Записи в разделе 'Изучение каббалы'
О каббалистической терминологии

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Почему в каббале такая сложная терминология?

Ответ: Она не сложная. Я тоже думал так, когда начинал изучать каббалу. А затем увидел, что это прекрасное, легкое, очень тонкое, точное чувственное описание нашего внутреннего устройства.

Ничего сложного и запутанного в каббалистической терминологии нет, просто надо начать ощущать, что за ней скрывается. И тогда вы увидите, что все – очень просто. Нужно лишь познакомиться с тем миром, который описывается этими словами.

Из урока на русском языке, 31.01.2016

Предыдущие сообщения на эту тему:

Как передать познание духовного мира?

Тайный язык каббалистов

Язык каббалистов: с ним трудно, без него невозможно

Образование и постижение в каббале

каббалист Михаэль ЛайтманНачиная изучать науку каббала, мы сначала не понимаем внутренний смысл каждого слова и не раскрываем стоящую за ним высшую силу. Но понемногу мы начинаем докапываться до внутреннего смысла.

То есть я уже не просто читаю слово, а чувствую и раскрываю за ним духовный объект, постепенно проявляющийся будто из тумана.

Так мы постепенно приходим к духовному постижению. Выходит, что есть две ступени: образование и постижение. Образование означает, что мы учим, но пока не постигаем, а только приближаемся к смыслу. А потом уже начинаем его постигать.

И дело в том, что постижение зависит не от того, насколько хорошо человек учился и знает все, написанное в книге. Это вообще не важно – главное, чтобы он исправил свое эгоистическое свойство и превратил из получающего в отдающее, в любовь к ближнему.

Возможно, что он не очень разбирается в книжном материале, он не такой умный. Но если он исправил свое отношение к другим, то внутри этого исправленного отношения ощутит духовные понятия, постигнет их. 

Вопрос: Как можно учиться, если на свой ум я не могу положиться, смысла написанного не понимаю, а духовного постижения у меня никогда не было? Если бы я учил, например, китайский язык, то каждый день узнавал бы новые слова и начал понимать написанное.

Ответ: Это потому, что в случае с китайским языком речь идет о реальности, которую ты ощущаешь. А каббала говорит о реальности, которую ты пока не ощущаешь. И поэтому можно тысячу лет читать эти книги и не понимать, о чем они рассказывают.

Весь вопрос в том, как достичь ощущения того, что читаешь? А ощущение возможно лишь при условии обретения свойств отдачи, дополнительно к свойствам получения, с которыми мы родились. Мы развиваем эти врожденные свойства получения всю свою жизнь, учась все больше получать. Все наши мысли в этом мире лишь о том, как получить побольше полезного и отдалиться от вредного.

Но сейчас нам нужно соединиться с другими людьми и начать работать для них, заботясь о том чтобы дать им полезное для них и оберегая их от вредного, словно собственных младенцев.

Вот только, относительно младенца нами движет инстинктивная, естественная любовь, свойственная родителям в этом мире. А к другим людям нам нужно развить такое отношение вопреки своему эгоизму и против него. А это очень непросто.

Но если нам все же удастся это сделать, то мы построим связь на новом уровне поверх отторжения. Внизу останется эгоизм, неприязнь к другому, разобщение, а поверх всего этого я строю связь с ним. Тогда между минусом внизу и плюсом наверху мы построим разные формы связи между нами, в которых начинается циркуляция и имеет возможность раскрыться новая сила, называемая высшей.

Из урока по избранным отрывкам трудов Бааль Сулама, 14.03.2016

Предыдущие сообщения на эту тему:

Игра с чувствами

Каждому ли под силу учиться каббале?

Как заниматься наукой каббала?

Обучать Торе можно всех!

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Почему вы считаете себя вправе обучать Торе неевреев?

Ответ: Сказано в Торе, что цель творения – в приведении всех творений к слиянию с Творцом. Это достигается исправлением эгоизма на любовь, как сказано: "Возлюби ближнего как себя" – "Это главный закон Торы".

Евреи – это народ, который должен первым выполнить это условие Творца, а затем обучить этому весь мир. Это мнение каббалы и мое. А далее я отсылаю вас к статье:

Источник запрета

Современный раввин Йоэль Шварц: Нееврей, который изучает Тору, совершает грех. Евреям запрещено обучать Торе неевреев.

О запрете нееврею учить Тору впервые упоминается в Вавилонском Талмуде: Сказал рав Йоханан: "Нееврей, который учит Тору, заслуживает смерти, как сказано: "Учение заповедал нам Моше, наследие общины Яакова" (Дварим, 33:4) – это наше наследие, а не их!" (Сангедрин, 59a). 

"Запрещено обучать Торе нееврея" (Хагига, 13a). Рамбам приводит мнение рава Меира в качестве Алахи: "Нееврей, изучавший Тору, заслуживает смерти; лишь то, что относится к семи заповедям, они имеют право учить" (Мишне Тора, Законы царей, 10:9).

Шмуэль Абоаб, XVII век: христиане используют Писание для доказательства истинности своей веры. А потому обучать их Торе категорически запрещено.

Но: есть немало примеров, когда прославленные раввины обучали Торе неевреев: учителем немецкого гебраиста Иоганна Рейхлина был автор классического библейского комментария Сфорно. Такие люди знали Алаху и не могли сознательно нарушать Тору!

Рамбам: запрещено обучать Торе только тех неевреев, которые не признают Б‑жественного характера Торы. "Можно обучать христиан Торе, ибо они верят, что наша Тора была дана Б‑гом через нашего учителя Моше" (Пеэр а-дор, 38).

Средневековый талмудист Менахем Меири: если нееврей учит из любопытства, нет запрета его обучать. Это стало актуальным в Новое время, когда возник вопрос, можно ли преподавать еврейские дисциплины в университетах.

Американский раввин Яков Вайнберг: если нееврей изучает Тору в академических целях – никакого запрета в этом случае нет. Сам он был преподавателем Торы и Талмуда в нееврейском университете Гиссена, в Германии.

В XIX веке литовский раввин Исраэль Салантер мечтал сделать Талмуд одной из университетских дисциплин в нееврейских университетах. А ведь в тогдашних университетах учились исключительно неевреи.

Преподавание в смешанной аудитории

По мнению алахических авторитетов (Яков Вайнберг, Исаак Кляйн, Моше Файнштейн, Овадья Йосеф и др.) запрет преподавания Торы распространяется только на аудиторию целиком нееврейскую, но можно обучать Торе еврея в присутствии неевреев, даже если последние при этом тоже смогут учиться.

Рав Файнштейн: в Талмуде упоминается нееврейский раб раббана Гамлиэля - Таби, который был большим знатоком Торы. Таби приобрел свои знания, присутствуя на уроках, которые раббан Гамлиэль проводил для своих еврейских учеников. Мудрецы Талмуда спокойно обучали Торе, несмотря на то, что среди слушателей были не только евреи.

Седьмой Любавичский Ребе приветствовал преподавание Торы при помощи современных средств коммуникации и на современных языках, хотя в этом случае среди читателей и слушателей оказываются и неевреи.

Принуждение. Запрет обучать неевреев Торе отменяется, если есть "указ правителя", ибо неисполнение подобного приказа может подвергнуть жизнь еврейской общины опасности.

Сегодня любая попытка сегрегации нееврейских студентов в еврейских учебных заведениях может вызвать негативную реакцию. Таким образом, еврей-преподаватель может считать, что он постоянно находится в ситуации, когда "указ правителя" отменяет запрет обучать нееврея Торе.

А есть ли вообще запрет обучать неевреев Торе?

Рав Иссахар Эйленбург (1550–1623) обратил внимание на то, что многие его итальянские коллеги обучали неевреев Торе. Он заметил, что ни у Рамбама, ни у других ранних авторитетов запрет обучать нееврея Торе не упоминается.

Из этого он сделал вывод, что соответствующее высказывание в трактате "Хагига" вовсе не является Алахой. Рав Эйленбург говорил, что не готов заявить об этом во всеуслышание лишь потому, что опасается реакции своих коллег.

Схожего мнения придерживался и рав Арье-Лейб Гинцбург (1695–1785), автор "Шаагат-Арье".

Заключение

История дает нам достаточно примеров того, когда неевреи, изучавшие Тору, использовали свои знания не во вред еврейскому народу, а во благо ему, для опровержения ложных обвинений против иудаизма.

Предыдущие сообщения на эту тему:

Рав ли я?

Это еще не Тора

С кем заниматься Каббалой?

Вебинар на zahav.ru: Первый шаг в каббале (клип)

Каббала вышла из скрытия, сегодня существует огромный объем каббалистической информации, охватывающий все области нашей жизни.

Вся эта информация выложена в интернете, выпущены сотни книг по каббале, есть 66-й канал израильского телевидения, который 24 часа рассказывает о каббале. Каждый может найти материал, соответствующий его уровню и интересам. Все открыто и доступно для всех!

Требования к посвящению в ученики каббалиста

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Почему вокруг каббалы сложился темный образ мистического, мрачного, неприступного для непосвященных учения?

Ответ: Чтобы отпугнуть людей от того, чем им еще рано заниматься. Человек должен был дозреть, и даже тот, кто уже приходил к каббалисту, всё равно получал от него отказ. Он должен был очень долго добиваться, чтобы его допустили к занятиям.

Его принимали, но на очень сложных условиях со всевозможными ограничениями. Выполняя их, он постепенно входил в каббалистическую группу, и тогда его посвящали в требования к изучению каббалы. Ему разъясняли, что это должно происходить в объединении единомышленников, строящих между собой маленькое интегральное, замкнутое мини-общество.

В этом обществе все равны, все поддерживают друг друга, включаются друг в друга до тех пор, пока не растворяются в одном едином целом, и в нем обнаруживают Высший мир, начинают изучать и исследовать его.

Так было и с великим Рашби, будущим автором Книги Зоар. Когда он пришел к своему учителю рабби Акиве, тот три раза отсылал его, считая, что рабби Шимону еще не время заниматься каббалой.

Из урока на русском языке, 24.01.2016

Предыдущие сообщения на эту тему:

Отделить зерна от плевел

Каббала "для общего использования"

Кто может стать учеником?

Вебинар на zahav.ru: Лучший час для изучения каббалы (клип)

Лучший час для изучения каббалы

"Стоимость" шестого органа чувств

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Сколько стоит приобрести шестой орган чувств? Разумеется, я не имею в виду деньги.

Ответ: Это зависит от того, какого свойства у человека желание, в каком обществе он находится, при каких обстоятельствах изучает каббалу и реализует ее.

Поэтому нельзя сказать, в каких единицах можно измерить ту мощность, которую он должен приложить, чтобы выйти в высший мир или даже исправить себя.

При занятиях каббалой в человеке постепенно проявляются эти единицы измерения, единицы усилия, и тогда он начинает понимать, сколько таких единиц надо для каждой ступени.

Для каждого человека количество единиц – разное. Как и в нашем мире. Даже если бы мы занимались в одной школе, в одном университете, работали вместе, каждый из нас прилагал бы различное количество и качество усилий для выполнения одной и той же задачи.

Из урока на русском языке, 17.01.2016

Предыдущие сообщения на эту тему:

Жизнь человека, обладающего шестым чувством

Как развить шестое чувство

Где находится шестое чувство

Игра с чувствами

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Вы говорите, что каббала – это чувственная наука. Но ведь науку невозможно изучать без интеллекта, без размышления?

Ответ: Конечно, невозможно! Науку каббала мы ощущаем чувственно. А затем мы эти чувства проверяем: разделяем, сравниваем между собой, даем номера, градуируем, как бы взвешивая их.

На самом деле каббала – это игра с чувствами. Но она упорядочивает их в систему, и мы начинаем видеть взаимодействия желаний, какие чувства возникают в каждом из них.

В науке каббала мы очень четко измеряем все ощущения и даем им цифровые названия, определяя ими мощность, направление, свойства и так далее. Поэтому у нас возникает наука чувств, ведь единственная материя нашего мира – это желание.

А то, что ощущается в желании, называется чувством. А ощущается только свет, который воздействует на это желание. То есть, измеряя изменения, происходящие в желании, мы таким образом измеряем воздействующий на него свет. 

Вопрос: Но разум человека первичен или наоборот?

Ответ: Первично желание, разум – вторичен. Так мы и развиваемся. Откуда у ребенка появляется разум? Только в результате развития желания.

Чем больше у человека желания, тем больше ему необходим разум, чтобы освоить эти желания, управлять ими.

Из урока на русском языке, 17.01.2016

Предыдущие сообщения на эту тему:

Чувства – первичны, разум - вторичен

Разум и желание – кто кого ведет?

Разум – оценка ощущения

Развеянные мифы о каббале, ч.14

каббалист Михаэль ЛайтманУчиться каббале не обязательно, но увлекательно

Вопрос: Меня пугает необходимость сидеть и учиться – я это всегда не любил. Получаете ли вы удовольствие от изучения каббалы?

Ответ: Я, по своему характеру, люблю учиться. Даже телевизионные программы я выбираю или научно-популярные, или о природе.

А изучение каббалы доставляет мне удовольствие, потому что я начинаю видеть, как управляется наш мир, как я сам управляюсь свыше. Я понимаю, откуда пришли возникшие во мне желания и мысли, зачем они мне даны, и как я должен на них реагировать.

Изучая науку каббала, я нахожусь в непрерывной игре с Творцом. Но если человек не любит учиться, от него это не требуется. Хотя, я советовал бы, сначала попробовать изучать каббалу. Ведь вполне возможно, что именно это будет человеку интересно, даже если он прежде никогда не тянулся к учебе. Я видел много таких примеров.

Человек не хотел учиться в школе, потому что ему было не интересно. Учеба не давала ему наполнения, ведь он видел, насколько она ограниченная, искусственная 

Он изучал отношения между неживой, растительной и животной природой нашего мира, и не понимал, что это дает для его души, для достижения цели жизни, для раскрытия ее смысла. Но изучая науку каббала, он начинает чувствовать, что речь идет о нем самом, о его душе, о вечной части внутри него.

Он захочет постичь эту вечную часть, связаться с ней, жить внутри этой вечности. Иначе, эта вечная частица существует в нем, но как отмерший рудимент. Он же хочет оживить ее и раскрыть.

Если он войдет в нее и начнет жить в ней, то увидит все мироздание, за пределами Вселенной, все миры. Он станет их неразрывной частью – вечной и совершенной, неограниченной временем и пространством.

Это очень отличается от обычной школьной учебы. И потому люди, не любившие учиться наукам нашего мира, становятся успешными учениками, приходя к каббале.

Из программы на радиостанции 103FM, 28.02.2016

Предыдущие сообщения на эту тему:

Развеянные мифы о каббале, ч.13

Развеянные мифы о каббале, ч.12

Развеянные мифы о каббале, ч.11

Развеянные мифы о каббале, ч.12

каббалист Михаэль ЛайтманПАРДЕС начинается с тайны

Вопрос: Если Тору нельзя воспринимать в буквальном смысле, поскольку она рассказывает о духовном мире, то как понять, что там написано? 

Ответ: Бааль Сулам объясняет в "Предисловии к Учению Десяти Сфирот", что вся Тора разделяется на "ПАРДЕС" (сад): Пшат (простое толкование), Ремез (намек), Друш (иносказание), Сод (тайна).

И как объясняет Виленский Гаон, изучение Торы начинается именно с тайны, а не с простого толкования. То есть она постигается в таком порядке: Сод (тайна), Друш (иносказание), Ремез (намек) и только в самом конце,  Пшат (простое толкование).

Начиная читать Тору, мы сначала ничего в ней не понимаем, полагая, что это какая-то сказка или исторический рассказ, и не более. А потому это для нас "тайна".

И только потом, благодаря изучению каббалы, мы проникаем глубже в текст Торы и начинаем понимать, о чем в ней говорится: о внутреннем мире, о силах нашей души, о силах, которые нами управляют. И тогда Тора превращается сначала в иносказание, потом в намек, и в конце концов, становится для нас "простой" и понятной.

Из программы на радиостанции 103FM, 28.02.2016

Предыдущие сообщения на эту тему:

Развеянные мифы о каббале, ч.11

Развеянные мифы о каббале, ч.10

Развеянные мифы о каббале, ч.9

На каком языке изучать каббалу?

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Реально ли выйти к определениям духовных корней через истоки русского языка? Помимо иврита. Есть мысль, что при определенной правильной работе это сплотило бы еще больший круг людей вокруг каббалы.

Ответ: Каббалу можно изучать на любом языке, хотя ее термины, как в любой науке, все равно сохраняются на языке оригинала – на котором они раскрылись, т.е. на иврите. Но кроме этого, изучение возможно и неограниченно на любом языке.

Предыдущие сообщения на эту тему:

Иврит – язык каббалы

Не форма, а суть

Язык, неподвластный времени

Развеянные мифы о каббале, ч.9

каббалист Михаэль ЛайтманКак изучение каббалы улучшает жизнь?

Вопрос: Как изучение каббалы может улучшить мою жизнь? Дает ли она какие-то особые преимущества, которые нельзя получить посредством других наук?

Ответ: Каббала не может дать никаких преимуществ в обычной жизни, если человека  заботит лишь его материальное существование и только. Ведь каббала, прежде всего, раскрывает нам горизонты и объясняет, для чего мы живем.

К изучению каббалы приходят люди, которые спрашивают, в чем смысл нашей жизни, почему мы страдаем? Человечество начинает очень серьезно задумываться о цели своего существования и всех его тягот, желая знать, почему нам так дорого даются годы нашей жизни.

Выходит, что сегодня уже много людей готово к изучению науки каббала, к раскрытию тайны жизни, и потому каббала открывается.

Вопрос: Изучение каббалы что-то меняет во мне?

Ответ: Человек, изучающий науку каббала, меняет свое отношение к жизни, всю жизненную парадигму. Он начинает видеть мир другими глазами, понимая, что это лишь проекция его внутренних свойств. А изменяя свои внутренние свойства, он меняет мир, находящийся якобы вне его. 

Ведь мир – это только отпечаток с наших свойств. Наука каббала помогает нам исправить себя изнутри, превращаясь из эгоистов, ненавидящих всех и отталкивающих, в альтруистов, дарящих и любящих. И таким образом мы обнаруживаем себя в мире абсолютного добра.

Посмотрите, сколько проблем в сегодняшнем мире, насколько он нуждается в этой методике объединения и доброй связи между людьми: религиозных, светских – всех как один народ.

Когда я вижу, сколько страданий в мире, я очень сочувствую людям и вижу, как всем необходима наука каббала.

Из программы на радиостанции 103FM, 28.02.2016

Предыдущие сообщения на эту тему:

Развеянные мифы о каббале, ч.8

Развеянные мифы о каббале, ч.7

Развеянные мифы о каббале, ч.6

Спрашивали? – Отвечаю… - 129

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Как научиться радоваться помехам, которые посылает Творец?

Ответ: Это возможно только в мере вашего подъема над своим эгоизмом, когда ваши намерения будут действительно ради отдачи, а не получения – т.е. только после воздействия ОМ и появления экрана.

 

Вопрос: Как успешно быть вашим учеником и частью вашей системы, не мучая себя очень ранними утренними уроками?

Ответ: Смотреть их по записи в другое время суток. Участвовать посильно в наших мероприятиях – в близкой вам группе.

Предыдущие сообщения на эту тему:

Спрашивали? – Отвечаю… - 128

Спрашивали? – Отвечаю… - 127

Спрашивали? – Отвечаю… - 126

Надо ли изучать молитвенник (Сидур)?

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: В вашем блоге расположены псалмы Давида. Можно ли разместить таким же образом основные молитвы из Сидура, которые, Вы считаете, нам необходимы для продвижения?

Ответ: Я думаю, что еще рано изучать молитвенник (Сидур). Мы говорим на своих занятиях о молитвах, как правильном выражении обращения к Творцу, из Его раскрытия каббалистам.

Каббалисты раскрыли Творца и из своей практики обращения к Нему, т.е. создания в себе правильного желания, просьб, МАН, и описали нам создание таких молитв.

Но нам самим необходимо быть в связи с Творцом хотя бы на уровне "ло ли шма", чтобы слова молитвенника, созданного великими каббалистами, участниками "Великого Собрания" (Кнесет Агдола), более 2000 лет назад, не казались нам наивными и странными.

Предыдущие сообщения на эту тему:

Цепочка, ведущая от Малхут до Бины

Молитвенник – сага о духовной жизни

Говорящее сердцед

Развеянные мифы о каббале, ч.3

каббалист Михаэль ЛайтманСветские люди и каббала

Вопрос: Почему существует мнение, что каббалу можно изучать лишь после того, как выучишь всю Тору и Талмуд?

Ответ: Великий каббалист АРИ и его ученик, Хаим Виталь, объясняют в своих книгах, что нужно изучать все книги Торы и Талмуда, но уже после того, как человек раскрыл Творца. После раскрытия он может наполнить себя светом через изучение Талмуда.

Талмуд изучали еще до разрушения Храма с целью раскрытия Творца. Ведь вся Тора говорит о законе любви к ближнему как к самому себе. А если человек начинает любить других, он включает в себя и ощущает весь духовный мир, находящийся вне его эгоизма. 

Обретя свойство отдачи, он изучает Талмуд, правильно воспринимая все, что там написано. То есть он видит, что речь идет о духовных понятиях, а не об их материальных ветвях в этом мире.

То есть каббалу можно изучать любому, кто захочет – сразу приступая к каббале, еще до того, как выучил Гмару, Мишну, Тору. Могу лишь добавить, что я привел к своему учителю, Рабашу, сорок учеников из Тель-Авива – совершенно светских людей. 

Я подозреваю, что большинство из них не знало Тору даже в рамках школьной программы. И все же Рабаш принял их, и они сразу же начали изучать каббалу.

Запрет на изучение каббалы был вызван тем, что евреи вышли в изгнание, в течение которого было запрещено обращаться к каббале. Мы должны были ждать окончания изгнания, что случилось в конце 20-го века – примерно двадцать лет назад.

С того времени и далее, каббала открылась для всех. Как пишет Бааль Сулам, в 1995 году период изгнания окончательно закончился, и с того момента и далее эта мудрость стала доступна всем.

Вопрос: Некоторые считают, что изгнание закончилось с созданием государства Израиль?

Ответ: Я даю определения, принятые в науке каббала, каббалистами.

Из программы на радиостанции 103FM, 28.02.2016

Предыдущие сообщения на эту тему:

Развеянные мифы о каббале, ч.2

Развеянные мифы о каббале, ч.1

Как вода просачивается в песок

Страница 53 из 108« Первая...5152535455...Последняя »