Жизнь нам дана для счастья
Вопрос: Племя марубо. 2000 человек жили хорошо, в центре Амазонки. Пили наркотический напиток, ели обезьян. Племенная жизнь, все было замечательно. И вот год назад Илон Маск провел им высокоскоростной интернет.
Через девять месяцев корреспонденты "New York Times" приехали проверить, как живут эти ребята. Пожилые марубо из этого племени рассказывают: "Сначала мы были счастливы. Мы могли общаться с родственниками, вызывать скорую помощь, всё, что хотите. Было прекрасно!
Всего за девять месяцев все изменилось. Подростки не отлипают от телефонов, групповые чаты полны сплетен, мошенники обманывают индейцев, фейковые новости, дети и подростки смотрят порнографические фильмы и сидят в социальных сетях".
Но эти старики, которые жаловались, что молодежь стала ленивой из-за интернета, тут же добавляют: "Только не забирайте у нас интернет!".
Первый вопрос такой: о чем думал Илон Маск? Можно вас спросить?
Ответ: Илон Маск думал, как себя подороже продать.
Вопрос: То есть он о своем бизнесе думал?
Ответ: Да.
Вопрос: А что происходит, когда мы трогаем современными технологиями первобытные племена? Что с ними делает этот перескок?
Ответ: Ничего!
Вопрос: Это их не убивает?
Ответ: Нет. Это как будто ты положил им на тарелку, и даже не на тарелку, что-то вкусное. И всё. Только в том объеме, в котором они понимают, что это такое, только это они и берут.
Вопрос: То есть, вы считаете, эта первобытность, которая в них, она первобытностью остается?
Ответ: Она остается и ускорения развития не будет.
Вопрос: Тогда такой вопрос. То, что дети портятся, как говорят пожилые, не отлипают от интернета, сидят в порносайтах и так далее, какое, по-вашему, будущее этого поколения? Они ведь уже не будут стрелять обезьян, спокойно ходить, пить этот напиток, вызывать духов.
Ответ: Хорошего ничего. Они будут более уродливыми.
Вопрос: Такими же примитивными, но более уродливыми?
Ответ: Конечно.
Вопрос: То есть вы не сходите со своей точки зрения, что примитивность у них так и останется?
Ответ: Примитивность нуждается в очень правильном уходе. То есть надо постепенно-постепенно, маленькими порциями давать им правильные части из наук, из литературы, из искусства, из всего, что есть, чем можно их наполнить. А так они, конечно, прилипают согласно своим естественным животным инстинктам. То же, что и у нас. Вытаскивают себе свое оттуда.
Вопрос: Скажите, пожалуйста, а как все-таки в таком случае проходили все эти переходы – от первобытного строя к рабовладельческому?
Ответ: Постепенно меняется общество. И оно таким образом дает подрастающим поколениям то, что считает нужным.
Вопрос: И так из первобытного строя возникает рабовладельческий?
Ответ: Да, постепенно. Но никаких там зверств особых не было. Это все было естественно для них. Это был естественный переход.
Вопрос: Мы говорим все время о желании. Вы говорите, что у этих первобытных людей то же самое желание осталось?
Ответ: Да.
Вопрос: А когда произошел переход от первобытного строя к рабовладельческому, желание менялось в течение времени?
Ответ: Конечно. Постепенно-постепенно в них стали пробуждаться более высшие запросы. И таким образом они себя обогащали новыми знаниями, новым обслуживанием. Так всё и тянется.
Вопрос: Вот мы дошли до сегодня, каким оно есть. Наше желание претерпело много всяких изменений. Что нас дальше толкнет? И куда мы толкнемся дальше?
Ответ: Я думаю, что мы в итоге убедимся, что всё, чего мы хотели достичь, ничего нам хорошего не дает. Не несет ничего, никаких особых благ.
Вопрос: А что даст?
Ответ: Для этого надо работать и медленно-медленно развиваться.
Вопрос: Все-таки медленно?
Ответ: Конечно. Скачка не будет.
Вопрос: Не ожидать его? То есть плод должен созреть все-таки?
Ответ: Конечно. А зачем нужны все эти рывки и быстрота?
Реплика: Хочется быстрее.
Ответ: Зачем?!
Вопрос: То есть надо так идти за развитием?
Ответ: Конечно.
Вопрос: Вы против всяких революций?
Ответ: Революция – это вообще самоубийство. Ты посмотри, как дети развиваются. Разве ты согласился бы давать им какие-то таблетки, чтобы они развивались быстрее?
Реплика: Нет, надо, чтобы они развивались, как дети.
Ответ: Да. Только так.
Вопрос: Так и мы?
Ответ: Да.
Вопрос: То есть надо согласиться с этим течением жизни?
Ответ: Да, это самая великая мудрость.
Вопрос: И это самое сложное?
Ответ: Да.
Вопрос: Тогда последний вопрос: почему человек не хочет согласиться с этим? Действительно, не хочет.
Ответ: Ему кажется, что все хорошее будет завтра. А на самом деле, если ты готов к этому "завтра", то пускай оно придет к тебе сегодня. Но, как правило, мы к этому не готовы.
Вопрос: А на самом деле все хорошее – оно сегодня? Можно с этим жить вот так?
Ответ: Нет. Все этапы, ступени, по которым мы развиваемся, они нам необходимы. Без этого мы не будем достойны того, что получим. В общем, надо согласиться с тем, что делает природа в том количестве и в качестве.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 17.06.2024
Вопрос: Спрашивают вас о стыде. "Вот вы все время говорите, что стыд – это самое сильное средство". Это так?
Ответ: Да.
Вопрос: То есть правильно подметил автор. Он спрашивает: "В чем? Убедить человека, что он неправ? Пристыдить его?"
Ответ: Стыд – это оценка человека намного ниже, чем он себя считает, и это та оценка, с которой он не может согласиться.
Вопрос: Кто-то его оценивает так, да?
Ответ: Да.
Реплика: Это такой удар по "я" человека…
Ответ: Конечно!
Вопрос: А чего он стыдится?
Ответ: То, что получает это сообщение от окружения.
Вопрос: А если он сам к этому приходит? Что-то изменяется от этого?
Ответ: Тогда он, как правило, забывает об этом. Если это не находится во власти других, то сам он забывает.
Вопрос: То есть, когда меня пристыдили, это и есть такое тяжелое состояние. Оно что-то приносит? Я от этого меняюсь?
Ответ: Человек должен меняться. Или он скрывается, или он скрывает себя, или… он что-то должен с этим делать.
Вопрос: А для чего ему приходит это? Это же всё, так или иначе, сверху, – через кого-то, понятно, – но для чего его стыдят?
Ответ: Для того, чтобы его изменить.
Вопрос: И когда человек понимает это, то…?
Ответ: То это исправление.
Вопрос: Еще вопрос: почему мы краснеем, когда нас стыдят?
Ответ: Такие вот мы животные, что краснеем, когда стыдимся.
Реплика: Животные особенно не краснеют. Правда, у них есть всякие такие движения, что стыдятся.
Ответ: Мы – да.
Вопрос: Почему я потом ненавижу этого человека, который меня пристыдил?
Ответ: Не только потом ненавижу, были времена, когда таких людей убивали и так далее. То есть того, кто приносит мне какие-то отрицательные ощущения, я готов истребить.
Вопрос: Стыд и унижение – это похожие формы?
Ответ: Да.
Вопрос: Если у человека нет стыда, о чем это говорит? Вообще, наверное, нет такого человека. Но допустим.
Ответ: Как правило, он не понимает, значит, о чем речь.
Вопрос: Этот человек?
Ответ: Да. Недоразвитый.
Вопрос: То есть доразвитые люди живут со стыдом?
Ответ: Конечно. Есть какой-то порог. Если ты его выбрасываешь своими высказываниями за этот порог, то он не может с этим согласиться.
Вопрос: То есть у каждого человека есть этот порог.
Такой еще вопрос: есть такое выражение, что "человек прикрывает свой стыд".
Ответ: Каждый человек. Основная забота его о том, чтобы прикрыть себя от стыда.
Вопрос: В принципе, так человек и живет. Дальше идет такой вопрос. В Библии говорилось, что "они прикрыли свой стыд одеждами". Что это означает? – спрашивают, – нормально же они ходили голые и обнаженные?
Было же все нормально до какой-то поры. И вдруг, как вы говорите, порог какой-то произошел. Что это за порог у них, у этих первых людей? По Библии, если можно, даже и каббалистический смысл.
Ответ: Когда у них появилось ощущение стыда.
Ощущение стыда – это когда человек ощущает себя голым перед остальными, неприкрытым. И это очень непросто.
Вопрос: А если мы коснемся уже постоянной вашей темы – эгоизма, это же мы, так или иначе, прикрываем его?
Ответ: Да.
Вопрос: Что там произошло у Адама с Евой, что вдруг они застыдились?
Ответ: Я не думаю, что это проблема Адама и Евы, это проявилась первая общественная проблема, что есть у них такие увлечения, которыми они могут и не гордиться, а стыдиться. И они прикрылись. А когда ты прикрылся, – всё, никто не знает, не понимает, что ты собой представляешь, от чего ты скрываешься, от чего нет.
Вопрос: Но тогда еще один вопрос: допустим, прикрылись они, даже материально, одеждами. Со временем эти одежды от прикрытия переходили в элемент гордости. Надевалось золото на них, появились кутюрье. Одежда становилась не просто прикрытием стыда, а наоборот – демонстрацией богатства. Что это такое? Можно сказать?
Ответ: Это естественная инверсия, поскольку то, что надо прикрывать, – если ты это прикрываешь тем, что бьет в глаза другому, это уже понятно, что это не прикрытие тебя, а, наоборот, разоблачение.
Вопрос: То есть, в принципе, что это говорит о человеке, когда он вот так рассматривает одежду? Не рассматривает одежду как простую, которой он прикрывает себя, а когда он рассматривает ее как "я красив, я это…", – вот что это? Для чего он это делает?
Ответ: Для того, чтобы убрать абсолютно всякие возможности у другого как-то принизить его и так далее.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 17.06.2024
ЮНЕСКО планирует отправить на Луну информацию о культурном достоянии человечества.
Маленькое племя марубо, проживающее в центре Амазонки, получило от Илана Маска высокоскоростной интернет.
Стыд – очень сильное средство воздействия. Но что делать, если у человека нет стыда?
Из письма: "Я живу в постоянных сомнениях и мучаюсь каждый раз, когда надо что-то решить. Как принимать решения?"
Из письма: "Женщину, живущую в трейлере, полном кошек, мы называем чокнутой. А людей, накапливающих такие суммы, что ввергают в бедность целую нацию, помещаем на обложку журнала и делаем из них образец для подражания".
Вопрос: Сергей спрашивает: "Коммунизм – это плохо или все-таки хорошо? Я смотрю, как мои родители тоскуют по старым временам. Да я и сам, глядя на сегодняшний день, не очень-то радуюсь. Почему мы все-таки не смогли построить коммунизм? Ведь так хотели этого!".
Ответ: Коммунизм не может существовать без предварительного воспитания всего общества. И потому это просто иллюзия, это мечта. Но вполне достижимая, если люди этого захотят.
Вопрос: В чем была ошибка?
Ответ: В том, что насильно заставляли людей жить как при коммунизме.
Вопрос: А как должно было быть? Что такое предварительное воспитание?
Ответ: Надо сначала обучить людей. И когда люди этого захотят, тогда это можно вводить постепенно.
Вопрос: Какое количество людей должно этого захотеть, чтобы это не было кровавой революцией?
Ответ: Это вообще не обязано быть революцией. Это может быть маленькая группа людей, типа кибуца, которая показывает, что так можно жить.
Вопрос: А если они начинают так жить, и вдруг у них получается, что дальше происходит? Это начинает распространяться по миру?
Ответ: Это зависит от тех, кто находится в этой группе.
Вопрос: Но они хотят, чтобы это разошлось по миру?
Ответ: Да и нет. Хотели бы, может быть, но понимают, что в больших масштабах это еще невозможно.
Вопрос: То есть еще не время?
Ответ: Да.
Вопрос: Как они определяют, время пришло или не пришло, для того чтобы равенство разошлось по миру?
Ответ: По моральному уровню общества. Как общество само желает привести всех своих членов к единению, к единому уровню и так далее.
Вопрос: То есть здесь вы говорите, что только не силой? Все должно быть по согласию?
Ответ: Конечно.
Вопрос: Тот, кто живет хорошо и зарабатывает хорошо, и хорошо живет при капитализме, допустим, неужели он захочет прийти к этому обществу равных и так далее? Как вы думаете?
Ответ: Это зависит от воспитания.
Вопрос: То есть сознание может быть такое у него?
Ответ: Да.
Вопрос: То есть на самом деле, как вывод: прежде воспитание, а потом уже безреволюционный переход?
Ответ: Конечно. Обязательно!
Вопрос: Вы уже немножко ответили, но все-таки Сережа задает этот вопрос: "И все-таки коммунизм будет или же это утопия?"
Ответ: Я думаю, что это будет, назовем это коммунизмом, но это не будет то, что мы думаем. Это будет особое, мудрое общество, где все будут понимать, что в таком состоянии для них это лучше.
Вопрос: И все-таки это будет общество равных или это нельзя так называть?
Ответ: Равных – да. Но в чем?
Вопрос: Да, вот это вопрос. А в чем правильное равенство?
Ответ: Правильное равенство – что каждому человеку дается возможность достичь своей мечты.
Вопрос: То есть ты двигаешься именно своим путем.
Ответ: Да. А вот какую мечту он захочет осуществить, это уже зависит от воспитания.
Вопрос: Это красиво! То есть ты двигаешься к своей мечте, и каждый так, и тогда ты как бы равен с ними?
Ответ: Ты держишься за нее и идешь вперед.
Вопрос: Еще Сережа спрашивает вас: "Уважаемый Михаэль, что бы вы сказали пожилым людям, которые действительно верили в идеалы равенства, братства? Это было правильно?"
Ответ: Это было правильно. Это было время такое. Так что не надо переживать за то, что вас заставляли или обучили каким-то глупостям, и вы в них верили, и прошла жизнь вот так. Нет. Мы все равно придем к этому постепенно. Я думаю, что люди к этому придут.
Но коммунизм должен быть основан на воспитании, на взаимном уважении, любви, связи между собой. Это то, что говорится в Торе: "Возлюби ближнего как себя". И этим решаются все проблемы.
Реплика: Только к этому прийти, и дальше всё уже покатит.
Ответ: Да.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 13.05.2024
Коммунизм: утопия или реальность, ч.4
Из письма: "Уважаемый Михаил Лайтман! Вы говорите: "Все грехи наши покроет любовь". Вы что, не видите, что это невозможно?"
Из письма: "Коммунизм – это плохо или все-таки хорошо? Почему мы все-таки не смогли построить коммунизм? Ведь так хотели этого!"
Вопрос: Одного старца спросили, что такое грусть. "Быть грустным – это значит все время думать о самом себе", – ответил старец.
Как все просто на самом деле и как все сложно. Человек может не грустить?
Ответ: Я не знаю, я занимаю себя.
Вопрос: Вы занимаете себя, но не для того, чтобы не грустить всё-таки? Не для этого?
Ответ: Нет. Даже если бы я ничего не делал, я бы не грустил.
Вопрос: У вас бывает грусть вообще?
Ответ: Нет.
Вопрос: Почему? У всех бывает, а у вас – нет.
Ответ: Я вообще не даю этому чувству в себе развиваться. Это первое.
Второе – я нахожу больше сведений о развитии, чем я могу все это проглотить, охватить. И поэтому мне не грустно.
Реплика: То есть у вас все время есть горизонты – еще и еще.
Ответ: Да, допустим. Можно так сказать.
Вопрос: Скажите, пожалуйста, противоположность грусти – радость. Можно быть в радости все время?
Ответ: Нет.
Вопрос: То есть так или иначе такое движение должно быть?
Ответ: Да. Это естественно для человека.
Вопрос: Чтобы приходить к радости, нужно грустить или нужно?
Ответ: Чтобы приходить к радости, надо осознавать, что то, что есть у тебя, это в общем обычная жизнь. И поэтому ты не можешь быть в постоянной радости, в какой-то эйфории. И грустить, в принципе, не можешь.
Ты можешь быть в нейтральном состоянии и таким образом чувствовать, что ты плывешь.
Вопрос: И тут же будет и радость, и тут же будут эти состояния? Будет приходить эта радость, и снова плывешь, и так вот и плыть?
Ответ: Да. Мелкими порциями.
Вопрос: Вопрос еще такой: почему Творец нам дает эти состояния, включая радость, грусть? Почему Он нам всё это дает?
Ответ: Без этого мы не могли бы вообще замечать время. Только на этих противоположных чувствах: от радости к грусти, от страха к счастью…
Вопрос: Из-за этого мы и чувствуем, что время идет?
Ответ: Да.
Вопрос: Так что такое время?
Ответ: Это чередование таких ощущений.
Вопрос: То есть время – это чередование вот этих состояний?
Ответ: Да.
Вопрос: И всё?
Ответ: А что может быть еще у человека?..
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 17.06.2024
Как правильно использовать злость, грусть и печаль
Вопрос: Шел рыцарь. По пути потерял коня, доспехи, остался только меч. Рыцарь был голоден, и его мучила жажда.
Вдруг вдалеке он увидел озеро. Но у самого озера сидел трехглавый дракон. Рыцарь выхватил меч и из последних сил начал сражаться.
Сутки бился, вторые бился. Две головы дракона отрубил. На третьи сутки дракон упал без сил. Рядом упал обессиленный рыцарь. И тогда из последних сил дракон спрашивает: "Рыцарь, а чего ты хотел-то?". Тот говорит: "Воды попить". Дракон сказал: "Ну и пил бы".
Я хочу вас спросить. Мы постоянно в борьбе: за честь, за свободу, за Родину, за все, что хотите. У меня ощущение, что все эти враги, с которыми мы боремся не на жизнь, а на смерть, они все надуманы. Это так или нет?
Ответ: Да. Всё это произведение нашего пустого эгоизма.
Вопрос: То есть можно спокойно напиться воды? Чего ты бьешься?
Ответ: Конечно.
Вопрос: А скажите тогда, что не надумано? Какая борьба не надумана? Всегда говорят: "Борьба за жизнь". Человек рождается для борьбы или нет?
Ответ: Человек рождается для того, чтобы обрести работу и успокоение в ней, а также обеспечить себя, своих близких, семью, естественно. И в этом он должен видеть свое первое предназначение.
Вопрос: А дальше? Что-то должно быть?
Ответ: А дальше он должен развиваться.
Вопрос: Под словом "развиваться" что вы подразумеваете?
Ответ: Развивать свой эгоизм, который тянет его вперед и так постепенно идти вглубь природы.
Вопрос: До чего?
Ответ: До смысла жизни.
Вопрос: То есть, так или иначе, человек должен двигаться к смыслу жизни?
Ответ: Это у человека будет всегда. Перед ним это будет всегда стоять как нерешенная задача.
Вопрос: А почему она все время будет нерешенная, нерешенная и нерешенная?
Ответ: Для того чтобы вытащить его из этого мира.
Вопрос: "Вытащить из этого мира" – что это значит, по-вашему?
Ответ: Вытащить его из этого мелкого эгоизма, изучить, где заканчивается цель, к которой его желает подвести природа или Творец, дать человеку это освоить и успокоиться.
Вопрос: А мы, в принципе, существуем на уровне мелкого эгоизма?
Ответ: Да.
Вопрос: Земля существует на этом уровне?
Ответ: Конечно, да.
Вопрос: А большой эгоизм – это желание выйти из этого состояния?
Ответ: Да.
Вопрос: Но вы все равно говорите, что это эгоизм?
Ответ: Конечно.
Вопрос: И есть все-таки вот этот трехглавый дракон… Если вы говорите, что человек должен все время развивать эгоизм, ты не должен все время отрубать ему головы или должен?
Ответ: Эгоизм – чем больше ты его рубишь, тем он быстрей растет.
Вопрос: То есть головы на этом месте возникают больше и больше?
Ответ: Да.
Вопрос: Рубить его надо все-таки или нет?
Ответ: Надо.
Вопрос: И головы будут расти?
Ответ: Да.
Реплика: И снова рубить.
Ответ: Но каждый раз они будут более сложными, высокими.
Вопрос: И нужно будет развиваться, чтобы еще отрубить головы?
Ответ: Да.
Вопрос: Понятно. А в какой момент этот дракон скажет, как тот в притче: "Ну и пошел бы напиться. Что ты со мной борешься?" Такой момент наступит?
Ответ: Нет. У нас этого не будет.
Вопрос: Не будет? Мы должны будем рубаться?
Ответ: Да.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 17.06.2024
В жизни мы всегда переходим от радости к грусти и от грусти к радости. А можно ли жить, минуя стадию грусти?