Я попросил Бога даровать мне терпение – и Бог сказал мне: "Нет. Терпение – результат испытаний. Его не даруют, ему учатся".
Я попросил Бога даровать мне терпение – и Бог сказал мне: "Нет. Терпение – результат испытаний. Его не даруют, ему учатся".
Ученые, занимающиеся исследованием феномена Бога, задаются вопросом: как Бог, все пространственные размеры которого равны абсолютному нулю, может творить и управляет столь грандиозным миром? И ответ на этот вопрос они вряд ли найдут, потому что Бога в обычном понимании не существует.
Вопрос: ЮНЕСКО планирует отправить на Луну информацию о культурном достоянии человечества. Переводят ее на 275 языков и серьезно вкладываются. Капсулу отправят на борт японского автоматического модуля. Такое решение объяснили необходимостью сохранения части информации о человеческой расе на случай глобальной катастрофы на Земле.
Скажите, пожалуйста, понадобится кому-нибудь опыт человечества, которое взяло и истребило себя?
Ответ: Нет. Но так принято как-то.
Вопрос: То есть вы думаете, что это все-таки никому не понадобится?
Ответ: Я думаю, что человечество находится в таком еще зачаточном состоянии, что все возможные иные цивилизации находятся на несколько уровней выше.
Вопрос: То есть мы дети такие?
Ответ: Да. Поэтому просканировать нас очень просто.
Вопрос: То есть мы такие, как вы говорили, мелкие эгоисты на плоскости этой Земли, и всё?
Ответ: Да.
Реплика: И весь опыт, вся культура, вся наука, все тысячелетия развития – всё это…
Ответ: А что наука? Наука – она в природе есть, она открыта для всех. Искусство – это тоже все очень относительно, ведь зависит от органов ощущений.
Я считаю, что это никому не надо. Но так человечество хочет себя немножко взбодрить, приподнять, дескать, вот что мы делаем – заявляем всем, кто мы и что мы.
Вопрос: Как вы думаете, если бы мы сейчас получили сообщение типа того, что жили когда-то люди, создавали цивилизацию здесь, какие-то живые существа, а потом перебили друг друга и исчезли, нас бы это чему-нибудь научило – вот это изучение?
Ответ: Нет. Так оно и было, но нас ничего не научило.
Вопрос: Мы даже знаем, почему они истребили друг друга?
Ответ: Это обычная человеческая эгоистическая природа.
Вопрос: И вот это знание ни к чему нас не привело?
Ответ: Ни к чему, конечно.
Вопрос: Почему опыт не учит?
Ответ: Этого даже нет в наших генах, чтобы мы боялись именно этого. Нет ничего совершенно.
Вопрос: Почему Творец исключил у нас эту возможность?
Ответ: Чтобы мы были независимы от нашей природы.
Вопрос: То есть если мы зависимы от нашей природы, мы ничему не учимся?
Ответ: Нет.
Вопрос: А если мы становимся независимы от нее, тогда у кого мы учимся?
Ответ: Это невозможно!
Вопрос: То есть тут вилы такие, получается?
Ответ: Да.
Вопрос: Так как тут пробраться через это всё?
Ответ: Нам необходимо выйти на уровень антиэгоистического взаимодействия между собой.
Вопрос: Что это?
Ответ: То, что и говорится в каббале – вера выше знания.
Вопрос: То есть все наше взаимодействие эгоистическое?
Ответ: Оно абсолютно эгоистическое. И у нас нет никакой возможности существовать, если мы не поднимемся выше этой природы.
Вопрос: С другой стороны, вы говорите, что это тоже непросто – подняться над природой.
Ответ: Это непросто, но это возможно.
Вопрос: Нам нужно знать доказательство этого – что были люди, которые поднялись? Мы снова возвращаемся к тому, что опыт какой-то есть у людей, которые поднимались?
Ответ: Нет. У нас не было и в прошлом, в принципе, таких примеров.
Вопрос: Откуда же у вас такая уверенность, что это возможно?
Ответ: Потому что Тора утверждает, она для этого и дана. Нам необходимо использовать Тору, для того чтобы подняться над своей природой.
Реплика: Скажите, пожалуйста, вы сейчас использовали фразу "вера выше разума". Это основа каббалы, на самом деле.
Ответ: Да.
Вопрос: Вы ее можете просто объяснить обычным людям? Что такое "вера выше разума"? Я живу по разуму, правильно?
Ответ: Да, мы живем абсолютно по разуму. А нам надо подняться на следующую ступень – на ступень веры выше разума.
Вопрос: То есть это означает, что я просто верю, или это не так?
Ответ: Нет, это не означает просто верить. Это значит руководить собой со ступени выше нашей эгоистической природы.
Вопрос: Я должен представить себе, что я на этой ступени нахожусь?
Ответ: Это невозможно представить. Так что это проблема, но она разрешима. Я думаю, что в итоге человечество разрешит ее.
Вопрос: В принципе, мы понимаем, что такое вера ниже разума. Это значит говорят: "Верь". Это ниже разума?
Ответ: Да.
Вопрос: Вера на уровне разума – это тоже более-менее понятно. Это наука, которая говорит: "Вот я доказала". Это может быть так. А вера выше разума, вы говорите, – это ступень над разумом, к которой мы должны подтянуться?
Ответ: Да.
Вопрос: В принципе, на этой ступени и находится Творец?
Ответ: Творец находится, я думаю, вне этой ступени. Но подняться на эту ступень – для этого нам необходим Творец.
Вопрос: Он хочет, чтобы мы это сделали?
Ответ: Да.
Вопрос: А что Он для этого делает, чтобы мы поднялись на эту ступень?
Ответ: Он удовлетворяет наши молитвы. Если мы этого действительно захотим, пожелаем, будем Его просить, то Он это сделает.
Вопрос: Если я действительно поднимаюсь на уровень веры выше разума, каким становится мое состояние? Если мы поднимаемся до этого уровня?
Ответ: Ты начинаешь чувствовать силу Творца, который наполняет всю природу, и ты находишься с Ним в контакте.
Вопрос: Ваше определение Творца, которого я начинаю чувствовать?
Ответ: Высшая сила, в которой мы существуем.
Вопрос: А какая она?
Ответ: Сила добра, сила участия.
Вопрос: То есть я начинаю плыть в этом состоянии?
Ответ: Да. Это становится твоим естественным состоянием.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 01.07.2024
Я попросила Бога подарить мне счастье – и Бог сказал мне: "Нет. Я даю благословение, а будешь ли ты счастлив, зависит от тебя".
Я попросил Бога наказать моего врага – и Бог сказал мне: "Нет. Ему суждено стать твоим лучшим другом".
Почему мы строим стены вместо мостов?
Приятная речь символизирует здоровый ум. Общаться с таким человеком очень приятно.
Что символизируют слова и буквы иврита?
Как быть счастливым, наполненным в любой ситуации?
Вопрос: Племя марубо. 2000 человек жили хорошо, в центре Амазонки. Пили наркотический напиток, ели обезьян. Племенная жизнь, все было замечательно. И вот год назад Илон Маск провел им высокоскоростной интернет.
Через девять месяцев корреспонденты "New York Times" приехали проверить, как живут эти ребята. Пожилые марубо из этого племени рассказывают: "Сначала мы были счастливы. Мы могли общаться с родственниками, вызывать скорую помощь, всё, что хотите. Было прекрасно!
Всего за девять месяцев все изменилось. Подростки не отлипают от телефонов, групповые чаты полны сплетен, мошенники обманывают индейцев, фейковые новости, дети и подростки смотрят порнографические фильмы и сидят в социальных сетях".
Но эти старики, которые жаловались, что молодежь стала ленивой из-за интернета, тут же добавляют: "Только не забирайте у нас интернет!".
Первый вопрос такой: о чем думал Илон Маск? Можно вас спросить?
Ответ: Илон Маск думал, как себя подороже продать.
Вопрос: То есть он о своем бизнесе думал?
Ответ: Да.
Вопрос: А что происходит, когда мы трогаем современными технологиями первобытные племена? Что с ними делает этот перескок?
Ответ: Ничего!
Вопрос: Это их не убивает?
Ответ: Нет. Это как будто ты положил им на тарелку, и даже не на тарелку, что-то вкусное. И всё. Только в том объеме, в котором они понимают, что это такое, только это они и берут.
Вопрос: То есть, вы считаете, эта первобытность, которая в них, она первобытностью остается?
Ответ: Она остается и ускорения развития не будет.
Вопрос: Тогда такой вопрос. То, что дети портятся, как говорят пожилые, не отлипают от интернета, сидят в порносайтах и так далее, какое, по-вашему, будущее этого поколения? Они ведь уже не будут стрелять обезьян, спокойно ходить, пить этот напиток, вызывать духов.
Ответ: Хорошего ничего. Они будут более уродливыми.
Вопрос: Такими же примитивными, но более уродливыми?
Ответ: Конечно.
Вопрос: То есть вы не сходите со своей точки зрения, что примитивность у них так и останется?
Ответ: Примитивность нуждается в очень правильном уходе. То есть надо постепенно-постепенно, маленькими порциями давать им правильные части из наук, из литературы, из искусства, из всего, что есть, чем можно их наполнить. А так они, конечно, прилипают согласно своим естественным животным инстинктам. То же, что и у нас. Вытаскивают себе свое оттуда.
Вопрос: Скажите, пожалуйста, а как все-таки в таком случае проходили все эти переходы – от первобытного строя к рабовладельческому?
Ответ: Постепенно меняется общество. И оно таким образом дает подрастающим поколениям то, что считает нужным.
Вопрос: И так из первобытного строя возникает рабовладельческий?
Ответ: Да, постепенно. Но никаких там зверств особых не было. Это все было естественно для них. Это был естественный переход.
Вопрос: Мы говорим все время о желании. Вы говорите, что у этих первобытных людей то же самое желание осталось?
Ответ: Да.
Вопрос: А когда произошел переход от первобытного строя к рабовладельческому, желание менялось в течение времени?
Ответ: Конечно. Постепенно-постепенно в них стали пробуждаться более высшие запросы. И таким образом они себя обогащали новыми знаниями, новым обслуживанием. Так всё и тянется.
Вопрос: Вот мы дошли до сегодня, каким оно есть. Наше желание претерпело много всяких изменений. Что нас дальше толкнет? И куда мы толкнемся дальше?
Ответ: Я думаю, что мы в итоге убедимся, что всё, чего мы хотели достичь, ничего нам хорошего не дает. Не несет ничего, никаких особых благ.
Вопрос: А что даст?
Ответ: Для этого надо работать и медленно-медленно развиваться.
Вопрос: Все-таки медленно?
Ответ: Конечно. Скачка не будет.
Вопрос: Не ожидать его? То есть плод должен созреть все-таки?
Ответ: Конечно. А зачем нужны все эти рывки и быстрота?
Реплика: Хочется быстрее.
Ответ: Зачем?!
Вопрос: То есть надо так идти за развитием?
Ответ: Конечно.
Вопрос: Вы против всяких революций?
Ответ: Революция – это вообще самоубийство. Ты посмотри, как дети развиваются. Разве ты согласился бы давать им какие-то таблетки, чтобы они развивались быстрее?
Реплика: Нет, надо, чтобы они развивались, как дети.
Ответ: Да. Только так.
Вопрос: Так и мы?
Ответ: Да.
Вопрос: То есть надо согласиться с этим течением жизни?
Ответ: Да, это самая великая мудрость.
Вопрос: И это самое сложное?
Ответ: Да.
Вопрос: Тогда последний вопрос: почему человек не хочет согласиться с этим? Действительно, не хочет.
Ответ: Ему кажется, что все хорошее будет завтра. А на самом деле, если ты готов к этому "завтра", то пускай оно придет к тебе сегодня. Но, как правило, мы к этому не готовы.
Вопрос: А на самом деле все хорошее – оно сегодня? Можно с этим жить вот так?
Ответ: Нет. Все этапы, ступени, по которым мы развиваемся, они нам необходимы. Без этого мы не будем достойны того, что получим. В общем, надо согласиться с тем, что делает природа в том количестве и в качестве.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 17.06.2024
Вопрос: Спрашивают вас о стыде. "Вот вы все время говорите, что стыд – это самое сильное средство". Это так?
Ответ: Да.
Вопрос: То есть правильно подметил автор. Он спрашивает: "В чем? Убедить человека, что он неправ? Пристыдить его?"
Ответ: Стыд – это оценка человека намного ниже, чем он себя считает, и это та оценка, с которой он не может согласиться.
Вопрос: Кто-то его оценивает так, да?
Ответ: Да.
Реплика: Это такой удар по "я" человека…
Ответ: Конечно!
Вопрос: А чего он стыдится?
Ответ: То, что получает это сообщение от окружения.
Вопрос: А если он сам к этому приходит? Что-то изменяется от этого?
Ответ: Тогда он, как правило, забывает об этом. Если это не находится во власти других, то сам он забывает.
Вопрос: То есть, когда меня пристыдили, это и есть такое тяжелое состояние. Оно что-то приносит? Я от этого меняюсь?
Ответ: Человек должен меняться. Или он скрывается, или он скрывает себя, или… он что-то должен с этим делать.
Вопрос: А для чего ему приходит это? Это же всё, так или иначе, сверху, – через кого-то, понятно, – но для чего его стыдят?
Ответ: Для того, чтобы его изменить.
Вопрос: И когда человек понимает это, то…?
Ответ: То это исправление.
Вопрос: Еще вопрос: почему мы краснеем, когда нас стыдят?
Ответ: Такие вот мы животные, что краснеем, когда стыдимся.
Реплика: Животные особенно не краснеют. Правда, у них есть всякие такие движения, что стыдятся.
Ответ: Мы – да.
Вопрос: Почему я потом ненавижу этого человека, который меня пристыдил?
Ответ: Не только потом ненавижу, были времена, когда таких людей убивали и так далее. То есть того, кто приносит мне какие-то отрицательные ощущения, я готов истребить.
Вопрос: Стыд и унижение – это похожие формы?
Ответ: Да.
Вопрос: Если у человека нет стыда, о чем это говорит? Вообще, наверное, нет такого человека. Но допустим.
Ответ: Как правило, он не понимает, значит, о чем речь.
Вопрос: Этот человек?
Ответ: Да. Недоразвитый.
Вопрос: То есть доразвитые люди живут со стыдом?
Ответ: Конечно. Есть какой-то порог. Если ты его выбрасываешь своими высказываниями за этот порог, то он не может с этим согласиться.
Вопрос: То есть у каждого человека есть этот порог.
Такой еще вопрос: есть такое выражение, что "человек прикрывает свой стыд".
Ответ: Каждый человек. Основная забота его о том, чтобы прикрыть себя от стыда.
Вопрос: В принципе, так человек и живет. Дальше идет такой вопрос. В Библии говорилось, что "они прикрыли свой стыд одеждами". Что это означает? – спрашивают, – нормально же они ходили голые и обнаженные?
Было же все нормально до какой-то поры. И вдруг, как вы говорите, порог какой-то произошел. Что это за порог у них, у этих первых людей? По Библии, если можно, даже и каббалистический смысл.
Ответ: Когда у них появилось ощущение стыда.
Ощущение стыда – это когда человек ощущает себя голым перед остальными, неприкрытым. И это очень непросто.
Вопрос: А если мы коснемся уже постоянной вашей темы – эгоизма, это же мы, так или иначе, прикрываем его?
Ответ: Да.
Вопрос: Что там произошло у Адама с Евой, что вдруг они застыдились?
Ответ: Я не думаю, что это проблема Адама и Евы, это проявилась первая общественная проблема, что есть у них такие увлечения, которыми они могут и не гордиться, а стыдиться. И они прикрылись. А когда ты прикрылся, – всё, никто не знает, не понимает, что ты собой представляешь, от чего ты скрываешься, от чего нет.
Вопрос: Но тогда еще один вопрос: допустим, прикрылись они, даже материально, одеждами. Со временем эти одежды от прикрытия переходили в элемент гордости. Надевалось золото на них, появились кутюрье. Одежда становилась не просто прикрытием стыда, а наоборот – демонстрацией богатства. Что это такое? Можно сказать?
Ответ: Это естественная инверсия, поскольку то, что надо прикрывать, – если ты это прикрываешь тем, что бьет в глаза другому, это уже понятно, что это не прикрытие тебя, а, наоборот, разоблачение.
Вопрос: То есть, в принципе, что это говорит о человеке, когда он вот так рассматривает одежду? Не рассматривает одежду как простую, которой он прикрывает себя, а когда он рассматривает ее как "я красив, я это…", – вот что это? Для чего он это делает?
Ответ: Для того, чтобы убрать абсолютно всякие возможности у другого как-то принизить его и так далее.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 17.06.2024
ЮНЕСКО планирует отправить на Луну информацию о культурном достоянии человечества.
Маленькое племя марубо, проживающее в центре Амазонки, получило от Илана Маска высокоскоростной интернет.
Стыд – очень сильное средство воздействия. Но что делать, если у человека нет стыда?
Из письма: "Я живу в постоянных сомнениях и мучаюсь каждый раз, когда надо что-то решить. Как принимать решения?"