В науке все так и действует: человек проходит много рук, прежде чем сам становится ученым. А в каббале это оказалось иначе.
Сначала я пришел к одному учителю, но через какое-то время оставил его. Я даже не понимал, почему не могу больше у него заниматься, не могу заставить себя пойти к нему. Потом к другому – то же самое. К третьему – так же. Так продолжалось, пока я не нашел Рабаша. Далее...
С первого же занятия я понял – всё, между нами есть контакт. Это было удивительное сочетание, которого не бывает в обычной науке. Ведь здесь контакт возник не оттого, что учитель приятен мне или нет, а поскольку он показал, что в нем есть то, чего действительно хочешь ты. Этим он полностью "купил" меня.
У меня сразу же пропало желание искать кого-то другого. Я понял, что должен быть здесь и все время углубляться и углубляться в него, пить из этого колодца, пока не вычерпаю из него все, что есть.
Это было очень сильное впечатление. Буквально первых десяти минут было достаточно, чтобы понять – здесь моя пристань.
Вопрос: А где происходит этот "щелчок"?
Ответ: Внутри желания человека. Он понимает, что его самое внутреннее желание к цели творения, к цели мира, к цели жизни, его личные вопросы: "Зачем я?", "Почему я?", "Откуда я?", "Для чего я?", "Кто я?"; и одновременно глобальные вопросы: "Для чего мир?", "Зачем он?" – все это связано друг с другом и объясняется в одном месте.
Вопрос: Но до этого вы должны были исстрадаться?
Ответ: Да. Без очень жесткого, глубокого, горького ощущения неизвестности, непонимания существования, его природы, его цели, его раскрывающейся все время ничтожности, я бы, конечно, не смог понять, что передо мной находится такой источник.
А этот источник вначале предстал передо мной в образе 65-летнего болезненного старика Илеля со слезящимися глазами и бледным лицом. Но когда он садился и начинал все объяснять, я чувствовал – это борец, это огромная сила, у которого в руках щит и меч!
Вопрос: Вы помните, что вы с ним изучали первые десять минут?
Ответ: "Введение в науку каббала". Он начал с нее без всяких предисловий.
Вопрос: То есть щелчок, о котором вы говорили, произошел еще до Рабаша?
Ответ: Да. Но Илель тоже был его учеником. Он пришел к Рабашу 20-летним юношей.
Вопрос: Когда вы стали обучаться непосредственно у самого Рабаша?
Ответ: Через полгода после Илеля.
Вопрос: И какие ощущения вы испытывали? Такие же, как с Илелем?
Ответ: Нет. Рабаш был очень скрытным, почти ничего не объяснял. Он говорил: "Ты сам должен это понять".
Меня несколько раз очень сильно порывало послушать, что объясняет Илель. Однако я понял, что этот путь все-таки не тот, хотя был большой соблазн получать готовые правильные ответы на самые глубокие вопросы. Но где же тогда твои постижения? Эти ответы не строят тебя как исследователя, они только наполняют тебя.
Если изучать каббалу так, как преподавал Илель, то это просто изучение науки о мироздании, о взаимодействии всех его элементов. При этом ты не развиваешь в себе тягу, стремление, желание, пустоты для постижения Творца.