Каббалистический совет для сохранения семьи
Каббалистический совет для сохранения семьи
Вопрос: Если мы с мужем хотим "поубивать" друг друга, – это признак того, что мы продвигаемся или, наоборот, падаем?
Ответ: В любом случае над этим надо подняться: и на животном, и на духовном уровне. Что хорошего в том, что вы хотите "убить" друг друга?
Покажите назло мужу, что вы можете подняться над собой, пусть завидует. Когда двое занимаются каббалой, они могут очень серьезно продвигаться, но для этого требуется двойная работа: и в группе, и с женой. Жена – как еще одна группа.
Из урока на тему "Вопросы и ответы"
Реплика: Испорченные отношения портят людям всю жизнь, могут сбивать с толку из-за микро недопониманий. Как правильно поступать, чтобы предотвращать обиды, испорченные отношения и, наоборот, налаживать их?
Психологи дают такие рекомендации: "Постарайтесь понять точку зрения коллеги. Результат действия не всегда бывает намеренным. Сложность с какими-то микро-проявлениями заключается в том, что мы все примеряем разные стандарты к их оценке".
Ответ: Где тут стандарты? Это стандарт мой – как я вижу остальных и себя примеряю под них, или как я вижу себя и остальных примеряю на себя. Это совершенно неверно. Это все равно что взять какое-то платье и одеть его на себя. Если я его одену, у меня будет торчать живот, тонкие руки и ноги, и платье будет казаться мне уродливым.
Здесь нет никаких общих стандартов. Стандарт может быть только один – для блага ближнего. Вот и все. Я никого не воспринимаю никак, ни себя и никого. Меня интересует только одно: если какие-то явления происходят – происходят ли они для блага человека.
Под человеком я имею в виду все человечество, общий образ человека. Я ни в коем случае не примеряю на одного или на другого, тогда я точно не найду концов.
Вопрос: Как правильно понять точку зрения другого человека – верна она или нет?
Ответ: Я не могу понять другого человека. Откуда я могу понять его? Как я выйду из себя, чтобы понимать другого?
Нет. Мы просто должны действовать так, как хорошо другому человеку. Любому! То есть, кроме необходимого мне для существования, во всем остальном, что от меня зависит, я должен действовать ради блага других.
Это естественно. Очень часто мы вследствие наших привычек делаем какие-то движения, жесты или произносим какие-то слова, выражения, которые другим кажутся, может быть, даже оскорбительными.
Мы даже можем этого не чувствовать и не понимать. Надо настраивать сердце. Сердце должно быть настроено на доброту к другому! Все остальное никак не будет действовать.
Если человек настроен сердечно к другому, то это все равно будет воспринято правильно. Даже если он сказал что-то неверно, не сумел как-то выразиться, другой человек его почувствует.
Устремить сердце к другому человеку, ко всем людям, к добру! К этому надо привыкнуть. К этому надо себя воспитывать. Необходимо поддержание такого же отношения от окружающей среды, окружающего общества. И тогда все будет хорошо!
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом"
"Любить – это значит смотреть не друг на друга, а смотреть вместе в одном направлении".
Антуан де Сент-Экзюпери
"Настоящая любовь начинается там, где ничего не ждешь взамен", – сказал Антуан де Сент-Экзюпери.
Вопрос: Вам задают много личных вопросов. Спрашивают вас: вы когда-нибудь испытывали настоящий страх? Если да, то как вы к нему относились и относитесь?
Ответ: Настоящий страх я не испытывал, наверное. Страх смерти у меня был, и страх неудачи у меня был.
Вопрос: А какой-то животный страх?
Ответ: Это страх страданий. Это тоже было, но я бы не сказал, что это самые высшие виды страха.
Вопрос: А как вы выходили из этих состояний?
Ответ: Я уходил внутрь своих занятий, внутрь каббалы, и пытался найти их корень. И когда я его находил, то чувствовал, что я эти страдания сам создаю. И страхи уходили.
Вопрос: Может быть, вот это как раз и хотят услышать в ответ: надо уходить туда, искать корень?
Ответ: Это проблема. Если человек чувствует, что у него есть достаточно сил, чтобы бороться с такими виде́ниями страданий…
Вопрос: То, что навевает страхи?
Ответ: Да. То это проблема. Он должен сначала понять, что он идет на страдания. Должен будет пережить эти страдания, принять их, подняться выше них и так далее. Это непростая задача.
Вопрос: То есть вы сейчас говорите о страданиях и тем самым говорите о страхах?
Ответ: Да, это страх страданий.
Вопрос: То есть я должен идти как в фильме "Иду на грозу"? Я должен идти навстречу им, и тогда я могу идти к корню?
Ответ: Да.
Вопрос: А если я просто боюсь? Вот просто навалился на меня страх. Что мне делать?! Как из этого выйти? Сейчас страхи у всех людей практически.
Ответ: Тогда надо, тем более, резко выходить из этого состояния.
Вопрос: Как?
Ответ: При любых условиях не оставаться в этом. Я считаю, что самое лучшее для человека в этом случае – это серьезный спорт. Велосипед. И вперед. Вперед, и крутить по часу в день.
Вопрос: А если вы посоветуете свою науку, если вы посоветуете каббалу, то это не всем подходит?
Ответ: Нет, не всем. Это подходит только тем, которые могут поставить свой разум выше чувств. Иначе не получится.
Вопрос: Еще вопрос: "Вы пишете, что постоянно были с вашим учителем. Получается, что детей растила ваша жена. Я женщина, мне очень важно знать именно ее ощущение, уж извините".
Ответ: Да, так и было.
Вопрос: Какое ощущение у вашей жены? Спрашивает женщина.
Ответ: Она, по крайней мере, имела детей, участвовала в их процессе обучения и так далее. А я занимался только своим учителем.
Реплика: Это героическая жизнь со стороны женщины.
Ответ: У нее – да.
Вопрос: И это вы вполне ощущаете?
Ответ: Вполне! Она заслужила все, что может дать Творец.
Вопрос: А вы по-другому не могли?
Ответ: Нет.
Вопрос: И сегодня это тоже понимаете, что вы не могли по-другому?
Ответ: Я это понимаю, конечно.
Вопрос: И она это понимает?
Ответ: Да!
Вопрос: Вопрос такой: о чем вы думаете, когда преподаете своим постоянным ученикам? И о чем думаете, когда вы на публичной лекции, перед вами те, кто вообще ничего не знает?
Ответ: Когда я на публичной лекции, и никто ничего не знает, то я должен преподать им самые-самые понятные для начинающих азы каббалы, чтобы они почувствовали, что они понимают, принимают и адаптируют это в себе.
Вопрос: То есть это практически вы должны спуститься на их уровень…
Ответ: Да, конечно. А если я уже со своими учениками, то я пытаюсь там действовать так, чтобы каждый урок состоял из двух, а может быть, и трех ступеней. Чтобы они поднялись по ним и начали бы смотреть немножко свыше на ту точку зрения, которая у них была до начала этого урока. Вот так.
Вопрос: С чем с урока должен выйти ученик?
Ответ: С тем, что он поднялся над тем, с чем пришел, и это его удовлетворяет, устраивает, приподнимает. И он таким образом чувствует себя заслужившим.
Вопрос: То есть он должен выйти с какой-то галочкой, что я чего-то достиг?
Ответ: Да, обязательно.
Вопрос: Потом куда-то это девается в течение дня, и следующий урок снова, да?
Ответ: Относительно, да.
Вопрос: А с чем должен выходить начинающий после вашей лекции для начинающих?
Ответ: Что он пришел, наполнился и уходит, в общем, довольный.
Вопрос: А вам надо, чтобы у него была тяга к вашей науке, чтобы вы пробудили это в нем?
Ответ: Конечно, я об этом волнуюсь и думаю, но это зависит от человека.
Вопрос: Еще вопрос: что для вас означает Израиль? Считаете ли вы себя патриотом Израиля?
Ответ: Израиль означает для меня особое место, действительно святое место в мире, в котором могут существовать и будут существовать все евреи.
Насколько я считаю себя патриотом? Я не думаю об этом. Во мне есть просто практическая, я думаю, правильная оценка этой страны.
Вопрос: Тогда вопрос: какая она?
Ответ: Что это место для нас. И мы должны за него цепляться всеми способами.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 23.09.2024
Вопрос: Моя жена не занимается каббалой. Но, наверное, было бы лучше, если бы мы вместе изучали ее?
Ответ: И да, и нет. Смотря, как вы можете сосуществовать вместе. Вам, вероятно, спокойней, когда она не изучает каббалу, но поддерживает вас. 🙂
Почему? Потому что мужчина и женщина иногда входят в очень сильный резонанс.
Творец дает каждому состояния соответственно его душе, и надо принимать их как самые наилучшие, самые оптимальные для продвижения к полному исправлению.
Поэтому не надо жаловаться ни на что, кроме как на свое недостаточное участие в группе. Только в этом может быть ваше продвижение.
Из урока на тему "Вопросы и ответы"
Вопросы о духовной работе супругов
Вопрос: Я расту и формируюсь как человек на животном уровне, и мои животные желания постоянно растут. Но если я занимаюсь духовным, то и духовные желания постоянно растут. В итоге я не могу сфокусироваться ни на чем и меня постоянно выбивает из одного в другое. Как уравновесить духовную и материальную жизнь?
Ответ: Это уравновешивается не нами. Человек должен разумно заниматься устройством своей животной жизни, и все остальное время, все усилия отдавать духовному постижению. То есть пытаться в связи с другими в десятке все больше уподобляться Творцу.
Я не могу сказать женщине, что она обязана выйти замуж, рожать. Это ее личные проблемы. Что касается мужчин, то они, в принципе, больше обязаны быть в браке, чем женщины. Мы очень поощряем, чтобы мужчины женились, поскольку тогда они будут более устойчивы, усидчивы, стабильны. Но женщина и так устойчива, поэтому для нее нет таких жестких условий.
По крайней мере, выйти замуж или нет – это ее решение. Но нужно сделать так, чтобы максимально, насколько можно, отдавать время духовному, а материальному – я вам цитирую первоисточник, – отдавать только необходимое.
Ну и немного больше веселья, это очень необходимо. То есть если вы не чувствуете радости от существования, значит вы обвиняете Творца в том, что вам плохо.
Вопрос: Какова роль женщины в каббале?
Ответ: Та же самая, что и роль мужчины. Ничего не меняется.
В нашем мире, где мы существуем в физических телах, с материальными желаниями, с семейными обязанностями, мы очень отличаемся друг от друга.
Но в духовном мире работа мужчин и женщин одна и та же. В каббале очень много сказано о роли женщины, о том, как она управляет миром. И нашим миром тоже негласно управляют женщины.
Малхут – это женская часть кли, души. Она все определяет. И хотя в нашем мире мы всегда видим мужчин как что-то производящих, что-то делающих, но на самом деле за ними стоят женщины, которые негласно, даже без слов, управляют ими.
Поэтому нам очень важны женские группы. И мы бы очень хотели, чтобы они развивались еще больше. Основная роль женщины в каббале – толкать мужчину к выполнению его духовной миссии. Как мама подталкивает ребенка: "Делай это", обучает его, стоит за ним, так женщинам надо управлять мужчинами.
Из урока на тему "Вопросы и ответы"
Вопрос: Как узнать, где граница усилий? Ведь всегда есть место добавить.
Ответ: Добавлять – всегда хорошо, но нужно четко определить, насколько я должен быть погружен в материал, насколько я реализую его в связи с товарищами, насколько я отдаю себя семье, работе. То есть все должно упорядочено. Это вытекает из того, что мы находимся в нашем мире. Вы должны определить для себя эти вещи.
Человек обязан чувствовать заботу о семье и ни в коем случае не отказываться от ее создания. Это обязательное условие для мужчин, вплоть до того, что многие каббалисты не принимали холостяков в ученики. Тем, кто очень хотел изучать каббалу, они говорили: "Иди женись и потом приходи".
То же самое было у Бааль Сулама. Человек мог стать его учеником только на следующий день после свадьбы. А о женщинах в то время вообще не было речи. Сегодня мы принимаем и мужчин, и женщин, но имейте в виду, что условие иметь семью для мужчин обязательно, для женщин желательно.
Рабаш тоже очень жестко относился к холостякам, требовал, чтобы они решили этот вопрос в течение месяца-двух.
Мы должны удовлетворять всем условиям духовного общества, а оно представлено в виде семьи. Творец принимает во внимание именно семейную ячейку, где есть муж, жена и дети. К такой ячейке Он относится как к своим творениям и исходя из этого поднимает их на духовную ступень.
Из урока на тему "Продолжаем конгресс в подъеме", 15.09.2024