Записи в разделе 'Изучение каббалы'
Раскрытие – в чувствах

каббалист Михаэль ЛайтманКонгресс в Санкт-Петербурге. Урок №1

Вопрос: Я всегда рассматривал мир в виде разума и логики. А сегодня на собрании товарищей я начал ощущать многое через чувства и подумал, что схожу с ума. С одной стороны, хочется сохранить ощущение чувств, полученное на конгрессе, а с другой стороны, я боюсь, что же со мной может произойти дальше…

Ответ: Слушая вас, я вспомнил себя. Я тоже воспринимал мир только через законы. Я и сейчас такой – таким я создан. Мне надо видеть систему, ее законы, как она разложена по полочкам, где вход, где выход, формула, по которой она действует, помехи, их регуляция и т.д. Такой я по натуре человек.

Когда я начал заниматься каббалой, я тоже занимался только лишь одной системой. До прихода к Рабашу я уже четыре года занимался каббалой, изучал систему мироздания: миры, парцуфим, сфирот… И четкие законы!

А все, что касается чувств, отметал в сторону. Даже не мог раскрыть эти книжки. Они казались мне беллетристикой, излиянием женских чувств и прочим сюсюканьем. Я не мог это воспринимать! И даже не мог сопоставить, ведь написано, что это наука. Мне была непонятна связь между одним и другим.

Я помню свои глубокие переживания. Но я просто отставил их в сторону, как будто их нет. Как мы обычно говорим? – Не верю. И все. Я занимаюсь только тем, что могу. 

Но когда я стал заниматься у Рабаша, я увидел, как в нем это сочетается. Мы занимались с ним серьезно системой: я спрашивал, он отвечал – все четко, математически, в соответствии с железной логикой, ведь мы изучали физику двух сил.

В принципе, что здесь есть? Две силы, которые взаимодействуют между собой по четким законам. Как сказано, это – система сил, нисходящая сверху вниз по четким законам, цель которых раскрытие Творца человеку в этом мире. То есть это – система. Всё. 

Существует какой-то скелет, механика и силы, действующие через эту механику на человека, чтобы он понял через эту систему ту силу, которая в ней работает. Это мне было очень понятно и импонировало согласно моему естественному внутреннему устройству. И профессия у меня была соответствующая. Я специально стал ею заниматься, потому что мне был близок системный взгляд на мир.

Но когда после занятий с Рабашем я вдруг почувствовал, что человек говорит о чувствах, я не мог понять, при чем тут они. Раскрытие – это разум! А он говорит: "Раскрытие в чувствах". Я смотрел на него преданно, как собачка на хозяина, но не понимал, что он от меня хочет. Он говорил, а я кивал. Он спрашивал: "Понятно?". Я отвечал: "Понятно".  

И так продолжалось очень долго. Я не понимал, что от меня хотят! Какие чувства?! Таблицы, графики, чертежи – я у него спрашиваю, он отвечает. Но при чем здесь чувства?! У меня их нет.

И только потом, через два или даже три года, когда до меня начало доходить, что материя – это желание, пришло ощущение, что это идет через чувства. Вот этого я никак не мог понять: что значит "материя – желание". Материя? – Да. Работает? – Да. Желание? Это плюс и минус. А где оно в тебе? Я не мог соединить то, что написано, с собой, со своими чувствами.

Потом я начал понимать, что это действительно нельзя соединить с моими чувствами, потому что я – животное. А тут говорится о других чувствах, на порядок выше. Речь шла о чувствах отдачи и получения, которые существуют не во мне и не ради меня, как сейчас, а которые изолированы от меня через Первое Сокращение (Цимцум Алеф) и действуют вне меня. Там отдача и получение – не во мне, а в другом. 

То есть я должен изолировать себя и начать все время думать о другом: в нем получение и в нем отдача, и как взаимодействует моя система с его системой. И вдруг у меня это начало складываться как нормальная системная часть. Потому что я оторвался от восприятия, что этот мир во мне. Сейчас "миром во мне" называется ощущение меня вне меня, в других. 

И тогда мне стало легче, потому что это не те земные чувства, в которых я постоянно путался. Это уже совсем другая методика, другая система взаимоотношений. Она оторвана от меня, я ставлю барьер и начинаю строить ее вне себя под контролем разума, под контролем чувств. А эти чувства исходят не из моего сердца, а из намерения точно выйти из себя и ощутить себя в другом.

Когда у меня сложилась эта картина, тогда я начал понимать, о чем говорит каббала. Я помню, как трудно мне это далось, потому что, как мне кажется, я был черствее вас. Но, с другой стороны, это было такой отрадой, очень сильным раскрытием. Удивительно, что такого черствого и такого низко-эгоистического человека, как я, толкали все время к этому делу.

Поэтому самое главное – понять, что каббала говорит "вне меня", "вне моей шкуры". А я представлял себе все по-другому, как будто берешь, допустим, яблоко и начинаешь счищать с него шкурку. Так же и мне надо снять с себя шкурку, и тогда я буду ощущать мир.

Оказывается, это не так. Ты должен выйти и ощущать все вне себя, только в других – там ты находишься. А твое тело остается животным, оно и существует как животное. Ты занимаешься только тем, что живешь в остальных, – там твои чувства, твой разум, твое кли/сосуд.

Из 1-го урока конгресса в С.-Петербурге, 12.07.2013 

Предыдущие сообщения на эту тему:

Те же самые слова, но очищенные от кожуры

Духовное чувство

Совершенство – в соединении разума и чувств

Терпение и труд все перетрут

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Когда Вы объясняете, допустим, "Учение Десяти Сфирот" и ощущаете, что люди что-то не понимают, есть ли у Вас желание донести его до них так, чтобы они поняли?

Ответ: Дело в том, что есть огромная разница между человеком, который все это прошел, и теми, кто смотрят со стороны. Я знаю по себе, насколько я тупо смотрел на своего учителя, как собака на человека, который говорит, а щенок преданно смотрит на него, но не понимает, что он от него хочет. Так продолжалось много лет.

Поэтому я объясняю, не обращая ни на что внимания. По своей натуре я очень нетерпелив. Но все, что касается именно ведения человека, сопровождения по его духовному пути, не лишает меня терпения – я могу так сидеть со всеми тысячу лет! По этому вопросу во мне самом никогда не возникает никаких внутренних признаков нетерпения.

Реплика: Я вижу, как уже в 200-ый или даже в 500-ый раз Вам задается один и тот же вопрос, и Вы по-прежнему спокойно отвечаете на него…

Ответ: Потому что я вижу за каждой минутой такого поведения происходящее исправление. Человек при этом ничего не чувствует, но в нем уже крутятся "шестерёнки", на которые всё наматывается, наматывается… Только на его счетчике еще не сменилась цифра, но внутри происходят уже все изменения. И поэтому я, ощущая их накопление, этот аккумуляционный процесс, отношусь к нему спокойно, – я вижу, что работаю. 

Вопрос: То есть, у вас нет желания упростить что-то сложное? Вы считаете, что это так и должно быть?

Ответ: Я не могу ничего упростить, потому что действую в соответствии с внутренней структурой человека. Здесь я как хирург, который вскрывает, видит, что происходит и в соответствии с этим работает. У меня нет другого выхода, и поэтому есть терпение.

Вопрос: Как научиться чувствовать книгу Зоар?

Ответ: Нужно просто идти вместе с текстом, буквально с каждым предложением,  усваивать его в том виде и в том объеме, чтобы каждый раз последовательно заглатывать это в себя, как змея одевается на жертву. Тогда все получится.

Ведь Зоар – это самая высокая часть науки каббала, ее полет.

Из ТВ программы "Тайны вечной Книги", 29.04.2013

Чудесное лекарство под названием "Зоар"

каббалист Михаэль ЛайтманПрикладывать усилия "как бык под ярмом и осел под поклажей" – это значит работать, не ощущая никакого вкуса. Я читаю книгу Зоар потому, что доктор сказал, что она действует как лекарство, которое поможет мне выздороветь. Обычно это неприятно и нелегко, это противоречит желаниям моего тела и не соответствует моему вкусу. Но доктор прописал, и я делаю это!

Я не стремлюсь этим чтением доставить удовольствие своему разуму и сердцу. Хотя это чтение радует меня, но я доволен не тем, что якобы понимаю его, чувствую, слежу за развитием сюжета этого приключенческого романа, за странствиями великих мудрецов, словно первооткрывателей новых земель. Я принимаю это чтение только как лекарство, и потому радуюсь.

Меня радует не само чтение, а процесс, который я прохожу. Во-первых, я выполняю указания мудрецов, а значит, преклоняюсь перед ними. Во-вторых, я слышал, что это доставляет радость и удовольствие Творцу. И последнее, я этим исправляю себя и приближаю к Творцу!

Если ты углубляешься в содержание этого текста, значит ты действуешь в своем желании насладиться, стараясь дать ему какое-то наполнение в эгоистическом сердце и разуме. Ты этим уже крадешь от мощности своей учебы, силы состояния. Но в итоге, это перевернется – настанет такой момент, когда ты вдруг поймешь, что у тебя ничего нет. И от этого эгоистического сожаления, ты начнешь осознавать, что учился неправильно. 

Такой подход неверный на все 100%, ведь как можно своим земным разумом пытаться понять, о чем рассказывает книга Зоар? Если ты ученый, то исследуешь этот мир, имеющимися у тебя инструментами, своими чувствами и разумом, и пытаешься постичь его своим умом. Так действуют науки этого мира, это называется знанием.

Но духовный мир не находится в этой области. Он находится в таком измерении, которое совершенно недоступно твоему разуму и ощущениям. Ты даже не можешь себе представить, что это такое. Он существует совершенно в другом диапазоне. Как если бы ты воспринимал сигнал на частоте 100 килогерц, а он действовал на частоте 100 мегагерц. Это совершенно разные диапазоны волн: одни – длинные, а другие – ультракороткие. Они не пересекаются друг с другом, не создают никаких общих форм.

Как же ты можешь судить о мире, который совершенно не воспринимаешь? Чем ты можешь за него зацепиться? Ничем! Но тебе дали книги, в которых ты ничего не понимаешь и не можешь понять. Ты ничего и не поймешь, пока не поднимешься на высоту этой книги. А этот уровень достигается за счет качественного изменения всех твоих чувств и разума. Ты получишь новые разум и сердце вместо старых. А до того, у тебя нет никакой связи с этой книгой, которая называется "Тора", кроме ее чудесного свойства (сгула).

Из урока по Книге Зоар. Предисловие, 02.07.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Не суди по количеству листов

Формула равновесия

Ключ от скрытого мира

Не суди по количеству листов

каббалист Михаэль ЛайтманВсе каббалистические книги называются книгами Торы, потому что написаны из духовного постижения, людьми, находящимися за границей, отделяющей от нас духовный мир. Единственное, что тебе нужно – это извлечь из этих книг их чудесную силу.

"Чудесное средство" означает, что все твои свойства, которые сейчас есть, весь твой интеллект и чувствительность, энергичность, сообразительность – все твои человеческие качества не имеют никакого отношения к духовному постижению и ничем тебе не помогут. Ты можешь быть самым умным или самым глупым, но это совершенно не важно. Ты можешь сидеть над этими книгами, как чурбан, не понимая ни одного слова, и даже не знать языка, на котором они написаны – это не имеет значения, и не отличается от того, как если бы ты вызубрил всю книгу наизусть.

Поможет лишь одно – использовать эту книгу как чудесное средство. Чудесное средство – это особая связь, которую ты можешь установить с этими листами. А как ты через эти страницы текста задействуешь какие-то силы, это тебе неизвестно. Ведь ты не знаешь самого себя, не знаешь, что это за страницы, ты не знаком с высшей системой. Но в том миг, когда ты воспринимаешь этот текст как чудесное средство, ты включаешься в неизвестную тебе систему и активизируешь ее. 

Система начинает на тебя воздействовать! Но это совершенно не связано с твоими ощущениями и разумом. Ты можешь плакать над книгой, можешь смеяться – все это не имеет значения. Тебе надо лишь задействовать чудесную силу этой книги. Это особое условие, которое связывает тебя с высшей силой.

Ты не знаешь, что это за сила, где она скрывается и как она на тебя действует. Ты просто используешь ее как чудесное средство. Кроме этого слова "чудесное средство" (сгула), тебе ничего не надо знать.

А если ты даже выучишь наизусть все, что тут написано, это нисколько не продвинет тебя в духовном. Наоборот, оттолкнет назад. Поэтому сказано, что "Мнение Торы противоположно мнению обывателей". Знание без намерения не продвигает человека в духовном, потому что в нем нет чудесной силы. Поэтому мы не судим по количеству знания, а действуем выше него, стараясь притянуть силу, которая выше нашего чувства и разума.

Из урока по Книге Зоар. Предисловие, 02.07.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Чудесное лекарство под названием "Зоар"

Книги с духовным подтекстом

Волшебный научно-приключенческий роман

Во благо общей душе

каббалист Михаэль ЛайтманКрасноярск: урок №2 перед конгрессом

Вопрос: Мы проходим разные этапы. Раньше Вы говорили о необходимости изучать каббалистические источники, а теперь большее внимание уделяете интегральной методике воспитания

Ответ: Я не отказываюсь от того, что я говорил когда-то. Я вижу в этом цепочку нашего движения к созданию общего кли/сосуда. Тут нет никаких противоречий.

Я прихожу утром на урок и не знаю, что мы будем проходить: ни темы, ничего, – мне это не важно, ведь, в принципе, мы изучаем одно и то же. Все время повторяется один и тот же материал, хотя, допустим, у Рабаша есть огромное количество статей и многие из них мы никогда не открывали и не читали. Или в "Учении Десяти Сфирот" есть целые тома, которые мы тоже не изучали. И так далее. 

А ведь кроме трудов Бааль Сулама и Рабаша есть очень много интересных книг по каббале, которых мы тоже не касаемся. Просто у нас нет для этого времени и, откровенно говоря, нам это и не нужно. Мы должны заниматься постижением, а не изучением той каббалистической литературы, которая создана до нас – всю ее не изучишь. 

Это десятки, даже сотни истинных каббалистических источников, но не все каббалисты умели хорошо излагать материал, хотя и были великими в постижении высшего мира. Однако, для того чтобы доступно изложить материал, требуются совсем иные свойства. Даже Моше говорил о своем косноязычии, поскольку не умел хорошо выразить себя. 

Поэтому мы, практически, изучаем только самое необходимое. И в этом я ориентируюсь на учеников. Они подбирают материалы, диктуют внешнюю форму урока, но внутреннее наполнение урока все равно идет по определенной линии. Так что здесь никаких отклонений нет.

Из урока №2 перед конгрессом в Красноярске, 13.06.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Чтобы не принять яд смерти

Пустая философия или реальная наука?

Живая вода из первоисточника

Ключ к пониманию Зоар

каббалист Михаэль ЛайтманЕсли мы хотим приблизиться к пониманию Книги Зоар, то должны представить себе отношения между нами: как они поднимаются и опускаются в силе связи согласно нашим действиям и усилиям. Эта связующая нас сеть подробно описывается в Учении Десяти Сфирот как десять сфирот: кетэр, хохма, бина, зэир анпин, малхут или парцуфим Атик, Арих Анпин – это Кетэр, Аба вэ Има – Хохма и Бина, ЗОН – Зэир Анпин и Малхут.

Мы связаны этой сетью, включены в нее. Чем больше она проясняется, - это значит, что тем выше мы поднимаемся, а чем меньше она проясняется, тем ниже мы опускаемся. Так мы действуем

Вся наша работа заключается в том, чтобы сильнее пробудить эту связь десяти сфирот, в которой мы существуем. Тогда каждый увидит себя как Малхут, приводящую в действие все эти десять сфирот, пока они не примут окончательную форму – мира Бесконечности.

Поэтому и Учение Десяти Сфирот, и Книга Зоар в особенности написаны таким образом, чтобы побудить нас к такому видению, что мы находимся в Малхут высшей системы и из нее желаем пробудить всю систему.

Итак, мы находимся в сети связи между нами и должны пробудить эту сеть. Тогда каждый впечатлится, почувствует, а затем сможет исследовать, понять и начнет сам задействовать всю эту систему.

Из урока по Книге Зоар. Предисловие, 02.06.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Перед чтением Книги Зоар…

Чтобы Книга говорила обо мне…

Когда раскроется книга Зоар…

Приглашение на свидание

каббалист Михаэль Лайтман22 буквы еврейского алфавита своим начертанием отражают свойства 22-х духовных сфирот: 9 в Бине, 9 в Зеир Анпине и 4 в Малхут. Каждая буква символизирует какую-то сфиру и показывает, чем она отличается от других. Поэтому читая текст Зоара, мы можем впечатлиться от этого текста, будто попали внутрь этих духовных сфирот.

К такому чтению нужно стремиться, ведь его буквы - словно ноты для наших внутренних струн - свойства Творца, проникающие внутрь желания творения и вызывающие в нем ощущения. Желание начинает настраивать себя, словно музыкальный инструмент, согласно духу (руах) Зоара, тому ветру (руах), который касается струн твоей души и играет на ней, как на скрипке царя Давида.

Именно так мы хотим ощущать книгу Зоар, чтобы приходящий из нее свет достигал нас и наполнял, заставлял вибрировать наши желания. Эти буквы - приглашение к свиданию и взаимным переживаниям с Творцом. Давайте же попробуем!

Из урока по Книге Зоар. Предисловие, 27.05.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Буква "нун" – прекрасная и бессильная

Буква "самех" – убежище

Сила высшего благословения

Почему так клонит в сон

каббалист Михаэль ЛайтманКонгресс в Нью-Джерси. Урок №1

Вопрос: Почему, при том, что я так много сил вкладываю в учебу и распространение, мне требуются такие огромные усилия, чтобы не заснуть на уроке?

Ответ: Я раскрою вам тайну: люди, которые тянутся к духовному, хотят раскрыть Творца - не любят учиться... Потому что они хотят почувствовать! Они кажутся даже немного глуповатыми, заторможенными. Они могут десять раз читать какой-то отрывок и не понимать, что там написано. Я это испытал на себе.

А дайте прочитать этот отрывок кому-то постороннему, и он тут же "поймет", о чем написано. Такое свойственно именно науке каббала, потому что у человека при чтении пробуждается точка в сердце - точка ощущения, а не сухой рассудок. А посторонний человек воспринимает прочитанное чисто умственно и потому у него не возникает проблем с пониманием текста.

Поэтому мы порой видим, как в группу приходят новые люди и с легкостью воспринимают и усваивают материал. Им просто понять написанное, они сразу же начинают изучать "Учение Десяти Сфирот", и через месяц-два уже вовсю обсуждают самую сложную теорию. А люди с точкой в сердце, проучившись десять лет, не могут понять, что там написано, ведь они ищут ощущения, а не умозрительное понимание, как у умного осла. 

Это очень важно понимать - это два основных препятствия для учеников. Первое препятствие - это когда мы раскрываем проблемы в группе, в отношениях между всеми, но не понимаем, что именно они являются трамплином для прыжка вперед, и сбегаем.

А второе препятствие состоит в том, что человек читает, читает, уже выучил текст наизусть, но чувствует, что не понимает смысла. И это относится не только к изучению теории по "Введению в науку каббала" или "Учению Десяти Сфирот", но даже к статьям "Шамати" и другим статьям. Некоторые статьи иногда вдруг заставляют нас расчувствоваться, но большинство кажутся какими-то сухими и не трогают сердце.

Но это как раз хороший знак! Сказано: "Учатся не умом". Это не значит, что я даю вам разрешение спать на уроках, но на самом деле, я отношусь к этому с большим пониманием.  Я никогда не предъявлял никаких претензий ученикам, которые спят, ведь я их понимаю. Это не простая усталость, а следствие того, что они хотят чувствовать духовное. А если нет ощущения, то им не понятно, зачем они сидят на уроке.

Об этом сказано: "Того, что не сделает разум" - ведь ум тут действительно не поможет, - "сделает время!" То есть с течением времени, на нас воздействует свет: когда мы находимся в группе или даже спим на уроке. Нужно лишь дать свету работать над тобой, и ощущение придет.

Из 1-го урока конгресса в Нью-Джерси " От Я к Мы и вместе к Единству", 10.05.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Достаточно ли я умен, чтобы не быть умным?

Учатся не умом

Восприятие материала – сердцем или разумом?

Войдите в мир Зоар

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Почему чтение Предисловия Книги Зоар более эффективно, чем другие тексты?

Ответ: Предисловие Книги Зоар требует подготовки. Человек должен немного отчаяться от своей работы. Он должен как-то представлять себе систему миров, распространяющихся сверху вниз, хотя бы в очень схематичной, упрощенной форме: течение светов, соотношения между светами и сосудами/келим, сокращение, экран, отраженный свет, НАРАНХАЙ, КАХАБ-ЗОН.

А главное – чтобы у него было желание из множества различных примеров и описаний понять, что он должен просто войти в Зоар – и все. Будто ты попадаешь в какую-то страну и тогда, находясь внутри, изучаешь ее: ты учишь язык, знакомишься с людьми, изучаешь их поведение, характерные особенности этих мест и все прочее – при условии, что находишься там. Ты впитываешь это через все свои органы чувств.

Так Зоар желает обязать нас, ведь тем самым он должен сломать в нас внутренние барьеры, чтобы ты вошел вовнутрь – и все. Для чего он приводит всевозможные примеры – допустим, "кубок благословения", который "должен быть на пяти пальцах"? Разве нельзя было привести какой-то один пример и все или обойтись совсем без примеров, только описанием сфирот и парцуфим?

Дело в том, что давая тебе множество подобных впечатлений, он создает в тебе общее впечатление, будто ты входишь всем своим телом вовнутрь. Ты начинаешь воспринимать Зоар не как текст, находящийся перед тобой, а как целый мир, окружающий тебя со всех сторон. Так действует Зоар. Начните это ощущать.

Из урока по Книге Зоар. Предисловие, 01.05.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Ключ к постижению Книги Зоар

Какой он – мир книги Зоар?

Зоар обращается к чувствам человека

Пусть Зоар работает надо мной

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Вы говорили, что при чтении Книги Зоар надо дать Книге работать надо мной. Как это сделать?

Ответ: Просто читать, читать и читать – с надеждой, что это подействует на меня. Это не книга, которую я читаю, а текст, написанный каббалистами, находящимися за махсомом, и не просто за махсомом, а в ГАР (три высшие сфирот) мира Ацилут.

Поэтому я с помощью этих букв связываюсь с ними. Мое желание насладиться, мой разум и сердце каким-то образом устанавливают связь с их разумом и сердцем. Их разум и сердце уже пребывают в слиянии с Творцом.

Таким образом я с помощью Книги обретаю связь с Высшей силой. Теперь все зависит от того, что я желаю от Нее. Может, я хочу за счет ее особого воздействия (сгула) заработать на бирже, или поправить здоровье, или получить еще какую-то выгоду, чтобы мне было хорошо. Или же я хочу, чтобы "мои действия достигли деяний Праотцов", - это желательное намерение.

Из урока по Книге Зоар. Предисловие, 01.05.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Зоар – система связи с совершенством

По следам авторов книги Зоар

Пробивая небосводы

Тайны каббалистического текста… (клип)

Открываешь книгу в любом месте и читаешь отрывок, пытаясь слиться с источником. Такому методу Вас научил Ваш учитель. Что это за принцип и как он работает?

Ключ к постижению Книги Зоар

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: В чем разница между самой Книгой Зоар и ее Предисловием, которое мы начали изучать?

Ответ: В Предисловии Книги Зоар есть более обширные, более яркие комментарии для людей, желающих познакомиться с самой Книгой Зоар, даже для тех, кто еще не начал постигать ее. В любом случае это Предисловие продвигает человека. Если он изучает Предисловие, то впоследствии сам сможет продолжить изучение Книги Зоар, хотя она гораздо сложнее, чем Предисловие.

В Предисловии есть более мощные вспомогательные силы. Оно построено таким образом, что человек, проходящий его, размягчается, приобретает некую форму, подходящую для того, чтобы проникнуть вглубь Книги Зоар. Образ человека начинает более соответствовать самой Книге. Ведь все требует подготовки, и Предисловие дает нам ее.

Я изучал его с Рабашем, и он говорил, что Предисловие включает в себя всю Книгу Зоар. Что это значит  - нам предстоит раскрыть.

Из урока по Книге Зоар. Предисловие, 01.05.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Взгляд человека, видевшего будущее человечества

Человек, пришедший, чтобы вывести нас наверх

Лучшее средство для исправления души

От внешнего слуха ко внутреннему

каббалист Михаэль ЛайтманВ той мере, насколько человек ощущает важность цели, он способен поступиться всем тем, что мешает ему прийти к ней. Но требуется время, пока он не начнет слышать то, о чем говорится, ведь слышат сердцем, а не ушами. Он может множество раз возвращаться к статьям и не слышать. Потом он начинает слышать, но не понимает. Потом начинает что-то понимать, но не впитывает. Потом начинает впитывать, но пока это еще не затрагивает его желания.

Когда же это, наконец, проникает внутрь его желаний, он начинает сопоставлять то, что у него было, и то, что сейчас входит в его желание. Тут он начинает производить расчеты и решать, что делать, выяснять, какое желание перевесит: какое из них более значительное, стоящее, вечное. Тогда он и решает, может ли отказаться от самого себя сегодняшнего, от своего эго, освободить внутри себя место для ближнего - обязан ли он это сделать, желает или нет?

А затем он уже начинает действовать, согласно своему выбору, желая, чтобы внешнее окружение оказало на него максимальное влияние и позволило ему сделать внутри своего сердца расчет на благо ближнему, а не в собственных интересах. И все это должно быть по его согласию, по собственной воле, выше прежнего эгоистичного желания. Таким путем он продвигается к цели. 

Поэтому мы видим, что многие учатся, как будто находятся вместе со всеми, но пока еще слушают только "внешним слухом". А пока это войдет вовнутрь могут пройти годы. Есть такие, кто начинает слышать лишь через 10-15 лет, а другие гораздо быстрее. Существуют всевозможные реакции со стороны души, ведь речь идет о ее исправлении.

Пока человек не осознает необходимость заменить свою личную внутреннюю суть на общественную, пройдет много времени, и в этом заключается самая трудная часть работы, самая тяжелая первая ступень. Потом человек уже только увеличивает желание отдачи, но сначала ему нужно основать его, поставить на вершину горы, выше своего эгоизма, а это требует большой работы. Тут можно пожелать лишь терпения и немного смирения - это то, что нам поможет.

Поэтому нет никакого основания сердиться на кого-то, кто услышал об этой методике, но не умеет ее реализовать, объяснить людям. Еще не пришло их время для ее внутренней адаптации. Есть разница между возможностью услышать и способностью реализовать.

Из подготовки к уроку, 21.04.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Как из простого возникает сложное

Те же самые слова, но очищенные от кожуры

Учись понимать сердцем

О физике и поэтике души

каббалист Михаэль ЛайтманВ своем комментарии на Книгу Зоар, написанную языком Мидраша, Бааль Сулам подключил к ней язык "Учения Десяти Сфирот" – и тем самым дал нам ключ к этой книге. Его комментарий – не просто толкование, а именно ключ к шифру, к запертой ранее двери.

Например, в Зоаре и в первоисточниках сказано: "Прошел Творец пред его лицом и возгласил". А Бааль Сулам объясняет, что речь идет о подъеме Малхут к Бине. Сначала он осуществляется в малом состоянии (катнýт), т.е. в свойстве суда, а затем Малхут может спуститься от Бины до уровня Йесода – задействовать те получающие сосуды, которые уже способны относиться к дающим и называются "АХАП на подъеме". Тогда Творец "проходит пред его лицом и возглашает". "Возглашение" – это раскрытие.

Тем самым Бааль Сулам предоставляет нам возможность увидеть за языком Мидраша духовные действия. Это неизмеримо облегчает путь и открывает возможности для самоотчета на пути, для углубления в Книгу Зоар.

В ней тоже есть части, написанные языком каббалы, но в целом, язык Мидраша богаче, выразительнее, поэтичнее, красочнее, тогда как ТЭС повествует о "физике" духовных взаимодействий, о психологии души, свойства которой поддаются замеру. Ведь "душа" – это общий сосуд, Малхут мира Бесконечности. Ее словно поделили на части, а их "простучали", проверили, взвесили, изучили их взаимосвязь, способ и порядок их наполнения – и отсюда пошла наука каббала. 

Описывать эти вещи можно по-разному: схематически, по образцу системных исследований, либо чувственно. Речь в любом случае идет об одном и том же – о том, как нам исправить и наполнить разбитый сосуд, который мы получили. Но способы описания, в целом, подразделяются на два вида подачи: эмоциональный и рассудочный.

При этом неважно, насколько те или иные фрагменты кажутся нам понятными или наоборот. Читая Зоар, мы должны думать только о свете, возвращающем к Источнику. Так день за днем, грошик за грошиком накапливаются в большое достояние.

Вообще, пока мы еще не достигли "прозрения", т.е. раскрытия Творца на первой ступени после махсома, – до тех пор действует правило, описывающее работу эгоизма: "Поглотил изобилие – и исторг его" (Писания, Иов). Пока что мы "поглощаем изобилие" – иначе говоря, плоды всех наших усилий попадают к силам скверны. Проявляется это в усталости, бессилии, бесчувствии, но на самом деле всё это – видимость. Если бы нам сейчас предложили что-то стоящее, соблазнительное для эгоизма, усталость сразу бы как рукой сняло.

Всё зависит от внутренней энергии, от сосудов-желаний, которые не видят важности в духовном пути – либо из-за недостаточной подсветки свыше, либо из-за добавочного отягощения эгоизма снизу. По сути, это одно и то же – отдаление, увеличение дистанции между светами и сосудами, в результате чего мы чувствуем себя "подвешенными между небом и землей", как будто некое бремя тянет нас вниз, не позволяя воспарить.

В таком случае все наши достижения падают в эгоизм, в скверну. Но мы уже провели анализ, уже выявили это и не должны повторять прежних ошибок. А потому теперь нам дают новое отягощение, над которым снова надо работать. Как?

Прежде всего, не разглядывать лица товарищей, которые выглядят такими же опущенными. Ведь каждый судит согласно собственному изъяну, а на самом деле все они на подъеме. Свет, приходящий в период праздника Песах, поднимает их наверх. Но они не чувствуют этого, и как раз наоборот, испытывают бóльшую усталость, бóльшую тяжесть.

А значит, мне надо относиться к ним так, словно они пребывают уже в конце исправления, – и тогда через них я смогу привлекать всё необходимое. Ведь это я нахожусь на ступенях лестницы и могу определять, где и как притягивать светá. Моя работа не зависит ни от кого другого.

Вопрос: Значит, перейдя махсом, мы сможем "течь" вместе с Книгой Зоар, не испытывая больше отягощения?

Ответ: Там мы ведем другую работу, намного более трудную. Ведь там мы уже способны работать против желания…

Из урока по  Книге Зоар, 29.03.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Гармония образов и фактов

Уже не сухая формула

Формулой бриллиант не заменишь

Гармония образов и фактов

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Чем должны различаться намерения, когда мы изучаем Книгу Зоар либо Учение Десяти Сфирот?

Ответ: Принципиально – ничем. Ведь обе книги написаны с высоты трех первых сфирот мира Ацилут. Просто два этих языка дополняют друг друга и тем самым помогают нам.

Если читать только книги, написанные образным языком Мидраша, то нам непонятно, к чему их относить. Кто-то "цеплялся" бы за отдельные детали и искал бы в них смысл, кто-то пытался бы проводить аналогии, и т.д.

А потому, чтобы упрочить, утвердить нас в правильном подходе и не обречь Книгу Зоар на участь Торы, в которой каждый находит что его душе угодно: психологию, социологию, историю, юриспруденцию и пр. – Бааль Сулам привнес в нашу учебу "физику", "механику" духовных взаимодействий, благодаря которой мы знаем, о чем на самом деле идет речь. Его книги описывают духовную систему на системном языке терминов, и пускай даже я еще не нахожусь в ней чувственно, но уже представляю себе суть – десять сфирот, их взаимосвязь, их действия по отношению к свету, который находится над ними, их приобщение к свету и наполнение им. 

Тем самым я изначально беру верный курс, а далее начинаю разбираться: почему автор набрасывает такие штрихи, передает такие чувства, использует такие слова нашего мира? Бааль Сулам связывает для меня высшую систему, где всё измеряется свойствами, с нижней, где я вижу неживую, растительную, животную и человеческую природу во всем ее многообразии и во всей взаимосвязи. Мои чувства проистекают из мира, в котором я нахожусь, но параллельно с этим Бааль Сулам описывает для меня высший мир: "Взгляни, как он устроен". Как следствие, я волей-неволей начинаю получать некие впечатления, начинаю связывать отдельные детали – и так двигаюсь вперед.

Здесь кроется множество вещей, о которых мы не знаем. Проникаясь, пускай даже подсознательно, чуть бóльшим чувством, мы получаем подсветку, которая нас развивает…

Из урока по  Книге Зоар, 29.03.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

О физике и поэтике души

Уже не сухая формула

Волнующий язык парцуфим и сфирот

Страница 61 из 109« Первая...5960616263...Последняя »