Из притчи: "Шел рыцарь, повстречал дракона у озера и начал с ним биться…"
Из притчи: "Шел рыцарь, повстречал дракона у озера и начал с ним биться…"
Из письма: "Существует ли объективная информация, которой можно было бы верить?"
Общество будущего – это общество, живущее по принципу "возлюби ближнего, как себя", общество радости, улыбок, сближения.
Реплика: Пишет Хазрат Инайят Хан, индийский суфий: "Человек, обучаясь ступать по духовному пути, должен стать подобен пустой чаше, для того чтобы вино музыки и гармонии могло быть налито в его сердце".
Ответ: Да, это он хорошо переворачивает. Это верно. Если сердце человека, то есть его основная эгоистическая чаша пуста, и она может быть наполнена гармонией мира, то тогда это хорошо.
Вопрос: То есть надо опустошить свое сердце?
Ответ: Да.
Вопрос: А оно полное пока. Чем оно полно, и как его опустошить?
Ответ: Оно полно, если полно, всяких эгоистических желаний. А опустошить его можно, только если мы примем все наши желания как пустые, которые не могут нас наполнить и вести по правильному пути.
Вопрос: Это психологически я могу сделать или это все-таки воспитание?
Ответ: Здесь все намного сложнее. Но я думаю, что люди все равно придут к этому, поскольку иного пути не может быть.
Вопрос: То есть так или иначе это воля свыше?
Ответ: Да. Творец держит нас так, чтобы мы постепенно поняли, кто мы такие, в каком мире мы существуем, и каким образом мы можем довести себя до правильного вида.
Вопрос: У Творца есть понятие времени: "Я их немножко еще подержу"?
Ответ: Абсолютно нет.
Вопрос: А то, что нас столько держат, мы столько лет прошли, столько страдали?
Ответ: Если бы мы не чувствовали, что мы умираем, то все было бы по-другому. А то, что мы умираем, это нас, конечно, загоняет в разные мысли, в тупик и так далее. Но, в принципе, мы идем к тому, чтобы понять, что смерти нет.
Вопрос: И что тогда?
Ответ: И тогда мы по-другому начнем относиться к себе, к миру, к Творцу. Это будет все по-другому.
Вопрос: Как?
Ответ: Я не знаю, смогу ли это выразить. Это будет все свободно и просто.
Реплика: Пусть будет так.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 13.05.2024
Реплика: 50 лет назад американский психолог Мартин Селигман проводил эксперимент над собаками по схеме Павлова. Я беру только часть эксперимента, он очень сложный.
Там было следующее: цель эксперимента была сформировать рефлекс страха на звук сигнала. Если у Павлова животные по звонку получали мясо, то у Селигмана они получали удар током. Чтобы собаки не сбежали раньше времени, ставили загородки.
Селигман был уверен, что, когда зверей переведут в вольер с низкой перегородкой, они убегут, как только услышат сигнал. Но в новой клетке собаки сидели на полу и скулили. Ни один пес не перепрыгнул легчайшее препятствие, даже не попытался. Когда в те же условия поместили собаку, которая не участвовала в эксперименте, она с легкостью сбежала.
Оказывается, что у людей то же самое. Человек, который загнан в беспомощность, не может перепрыгнуть даже через низкий заборчик. Он не верит в выход, он лежит на полу и скулит.
Вопрос такой: что это в нас такое, когда человек сам отказывается от свободы? Ты уже не привязан. Уйди с работы! Уезжай из страны! Уйди от этого постоянного неуспеха! Ты же талантливый, умный! Нет, остается.
Ответ: Внешнее давление сковывает человека и лишает его всяких возможностей развития, осознания и победы.
Реплика: То есть давление и страх – это серьезное...
Ответ: Это серьезное оружие в руках общества или кого-то.
Вопрос: И если ты этим владеешь – страхом, давлением – ты можешь положить народ?
Ответ: Да. То, что и пытались сделать.
Вопрос: Но если взять нашу жизнь, человек все-таки соглашается с ней, с этой жизнью? Хоть это и клетка, и мы страдаем.
Ответ: Нет ничего взамен. Человек не видит, что есть что-то, кроме этого, и поэтому соглашается и пытается найти в этих рамках хоть какие-то маленькие удовольствия, наполнения, насыщения. Вот это и есть наша жизнь.
Вопрос: Как же нам увидеть хотя бы маленький просвет, туда, в эту дырочку проскочить как-то, выскочить из этого?
Ответ: Нам надо получить воспитание, что если мы хотим стать лучшими, то мы должны для этого обрести понимание свободы – свободы от себя, от своего эгоизма. И тогда мы сможем достичь равенства между всеми.
Вопрос: Какую роль тут играет эгоизм? Вот у этого человека, который прилег от удара, который не двигается, какую роль играет эгоизм? У него же все подавлено, в принципе.
Ответ: Вот в таком состоянии, когда он лежит и находится под ударами, у него начинает развиваться возможность подняться над собой. И он начинает фантазировать, можно так сказать, каким образом это возможно сделать.
Вопрос: Как он может вырваться?
Ответ: Да. И так постепенно он вырастает.
Вопрос: То есть эта сила подавления и сила страха где-то даже положительная?
Ответ: Да, положительная для человека. Она его и развивает.
А чем пользуется Творец, когда желает привести нас к лучшему, к добру, подняться над собой? Только лишь обратной силой – силой страха, силой боязни страданий и так далее.
Вопрос: То есть вы сейчас это как бы переводите на Творца, что все это Его действия? Не этих руководителей и никого, а действия Творца?
Ответ: Конечно. И они направленны.
Вопрос: Что мы за существа такие?
Ответ: Мы маленькие, слабенькие эгоистики.
Вопрос: И нас хотят вырастить во что?
Ответ: И хотят, чтобы мы разобрались в своем маленьком эгоизме, который представляет собой всю нашу природу, и пожелали подняться над ним, над эгоизмом. А для этого нам нужна взаимопомощь и понимание, что есть другая возможность существовать, только нам надо подняться из себя.
Вопрос: Это называется, что тогда мы перепрыгиваем через этот "заборчик" и уходим?
Ответ: Да.
Вопрос: А "заборчик" действительно низкий?
Ответ: Низкий, он чуть-чуть над землей.
Вопрос: Вот этот низкий "заборчик" кажется нам непроходимой стеной?
Ответ: Это психологическое препятствие.
Вопрос: Именно психологическое?
Ответ: Да
Вопрос: Тогда вопрос о свободе воли. В каком случае мы можем сделать этот шаг к свободе? Что с нами должно произойти?
Ответ: Мы можем направить себя к свободе воли, если мы решим, что другого выхода у нас нет, и не будем пытаться куда-то убежать, спрятаться, приукрасить, подсластить это наше существование в эгоизме, в изгнании от хорошего, от добра, от всего.
Если мы так возьмемся за себя и будем действовать, то увидим, что это возможно.
Вопрос: Что такое свободный человек, "я свободен"?
Ответ: Свободный человек тот, у которого нет никаких ограничений. А это, в первую очередь, внутренняя свобода.
Реплика: Это могут по-разному понять – "нет ограничений".
Ответ: Нет ограничений – имеется в виду, что человек может существовать со всеми, и всем будет хорошо с ним, и ему будет хорошо со всеми. То есть это человек, который не руководствуется эгоизмом.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 13.05.2024
Реплика: Арина спрашивает: "Скажите, почему сегодня людям не стыдно быть богатыми, да еще кичиться этим, строить дворцы, виллы, скупать бриллианты, машины, и все это делать напоказ? Как хватает у людей совести, когда вокруг столько бедности и горя?"
Ответ: Это было всегда во всех временах. Есть такие, которые скрывают. Есть такие, которые показывают.
Вопрос: То есть вы не считаете, что это какой-то показатель сегодняшнего времени?
Ответ: Да, сегодня, конечно, человек ничего не стесняется.
Вопрос: Почему это произошло? Почему его не волнует, что кому-то нечего есть, а он строит…?
Ответ: Это недостаток воспитания, на самом деле. Великие люди, хотя, может быть, и имеют какие-то огромные богатства, но для них не это важно, а богатство внутреннее.
Вопрос: Скажите, пожалуйста, а какое воспитание должно быть, чтобы все это как-то…?
Ответ: Надо приучать человека быть, во-первых, довольным своей судьбой, кем бы ни был. Во-вторых, не быть выше других ни в богатстве, ни в знании, ни в чем. Только лишь в мудрости в отношении Творца, в скромности. Вот это главное.
Вопрос: Этому можно воспитать?
Ответ: Можно.
Вопрос: Это не какое-то природное качество?
Ответ: Нет. Это можно воспитать, и надо воспитать.
Вопрос: В принципе, нормальное общество, даже скажем, общество будущего, оно пойдет таким воспитанием?
Ответ: Да. Люди не будут кичиться своими машинами, домами, богатствами.
Вопрос: То есть это ничего не будет стоить для человека?
Ответ: Это будет говорить о многом, что все-таки он, наверное, что-то заработал, но, в принципе, для человека это будет не так важно.
Реплика: Вы сказали, что человеку важно не смотреть ни на богатого, ни на бедного, а на свою судьбу – вот такая судьба моя.
Ответ: На его связь с Творцом – на это он должен смотреть. Человек будет только углублен в себя: я и Творец.
Реплика: Леонид спрашивает: "Уважаемый Михаэль Лайтман, я только недавно узнал, что великие евреи раньше не были евреями. Именно самый известный – рабби Акива – не был евреем, а стал главным учителем еврейского народа.
У царя Давида, самого великого царя Израиля, бабушка Рут не была еврейкой. Известный комментатор Торы Ункелос был римлянином, принял иудаизм, перевел Тору на арамейский, и это самый известный перевод. Вопрос: как это так, есть ли этому объяснение в каббале?".
Ответ: Я не знаю объяснений. Я просто знаю, что это не имеет значения. Человек, который хочет быть ближе к Творцу, принимает на себя все те законы, которые указаны в Торе, и таким образом становится евреем.
"Йехуди" – от слова "соединяющийся с Творцом", "сближающийся с Творцом".
Вопрос: "Йехуди" – это "иудей" больше?
Ответ: Да. Так что не имеет значения.
Потому мы этих людей приветствуем, уважаем, любим и почитаем.
Вопрос: Получается, есть какой-то такой навигатор – если я хочу ближе быть к Творцу, то я приближаюсь к Торе?
Ответ: Да, конечно. Потому что она и говорит о том, как быть ближе к Творцу.
Вопрос: То есть раньше вот это желание возникает: "Я хочу быть ближе"?
Ответ: Да.
Вопрос: Кто вызывает в человеке это желание?
Ответ: Творец.
Вопрос: Получается, Он сам же и зовет человека?
Ответ: Конечно.
Вопрос: Это какие-то избранные люди? Леонид пишет об избранных людях: рабби Акива, Ункелос, Рут?
Ответ: Да.
Вопрос: То есть, есть определенные люди, которых Творец вызывает, и они именно приходят к Торе?
Ответ: Да, и они приходят к тем законам, к тем условиям, которые сказаны в Торе.
Реплика: Дальше Леонид задает вопрос: "Что значит пройти гиюр и стать евреем?"
Ответ: Это принять на себя обязанность выполнять условия сближения с Творцом.
Вопрос: Это называется "пройти гиюр"?
Ответ: Да.
Реплика: Он спрашивает: "Почему так тяжело сегодня пройти гиюр? По себе знаю".
Ответ: Это зависит от времени, конечно, тоже. Но в основном это зависит от чиновничества.
Вопрос: То есть существуют такие барьеры?
Ответ: Да.
Вопрос: Это хорошо, что есть барьеры?
Ответ: Да, это хорошо.
Вопрос: То есть хорошо, что тебя сначала отталкивают, не дают долго?
Ответ: Если это в разумных пределах, то конечно.
Реплика: Ведь мы знаем, что для бабушки царя Давида это было проще, она сказала: "Это мой народ, хочу быть с моим народом". И это называлось "прошла гиюр".
Ответ: Да.
Реплика: Сегодня так не произойдет.
Ответ: Прошло много времени, люди стали намного сложнее.
Реплика: Дальше он задает такой вопрос: "Получается, что тот, кто прошел гиюр, может оказаться даже руководителем поколения, то есть выше тех, кто рожден евреями. А евреям самим это не обидно?"
Ответ: Ни в коем случае не обидно. Этот человек, который прошел гиюр, на 100 процентов еврей и даже чуть больше. Потому что он пришел извне и приложил усилия.
Вопрос: То есть, в принципе, получается, что тот, кто проходит гиюр по-настоящему и становится евреем, он даже выше природного еврея?
Ответ: Конечно.
Вопрос: По-настоящему еврей – кто это, что это, и как это? Если можно, еще раз, обобщая.
Ответ: Еврей – это человек, который желает сблизиться с Творцом. И всё.
Вопрос: Такая простая формула?
Ответ: Да. "Йехуди" – от слова "ихуд" (сближение).
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 13.05.2024
"Человек, обучаясь ступать по духовному пути, должен стать подобен пустой чаше, для того чтобы вино музыки и гармонии могло быть налито в его сердце". Хазрат Инайят Хан
Вопрос: В Венеции есть такое понятие "подвешенный кофе". Это когда кто-то из посетителей заказывает себе два кофе: одно выпивает, одно подвешивает. То есть хозяин вешает на стену записку – "кофе".
Так собирается в кафе много записок. А потом приходит бездомный или бедный человек и просит подвешенный кофе. И ему с улыбкой наливают чашку эспрессо с пожеланием доброго утра, и так далее.
Очень важно тут, что человеку не надо унижаться и просить в долг, говорить, что у меня нет денег, извините, дайте мне чашечку кофе. Он приходит, просит подвешенный кофе. Богатому клиенту при этом приятно подвесить кофе. А бедному хорошо не унижаться.
Вопрос глобальный: можно ли придумать такую гармонию для человечества, чтобы те, у кого есть деньги и возможность, подвешивали бы что-то без своих имен, фамилий, а другие пользовались этим, не унижаясь на просьбу? Это приблизило бы к гармонии или нет?
Ответ: Отчасти да.
Вопрос: Какой здесь самый важный элемент? Он подвешивает и не ставит своей фамилии?
Ответ: Это естественно, никаких фамилий, ничего. Ни кто дает, ни кто получает. Так инкогнито все и существует.
Вопрос: В этом есть гармоничность, гармония?
Ответ: Конечно.
Вопрос: От того, что я отдаю что-то от себя, не требуя ничего взамен, от этого мир становится теплее, лучше?
Ответ: Отчасти. Потому что наш эгоизм не позволит тебе делать это каждый день. Ты сможешь делать это в течение недели или как, но не постоянно.
Вопрос: То есть это не может быть процессом воспитания, который приводит к этому, и ты постоянно так живешь?
Ответ: Нет.
Вопрос: Должны быть спады, подъемы?
Ответ: Иначе это будет как налог какой-то и так далее.
Вопрос: Это уже будет не усилие?
Ответ: Да. А должны быть усилия.
Вопрос: Понятно, что это процесс воспитания больше для того, кто подвешивает, то есть для богатого человека. А для того, кто принимает, что здесь? Есть ли для него какое-то воспитание?
Ответ: Он должен понимать, что кто-то подумал о нем. И поэтому, когда у него появится такая же возможность, он тоже должен будет это сделать.
Вопрос: Это красиво! То есть проходит такой обоюдный процесс воспитания?
Ответ: Да.
Вопрос: Можно сделать вот так все-таки?
Ответ: Это круговая порука. Это можно, конечно, сделать.
Прийти к этому воспитанием можно. У человека получается воспитание, а потом привычка. И он уже думает об этом, не забывает и делает. Или это может быть под давлением, как какой-то налог.
Но никак иначе, ведь эгоизм в нас постоянно растет и требует, чтобы мы его кормили.
Вопрос: То есть он так или иначе подстроится под эти усилия?
Ответ: Да.
Вопрос: А можно сказать, какой все-таки конечный выход к гармонии?
Ответ: Конечный приход к гармонии – это когда мы не будем ощущать своего эгоизма, который нас будет вынуждать что-то делать. Когда мы поднимемся над ним и будем действительно свободными. Это, конечно, высший пилотаж! Но это будет.
Вопрос: Вы так потихонечку заводите в мини-тупик, а потом вдруг говорите: "Но это будет". 🙂 Вы нас хотите успокоить или так и будет?
Ответ: Я уверен, что это будет, и человечество к этому должно прийти. Это записано в наших генах.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 13.05.2024
Самый счастливый момент в жизни миллиардера
В Израиле отмечают праздник Шавуот.
Шавуот называют праздником дарования Торы, когда свыше нам было предложено раскрытие методики выхода в высший мир.
Шавуот - это событие, символизирующее получение в наши руки, в нашем мире Высшей силы, ее раскрытие, возможность использовать ее для нашего блага, для духовного подъема. Мы берем на вооружение эту Высшую силу, Высший свет для того, чтобы привести весь мир к совершенству.