Музыка Бааль Сулама
Вопрос: Бааль Сулам постиг все ступени и написал много мелодий.
Можно сказать, что мелодии духовных миров неизменны, и каждый, постигающий духовное, может воспроизводить эти мелодии неосознанно, как бы из внутренней духовной памяти?
Ответ: Это очень высокий уровень, когда человек, достигающий определенную духовную ступень, начинает слышать мотив, который исходит из этой ступени.
Из урока на тему "Музыка, мелодия и пение в науке каббала", 09.09.2024
Вопрос: Страдивари жил 92 года, создал 600 скрипок. А последние годы создавал скрипки, у которых есть имена, истории.
Новейшие технологии не могут даже приблизиться к звуку скрипки Страдивари. Международная ассоциация скрипичных мастеров много раз пыталась раскрыть секрет мастера, и так они ни к чему не пришли. Есть всякие логические объяснения: дерево было другое, времена другие, всё, что хотите.
Скажите, пожалуйста, в чем секрет таких мастеров – скрипки Страдивари?
Ответ: Мы должны сначала понять, что происходит у нас в ухе, почему именно и чем можно вызвать такую реакцию, как от его струн.
Вопрос: То есть как эти звуки могут так зайти в нас. Но есть в этом секрет?
Ответ: Секрет есть. Но я думаю, что даже Страдивари сам не знал о нем, он просто работал так. А секрет заключается в особом сочетании звуков, которые воздействуют на сердце. Здесь надо подумать о том, чтобы сначала отзывалось сердце, а потом слышало ухо. Вот это самое главное, и этого не знает никто. Этой внутренней механики Страдивари тоже не знал.
Вопрос: То есть он был больше как исполнитель какой-то воли?
Ответ: Его руками и вообще им двигало внутреннее чутье.
Вопрос: А там без Творца не обошлось?
Ответ: Нет, конечно, никак.
Вопрос: То есть берется такой простой человек, о котором мы потом много говорим. А на самом деле берется этот человек, и через него проводится такой секрет. Этот секрет – он для всего подходит, не только для скрипки, не только для виолончели?
Ответ: Да. Любой, не только музыкальный инструмент. Звук должен пройти не в ухо, а в сердце, и только потом через ухо он выходит.
Вопрос: Он выходит из уха?
Ответ: Да.
Вопрос: То есть я слышу не ушами?
Ответ: Нет, сердцем.
Вопрос: А слово обладает таким качеством, как, вы сейчас говорите, звук?
Ответ: Конечно. Слово именно так и воспроизводится.
Вопрос: То есть надо находить такое слово, которое проникает в сердце и только потом слышится. Правильно?
Ответ: Да.
Вопрос: Есть такие слова вообще?
Ответ: Есть.
Вопрос: А как бы в нашей науке найти такие слова? Все-таки мы изучаем такую науку, которая не любопытство, не знание. И как найти такие слова, которые проникнут в сердце?
Ответ: Это очень просто. Я спросил об этом у своего учителя Рабаша. Он сказал: "Ты же слышал, что говорится в молитве "Шма"? Шма, Михаэль". Я удивился: "А почему "Михаэль", если это молитва "Слушай, Израиль"?
Потому что "Исраэль" – это общее название. А на самом деле каждое имя ты можешь подставить туда.
Вопрос: Это и есть обращение к сердцу: "Слушай, Михаэль"?
Ответ: Да.
Вопрос: Молитва "Шма" считается одной из самых высоких молитв?
Ответ: Конечно.
Вопрос: Мы сейчас дошли до того, что молитва сначала слышится именно сердцем?
Ответ: Да. И только потом ухом или вообще слышится.
Реплика: Вы все время говорите, что молитва простого человека, – она выше молитв, составленных мудрецами, каббалистами.
Ответ: Да, потому что это он чувствует. У него происходит внутреннее резонирование его сердца с высшим словом. И потому это самое высокое обращение к Творцу.
Вопрос: То есть когда человек вот так чувственно произносит, он слышит сначала сверху?
Ответ: Да.
Вопрос: Это не в нем рождается?
Ответ: Нет, конечно.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 01.12.2022
Секрет необычайного звучания скрипок Страдивари не разгадан до сих пор. Потому что слышим мы не ушами.
Вопрос: Когда мы все вместе поем, человек словно входит в общую волну. Он на самом деле включается в небольшое объединение с другими или это просто нам кажется?
Ответ: Дело в том, что нашим общим желанием вызывается окружающий свет, который дает определенную подсветку, и люди чувствуют, что при этом находятся в каком-то облаке.
Кроме того, серьезными взаимными усилиями можно вызвать даже проявление Высшего мира, и тогда у людей действительно появляется явное ощущение происходящего, но только на определенное время. А потом, если у них нет возможности постоянно находиться в этом состоянии, оно уходит.
Это не так, как в нашем мире: что-то поймал и силой держу. Ощущение духовного я могу удержать только своими качествами. Если у меня есть качества Высшего мира, тогда во мне существует это ощущение. А людям кажется, что они могут удержать его силой: "Вот я сейчас напрягусь, присяду, подпрыгну и полечу".
У нас таких "полетов" не бывает. Надо очень серьезно работать над тем, чтобы подняться и удержаться несмотря на то, что в тебе постоянно возникают всевозможные обратные желания.
Исходя из этого и надо смотреть. Есть люди, которые просто сидят, закрыв глаза, и пытаются поймать какое-то особое настроение. Есть, которые больше это чувствуют. Есть такие, которые уже входят в это состояние, но временно. А есть те, кто находятся в нем постоянно.
Но когда группа собирается вместе и вместе устремляется к определенному духовному проявлению в себе через объединение, тогда у них получается соответствующий подъем. А затем, когда этот подъем проходит, некоторые спускаются с того состояния на более низкий, но духовный уровень, а некоторые спускаются и проходят через махсом обратно на земной уровень. На разных подуровнях, каждый на своем.
Вопрос: Но именно пение, длинные, тянущиеся песни, которые мы поем на трапезах или собраниях товарищей, вводят человека в разные состояния? Это на самом деле работает в человеке?
Ответ: Только в одном случае: объединяются люди – работает, не объединяются – не работает. А петь можешь, что хочешь. Главное, чтобы тебе это помогало объединяться, поддерживало. Ничего сверхъестественного, мистического в этом пении нет.
Реплика: Здесь даже не мистика, а именно ощущение, когда как бы отменяются частные состояния.
Ответ: Это потому что люди так думают, поскольку пытаются соединить свои ощущения с той музыкой, от кого она произошла.
Когда-то этим пользовались каббалисты, поэтому в духовном мире, естественно, эти звуки существуют. Как у Мюнхгаузена – замерзли и потом играют. В духовном мире все это происходит постоянно. Если этим пользовались великие каббалисты, то и мы подключаемся к ним с помощью этих звуков.
Но это не мистика. Мы возбуждаем то поле, которое они когда-то возбуждали. В принципе, нет "когда-то". В духовном ничего не исчезает.
Вопрос: Может ли человек выйти в духовное через каббалистическое пение?
Ответ: Нет. Каббалистическое пение может на него немножко подействовать, растрогать, приподнять. Он почувствует, что есть, наверное, в этом что-то притягивающее. Но не более того.
Из беседы "У меня зазвонил телефон. Магия совместного пения"
Мелодии Бааль Сулама наполнены духовным смыслом. Неважно, в каком стиле они написаны, поскольку он вложил в них духовное содержание. А если бы это был не Бааль Сулам, то те же самые ноты уже не воспринимались бы так. Ничего в самих нотах и в их сочетании нет, а есть именно то, что он вложил.
Я думаю, передать это слушателям невозможно.
Вопрос: Вы объясняли, что есть музыка – ультралевая линия, есть музыка – правая линия, а Бааль Сулам все-таки как-то это совмещал?
Ответ: Еще раз повторяю, это очень тяжело передать человеку. Практически невозможно. Речь идет о внутренних ощущениях. Человек, находящийся в духовном, чувствует, что в этой музыке есть особые силы, которые специально вложены туда автором.
Вопрос: Музыканты, играющие мелодии Бааль Сулама, говорят: “Это музыка, которая передает духовное”. Насколько их исполнение передает духовную информацию?
Ответ: Я не думаю, что их исполнение что-то передает. Я считаю, что эта мелодия должна быть такой же простой, не вычурной, хотя любая мелодия в течение поколений должна менять свой формат, потому что души-то уже другие. Но все равно нам надо играть просто, ясно, желательно максимально близко к тому, как было задумано автором.
Когда музыку Бааль Сулама исполняют в стиле рэпа, я ее не чувствую. Я слышу, что это Бааль Сулам, но глубины в ней, конечно, нет.
Меня радует, что его мелодии переиначивают с любовью, хотят сделать ближе современной публике, хотят привлечь этим публику к нему. Я понимаю эти попытки. Хорошие попытки, добрые. Но лично для меня они... Не потому что я старый аксакал, но все-таки Бааль Сулам мыслил в другом темпе, в другом клавире.
Вопрос: А может ли от ваших учеников идти мелодия, которая будет нести внутреннее переживание?
Ответ: Откуда? Только если эти ученики находятся в духовном постижении, т.е. соединены между собой так, что между ними раскрывается Творец. И об этом они поют.
Вопрос: Выходит, все, что исходит от людей, которые еще не находятся в духовном постижении, сугубо эгоистическое?
Ответ: Конечно! Люди все воспринимают из эгоизма, пока не проходят внутрь, в духовное ощущение. Ведь все начинается извне духовного мира.
Я не думаю, что мелодии Бааль Сулама могут трогать посторонних людей. Они ничего им не говорят. Это закон природы, в котором все измеряется мерой подобия.
Из беседы "У меня зазвонил телефон. Мелодии духовного постижения"
Вопрос: Камерный нью-йоркский оркестр "Орфеус" исполняет классическую музыку. В чем он уникален? После каждого музыкального отрывка музыканты меняются местами. То есть скрипач с центрального места переходит назад, уступая место другому скрипачу. И так все музыканты.
Этот оркестр не верит в иерархию, в бессменные места и роли. И кроме всего прочего оркестр работает без дирижера. Это их принципиальный взгляд на лидерство. 34 участника "Орфеус" считают друг друга равными. Все получают одинаковую оплату за каждый концерт, имеют право голоса во всех творческих решениях. Существуют они 50 лет, записали 70 альбомов, получили массу наград и процветают.
Как вам это?
Ответ: Это действительно уникально, против природы. Потому что, в принципе, дирижер – это высшая сила, высшая мысль, глава оркестра. Он их объединяет, соединяет, он претворяет в них свою волю.
Как они это все делают без него, я не знаю. Даже не на репетициях, нигде. Не просто хотят показать, что они без дирижера играют.
Только ноты. Наверное, они сидят, разбирают между собой всё, что происходит, в партитурах копаются.
Реплика: Но у человека, по природе своей – есть его "я", есть его лидерство, есть его подавление других. Это основа – эгоизм человеческий.
Ответ: Да, тут тоже эгоизм, только все-таки непонятно, как это может быть без дирижера.
Они же все время смотрят на него. Он же всех их обобщает, объединяет, координирует. Как они могут без этого работать?
Вопрос: Скажите, пожалуйста, в идеале исполнение музыки, вы говорите, возможно только с этой силой, так скажем, с дирижером, который все это дело упорядочивает? А если его все-таки изъять?
Ответ: Я не представляю. Невозможно представить себе никакого коллектива, собранного из отдельных маленьких эгоистов, у которых не было бы дирижера. Начальника, руководителя, то есть высшей воли, которая бы ими руководила.
Как же они это чувствуют? Они, конечно, больше чувствуют друг друга, себя, делают какие-то внутренние исправления, движения, но, конечно, это очень трудно. Мне было бы интересно с ними поговорить.
Реплика: Если это есть, то что их объединяет? Скажите, пожалуйста – в идеале.
Ответ: Что каждый из них должен быть в чем-то дирижером. И через свои внутренние желания, внутренние биения сердца они хотят соединиться и таким образом совместно руководить собой. Это очень большая работа, это очень непросто. Должен быть контакт сердец!
Я даже не могу сообразить. Музыканты? Они каждый, в общем-то, в себе…
Даже если они хотят совместить себя, как они совмещают? Как они работают в унисон? Как вот эти метрономы?
Вопрос: То есть вы говорите, что они должны все время смотреть в какую-то одну точку?
Ответ: Дирижер – это всё.
Вопрос: Предположим, что они так и есть, куда они смотрят?
Ответ: Только на внутренние ощущения друг друга. Так я думаю.
Реплика: Когда-то вы сказали, что все композиторы-классики, и даже Бах, были далеки от духовного. В любом случае, их музыку нельзя считать духовной.
Ответ: Их музыка не духовная, потому что исходит не из ощущения противоположных свойств – получения и отдачи, а идет только в одном свойстве получения и в одном эгоистическом ключе. Все знаменитые композиторы, художники, скульпторы работали только в этом направлении. Кроме нескольких каббалистических сочинений, все остальные чисто эгоистические.
Но все равно их музыка показывала стремление человека к духовному подъему. И это чувствуется по их направлению. В этом огромная разница между музыкой, которая все-таки устремлена к поиску души и высшего, и, например, итальянской музыкой или музыкой Чайковского. Их музыка мягкая, хорошая, нежная, но она не разрывает тебя, чтобы выпустить душу в полет. Это не Бах.
Вопрос: А кто еще, помимо Баха, стремился к этому?
Ответ: Есть еще несколько таких композиторов, живших в средние века. Но их очень мало, и никто из них не сравнится Бахом. Всё остальное – это музыка, написанная из чисто эгоистических давлений. Она тоже может быть красивой, но одновременно пробуждает жесткие чувства, совсем другого типа.
Например, Вагнер. Прекрасный, талантливейший композитор, но его все время как будто душила жаба, и он должен был каким-то образом излить эту желчь наружу. Несчастный человек.
Через него проходила серьезнейшая левая линия. Кроме нее, он больше ничего в жизни не видел. Как пишется в "Свитке Эстер": "Не мила мне жизнь, пока Мордэхай сидит у ворот Царя". Это характерное чувство антисемитов, которые ничего не могут с ним сделать. Оно с утра до вечера горит у них внутри, и они не могут от него избавиться.
Если говорить серьезно, то я их понимаю и глубоко сочувствую. Это сила, которая специально царит в природе, и люди, в которых она горит, очень несчастны. Находясь все время в этой ненависти, они съедают сами себя, посвящают этому жизнь.
Вопрос: Поэтому Гитлер и любил Вагнера?
Ответ: Да. Проблема в том, что когда ты входишь в корень антисемитизма, ты очень близко находишься к настоящему иудаизму, к каббале. Поэтому все они догадывались, откуда это всё растет, и понимали, что это Высшее.
В книге об антисемитизме, изданной нашей Академией каббалы, приведены высказывания многих известных деятелей. Умнейшие, образованнейшие, культурные люди с широкими взглядами сосредоточены, в основном, на этой идее.
В итоге они приходят к правильному пониманию миссии евреев. Посмотрите, что пишет Генри Форд: "Я ненавижу всех их только за то, что они не могут выполнить свое предназначение. Я успокоюсь только тогда, когда увижу, что они выполняют свою миссию".
Поэтому нам надо ее выполнять, ничего не сделаешь.
Из беседы "У меня зазвонил телефон. Бах, Вагнер, Форд… антисемитизм"
Тайна евреев, о которой они сами не знают
Чем отличается каббалистическая музыка от музыки народов мира?
Камерный нью-йоркский оркестр "Орфеус" уникален. В нем после каждого музыкального отрывка музыканты меняются местами.
Вопрос: Почему у каждого народа свой музыкальный инструмент, каждый по-своему работает с нотами? Откуда это всё исходит?
Ответ: У всех народов разное строение души.
Существует двенадцать основных видов душ – это двенадцать сыновей Якова или двенадцать параллельных способов постижения Творца. То есть, нет одной истины.
Истина – она твоя личная, которая исходит из твоего внутреннего строения, как ты постигаешь источник. Но ты постигаешь его в одном виде, другой – в другом виде, а третий – в третьем. Основных видов всего двенадцать, а потом они делятся, и делятся, и делятся.
Каждый индивидуален, нет ничего повторяющегося. Но существуют эти группы, как восприятие цветов, восприятие звуков, восприятие форм.
В европейской цивилизации все построено на согласовании, на симметрии. А у японцев наоборот: они всегда предпочитают какую-то асимметрию. То есть для них в этом видение мира, исходящее из внутреннего строения души.
Сейчас мир становится совершенно круглым и взаимовключенным. Это очень сильно проявится в каббале и будет могучим взаимным дополнением.
Из беседы "У меня зазвонил телефон. Как устроена музыка?"
Реплика: В Кембридже студентам курса под названием «Деколонизация слуха» объявили, что классическая музыка – это инструмент империализма. Моцарт, Верди преподаются в аспекте европейского империализма.
Есть даже курс такой – «Музыка. Власть. Империя». Факультет музыковедения по требованию студентов вывешивает предупреждения, что некоторые темы могут задеть или оскорбить, потому что в некоторых жанрах, вроде оперы, процветают расовые стереотипы.
Я, честно говоря, думал, что музыка – она над всем этим.
Скажите, Вы любите классическую музыку, рэп, вы любите джаз, как это у вас все соединяется?
Ответ: А какая разница? Это выражение человеческих чувств, и потому я все это приветствую.
Я могу и одесские песенки слушать, и уголовные тоже. Высоцкого. В каждом выражении есть частичка какой-то души. Вот это главное.
Вопрос: А как нам не доходить до этих запретов?
Ответ: Это ограниченность людей.
Вопрос: Но как взять такую высоту, слушая музыку?
Ответ: Любую уголовщину, что только угодно, ты можешь поднять до высокого уровня, потому что это произведение человека – низкого, ничтожного, что хочешь, можешь сказать, но это произведение, исходящее из сил его души. И поэтому ты не можешь просто вычеркнуть это.
Вопрос: А что меня может соединить с этим человеком, который, в общем-то, низкий?
Ответ: Я бы сказал, возможность композитора, художника, поэта, писателя – выпуклить, выразить какую-то особенность в нашем характере, которая создана, в принципе, Творцом. Поэтому мы должны понимать, что нет плохих свойств, есть только проблема, как нам отнестись к ним правильно, чтобы увидеть в них замысел Творца. И тогда самые ужасные произведения ненависти получат свое достойное место в общем человеческом пантеоне.
Реплика: Вы сейчас рушите все стереотипы – что нет низких и высоких жанров.
Ответ: Нет ничего плохого, низкого, ужасного. Это все необходимо нам только для того, чтобы мы отнеслись к этому как к непосредственному общению с Творцом. Все исходит от Него, и мы всё обязаны принести и склониться перед Ним. И всё.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 06.06.2022
В Кембридже студентам курса под названием "Деколонизация слуха" объявили, что классическая музыка – это инструмент империализма.
Ученые пытаются понять, как пение влияет на состояние нашего тела и души. Замечено, что когда человек поет или слушает пение, у него может меняться давление, уровень гормонов в крови. В чем секрет пения, которое способно излечить человека?
Дело в том, что пение не оказывает на нас никакого насильственного давления. Мы не ощущаем его как чужую волю, желающую подчинить нас себе, а соединяемся с ней и хотим плыть вместе с приятной мелодией. Песня находит отклик в нашей душе, во внутренних переживаниях, в чаяниях сердца.
А потому мы все любим песни. Пение существовало еще до того, как люди начали говорить. Животные и птицы тоже поют.
Песней можно выразить гораздо больше мыслей, желаний, надежд, стремлений, чем просто на словах, и вызвать гораздо более правильный и добрый отклик в сердцах людей, которые поймут меня и согласятся. Песня – это особый, мягкий и добрый язык общения.
Песня способна порождать в нас целый мир ощущений, ведь она исходит из самой глубины сердца, из самых внутренних чаяний. Я не могу пропеть то, с чем совершенно не согласен, у меня это не получится. Можно сказать лживые слова, но не получится их спеть.
Люди любят петь вместе, потому что это приводит к соединению сердец, к общему переживанию о том, о чем поется в песне, к общим надеждам на настоящее и будущее, воспоминаниям о прошлом, об общей истории. Песня может включать в себя океан ощущений и надежд всего народа или даже всего мира.
Пение дает человеку дополнительные силы, которых в нем не было до того, как он начал петь. Пение может быть даже без слов, и все равно отзовется в других сердцах. Каждый представит свои слова за этой мелодией.
В традициях многих народов есть хоровое пение, многоголосье, вызывающее ощущение особой связи между людьми, особой силы, которая выше нас. Эта сила возникает от соединения сердец в песне, общих желаний, разочарований и надежд, то есть общей жизни.
Поэтому есть такое высокое произведение, как "Песня песней". Пение – это самое сильное обращение, которое возможно от человека к человеку и от человека к Творцу.
На самом деле, человек все время поет, обращаясь к Творцу. Любые переживания человека в каждый миг его существования – это песня, обращенная к высшей силе.
Если бы весь народ Израиля запел вместе, это бы наладило наши отношения друг с другом и улучшило обстановку в стране. Давайте сядем все вместе и споем: "Как хорошо и приятно сидеть братьям вместе". Ведь только когда мы сидим вместе как братья, нам может быть хорошо и приятно. Само это пение уже будет таким изменением, кроме которого ничего не нужно.
Если мы хотим изменить свою страну, свой народ и весь мир к лучшему, то давайте сядем и споем о том, как нам хорошо и приятно вместе. Это может изменить нашу судьбу.
А как иначе мы можем на нее повлиять? Ведь что мы только ни делали для исправления, но единственный способ – это объединение. Если мы говорим о том, как достичь объединения и обратиться к высшей силе, как существовать вместе и передать силу отдачи и любви, рожденную из этого единства, всему человечеству, то это уже само по себе благословение свыше. Весь мир принял бы эту силу и соединился бы в одно сердце.
Из программы "Взгляд изнутри", 08.03.2021
Вопрос: У психологов на все проблемы есть один общий пункт – чистая музыка, без слов. От стресса, от боли, от депрессии – музыка. Что есть такого в музыке, что оздоравливает, и очищает, и поднимает?
Ответ: Музыка воздействует на слух. Это самое чувственное, что есть в человеке. Не обоняние, не осязание, не вкус, а именно слух. Когда правильно настроена гармония, она воздействует на тебя практически немедленно. Несколько тактов – и человек уже в ней.
Музыка способна поднимать, и убаюкивать, и оздоравливать. Но это всё такие мелкие, слабенькие, земные средства.
Не надо этим прельщаться, потому что дело в том, что это зависит от подготовки человека, от его воспитания. Он должен понимать эту музыку. Папуасы Баха не поймут. А классики не поймут современной музыки.
Но неважно, какая музыка, она все равно является очень сильным сопровождением ко всей истории человечества, потому что она на уровне Бины, а это слух.
Музыка оказывает очень сильное воздействие.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 18.01.2021
Как ощутить вечность и совершенство?
Танец – это внутреннее выражение порывов души. Это очень серьезный язык природы, очень глубокий и самый естественный.