Мои собеседники: актеры Игаль и Мария Резник.
Что такое правильные взаимоотношения между мужем и женой? Как понять, что они правильные?
Мои собеседники: актеры Игаль и Мария Резник.
Что такое правильные взаимоотношения между мужем и женой? Как понять, что они правильные?
Вопрос: Устремление супругов друг к другу – это забота?
Ответ: Это – всё. Вы должны так стремиться к единству, чтобы каждая единица вашей обстановки, утвари, одежды – всё, что есть у вас в доме, что называется "ваше", объединяло вас.
Тут не следует разделять духовное и бытовое. Вы во всем должны быть настолько гармоничны, чтобы, даже глядя на что-то в доме, это физически объединяло вас, и вы чувствовали, что это "наше". Этому надо учиться и кропотливо постигать.
Вопрос: Как я могу этого достичь? Я себя в чем-то отменяю, я ставлю желания партнера выше своих?
Ответ: Естественно, что все построено на аннулировании себя относительно другого. И это должно быть постоянным.
Каждый уступает другому, но при этом они не принижают себя, а предлагают партнеру занять более выгодное состояние и сделать шаг навстречу. То есть каждый действует так, чтобы у другого была возможность прийти и обратиться к нему.
Вопрос: А разве это не в ущерб тому, кто это уступил?
Ответ: Нет, мы же обсуждаем это не с эгоистической точки зрения, а говорим о том, как можно сблизиться.
Из ТВ программы "Мужское и женское", 19.03.2024
Вопрос: Бытует мнение, что женщины склонны сплетничать больше мужчин.
Это исходит из того, что они более эгоистичны или просто такова женская природа?
Ответ: Дело в том, что у мужчин это проявляется как побуждение к действию, а у женщин – просто в разговоре. Поэтому я считаю, что женщины вредят больше.
Вопрос: Значит, у них больше работы с таким пороком как злословие?
Ответ: Нет. Работа над собой – это когда человек работает против своего порока, а они этого не делают.
Из ТВ программы "Духовные состояния", 07.03.2024
Вопрос: Как супругам прийти к ощущению, что они составляют одно общее на двоих?
Ответ: Эта задача дается им на всю жизнь. Они должны достичь такого объединения между собой, чтобы оно казалось им совершенством, т.е. осознать, что являются единым целым, которое невозможно разделить. Тогда в этом объединении они раскроют Творца.
Реплика: Бывают такие ситуации, когда ощущение единства вроде бы нащупывается, но потом исчезает. Оно не приходит раз и навсегда, должны быть постоянные возвраты к нему, ведь мужчина и женщина – это две противоположные субстанции.
Ответ: Да, по своей природе они противоположны друг другу. Это два абсолютно разных эгоиста, у которых не было ни правильного воспитания, ни намерения к сближению между собой.
Но они как-то находят друг друга и решают, что могут быть вместе как одно общее целое. Внутренне, в своих мыслях, чувствах, намерениях они должны устремляться друг к другу.
Из ТВ программы "Мужское и женское", 19.03.2024
Золотое правило семейных отношений
Мои собеседники: актеры Игаль и Мария Резник.
Самое главное в семейной жизни – уступать друг другу.
"Если муж и жена удостоились, Шхина пребывает между ними". И можно спросить: но ведь они противоположны, как же между ними возможен мир?
Однако, именно когда человек становится достойным, то есть когда изменяет получение на отдачу, что называется получением ради отдачи, между ними возникает мир.
Иначе – они в конфликте, или один из них подчинен другому. А подчинение не называется совершенной любовью, ведь подчинившийся всегда ожидает, когда у него снова будет сила власти. (Рабаш, "Различие в состояниях")
Состояние "мир" между мужем и женой, стремящихся вместе к построению чего-то общего, которое не состоит из один плюс один, а является единым целым, называется "Шхина", поскольку именно в этом состоянии пребывает Творец.
Одно общее целое получается тогда, когда каждый из супругов полностью настраивает себя на другого, понимая, что вместе они составляют нечто единое, и никогда по отдельности их не бывает.
Вопрос: То есть я не должен даже мыслить о себе как об отдельной категории?
Ответ: Никогда! Это внутреннее ощущение вас обоих. Нет одного без другого или каждого из вас отдельно. И когда вы вместе таким образом совмещаетесь, то в этом единении ощущаете присутствие Творца.
Из ТВ программы "Мужское и женское", 19.03.2024
Правильные взаимоотношения в семье
Вопрос: Есть очень известная голливудская актриса – Джулия Робертс. Она совсем недавно написала послание, его называют сенсационным.
Она говорит так: "Мы наносим тонну макияжа на наши лица, вкалываем что-нибудь себе в лицо, морим себя голодом. Мы все время хотим исправить то, что в этом не нуждается. Пришло время заняться душой". Это начало послания.
Скажите, пожалуйста, почему вопрос о душе появляется у людей не сразу? Они потихонечку стареют, не так красивы, не столько играют и так далее, и вдруг начинается пробуждаться вопрос о душе. Почему тогда, а не раньше?
Ответ: У женщины очень много таких канатиков, связей ее с нашим внешним миром. Она должна выглядеть хорошо, она должна привлекать, она должна завлекать. Она должна быть относительно удачливой в своей карьере. И так далее. То есть у нее намного больше забот. Это где-то до 50-ти, даже до 60-ти, может быть, лет.
А потом уже начинается сожаление: "А где же моя душа? Где я потеряла ее по дороге, и что же мне с нею делать? Я уже, конечно, не могу быть такой, какой я была в 20 лет".
Вопрос: Но через душу, может быть, и могу?
Ответ: Через душу – да.
Вопрос: То есть этот момент у нее как раз очень важный – перехода от внешнего к внутреннему, как она говорит, к душе?
Ответ: Да.
Реплика: Вот это, конечно, в интернете имеет огромный спрос. Миллионы просмотров, когда голливудские звезды, известные люди вдруг начинают говорить о душе.
Ответ: Потому что такой человек, который достиг в жизни относительного успеха, показывает всем остальным, что, несмотря на все его достижения, славу, деньги и так далее, все равно его связь со смыслом жизни, с Творцом, нуждается в исправлении. Это много значит. За ней устремляются еще десятки, сотни, миллионы женщин. Но, конечно, это всё относительно.
Вопрос: Что для вас значит "заняться душой"?
Ответ: Заняться душой – для меня это значит, что человек начинает постоянно, ежеминутно спрашивать себя в течение всего дня, всех дней: "Что же с моей душой? А что со мной? Где я?". И здесь уже начинает раскрываться его потребность в Творце, потребность в раскрытии мироздания, его цели, его загадки. И так далее.
Вопрос: Вот это называется "заняться душой"?
Ответ: Да. Кто я? Для чего я?
Вопрос: Джулия Робертс продолжает. "Как вы можете все время ждать, что кто-то вас полюбит, если вы сами себя полюбить не можете? Не имеет значения, как вы выглядите снаружи, если внутри вас пустота".
Что значит полюбить себя?
Ответ: Полюбить себя – это значит полюбить, чем я наполнен, о чем я думаю, что составляет смысл моей жизни, ее наполнение и так далее.
Вопрос: То есть полюбить мои мысли и так далее.
Ответ: Всё, кроме внешности.
Вопрос: Когда человек чувствует, что внутри него пустота, как она говорит, что надо делать? Что такое "я пустой"?
Ответ: Надо срочно выяснять для себя смысл жизни.
Вопрос: Для этого пустота приходит?
Ответ: Да. Это серьезный вопрос!
Вопрос: И это хорошее состояние?
Ответ: Я бы с удовольствием очутился вместе с ней в телевизионной студии или где-то еще поговорить с ней.
Реплика: То есть о душе, о пустоте – есть о чем говорить по большому счету.
Ответ: Есть о чем говорить, но вряд ли это получилось бы как надо.
Вопрос: Пустота возникает в человеке наполненном, когда уже идет такое требование?
Ответ: Когда идет требование без ответа. Но мне пришлось бы ее спасать. Разговора бы не получилось. А получилось бы так, что неудобно, как-то нельзя оставлять в таком состоянии, нельзя бросать острые вопросы и так далее.
Вопрос: То есть вы бы все-таки сначала загнали ее в тупик?
Ответ: Я бы чуть-чуть, на грани. А затем бы все время уступал-уступал-уступал.
Вопрос: Это правильное ведение разговора с людьми? То есть ты сначала задаешь вопросы, загоняешь его немножечко в тупик, а потом помогаешь?
Ответ: Да. Но очень осторожно.
Вопрос: Она продолжает: "Сегодня я заявляю: я больше не буду делать макияж, я не хочу носить чужое лицо. Я в курсе, что у меня есть морщины, но я хочу их видеть. Это настоящая я, и я хочу, чтобы вы принимали меня такой, какая я есть".
Когда женщина решает стареть естественно, это правильное решение?
Ответ: Нет. Женщина должна всегда поддерживать себя так, как она желала этого всегда. А то, что ей надо сейчас проводить перед зеркалом больше времени, чем раньше, – я считаю, что нет. Это все-таки вызывает другое отношение от окружающих.
Вопрос: Если женщина все-таки немножко прихорашивается?
Ответ: Если женщина красивая, если она привлекательная, если она умеет преподать себя, а не какая-то заброшенная, опущенная…
Реплика: То есть чуть подкрасилась, это правильно?
Ответ: Это правильно. Она не для себя это делает, а для окружающих. А раньше она делала это для окружающих, но для себя. Так что это все уже зависит от ее оценки мира.
Вопрос: Принимать человека как он есть. Вот если бы вы сказали: "Принимайте меня, какой я есть", – что это значит?
Ответ: Я привык быть в таком виде. Так что если надо выйти хоть перед миллионом людей, я бы тоже так вышел.
Вопрос: Это внешнее. А внутренне?
Ответ: А внутренне человек должен всегда быть самим собой, при условии, что его правильно поймут.
Вопрос: То есть это внешнее существует, я думаю о внешних все-таки?
Ответ: Конечно. Я ведь тоже по-разному с детьми разговариваю или со взрослыми, и так далее.
Вопрос: "Здравствуйте", "до свидания", вы вежливый и так далее – это необходимо?
Ответ: Да.
Вопрос: Джулия Робертс продолжает: "Вы не представляете, какой доход на вас зарабатывают косметические компании. Им удалось вбить вам в голову, что вам срочно нужно вкладывать финансы, чтобы оттянуть то, что неизбежно".
Меня вообще должно интересовать, как на мне зарабатывают они, или не должно?
Ответ: Мне важно то, что я хочу. Если я хочу достичь этой цели, если эта цель достигается с помощью макияжа, с помощью выступления перед публикой и так далее, то я это делаю. Важны цель и ее достижение.
Реплика: Джулия Робертс заканчивает: "Я выбираю сказать себе: стоп! Внешняя оболочка – это последнее, что нас должно интересовать. Только наша душа имеет значение. Запомните это навсегда".
Ответ: Конечно. Прожив такую жизнь, как она прожила, можно так сказать для любой женщины. И успокоиться уже.
А вообще, конечно, надо все равно стараться выдерживать тот стиль, тот уровень, который от тебя просят, требуют люди, чтобы передать им какие-то свои новые послания, пожелания.
Вопрос: Даже это послание о душе передать им?
Ответ: Да. Это надо все-таки, оставаясь собой, в хорошем виде.
Вопрос: Именно для этого нам нужна наша внешняя оболочка?
Ответ: Да.
Вопрос: Когда в древних текстах, например, в "Песне песней", говорится, как прихорашивается женщина перед господином, о чем там сказано?
Ответ: Конечно, о внутренней красоте.
Вопрос: О чем писал царь Соломон, говоря о женщине, которая ждет своего избранника?
Ответ: Он писал о той женской части человечества, как бы женской, которая должна приблизиться к мужской части человечества и в правильной связи между ними раскрыть Творца.
Вопрос: То есть, в принципе, это песнь песней Творцу?
Ответ: Да. Конечно! "Песнь песней" – это самая высокая песня! Поэтому и называется "Песнь песней".
Вопрос: Если мы делаем вывод такой: внешнее, внутреннее… Женщина, которая должна оставаться красивой всегда – что это значит? Как так быть?
Ответ: Я не знаю. Я не отождествляю внешность с внутренними достижениями.
Человек затрачивает 50, 60, 70 лет своей жизни, для того чтобы вобрать в себя и создать из себя правильный сосуд для освящения Творца через себя. Это его работа. Так что при чем тут внешний макияж?
Реплика: Но все-таки, вы сказали, если мы говорим о женщине, то женщина должна себя поддерживать?
Ответ: Да.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 26.02.2024
Реплика: Пожилой мужчина пришел к медсестре снять швы после операции. Все были заняты, он просил, требовал, умолял, чтобы это сделали побыстрее. Он говорил: "Мне надо успеть в больницу покормить больную жену. У нее болезнь Альцгеймера".
Тут же освободилась пожилая медсестра, сказала: "Она, наверное, будет волноваться, если вы опоздаете. Я вам быстро все сделаю". Он ответил: "Нет, она уже последние пять лет не узнаёт меня". "Так куда же вам торопиться, если она не знает, кто вы?" Он ответил: "Мне неважно, что она не знает, кто я, зато я знаю, кто она".
Ответ: Это верно.
Вопрос: Скажите, пожалуйста, что поддерживает человека, который в ответ не получает ничего: ни благодарности, ни улыбки, ничего? Напротив него его любимый человек и всё. Вот что его поддерживает? Она же его не узнаёт.
Ответ: Он знает, что это его долг.
Вопрос: Ты знаешь, что это долг, ничего не получаешь и можешь вот так продолжать?
Ответ: Да.
Вопрос: Это можно назвать любовью?
Ответ: Это больше, чем любовь.
Вопрос: Что для вас любовь и что для вас долг в таком случае?
Ответ: Долг выше любви. Любовь – это то, что диктует тебе поступки, потому что ты так относишься к человеку – с любовью. А долг – это то, что ты обязан сделать выше любви. И здесь измеряется уже твоей ответственностью.
Любовь тебя обязует поступать так. А когда не любовь, а долг, тогда ты должен себя правильно направлять.
Реплика: Но он ведь живет, а она как бы не живет. То есть он живет, у него есть какая-то жизнь и так далее. А он всю эту жизнь направляет туда, к ней, бежать к ней все время на встречу.
Ответ: Его держит то, что он заботится о ней.
Реплика: И даже люди не скажут: "Какой молодец!". Хоть немного поддержки ему!
Ответ: Нет, ему это неважно.
Вопрос: Можно сказать, что он приближается к чистой отдаче?
Ответ: Я не думаю. Я думаю, что, когда он ее кормит, это его наполняет.
Вопрос: То есть то, что он выполняет свой долг, – это и есть его жизнь, получается? Это наполнение?
Ответ: Да. Она, лежа в своей кровати в больнице, никого не узнавая, держит всех их. Вообще, всех родных.
Вопрос: Дается человеку такая сила, дается такой долг, называется это его жизнью, – это только свыше может приходить? Это же не в человеческих силах такое делать?
Ответ: Нет, это свыше.
Вопрос: Можно сказать, что там с ними вместе и находится Творец? Пока он вот так заботится о ней, Творец там?
Ответ: Творец вообще везде, но в таких действиях особенно.
Реплика: Сегодня наше время такое… Я как-то приходил в дома престарелых, и мне говорили: "Сюда давно уже дети не приходят". Старики там уже давно находятся.
Ответ: Это эгоизм сыновей, дочерей, родных.
Вообще больница – это ведь недавнее изобретение.
Вопрос: Да, раньше все были по домам. Наверно, это было правильно – дома?
Ответ: Я думаю, люди выздоравливали бы быстрее.
Вопрос: Мы сможем просто так жить – долго, с любовью, отдавая? Мы сможем прийти к этому и этим наполняться?
Ответ: Да. Так оно и будет.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 19.02.2024
Вопрос: Что вы посоветуете тем парам, которые не решаются на женитьбу вследствие каких-то своих причин?
Ответ: Я считаю, что они обязаны создать семью, завести детей и достичь в этом мире как можно большего сближения между собой. От этого они только выиграют. Ведь часть духовной работы, которую должен проделать человек, он выполняет в браке в роли мужа или жены.
Многим кажется, что мы выигрываем от того, что давим на другого. А вы, наоборот, уступите. В этом ваш выигрыш. Надо чувствовать себя правым в том, что ты можешь сделать шаг навстречу другому.
Так что удачи всем и держитесь. Уступайте друг другу!
Вопрос: Написано в Книге Зоар: "Нехорошо человеку быть одному". Я знаю, что есть такие супружеские пары, которые живут вместе и все равно ощущают одиночество. Высказывание "нехорошо быть одному" относится к чисто физическим или внутренним ощущениям?
Ответ: В первую очередь, к внутренним. Самое главное, чтобы человек чувствовал, что рядом с ним есть товарищ.
А то, что люди живут вместе и чувствуют себя одинокими в браке - ничего не сделаешь. Это зависит от их воспитания, взгляда на мир, на жизнь.
Вопрос: А если я чувствую, что мой муж внутренне одинок, я могу ему как-то помочь?
Ответ: Попытайтесь показать ему, что вы его друг, что вы готовы во всем понять его, а затем и помочь. У женщины есть такие возможности. Но готов ли мужчина принять то, чтобы женщина так к нему обратилась, подошла, обняла, а он бы ее не оттолкнул?
Вопрос: Да, не все мужчины могут так воспринять женщину, даже свою жену. Какой должна быть жена, чтобы мужчина воспринимал ее как друга, как поддержку?
Ответ: Жена должна быть умной, – это самое главное. И еще она должна быть похожа на его мать. Это непросто.
Из ТВ программы "Мужское и женское", 05.03.2024
Мужчины и женщины: работа в мере необходимого.
Когда человек женится, Он прилепляется к Шхине, ведь до того, как он женился, Шхина не пребывает над ним, ибо не может Шхина пребывать над ущербным местом. Поэтому тот, у кого нет жены, у того нет блага, как сказано: "Нехорошо человеку быть одному". (Новый Зоар. Хукат. Статья "Песнь колодца")
С духовной точки зрения неженатый мужчина считается ущербным. А когда он берет девушку в жены, то постепенно становится полным, совершенным, и ведет обоих в их общем единении к цели творения.
Вопрос: Почему именно на мужчину возлагается такая ответственность?
Ответ: Он глава семьи. Считается, что с него спрашивают, и он должен ответить.
Вопрос: Сказано: тот, у кого нет жены, у того нет блага. В чем заключается благо?
Ответ: В преодолении помех, которые возникают между супругами, в тушении "пожаров", вспыхивающих между ними. И все это, в основном, должен делать мужчина. А женщина должна помогать ему, чтобы не было взрывов.
Вопрос: Значит, ей надо быть очень умной?
Ответ: Почему же нет? Женщина чувствует такие ситуации больше, чем мужчина. Еще заранее, до взрыва.
Вопрос: А в чем ущербна женщина?
Ответ: Она не имеет таких прав, как мужчина.
Все-таки мужчина называется главой семьи, хозяином. И поэтому на него возлагается ответственность за то, чтобы семья была цельной, полной, дружной, где они могли бы создать условия, в которых будут расти дети.
Из ТВ программы "Мужское и женское", 05.03.2024
Мужчина – голова, а женщина – шея
Вопрос: Согласно каббале, все структуры построены по четырем стадиям развития желания. Это касается даже художественных произведений и сценариев фильмов?
Ответ: Если мы хотим наполнить какое-то желание, то должны относиться к нему так, как к нему относится свет, который его создал, – по тем же четырем стадиям развития.
Любое художественное произведение развивается по четырем стадиям. Я уверен, что все драматурги и писатели, и даже газетчики, стремящиеся привлечь внимание читателя, понимают, что их работы должны быть построены по четырем стадиям, включая кульминационный пункт и концовку.
А иначе, если это не соответствует строению нашего желания, то человек просто не поймет, что ему хотят продать, чем его хотят наполнить. Поэтому все писатели должны творить так же, как Творец, по четырем стадиям прямого света.
Существует такая формула, когда наслаждение, чтобы создать под себя желание, которое ощущало бы его именно как наслаждение, должно контактировать с этим желанием на протяжении четырех последовательных и противоположных друг другу стадий, когда намерение и желание, наслаждение и голод играют между собой до тех пор, пока не станут полностью противоположны и одновременно смогут быть вместе.
Люди инстинктивно понимали, что это должно строиться именно таким образом, потому что сами состоят из четырех стадий развития желания. Психологи подсознательно ощущали это, видя такие состояния в отношениях между людьми.
Допустим, я – с товарищем, я – с женой, я – с ребенком, когда обучаю его чему-то: как я с ним играю и обыгрываю его, чтобы в нем возникло желание, чтобы он был за или против, понял свою ошибку. Он должен выявить все ошибочные состояния и только после этого согласиться со мной. В принципе, это естественная вещь, совсем не относящаяся к каббале.
Вопрос: Как внутрь любого произведения искусства добавить именно каббалистический налет?
Ответ: Это уже совсем другое действие, когда малхут становится кетэр, а кетэр прямого света становится малхут. Так действует обратный свет! То есть дающий с получающим меняются ролями, когда получающий изначально изворачивается так, что доказывает дающему, как, получая от него, он на самом деле дает ему. В этом вся фишка между нами и Творцом.
Иными словами, получатель, объект, цель желают каким-то образом компенсировать себя по отношению к своему Создателю.
Это существует даже в отношениях между людьми. Только всё зависит от того, какие между ними отношения, и тогда получение и отдача сугубо условны. Например, между матерью и ребенком, между товарищами, между супругами, между любыми событиями в мире, – главное, чтобы за ними стояли чувствующие, понимающие люди, находящиеся в каком-то состоянии связи друг с другом.
К примеру, мне приносят много подарков и подчас заваливают всякой ерундой. А я должен всё это принимать, благодарить, потому что даритель чувствует, что он даёт. Ему от этого приятно, ведь на самом деле он получает.
Поэтому я разыгрываю, насколько мне это нужно, насколько приятно и так далее, – то есть увеличиваю само действие во много-много раз. Подарок может стоить несколько шекелей, а я даю ощущение, как будто он стоит миллионы и что именно этого я хотел.
Мы видим, что здесь не имеет значение ни сумма, ни что-то другое, а только отношения между людьми, когда дающий чувствует себя наполняющимся, получающим, и наслаждается этим. Такое существует вокруг нас в каждый момент времени, только это очень маленькая толика получения и отдачи.
Из беседы "У меня зазвонил телефон. Тайна искусства"
Вопрос: Какое чувство в семье принимать за правду? Ведь бывают очень теплые чувства и бывает буквально ненависть. И ты не понимаешь, что является настоящим. Это так разбивает! Ты вдруг начинаешь верить в эту ненависть – что это и есть наши отношения.
Ответ: Здесь необходимо терпение и понимание, что у другого есть точно такие же ощущения, впечатления, стремления, как и у тебя. В каждом есть и то, и то – и ненависть, и любовь. Иногда они совпадают, иногда нет.
Вопрос: Насколько важно супругам делиться своими ощущениями, состояниями?
Ответ: Нет, не надо превращать это в какую-то драму. Самое главное – уяснить, что вы должны делать все гладко.
С другой стороны, нельзя накапливать в себе отрицательные эмоции. Надо обязательно разряжаться, т.е. обсуждать эти ситуации как бы в третьем лице, не держать их в себе.
Вопрос: Кто вреднее в семейной жизни: мужчина или женщина?
Ответ: Трудно сказать. У женщины больше сил противостоять мужчине. Они не в равных позициях. Она умеет крутить им. Но это дано ей для того, чтобы она смогла защищать себя. Потому что женщина – это дом, это семья, женщина – это основа.
Из ТВ программы "Мужское и женское", 05.03.2024