Вопрос: Как лучше выстраивать занятие по интегральному обучению семейных пар? Насколько человек может вносить себя в этот тренинг, рассказывать о своем состоянии, или лучше ему действовать в рамках жесткой программы? Допустим, 15 минут мы входим в нужное состояние, потом 20 минут делаем упражнение. Или это можно варьировать в зависимости от желания человека?
Ответ: Нет, я бы не позволял людям распыляться. Однако, если вы хотите, чтобы они поговорили немного о чем-то личном, это можно сделать, но только в определенных рамках. В принципе, мы заинтересованы в том, чтобы они прожили всё это в себе.
Нам неинтересны продолжительные излияния человека, особенно пышные, длинные рассказы. Один может долго, красиво говорить, а другой не может сказать больше двух фраз, хотя переживает не меньше остальных. Так что, я бы этого не делал. Нам нужно, чтобы люди пришли к состоянию совместного анализа вопроса, дополняя друг друга в ответах и даже в понимании самого вопроса.
Сначала люди в круге должны выяснить тему. Допустим, мы задаем им какой-то вопрос, и они начинают его повторять, причем каждый в своем стиле, и вы увидите, как этот вопрос трансформируется, превращается в нечто абсолютно новое, другое.
Пусть люди это поймут, почувствуют и все воспримут один и тот же вопрос в десяти разных ипостасях. После этого мы повторяем тот же вопрос, и они начинают его обсуждение. Далее...
Я всегда требую, чтобы обсуждение были очень конкретным. Пусть оно начнется через две-три минуты, чтобы первый отвечающий мог немного переварить вопрос и продумать ответ. Дайте ему две минуты на разгон, ведь у остальных есть время подумать, а у него – нет. Но это должно быть максимально краткое резюме своих ощущений – не мыслей, а чувств.
После того, как все дополнили друг друга, мы можем попросить их прийти к какому-то общему мнению, потому что в первом прогоне каждый выразил свое понимание вопроса, потом своё понимание ответа, а теперь нужно сформулировать один единый вопрос и дать на него один единый ответ. Можем мы это сделать или нет?
Вопрос: Вы рекомендуете так поступать с каждым вопросом?
Ответ: Нет, мы даем им это как пример. А в принципе, мы просто задаем вопрос, и даже не имеет значения, какой у людей ответ – главное, чтобы он был отработан.
Но зато на каждом предыдущем вопросе мы строим свой следующий вопрос. И если люди нашли на него правильный ответ, то дальше идут правильно.
Из ТВ программы "Сквозь время", 21.09.2013
Предыдущие сообщения на эту тему:
Площадка для выяснения взаимоотношений в семье
Учимся на примерах
Семинар - ядро интегральной методики
Тема : Воспитание, дети, Мужчина и женщина, Распространение методики
Комментировать