Записи в разделе 'Изучение каббалы'
Живая вода из первоисточника

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Как нужно работать с первоисточниками, чтобы не исказить их?

Ответ: Именно по этой причине от нас требуется почитать и возвышать группу, учителя, создателей книги Зоар, потому что в этой мере я включаюсь внутрь и впитываю из этого источника, как можно меньше его нарушая.

Когда я адаптирую какую-то статью Бааль Сулама или Рабаша, чтобы сделать ее доступной широкому читателю, я стараюсь войти в материал, который читаю, словно зародыш, полностью отменяющий себя. А потом я передаю другими словами то ощущение и мысль, которые пережил, пока находился в этой статье, словно внутри воды.

Каждая каббалистическая статья – это определенная духовная ступень, о которой рассказывает автор, некое состояние, которое он ощущает в своей душе, в своих исправленных желаниях. А я пытаюсь включиться туда словно зародыш, как бы незаметно прокрасться, чтобы не мешать и вообще не ощущаться.

Я хочу так прилепиться к тому, что там есть, максимально не внося никаких помех, чтобы мое собственное "я" не мешало мне получать воздействие от воды, в которую я погружен словно в море. Я не должен создавать собой никакого препятствия этому течению, не ставить никаких барьеров между источником и своим восприятием.

Разумеется, мое восприятие будет частичным, относительно того, что имеется в источнике, но не искаженным. Словно я вижу все в более мелком, упрощенном масштабе, но сохраняя все пропорции.

Так я пытаюсь понять, почувствовать и вжиться внутрь статьи. И теперь, с этим минимально искаженным восприятием, всей душой преданно прилепившись к автору статьи, я передаю свое ощущение от того, что проходит через меня. Нет меня, как личности – автор свободно наполняет мой духовный сосуд.

А затем я выхожу из него и начинаю обрабатывать полученное, чтобы передать публике. Теперь я уже начинаю работать со своим чувством и разумом над этой уменьшенной копией первоисточника, передавать ее своими словами, вообще переводить на какой-то язык. Ведь во мне есть только ощущение первоисточника, без всяких слов, а я облачаю его в разные формы для  выражения, в какие-то примеры. 

Это означает, что я стараюсь передать внутреннюю силу, свет, который Рабаш получил от отца, Бааль Сулама, а тот еще от каких-то ступеней над ним – все выше и выше. Мне главное, следовать за своим учителем, к которому я прилепился и через него получаю знание. Без этого вообще ничего нельзя достичь.

Если ты хочешь передать свет дальше, то должен отменить себя перед учителем, перед источником, из которого получаешь, и самоотверженно относиться к людям, которым передаешь это знание.

Самоотверженность по отношению к людям, означает, что ты облачаешься в человека и действуешь ради его блага, словно врач или воспитатель, проверяя его состояние и решая, как и насколько ты можешь сейчас продвинуть его хоть на маленький шаг вперед. Твоя верхняя часть, связана с источником, нижняя часть, связывается с теми, кто внизу. А средняя часть – нужна тебе для того, чтобы отменять себя и перед высшим, и перед низшим. Это в точности                   будет свойством Бины, отдачи.

Но если ты не связан с публикой, с людьми, которым должен передать материал, то не сможешь это правильно сделать. Поэтому я веду блог и стараюсь держаться в курсе новостей. Не для того, чтобы узнать о каких-то внешних событиях, а чтобы внутренне ощутить, чем живет мир.

Написано, что учитель "учится от всех своих учеников". Благодаря связи, преданным отношениям с учениками и их продвижению, учитель чувствует насколько ему самому еще нужно продвинуться.

Из 2-го урока внутреннего конгресса, 02.03.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Кто вы, авторы книги Зоар?

Знание передается по цепочке

Связной между двумя полюсами

Работа на уроке

каббалист Михаэль ЛайтманМы должны удерживать намерение на единство. Ведь именно в этом намерении кроется вся выгода. Не столь важно, чтó именно мы слышим на уроках, – главное, что на занятиях мы можем непрерывно работать над объединением всех наших товарищей со всего мира. В мере своих стараний объединиться мы и продвигаемся, и в этом вся наша выгода.

Если же мы не работаем на уроке, он может придать нам некое понимание, продвинуть чуть-чуть, но это не будет духовным продвижением.

На этой неделе мы просматриваем записи уроков с конгресса в Араве. Возникает вопрос: можем ли мы при этом достичь еще более сильных результатов объединения, чем там? Если нет, то лучше вернемся к обычному распорядку урока. Ответ – за вами.

Главное здесь – постоянно работать над сплочением. Дело не в том, сколько я понимаю (это вообще неважно), а в том, сколько усилий я прикладываю к сплочению. Ведь именно в нем я смогу ощутить то, о чем идет речь.

Из урока на тему "Вопросы и ответы", 28.02.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Наша связь важнее всего

Ностальгия по будущему

Утренний заряд духовной энергии на весь день

Постепенное приближение к мгновенному прорыву

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Возможно ли такое, что я только что ничего не понимал, и вдруг все раскроется в одно мгновение – или же это постепенный процесс?

Ответ: Это постепенный процесс, который раскрывается в один миг…

Мы видим по себе, что стараемся и так и эдак и ничего не получается, а потом вдруг – раз, и я что-то понял, что-то открылось. Мы не понимаем, как оно открывается. Как будто есть какой-то внутренний нарыв, который все увеличивается и набухает, не проявляясь наружу, и вдруг он взрывается – и тогда у тебя и в голове, и в сердце появляется понимание, постижение, ощущение.

Так это происходит – требуется большое напряжение на длительный период, много продолжительных этапов, а потом это вдруг внезапно разрешается.

Из урока по "Учению Десяти Сфирот"", 12.02.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Превращая себя в точку на небосводе

Место, где нам раскроется Творец

Нас ждет еще много сюрпризов…

Ценить слова учителя

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос (к посту "Кто для меня учитель?"): Я видела великих учителей, которые не просили признания их авторитета. Более того, они отказывались от признания их статуса и делали все, что в их силах, чтобы сконцентрировать внимание окружающих не на себе, а на преподаваемом предмете.

Эти учителя достигли высокой степени уважения среди научных, политических, образовательных и религиозных деятелей различных вер и областей, также среди простых людей.

Если все нисходит свыше и касается нашей внутренней сути, почему Вы просите Ваших учеников демонстрировать внешнее уважение для поддержания Вашего авторитета? Если Ваше учение истинное, разве оно не постоит само за себя? Разве Вы не должны отменять свое эго перед Высшим или это не относится к учителю? Если нет, то почему?

Ответ: Если вы участвуете на моих уроках, вы свидетель тому, как просто и открыто я себя веду с учениками. Но, чтобы получить знания и, что самое важное, путь исправления, т.е. условия работы против своего эгоизма, где все строится на аннулировании себя, ученик должен ценить слова учителя, иначе, пренебрегая им, он не сможет работать против своего эгоизма.

И поэтому, я им открыто говорю, что не меня, а мои слова, они должны уважать. Надеюсь, вам станет понятно, почему вообще требуется в учениях уважение к учителю – не ради него, а ради ученика. Присутствие на занятиях поможет вам понять это.

Предыдущие сообщения на эту тему:

Учитель – это духовная система

Как начать слышать, что говорит учитель

Нет обходного пути наверх

Не играй с огнем

каббалист Михаэль ЛайтманБааль Сулам, "Предисловие к ТЭС", п.97: Посему предупредили нас мудрецы во многих местах об обязательном условии в занятии Торой: чтобы занятие это было именно лишма. То есть было таким, чтобы благодаря Торе удостоиться жизни, ведь это Тора жизни. И для этого она была дана нам, как сказано: "Выбери жизнь".

Это очень важное и, я бы сказал, очень пугающее условие. В нем кроется серьезнейшее предупреждение о том, что нельзя неправильно использовать Тору, т.е. каббалистическую методику. Ведь все каббалистические книги несут свет, и если человек неверно применяет их, то, вместо эликсира жизни, принимает смертельный яд. Это очень сильное оружие, подобное излучению, которое способно служить для пользы дела в технике и медицине или убивать. Так же огонь может обращаться в разрушительный пожар или в синие язычки конфорки.

Сила света – самая мощная сила в Природе, и нужно уметь ее использовать. Поэтому мудрецы изначально запретили изучать каббалу всем, кроме тех, кто уже обладает альтруистическим намерением лишма.

Но как же прийти к этому намерению? Здесь имеются предварительные условия.

На общечеловеческом уровне у людей нет нужды в изучении каббалистической методики. Но однажды у меня появляется вопрос: "В чем смысл?", и я обращаюсь к каббале. Тогда вопрос в том, для чего я учусь: чтобы мне было хорошо или чтобы прийти к намерению лишма?

Поначалу человек хочет узнать, в чем смысл жизни. Он еще не разбирается в намерениях. Бааль Сулам пишет, что лишь намерение лишма, т.е. ради отдачи, позволяет обучать его по каббалистической методике – в таком случае он, конечно же, будет учиться правильно. Но ведь никто не начинает с этого уровня, до него еще надо дорасти. 

И потому человек должен включиться в группу, где у него есть учитель и книги. Если все эти факторы собраны в правильный комплекс, тогда, несмотря на некомпетентность, человеку можно предоставить связь с каббалистической методикой, поскольку в таком случае она приведет его к намерению лишма.

2012-02-15_rav_bs-akdama-tes_lesson_n43_01

Таким образом, необходимы четкие рамки: товарищи, учитель, учеба. Тогда человек не запутается и не собьется с пути. А иначе "эликсир жизни" превратится для него в "яд смерти".

Что же касается остального человечества, оно не испытывает в этом нужды. В свое время Авраам дал сыновьям наложниц "подарки" – восточные учения, которые соответствовали их уровню развития, – и отправил их на восток заниматься тем, что сегодня мы называем "нью-эйдж".

Отсюда надо понимать последующее развитие событий. Посредством разбиения Тора распространилась среди всех народов и осталась в народе Израиля. Но с другой стороны, что это за Тора? Разве можно во время изгнания, в эгоистическом намерении изучать каббалистическую методику?

В конечном итоге, с тех пор как мы вышли в изгнание, у нас имеется не настоящая Тора, а ее "макет". Мы по-прежнему называем каббалистические книги "святыми", но в этой Торе нет света. Об этом пишет Хаим Виталь, об этом пишет и Бааль Сулам.

Если же человек нуждается в Торе, чтобы прийти к намерению лишма, тогда он устремляется к науке каббала, в которой действительно кроется свет, возвращающий к Источнику. Вот почему наука эта оставалась под запретом на протяжении всего изгнания – чтобы не принести человеку свет, который станет для него смертельным ядом.

Лишь отныне и далее, когда мы пришли к тотальному разбиению и к последнему пласту эгоистического желания, нам можно раскрывать науку каббала и самим изучать ее. Бааль Сулам пишет об этом в статьях "Время действовать", "Зов Машиаха" и др. Речь идет о той части Торы, которая несет свет, возвращающий к Источнику, – и наше поколение уже находится в состоянии "дней Машиаха", когда надо использовать эту методику.

Из урока по "Предисловию к Учению Десяти Сфирот"", 15.02.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Лекарство для совместного применения

Весь мир стоит перед горой Синай

Куда ты переключишь свой главный триггер?

Нарисуем мир, какой нам хочется!

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Вы говорите, что нужно ощутить то, о чем рассказывает "Учение Десяти Сфирот", но это кажется мне совершенно нереальным. Я так еще ни разу и не ощутил, что стоит за этими словами: парцуфим, сфирот, "бэт дэ-итлабшут", авиют… Чтение Зоара и статей вызывает во мне ощущения, но ТЭС – это какая-то пустыня, где мне совершенно не за что зацепиться. Что я делаю неправильно, ведь я стараюсь изо всех сил?

Ответ: Неужели ты не чувствуешь, что такое "бэт дэ-итлабшут"? Словно в тебя облачается такое облако, которое освобождает тебя от груза эгоизма, и ты вдруг воспаряешь над землей – такая сила, которая дает тебе способность оторваться от земли, от своего желания насладиться. А авиют – это всем понятно, словно диски, которые тебе дополнительно навешивают на штангу.

Теперь подумай, какая тебе нужна дополнительная сила сверху, чтобы подняла тебя вместе со всем этим добавочным грузом, который тебе сейчас прицепили на ноги – и так ты растешь. Речь идет только об отношениях между двумя желаниями: получения и отдачи – двумя силами, которые рисуют тебе всю твою реальность, в зависимости от того, какая из них больше и в каком они виде.

То же самое происходит в нашем мире, в котором есть лишь две силы: "плюс" и "минус", формирующие все существующее. Все, что ты ощущаешь, складывается из двух противоположных сил. И ты чувствуешь их именно благодаря их противоположности - в зависимости от того, насколько способен различать всевозможные виды их противостояния. На этом основана вся наша реальность, кроме этого нам ничего не известно.

В действительности, есть еще множество другого, но мы просто не способны себе его представить. Наука каббала объясняет нам простую истину: есть две силы, которые каждый раз находятся между собой в разных видах отношений.

А я стою посередине, между ними двумя, и могу сам устанавливать состояние. Прежде всего, я должен поймать их обе и держать. А теперь я могу решить, как управлять ими, чтобы нарисовать себе такой мир, как я хочу!

Сначала я должен разглядеть, что нет никакого мира. Я сейчас заморозил эту картину, словно остановил один кадр в фильме,  и больше ничего нет – пленка дальше не движется. И теперь я раскрываю, как сам могу построить мир, словно в приключениях Гарри Поттера. 

Я сам строю его – у меня есть для этого средства (желания), задан порядок действий, законы. Но я изучаю эту программу и согласно ней, сам складываю реальность – настолько, сколько могу. Чем глубже я проникаю внутрь, тем больше у меня возможностей – вплоть до бесконечности, от полюса до полюса. Так что ты ничего больше не можешь себе представить, ведь сам создан таким же образом. Поэтому ты не чувствуешь никаких ограничений в том, что тебе дано.

А пока тебе дана лишь одна эта реальность – маленькая, животная и временная, чтобы ты научился ее ловить, держать и из нее начал дальше строить все, что захочешь. Дали тебе какой-то один кадр, картинку – давай, продолжай дальше!

Этому строительству и учит тебя наука каббала. Все, что в ней есть – это две силы и система, которую тебе объясняют, действующая в зависимости от отношения двух этих сил: "итлабшут" и "авиют", силы света и силы желания. Все изменяется от того, как они взаимодействуют друг с другом – то одна перевешивает, то другая. Тебя учат основным правилам работы с ними.

До того, как ты стал взрослым и вышел в жизнь в этом телесном, воображаемом мире, тебя ведь учили, как в нем существовать. И то же самое относительно духовного мира. Только вместо одной маленькой, плоской и временной картинки этого мира, тебе сейчас открывается вход внутрь – хочешь, входи!

Но при условии, что ты сам построишь свой мир. У духовного мира нет своей формы – ты создаешь ее. Готов – пожалуйста, заходи. Тебе дают две силы, чтобы ты строил из них, согласно мере своего подобия с Творцом.

Ты можешь сказать, что в чем-то ограничен, ведь изначально получаешь уже определенную картину. Действительно, этим определяются твои возможности выбора – но у тебя и не может быть потребности ни в чем другом. Если ты каждый раз выбираешь самое лучшее относительно текущих условий, в меру своих способностей, то всегда будешь строить ступени лестницы – все выше и выше. И ты не будешь ощущать в них никаких ограничений.

В нашем мире ты чувствуешь себя ограниченным буквально во всем. Тут есть какие-то оси координат, направления – а там нет. Все открыто перед тобой.

Поэтому, изучая ТЭС, мы все время стараемся больше почувствовать. Но это физика высшего мира, и конечно мы изучаем тут очень сухие, технические детали: распространяется свет, взаимодействуют желания. Но это потому, что мы не живем в том мире и не раскрываем в своих желаниях – поэтому воспринимаем сухим. Но вы только поймите, что мы учимся строить мир – для каждого!

Из урока по "Учению Десяти Сфирот"", 05.02.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Материя, сотканная светом из желания

Лаборатория, ищущая тайну жизни

Соединить в себе две силы природы

Каждый вправе учиться

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Люди, недавно познакомившиеся с каббалой, сомневаются, надо ли изучать ее методически. В чем важность и в чем польза планомерного, систематического изучения науки каббала?

Ответ: На протяжении истории к каббале приходили лишь те, в ком пылала тревога, в ком горело желание. Человек не мог удержаться, ему важно было узнать, в чем суть, источник, смысл жизни. И, сообразно с этим желанием, он "прикатывался" к науке каббала. Ведь всё, что мы видим в мире, – это поле духовной силы, в котором мы движемся. Если в человеке пробуждается духовное желание, устремление к свету, к отдаче, к Творцу как Источнику света, тогда он находит каббалу, двигаясь естественным образом, подобно заряду в электромагнитном поле.

Так происходило во всех поколениях. Однако сегодня наступили особые времена, когда не одиночки, а массы обнаруживают, что наш мир пуст. Они чувствуют это из страданий и внутренней опустошенности – и тогда тоже задаются вопросом о смысле жизни. Только их вопрос обращен не столько на Источник жизни, сколько на причину происходящего: почему им плохо и откуда может прийти благо?

Это желание облачено в одеяния нашего мира, в нем нет порыва к подъему и поиску сути жизни, ее силы, ее Управителя. Человек только хочет знать, как вести свою жизнь, чтобы не потерять всё. Семья рушится, дети как чужие, работы нет – всё пропадает, улетучивается, и кто знает, что будет дальше? Это направляет миллионы и миллиарды обычных людей к тому же Источнику, хотя и на более низком уровне желания.

А потому сегодня мы принимаем на учебу каждого. Если человек хочет заниматься и узнавать что-то – пускай приходит и учится. На первых порах мы преподаем науку каббала в легкой, дружелюбной форме и говорим не об "обязанностях", а о "правах". Ну а затем человек видит, что здесь, как и в любой области, он должен вкладывать усилия, еще и еще. Чтобы обрести нечто важное, надо много работать. Это не секрет, но сначала человеку нужно увидеть: здесь есть что обретать.

Из урока на тему "Изучение науки каббала", 05.02.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Курс развития души

Познать тайну жизни

Приглашаем на новый курс МАК

Кто для меня учитель?

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: На каком этапе стоит знакомить учеников, занимающихся на виртуальных курсах Учебного центра (Learning Center), со старожилами и с группами?

Ответ: Не думаю, что эту связь можно как-то ограничивать. Вообще, не стоит вмешиваться, это должно происходить само собой. Разумеется, несколько наших опытных товарищей должны помогать преподавателю в работе с начинающими: отвечать на отдельные вопросы, помогать налаживать связь. Однако старожилы должны остерегаться, чтобы не выказывать себя "большими" – ведь тем самым они подорвут образ учителя в глазах учеников и лишат их возможности правильных занятий.

Учиться можно только у "большого человека". И наоборот, если ты считаешь его малым, тогда уже ты – учитель, а он – ученик. Поэтому очень важно, чтобы помощники не выделялись, а оставались ассистентами учителя, подчеркивая уважительное отношение к нему. Так они покажут ученикам пример, возвысят учителя в их глазах, и тем самым помогут им больше получать от него.

Ведь в науке каббала материал воспринимается лишь в мере уважения к учителю. Ученик тем лучше, чем больше он принижает себя перед учителем в собственных глазах. Дело тут не в знаниях, которые я получаю рассудочно, а именно в том, чтобы видеть себя малым по сравнению с учителем или учителя большим по сравнению с собой. И чем больше перепад между нами, тем больше изобилия ко мне спускается. Само изобилие не имеет меры, я определяю его мощь именно той высотой, на которую поднимаю учителя в своих глазах.

Это очень важно. Помощники должны правильно выстраивать отношение начинающих к учителю. От этого и зависит успех.

Из урока на тему "Изучение науки каббала", 05.02.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Учитель – это духовная система

Как начать слышать, что говорит учитель

Методика изучения каббалы

Долгий путь от Тайны к Простоте

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос из Нью-Йорка: Я люблю слушать Зоар на иврите. Стоит ли это делать или лучше слушать перевод?

Ответ: И да, и нет. Если это продвигает человека больше понимать на иврите – тогда стоит. Если же он остается на том же уровне, то нет. Ведь в конечном счете при чтении книги Зоар мы продвигаемся через ПаРДеС в обратном порядке. Я продвигаюсь через всевозможные рассказы  от Тайны (Сод) - к Иносказанию (Друш), затем - к Намеку (Ремез), и потом - к Простому толкованию (Пшат).

Вначале мне действительно непонятно, о чем идет речь. Затем в Иносказании (Друш) я начинаю немного понимать, что говорится о неких свойствах в общем желании/сосуде/кли, что оно разбито и должно каким-то образом исправиться. Только стиль, в котором рассказывается об этом, использует иносказания и намеки, между которыми я пока не различаю. Затем я начинаю продвигаться дальше и там, вместо иносказаний и намеков, начинаю все больше упорядочивать для себя сеть связи между нами.

В статье "Четыре мира" Бааль Сулам пишет, что представляют собой миры Асия, Ецира, Брия и Ацилут: раскрытие материи, раскрытие действия и раскрытие того, Кто действует.

Так мы продвигаемся в чтении книги Зоар, пока не начинаем видеть, что речь идет лишь о связи между нами – за счет какого раскрытия Творца в ней она приходит к исправлению, где желание. исходящее от нас, и где исправление, как они действуют вместе, подобно набегающим друг за другом волнам. Так раз за разом раскрывается эта сеть между нами – все больше и больше, во всевозможных своих проявлениях.

И все это говорится лишь о взаимной связи между нами, которая строится, раскрывается за счет проявления силы отдачи – Творца. Он заполняет пространство между нами и так раскрывается. Наша отдача и Его проявление раскрываются как одно целое.

Поэтому до того, как я достигаю созерцания этой картины, я испытываю всевозможные трудности в ее раскрытии, которые начинаются с Тайны (Сод) – начала ПаРДеС.

Из урока по  Книге Зоар, 31.01.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Колыбель для духовных младенцев

Что кроется за текстами каббалистов

Все начинается с Тайны

Это постепенно придет…

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Если я читаю текст, когда слушаю Зоар, то не могу сосредоточиться на молитве. Так что лучше делать: читать или молиться?

Ответ: Желательно делать все вместе, хотя это удается не сразу, а с течением долгого времени. Это все равно, что я начинаю работать с какой-то машиной или вхожу в общество, и сначала совсем его не знаю. Я начинаю изучать его поведение, реакции, смотрю, что получается "на входе" и "на выходе" - что  влияет на этот механизм, а что нет.

Постепенно, я начинаю чувствовать характер этой системы, ее реакции на внешние воздействия. Это может быть человеческое общество, семья, человек или машина – неважно что. Все это системы, реагирующие на помехи и внешние воздействия.

Когда мы изучаем высшую систему: Аба вэ-Има, ЗО"Н, миры БЕА, Ацилут – мы постепенно, под воздействием окружающего света, начинаем приписывать им какие-то свои чувства. По-разному воспринимать Аба вэ-Има (Отец и Мать) по сравнению с ЗОН, находящимися ниже их, или с мирами БЕА, правую линию и левую, Арих Анпин, в котором есть какие-то "перегородки в мозгу" и  "скрытый разум".

Человек понемногу начинает как-то ощущать эти названия. Словно в обществе, где он всех знает, и с каждым человеком связывает конкретное ощущение: приятное или неприятное, более пугающее и менее.

Когда мы так знакомимся с Зоаром и другими каббалистическими книгами, то связываем внутренние и внешние понятия, существующие в каббале – со своими ощущениями. Так постепенно, неважно, что мы читаем: недельную главу Торы, Учение Десяти Сфирот, книгу Зоар, написанную на языке иносказания – мы начинаем собирать все эти разные образы в одну картину.

Речь идет о высшей системе, к которой я принадлежу, и о том, как она влияет на меня. Неважно, о каком времени и месте там идет речь: о Египетском рабстве и странствиях в пустыне, как рассказано в Торе, или о разбиении миров и исправлениях, как в Учении Десяти Сфирот. 

Я не только понимаю, что все источники говорят о каких-то похожих событиях, только разным языком, но и начинаю связывать их с собой. Сначала я думал, что все это находится вне меня – где-то наверху есть высшая система, а я нахожусь здесь в этом мире. Но потом я начинаю смотреть уже из самого себя и вижу, что речь идет обо мне самом. Вся Тора – это инструкция (ораа), помогающая мне войти в эту истинную систему, чтобы не оставаться в бесчувственном состоянии, не понимающим, где находишься. Так человек постепенно продвигается.

И когда он потом отрывает и читает Зоар или любую другую каббалистическую книгу: Учение Десяти Сфирот, Танах, Мидраш, Псалмы – зависит лишь от человека, насколько он находится внутри, чтобы увидеть, что там говорится лишь о нем самом, Творце и связующем их буфере, которым может быть мир, человечество, группа, великие каббалисты, написавшие эти книги, наши учителя, связывающие нас с духовным.

И тогда человеку не важно, на каком "языке" учиться – то есть в каком стиле, и у него остается время и место для настоящего собственного действия. Он уже чувствует себя, стоящим против системы, с помощью которой раскрывает Творца. Эта система – внешняя и внутренняя, а Творец находится внутри нее – пока "Исраэль (он сам), Тора и Творец" не соединяются в одно целое, как он все время пытался ощутить.

Это постепенно придет…

Из урока по  Книге Зоар, 26.01.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

В духовном нет легких учебников

Чтобы Книга говорила обо мне…

Ощутить то, что читаешь, и понять то, что ощутил

Утренний заряд духовной энергии на весь день

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Во время конгресса или собрания товарищей, легко достичь ощущения любви к товарищам и единства. Но почему во время утреннего урока иногда получается наоборот?

Ответ: Утренний урок не предназначен для наполнения ученика. Урок должен сильно его встряхнуть и поставить на свое место, чтобы после этого, он мог правильно выбрать направление, приложить усилия и во время урока, и после него, и продолжить в течение всего дня с этим жить.

Утренний урок – это та минимальная дневная порция, которую каждый получает и продолжает переваривать весь день. Он выбирает из нее несколько принципов для своей внутренней работы, для распространения.

Я помню себя, когда учился, и за все то время я не пропустил ни одного урока, кроме одного случая, когда был серьезно болен. Если остаться утром без урока, то останешься в одном ощущении своего материального тела и весь день будешь только его обслуживать.

Из урока по статье Рабаша, 24.01.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Три часа – и вся жизнь

Ежедневный урок на весь день

Весь день – ради одного часа

Приглашаем на новый курс МАК

МАК

С 18 января

Международная Академия Каббалы (МАК)

начинает прямую трансляцию видео-курса

на сайте http://live.kabacademy.com.

Этот курс позволит вам раскрыть смысл жизни, даст глубокое понимание природы, мира и места Человека в нем, необходимую базу для изучения книги Зоар и других каббалистических источников.

Каббала – это практическая методика, позволяющая выйти за границы наших ощущений и постичь общий закон мироздания. Краткий  курс систематических каббалистических знаний даст вам глубокое понимание мира, в вашем материальном и духовном продвижении.

Регистрация - здесь.

Не доверяй бумаге того, что предназначено для сердца

каббалист Михаэль ЛайтманКаббалисты всегда были категорически против зазубривания на память и записывания в процессе учебы. То же касается и ученых древности.

Ведь записывая, ты ограничиваешь предмет. Ты вверяешь пергаменту, бумаге или компьютеру то, что должен был внести в себя и использовать для внутренних перемен.

Если ты хочешь усвоить послание – каббалистическое, философское и даже научное – тебе необходимо измениться самому. Измениться так, чтобы это послание жило в тебе – не в разуме, а в ощущении.

Разум должен лишь помогать чувству. Он должен прояснять все данные, внутренние и внешние, обрабатывать их и побуждать мое желание к переменам, чтобы эти данные превращались для меня в решимот – причем именно в желании, а не в черепной коробке.

И потому мы должны стараться, чтобы учебный материал проникал в нашу природу, не оставаясь в одном лишь разуме. Возможно, мы слишком много читаем, слишком много слышим, слишком много черпаем в интернете с его энциклопедическими возможностями…

Мой учитель Рабаш был против записывания на уроках. Пускай мы запоминаем прочитанный текст, но и в этом случае нужно позаботиться о том, чтобы он проник глубже, чтобы сквозь решетку ячеек памяти просочился внутрь, к самому сердцу. Пускай он проходит через мои внутренние фильтры, но так или иначе, в конечном итоге благодаря ему я должен стать другим. Информация, которую я получил, и ее анализ, который я проделал, должны изменить меня – не рассудочно, а именно изнутри.

Разум же пускай опустошается. Каждый день я новенький, с чистого листа, без всякой примеси вчерашнего. Я могу изучать тот же самый материал, что и вчера, как будто вижу его впервые. Почему? Потому что я изменился в своих желаниях и с этими новыми желаниями вижу в "знакомом" тексте нечто совершенно иное. 

Трудно сказать в целом, надо ли нам записывать что-то на уроке. Однако важно понимать, что записывание может серьезно приостановить воздействие разума на чувство.

Ведь если я записал, то успокоился, как будто припас что-то. Достаточно найти в интернете файл с хорошей книгой и поставить себе на виртуальную полку – "дело сделано, я свободен". Все с этим знакомы, и это неверный подход.

Устная Тора предваряет письменную. В каббале на протяжении долгого периода времени нельзя было записывать множество вещей – и вовсе не из-за недостатка письменных принадлежностей. Просто люди проникались этим внутренне. Неслучайно сказано: "Запиши на скрижалях своего сердца". Именно на сердце, на желании должна быть записана вся Тора, т.е. все исправления этого желания. Если же я переношу их на бумагу – чего они стоят?

Вот почему написание Книги Зоар было вещью экстраординарной, вот почему ее скрыли от мира. Причиной для этого стало начало изгнания. Если бы не изгнание, на языке каббалы не появилось бы ни строчки.

Неслучайно развитие средств письменности шло медленно и поэтапно. Оно сопрягалось с ростом эгоизма. Поначалу рукописи и книги хранились у одиночек, потом в монастырях, в царских библиотеках, в университетах, также предназначенных для элит. И лишь затем, в век Просвещения было изобретено и поставлено на широкую ногу книгопечатание. Сообразно с этим развивались и средства хранения информации – суррогаты внутренних перемен.

В итоге мы пришли сегодня к всеобщей духовной разрухе: достаточно нажать на кнопку и получить исчерпывающую информацию, в то время как за душой у человека нет ничего. Люди не понимают, зачем нужно меняться внутри, если можно действовать внешне.

Наука каббала в этом смысле очень отличается от привычных представлений. Она не требует хранения информации. Что с того, что у тебя на полке будут стоять все каббалистические книги? Еще 200-300 лет назад мудрецам хватало каких-нибудь трех-пяти книг. Разве не достаточно каббалисту одного трактата из Талмуда? Зачем ему собрание томов? Разве количество порождает качество? Прочитав несколько страниц, он погружается в глубины сердца и в глубины духовной мудрости – вот и всё.

Нужно помнить об этом: Творец требует перемен в сердце, а не отчетов о заученном материале. Сколько ни пичкай себя знаниями – количество ничего не даст. Всё дело в качестве.

Из урока по "Предисловию к Учению Десяти Сфирот"", 16.01.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Героем – делает группа

Для чего надо учить каббалистические термины

Откликаться Творцу с полуслова

Запретная тайна, открытая каждому младенцу

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Почему Бааль Сулам пишет в Предисловии к ТЭС о какой-то запретной части в каббале: что каббалисты могут раскрывать то, что относится к "вкусам Торы", но нельзя раскрывать ту часть, которая относится к первым трем сфирот или к голове парцуфа?

Ответ: Даже если каббалисты расскажут что-то "запрещенное", мы все равно ничего не поймем. Это словно говорить рядом с младенцем о чем угодно, не остерегаясь, потому что он все равно ничего не услышит и не поймет, он не связывает эти слова ни с каким смыслом. Подобно тому, как мы иногда читаем Зоар, и вроде каждое слово по отдельности понятно, но все вместе они складываются в бессмысленное для нас предложение.

"Тайны Торы" – это не какая-то тщательно скрываемая от нас информация. А просто наш разум, находящийся пока на обычном, животном уровне, не способен ее усвоить. Поэтому для нас это остается тайной – как и вся реальность. Пожалуйста, она раскрыта перед тобой, смотри! Неужели ты ничего не видишь? Но кто же виноват, если у тебя нет органов восприятия – развей их и увидишь ее. То же самое с "тайнами Торы".

Мы изучаем в Учении Десяти Сфирот то, что относится к голове мира Ацилут, голове Арих Анпина, и знаем, что там есть "непознаваемая голова" (РАДЛА), части его "мозга" (моха дэ-овира, крума дэ-овира), скрывающие от нас высший свет. Но мы изучаем в этой системе все, что относится к "вкусам Торы", а не к ее "тайнам". Разница в том, что "вкусы" – относятся к мыслям творения, а "тайна" – к мыслям Творца.

И вообще не было бы смысла это упоминать, если бы не было людей, которые утверждают, будто запрещено изучать каббалу, потому что это тайна. Но в ней нет никаких тайн – наоборот, наука каббала раскрывает нам реальность!

И она не раскрывает какие-то "запрещенные тайны" – для раскрытия тайн нужно дойти самому, подготовив свои сосуды, желания, инструменты восприятия. Если ты подготовишь все свои желания, относящиеся к семи нижним сфирот (ЗА"Т) по всей высоте духовной лестницы – то начнешь раскрывать их верхнюю часть (ГА"Р). Ты будешь готов к этому раскрытию и сам откроешь эту тайну. 

Каждая ступень из 125-ти разделяется на две части: верхнюю и нижнюю (ГА"Р и ЗА"Т). Нижнюю часть каждой ступени дано постичь и большая заслуга человека, если он постигает ее, ведь этим он раскрывает действия Творца как Доброго и творящего добро. Этот свет, облачающийся из головы в тело духовного парцуфа, называется "вкусами", как сказано: "Вкусите и постигните, как прекрасен Творец".

Но верхнюю часть, голову ступени, мы пока не раскрываем. Ее можно будет раскрыть после того, как будет исправлена ее нижняя часть, "тело". Голова даже самой низкой ступени, Малхут мира Асия, пока остается тайной. Можно говорить обо всем, что относится к "телам" – обо всем, что относится к творению, его работе и исправлению.

Но о "тайне", о головах всех ступеней – говорить "нельзя", то есть невозможно, потому что мы не сможем это пока постичь и только запутаемся. Ведь мы начнем обсуждать такую область, которую не можем воспринять, нет в нашем мозгу таких извилин и клеток, которые могли бы уловить это высшее измерение. Но постепенно, мы развиваемся и приближаемся к его восприятию.

Не раскрывать тайну – это значит, не ставить препятствие перед слепым, а дать ему продвигаться постепенно, пока не прозреет… Так постепенно мы растим и учим детей, и так же должны вырастить и себя самих.

Из урока по "Предисловию к Учению Десяти Сфирот"", 10.01.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

На начальном отрезке увлекательного пути

Нет ничего проще любви

Как набраться ума от Высшего

Кто вы, авторы книги Зоар?

каббалист Михаэль ЛайтманЕсли мы хотим понять, что написано в Зоар, то должны достичь сходства желаний, подобия свойств между нами и авторами книги. Понять – значит постичь, познать, как сказано: "И познал Адам Хаву, жену свою", то есть познание – это слияние (зивуг), соединение. Поэтому мы должны пребывать в таких же мыслях и желаниях, как авторы Зоар, иначе мы не поймем, о чем идет речь.

Даже в нашем мире, если я хочу понять, о чем говорит человек, я должен как можно больше подняться над собой и отождествить себя с ним. Это и называется понять другого человека. Мы должны словно облачиться в него.

Нам нужно хоть немного узнать о людях, написавших эту книгу, - каковы их желания, намерения, о чем они писали, что хотели нам передать, почему излагали именно в таком стиле. Ведь они живут внутри текста.

Бааль Сулам пишет в статье "Созидающий разум", что глядя на стол, я вижу в нем мастерство столяра и постигаю его разум. Ведь в своей работе он использовал разум, и я, исследуя стол, соединяюсь с разумом мастера, создавшего его. Так через материальный предмет – через стол, мы соединяемся разумом к разуму. Тем самым мы уже связаны друг с другом идеей, возникшей в разуме -  его и моем.

То же самое – с книгой Зоар. Только здесь я не знаю, о каких именно образах, каких свойствах идет речь. Но если я хочу слиться с разумом авторов Зоар, отменить себя перед ними, понять, почему они так писали, для чего, - если я таким образом отношусь к книге Зоар, то постепенно пробуждаю оттуда силы, в мере моего желания достичь разума написавших ее. И тогда я включаюсь в них, приближаюсь к ним, начинаю чувствовать их намерение, где они были, о чем думали, почему так написали, что видели, что ощущали.

Поэтому чтение книги – это работа: как соединиться с ее автором через рассказ. И так, по мере того, как я понимаю автора, рассказ начинает открываться мне, становится понятным, - и никак иначе. И потому, читая Зоар, мы должны думать о ее авторах – каким было их внутреннее состояние, их намерения, когда они писали книгу, что он видели, что ощущали, передавая нам свое постижение в таком виде, как я могу достичь их разума, чтобы понять их.

Из урока по  Книге Зоар, 09.01.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Пламя любви - над бурлящей ненавистью

Стремиться навстречу свету

Путешествие с рабби Шимоном

Страница 66 из 109« Первая...6465666768...Последняя »