Записи в разделе 'Навыки управления и коммуникации'
Взаимное дополнение двух уровней желания

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Как соединить главную цель в жизни, например, личностный рост, с такими желаниями как семья, работа?

Ответ: Это два уровня: животный и человеческий. На животном уровне человеку нужен этот мир: пища, семья, дети и т.д. С другой стороны, ему необходим еще и духовный мир. Поэтому он должен уделять время и тому, и другому.

Оба уровня должны взаимно дополнять друг друга, но в каждом человеке – в различных пропорциях.

Наши базисные желания не противоречат духовным. Их нужно тоже реализовать, только все они подчиняются высшему желанию – познать природу.

Из ТВ программы "Навыки управления", 02.07.2020

Предыдущие сообщения на эту тему:

Доминантное желание

Вверх по пирамиде желаний

В рамках своих желаний

Мы не слышим друг друга

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Умение слушать необходимо всем. Родители должны слушать своих детей. Дети – учителей, дающих им задания. Руководитель – своих подчиненных. И так далее.

Большинство людей считают себя очень хорошими слушателями. Исследования же показывают, что умением выслушать собеседника обладают всего лишь не более 10%. В чем причина? Почему человеку кажется, что он умеет слушать, хотя на самом деле мы видим обратное?

Ответ: Потому что он подыгрывает своему эгоизму, желая, чтобы все видели, как он приветлив, внимателен, реагирует на сказанное. На самом деле он хочет слушать только себя, видеть только себя, оправдывать только себя. Поэтому нам очень трудно быть в правильной коммуникации между собой. Мы не слышим друг друга.

Несмотря на то, что сегодня есть всевозможные средства видео и аудио-связи, стоит проверить, насколько люди связаны друг с другом. Все равно мы не стали более коммуникабельными. Мы можем сидеть, не отрываясь от разных программ, которые нас якобы соединяют друг с другом, но, тем не менее, не слышим и не видим никого, кроме себя.

Вопрос: Существует фундаментальное правило межличностных отношений, которое говорит, что смысл сообщения, посылаемого отправителем, не может быть точно понятен. На физиологическом уровне мы не способны уловить этот посыл. 

В ходе специальных исследований было установлено, что при восприятии речи на слух человек в среднем достигает только лишь 25% уровня эффективности. Даже в неофициальных беседах друзей усваивается всего 60-70% информации.

Что является причиной такого разрыва? Ведь есть вещи, которые эгоизму приятно слушать.

Ответ: Неважно, что эгоизму приятно, а что нет. Поскольку каждый заключен в любовь к себе и желает чувствовать только себя, то что бы ни доходило до нас, все равно интерпретируется неправильно, и поэтому остается где-то в воздухе.

Из ТВ программы "Коммуникативные навыки", 14.08.2020

Предыдущие сообщения на эту тему:

Суть человеческих отношений

Как научиться слышать других?

Научиться слушать друг друга

Любить – значит радоваться успехам другого

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Почему вы всегда говорите, что у вас нет зависти к детям и к ученикам?

Ответ: Я люблю их и поэтому рад их продвижению. Здесь не может быть зависти, потому что я в них вкладываю и как бы продолжаю в них свою жизнь.

Вопрос: Получается, если человек кого-то любит, он не может ему завидовать?

Ответ: Нет. По крайней мере, злой завистью – точно, и даже доброй завистью. Я просто радуюсь тому, что у него есть.

Вопрос: А если наша цель прийти к любви к ближнему, то выходит, что, не завидуя, мы не будем развиваться?

Ответ: Дело в том, что любовь станет подстегивать нас еще больше вкладывать друг в друга. И когда тот человек, который близок мне, станет добиваться больших свершений, я буду не завидовать ему, а радоваться за него. Я буду как бы в этом участвовать. 

Вопрос: Существует ли зависть к Творцу – первоисточнику, создавшему нас?

Ответ: Нет. Может быть, только вначале. Такое чувство бывает, когда ты думаешь о Творце как о чем-то постороннем. А когда ты начинаешь осознавать, понимать, ощущать, что это нечто выше тебя, охватывающее все, и ты находишься в Нем, и нет никого кроме Него, тогда зависти нет.

Это нечто настолько объемное, вне всевозможных ощущений, возможностей постижений, что я не могу Ему завидовать.

Из ТВ программы "Коммуникативные навыки", 07.08.2020

Предыдущие сообщения на эту тему:

Зависть умножает мудрость

Зависть – средство продвижения

Продвижение завистью

Принципы эффективного обучения

каббалист Михаэль ЛайтманРеплика: Существует несколько принципов эффективного обучения.

Во-первых, необходимо время, чтобы осознать практику нового навыка или умения. Говорят, чтобы стать специалистом, нужно минимум 10 лет.

Ответ: Да. В каббале даже больше. Без усилий невозможно приобрести знания.

Реплика: Во-вторых, необходим постоянный доступ к лучшим учителям.

Ответ: Но для этого у нас есть источники. С тех пор как не стало моего великого учителя Рабаша, я не вижу, кем его заменить. Это невозможно. Он был последним из могикан, и теперь мы идем к полному исправлению по его методике.

Реплика: Я имел в виду, что сегодня, благодаря интернету, можно учиться у самых лучших учителей.

Ответ: Дело не в этом. Просто в мире нет учителей уровня Рабаша. 

Реплика: Еще одним из важных принципов является визуальное усвоение информации. Говорят, что от 50 до 90% ресурсов головного мозга расходуется на зрительное восприятие. Но вы на лекциях редко используете такие средства, как презентации или даже чертежи.

Ответ: Дело в том, что духовные состояния невозможно изобразить графически. Поэтому в каббале они почти не используются.

Был период, когда ко мне пришло много новых учеников, и для них буквально каждый урок я чертил, рисовал, изображал. Но они продвинулись вперед, и сегодня им не нужны эти чертежи. Они воспринимают их внутренне, умозрительно.

Из ТВ программы "Навыки управления", 24.06.2020

Предыдущие сообщения на эту тему:

Преимущества устной передачи информации

Не через разум, а через чувства

Что такое искусство учиться?

Сущность человеческих отношений. Серия лекций "Коммуникативные навыки"

Мой собеседник: Михаил Санилевич, преподаватель Международной академии каббалы.

Зависимость от всего человечества

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: В природе есть закон: общее и частное равны. Он проявляется и на материальном уровне между людьми. Как проверить, что от моей связи со всем миром зависит продвижение остальных людей?

Ответ: Это определяется тем, насколько ты отменяешь себя перед высшей управляющей силой. Такое осознание является индикатором продвижения, поскольку, отменяя себя, ты приходишь к тому, что управляешь миром.

Вопрос: Может ли считаться индикатором также ощущение уверенности в достижении цели, которое исходит от окружения?

Ответ: Цель не исходит от окружения, она проходит на тебя через окружение. И поэтому, если ты связываешь себя с ним, ты становишься ближе к цели.

Вопрос: Моя способность проверить, насколько в каждом действии я могу абстрагироваться от своей личной выгоды и действовать ради этого мини-общества, мини-модели человечества, может быть индикатором продвижения?

Ответ: Да. Ровно настолько, насколько ты связываешь себя не с собой, а с окружением, с человечеством или с более высокими системами.

Из ТВ программы "Навыки управления", 02.07.2020

Предыдущие сообщения на эту тему:

Индикатор продвижения

Флуктуации на духовном пути

Сила одного человека

Каждый день с нового листа

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Обычно считается, что в начале каждого занятия важно коротко повторить то, о чем говорилось на предыдущем занятии. Почему вы этого не делаете?

Ответ: Потому что не хочу, чтобы человек начинал новый лист с повторения прошлого, со старого листа. Ему это не нужно. Он должен прийти пустой. Пустой!

В каббале не так, как во всех остальных методиках, согласно которым сначала повторяют пройденный материал, а потом идут дальше. Мы каждый день начинаем с нового.

Иногда бывает, что мы по каким-то причинам не закончили тему. Тогда можно немного повторить. Но в общем – нет. Об этом сказано: "Чтобы всегда это было новым в твоих глазах".

Реплика: В обычных методиках очень эффективны опросы, тесты, упражнения, чтобы понять, что учащиеся запомнили материал. Вы никогда не проверяете знания, не проводите тесты, экзамены. 

Ответ: Я не хочу заставлять учеников запоминать. Я хочу, чтобы они просто чувствовали, что должны внутренне меняться. Разве я могу проводить тесты на их внутренние изменения?

Реплика: Иногда вы даете домашнее задание, но никогда не проверяете его.

Ответ: А зачем? Я считаю, что если человек хочет быть моим учеником, он должен постоянно думать о том, что услышал от учителя.

Из ТВ программы "Навыки управления", 24.06.2020

Предыдущие сообщения на эту тему:

Учиться каждый день

Постигать информацию

Не доверяй бумаге того, что предназначено для сердца

Зависть умножает мудрость

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Что означает выражение мудрецов: "Зависть умножает мудрость"? О чем речь?

Ответ: О том, что когда я смотрю на мудрецов, моя зависть к ним толкает меня к обучению, познанию, чтобы стать подобным им.

Сказано, что зависть, почести и уважение выводят человека из этого мира, то есть поднимают его на более высокий уровень, чем тот, на котором он сейчас находится.

Реплика: Еще Аристотель отмечал, что люди, в основном, завидуют тем, кто к ним близок по времени, месту, возрасту, славе.

Ответ: Естественно, ведь я не могу завидовать тем, кто жил несколько тысяч лет назад.

С человеком, которому я завидую, у меня должны быть какие-то общие уровни понимания, ощущения. А Юлий Цезарь или Тамерлан чересчур далеки, непонятны мне. Я должен представить себе объект зависти, понять, что бы я ощущал на его месте, и тогда я могу завидовать.

Из ТВ программы "Коммуникативные навыки", 07.08.2020

Предыдущие сообщения на эту тему:

Зависть – средство продвижения

Завидуйте!

Полезная конкуренция

Учиться каждый день

каббалист Михаэль ЛайтманРеплика: Все обучающие системы и практики, в принципе, рассчитаны на усиление восприятия информации. Умным считается человек, который может запомнить больше информации, а потом ее использовать. Такие люди очень продвинутые и зарабатывают много денег.

Ответ: Зарабатывать деньги, продвигаться в нашем мире — это ничего не значит. Умным считается человек, который впитал все, что ему дали, и забыл.

Что значит забыл? Спросите меня о чем-то. Я вроде ничего не знаю, ничего не помню. Но стоит начать решать какую-то задачу, и увидишь, что я действительно что-то знал, что-то учил. Я всю жизнь учусь.

Реплика: Для того чтобы не забывать информацию, в первые сутки полезно повторить материал. Вы тоже всегда советуете перечитывать в течение дня статью, пройденную на уроке.

Ответ: Да. Но это кратковременное запоминание.

Вопрос: Еще вы советуете учиться понемногу, но каждый день. Почему? 

Ответ: Потому что мозг постоянно впитывает небольшое количество информации. Мы должны менять человека. И если ты каждые сутки не кормишь его как маленького ребенка, то он не меняется.

Если он приходит на курсы раз в несколько дней, то между посещениями ты на него не действуешь, и он получает совершенно другие впечатления от нашего мира. Поэтому ежедневные занятия просто обязательны! Об этом сказано: "Пропустив один день, ты теряешь на этом два дня".

Наша работа заключается во внутреннем изменении человека.

Из ТВ программы "Навыки управления", 24.06.2020

Предыдущие сообщения на эту тему:

Признак восприятия информации

Что такое искусство учиться?

Век живи, век учись

Индикатор продвижения

каббалист Михаэль ЛайтманИзучая интегральность природы, человек начинает понимать, что в мире нет отрицательных явлений. Это уже связано с пониманием устройства мира, вселенной, когда он ощущает себя существующим под воздействием высшей силы.

Вопрос: Если я не могу оправдать какое-то явление в природе, это значит, что я еще не исправил себя, я еще нахожусь в процессе развития. Это может быть индикатором продвижения?

Ответ: Да. Грешник – тот, кто не может оправдать происходящее с ним и с миром.

Вопрос: Является ли признаком продвижения четкое осознание, что я не могу избавиться от отрицательной силы эгоизма, а могу лишь уравновесить ее положительной силой?

Ответ: Конечно.

Вопрос: Человек начинает чувствовать мир через то окружение, в котором он обучается? 

Ответ: Да. Он начинает ощущать, что мир воздействует на него абсолютно через все: неживую, растительную, животную, и главное – человеческую природу.

Вопрос: То есть, если человек начинает больше чувствовать других людей, жить их желаниями, – это индикатор его продвижения?

Ответ: Не совсем. Только если он точно замыкает это на высшую цель существования.

Из ТВ программы "Навыки управления", 02.07.2020

Предыдущие сообщения на эту тему:

Зависть – средство продвижения

Флуктуации на духовном пути

Значимость окружения в развитии человека

Зависть – средство продвижения

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Зависть – это желание иметь то, что есть у другого. Знаменитый философ Спиноза определял зависть как неудовольствие при виде чужого счастья.

Какова причина зависти в человеке? Откуда рождается это чувство?

Ответ: Зависть рождается в каждом из развитого эгоизма. Достижения другого человека, которых он сам еще не достиг, пробуждают в нем чувство зависти.

Вопрос: Зависть, как правило, строится на сравнении. Почему мы сравниваем себя с другими?

Ответ: Потому что нами управляет эго, которое показывает, что рядом есть еще эгоизм, находящийся в лучшем состоянии, чем наш. Из сравнения между этими двумя состояниями и возникает чувство зависти.

В то же время зависть является элементом развития. Если, глядя на другого, мне кажется, что у него все лучше, то я тоже стремлюсь к этому и таким образом развиваюсь. 

Вопрос: Нужно ли культивировать в себе чувство зависти?

Ответ: Обязательно! Без этого мы не продвинемся вперед! Даже ребенку мы инстинктивно ставим другого в пример: "Посмотри, как он делает!". Ведь мы желаем его развития.

Вопрос: Зависть может быть и отрицательная, и положительная. Какая из них продвигает человека вперед?

Ответ: В человеке должны развиваться и та, и другая, и как можно больше. Но, одновременно с этим, он должен понимать, когда она положительная и полезная, а когда нет.

Из ТВ программы "Коммуникативные навыки", 07.08.2020

Флуктуации на духовном пути

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: На курсах интегрального образования прежде всего нужно дать учащимся общую цель – привести человека к познанию мира или хотя бы к поиску. Цель должна быть понятной, достижимой и конкретной.

Наряду с этим мы должны проверять, правильно ли ученик продвигается. Может ли посещаемость, активность человека служить результатом того, что он движется к цели? 

Ответ: И да, и нет. В процессе учебы в нем происходят большие изменения, флуктуации, подъемы, падения. Так что сказать об этом четко в каждый момент времени невозможно.

Вопрос: Занимаясь, человек начинает осознавать зло своей эгоистической природы, насколько он отличен от тех идеалов и принципов, которые мы изучаем. Это может являться результатом продвижения?

Ответ: Это один из результатов. Если человек не ощущает и не осознает себя как эгоиста, значит он не раскрыл себя. 

Вопрос: Самый надежный индикатор продвижения – это радость, чувство наполнения от самого процесса. Это можно считать результатом?

Ответ: Временами. Бывает, что человек впадает в разочарование. Движение вперед состоит из очень четкого, последовательного изменения состояний, настроений, событий. Иначе нет продвижения. Оно всегда включает падения, подъемы, кругообороты.

Вопрос: На определенном этапе человек начинает пересматривать ценности в жизни. Причем материальные ценности отходят на второй план. Как определить, что необходимо, а что нет?

Ответ: Каждый решает для себя. Это совершенно не относится к цели жизни. Речь идет о насущно необходимом.

Из ТВ программы "Навыки управления", 02.07.2020

Признак восприятия информации

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Существуют критические моменты, после которых процент оставшейся в памяти информации резко падает. Считается, что в первые минуты после восприятия информации забывается около 25%, через несколько часов – 50%, а через сутки – 75% информации.

Задача преподавателя – уменьшить эту потерю. Достаточно ли каждому в группе сделать резюме одним-двумя предложениями или написать краткие выводы? Это поможет, чтобы информация хоть как-то осталась в памяти?

Ответ: Нет. Информация останется только в том случае, если она необходима в течение всего времени, а иначе никак.

Реплика: Многие ученики отмечают, что во время ваших уроков они все понимают, но выходят с урока абсолютно пустыми.

Ответ: Прекрасно!

Вопрос: Что здесь прекрасного? Человек сидел три часа, слушал лекцию, а когда вышел, у него ничего не осталось в памяти.

Ответ: Это значит, что информация действительно вошла в него и находится в нем. 

Вопрос: Значит, когда надо, я могу вынуть эту информацию и воспользоваться ею?

Ответ: Если бы ты сейчас помнил всю информацию, которую впитал за свою жизнь, ты не смог бы думать, решать, выяснять. У тебя не было бы пустых мест ни в чувствах, ни в разуме, чтобы можно было объективно работать с этой информацией. Твоя память, как в компьютере, была бы забита информацией.

Из ТВ программы "Навыки управления", 24.07.2020

Мешает ли внешний облик учителя воспринимать его?

каббалист Михаэль ЛайтманРеплика: Некоторые исследователи утверждают, что 50% информации между людьми передается не вербально, а мимикой, жестами, 38% – интонацией голоса, и только 7% – непосредственно словами. Отсюда они делают вывод, что самое главное – это как вы выглядите, а не то, что вы говорите.

Ответ: Мы живем в материальном мире. Люди, которым я преподаю, находятся в различных материальных и духовных состояниях. Поэтому надо принимать во внимание их возможность быть близкими к источнику информации.

Их может отталкивать поведение лектора, его образ, его язык, может быть, его запах и т.д. То есть здесь есть целый комплекс связи через слова, мимику, жесты – через все, что хотите.

Это нужно учитывать и делать так, чтобы ученик или тот, кому ты хочешь передать информацию, мог быть максимально ближе к тебе и не тратить на это дополнительные усилия, преодолевая всевозможные барьеры между вами.

Вопрос: Во время преподавания вам важно, как вы выглядите, что говорите? Вы взвешиваете каждое слово?

Ответ: Во-первых, я имею дело с учениками, которые знают меня уже не один год, даже не один десяток лет. 

Что касается ученых, с которыми я часто веду беседы, то они очень просты в своем общении. Сегодня они уже не такие чванливые и тщеславные, какими были 30-40 лет назад. Они понимают, насколько наука ограничена и зависит от нашего понимания природы, т.к. действует в очень узких рамках, которые задает ей психология человека.

Поэтому сейчас с ними намного легче разговаривать, они готовы просто на пальцах выяснять всевозможные аспекты своих наук. Я этому очень рад. Это произошло не так давно, примерно 10-15 лет назад. У них есть общее ощущение, что никаких "священных коров" нет, с ними очень легко общаться – свободно, без всяких "перчаток".

Вопрос: Значит, вы считаете, что мимика, жесты, внешний вид важны при передаче информации?

Ответ: С каждым годом это становится все менее и менее важным. Посмотрите, насколько проще стали одеваться ученые.

Вопрос: А почему все-таки такой малый процент отводится словам? Вы согласны с тем, что они довольно тяжело воспринимаются человеком?

Ответ: Так уж мы устроены. Наибольшее количество информации мы воспринимаем через зрение, чуть меньше через слух, еще меньше через вкус, обоняние и тактильные ощущения.

Вопрос: Какие вы знаете самые эффективные методы передачи информации?

Ответ: Из сердца в сердце. Но это другая методика.

Из ТВ программы "Навыки управления", 24.07.2020

Предыдущие сообщения на эту тему:

Невербальная передача информации

Отмениться перед учителем

Вербальная передача информации

У каждого свои возможности

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Есть несколько способов определения смысла жизни, ее цели. Во-первых, самоанализ, когда человек хочет узнать, что происходит с ним и с окружающим миром. Во-вторых, окружение, которое обсуждает эти вопросы, и от них человек учится.

В-третьих, практика привлечения преподавателей. То есть можно найти какого-то учителя, мудреца, который расскажет тебе, в чем смысл жизни. Естественно, ты должен поверить ему и пойти за ним.

Может быть, есть какой-то другой метод?

Ответ: В течение своей жизни я жил в нескольких регионах Земного шара: в Белоруссии, России, Прибалтике, Израиле. Побывал в различных уголках мира от Китая и Японии до Европы и Северной/Южной Америки, где встречался со своими учениками. В каждом стране свой подход, своя история и свои возможности.

Я занимаюсь тем, что раскрываю человеку инструменты для постижения смысла жизни. А дальше с помощью этих инструментов он пытается подняться на уровень сотворившей его и руководящей им высшей силы, чтобы суметь осознать, для чего он создан, как им управляют и как он может быть в связи с этой силой.

Из ТВ программы "Навыки управления", 02.07.2020

Предыдущие сообщения на эту тему:

Одинаков ли смысл жизни для всего человечества?

К уровню "человек"

Смысл жизни, ч.1

Страница 17 из 26« Первая...1516171819...Последняя »