Каверзный вопрос "Правдолюба"
Из письма: "Как известно, евреи начинали обучать Торе своих детей, начиная с 3-х лет. Почему нужно было изучать именно Тору?"
Вопрос: Из письма: "Я – учительница пока с небольшим стажем, не еврейка. Но всегда меня интересовало, что вы обучали своих детей грамоте с трех лет. При этом я знаю, много внимания уделялось запоминанию текста".
"Вы" – имеется в виду евреи.
"Известно, что дети начальных классов могли наизусть, без запинки читать всю Тору. Они даже могли сказать, сколько раз и на какой странице упоминается такое-то слово.
У меня много вопросов. Конечно, и нас многому учили в университете, но мне важны именно ваши ответы. Я очень много беру из ваших передач. Вопрос первый: что дает начало обучения с трех лет?"
Ответ: Дает развитие.
Вопрос: "Что дает такое суровое запоминание текста?" – она спрашивает.
Ответ: Это тоже память, развитие.
Вопрос: К чему ведется этот ребенок?
Ответ: К тому, чтобы он правильно, хорошо знал Тору, на память, умел вырвать из нее любой кусок и процитировать.
Вопрос: Для чего именно Тору?
Ответ: Для того, чтобы развить у человека такие способности, которые ничем другим не разовьешь. Ничем другим. Я беседовал со многими людьми, которые изучали таким образом Тору, и они говорят, что это невозможно передать другим, не изучающим ее. То есть тексты Торы – они такие, что "склеивают" разум человека в одну общую гармонию.
Вопрос: То есть, в принципе, цель – чтобы человек приблизился к этой гармонии?
Ответ: Да.
Вопрос: Как каббалист читает Тору?
Ответ: Каббалист не читает Тору, он видит ее. То есть она вызывает в нем образы. Не те, что нарисованы в книжках. Образы его, личные он видит за словами.
Вопрос: То есть все эти слои как бы снимаются?
Ответ: Это невозможно объяснить.
Вопрос: Еще ее вопрос: "Прогресс принес то, что нам не требуется запоминание текстов. Не требуется. Информацию можно получить мгновенно. Какие в этом плюсы и какие минусы, как вы считаете?"
Ответ: То, что мы можем жонглировать текстами, книжками и энциклопедиями как угодно, цитаты за секунду находить, – это все естественно, с одной стороны. А с другой стороны, конечно, это вытаскивает из всего этого душу. И получается чистая информация.
Вопрос: А в этом душа есть, если ты так учишь Тору?
Ответ: В этом – да. Конечно!
Вопрос: И последний ее вопрос: "Я только начала преподавать. Что самое важное преподать детям?"
Ответ: Детям самое важное преподать – чтобы они правильно относились к тому материалу, который вы им преподаете. Они должны понимать, что обучение – оно само по себе их развивает. И поэтому даже неважно, что ты изучаешь, но сам процесс делает из маленького ребенка человека.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 08.04.2024
Кто понял жизнь, тот больше не спешит,
Смакует каждый миг и наблюдает,
Как спит ребенок, молится старик,
Как дождь идет, и как снежинки тают. (Омар Хайям)
Реплика: Даже в тот момент, когда я читал, у меня вдруг какой-то покой наступил.
Ответ: Конечно.
Вопрос: Вот это понимание жизни? Просто наблюдать?
Ответ: Да.
Вопрос: Что такое просто наблюдать за жизнью? Все-таки я ее проживаю.
Ответ: Как все в ней проходит, движется, развивается, угасает, умирает.
Вопрос: Вот так я просто наблюдаю? Но я же участник всего этого. Это мои близкие.
Ответ: Ты можешь быть участником, смотря как ты это воспринимаешь.
Вопрос: Для вас наблюдение – это что? Вы же все-таки воспринимаете, беды существуют, всё, что вы хотите.
Ответ: Я бы сказал, что я воспринимаю жизнь как медленно текущую реку. И только наши несуразные действия выводят ее из состояния плавного, доброго равновесия.
Вопрос: Как человеку стать наблюдателем своей жизни?
Ответ: Смотри со стороны, и главное – не принимай все, что это про тебя и для тебя.
Вопрос: А как?
Ответ: Что это течет рядом с тобой. И тогда будет все проще, вернее. Я не думаю, что надо воспринимать жизнь, что она относительно тебя все время что-то хочет сказать. Это даст человеку такие внутренние встряски, что он не сможет правильно отнестись к жизни.
Вопрос: Говорится, что все существует для человека. Что тогда в этой фразе?
Ответ: Для того чтобы он увидел себя в этом потоке жизни. Как мы приходим на похороны других, так и другие придут на наши похороны. И так далее. То есть ничего здесь нет неестественного, все плывет.
Вопрос: То есть вот так я и должен бы жить?
Ответ: Да. Это не равнодушие, это просто восприятие жизни.
Вопрос: Это правильное восприятие жизни?
Ответ: Да.
Вопрос: А то, что мы ищем все время смысл жизни? И хорошо бы найти высокий смысл жизни, чтобы к нему тянуться. Где здесь это просто наблюдение, о котором вы говорите? Это исчезает, начинается какой-то драйв.
Ответ: Нет. А что драйв может сделать? Наоборот, если мы хотим увидеть смысл в жизни, то мы должны погрузиться в нее и вместе с нею плыть.
Вопрос: А когда говорится, что всё в человеке, о чем идет речь, что всё во мне?
Ответ: Что "всё в человеке" – и правильное, и вредное отношение к миру, к людям, к себе. А человек должен все-таки настраивать себя на то, что всё в мире действительно плывет. Это огромная река. И если он хочет в нее броситься, я не думаю, что это верно. Лучше все-таки наблюдать.
Вопрос: Куда втекает эта река? Известно, что реки куда-то втекают.
Ответ: Эта река – да. Как и в Торе написано: Гихон, Пишон. Эти реки втекают в систему Высшего мира: в рай, в ад и так далее.
Вопрос: Но хочется все-таки в рай втечь. Или нет такой мысли у человека?
Ответ: Бросься в эту реку, закрой глаза и пускай тебя несет. И не думай. Потому что Тот, Кто все это сотворил, Он определяет все.
Реплика: Я помню простой пример. Когда я ем, я ем быстро. И яблоко так же ем. А вы вдруг рассказали, как Рабаш садился, очищал яблоко и так не торопясь его ел. Я помню, что от этого почему-то было впечатление какого-то отношения к жизни.
Ответ: У него было очень серьезное отношение. К каждой минуте у него было серьезное отношение. Очень серьезное!
Реплика: Почему-то этот пример так вошел ко мне. Хотелось бы вот так...
Ответ: Возьми яблоко, тарелку, нож, сядь и начни очищать, и отрезай кусочки очищенные…
Вопрос: Так и живи?
Ответ: И живи.
Вопрос: Есть ли у младенцев чувство юмора? В Лондонском университете проанкетировали родителей по всему миру – когда, где и почему смеются их дети.
Результаты исследования: первый раз грудничок улыбается примерно в шесть недель, первый раз смеется в три с половиной месяца.
Очень интересные выводы: оказывается, ребенку смешно, только когда взрослый все это делает для малыша.
То есть когда взрослый не просто случайно споткнулся, упал, ушибся, а делает это для малыша. И еще, младенцы смеются, когда находятся в обществе счастливых людей, а не в обществе грустных и несчастных. То есть малышам нехорошо, когда другим плохо.
Скажите, пожалуйста, о чем это говорит?
Ответ: Дети хотят получать положительные импульсы от природы. И поэтому если вокруг них улыбаются, смеются, то их это возбуждает правильно.
Вопрос: Мы растем, все это у нас уходит. И мы уже радуемся бедам других. Что с нами происходит? Куда исчезает этот малыш, этот грудничок? Куда это все исчезает?
Ответ: Мы ощущаем состояние другого человека и поэтому радуемся его проблемам. Нас это мгновенно успокаивает. Мы понимаем, что это не с нами, и поэтому радуемся.
Вопрос: Вот этот переворот абсолютный, полный в мышлении и в сознании, в какой момент происходит?
Ответ: Когда в нас возбуждается эгоизм. Мы сразу же начинаем ориентироваться на него.
Вопрос: Сейчас многие не согласятся, что они такие эгоисты, наоборот. Очень многие пишут нам, что это не верно, я человек отдающий, я любящий и так далее. Когда в человеке проявляется критика, что он видит себя таким? Что это за момент такой?
Ответ: Это уже следующий этап.
Реплика: То есть первый этап даже взрослого человека – я не эгоист, эгоисты другие. А второй этап…
Ответ: Когда он смотрит на себя.
Вопрос: Мы когда-нибудь вернемся в это состояние грудничка, ребеночка, когда радуемся радостям других?
Ответ: Если мы создадим такую атмосферу в товарищах, в группе и так далее, то тогда мы вернемся.
Вопрос: То есть, в принципе, человек должен искать таких товарищей, которые смотрят в себя?
Ответ: Да.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 08.04.2024
Почему мне хорошо, когда плохо другим?
Своими страданиями я заражаю других
Реплика: Есть такие часы, которые называются "часы Судного дня".
Этот проект начат в 1947 году еще создателями первой атомной бомбы. Эти часы показывают, сколько времени осталось до полуночи, то есть до ядерного катаклизма.
Решает это совет директоров – сколько времени осталось до полуночи. В него входят 18 лауреатов Нобелевской премии.
"Сегодня до полуночи осталось, – они говорят, – девяносто секунд". Они считают и заявляют: "Мы приближаемся к катастрофе, и все люди должны отреагировать. Мы переживаем самый опасный момент современной истории! Учтите, он вполне может наступить". То есть это их предположение такое.
Ответ: Да.
Вопрос: Скажите, пожалуйста, почему нам просто до лампады все эти заявления?
Ответ: Нам на самом деле совершенно не важны эти заявления.
Вопрос: То есть они там собрались, они говорят, они определяют, сколько до полуночи, а нам наплевать на это. Почему? Почему мы не боимся этого?
Ответ: Такова наша природа.
Вопрос: Это ваш постоянный ответ будет таким?
Ответ: А что же сделаешь? Я вот так это вижу.
Реплика: Но у меня есть дети, внуки. У меня есть моя жизнь какая-то.
Ответ: Ну и что… Тебе очень хочется, чтобы они тащили на себе эту несчастную жизнь?
Реплика: Несчастную не хочется.
Ответ: Из века в век, страдать беспробудно, бесконечно.
Вопрос: То есть во мне не будет этих часов судного дня, что они тикают, тикают, тикают, и я начинаю дрожать, волноваться: "Вот-вот это произойдет!"?
Ответ: Нет!
Реплика: Пытаюсь, хочу это все остановить!
Ответ: Если это кончается, какая им разница, это будет сегодня или через десять лет?
Вопрос: То есть эти все призывы – это всё ничего не значит?
Ответ: Нет.
Вопрос: Для чего же тогда призывают, подписывают договоры, в ООН собираются, Советы безопасности? Для чего?
Ответ: Кто-то ведь должен что-то делать и получать за это деньги.
Ничего не будет. Этот мир так и останется обреченным.
Вопрос: То есть нам, находясь в этом мире, чем надо заниматься в таком случае? Если не останавливать эти войны, если не заниматься миром в мире или чем-то еще, чем мы должны заниматься?
Ответ: Вообще, самое лучшее, если бы мы пошли спать. На самом деле. Изобрели бы такую таблеточку: сейчас все мы принимаем, допустим, в 12 часов ночи, таблетку и просыпаемся через 100 лет.
Что за это время произошло бы? Мир бы оздоровился…
Реплика: Вы же видели, что происходило во время "короны"? Животные заходили в города, экология улучшалась. Нам рассказывали, что очищались родники, озера, реки. То есть мир очистился бы от нашего загрязнения.
Ответ: Да. Было бы хорошо.
Вопрос: Неплохо, конечно. Уже никто никого не убивает хотя бы.
А в реальности? Хорошо, таблетки не будет, заснуть мы не сможем.
Вот эти люди нашли для себя цель – предупреждать мир о ядерной катастрофе. Другие, наоборот, строить ядерные бомбы. Третьи хотят жить спокойно, им не дают. Все-таки, в принципе, к чему мы все должны прийти, человеки?
Ответ: Мы должны прийти к вопросу: "Для чего все-таки живет человек?" И, конечно, не ради того, чтобы проспать свою жизнь и ничего не сделать, а получить ответ на этот вопрос: "Для чего я живу?"
Все мы должны задаться этим вопросом и получить на него ответ.
Вопрос: То есть вы лично, свою задачу видите в том, чтобы человек задался этим вопросом?
Ответ: Да.
Вопрос: К какому ответу он придет, если есть вопрос?
Ответ: Ради чего живу.
Вопрос: А ради чего?
Ответ: Ради чего? Вот это пусть каждый и поймет, для чего он живет.
Вопрос: То есть это и есть мотор жизни?
Ответ: Да, для того чтобы подтолкнуть людей к Творцу. Я считаю, что выше этой задачи нет – ради того, чтобы подняться до уровня Творца.
Вопрос: И обычный человек тоже придет к этому вопросу?
Ответ: Да.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 01.04.2024
Часы Судного дня продолжают тикать
"Иди своим путем и не оборачивайся на людскую боль. Только если ты идешь своей дорогой, ты сможешь помочь людям превзойти себя". (Из буддистских высказываний)
Вопрос: Вам задают вопрос: "Я недавно начал заниматься каббалой и, честно говоря, потому что тяжело заболел. Искал любые средства, как выбраться из этого.
Вы сегодня на уроке сказали, что можно читать Книгу Зоар, чтобы выздороветь. Я очень болен. На мне врачи уже давно поставили крест. Вы считаете, надо попробовать читать Книгу Зоар? О чем при этом думать? О своем выздоровлении?"
Ответ: Конечно. Пускай читает и выздоравливает.
Вопрос: Вы говорили, что Книга Зоар как "сгула"?
Ответ: Да. Волшебная.
Вопрос: Что происходит, когда ты читаешь ее и хочешь действительно для себя выздоровления?
Ответ: Ты притягиваешь на себя высший свет, он спускается сверху вниз, проходит через все "сфирот", достигает тебя, и этим ты излечиваешься.
Вопрос: Почему именно Книга Зоар, и вы именно на ней настаиваете? Есть много книг.
Ответ: Это самое сильное средство для нашей души. Ее написали великие каббалисты, которые были на высших уровнях связи с Творцом. И потому эта книга несет в себе очень серьезный заряд духовной силы.
Вопрос: Еще такой вопрос: "Неважно, на каком языке читать?" Она написана на арамейском, на иврите.
Ответ: Она написана на арамейском, тут ничего не сделаешь. Но после арамейского, конечно, иврит, потому что они практически параллельные языки. И тот, кто знает арамейский, понимает иврит. Тот, кто понимает иврит, он, в принципе, понимает арамейский.
Вопрос: А если на русском? У нас есть переводы и на русский.
Ответ: Пускай читает на русском.
Вопрос: То есть, в принципе, на своем языке? Понимая?
Ответ: Да.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 01.04.2024
Вопрос: Давид спрашивает: "Объясните, пожалуйста, фразу, что Тора дана для грешников. А если я не чувствую себя грешником, это значит, что я не могу учить Тору?"
Ответ: Ты можешь учить Тору. Но чтобы Тора учила тебя, ты для этого должен чувствовать себя немножечко грешником.
Вопрос: И никуда от этого не деться?
Ответ: Для этого она и дается.
Вопрос: То есть мне она должна быть нужна?
Ответ: Да.
Вопрос: А если она мне нужна для знаний? Там же много всего.
Ответ: Нет, знания тут ни при чем. Тора нужна только для исправления, для выделения эгоизма из человека и становления человека перед Творцом один к одному.
Вопрос: То есть мой путь, который я прохожу через Тору, это мой путь к Творцу?
Ответ: Да.
Вопрос: Он умышленно дал Тору именно грешникам? Именно когда мы согрешили, она была дана?
Ответ: В принципе, мы и рождаемся грешниками. А затем, уже в мере нашего осознания себя как грешника, мы можем оценить Тору, ее глубину, ее силу и ее исправление.
Вопрос: Что такое изучение Торы для вас? Сформулируйте фразу: "Я учу Тору…". Что это означает?
Ответ: Я учу Тору, то есть действую так, чтобы Тора проникла в меня, и я смог бы впитать в себя ее слова, силу, ее убеждения. Чтобы во мне это стало как моя внутренняя незыблемая часть, и я думал бы только о том, как мне реализовать то, что написано в ней. Вот это, в общем, то, что мы должны.
Вопрос: Если все свести к чему-то очень понятному, короткому, вы можете сказать, что написано в ней?
Ответ: Про любовь. Только не в нашем смысле.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 15.04.2024
Тора – инструкция, как прийти к любви
"Помочь можно только тому, кто готов к помощи. Страдающий человек видит мир через свою боль, а значит он глух и слеп".
Вопрос: Игорь спрашивает: "Вы как-то сказали, что час кончины – это не час кончины, а новое рождение. Как это принимать? Я не верю в загробную жизнь. Тогда о чем речь?"
Ответ: Это от тебя не зависит – ты веришь или не веришь. Просто начинается новый поворот.
Вопрос: Когда вы говорите "час кончины", для Игоря что это означает?
Ответ: Расстаешься с этой жизнью, с тем, что ты ее сделал, как ты прожил и заходишь на следующий круг.
Вопрос: Это не означает, что где-то там вдруг закричал ребенок, родился мальчик какой-то, и так далее?
Ответ: Нет.
Вопрос: Тогда что для вас означает новое рождение?
Ответ: Новое рождение – конечно, это акт рождения ребенка. Но, в общем, это начало постижения Высшего мира и Творца тем, что называется "человек".
Вопрос: Час кончины – это обязательная моя физическая кончина или это не обязательно?
Ответ: Нет, не обязательно. То есть умирает все старое, все мое прожитое, все, что я считал важным.
Вопрос: А может рождаться то, что я не считал важным?
Ответ: Естественно, на следующем этапе.
Вопрос: А что я не считал важным в прошлой жизни, можете сказать?
Ответ: Как правило, взаимосвязь с людьми, любовь, отношение к Творцу.
Вопрос: Несмотря на то, что я все время говорил о любви?
Ответ: Это неважно.
Вопрос: Когда вы говорите, что возникает другая любовь, какая она "другая"?
Ответ: Более естественная, близкая, которую невозможно иначе объяснить, кроме как просто раскрытием сердцем.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 15.04.2024
"Никогда не вмешивайся в чужое страдание. Человек должен устать от самого себя и испить положенную ему чашу яда". (Из буддистских высказываний)