Записи в разделе 'Изучение каббалы'
Как почувствовать ТЭС? (клип)

Что значит ваше высказывание "Тот, у которого есть точка в сердце, не поймет ТЭС"?

Проникновение в Зоар… (клип)

Что открывает для себя человек, когда он входит внутрь книги Зоар? Что он начинает чувствовать?

Как из простого возникает сложное

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Я сижу на уроках и жду чего-то. Но пока что у меня нет никакой ясности в том, что вы преподаете…

Ответ: Человеку, приступившему к учебе, требуется несколько лет, прежде чем он начинает что-то слышать. Но и тогда он еще не двигается, в нем еще нет отклика. Слова уже входят в разум и даже в сердце, уже отзываются немного внутри, но еще не проникают в глубину ощущения, не пронизывают четыре уровня, свойственные каждому желанию, еще не вызывают реакции.

Затем наступает следующий этап: человек уже и хотел бы отреагировать, но не знает, как. Ему надо провести специфический анализ ощущения, которое из общей абстракции постепенно фокусируется в нечто более четкое и направленное, подобно вектору.

Потом человек начинает всё более откликаться на происходящее в группе и видит: дальнейшие события будут происходить вне его, в ней. Ведь группа – это не лица товарищей, а поле, в котором осуществляется развитие. И человек всё пристальнее вглядывается в него, придает ему всё больше важности, переживает за свою связь с общностью, а потом осознанно старается в любых состояниях не терять этой связи. 

Теперь он видит, что группа – это общий дух, царящий среди товарищей, принадлежащий им всем. Постепенно в их поле он начинает различать различные силы, детали восприятия. Прежде гомогенная картина расцвечивается, обогащается различными штрихами и очертаниями – иначе говоря, взаимоотношениями сил. Так же в быстро крутящемся велосипедном колесе проступают отдельные спицы…

Таково наше продвижение, ключевую роль в котором играют время, терпение и усилия.

Вопрос: Если я уже различаю отдельные "спицы", отдельные связи – что мне с этим делать?

Ответ: Существуют различные силы, посредством которых мы взаимосвязаны друг с другом. Вступая в систему, я вижу, как использовать их, чтобы приносить ей пользу, я изучаю наши связи, понимаю и улучшаю их с помощью более детальных исправлений. И разумеется, я всё отношу к Творцу.

В конечном счете, сила – вещь простая и в действии своем сходная с двухфазным переключателем. Однако взаимосвязи создают для нас сложнейшую картину реальности. Материя нашего мира состоит из элементарных частиц, но взгляни на Вселенную, которая из них сложена.

Всё богатство и разнообразие происходит из комбинации связей. Простейшие элементы таблицы Менделеева, по-разному сочетаясь, составляют вещества самых разных свойств и с самыми разными характеристиками. Варианты взаимного сопряжения трех частей – протона, нейтрона и электрона – порождают бесчисленные формы сложных соединений. А значит, объединение – основа всего.

Из урока по "Предисловию к Книге Зоар", 21.03.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Нарисуем мир, какой нам хочется!

Долгий путь от Тайны к Простоте

Связанные единой сетью

Те же самые слова, но очищенные от кожуры

каббалист Михаэль ЛайтманМы приходим из места разбиения, начиная с желания, которое не понимает, что такое отдача, святость, духовное. Мы строим это понимание постепенно, в течение долгого времени. В итоге, слова не меняются - и в начале, и в конце пути остаются все те же слова: отдача, любовь, но каждый раз по мере продвижения человек чувствует в этих словах большую глубину, более точную форму.

Как будто ты берешь фрукт, покрытый многими слоями кожуры, и постепенно счищаешь, слой за слоем. И только в самой сердцевине, внутри, за десятками оболочек, находится сам плод. Вот так же ты счищаешь кожуру со слов, все сильнее чувствуя, что означает каждое понятие, что стоит за каждым словом.

А когда проясняется одно слово, одно понятие, благодаря ему и другие становятся яснее. Ведь все связано вместе. Так человек постепенно начинает хоть немного понимать, о чем пишут каббалисты.

Он уже как-то понимает это в разуме, но еще реально не ощущает. И от этого в нем рождается очень сильная потребность постичь! Он глупеет по мере своего продвижения. Ведь, если бы он не стремился раскрыть духовный мир, если бы не имел ярко выраженной, горящей точки в сердце, он учился бы умом и хорошо разбирался бы в теории. Ему даже казалось бы, что он что-то чувствует. В нем не возникала бы внутренняя неразбериха, противостояние между чувствами и разумом, и потому он продвигался бы по этому четкому, "одностороннему" пути, ведомый разумом. 

Если же в нем одновременно действуют и сердце, и разум, и он развивает свой духовный сосуд, то всегда будет запутанным. Он будет чувствовать, что теряет остроту восприимчивости, и его разум не увеличивается сам по себе по мере учебы, а растет только пропорционально чувствам.

Разум становится следствием чувств. Чем больше развиваются чувства, духовный сосуд, который определяется ощущениями, желанием, лишь в этой мере работает разум человека. То есть он становится очень "примитивным", а не высоким интеллектуалом, любящим умно рассуждать и философствовать. Он умен лишь в тех пределах, насколько чувствует сердцем. И это называется быть мудрым сердцем, ведь именно сердце обязывает человека быть умным, и только на уровне сердца и не больше.

Что же в этом хорошего, ведь человек теряет остроту ума и весь поглощен своими внутренними переживаниями, стремясь развить только чувства? Но тогда можно не сомневаться, что он побеспокоится о развитии своего сердца, иначе останется затуманенным и ограниченным. Ведь он все получает через свой духовный сосуд, через ощущения. А человек, руководствующийся ощущениями, не считается в нашем мире большим интеллектуалом.

В итоге, это смутное состояние вынудит его поторопиться и развить свои чувства, ведь он понимает и ощущает свою большую ограниченность. Он осознает, что понимает лишь то, что ощущает сердцем. А сердце чувствует совсем немного и только в очень эгоистичной, примитивной, односторонней, узкой форме.

Поэтому у человека не остается выбора - он понимает, что обязан раскрыть свое сердце. Он попадает под огромное давление, которое усиливается благодаря его зависти, страсти, честолюбию, толкающим его к духовному раскрытию сердца. Его положение безвыходное, ведь Творец перекрывает ему все другие формы развития.

Он как будто глупеет: теряет способность слышать, чувствовать. Есть люди с острым умом, хорошо разбирающиеся в политике, в науке, в разных сделках, но он становится очень простым, руководствующимся только движением сердца. В нашем мире это называется животной ступенью, а человеком называется тот, кто руководствуется разумом. Но эта ограниченность вынуждает человека любыми средствами и любой ценой раскрыть свое сердце, развить духовный сосуд. Иначе он чувствует себя потерянным от того, что не понимает, что такое отдача.

Из урока по письму Бааль Сулама, 27.02.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Сердце понимает

Восприятие материала – сердцем или разумом?

Учись понимать сердцем

Беседа "Урок"

Беседа "Урок" в рамках программы "Ступени возвышения".

Мой собеседник - Нив Навон, интернет-маркетолог.

214 - Ступени возвышения, Нив Навон
icon for podpress  Видео (рус.): Открыть | Скачать
 
  icon for podpress  Аудио (рус.): Открыть | Скачать
 
icon for podpress  Видео (ивр.): Открыть | Скачать
 
  icon for podpress  Аудио (ивр.): Открыть | Скачать
 
Предыдущие выпуски программы:

Беседа "Корень и ветвь"

Беседа "Чудесное свойство (сгула)"

Беседа "Совершенная реальность"

Как задавать вопрос каббалисту? (клип)

Почему когда вы отвечаете на вопрос, вы два раза повторяете один и тот же ответ в одном объяснении?

Секреты чтения Зоар

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Верно ли говорят, что если мы смотрим на буквы в книге Зоар, написанной на арамите, то несмотря на то, что не понимаем языка, это автоматически соединяет нас с высшим светом?

Ответ: Автоматически ничего не происходит. Можно сравнить это с младенцем, который рождается и живет в этом мире. Он растет потому, что о нем заботятся, поскольку он отменяет себя перед взрослыми. Так заложено в нем природой. Тем самым он позволяет родителям ухаживать за ним. Они заботятся о нем, и он растет.

Если человек отменяет себя во время учебы, во время чтения книги Зоар, не понимая и не ощущая, но желая подставить себя под воздействие светов, товарищей, большой группы, которая занимается этим, – тогда он находится под их влиянием и опекой. Но он должен пребывать в таком намерении. Даже если он забывает об этом, в любом случае должен ощущать какую-то причастность. 

Вопрос: Как следить за текстом при чтении книги Зоар и одновременно сохранять намерение?

Ответ: Главное – намерение, а текст – насколько человек способен соотнести его с правильным намерением. Постепенно он начнет видеть в этих словах правильный смысл: "ребенок", "мудрецы" или сфирот, Малхут, Бина. Он увидит это. Под влиянием света, возвращающего к источнику, который действует очень медленно, постепенно, каждый раз по каплям, в человеке начнут раскрываться всевозможные предчувствия, он будет ощущать связь с тем, что читает.

Вопрос: Каким должен быть наш подход при чтении книги Зоар, или что должно измениться в нем, чтобы свет подействовал на нас и изменил нас?

Ответ: Мы должны соединиться. Человек должен чувствовать себя внутри сплоченной группы, как в боевой команде, как в едином целом, собранном из отдельных частей, он должен ощущать так естественным образом. Иначе его намерения – уже неправильные.

Тогда из ощущения реальности, которая полностью соединяется в нем, он желает с ней вместе принадлежать Творцу, соединиться, слиться с Ним. Он понимает, что это происходит за счет его внутреннего изменения, и ожидает этого.

Из урока по  Книге Зоар, 21.02.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Зоар – система связи с совершенством

Сквозь буквы книги Зоар…

Ниша для намерения

Искусство настройки на правильную волну

каббалист Михаэль Лайтман Вопрос: Что делать, если ты не ощущаешь в себе даже самого начального отклика на то, что описывает Бааль Сулам?

Ответ: Для того, чтобы ощутить то, о чем он говорит, нужна чувствительность. Если ты находишься в том же диапазоне, на котором идет волна, то ты ее слышишь. А если ты в другом диапазоне, то не сможешь ее воспринять.

Как будто ты сидишь в автомобиле, в котором есть все необходимое: антенна и радио. Но если ты не повертел ручку и не настроил радио на нужную волну, то ты ее не услышишь. Хотя она уже поймана твоей антенной и попала в радиоприемник, но только не прошла один приборный блок, ответственный за распознание волны. Он не настроен на подходящую частоту, чтобы соответствовать тому сигналу, который тебе как бы посылают.

Выходит, что Бааль Сулам пишет на определенной частоте волны, а ты пока не можешь ее поймать. По крайней мере, сожалей об этом и сделать расчет, почему так происходит: подумай, как можно все же подстроить себя стать чувствительным к этой частоте. Но это не значит, что ты должен грызть себя и печалиться - нужно быть в радости!

Из урока по письму Бааль Сулама, 20.02.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Душа - это прибор для раскрытия Творца

Приемник в диапазоне отдачи

Радиостанция Творца

Как изучать каббалистические тексты? (клип)

Как правильно работать с каббалистическими текстами?

Дожидаясь оплаты

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Что мы можем понять из книг каббалистов, если они повествуют о духовных ступенях?

Ответ: Сказано, что учится не тот, кто умен. Понимаешь ты или нет – это никак не связано с продвижением.

Допустим, рядом с тобой сидит умный человек, прочитавший за свою жизнь целое море книг. А с другой стороны от тебя сидит человек, не блещущий разумом, но с большим сердцем. Некоторые не отличаются ни чувством, ни разумом, а другие наделены вдоволь и тем, и другим, но всё это не относится к продвижению. Неважно, понимаешь ты изучаемый материал или нет.

Понимать надо лишь одно – принципы. Способен ли ты хоть в чем-то расслышать их? Можешь ли побудить себя к этому?

Иногда бывает так, что ты и хочешь их услышать, но не слышишь. Тогда помогают терпение и упорство. Пускай даже все уже вышли в духовное, а человек запаздывает на десять лет – зато и "зарабатывает" он больше, обретая глубину анализа, видение глобальной картины. Короче говоря, нужно постоянство и терпение. Главное – не сходить с пути, склонять себя, что бы ни приходило свыше. Ведь в конечном итоге, всё решает Творец. И хотя это непросто, тем самым человек удостаивается намного большего. 

Бааль Сулам пишет об этом в статье "Общий характер науки каббала": "Человек, не развитый в полной мере, не может долго ждать вознаграждения". Ему, как ребенку, не терпится получить награду сейчас, и он не в силах выждать даже мгновение. "Он выбирает такую работу, которая оплачивается немедленно, даже если оплата будет меньше". Можно выучиться на водителя такси и получать плату с пассажиров без промедления. И можно посвятить годы учебе, чтобы стать, допустим, музыкантом. "Человек более развитый может сдержаться и выбрать работу, оплата за которую выше, хотя и производится гораздо позже. Это и есть истинный критерий, который зависит от степени материального развития человека. Кто способен отдалить момент вознаграждения, тот может добиться более высокой оплаты".

Из урока по "Статье в завершение книги Зоар", 06.02.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Расширение души материальными средствами

Терпение – самое важное свойство

Разум тут не помощник

Книги с духовным подтекстом

каббалист Михаэль ЛайтманМы привыкли к традиционному образу литературы. Бывают книги занимательные, приключенческие, научно-популярные и т.д. В целом, открывая книгу, я хочу почерпнуть от нее какие-либо сведения либо впечатления.

Однако каббалистические книги действуют совершенно иначе. В каббале книга – это средство, соединительный элемент, адаптер, с помощью которого я могу подключиться к автору. Именно так я должен рассматривать труды каббалистов: они помогают мне подключаться к огромной духовной системе, залитой светом Бесконечности, наполненной Творцом.

Система эта состоит из душ, т.е. из исправленных желаний исполинов духа, которые большими усилиями достигли подобия Творцу и удерживают Его раскрытие в своих сосудах – в своих желаниях. А некоторые из них к тому же провели от себя ко мне тоненькую "трубочку" – канал, посредством которого я могу соединяться с ними и получать воодушевление, весточки, исправления, всё то, что сделает меня причастным к этой системе.

Таким образом, чтение каббалистических книг в корне отличается от чтения всей прочей литературы. И потому книги эти, в целом, называются "учением" (Тора) – ведь в них заложен свет (ор), возвращающий к Источнику. Они содержат особую силу, и я могу получить ее, если жду перемен, если хочу стать таким же, как авторы. 

Если же я ищу в этих книгах просто знания и отношусь к ним так же, как к любым другим, то брезгую усилиями каббалистов и, соответственно, терплю от этого большие убытки. В целом, такой подход, разумеется, не несет никакой пользы ни мне, ни кому бы то ни было.

Итак, очень важно подключиться к наследию каббалистов, использовать возможность для единения, которую они мне предоставили. И здесь всё решает правильное намерение. Если в их книгах своим "животным" разумом я ищу разного рода премудрости, чтобы как-то улучшить жизнь в нашем мире, – это совершенно негодный подход, называющийся "смертельным ядом". Лучше уж никак, чем так.

А если подключаться, если браться за эти книги, то лишь видя в них "эликсир жизни", когда я просто распахиваю себя и готов получать то, что они призваны мне дать. Никаких хитростей и отговорок: всё, что дает высший, – к лучшему. Так я и двигаюсь вперед, что называется, "веря мудрецам".

Это непростое, но обязательное условие. Мое намерение определяет разницу между "эликсиром жизни" и "ядом смерти", между "летучей мышью", живущей в ночи, и "петухом", воспевающим рассвет. И если я не сохраняю правильный подход, то могу топтаться на месте или еще хуже – откатываться назад. Пускай даже я посвятил этому всю жизнь – если в главном допущен промах, она пройдет без пользы, а то и наоборот, повергнет меня в силы скверны (клипот), очищение от которых займет, возможно, еще несколько кругооборотов.

И потому человек обязан постоянно проверять себя на духовном пути.

Вопрос: Что мне сделать со своим "материальным" разумом и чувством, чтобы подключиться к этому "адаптеру" – к каббалистической книге?

Ответ: Надо склонять себя перед группой и учителем – таково средство, позволяющее подсоединяться к автору. Отменяя себя перед группой и учителем, который ею руководит, человек словно подключается к "разъему" и налаживает связь с каббалистом, написавшим книгу. Группа играет роль "переходника" между ними.

А вообще, понятие "группы" олицетворяет связующее звено между Творцом и человечеством.

Из урока по "Статье в завершение книги Зоар", 30.01.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Книги, в которых есть свет

Живая вода из первоисточника

Эти особенные книги...

Достаточно ли я умен, чтобы не быть умным?

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Сказано, что в каббале учится не тот, кто умен. Почему тогда при изучении ТЭС вы спрашиваете, понятно нам или нет? Не достаточно ли одной лишь Книги Зоар, где действительно нужно чувствовать и только чувствовать? А может быть, учится не тот, кто глуп?

Ответ: Любопытно то, что духовное продвижение на самом деле не зависит от приобретенных знаний. Это ясно и несомненно. Всё дело в постижении, а постижение приходит, когда я вкладываю усилия в единство, в желание отождествить себя с ближним, выйти из самого себя, убедить себя в том, что видимая картина – это мой мир, части моей души, что вся реальность – это моя душа, а вредители и ненавистники как раз наиболее полезны и близки мне.

Выходит, всё наоборот. И, с одной стороны, от этого зависит продвижение.

Но с другой стороны, мы видим, что Ари начал объяснять каббалу как науку в современном смысле этого слова. А ведь именно Ари открыл для нас эпоху исправления, с него она берет свое начало. Так вот, уже в 16-м веке он придал каббале научный характер, научную подачу, впервые четко описав строение духовных миров, парцуфим, сфирот, светá, сосуды, законы, градации и пр. 

После Ари еще несколько каббалистов написали подобные труды, а затем пришел Бааль Сулам и взял тот же курс, создав на основе книг Ари "Учение Десяти Сфирот" в виде полноценного учебника с точными определениями и ответами на вопросы. Кроме того, он написал комментарий к Книге Зоар, опять-таки прибегнув к той же научной терминологии.

Зачем нам всё это? Может быть, и вправду достаточно читать Пятикнижие Торы – рассказы о выходах из Вавилона и Египта, а также о других событиях древней истории? Однако выясняется, что мы совершенно не понимаем, о чем там идет речь на самом деле. При научной подаче ясно, что мы изучаем процесс сближения с Творцом, а в Торе я совершенно не могу найти себя, почувствовать необходимость внутренних перемен, определиться со средствами…

Однако эта подача была хороша для того периода, когда люди постигали Творца посредством страданий. Нельзя забывать, что в эпоху Торы, Пророков и Писаний можно было постигать Творца благодаря простым усилиям, как сказано: "Хлеб с солью ешь, воды немного пей, на земле спи, страданиями живи и в Торе трудись". В таких условиях ты читаешь первоисточник – Танах, – желая с помощью этого чтения прийти к Творцу. И приходишь к Нему.

Но затем эгоистическое желание подскочило на следующий уровень, и прежний способ постижения оказался неосуществим. Тогда каббалисты стали писать иначе – в форме Мишны и Талмуда. Эти книги говорят о тех же вещах, что и Танах, но уже в контексте законов. То, что Тора объясняет как будто с позиций морали, Талмуд вводит в жесткие рамки: ты берешь и отдаешь, если ты взял столько-то, то должен столько-то, и тебе причитаются такие-то страдания, либо такая-то оплата.

В принципе, наука каббала говорит о законах взаимосвязи сосудов и светов. Мощь света Бесконечности (Эйн Соф – Э"С) неизменна, однако существует пять духовных ступеней. На первой ступени свет проходит напрямую и называется Йехида. На второй ступени свет пропускается через особый "фильтр", который понижает его до уровня хая. На третьей ступени два фильтра ослабляют свет до уровня нэшама. И так далее до света нэфэш.

 2013-01-22_rav_bs-tes-09_lesson_n21_01

В этой системе действует еще множество законов, но главное здесь – взаимосвязь светов и сосудов. В этом вся наука каббала, и ничего больше в ней нет. Однако описывается она по-разному, и авторы Книги Зоар тоже использовали свою подачу – язык нравоучения. Ну а далее, с эпохи Ари в мире началось научно-техническое развитие, и новое поколение потребовало нового, научного языка. Однако в сущности, Ари писал о том же – о связях между светами и сосудами, о законах, действующих в этой системе. Мы изучаем миры, парцуфим, ступени – иначе говоря, желание с экраном и соответствующим ему светом. Ведь больше ничего нет.

 2013-01-22_rav_bs-tes-09_lesson_n21_02

Итак, продвигаясь к исправлению, мы становимся внутренне всё более дотошными к законам. Например, если у меня плохо работает телевизор, я объясняю это на чувстве: у него нарушилась цветность, красного чуть больше, зеленого чуть меньше, а синего нет вообще. Но вот приходит специалист и говорит: нужно поставить лампу с такими-то характеристиками, на столько-то люменов и ватт, а еще – запаять такое-то реле…

Вдаваясь всё дальше вглубь, мы начинаем, что называется, "играться с цифрами", с техническими характеристиками. Если ты хочешь поговорить со мной о духовных ступенях, разъясни в точности, о каком состоянии идет речь, о какой ступени, каком желании, каком экране, каком свете. Ты должен изъясняться со мной цифрами, по которым я пойму, о чем ты говоришь. Расплывчатые формулировки не годятся. Так же современная техника требует от нас всё большей точности в измерениях и настройках. И потому, хотим мы того или нет, научный язык каббалы более близок нам, хотя мы еще не можем распознавать, чтó за ним стоит.

Допустим, вчера ты пребывал в одном состоянии, а сегодня – в другом.

– В чем различие между ними? – спрашиваю я.

– Вчера мне было немного лучше, хотя не совсем…

– Не понимаю. Дай точные показатели, кодировку, которую я смогу воспроизвести в себе и ощутить то же самое. Передай данные, а не впечатления.

Ведь все мы должны соединиться с общей системой. Но как, если между нами не будет канала связи, работающего на беспредельной частоте и обеспечивающего идеальный обмен информацией?

И потому тебе придется стать специалистом, разобраться в "своем" телевизоре, а потом – во всей системе. Ведь она – твоя. Она – это ты.

Здесь возникает вопрос: посредством чего мы обретаем это разумение? Посредством того, что отменяем свое собственное – что называется, "верой выше знания".

Вопрос: В школе учитель говорит мне, что один плюс один равняется двум. Я ему верю, а потом начинаю проверять. Это та же самая методика.

Ответ: Нет. Ведь в каббале человек обретает новые свойства и взвешивает всё на новых "весах", используя уже не тот разум, который был у него раньше. Меняясь внутренне, он переходит в другую сферу, в другое пространство, в другое измерение, к другой, духовной арифметике. Теперь он всё измеряет и сравнивает по качеству, а не по количеству, и для него один плюс один далеко не всегда равняется двум. Это противоположный мир с совершенно иной "системой исчисления".

Человек начинает действовать в совсем другом "срезе реальности", неразличимом для нас. Почему он скрыт? Потому что не соответствует чувству и разуму, которые свойственны нам сегодня. Из-за этого невозможно применять нынешнюю математику к духовному миру.

А значит, учится не тот, кто умен, а тот, кто меняет собственные свойства и, как следствие, обретает новый разум, "облачающийся" в них. Человек исправляет желание и в новом желании получает "прозрение". Это открытие – и есть разум более высокого порядка.

Не надо быть умным – наоборот, человек аннулирует свой нынешний разум, не соглашается с ним – чтобы получить новый. Нужно быть достаточно умным лишь для того, чтобы отменить свое разумение.

Как же это сделать? Здесь надо понимать только одно: мне необходимо зависеть от правильного окружения и раз за разом получать его интегральный разум вместо своего собственного.

В нашем мире такой подход совершенно неприемлем. Но в духовном всё именно так: я объединяюсь со своей особенной группой. Творец привел меня в нее и сказал: "Присоединяйся к товарищам". Тогда я нейтрализую в себе разум и чувство – и начинаю подключаться. Казалось бы, как можно согласиться на такое? Очень непросто склонить голову, отменить, "потерять" себя в группе. Меня подводят к этому свыше, но осуществляю ли я самоотмену? Вот в чем вопрос. Принимаю ли я эту судьбу, предложенную Творцом? Не бегу ли от нее? Вступаю ли внутрь силой, несмотря ни на что, отложив разум в сторону?..

Каббала – это работа. Работа над своими нервами, над своими привычками, над своим желанием. И она никак не связана с количеством знаний.

Из урока по "Учению Десяти Сфирот"", 22.01.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Учатся не умом

Возможно ли понять Учение Десяти Сфирот?

Лучше быть прилежным, чем умным

Сердце понимает

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Когда мы читаем Зоар, некоторые отрывки я понимаю разумом, а в некоторых предложения вовсе не связываются между собой. Как с этим работать? Стараться понять или полностью отменить разум?

Ответ: Верно, что в книге Зоар есть и понятные, и непонятные отрывки. Надо искать ощущение – это сосуд восприятия/кли. Если разум может привести тебя к воодушевлению, чувственному впечатлению, то он работает правильно.

Если же он работает лишь как холодный разум, - это неверное направление. И это не потому, что мы не уважаем науку или рациональный, разумный подход, а поскольку разум раскрывается в сосудах/желаниях/келим ощущения. Ведь желания – первичны, они являются основой. А разум может лишь анализировать то, что имеется в них.

Поэтому прежде всего я должен беспокоиться о том, чтобы ощутить, и тогда из ощущения понять то, что чувствую. Это называется "сердце понимает". Сначала – сердце, сосуд/желание. Внутри желания мы ощущаем, а не понимаем. После того, как есть желание, оно раскрывает свет. Но что оно раскрывает, на что производит расчет? – Оно рассчитывает, какие исправления совершило, чтобы раскрыть текущее ощущение. 

Исправления, которые я совершил, действия, которые я произвел, чтобы раскрыть нынешнее ощущение, называются моим разумом. А то, чего я достиг, – это мое ощущение. Выходит, что сердце понимает. Та мера исправлений, которые я совершил в сердце, - это мозг, потому что я прошел через них, произвел их, в них я совершаю всевозможные действия сравнения, компиляции, сложения, вычитания, как в математике. И все это произвел в сердце, в моих сосудах ощущения.

Но сейчас я беру эти исправления и углубляюсь в них разумом, чтобы раскрыть большую глубину ощущения. Тем самым я умножаю свои чувственные сосуды в 620 раз с помощью разума – за счет того, что теперь понимаю, какие исправления прошел, чтобы раскрыть нынешнее состояние.

Это говорит о том, что ощущение без разума остается на неживом уровне. А за счет того, что я привношу разум в ощущение, я поднимаю ощущение по ступеням: от нэфеш – к руах, нэшама, хая и йехида.

В самом свете нет изменений. Только за счет того, что я углубляюсь в него со своими новыми сосудами восприятия/келим, я раскрываю в нем НаРаНХаЙ. А сам по себе свет – нэфеш.

Из урока по  Книге Зоар, 26.12.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

На уроке Зоар: вопросы и ответы. ч.1

В духовном нет легких учебников

Как понять Зоар

Уважать каждого прилагающего усилия на этом пути

каббалист Михаэль ЛайтманИз статьи Бааль Сулам "Предисловие к ТЭС", п.102: Сказано, что для каждого, кто учится ло лишма, Тора становится смертельным ядом. Мало того, что он не выходит из сокрытия лика в раскрытие, поскольку не приложил усилия, чтобы удостоиться этого – к тому же Тора, которой он много занимается, добавляет ему скрытие Творца в огромной мере, пока человек не падает в скрытие внутри сокрытия, означающее его смерть, так как он совершенно отрывается от своего корня.

Так происходит, если человек за счет окружения, учебы, всех имеющихся средств не прилагает усилия достичь раскрытия Творца – то есть раскрыть внутри себя свойство отдачи и любви к ближнему, чтобы через любовь к ближнему прийти к любви к Творцу. Ведь ему надо направить себя на то, чтобы следствием его учебы было раскрытие свойства отдачи ближнему, насколько бы это ни казалось ему поначалу искусственным и бессмысленным, противным его природе.

Поначалу он не готов услышать это и согласиться. Но если каждый раз, несмотря на все преграды, он снова и снова возвращается к этому и выполняет все требования как обязательные и установленные со стороны природы, со стороны Творца, общества, в результате кризиса и всех раскрывающихся ему условий, то постепенно соглашается с тем, что целью учебы является отрицание себя самого. 

Это совершенно особое действие, совсем не такое, как мы представляем себе в начале пути. Но по мере происходящих в нас по дороге изменений, мы каждый раз раскрываем новые определения: что называется сокращением, ближним, соединением, поручительством, Творцом, свойством отдачи и любви. Мы уже начинаем понимать, что называется "смертельным ядом" и "эликсиром жизни", и почему Тора может приводить к таким противоположным последствиям. Именно она, а ничто другое. Так мы постепенно начинаем выяснять для себя правильное направление и путь.

Очень часто человек попадает в такие состояния, в которых ему не видно,  насколько он ошибается. Но "то, что не делает разум – делает время". Единственный выход – это двигаться "словно вол под ярмом и осёл под поклажей",  день за днем продолжая свои занятия, как сказано: "Всё что угодно, только не сбегай!" В конце концов, он не понимает, что происходит, эгоизм дан ему свыше и все условия тоже заданы, все совершается высшей силой.

Он прилагает усилия, что-то делает, но до сих пор не понимает, что происходит. Однако главное, не бросать, по крайней мере, механически выполнять самые простые, обязанности. Если он как-то может это продолжать, то уже должен радоваться, что хотя бы это сумел выполнить.

Поэтому нужно уважать любого человека, который прилагает усилия, чтобы приходить каждый день и участвовать, насколько он способен, насколько дают ему свыше. Это необходимое условие: прийти в это место, в это состояние. А сверх этого уже начинается работа по выяснению: почему, для чего, что это даст мне, зачем я в этом участвую, какого результата жду.

Следует взять пример с учеников Рабби Шимона, ведь мы хотим соединиться и стать такими, как они, сидеть между ними. А они чувствовали или смертельную ненависть, или любовь друг к другу. Вот к таким контрастным состояниям нам и нужно прийти.

Из урока по "Предисловию к ТЭС", 24.12.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Нежелательно идти вслепую в темноте

"Приди и увидь" нового себя

За знаниями или за светом?

Нежелательно идти вслепую в темноте

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Почему неправильное изучение Торы может стать вредным, вплоть до смертельного яда? 

Ответ: Неправильное изучение Торы – это неправильное  использование системы, призванной произвести постепенное исправление желания насладиться. А вместо этого, оно отдаляет от исправления ту часть, которая должна была исправиться. Таким образом, оно удлиняет путь и наполняет его страданиями, что доставляет очень много огорчений любящему нас Творцу. Потому этот путь нежелателен.

С точки зрения эгоизма человека, этот путь тоже нежелателен, так как обрекает его на страдания. Но если мы говорим о форме отдачи и оцениваем относительно Творца, то должны смотреть, сколько Он страдает.

Если бы мы сами не участвовали в системе исправления, а исправлялись ею неосознанно, инстинктивно, как неживая, растительная и животная природа, то для нас не существовало бы вознаграждения и наказания. Система не менялась бы относительно нас, а двигала бы нас в одном направлении своими жесткими, непреложными законами, словно поезд, идущий по рельсам. 

Но поскольку на человеческой ступени развития, творение само участвует в этом процессе, оно должно получить особую дополнительную чувствительность к воздействию на него системы. И потому в творении развиваются чувства и понимание этой системы, то есть Творца, находящегося по другую сторону от нее. "По действиям Творца мы познаем Его" и объединяемся с Ним.

Невозможно достичь ни одного самого маленького постижения на этом пути, если сначала не ошибешься. Вопрос лишь в том, чтобы все время стараться ошибиться только в потенциале, а не на практике.

Если написано, что "нет такого праведника на земле, который творил бы добрые дела и никогда не грешил", то мне уже уготованы ошибки на каждом шагу и я обречен согрешить. Но я готовлю себя, опасаюсь и боюсь ошибиться, то есть боюсь отключиться от ощущения, что "нет никого кроме Творца, доброго и творящего благо". Я боюсь, что перестану стремиться к любви и отдаче, не смогу подняться выше своих желаний, своих инстинктивных мыслей, то есть животной ступени в себе.

Мне нужен такой непрерывный самоконтроль, самоосознание. Я все время сижу верхом на своем осле (хамор), своем эгоистическом желании (хомер) и сравниваю, что чувствует и о чем думает этот осёл, и что бы я хотел чувствовать и как думать. Таким образом, я раскрываю своего осла вместе с человеком в себе.

"И человека, и животное спасает Творец" – в такой форме я продвигаюсь. Тогда мои ошибки, как раз приводят к моим успехам и помогают мне продвинуться. Ошибки и успехи раскрываются во мне как левая и правая линии. В таком случае, они обе легитимны и правильно дополняют друг друга, ведь без ошибок я бы не раскрыл новых определений и не понял, где нахожусь.

Я обязан совершать ошибки, как и заповеди, потому что одно без другого не существует. Все начинается с раскрытия зла. Но хорошо, если это зло я раскрываю уже в свете. Приходит свет и помогает мне увидеть темноту - а не тьма раскрывается сама собой, когда я сначала не понимаю, что это тьма, и длинным путем страданий начинаю продвигаться к свету.

Поэтому каббалисты и Тора дают нам советы, как следует подготовить себя к правильному раскрытию прегрешения, раскрытию зла.

Из урока по "Предисловию к ТЭС", 24.12.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Уважать каждого прилагающего усилия на этом пути

Повернуть маятник вспять

Раскрыть ядовитую ложь эгоизма

Страница 62 из 109« Первая...6061626364...Последняя »