Мнение: В Большом энциклопедическом словаре написано, что любовь – это "устремленность на другую личность, человеческую общность или идею". Наиболее интересная широким читательским массам форма любви – это любовь между двумя биологически неродственными людьми.
Такую любовь можно характеризовать как психическое расстройство, для которого свойственна сверхценная идея в виде внимания другого человека, сопровождаемая постоянно изменённым, но нестабильным по знаку аффектом. В Международной классификации болезней в п. F63.9: "Расстройства привычек и влечений, неопределённые", любовь часто можно отнести к данному пункту.
Человек в состоянии любви бессознательно удовлетворяет целый ряд потребностей. Важно подчеркнуть, что этот ряд у разных людей может быть совершенно различен. Очевидно, стремление людей удовлетворить гедонистическую потребность, то есть потребность в получении удовольствия, которая в данном случае часто называется сексуальной.
Кроме гедонистической люди в любви удовлетворяют и многие другие потребности, прежде всего в повышении самооценки. Любят чаще всего тех людей, которые позволяют нам продемонстрировать наши достоинства – физические и психические. Легко видеть удовлетворение потребности в собственности, в обладании престижным объектом, что вызывает зависть окружающих и опять-таки повышает самооценку человека.
Потребность в лидерстве, в стремлении контролировать ситуацию лежит в основе любви зрелых женщин к молодым мужчинам, вчерашним подросткам. Часто любовь формируется и на основе противоположной потребности, потребности в подчинении, в следовании за лидером. Часто как основа любви встречается потребность в эмоциях.
Этой потребностью обусловлены многие формы поведения человека, но любовь – наиболее приятный, хотя и очень затратный способ её удовлетворения. Среди прочих потребностей, удовлетворяемых в состоянии любви, отметим потребность в стабильных социальных контактах. Заметим, что эта потребность имеется не у всех людей. Такая форма любви тесно связана с понятием "дружба".
Что касается физиологических механизмов любви, то они неизвестны. Точнее, описано множество изменений в работе различных систем организма испытуемых, которые заявляют, что в настоящий момент находятся в состоянии "романтической любви". Изменяется и активность многих отделов головного мозга, и гормональный фон, и работа сердечно-сосудистой, пищеварительной и прочих систем. Но совершенно неизвестны пусковые механизмы любви. Точнее, они являются чисто психологическими (наличие потребностей) и не подлежат изучению физиологией.
Реплика: Согласно каббале, любви нет, есть желание наполняться удовольствием. В этом не только весь человек, но и вся природа – неживая, растительная, животная. Наиболее развита часть животной природы – человек. Любовь может быть только духовная, т.е. только основанная на бескорыстном желании отдать, наполнить других. А такое свойство может возникнуть в человеке только под воздействием на него высшего света – свойства отдачи. Вызвать его воздействие на нас позволяет реализация науки каббала.
Муж и жена, при правильном взаимодействии друг с другом, могут обыгрывать любые вариации взаимоотношений и приходить всегда к хорошему результату. Что это за результат, и в чем заключается принцип такого взаимодействия?
Вопрос: Прийти к молитве - это личная работа человека или всей группы?
Ответ: Разумеется, это наша общая работа. Откуда у меня возьмутся на нее силы? Если я не сопереживаю страданиям общества, то не смогу достичь молитвы.
Иначе я буду кричать о самом себе, но на это не отвечают свыше. Я обязан передать высшему просьбу ближнего, "молитву многих". Она называется так не потому, что много людей кричат, а потому что я кричу о многих.
"Многие" - это мои собственные желания, но представляющиеся мне чужими. Я кричу, потому что хочу приблизить их, почувствовать, как самого себя, достичь любви к ближнему словно к себе, соединения.
Я кричу не о том, что им плохо, и Творец должен помочь им. Хотя это тоже молитва, и сказано, что "просящий за товарища получает первым". Но главное, что в том миг, когда я вижу их частью самого себя и соединяюсь с ними, в той же мере я соединяюсь с Творцом.
Ведь если я прошу Творца сжалиться над ними и разрешить их проблемы, то этим я обвиняю Его за то, что Он их мучает, считаю Его злым и прошу сделать для них что-то доброе. Но так я не могу обращаться к Творцу, у меня не будет с Ним соответствия свойств, если я не решаю, что Творец милостивый и милосердный.
Поэтому выверенная молитва - это не просьба сделать другим хорошо. Как я могу просить Творца сделать доброе дело, если Он и так добрый? Я прошу Его совершить в нас такое исправление, чтобы мы все прилепились к Нему. В этом и заключается молитва, больше не о чем просить.
Если я вижу что-то плохое, то это потому что существует разрыв, раскрываются силы разбиения. И это разбиение во мне, потому я и вижу реальность такой плохой. Поэтому я прошу, чтобы мы все смогли прилепиться к Творцу и доставить Ему удовольствие. Ведь мы настолько ничтожные, что даже не способны воспринять Его таким, какой Он на самом деле: добрым и несущим благо.
То есть мы не просим сделать нам хорошо, поскольку и так безусловно находимся в оптимальном состоянии. Мы просим исправить искажение нашего зрения, ощущения - для того, чтобы не обвинять Творца, словно маленькие дети, кричащие: "Мама плохая!".
Вопрос: Что же делать со своим злым началом, которое все время заявляет, что все плохо?
Ответ: Нужно стремиться подняться над своим злым началом, а не уничтожать его. Мы должны стать выше него, поскольку отдающие желания обязаны быть выше получающих. Но нельзя гасить получающие желания, иначе и отдающих тоже не будет.
Если забрать у нас наше злое начало, с чем мы останемся? Доброго начала в нас не может быть, ведь оно означает Творца, желание отдачи. Я не могу быть добрым началом - доброе начало во мне возможно лишь в том случае, если оно восседает на злом начале.
Злое начало обеспечивает мне отрыв от Творца, независимость. А доброе начало, властвующее над ним, придает мне форму Творца. Но я могу лишь просить о том, чтобы доброе начало во мне взяло власть над злым. Только высший свет может устроить это, а сам я на такое не способен. Это вообще не в моей власти.
Я могу только выяснить, что мне это необходимо. Такая возможность появляется у меня вследствие разбиения, которое создает связь между желанием насладиться и желанием отдавать. И поэтому я получаю способность анализировать, выяснять, отличать одно от другого. Высший свет начинает прояснять мне эти понятия и я вижу, что хорошо, а что плохо.
Из подготовки к уроку, 06.03.2014
Вопрос: Что если я продвигаюсь быстрее, чем моя жена?
Ответ: Неверный подход. Продвижение мужчин и женщин различается по своему характеру, по "стилю", и сравнение тут неуместно. Женщина восполняет в творении совсем не то, что мужчина.
Иногда вы можете находить общий язык, но как правило – нет. Начните вместе читать какую-нибудь статью или слушать урок – и ты увидишь, что она мыслит немного не так, как ты, словно бы обращается к теме с другой стороны, смотрит с другого ракурса. В итоге она приходит к тем же деталям восприятия, но путь, подход, анализ очень разнится.
Вы можете обсуждать вместе общие вопросы, но, вдаваясь в частности, надо учитывать текущий уровень…
Вопрос: Я вижу, что наши с ней впечатления дополняют друг друга с разных сторон. Но вместе с тем, ей приходится много времени и сил отдавать малышу…
Ответ: Таково исправление женщины. Она заботится о детях – как будто бы за счет собственного исправления и распространения. Однако в действительности ее исправление осуществляется именно так, и она обязана быть матерью.
Некоторые задаются вопросом: может быть, мне стоит отказаться от рождения детей и всю себя отдать учебе, распространению, исправлению души? Нет. Женщина должна исправлять свою душу через заботы о детях, вместе с ними, в мере времени и желания, остающегося после этого.
И потому если у нее есть возможность выйти замуж, она обязана сделать это, произвести на свет детей и ухаживать за ними, хотя без этого она, казалось бы, могла столько сделать и столько пройти по духовному пути. Могла, но это уже не путь исправления.
Вопрос: Должны ли женщины с детьми "равняться" на женщин без детей, которые больше отдают учебе и распространению?
Ответ: Нет. Если женщина с детьми по возможности участвует в учебе или другой нашей деятельности, она производит исправление в разы большее, чем женщина, "воздерживающаяся" от детей ради каббалы. Такое "воздержание" не поможет.
Мы с вами не понимаем того, что этот мир выстроен сообразно духовному. И если в него, в нашу жизнь здесь мы привносим духовность, это и несет нам исправление. Тебе не подняться на следующую, уже духовную ступень, если ты не заложил ее начало в этом мире. А потому мы должны жениться, выходить замуж, рожать детей и с этого начинать продвижение.
Казалось бы, вот здорово, если бы все мои ученики отключились от забот нашего мира и целиком отдали себя духовному. Все учатся, все ведут распространение на всех фронтах, все "при деле"… Но вместо этого они женятся, и женщины сразу почти полностью выключаются из процесса, а мужчины вынуждены содержать семью и вместе с супругами решать многочисленные проблемы.
Так вот, это и есть исправление, и никуда от него не деться. Позже вы поймете, что именно так мы выполняем работу оптимальным, наилучшим образом.
И наоборот те, кто избегает супружества, отвергают шанс на исправление. Это относится и к женщинам, и к мужчинам. Так что, если есть такая возможность, необходимо создать семью и жить с ее бременем.
Так или иначе, семья предпочтительнее чего бы то ни было, поскольку являет собой основную часть исправления мира. И неслучайно мир сегодня столкнулся с развалом института семьи – в преддверии основных исправлений.
Из урока по "Предисловию к Книге Зоар", 14.02.2014