Если дочь растет без отца
Сегодняшнее молодое поколение больше смотрит, а не читает. Нужно ли навязывать ему чтение, или это пережиток, который больше не нужен?
Реплика: "Уважаемый Михаил Лайтман, мне 92 года. Живу в Израиле уже 34 года. Люблю эту страну, люблю мой народ. Мои дети, внуки, правнуки, все здесь, никто не уехал.
Скажите мне, мы уже 76 лет празднуем в Израиле День Независимости. Мы отстояли Израиль в шести войнах. Сегодня у нас снова идет война, и я вижу, что против нас звери. ХАМАС – это звери. На севере террористы "Хезболлы". Иран не оставит нас в покое. А какой антисемитизм во всем мире! Еврею страшно ходить по улицам. Так много людей хотят, чтобы не было нашей страны, и мне очень тревожно от этого.
Михаэль, скажите, сможем ли мы отпраздновать свою независимость через год или через десять лет? Я думаю не о себе, когда задаю вам этот вопрос".
Ответ: Я понимаю вас и очень тронут вашими словами. Я думаю, что мы еще отпразднуем действительно День Независимости Израиля в таком виде, что это будет праздник для всего мира. Для всего мира! Мы достигнем того, что идея, которая изложена в Торе, станет основной идеей существования человечества – это "возлюби ближнего как себя" в первую очередь.
Вопрос: То есть, вы говорите, что если страна существует по этому закону, то эти праздники мы будем праздновать все время?
Ответ: Обязательно.
Реплика: Но скажите, возможен ли такой вариант, что нас могут отсюда изгнать силой?
Ответ: Я не думаю, что нас отсюда могут изгнать. Я не думаю, что вообще впереди какие-то тяжелые времена. Сейчас нам надо думать не только о себе, но и о мире: что мы миру говорим, что мы ему должны показать, к чему мы его должны привести.
Этим мы отстоим свою независимость.
Вопрос: А военным путем мы должны ее отстаивать сегодня?
Ответ: Конечно! Конечно, обязаны.
Вопрос: То есть тут у вас нет сомнений?
Ответ: Нет. Мир для Израиля является средством распространения в человечестве, в основном, этой идеи "возлюби ближнего как себя". И мы должны об этом не забывать и везде вести себя только в соответствии с этим условием.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 06.05.2024
Независимость нужно праздновать
День Независимости Израиля: единство – самое сильное в мире оружие
Реплика: Марк пишет: "Я хочу спросить о Дне Независимости Израиля. Сегодня столько всего отрицательного говорится об Израиле, и в стране столько пессимизма, сомнений, горечи, трагедий. Михаэль, дорогой, скажите что-то ободряющее, что-то высокое в День нашей независимости. Вас послушают, ведь вас многие слушают".
Ответ: Я надеюсь, что те, кто меня слушают и слышат, слышат одобрение тому, что мы празднуем День Независимости. Неважно, как он установлен, хотя тут есть очень много вопросов.
Я считаю, что это необходимый праздник. Никто его не может отменить. И есть многие, которые его не приветствуют, потому что это не религиозный праздник.
Реплика: Но известно, что ваш учитель Бааль Сулам, Учитель учителей, великий каббалист, праздновал этот День. Он даже в шаббат поднял "святой" нож, которым режется субботняя хала, и на нем было написано: "Мединат Исраэль", то есть "государство Израиль".
Это вообще был вызов для ортодоксальных евреев. Он это сделал. То есть он признавал и полностью поддерживал этот праздник?
Ответ: Да.
Вопрос: Как его хранить?
Ответ: Нам не надо его хранить. Нам надо просто его постоянно восстанавливать. Потому что пока мы существуем, мы обязаны бороться за то, чтобы этот день праздновался раз в году, и именно поскольку народ решил, что это его независимость и она должна быть отмечена.
Вопрос: Вы сказали слово "бороться". То есть мы должны бороться за это? Не может быть такого, что мы наконец-то уже этот день…?
Ответ: Нет, такого не может быть.
Вопрос: Всегда в борьбе будет?
Ответ: До тех пор, пока наш мир будет противопоставлен духовному миру.
Вопрос: Как по-вашему, что такое для мира День Независимости Израиля? Для нас – это как бы наша безопасность, свобода. А для мира что это такое?
Ответ: Для мира независимость Израиля является основной датой перерождения мира из мира древнего в мир современный, и из мира, где евреи существовали как народ порабощенный, гонимый, давимый, в мир, где мы сможем существовать гордо в своей стране.
Вопрос: Вы сейчас сказали, что это как бы для евреев. Или вы все-таки сказали, что и для мира это праздник?
Ответ: Для мира это тоже много значит, потому что именно благодаря евреям, благодаря Израилю, благодаря тому что мы независимы, мы сможем продолжить наше существование в мире так, чтобы мир существовал.
Вопрос: То есть мы что-то даем миру?
Ответ: Мы не то, что даем, мы держим мир на себе.
Вопрос: То есть вот эта маленькая точка, едва видная, как дырочка от булавочки, держит мир на себе и является центром мира?
Ответ: Да.
Вопрос: Почему вы так уверенно это говорите?
Ответ: Потому что она олицетворяет тот кусочек мира, который стремится укрепить этот мир, сделать всех равными, достойными.
Вопрос: И это Израиль?
Ответ: Это Израиль, конечно. То есть его цель сделать мир для всех.
Вопрос: Существование Израиля предназначено именно для мира?
Ответ: Да.
Вопрос: И тогда это принимается миром?
Ответ: И тогда мир это примет.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 06.05.2024
Слово "независимость" звучит сегодня со всех сторон.
Вопрос: Слово, которое входит в пятерку самых популярных слов в последнее время, особенно сейчас, в Израиле, – это Теилим, Псалмы Давида.
Все-таки записано в генетике народа, что когда мне тревожно, когда мне плохо, я должен обратиться к Псалмам Давида?
Ответ: Для этого он их, в общем-то, и писал. Это именно тот язык, та форма, с которой мы можем обращаться к Творцу.
Реплика: Но ведь это он обращался к Творцу.
Ответ: А это неважно.
Вопрос: Тогда получается, что практически он есть в каждом?
Ответ: Конечно. Это же царь Давид! Это самый близкий для Творца человек.
Вопрос: А для нас, если каждый из нас обращается к Теилим, к Псалмам Давида? Значит, он и в нас тоже, самый близкий для нас?
Ответ: Он и в нас отчасти есть, конечно, в каждом из нас.
Вопрос: Мы сейчас говорим не только о еврейском народе? Мы говорим обо всем мире?
Ответ: Да. Царь Давид – это общее для всего мира.
Вопрос: То есть в каждом человеке мира есть точка, которая называется "царь Давид" и "Псалмы"?
Ответ: Да. Поэтому они так распространены. Поэтому все их поют.
Реплика: Все религии…
Ответ: Да.
Вопрос: Скажите, пожалуйста, чтение Псалмов помогает психологически?
Ответ: Не только. Это действительно помощь свыше. В них есть сила, сила защиты, допустим.
Давид был очень связан с Творцом, с Высшим миром. Был царем. То есть он проложил эту связь к Творцу. И потому его Псалмы – это самое важное.
Вопрос: Теперь такой вопрос: царь Давид все-таки писал их?
Ответ: Да.
Вопрос: Думая о том, что он пишет для нас, или он просто выплескивал то, что было в нем – вот этот крик сердца и души?
Ответ: Я думаю, что он просто описывал то, что ощущал.
Вопрос: Почему он писал их? Он же мог проговаривать это все? Тем более, такое ощущение, что естественно, из сердца все идет.
Ответ: Конечно, он проговаривал это тоже.
Вопрос: Когда человек пишет, что происходит?
Ответ: Он изливает себя. Изливает себя на бумагу.
Вопрос: То есть вы советуете вот так все-таки работать?
Ответ: "Я советую"! Когда человек достигнет такого состояния, ему не нужны советы.
Вопрос: Само пойдет так?
Ответ: Да.
Вопрос: То есть не исчезнет эта моя связь с рукой, с тем, что я пишу?
Ответ: Нет.
Вопрос: Несмотря на все машинки, которые есть, записи?
Ответ: Нет. Потянется к ручке, к бумаге, или к ножу и камню.
Вопрос: То есть здесь цивилизация не повлияет на это никак?
Ответ: Нет.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 15.04.2024
Реплика: Рассказывают, что Наполеон проезжал со своей свитой по Парижу в день Девятого Ава. Это день, когда были разрушены Первый, Второй Храмы, и произошли другие трагедии еврейского народа.
Когда Наполеон въехал в еврейский квартал, он удивился – улицы были пусты. Он зашел в синагогу и увидел, что она полна сидящих на полу людей.
Наполеон спросил раввина: "Что случилось? Может быть, умер один из ваших лидеров или случился погром, о котором я не знаю?". "Хуже, – ответил раввин, – был разрушен наш Храм и нас изгнали из нашей родной земли". "Да, но это произошло 1800 лет назад", – сказал Наполеон. "Нет, – сказал раввин, – это случилось лишь час назад".
Скажите, пожалуйста, как бы вы прокомментировали такой ответ? То есть вся история как бы не двигается с момента разрушения Храма.
Ответ: Да. Считается, что время остановилось, и мы живем только до тех пор, пока оно снова включится, и мы начнем уже восстанавливать Храм.
Вопрос: Получается, что вся эта жизнь – это ожидание возвращения к состоянию Храма?
Ответ: Так и должно быть, да. Состояние Храма – это связь с Творцом. Каждый человек мог обращаться к Творцу и ощущать, что у него есть связь – он может спрашивать и получать ответы. На таком уровне были люди. А затем крушение Храма, то есть крушение этой связи и всё!
Вопрос: В нас есть запись, что мы были на этом уровне?
Ответ: Да, запись-то есть. Она скрыта в нас очень глубоко, но она проявляется время от времени.
Вопрос: То есть мы потеряли эту прямую связь с Творцом? И значит, как тут говорится, "потеряли жизнь" в результате?
Ответ: Да, духовную жизнь.
Вопрос: Рассказывают также, что Наполеон воскликнул: "Если евреи до сих пор так переживают из-за своего Храма и родины, они обязательно вернутся на свою землю и отстроят Храм". Как вам такой ответ Наполеона?
Ответ: Это естественно, Храм должен быть отстроен. Дело же в том, что люди получают вновь связь с Творцом, у них в сердце возникает непрерывная, явная связь с Ним.
Вопрос: Тогда такой вопрос: что прежде – начать строительство Храма, все-таки начать его, или сначала ощутить эту точку, которая в нас?
Ответ: Ощутить, это самое главное. А собирать камни и строить из них здание – это не имеет значения.
Вопрос: То есть дальше все пойдет автоматом?
Ответ: Даже если не пойдет, это не имеет значения. Люди начнут чувствовать, что они находятся в объединении между собой и строят место для своей Высшей силы.
Вопрос: Скажите, пожалуйста, раз уж мы затронули этот вопрос. Два Храма пали, речь идет о Третьем Храме. Говорят, что Третий Храм будет построен всем миром. Что это означает?
Ответ: Весь мир решит, что необходимо достичь такого уровня между людьми – согласия, связи между ними, когда они все вместе будут объединены под общей силой Творца.
Реплика: Обычно все объединения происходят после больших трагедий.
Ответ: Да.
Вопрос: Как Лига Наций после Первой мировой войны, ООН после Второй мировой. Что должно случиться, чтобы люди вдруг пришли к этому решению?
Ответ: Очевидно, мир должен пережить серьезную встряску. И после этого пробудится в народах желание яви Творца. И завершится это тем, что действительно Творец проявится в людях, в сердцах людей. Это побудит их к связи между собой, и они, будучи готовыми связаться между собой правильно, добром, в едином сердце, вызовут проявление в них Творца.
Вопрос: И естественно начнут строить Третий Храм?
Ответ: Вот это и будет Третий Храм.
Вопрос: Почему говорится, что Третий Храм должен быть построен именно в Иерусалиме?
Ответ: Потому что Иерусалим – это такое место, где сходятся все чаяния, мысли, желания людей. Так что это не физическое место.
Вопрос: А что тогда произойдет с Девятым Ава, с этим днем?
Ответ: Он станет праздником.
Вопрос: Из дня траура он становится праздником? Это правильный переход?
Ответ: Правильно. Так оно и должно быть.
Вопрос: Есть у вас ученик, а у меня – очень близкий друг Гилад Шадмон. Он с нами уже 30 лет.
Его отец в 15 лет был в Освенциме и попал на "марш смерти". Это марш, когда в 45-м году выводили из Освенцима всех заключенных и вели в другие лагеря через всю Польшу. Люди умирали от голода, их расстреливали по ходу.
И он рассказывает, что их было 12 подростков, 15-летних, и они страшно хотели есть, были очень голодны. И им попал в руки кусочек хлеба. И они решили, что сейчас каждый откусит по маленькому кусочку и передаст другому.
Он был одним из первых, и ему попался почти полный кусок. И в тот момент, когда он откусывал, у него было ощущение: "Сейчас я не могу сдержаться, сейчас я съем весь кусок". Но он сдержался, и сдержались все. Каждый откусил по маленькому кусочку и передал другому.
Меня очень впечатлила эта история. Как, по-вашему, почему он сдержался, этот абсолютно голодный подросток?
Ответ: Потому что он был связан со своими товарищами. Что еще могло его сдержать? И поэтому он сдержался.
Вопрос: То есть это настоящая связь?
Ответ: Да, она не позволяет человеку, вплоть до того, что он просто умирает на месте.
Вопрос: То есть вот это состояние связи, о котором вы сейчас сказали, оно выше всего, получается? Выше голода, выше смерти.
Ответ: Наверное. Я не знаю, я этого не пережил. Я не могу сказать.
Вопрос: Но все-таки у вас есть уверенность, что это произошло именно поэтому? То есть он увидел этих ребят, которые рядом стоят, почувствовал?
Ответ: Да.
Вопрос: Хотя известно, что оголодавшие люди, и очень много этих примеров в истории, забывают обо всем, вплоть до самых родных, близких. Это инстинкт, они начинают есть. Они и не виноваты, наверное, эти люди?
Ответ: Нет.
Вопрос: А тут подростки. Все-таки в этом что-то есть?
Ответ: В такие годы люди могут пренебречь собой. Взрослые – уже нет. И младше этого возраста, естественно, дети – нет. А вот подростки – да.
Вопрос: То есть у взрослых что-то все-таки умирает? А подростки еще чувствуют, что в этом есть будущее, в этой связи?
Ответ: Да.
Вопрос: Еще такой вопрос. Это голодные люди, а мы сытые сегодня. И мы не думаем о других, то есть о тех, кто голоден, и так далее. И даже подростки сегодня сытые не думают о других голодных.
Почему? Что случилось? Или это надо видеть самому, или что? Что надо?
Ответ: Нет, это совершенно другие обстоятельства, не те области сознания включаются в нас, сытых. И поэтому нас нельзя сравнивать с теми.
Реплика: То есть нельзя сказать: "Вот там было такое благородство…"
Ответ: Нет! Это ты не можешь автоматически перенести.
Вопрос: Нельзя сопоставлять?
Ответ: Нет.
Вопрос: Тогда скажите, пожалуйста, это можно назвать благородством? В русском языке есть такое высокое слово "благородство".
Ответ: Я не знаю, благородство ли это. Это просто вот так делает жизнь.
Вопрос: То есть в этот момент приходит понимание, что связь – это всё. Над жизнью и смертью, над всем – связь?
Ответ: Да.
Вопрос: Рано или поздно, придет такое ощущение человечеству, миру, что это – всё?
Ответ: Придет.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 08.04.2024
Творить добро, не думая о себе
Как Израилю отстоять свою независимость
Вопрос: Пишет вам Александр: "Я не женат, и по большому счету у меня никогда не было настоящих друзей. Год назад начал смотреть ваши передачи и понял, почему со мной такое.
Я слишком много требовал от других, а надо было от себя. Но, похоже, уже поздно изменяться. Знакомлюсь с кем-то, и вроде бы все хорошо, и уже понимаю, что всё от меня зависит, как вдруг какое-то дикое раздражение, и я не могу сдержаться, говорю что-то резкое или просто исчезаю, не встречаюсь. Не могу себя пересилить. И все заканчивается.
Не раз ходил к психологам, даже к психиатру и гадалке, но все повторяется. Не знаю, что делать".
Что можно посоветовать ему?
Ответ: Можно посоветовать только лишь одно – найти группу, которая поддержала бы его и увлекла с собой к связи между собой, между всеми членами группы, и Творцом.
Он должен видеть перед собой всякие примеры связи между людьми, как они поднимаются к связи с Творцом, и это настроит его правильно.
Реплика: Вы уже идете к связи с Творцом – группа такая, которая ищет связь с Творцом.
Ответ: Конечно, да. Он должен понимать, что именно это ему необходимо.
Реплика: То есть уровень нашего мира: здесь подружиться, здесь быть вместе, вот здесь…
Ответ: Нет, этого вообще уже нет.
Реплика: Для того, чтобы жить нормально, чтобы встретиться с кем-то, чтобы жениться, наконец.
Ответ: Пусть соединяется, с кем ему дают свыше, и реализует правильную связь.
Реплика: То есть, вы говорите, что его связь должна быть с теми, кто хочет подняться к уровню до Творца, подняться из этого мира, а не с теми, кто хочет устроиться в этом мире.
Ответ: Конечно.
Вопрос: Интересно, дальше все это будет увеличиваться? То есть нужно будет искать именно такие группы? Существуют же всякие науки этого мира, психология…
Ответ: Мы всё должны заканчивать в этом мире. Как можно больше закончить и ничего не оставлять на потом.
Заканчивать в этом мире – это значит стремиться к связи между собой и с Творцом, и чтобы все это приходило в свою правильную форму.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 08.04.2024