Записи в разделе 'Изучение каббалы'
Названия с духовной карты: неведомые, но манящие

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Каким образом рассказ о незнакомых нам объектах духовной реальности приближает нас к ней?

Ответ: Не столь важно, почему каббалисты дали им именно такие названия. Теоретически мы можем в этом разобраться, но сути это не добавит.

К примеру, название парцуфа ИШСУТ ни о чем мне не говорит. Да, я знаю, что это сокращение от слов Исраэль, Саба и Твуна, но что с того? Разве мне известно их значение?

Семь нижних сфирот Бины, говорят мне каббалисты, – это желание получить свет хохма. Но у меня такого желания нет, и я не знаю, что представляет собой свет хохма.

И потому мы изучаем строение духовного мира только затем, чтобы хоть немножко представлять себе соотношения между отдачей и получением, между различными духовными свойствами.

Не обладая ими, мы не можем понять и измерить их. И все же, читая о них, мы начинаем больше ценить неведомые ступени отдачи.

В трех своих первых сфирот Бина абсолютно свободна и не подвержена никаким воздействиям. Она может совершенно опустошиться и в то же время чувствовать себя наполненной.

Это свойство указывает нам на Кетер, на Дающего, который тоже ни в чем не нуждается и пребывает над всеми исправлениями.

Учеба помогает нам постепенно проникаться впечатлениями от этих свойств. Основная цель занятий – сгулá, привлечение света. И все-таки стоит немного разбираться в основных элементах духовной системы. Это придает нам особое отношение, уважение к ней.

Можно было бы просто читать книгу, без всяких комментариев, не понимая ее даже в рамках земного разумения. В этом тоже заложен большой потенциал по привлечению света, возвращающего к Источнику.

В Предисловии к ТЭС, п.155, Бааль Сулам пишет, что всё зависит от того, насколько человек стремится познать духовный мир.

Но откуда мне взять это устремление? Чтобы не оставаться на поверхности каббалистических текстов, я должен хоть как-то "зацепиться" за тему, сблизиться с ней.

Тогда моя учеба приобретет правильный вид: держась за нить повествования, я буду учиться не ради знаний, а ради крепнущего устремления, порыва к духовным свойствам.

Вот почему мы все-таки должны знать общую схему духовных процессов. Подобно карте неведомого континента, она снова и снова зовет нас в путь.

Из урока по Книге Зоар. Предисловие, 30.11.2010

Предыдущие сообщения на эту тему:

Открыть новую землю и новые небеса

Сгула – доступ к духовной системе

Кетер-Хохма-Бина-З"А-Малхут

Сколько видят твои глаза?

каббалист Михаэль Лайтман"Нет у судьи большего, чем видят его глаза!" - это очень строгий закон, который надо выполнять с большой точностью.

Нельзя принимать даже самый лучший совет, если он не исходит из твоих собственных исправлений, подобия со светом.

И внутри себя ты тоже должен всегда спрашивать: "Кого я сейчас слышу? – человека, который пребывает в своих фантазиях, или смотрящего реально и  точно знающего свое место, ничуть не выскакивая выше него?"

Тогда то, что я слышу от каббалистов, я воспринимаю не как закон и даже не как совет, а как "сгула", чудесное средство. Я хочу, чтобы оно подействовало на меня и изменило! Когда я изменюсь, тогда я увижу правду.

"Нет у судьи большего, чем видят его глаза!" – я буду держать наполнение реально у себя "в руках" – в своих получающих келим, и "видеть его глазами", то есть в свете Хохма. Вот тогда можно действовать!

А до того, можешь выучить всю Тору наизусть – это будет работать только как "чудесное средство", как "приправа". Сколько этой "приправы" ты сможешь добавить к своему эгоизму – столько и сможешь исправить и использовать.

Тогда ты увидишь точно, какие желания тебе можно использовать, и в какой мере, на какую глубину (авиют). Это подход, который прежде всего требует исправления.

Отсюда следует совершенно иной подход к преподаванию: нам нечего сказать ученику. Можно только пробудить его, чтобы впитал как можно больше света, возвращающего к источнику.

Невозможно дать ему готовые модели поведения – только "чудесные средства": необходимость соединения в группе, между товарищами. И потом ждать, когда он сам изменится.

А если это не действует на ученика, и он не меняется, не принимает совет учителя – нечего делать.

Нельзя дать ему насильно никаких упражнений выше его ступени, только в той мере, насколько он сам исправил себя и понял - он сделает расчет, изменится и начнет действовать.

Это очень ограничивает возможности учителя при обучения ученика по сравнению с нашим миром – неважно, взрослый это ученик или ребенок.

Из урока по статье "Тело и душа", 29.11.2010

Предыдущие сообщения на эту тему:

Самый строгий судья

Совет -> чудесное средство -> новый расчет

Взять в воспитатели высший свет

Совет -> чудесное средство -> новый расчет

каббалист Михаэль ЛайтманМы слушаем советы каббалистов о том, как нужно организовать себя в разных случаях и состояниях, чтобы получить максимальное воздействие окружающего света, возвращающего нас к источнику.

Поэтому мы выполняем всевозможные искусственные, материальные, эгоистические действия, по принципу "Сделаем и услышим!" – и тут эти советы работают.

Но к действиям отдачи каббалисты не могут нас обязать. Работая согласно их советам со своим эгоистическим материалом, мы хотим притянуть к себе неизвестную нам силу окружающего света, чтобы она подействовала на нас и перевела в новое состояние.

А в тот миг, когда я изменяюсь, я уже начинаю действовать иначе – с новым разумом и новым сердцем. И по такой цепочке мы работаем:  "Совет -> чудесное средство -> новый расчет".

Поэтому, при работе с учениками (и взрослыми, и детьми), нужно искать такие занятия, которые притянут максимальный окружающий свет. И в результате получится то, что надо. А если не получится – тут уже ничего не поделаешь. Мы можем только просить исправления, поднимать МА"Н: я хочу внутреннего изменения!

А все, что приходит после – следствие воздействия высшего света, которого нам нельзя касаться, это относится к "тайнам высшего управления".

Окружающий свет мы притягиваем, занимаясь с первоисточниками. И если взрослые читают тексты Бааль Сулама, то для детей достаточно провести обсуждение вокруг этих статей – например, по теме "Тело и душа", "Восприятие реальности", "Свобода воли", обсудить связь с какими-то физическими или химическими законами в нашем мире – занимательно, в виде игры. Этим мы притянем к себе тот же самый свет.

Нужно объяснить детям механику изменения человека, а они это воспринимают как факты и начинают использовать. В них постепенно это все отложится.

Работа с детьми отличается от работы со взрослыми. Сказано, что обучая ребенка, ты будто "пишешь на чистом листе". В детском материале все естественно усваивается так, что они принимают услышанное от взрослого как истину.

Это отражает связь корня с ветвью. Если мы воспринимаем кого-то на порядок взрослее себя, то воспринимаем его слова как очевидные факты. И нужно воспользоваться этим детским свойством, чтобы наполнить их правильными понятиями, вместо тех, которыми напичкивает их наш эгоистический мир.

Из урока по статье "Тело и душа", 29.11.2010

Предыдущие сообщения на эту тему:

Самый строгий судья

Сколько видят твои глаза?

Взять в воспитатели высший свет

Наука, которую изучают на себе

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Как на уроке обновлять свое намерение между противоположностями, которые тянут тебя в разные стороны?

Ответ: Хорошо, если каждый раз есть помехи. Не успеет человек обновить намерение, как оно снова ускользает, и его тянут вниз другие расчеты.

И снова с небес человеку напоминают, что его мысли не относятся к духовному продвижению. И снова он находит силы, чтобы проанализировать ситуацию и попросить о скорейшем выходе из трясины навстречу единству.

С этой точкой единства он возвращается к теме урока, чтобы как можно ближе льнуть к Зоару.

Это и есть "изучение Торы" – не штудирование текста, а самообучение. Ведь в итоге мы раскрываем себя. Сказано: "Из плоти своей узрю Творца". Так мы приближаемся к истине.

Ошибается тот, кто думает, что должен знать изучаемый материал. Человек должен знать, кто он сам, познавать себя в связи с написанным. "Кто такой я, которого Тора обучает причастности к свету?" Я выявляю все свои противоречия, все помехи и виды духовной связи, все "за" и "против".

Вот чему я должен учиться. Тора преподает уроки моему злому началу, ставя его перед светом. Сказано: "Я создал злое начало и создал Тору ему в приправу". Когда оба этих фактора проявляются перед человеком, и он начинает поверять один другим – это и есть изучение Торы.

Я изучаю вовсе не текст, а себя. Когда я устремляюсь к истине, текст доносит до меня ощущение, насколько я далек от нее. Обыватели, как машины, учат по написанному – но есть Тора, которую изучают на себе. Сказано об этом: "В свете Твоем увидим свет".

Это уже совсем другая учеба – в сопряжении с помехами, в противостоянии им – практическое самообучение. "Кто я по сравнению с Творцом?" – такова вкратце суть этой учебы.

Ведь все помехи и проблемы, препятствующие мне погрузиться в реальность, о которой я читаю, – это различия между мною и Творцом. И если я приподнимаюсь над всеми ликами своего эгоизма, то демонстрирую готовность двигаться вперед, навстречу Ему.

Из урока по Книге Зоар. Предисловие, 29.11.2010

Предыдущие сообщения на эту тему:

Помехи – это язык Творца

Дай Творцу работать над тобой!

Всплывая над помехами

Духовные тексты (клип)

Вопрос: Ваше объяснение на обычном языке и объяснение, комментарий ТЭС и Зоар равнозначны? Или более сложные тексты сильнее влияют?

Беседа "Чудесное свойство (сгула)"

Беседа "Чудесное свойство (сгула)" в рамках программы "Ступени возвышения".

Мой собеседник - Нив Навон, зав. отделом распространения материалов в сети Интернет.

214 - Ступени возвышения, Нив Навон
icon for podpress  Видео (рус.): Открыть | Скачать
 
icon for podpress  Аудио (рус.): Открыть | Скачать
 
icon for podpress  Видео (ивр.): Открыть | Скачать
 
icon for podpress  Аудио (ивр.): Открыть | Скачать
 
Предыдущие выпуски программы:

Беседа "Совершенная реальность"

Беседа "Влияние окружения"

Беседа о питании

Прилепиться к учителю и идти за ним

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Что делать, если намерение, которое вы даете нам перед уроком – через минуту уже исчезает?

Ответ: Нет выхода, нам нужно все время обновлять намерения! Я даю направление, а ты должен все время его держать – это значит, ты идешь за мной.

Для этого ты и приходишь на урок! А не для того, чтобы умом разбираться в тексте. Вся работа не в разуме, а в усилии удержать намерение.

Ты должен сам сохранять направление и идти за мной. Я не могу напоминать о нем поминутно, это бы значило силой тащить тебя за руку.

Запиши себе на бумаге, а потом старайся все время оставаться в этой мысли. И неважно, сколько ты услышишь из текста – главное работать над наличием намерения. Намерение – это и есть та "чудесная сила ("сгула"), которая раскрывает тебе, о чем говорит Зоар.

И если намерение достигло нужной силы, ты можешь даже на незнакомом языке понимать Зоар – раскрыть его и начать жить в высшем мире, получить новые органы ощущения - самому войти туда.

И это не просто какие-то догадки разума – в тебе должно родиться какое-то новое ощущение. Поэтому необходимы твои собственные усилия, направленные именно на это, и ждать, чтобы пришел свет и выполнил над тобой это действие!

Я не могу это сделать вместо тебя! Я могу тебе только помочь и напомнить – но не больше. Поэтому в "Статье в завершение книги Зоар" и в других местах написано, что нужно прилепиться к учителю. Речь идет именно об этом.

Поэтому нужно все время держаться за то напутствие, которое я даю в начале урока, и развивать его – в этот состоит вся наша совместная работа.

Каждый день три часа урока ты должен оставаться в одном намерении, но уточнять его – еще и еще немного, день ото дня добавляя к нему остроты. Но так, чтобы оно не исчезало, а становилось все более ясным, кратким и лаконичным – более выясненным!

Записывай, я даю тебе подсказку, которая всегда вернет тебя в нужное направление. Если ты заблудился, спроси себя: "Что же будет со мной?!"

Это все – если у тебя это болит, больше ничего не нужно.

Из урока по  Книге Зоар, 25.11.2010

Предыдущие сообщения на эту тему:

Постоянное обновление намерения

Входя в духовный мир

Льнуть к источнику

Международный язык души

каббалист Михаэль Лайтман

Вопрос: Как нужно настраивать себя, читая книги, раскрывающие "физику" духовного мира - "Бейт Шар а-Каванот" (Основы намерения) или ТЭС (Учение Десяти Сфирот)?

Ответ: Единственное, что мне нужно – это сделать себя подобным Творцу, подняться к Нему. Поэтому я должен повторять Его действия и отношения: если Творец относится к группе как "добрый и творящий добро", значит, я должен относиться к ней с тем же добром.

Вот почему, прежде всего, я должен позаботиться о своем отношении к товарищам, данным мне для работы, чтобы мы стали одним целым – в единстве и любви.

Если я достигаю такого состояния, то начинаю относиться к ним так же, как Творец – и в этой мере, я начинаю ощущать Творца! Ведь мы становимся с Ним близки по закону подобия наших свойств и чувствуем друг друга. Так я прихожу к слиянию с Ним. Только об этом и нужно думать!

И для этого достаточно просто смотреть в книгу и слушать – главное, чтобы это был настоящий, истинный первоисточник. Ты можешь даже не знать языка – не важно, в любом случае ты ничего не поймешь.

Тебе нужно помнить только одно: сейчас ты получаешь лекарство, которое должно тебя исцелить! Оно должно раскрыть в тебе дополнительный орган ощущения – и тогда ты почувствуешь духовное и поймешь без слов, ведь ощущение не выразить словами!

Для чувства не нужны слова. Слова нужны только для того, чтобы рассказать о нем другому – а внутри ощущения нет никаких слов.

И нужно ждать, чтобы внутри тебя раскрылось какое-то духовное ощущение, без всяких слов. Это и называется настоящей наукой каббала, помогающей достичь такого восприятия!

Из урока по "Бейт Шаар а-Каванот", 18.11.2010

Предыдущие сообщения на эту тему:

В центре всех кругов и на конце линии

Дом Врат Намерения

Основы намерений (Дом врат намерений)

Мудрость или премудрость?

каббалист Михаэль ЛайтманОбращаясь к трудам каббалистов, мы можем изучать науку, а можем изучать Тору (методику исправления).

Под "наукой" подразумеваются обычные науки: физика, химия, история, география и т.д.

Именно так относятся к каббале в академических кругах. Книга Зоар, по их мнению, была написана в средневековой Испании, а вовсе не в Израиле 2000 лет назад.

Ученые стараются извлечь из каббалистических источников знания, информацию. Они обсуждают стиль, проводят анализ текстов, пытаются связать текст с историческими событиями.

Такой рассудочный подход не имеет ничего общего с "изучением Торы". Ведь Тора – методика исправления нашей природы, к подобию свойств с Творцом. И в мере подобия, Творец раскрывается в нас.

Цель всех "святых" книг – раскрытие Творца человеку. Однако такие  первоисточники, как Пятикнижие, Талмуд, Мишна – изложены земным, материальным языком, описывают высший мир в земных образах. В их повествовании нам трудно разглядеть духовные действия.

Язык же каббалистических книг помогает не отключаться от направления на исправление и на подобие Творцу. Ведь в нем самом говорится о том, как исправлять себя посредством объединения, чтобы раскрыть Творца.

Вот почему язык каббалы лучше всех годится для достижения цели, ради которой дана Тора. Сказано: "Я создал злое начало и создал Тору, потому что ее свет возвращает к Источнику". Для нас Тора - методика исправления, не наука, а свет, возвращающий к Творцу.

Сказано, что перед занятиями Торой, надо ее благословить, а иначе получишь вместо благословения проклятие. Это значит, что необходимо настроиться на исправление. "Благословлять Тору" – значит благодарить Творца за то, что дал возможность исправить себя с помощью света, который в ней кроется.

Книга Зоар описывает наше исправление связи - того, что было разбито между нами. Поэтому, изучая ее, мы должны устремляться к единству и ждать света – силы, которая исправит нашу связь. Лишь тогда, в мере нашего единства и поручительства, между нами раскроется Творец.

Давайте же "благословлять Тору" – думать о создании общего кли, обращаясь к Книге Зоар.

Из урока по Книге Зоар. Предисловие, 16.11.2010

Предыдущие сообщения на эту тему:

Сгула – доступ к духовной системе

Раскройте себя в высшем измерении!

Буфер между материальным миром и духовным

Что делать, если ничего не понятно?

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: На тех частях урока, во время которых мы изучаем Зоар и ТЭС, мне очень тяжело что-то понять.

Как правильно подходить к материалу, чтобы он все равно помогал улучшать связь между нами?

Ответ: Бааль Сулам и Рабаш написали статьи, письма и другие подобные произведения. А кроме того, Бааль Сулам написал комментарий к Книге Зоар, "Учение Десяти Сфирот" (ТЭС), "Введение в науку каббала" и книгу "Бейт шаар а-каванот". Всё это – наши первоисточники, от которых мы питаемся.

Я провел между ними раздел, и вот почему. Книги, перечисленные наверху, мы используем как средство привлечение света (сгулá). А прочие произведения мы читаем не только для привлечения света, но и для понимания. В первом случае понимание играет побочную роль, а во втором случае – ведущую.

2010-11-15_rav_bs-mahut-dat-ve-matrata_lesson_bb_n2_05

В Книге Зоар почти не за что зацепиться разумом. Изредка она объясняет что-то, дает намеки, но по большому счету, нам это особенно и не нужно. В конечном итоге, нам нужна методика – что называется, "Тора", поскольку кроющийся в ней свет возвращает к Источнику.

И потому неважно, сколько ты понимаешь. Учится не тот, кто умен. От разума тут ничего не зависит. Некоторые записывают каждое слово – это хорошо, если помогает приобщиться к источнику чувственно, в желании. Но если всё ограничивается разумом – оно того не стоит.

Здесь не университет, и из голой учебы ты не узнаешь ничего, если не обретешь желание отдавать, связь с другими, любовь. Только это позволит тебе ощутить материал – ведь человек является желанием, сосудом ощущения.

Разум сам по себе бессилен, он всего лишь средство для того, чтобы направлять и усиливать желание.

Из урока по статье "Суть религии и ее цель", 15.11.2010

Предыдущие сообщения на эту тему:

Язык, неподвластный времени

Подпрыгни и замри

Стремитесь к свету мудрости!

Язык, неподвластный времени

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Что лучше читать на уроке: первоисточник на иврите, ничего не понимая, или перевод?

Ответ: Это большой вопрос. Вообще, лексикон науки каббала столь мал, что ученик постепенно свыкается с ним.

Речь идет примерно о двух сотнях слов, запомнив которые, ты будешь понимать текст на иврите. Мы видим это по Московской группе, которая читает первоисточники в оригинале.

Не думаю, что в будущем человек, стремящийся к цели, сможет изучать каббалу на другом языке. Это очень тяжело. Ведь мы еще не вдавались в изучение ивритских букв, в их начертание и внутренний смысл.

Знание каббалистического языка очень помогает. Уверен, что ты и без того уже знаешь половину основных терминов на иврите. Полагаю, что невозможно обойтись без понимания первоисточника.

Да, это непросто. Речь идет о необычном языке, далеком от латинского. Но что поделаешь, свет приходит справа налево, и потому в иврите такое же направление письма.

Кроме того само написание осуществляется справа налево и сверху вниз – сообразно с распространением света хасадим и света хохма. Из этих элементов состоят все буквы. Их форма продиктована различными сочетаниями высших сил.

Правила языка, его грамматика тоже имеют духовную основу. Они строятся на взаимосвязи Бины и Малхут. В иврите нет ни одного правила, придуманного человеком.

Со времен Адама, родившегося 5772 года назад, и до сих пор, в языке ничего не изменилось – ни в письме, ни в речи. Встретив человека, жившего тысячи лет назад в Египте или Вавилоне, ты легко объяснился бы с ним.

Тут всё зависит от высшего корня, а он неизменен. Законы взаимоотношений Бины и Малхут вечны – потому не меняется и язык.

Прочие языки трансформируются в соответствии с ментальностью и нравами. Тысячу лет назад твои предки разговаривали на языке, который ты едва ли сумел бы понять сегодня. Написание букв тоже менялось со временем.

Однако иврит – это не людской язык, а проекция высших сил и их сочетаний. И хотя он неудобен нам, современным людям, – выхода нет. Каббалисты не могут передавать науку каббала иным способом.

Из урока по статье "Суть религии и ее цель", 15.11.2010

Предыдущие сообщения на эту тему:

Что делать, если ничего не понятно?

Подпрыгни и замри

Язык – это соединение света и желания

Сгула – доступ к духовной системе

каббалист Михаэль ЛайтманКнига Зоар. Предисловие. Статья "Ночь невесты": "Пред Творцом обязательно есть памятная книга о злодеяниях и прегрешениях, происходящих в мире.

Ведь они нужны Ему для того дня, когда Он совершит чудо (сгулá)".

Вопрос: Что такое сгула?

Ответ: Высшая сила, или Творец, или свет, находится в группе. Я смогу получить исправления, только если вместе с группой мы изучаем первоисточники.

Это и есть сгула – особое средство, труды каббалистов, благодаря которым можно объединить в одно целое человека, группу и Творца. Их единство осуществимо только при условии правильного пользования системой, в которой они находятся.

Мы и сейчас являемся ее частью. Миры, парцуфим – все они здесь, однако, чтобы они проявились, нам нужно вызвать на себя воздействие духовных сил.

Одного желания мало – здесь требуется средство, которое приведет систему в действие, чтобы она начала работать надо мной через группу.

Так вот, запуск системы осуществляется с помощью первоисточников. Поэтому мы изучаем труды Бааль Сулама, Рабаша, Ари и Рашби. Без этого я не смогу установить связь с духовной системой и задействовать ее.

Из урока по Предисловию Книги Зоар, 15.11.2010

Предыдущие сообщения на эту тему:

Работа со светом

Единственное желание, которое достигает цели

Центр распространения света

Всемирная карта Бней Барух

Карта мира с адресами всех наших учебных центров:

Справа в столбике список групп, если нажать на название, на карте показывается место и как связаться.

bb_world_map_w.jpg

Каббалисты – об изучении каббалы, ч.19

Дорогие друзья! Прошу вас задавать вопросы по теме этих цитат великих каббалистов.

Примечания в скобках – мои.

Занятие Каббалой не требует особых способностей

Цель Творения могут достигнуть не только особо одарённые люди, а все создания без исключения, и не обязательно иметь для этого особые способности.

Мудрецы сказали в "Мидраш Раба" (книга "Великий комментарий"): "Сказал Создатель - вся мудрость и вся Тора легки для того, кто боится Меня (стережет себя от эгоизма) и соблюдает условия Торы (действовать только ради отдачи и любви), и вся Тора и вся мудрость (в таком случае) будут в сердце его".

Рабаш. Шлавей Сулам. Любовь товарищей-2, ст. 6, 1984 г.

Предыдущие сообщения на эту тему:

Каббалисты – об изучении каббалы, ч.18

Каббалисты – об изучении каббалы, ч.17

Каббалисты – об изучении каббалы, ч.16

Каббалисты – об изучении каббалы, ч.18

Дорогие друзья! Прошу вас задавать вопросы по теме этих цитат великих каббалистов.

Примечания в скобках – мои.

Занятие Каббалой не требует особых способностей

Каждый человек обязан во время занятий Торой прилагать в ней усилия (но не в заучивании страниц) и настраивать разум и сердце на то, чтобы найти в ней свет "лика Царя жизни" (свет исправления, хасадим, а затем свет наполнения, хохма – оба они называются высшим светом).

Имеется в виду постижение явного управления, называющегося "светом лика". Каждый человек пригоден для этого, как сказано: "Ищущие Меня, найдут Меня". И самой малости не хватает человеку для этого – только лишь усилия (достичь свойства отдачи и любви).

Бааль Сулам. Предисловие к ТЭС, п.23.

Предыдущие сообщения на эту тему:

Каббалисты – об изучении каббалы, ч.17

Каббалисты – об изучении каббалы, ч.16

Каббалисты – об изучении каббалы, ч.15

Страница 79 из 109« Первая...7778798081...Последняя »