообщения на эту тему:

Учатся не умом

Лучше быть прилежным, чем умным

В духовном нет экзаменов

Беспроигрышный вариант жизни

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Что делать человеку, который через 15 лет занятий понял, что стремился не к тому, о чем говорит каббала?

Ответ: Что поделаешь?.. Люди получают специальность, учатся, оканчивают университеты, а потом оказывается, что это совсем не то, что они хотели.

Изучая каббалу, человек, по крайней мере, делал то, что ему в любом случае записывается на его "счет", потому что он занимался исправлением души. А если он изучал какие-то другие науки, теории или философии, то от них он ничего не получит. Поэтому, изучая каббалу, он находится в беспроигрышном варианте своей жизни.

Из урока на русском языке, 24.09.2017

Предыдущие сообщения на эту тему:

Решайте сами

Сколько нужно лет, чтобы стать каббалистом?

Как усвоить науку каббала?

Ученик и учитель: связь через Творца

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Учитель-каббалист сам берет себе учеников, или ученик ходит за учителем и просит его обучать?

Ответ: Ни то, ни другое. Ученика и учителя определяют свыше. Причем приближают друг к другу так, что между ними устанавливаются отношения на каком-то определенном расстоянии. А потом, по мере того как они занимаются связью с Творцом, ученик все больше приближается к учителю.

Вопрос: Рабаш сам пришел и забрал вас от вашего первого учителя Илеля?

Ответ: Да, потому что от Илеля я не смог бы уйти сам. От него невозможно было оторваться, поскольку мой эгоизм получал такие наслаждения, ответы и наполнения, что невозможно передать.

А у Рабаша наоборот – сел, открыл "Учение Десяти Сфирот", почти все слова непонятны. Я, он и еще несколько человек сидим и читаем. И так весь урок. То есть здесь ты занимаешься привлечением высшего света в зависимости от своего намерения. А с Илелем я занимался просто получением знания.

Вопрос: Какие связи существуют между учеником и учителем?

Ответ: Между ними существует связь только через Творца, никак иначе. Все идет через Него, ради достижения высшей цели.

Из урока на русском языке, 01.10.2017

Предыдущие сообщения на эту тему:

Учитель в каббале

Как найти учителя?

Настоящего учителя чувствуешь сердцем

Учитель в каббале

каббалист Михаэль ЛайтманНаиболее эффективный путь для стремящегося изучить эту науку (каббалу) – найти настоящего мудреца-каббалиста, подчиниться всему, что он возложит на него, пока не удостоится понять науку с его помощью, то есть, как от первоисточника, после чего удостоится восприятия из уст в уста. (Бааль Сулам, "Наука каббала и ее суть")

Вопрос: У вас было такое же отношение к учителю? Что для вас – учитель?

Ответ: Я пришел в каббалу из науки, и поэтому относился к учителю, как к человеку, дающему знания. В тот момент, когда я чувствовал, что могу получить что-то от кого-то другого, я приезжал к нему, затем - ко второму, к третьему, а, может быть, сразу к нескольким. Главное, набрать от всех букет знаний, понимания, отношений и суметь правильно реализовать их в себе. Создать себя из того, что я собираю из них, интегрирую в себе и поднимаю.

В науке все так и действует: человек проходит много рук, прежде чем сам становится ученым. А в каббале это оказалось иначе.

Сначала я пришел к одному учителю, но через какое-то время оставил его. Я даже не понимал, почему не могу больше у него заниматься, не могу заставить себя пойти к нему. Потом к другому – то же самое. К третьему – так же. Так продолжалось, пока я не нашел Рабаша

С первого же занятия я понял – всё, между нами есть контакт. Это было удивительное сочетание, которого не бывает в обычной науке. Ведь здесь контакт возник не оттого, что учитель приятен мне или нет, а поскольку он показал, что в нем есть то, чего действительно хочешь ты. Этим он полностью "купил" меня.

У меня сразу же пропало желание искать кого-то другого. Я понял, что должен быть здесь и все время углубляться и углубляться в него, пить из этого колодца, пока не вычерпаю из него все, что есть.

Это было очень сильное впечатление. Буквально первых десяти минут было достаточно, чтобы понять – здесь моя пристань.

Вопрос: А где происходит этот "щелчок"?

Ответ: Внутри желания человека. Он понимает, что его самое внутреннее желание к цели творения, к цели мира, к цели жизни, его личные вопросы: "Зачем я?", "Почему я?", "Откуда я?", "Для чего я?", "Кто я?"; и одновременно глобальные вопросы: "Для чего мир?", "Зачем он?" – все это связано друг с другом и объясняется в одном месте.

Вопрос: Но до этого вы должны были исстрадаться?

Ответ: Да. Без очень жесткого, глубокого, горького ощущения неизвестности, непонимания существования, его природы, его цели, его раскрывающейся все время ничтожности, я бы, конечно, не смог понять, что передо мной находится такой источник.

А этот источник вначале предстал передо мной в образе 65-летнего болезненного старика Илеля со слезящимися глазами и бледным лицом. Но когда он садился и начинал все объяснять, я чувствовал – это борец, это огромная сила, у которого в руках щит и меч!

Вопрос: Вы помните, что вы с ним изучали первые десять минут?

Ответ: "Введение в науку каббала". Он начал с нее без всяких предисловий.

Вопрос: То есть щелчок, о котором вы говорили, произошел еще до Рабаша?

Ответ: Да. Но Илель тоже был его учеником. Он пришел к Рабашу 20-летним юношей.

Вопрос: Когда вы стали обучаться непосредственно у самого Рабаша?

Ответ: Через полгода после Илеля.

Вопрос: И какие ощущения вы испытывали? Такие же, как с Илелем?

Ответ: Нет. Рабаш был очень скрытным, почти ничего не объяснял. Он говорил: "Ты сам должен это понять".

Меня несколько раз очень сильно порывало послушать, что объясняет Илель. Однако я понял, что этот путь все-таки не тот, хотя был большой соблазн получать готовые правильные ответы на самые глубокие вопросы. Но где же тогда твои постижения? Эти ответы не строят тебя как исследователя, они только наполняют тебя.

Если изучать каббалу так, как преподавал Илель, то это просто изучение науки о мироздании, о взаимодействии всех его элементов. При этом ты не развиваешь в себе тягу, стремление, желание, пустоты для постижения Творца.

Из урока на русском языке, 01.10.2017

Предыдущие сообщения на эту тему:

Долгий путь каббалиста

Настоящего учителя чувствуешь сердцем

Как подсказывает душа

Можно ли быть каббалистом и психологом?

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Множество наших учеников приходят в каббалу, будучи практикующими психологами. Можно ли одновременно быть каббалистом и психологом?

Ответ: Вполне возможно. Нет никаких проблем, только нельзя путать обе методики, поскольку это уводит человека в сторону от духовного развития.

Пусть они продолжают свою практику и одновременно изучают кабалу, только отделяют одно от другого. По крайней мере, первое время строго следят за этим, а потом разделение само осознается ими.

Из урока на русском языке, 03.09.2017

Предыдущие сообщения на эту тему:

Различие цели каббалы и психологии

Помогает ли психология в занятиях каббалой?

Различие между каббалой и психологией

Математика – высшая гармония мироздания

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Когда после работы на семинаре мы переходим к изучению "Учения Десяти Сфирот", эта книга воспринимается как математика любви – уравнения отношений внутри каббалистической группы.

Она будто описывает формулы всех состояний, которых мы хотели достичь на семинаре. Почему же некоторым эта книга кажется скучной?

Ответ: Есть люди, которые не понимают математику. Когда они видят формулу, то представляют ее только в виде конкретных значений: килограммов, литров и т.п. Они понимают, что эта формула как-то связывает одно с другим, и если одно уменьшится, то другое увеличится и наоборот. Но они не ощущают в самих этих формулах жизни.

Математика – это высшая, божественная наука, ведь она выражает связь между всеми частями реальности. И не важно, о чем именно говорится. Есть  мироздание как одна душа с наполняющим ее светом, которая разбилась на множество частей.

Все эти части перемешались друг с другом и упали вниз. И теперь мы хотим найти формулу, которая бы выражала, в каком состоянии они были и как упали, какое различие раскрылось между ними, в чем оно проявляется, и как они могут снова соединиться в ту же форму. 

Мы хотим выразить отношение между всеми частями: между мирами, между мирами и душами, между неживым, растительным, животным и человеческим уровнем в каждом фрагменте и между их разными видами, поскольку каждый еще разделился на "Адам Кадмон", АБЕА, и еще наш мир.

Получается, что есть бесконечное множество разных свойств, но все они связаны между собой и включаются одно в другое. Математика – это язык, позволяющий связать все вместе и объяснить самое главное: отношения между ними. В этом заключается настоящая математика – это формулы связей между  всеми частями мироздания: пусть не все сразу, а по фрагментам.

Математика этого мира, разумеется, не совершенна. И все же в ней есть нечто, что связывает все вместе. И применительно к растениям, и к звездам, и к неживой материи, и свойствам человека (в его психологии) действуют одни и те же формулы, только на разных уровнях материала.

Математика – это высшая гармония всех частей реальности вместе. Наука каббала объясняет эту гармонию, только своими терминами, принятыми каббалистами. В каббале тоже есть формулы и законы, пусть не как в математике, однако речь идет о гармонии всех частей мироздания.

Поэтому, если "Учение Десяти Сфирот" объясняет нам духовные объекты: ИшСут, Зэир Анпин, Нуква – как они связываются один с другим, то нам кажется, что это сухая информация, оторванная от жизни. На самом же деле, это описание полно жизни. Мы еще придем к этому ощущению, а пока просто знайте, что в этой книге заключена настоящая жизнь и ощущение совершенства.

Из урока по "Учению Десяти Сфирот", 29.12.2017

Предыдущие сообщения на эту тему:

Чем особенно "Учение Десяти Сфирот"?

Каббала и математика

Почему я не понимаю ТЭС?

Почему каббала является для нас тайной

каббалист Михаэль ЛайтманБааль Сулам в "Предисловии к Учению Десяти Сфирот" пишет: "В книгах каббалы излагаются только "вкусы Торы", раскрывать которые большая заслуга, но ни в коем случае не тайны Торы, о которых нет ни в одной каббалистической книге даже намека".

И это действительно так. На самом деле нет никаких тайн. Но для нас они являются "тайнами", потому что относятся к таким уровням познания, на которых наш мозг не может работать.

Это не та система координат, не те уровни, не те матрицы измерения, в которых мы сегодня существуем. Поэтому не надо бояться никаких проблем. Мы должны еще очень долго духовно подниматься, чтобы войти в состояния, когда сами начнем раскрывать так называемые тайны.

Они постигаются духовным разумом, а не нынешним, который кроме сложения, вычитания, умножения, деления ничего сделать не может.

Духовный разум – это состояние, в котором не существует пространства, времени, перемещения. А мозг, обслуживающий эгоизм, не годится для этого. 

Здесь должен быть мозг, который работает на свойстве отдачи – вне себя. Такого состояния мы себе представить не можем. Это не суперкомпьютер, а просто неприемлемые состояния для нашего сегодняшнего восприятия.

Реплика: Бааль Сулам в "Предисловии к Книге Зоар" пишет, что если мы будем объединяться, чтить внутреннюю часть Торы, тогда все будет хорошо; если нет – будет плохо. Он говорит о возможности третьей и четвертой мировых войн. В принципе, сегодня почти все журналисты тоже пишут об этом.

Ответ: Что же можно сделать? "Дошли до ручки". Мы говорили об этом на протяжении многих лет, а сегодня все начинают соглашаться.

Реплика: Получается, что если идти естественным путем, то будет плохо, а если изучать каббалу, все будет хорошо.

Ответ: Нет, не просто изучать – реализовывать. Это большая разница. Я могу открыть книгу, лечь на диван и ждать, когда в мире наступит благоденствие. Нет! Необходимо реализовывать каббалу, причем на собственном опыте, на связи с остальными.

Из урока на русском языке, 24.09.2017

Предыдущие сообщения на эту тему:

Кому открываются тайны мироздания?

Тайны каббалы

Для кого предназначена мудрость каббалы

Подчинение или критика?

каббалист Михаэль ЛайтманРеплика: Вы говорите, что необходимо строго подчиняться учителю, слушать его советы без всякой критики. С другой стороны, я слышал на ваших лекциях, что критика важна и сомнения в пути неизбежны. Более того, они помогают ученикам в продвижении. Разъясните это противоречие.

Ответ: Это не противоречие. С одной стороны, в нашем движении вперед мы действительно должны полностью подчиняться учителю, поскольку он знает на много ходов вперед, что мы должны делать, а мы не знаем и можем не только ошибиться, но и свернуть в сторону.

С другой стороны, как только мы начинаем правильно держаться курса и за учителя, мы можем выяснять все нюансы нашего продвижения. И это считается нормальным. Естественно, вся учеба строится из вопросов и ответов.

Вопрос: А если говорить о критике?

Ответ: Как можно критиковать высший парцуф, когда ты совсем не находишься на его уровне? У учителя существуют свои намерения, свои планы, о которых ты понятия не имеешь, т.к. он на уровень выше тебя. Поэтому все, что для него явно – для тебя тайна.

Вопрос: Если человек начинает нас критиковать, он может пойти к другому учителю, к третьему, к четвертому, а потом, поняв, что истина тут, вернуться назад? 

Ответ: В общем – да. Но учитель может его и не принять. Но, если уж ты вернулся, и тебя приняли, хватайся за методику как бульдог мертвой хваткой и начинай двигаться вперед.

Вопрос: Вы говорите, что надо слушать только те советы учителя, которые касаются духовного развития, а не материальной жизни. Но мне мои товарищи по группе говорят, что если хочешь продвинуться духовно, необходимо во всем подражать учителю. Это принято в каббале или нет?

Ответ: Это хасидизм. Ни один каббалист не будет требовать от своего ученика подражать ему.

Из урока на русском языке, 24.09.2017

Предыдущие сообщения на эту тему:

Не подрубай сук, на котором сидишь

Внутреннее несогласие с учителем ведет к внешнему отдалению

Любовь и ненависть

Кому открываются тайны мироздания?

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Человеку дан разум, чтобы мыслить абстрактно. Начиная изучать духовные миры, он может все это или материализовать, или витать в облаках. Как можно брать неподготовленных учеников и объяснять им тайны мироздания?

Ответ: Во-первых, в том, что вы сказали, есть несколько неточностей. Что значит "неподготовленных учеников"? Новенькие всегда не подготовлены, их надо обучать.

Во-вторых, какие тайны мироздания я могу им раскрыть, если они ничего не понимают в этом? Если я возьму сейчас, например, какого-нибудь десятиклассника и нарисую ему устройство атомной бомбы, разве он сможет ее сделать? Над этим работают миллионы людей в течение многих лет. Мы видим, как непросто в любой стране прийти к ее изготовлению, хотя принцип известен.

Реплика: Допустим, мы изучаем "Введение в науку каббала", где даны чертежи, устройство всех миров…

Ответ: Но это надо объяснять постепенно. Ничего загадочного в каббале нет. Во "Введении" рассказывается о взаимодействии сил: сила отдачи, сила получения, связь между ними. В общем-то, методика совершенно несложная для изучения и конкретного понимания. Она сложна для восприятия ее в человеке, для ее внутренней реализации, – поэтому человеку требуются годы. 

Вопрос: Значит, если новенький пришел и слушает "Введение в науку каббала", с чертежами миров, парцуфим – это нормально?

Ответ: Не имеет значения. Это предназначено абсолютно для всех. Ничего не скрыто. Только человек пока не понимает каббалу, т.к. еще не дошел до этих истин. В нем существует определенный внутренний порог, когда ему это интересно или нет. И в той мере, в которой интересно, он все понимает.

Есть люди, которые занимаются у нас, допустим, десять лет, и лишь через десять лет вдруг происходит какой-то "щелчок", и человек начинает по-другому думать, воспринимать. А потом через несколько лет еще "щелчок". Вроде он слышит то же самое, но открывается канал восприятия.

Из урока на русском языке, 24.09.2017

Предыдущие сообщения на эту тему:

Тайны каббалы

Для кого предназначена мудрость каббалы

Каббала – для всего мира

"Собаки лают, караван идет"

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Допустим, человек стал заниматься в нашей Международной академии каббалы. Вдруг он встречает в интернете критику на каббалу Лайтмана. Как ему на это реагировать?

Ответ: Реагируйте как угодно, это ваше дело. Я надеюсь прожить еще несколько лет, пока не доведу всех желающих до духовной цели, а за это время обо мне напишут еще множество "прекрасных" страниц.

Как можно на это реагировать? Никак. "Собаки лают, а караван идет". Мы ничего не можем сделать. Такова человеческая природа. Понимая это, я ни на что не обращаю внимания. Поэтому мне легче. Это они брызжут злостью.

Вопрос: Допустим, начинающий ученик в воодушевлении идет читать Лайтмана. И тут вдруг ему попадается что-то плохое – так природа играет с человеком. Здесь и возникает свобода выбора?

Ответ: Да. Пусть разбирается, что говорит Лайтман, а что говорят остальные. 

Вопрос: Какие у него есть инструменты, чтобы разобраться в этом?

Ответ: Точка в сердце. Если она не дает покоя, она вынудит его открыть не мои книги, а Бааль Сулама. Постепенно он начнет понимать, что в них заложена божественная мудрость – не земная, а следующего уровня.

Поэтому он не сможет ограничиться только тем, что выполняет механические действия в нашем мире, – любой религией, неважно какой, – а пожелает постичь источник жизни, свою судьбу: откуда я, для чего я, куда я. Он не сможет без этого жить, природа заставит.

Все проблемы, которые мы видим сегодня – стихийные бедствия, ураганы, войны – нужны только для того, чтобы вынудить человека понять, что необходимо найти ответ на вопрос о смысле жизни. Иначе она абсолютно пуста.

Из урока на русском языке, 10.09.2017

Предыдущие сообщения на эту тему:

Что заставляет людей бояться каббалы?

Почему нас критикуют

Отделить зерна от плевел

Единая основа различных методик

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Существует очень много видов каббалы: каббала Рамхаля, лурианская каббала, христианская каббала, хасидизм, практическая каббала и так далее.

Вы преподаете каббалу Бааль Сулама, и к вам есть претензии, что эта ветвь – одна из многих, а вы выдаете ее как основную.

Ответ: Лично у меня по этому поводу нет ни к кому никаких претензий. Я понимаю природу человека, и поэтому даже самый большой противник каббалы в моих глазах легитимен. Тут нет никаких противоречий: все исходит из природы строения человечества и человека. Это первое.

Во-вторых, есть много путей к раскрытию Творца, которые вполне могут сосуществовать и быть параллельны друг другу.

Находясь рядом со своим учителем Рабашем, я ездил с ним ко многим каббалистам и видел, как он с ними встречался. Правда, в то время я еще мало понимал, о чем они говорят, чтобы разобраться, передо мной каббалист или нет, на каком уровне он находится, каким методом проникает в духовный мир, в постижение Творца. 

Естественно, есть разные методики. Но все они сводятся к тому, что люди должны подняться выше своего эгоизма. Это происходит на основании сказанного в Торе: все должны собираться в десятки, как установил Моше по выходу из Египта.

Иными словами, подняться из Египта, пройти через пустыню – через определенный этап достижения свойства Бины, можно только лишь в группах, где происходит разделение на десятки, и в них создается система взаимосвязи между людьми. Это описывается всеми каббалистами. В этом отношении нет абсолютно никаких разногласий.

Каббала делится на две части: теоретическое изучение и практическую каббалу.

Теоретическое изучение текстов обычно ассоциируют с термином "иерусалимские каббалисты". Дело в том, что когда-то в Иерусалиме жила группа каббалистов, которые занимались только лишь индивидуальным изучением текстов. Они досконально, буквально на память, знали книги Ари, Зоар и др., но при этом не производили никакой внутренней работы. У них не было никаких постижений.

Возвращаясь к вопросу о течениях в каббале, надо отметить деятельность великого каббалиста XVI-XVII века Бааль Шем Това. Он собрал вокруг себя около тридцати молодых людей, обучил их каббале и разослал по всей Восточной Европе.

Каждый из них создал свою своеобразную каббалистическую школу, которые, практически, ничем не отличаются друг от друга. В их основе лежит та же методика Бааль Шем Това, разница лишь во внешнем ее изложении. Так же как, к примеру, в институте есть 20 преподавателей физики, и каждый из них в чем-то излагает ее по-другому. Смысл один и тот же, но оформление – разное.

Это и по сегодняшний день чувствуется среди каббалистов, но не означает, что они излагают разные вещи. Проблема только в том, чтобы определить, занимаются ли они постижением Творца. Как пишет Бааль Сулам, каббалой является система постижения Творца человеком в нашем мире.

Вопрос: Вы преподаете только по методике Бааль Сулама?

Ответ: Я преподаю по методике Ари, т.е. по цепочке: Книга Зоар, Ари, Бааль Сулам, Рабаш.

Вопрос: Но есть еще и другие методики?

Ответ: Нет, все они все равно базируются на Книге Зоар и методике Ари.

Когда-то, еще до того, как я пришел к Рабашу, примерно в 1978-м году я был знаком с людьми, которые придерживались Рамака. В Тель-Авиве было несколько таких стариков лет по семьдесят. Учеников у них не было. Поэтому я думаю, что на сегодняшний день  из той группы уже никого не осталось.

Из урока на русском языке, 10.09.2017

Предыдущие сообщения на эту тему:

Споры вокруг каббалы

Иной методики нет!

Человек, пришедший, чтобы вывести нас наверх

Страница 40 из 108« Первая...3839404142...Последняя »