Текст Торы никогда нельзя воспринимать в обыденном смысле, как исторический рассказ.
Это код, который нужно расшифровать. В нем есть четыре ступени понимания, и самая глубокая ступень – это наука каббала. Через нее мы достигаем истины, и потому каббала называется истинной мудростью.
Каждый может расшифровать этот код, но для этого ему нужно изменить себя, развить и расширить свой разум и чувства. Тогда он раскроет, о чем в действительности написано в Торе.
Есть четыре ступени изложения Торы, и каждый из них – это дополнительное развитие относительно уровня, на котором мы рождаемся и живем в этом мире. Тора совсем не предполагает, что ее текст будут понимать буквально, как в любой другой книге. Она ожидает, что человек изменит себя и поймет написанное на более внутреннем уровне. Далее...
Представьте себе, что ребенок читает с матерью одну и ту же сказку о том, как принц встретил девушку, влюбился в нее и взял ее в свой дворец. Сын воспринимает из этого рассказа очень поверхностную, примитивную информацию. А мать понимает его более глубоко и видит, что там на самом деле случилось, потому что ей знакома природа людей. То есть каждый понимает рассказ в зависимости от уровня своего развития.
Нужно понять, что прежде всего надо развить человека для того, чтобы он мог понять Тору. Сама Тора подготавливает нас к ее пониманию, если изучать ее правильно. Продвигаясь к любви к ближнему – великому правилу Торы, по мере расширения в себе этой любви, мы учимся понимать Тору на все большую глубину.
Мы воспринимаем реальность, в которой живем, в более широкой, глубокой, многогранной форме. И тогда мы действительно видим в ней четыре ступени.
Любовь к ближнему начинается с близких людей и расширяется до своего народа, а потом до всего мира. И если все человечество становится мне так же близко, как собственные дети и я сам, то из этого чувства я могу понять, о чем говорит Тора, а иначе – нет.
Вопрос: Кто кого развивает? Тора развивает человека или человек должен развиться, чтобы понять Тору?
Ответ: Человек может развиться только путем изучения "внутренней Торы", то есть каббалы.
Любовь к ближнему раскрывает в нас новые ощущения, позволяющие выйти из себя наружу. Сейчас я все хочу притянуть к себе и исследовать внутри себя, только для своей пользы. Если же я выхожу наружу и начинаю любить ближнего, то ощущаю реальность, находящуюся вне меня. Она уже не зависит от того, как я к ней отношусь и сколько от нее выигрываю – она такая, как есть сама по себе, как будто я не существую.
Действительность уже не преломляется в моих чувствах и разуме. Ведь выйдя из своего эгоистического восприятия, я обретаю чувства и разум общей системы, которые обеспечивает мне Тора. Это уже чувства и разум высшей ступени, с которыми я способен почувствовать и понять всю природу в ее подлинном виде.
Благодаря этому, я достигаю вечности и совершенства, присущих природе. Я уже не вношу в природу помехи, как прежде из-за своей ограниченности, стереотипов, неправильного понимания и восприятия в материальных чувствах и разуме, приобретенных за время жизни в этом поколении.
Получается, что Тора поднимает меня на ступень вечности и совершенства. Я даже перестаю зависеть от своего тела. Тело может вдруг заболеть и умереть, а я остаюсь в том же сознании, в том же разуме и ощущениях, которые приобрел. Поскольку Тора вечна, она и меня делает бессмертным человеком – вечной сущностью, которая называется "душа".