Вопрос: Допустим, супружеские пары решили пройти наш курс интегральной методики. Пары самые разные, некоторые недавно поженились, другие состоят в браке уже 20-30 лет. У одних есть дети, у других еще нет. Одни переживают конфликт, а другие просто хотят улучшить свои взаимоотношения. Все они словно вступают в луна-парк и видят на входе карту маршрута. На ней отмечена исходная точка, в которой они находятся, точка финиша и все "аттракционы" на пути. Что же это за путь?
Ответ: Прежде всего, надо понять, что супружество – суть источник объединения людей и всего человеческого общества. Адам и Ева – это, своего рода, прототипы, они олицетворяют базис, основу человечества. И если мы начнем оздоровление именно с этой основы, то обеспечим всеобщее исправление. Ведь на самом деле речь идет не о том, чтобы просто улучшить чью-то семейную жизнь.
Если мы поймем методику, по которой супружеская пара исправляет себя, то поймем и то, как может исправить себя весь мир. Несмотря на экономические проблемы, на различия культур и воспитания, в конечном счете, всё начинается, произрастает из взаимоотношений между супругами – и там же заканчивается.
Здесь надо осознать также, что современный кризис, охвативший экономику, финансы, психологию, культуру, воспитание и прочие сферы, проистекает из того же кризиса семьи. Казалось бы, институт семьи далек от многих нынешних проблем, однако эгоизм, затягивающий супругов в борьбу, в противостояние, не останавливается "на достигнутом", но изливается и распространяется на всё остальное. Это фундаментальный и самый важный момент.
Здесь, разумеется, встает вопрос: как же устраивалась семейная жизнь в прошлые времена?
Раньше эгоизм еще не был настолько развит, как сегодня. А кроме того, социальные догмы оказывали сильнейшее давление на всех: "Разве можно не вступать в брак? Разве можно разводиться? Разве можно не беречь семью?" К тому же, люди понимали, что жить в одиночку очень тяжело, – тогда как сегодня, как раз наоборот, жить одному иногда намного легче. Даже мать может вырастить детей без отца благодаря социальной поддержке. А главное – это наш эгоизм, которому трудно вынести, когда еще кто-то давит на него, когда еще с кем-то необходимо считаться.
И потому, прежде всего, мы должны ответить на вопрос: "Почему оно того стоит?" Ответить посредством общественного мнения, которое необходимо сформировать. Оно не может оставаться таким, как сейчас. Только если окружение будет поощрять правильную, благоустроенную супружескую жизнь, у партнеров появятся силы, чтобы продолжить совместный путь и выстроить правильную семью.
Но есть и другая сторона. Возможно, нам удастся обрисовать им замечательную картину, однако обоюдная работа над эгоизмом все-таки непроста. Работа эта тесно связана с окружением: вместе с ним они должны развивать верную связь. Нельзя изолировать пару от внешнего мира, вывезти ее на "необитаемый остров" и научить счастливой жизни. Там супруги перегрызутся между собой еще быстрее, чем в большом городе.
А значит, первоочередная задача – это подготовка окружения: допустим, еще несколько пар, близких по духу. Вместе они составляют группу и приступают к работе, по ходу которой каждая пара чувствует, как над ней работают пять других. Они поддерживают и подбадривают друг друга, они проводят обсуждения, они объясняют друг другу различные вещи, успокаивают друг друга – одним словом, создают атмосферу совместного продвижения к лучшей жизни. Надо заранее выстроить всё так, чтобы они приняли эти рамки, чтобы согласились сблизиться, обязаться в чем-то друг перед другом, познакомиться и стать хорошими друзьями, а не случайной компанией, собравшейся на групповую терапию. Такой вариант тоже возможен, но лучше организовать настоящую поддержку окружения: родных и близких, коллег по работе и т.д. Чем шире эта поддержка, тем больше будет пользы – ведь этот фактор воздействует на человека сильнее всего остального.
А кроме того, мы должны обрисовать людям выгоду – доброе будущее. Ведь речь идет об эгоистах, которые хотят знать, в чем польза совместной жизни. Если супруги – как "пара голубков", то и проблем не возникает. Но мы говорим о людях, уже вставших перед вопросом: "Для чего? Почему? А стоит ли? Сколько нервов это потребует? Сколько времени будет потрачено? А может быть, это невыгодно с финансовой точки зрения?.." И здесь необходимо очертить то хорошее, ту выгоду, которая их ждет.
Выгода может затрагивать материальный аспект, здоровье, детей, если они есть, и т.д. В любом случае, необходимо разработать систему поддержки. Если речь идет о супругах с большим опытом совместной жизни, то они уже знают слабости и привычки друг друга. Они уже свыклись с ситуацией – до такой степени, что им даже недостает тех малых неудобств которые один доставляет другому. Для них это стало своего рода "подслащением". Ведь небольшие трения – это тоже связь, без них человек не чувствует партнера подле себя. А когда партнер рядом, это входит в привычку, становится второй натурой. И потому так трудно переживается разлука с умершим супругом после многих лет, проведенных вместе.
Особенно это относится к мужчинам – ведь жена для них подсознательно ассоциируется с матерью. Вообще, женщина оказывает мужчине намного бóльшую душевную поддержку, и он зависит от нее намного больше, чем мы привыкли думать, и больше, чем она зависит от него. Зависимость женщины выражается скорее экономически, тогда как мужчина зависит от нее именно душевно. И потому, словно маленький ребенок, он тяжело переносит потерю супруги. Для пар, проживших вместе 30-40-50 лет, это поистине трагическая ситуация.
С другой стороны молодые пары, а также супруги с 10-15-летним стажем сталкиваются с иными проблемами. И здесь всё, конечно же, зависит от подготовки и от воспитания. Супругам надо понять, насколько они, сами того не сознавая, зависят друг от друга. Посредством семинаров и обсуждений надо развивать между ними эту чувственную, эмоциональную составляющую. Пускай несколько пар говорят о том, как они привыкли к этому, как трудно им без "демонстрации" проблем со стороны партнера. Ведь это тоже поддержка, пускай отрицательная, и она создает границы, рамки для семейной жизни – так что каждый знает: "Я действительно живу в семье. Да, я плачу за это определенную цену. Но без этой череды позитивов и негативов я просто исчезаю, пропадаю, остаюсь в вакууме – и мне плохо". Надо развивать в людях чувство, и тогда они поймут, что человек просто неспособен быть один, что семейная жизнь с соблюдением ее норм, с ее рамками и обязательствами придает ему такие переживания и ощущения от собственных запросов и собственной нужности, которые утверждают его в жизни. Благодаря им он нащупывает свое подлинное Я, свою основу, свою "ячейку".
И потому здесь нужна работа психолога, который, при поддержке самих пар, управляет их взаимным воздействием на семинаре, обеспечивает индивидуальный уход и развивает в каждом осознание необходимости семейных рамок со всем их позитивом и негативом. Ведь не может быть одного без другого. Человек думает, что можно поддерживать исключительно положительные, образцовые отношения, однако мы устроены иначе, мы не можем выстраивать взаимоотношения односторонним образом – они всегда состоят из двух видов связи. И "отрицательная" сторона тут даже важнее "положительной".
Ведь мы и сами видим, что идеальные взаимоотношения требуют немножко "соли и перца" – иначе ощущение связи остается неполноценным. И здесь нужно освободить людей от многочисленных иллюзий. Они полагают, что можно жить в сплошной любви и радости, – а на деле такого не бывает. Сказано: "все преступления покроет любовь". Не может быть радости, если в основе ее не заложено нечто горькое, едкое. Это отображено и в искусстве: в музыке, в живописи… Во всем, что мы делаем, присутствуют две силы. И потому надо выработать в супругах более зрелое осмысление принципов совместной жизни, серьезное, взрослое понимание необходимости сочетания двух сил, между которыми, в средней линии, и кроется совершенство.
Человек должен учиться совмещать две линии: правую и левую, поскольку они не могут существовать друг без друга и требуют правильной интеграции. Не может быть радости без невзгод – они тоже необходимы. Если всё бело или розово – это совсем не здорово. Даже наши органы чувств не принимают однотонности. Напротив, мы всегда "танцуем" между двумя крайними точками.
Если супруги сознают это благодаря специальным упражнениям, то, в конечном счете, мы учим их тому, как выдерживать правильное сочетание противоположностей. Вся наша жизнь протекает между ними, и это нормально – иначе вообще невозможно ощущать жизнь.
Итак, мы знаем друг друга, знаем слабости и требования партнера, знаем границы, в которых можно "играть" и "притрагиваться" к нему. Чтобы почувствовать себя вместе, мы должны немного "вдаваться" друг в друга, не задевая больно, а именно соприкасаясь. Это настоящее искусство.
Казалось бы, для чего человеку это нужно? Однако он должен увидеть в этом своего рода вызов, "креатив" – подобно тому, что мы находим в музыке или живописи. Человек творит и тем самым утверждает себя в большом мировом пространстве как некую "формацию", "клетку", ложащуюся в основу его дальнейшей жизни. Более того, теперь он сможет не просто жить, а формировать себя и отстраиваться. Эта правильная "мизансцена", когда партнеры стоят друг перед другом и помогают друг другу, создает благоприятную ситуацию, придающую человеку устойчивое отношение к жизни. Говоря иначе, тем самым я формирую себя и выхожу из своей "клетки" навстречу миру.
Именно благодаря партнеру я утверждаюсь и создаю более широкую связь с миром, с окружением, с работой и всем прочим. Модель взаимоотношений, которые мы выстраиваем с партнером, необходимо перенести в более-менее сходном виде на мои отношения с каждым человеком в мире. Разумеется, там всё иначе, там другие выигрыши и убытки, другие расчеты на соприкасания и "взаимные вхождения", однако я уже научился этому в семье, и полученный опыт вооружает меня целой наукой отношений к чему бы то ни было в мире, и в особенности к людям. С одной стороны, я понимаю их, с другой, сам испытываю бóльшую уверенность – и тогда начинаю с ними то же "танго", которое мы танцуем в семье. Ведь у меня уже есть для этого сформированные "лекала", инструменты.
Человек, умеющий в семье правильно "вести мелодию" со всеми ее подъемами и падениями, способен делать это и в других сферах жизни. И потому во многих случаях мы можем начинать как раз с внешних проблем: "Что происходит у тебя на работе? Как ты ладишь с чужими людьми? Каковы твои отношения с родителями? Умеешь ли ты находить общий язык с окружающими? Если нет – давай учиться этому в семейной жизни. Отсюда ты поймешь, как охватить другие сферы, и увидишь, как здорово всё получается".
Таким может быть один из стимулов, один из плюсов, с которыми человек согласится.
А кроме того, надо объяснять парам, что если человек не умеет организовывать себя дома, в семье, то конечно же, он не сможет выстраивать связь и с другими людьми. Это относится к работникам сферы услуг, к торговым агентам, организаторам разного рода. Без соответствующих навыков человек, возможно, добьется кратковременных успехов, но не на почве хороших взаимоотношений с другими, а путем давления на них, запугивания и прочих силовых методов. Он не сможет работать с ними, верно сочетая позитив и негатив, как должен работать с супругом.
Исключение составляют некоторые ученые, а в особенности, люди творческих профессий, которые, по роду деятельности, обитают в своем "пространстве" и, как правило, заставляют страдать партнера.
Итак, мы должны постоянно подчеркивать, что если мы правильно выстраиваем себя, если обучаемся искусству совместной жизни с супругом, то обретаем две "вожжи", с помощью которых можем управлять всеми своими отношениями в любом окружении, будь то работа, родственники, друзья и т.д. Тогда мы умеем выстраивать, перестраивать наши взаимоотношения и управлять ими на любом уровне, вплоть до максимальных масштабов социума. Иначе и быть не может, ведь так мы устроены. Это началось еще с Адама и Евы и продолжилось до большого человеческого общества, которому они, аллегорически выражаясь, положили начало.
Отсюда понятно, как проводить семинары между супругами. Прежде всего, надо понять слабости, проанализировать, подытожить и упорядочить их – лично, ясно и открыто, объективно и субъективно. Объективный аспект – это типы людей, их характер, их "знак удачи", характерное поведение и т.д. Надо приводить в пример их родителей – ведь модели, увиденные в детстве, люди непременно сохраняют на всю оставшуюся жизнь. В целом же, надо побольше говорить, обсуждать, выстраивая всё так, чтобы каждому был ясен образ супруга – в мере того, насколько он способен удержать этот образ внутри. Человек должен понимать: "Не просто так я сержусь, люблю и ненавижу". Он должен объективно смотреть на образ партнера и сознавать, как оба они вступают во взаимосвязь и взаимопонимание. Причем связь всегда такова: что выделяется у одного, то "погружается" в другого. Супруги должны знать, где уступать друг другу, поскольку без взаимных уступок связь невозможна. Им надо четко понимать, какие струны взаимоотношений можно привлекать к делу и до какой степени. Это настоящее "танго" в обнимку – слаженные движения в такт, позволяющие танцорам почувствовать, что они вместе и едины.
На семинарах пары разбираются в своих слабостях и проблемах. Слабость – это возможность уступки, а проблема – отказ от уступки, которая кажется чересчур большой. Надо развивать в супругах ощущение взаимозависимости, что намного легче при наличии детей. Значит, надо присоединять и их, а также друзей и близких.
Кроме того, каждый семинар надо подытоживать и "венчать" чем-то вроде домашнего задания по изменению отношений с близкими, с коллегами на работе, с соседями, в магазине и т.д. Где бы я ни встречался с людьми, пускай на пару мгновений, – надо подумать, как мне повернуть себя и их лицом друг к другу, чтобы водворить между нами дружелюбие, сопричастность, объединение, хотя бы временную общность чувств на полминуты и даже на полсекунды. Раз уж я научился чему-то во взаимоотношениях с партнером, то проверяю свои возможности в других кругах. Я пытаюсь общаться с людьми в том же духе, понимать их в том же ключе. Благодаря этому, когда каждый из нас ведет такую игру, мы уже меняем общество.
Пары приводят примеры смены отношений на работе, с близкими, соседями и т.д. – и на этой основе, учитывая их проблемы и вопросы, также ведутся упражнения и семинары.
Главное, чтобы человек никогда не возвращался к своему поверхностному взгляду, к категорическому неприятию перемен в себе. Ему постоянно надо смотреть на семейную жизнь, на друзей, на мир, с позиций новой модели. Мы все время должны взращивать в человеке осознание важности, осознание выгоды – личной и общей.
Вот каким должен быть наш курс. И цель его – дать человеку почувствовать, что он может быть очень эффективно и креативно связан со всем своим окружением и даже со всем миром. Он ощутит мир перед собой – как супругу или супруга. Ведь повсюду мы видим более-менее сходные эгоистические рамки. Весь мир подобен одному человеку – и я начинаю видеть в нем слабости, проблемы, возможности и ограничения для соприкосновений и проникновений…
При этом я формирую правильный "философский" взгляд на мир. Я уже не злюсь и не обвиняю просто так – я понимаю, что такова природа, которая проявляется и в слабостях, и в достоинствах. В итоге я вернее принимаю мир. Отношение это я могу перенести и на детей – так чтобы быть взрослым, сведущим и умным не по определению, а на деле, давая им ощутить это. Я буду по-настоящему понимать и чувствовать их – а значит, и им будет легче со мной.
Опять-таки, исключение составляют лишь несколько особых случаев, относящихся к духовной, либо к иной творческой деятельности, будь то живопись, музыка и прочие сферы, требующие от людей постоянного, особенного саморазвития. Для них мы должны организовывать дополнительную поддержку окружения, чтобы они тоже могли танцевать это "танго" с супругами и с более широким кругом.
Таким образом, на примере своей семейной жизни человек научится правильно воспринимать весь мир и будет излучать зрелое, рациональное, сбалансированное отношение на других.
В принципе, семью можно представить в виде диполя, в котором "плюс" и "минус", или "Адам" и "Ева", формируют свои границы, понимая, в каких пределах можно устанавливать взаимосвязь, в каких случаях и как соприкасаться друг с другом. Их негатив (черный цвет на рисунке) покрыт позитивом (красный цвет) – не может быть одного без другого, ни в их совместной системе, ни в каждом по отдельности. Семья – это малая, фундаментальная модель мира, и потому, если они умеют уживаться между собой, то чувствуют друг друга, и эта ячейка присутствует в обоих. Иначе говоря, они выходят в такое состояние, когда каждый содержит в себе другого, в каждом есть плюс и минус. И соответственно, оба они знают, как правильно налаживать связь с большим внешним миром (зеленый цвет), ощущая в нем те же два полюса.
Так два человека, научившиеся ладить друг с другом, становятся необходимыми для мира элементами. Теперь, подобно хорошему психологу, они могут управлять своим окружением, создавая всё более широкие круги, проявляющие к ним такое же отношение.
И это не манипуляция. Ведь на самом деле каждый из нас подсознательно формирует себе окружение – здесь же это происходит осознанно. По сути, речь идет о правильном воспитании, благодаря которому люди почувствуют, что им недостает супруга как настоящего спутника жизни. Когда окружение сочетает и применяет в себе две силы вместе, позитивную и негативную, это вызывает в каждом отклик – ощущение внутренней пустоты, недостатка в паре. Так бывает всегда: если в окружении действуют силы, более сбалансированные, чем во мне, тогда оно воздействует на меня, я ощущаю потребность в этом и сразу пускаюсь в поиск: кто поможет мне создать такой же внутренний баланс и уравновеситься с окружающими?
Тем самым мы можем решить проблему не только семейной, но и холостой жизни.
Вопрос: Человек предпочитает заранее знать, чтó ждет его за углом. Можем ли мы заранее начертить и проиллюстрировать для него тот маршрут, который ему предстоит пройти на наших курсах?
Ответ: Думаю, нам не надо готовить человека к каким-то маршрутам. Вместо этого нам надо придать ему силы, разум и чувство, развитые настолько, чтобы ему вообще не пришлось идти неким тернистым путем. Он сразу же приступит к "игровой симуляции", вместо того чтобы проходить трудные ситуации в настоящей жизни. Благодаря этой игре он обретет внутреннее равновесие и изменится так, что ему уже не надо будет думать о сюрпризах, подстерегающих за углом.
Мы не готовим человека к сражению, а изначально формируем в нем верные шаблоны понимания и ощущения, чтобы проблемы, казавшиеся огромной волной цунами, он воспринимал просто и спокойно – а иначе говоря, чтобы это было для него уже не цунами, а обычное волнение на море. Вот что такое воспитание. Оно заключается не просто в передаче знаний. Воспитание – это когда мы создаем в человеке верные модели восприятия, понимания и сдерживания, чтобы "раскаты" человеческих взаимоотношений стали для него прекрасной мелодией, которая как раз и придает ощущение жизни.
Всё зависит от воспитания, от семинаров, через которые он пройдет. Их задача – выстроить его так, чтобы он не страшился в ожидании ударов судьбы. Оба супруга участвуют в совместной работе вместе с несколькими другими парами, и всё в их руках – они сами создают свои семейные ячейки. Им заранее надо проявить предстоящие состояния как ожидаемые и желательные, а не внезапные и трагические.
Повторяю: наша цель не в том, чтобы подготовить людей к бедам и ударам. Семинары – это не "боксерские тренировки", они формируют в супругах верное понимание, ощущение, верную жизненную философию, меняют их свойства, их восприятие жизни. Тогда, что бы ни случилось, что бы ни пришло, они будут не просто готовы к этому – более того, это не станет для них чем-то исключительным, непреодолимым, не поставит под угрозу семью. Раз уж накатывают волны, которые, в принципе, могут разрушить ее, то на семинарах надо проводить всевозможные упражнения и приучать людей к внешним формам, угрожающим их сосуществованию. Тогда в случае реальной опасности они уже знают, чтó делать, они говорят о ней, обсуждают, здраво оценивают ее, видят ущерб и пользу от различных вариантов, понимают, как справиться с ситуацией.
Всё базируется на упражнениях, на тренировке. Прежде всего, я должен представить себе образ окружения, перед которым собираюсь "танцевать", с которым хочу вступить в более глубокий, успешный и близкий контакт. Мне нужно хоть в чем-то понять это окружение, изучить его характер. Точно так же я изучаю своего партнера: прежде всего, мне надо знать, к чему можно прикасаться и до какой степени, что он любит, а что ненавидит, что и как видит во мне… И с окружением – примерно то же самое. Тогда, определившись с тем, что мне известно и что нет, я могу и дальше зондировать почву. Так строятся отношения – с женой, с мужем, с обществом.
Возможно, стоит составить анкету, которая отразит текущую связь человека с различными видами окружения: близкие и далекие, друзья и коллеги… Благодаря этой анкете человек поймет для себя, на кого он смотрит внимательно, на кого – краем глаза, а кого в упор не замечает. Это подстегнет его к тому, чтобы заново составить знакомство с окружающими. Возможно, до сих пор он не обращал внимания на сослуживцев и лишь обменивался с ними казенными репликами. Теперь же анкета побудит его к поиску, к "прощупыванию".
В ней будут, например, такие графы: количество коллег, количество мужчин и женщин, кто из них в браке, а кто холост, какого они возраста, кто из них выделяется – в лучшую и в худшую сторону, своей властностью или слабостью… Человек рисует для себя общую картину всех сотрудников, представляет их как единый блок и начинает выявлять, из чего этот блок состоит. Разумеется, он не пустится в пляс перед своим начальником – просто он хочет войти в интеракцию с окружением на работе и для этого должен познакомиться с ним, как с партнером по танго.
Представь: я изучаю своих коллег согласно анкете, устремляюсь к более тесному контакту, к взаимосвязи и взаимопониманию, которое позволит нам восполнять друг друга, так чтобы они нуждались во мне, а я (как это ни удивительно) – в них. Мне захочется подключиться к ним внутренне, чувственно, чтобы и они тоже поняли и почувствовали меня. А в итоге собирательный образ окружения примет меня в свой круг как желанного и даже необходимого партнера. Вот какое ощущение надо развивать в сослуживцах – и это сразу же потянет их вперед. Они и сами по-новому взглянут на меня, как будто мы не проработали вместе несколько лет. Ведь никогда еще мы не создавали такую связь между собой. Это уже не просто "здравствуй – до свидания", "как дела" и сигареты со стандартными разговорами во время перерыва. Таких рамок недостаточно для взаимоотношений с женой, а на самом деле их недостаточно ни в каких взаимоотношениях. И потому надо искать способы: как поворачивать своих коллег лицом к лицу и поворачиваться вместе с ними, словно в общем танце.
И учится человек этому параллельно с курсом семейной жизни. Вот почему я сразу сказал: кто не умеет налаживать отношения в семье, тот не умеет налаживать их и в обществе. Ведь всюду действует один и тот же принцип диполя, плюса и минуса – только в разных масштабах. Так и выстраивается общая программа исправления взаимоотношений человека: начиная с его маленькой семьи – и до большой семьи всего мира.
Из 39-й беседы о новой жизни, 25.07.2012