Какие отношения должны быть у Израиля с народами, живущими рядом?
Какие отношения должны быть у Израиля с народами, живущими рядом?
Вопрос: Захотелось тщеславному зайцу, чтобы его дом сторожила лиса. Построил будку, пригласил в нее лису. И с тех пор больше в дом не заходит, лиса не пускает.
Это очень похоже на нашу жизнь. Мы сами выбираем на свою же голову всяких лис, чтобы нас стерегли, а потом они нас и выживают из нашего дома. Обирают и так далее. И мы горюем, что такая наша судьба. А сами ведь выбрали их, чтобы они стерегли дом. Почему мы не видим, что это лисы? Мы, зайцы.
Ответ: У тебя на этих лис желание. И ты не можешь этому желанию сопротивляться. Ты думаешь, что у тебя это будет лучше, чем у других.
Вопрос: То есть эта лиса меня будет стеречь?
Ответ: Да.
Вопрос: Тут очень интересно говорится: "Захотелось тщеславному зайцу". То есть тут что-то со мной все-таки не то?
Ответ: Ему надо что-то большее, чем обычно положено было бы.
Вопрос: То есть чтобы выбрать не лиса какого-нибудь, это я должен перестать быть тщеславным. Тогда кого мы выберем, если с собой немножко поработаем?
Ответ: Гордое, простое одиночество.
Вопрос: Почему вы так подняли это одиночество и сказали: "Гордое, спокойное одиночество"?
Ответ: А потому что это вообще то, что есть у нас. И в этой жизни, и после этой жизни, все время мы одиноки.
Вопрос: С семьями, с детьми?
Ответ: Это неважно. Все равно ты с собой.
Вопрос: Тогда я вас спрашиваю, как каббалиста: где здесь Творец? Я с собой, – где здесь Творец?
Ответ: Это то, что Творец тебе приготовил.
Вопрос: Это можно считать добром, подарком?
Ответ: Да. Когда ты начинаешь ощущать, что весь этот мир перед тобой, а ты, в общем-то, в нем не нуждаешься, тогда ты видишь счастье.
Вопрос: Я не нуждаюсь в этом мире. В чем я нуждаюсь?
Ответ: Ни в чем. У тебя все есть, все было и все будет. Тебе ничего не надо.
Вопрос: Это вы называете одиночеством?
Ответ: Это я называю счастьем.
Вопрос: Что мне ничего не надо, у меня все есть?
Ответ: Да.
Вопрос: И так, добавляя, можно сказать, что это Творец меня этим всем обеспечил?
Ответ: Да. Это называется связью с Ним.
Вопрос: А одиночеством вы назвали именно это состояние?
Ответ: Это состояние одиночества. Но оно тебе сладко, хорошо, спокойно.
Реплика: Мы привыкли бороться с одиночеством. В Англии даже министр одиночества избран. Еще где-то. Одинокие страны.
Ответ: Это их проблемы.
Реплика: Люди ищут каких-то контактов. Даже не ищут, они одинокие. Для них ищут контакты, чтобы их свести с кем-то.
Ответ: Я считаю, это совершенно не надо!
Вопрос: Для вас – это понятно. Для вас это внутренний диалог с Творцом, есть эта высшая сила. А для обычного человека?
Ответ: И ему тоже это надо. Надо этому научить.
Вопрос: К нам приходили письма: "Я одинок, как мне жить вот в этом своем одиночестве?"
Ответ: А чего ты хочешь от других? Ты хочешь, чтобы перед тобой разыгрывали что-то, чтобы тебе было кому плакаться? Не надо ничего этого.
Вопрос: Не грустно это?
Ответ: Нет, не грустно.
Вопрос: Где здесь радость в этом? Вы даже сказали о счастье только что.
Ответ: Радость и счастье в том, что я могу быть сам с собой в своей жизни, и никто мне больше не нужен.
Вопрос: То есть вы, в принципе, сейчас призываете человека найти себя в этом одиночестве?
Ответ: Человек в общем одинок.
Вопрос: Это для вас как формула такая?
Ответ: Да. И он должен быть в себе. Тогда ему будет хорошо. И не должен требовать, ожидать ничего и ни от кого.
Вопрос: То есть он должен жить с ощущением, что у него уже все есть? Все, что ему надо, у него есть?
Ответ: Есть. Заготовлено заранее. В этом и есть его внутренняя радость и его счастье.
Реплика: Как-то мне не очень с этим уютно все-таки. Мы все время говорим о добрых связях, о теплых отношениях к другим.
Ответ: Если на другом уровне подняться, то там уже совсем другое дело. Ты говоришь уже о методе исправления мира.
Реплика: Мира сначала в себе, так получается.
Ответ: Мира в себе.
Реплика: А соедините, пожалуйста, два эти мира.
Ответ: Когда ты будешь думать об этом мире, что в нем есть все для всех и ничего не надо никому, чтобы все удовлетворились только тем, что у них есть, тогда ты получишь настоящий счастливый мир.
Вопрос: То есть он не состоит из многих-многих одиночеств?
Ответ: Нет. Он состоит из людей, которые счастливы тем, что каждый сидит в своей маленькой нише, и ему хорошо. Потому что свыше над всеми есть Творец.
Вопрос: То есть он не хочет никаких захватов, ничьих квартир и так далее. Ему хорошо там, где он. И это правильно – вот так к этому прийти?
Ответ: Это все намного выше еще. Но, в общем, да.
Вопрос: А можно сделать еще шажочек выше? Или этот еще немножко объяснить?
Ответ: Мы не затаскиваем человека в какой-то темный угол, в мышиную норку. Наоборот, мы хотим расправить его голову, плечи, разум.
Вопрос: А правильно сказать, что уже сейчас у тебя все есть? Такой посыл правильный?
Ответ: Да.
Реплика: То есть вот этим ты и живи, у тебя всё есть. И счастье, и радость...
Ответ: Всё есть!
Реплика: И Творец с тобой.
Ответ: Только раскрой.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 15.01.2024
"Мы стали другими, произошел переворот в мышлении. Единство народа для нас – не просто слова. И вот мы приходим на гражданку, а там ничего не изменилось. Что делать? Как жить дальше?" – спрашивают возвращающиеся с войны и продолжающие воевать в Газе.
Какого состояния желательно достичь Израилю в отношениях с миром?
Вопрос: Диалог жадности и щедрости:
– Жадность, а жадность, дай большую кастрюлю.
– Не дам, самой мало.
– Дай кастрюлю поменьше.
– И поменьше не дам.
– Дай тогда самую маленькую.
– Не дам и всё тут.
– Не хочешь, как хочешь. На тебе тогда пирожок.
– Давай. А почему только один? Ты ведь щедрость.
– Так я и хотела тебе побольше дать, а ты посуду мне не даешь.
Вопрос такой: можно сказать, что "пирожков" для нас достаточно много, есть "пирожки", а мы, человеки, не даем "посуду" под них?
Ответ: Да.
Вопрос: Что вы называете "посудой" и "пирожками"?
Ответ: "Посуда" – это кли, сосуд, в который можно принять что-то от Творца. А "пирожки" – это то, что Он дает.
Но, в принципе, нам не надо. Нам надо удовлетворяться действительно только тем, что получаем.
Вопрос: Даже здесь вы считаете, что один "пирожок" нам достаточно?
Ответ: Да.
Вопрос: Не надо передавать много "посуды"?
Ответ: Ничего! "Пирожок" может перед тобой находиться, ты будешь на него смотреть и будешь сыт.
Вопрос: Почему так? Почему я не съедаю его?
Ответ: Тебе не надо. Тебе надо только знать, что это тебе дает Творец.
Вопрос: И знать, что он всегда будет у меня?
Ответ: Это уже эгоизм, это отсутствие веры. А в общем – да.
Вопрос: То есть настоящая вера, выше разума – это то, что "пирожок" сейчас лежит и он никуда не исчезнет, он будет и завтра, и сегодня? Я могу его не трогать, могу трогать, так будет все время?
Ответ: Да.
Вопрос: То есть в кармане моем всегда есть, допустим, пара копеек, чтобы купить пирожок?
Ответ: Да не надо мне даже этой пары копеек. Это ни к чему. И пирожки не нужны, и вообще ничего не надо. Наоборот, когда ты чувствуешь, что у тебя все пусто, тогда у тебя появляется большая связь с Творцом. И всё.
Реплика: А то, что у меня пусто, это ведь меня тревожит.
Ответ: Нет, не тревожит. Наоборот, над этим ты можешь выстраивать свое абсолютное желание, веру в Творца и в то, что когда надо, Он даст.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 15.01.2024
Не расширяйте норку, чтобы не залезла кошка
Вопрос: Нашла мышка клад и расширила вход в свою норку, чтобы клад вошел. А вместе с ним вошла туда и голодная кошка.
Вот такая история произошла с мышкой. Скажите, пожалуйста, получается, мы должны довольствоваться сыром и норкой и клады особенно не искать? Можно сделать из этого такой вывод?
Ответ: Вывод простой: то, что у тебя есть, этого достаточно, не надо тебе ничего большего.
Реплика: Но тут даже говорится об опасности, что если ты расширяешь вход, засовываешь туда клад, то туда, может быть, даже обязательно, заходит голодная кошка.
Ответ: Да.
Вопрос: То есть нам даже опасно накопительством заниматься, больше хотеть?
Ответ: Накопительством – точно вредно.
Реплика: А вот больше, больше, больше, чем мне достаточно… Мне было хорошо с сыром, и вдруг я клад нашел.
Ответ: Если тебе достаточно того, что у тебя есть на сегодня, то на завтра у тебя еще будет, не волнуйся.
Вопрос: То есть вы даже это как правило вводите? Если у меня есть сегодня кусочек сыра, завтра он тоже будет?
Ответ: Да.
Вопрос: И не надо искать ничего сверх и так далее?
Ответ: Ничего.
Вопрос: Можно так успокоить человечество? Оно же находится все время в поиске разных дополнительных "сыров".
Ответ: Тут мне нечего сказать, таков человек. А в принципе, не надо.
Вопрос: А мы можем все-таки найти клад, но кошку голодную не впустить?
Ответ: А что мы будем с ним делать?
Реплика: Я не знаю: положить в банк, чтобы были какие-то доходы.
Ответ: Нет, ты должен будешь заниматься тем, чтобы сохранять его, охранять его, чтобы не испортился и так далее.
Вопрос: То есть большие деньги требуют заботы и ухода за ними?
Ответ: Конечно.
Вопрос: И тут на это и жизнь укладывается?
Ответ: Да.
Вопрос: Это довольно каббалистическая притча, о растущих желаниях, которые требуют наполнения. Это же природа человека. Как человек ограничивает эти желания? Они же растут.
Ответ: Надо убеждать себя в том, что от этого ты никогда не станешь богаче, ты никогда не станешь увереннее, спокойнее. Наоборот, твоя жизнь будет превращаться в нескончаемую погоню за всем.
Вопрос: То есть я должен чувствовать какую-то опасность от этого?
Ответ: Да, надо пытаться как-то отдалиться, оградиться от этого.
Вопрос: И убедить себя, что достаточно того, что есть?
Ответ: Да.
Вопрос: И высший закон такой же, если мы говорим о духовном?
Ответ: Спокойствие. Главное – успокоиться насчет всех материальных приобретений.
Вопрос: Тогда в этом "спокойно" я ничего не хочу, или я все-таки что-то хочу?
Ответ: Нет, я хочу только то, что у меня есть на сегодня, что мне необходимо. И всё.
Вопрос: И вы считаете, что если я приду к этой мысли, то мне будет и завтра?
Ответ: Да.
Вопрос: Так мы вообще можем всё успокоить, все революции, войны и так далее?
Ответ: Да.
Вопрос: Человек может прийти к этому или это просто фантастика – вот так с природой своей отработать?
Ответ: Человек может к этому прийти.
Реплика: То есть правильный вывод такой: заносить в дом только то, что входит в норку. Не расширять норки.
Ответ: Да.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 15.01.2024
Какое новое свойство должно проявиться в каждом израильтянине?
Неужели даже сейчас можно сказать, что Израиль будет самым безопасным местом на земле?
Какой пример должен показать всему миру Израиль?
Реплика: Шула пишет: "Здравствуйте, Михаил Лайтман! Моему сыну 15 лет. И все вроде бы хорошо, он и его друзья растут в обществе, где мы, родители, стараемся привить им ценности любви к другим, взаимной связи, дружбы. Но несмотря на наши усилия, я вдруг вижу, как много пренебрежения у них друг к другу, унижений и насмешек в адрес слабых.
Сердце болит все это видеть, руки опускаются. Куда уходят все наши усилия? Получается, что то, что они впитывают в школе, в интернете, сильнее тех ценностей, которые мы хотим им привить. Скажите, что нам делать? Как научить их взаимному уважению, дружбе? Как научить их быть добрыми друг к другу? Вы же говорите все время об этом. Как?"
Ответ: Все-таки рассказать им о том, что основной, главный закон природы – это соединение, доброжелательность, объединение, когда люди движутся друг к другу. И только в таком случае мы можем надеяться на счастливое продолжение.
А если нет, то природа нас будет учить, как мы это видим на всех ее уровнях, чтобы привести нас к этому решению.
Вопрос: То есть нас так или иначе будут корректировать вот к этому решению?
Ответ: Да.
Вопрос: Родители учат детей этому, то есть рассказывают больше и больше, а результат все равно обратный.
Ответ: Да, естественно. Чтобы не забрать у человека свободу воли.
Вопрос: То есть его свобода сейчас – это унижать другого, проявлять свой эгоизм?
Ответ: Да.
Вопрос: И мы должны терпеливо выждать, когда они намучаются, или как?
Ответ: Может быть. Когда убедятся, что их путь – он путь тупиковый.
Вопрос: И все равно нам продолжать рассказывать о взаимном поручительстве, о любви, о дружбе?
Ответ: Да.
Вопрос: Даже если руки опускаются?
Ответ: Это не имеет значения. Ты должен это все говорить.
Вопрос: Вот я напротив стены, не слышат меня. Все равно говорю?
Ответ: Это неважно, должен говорить.
Вопрос: Как я дырочку пробью в этой стене?
Ответ: Именно своим постоянством.
Вопрос: То есть вы за упорство родителей?
Ответ: Другого нет.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 11.01.2024
Когда закончится война в Израиле? – Этот вопрос задают сегодня многие люди.
В чем заключается исключительность евреев?
Реплика: Встретились на развилке две дороги: узкая и широкая. Широкая говорит:
– Посмотри, на кого ты похожа. Ты в острых камнях, колдобинах. Ты посмотри на меня: я красивая, гладкая. Вдоль меня кафе, рестораны, виллы.
Сказала, вздохнула и замолчала.
– Что ты вдруг замолчала? – спросила ее узкая дорога. – Ведь тебе хорошо живется.
– Хорошо-то хорошо, да только в конце меня пропасть. Бездонная, черная, мрачная. Люди даже не подозревают о ней. А те, что знают, только отмахиваются. Я боюсь однажды сползти в нее. Ну, а ты как живешь?
– Трудно! – вздохнула узкая дорога. – И тем, кто по мне идет, в гору, им нелегко. Но в конце моего пути, уже там, на горе, они такие все светлые, радостные, счастливые. И я больше всего хочу там оказаться.
Поговорили дороги и разошлись в разные стороны. А на развилке дорог человек остался, который все это слышал. И вот что странно: до сих пор там стоит, еще думает, на какую ему свернуть дорогу.
Ответ: Да, это то, что есть перед людьми.
Вопрос: Почему человек не идет по узкой дороге? Он же слышит, что там, в конце рай! Допустим, слышит.
Ответ: Это будет где-то потом, когда-то. А сейчас перед ним шикарная дорога. И он спокойно по ней идет. Может присесть у любого заведения, ресторана или кафе, перекусить и отдохнуть, и пойти дальше. Так нас и завлекает жизнь.
Реплика: Тут человек стоит, не зная куда идти. То есть он слышит это размышление дорог: в конце одной ад, в конце другой рай. И все равно он никуда не идет. Вот это на разрыв какой-то, он не знает куда идти!
Ответ: Это наше ежесекундное ощущение.
Реплика: То есть эти дороги – это не просто я стою и сейчас решаю.
Ответ: Все время находишься в них.
Вопрос: Я все время на перепутье дорог?
Ответ: Да, каждое мгновение.
Вопрос: Как же я решаю все-таки, по какой идти?
Ответ: Ты ничего не решаешь. Все решается свыше. И тебя ведут, как надо вести. И это уже заранее известно и предначертано. Так что главное – согласиться с этим, не переживать, соединиться с Творцом, который все это делает. И Он тебя доведет за ручку, куда надо. А ты только послушно исправляй себя. То есть будь в каждое мгновение согласен с Ним.
Вопрос: Так или иначе я останавливаюсь на этой развилке на какое-то мгновение, или на какое-то время, и дальше должен согласиться с Ним и пойти, куда Он меня направляет?
Ответ: Да.
Вопрос: Это называется "куда сердце ведет"?
Ответ: Так говорится. Это по определению прямой линии. Прямой линией называется как бы кривая, в каждой точке которой происходит перегиб.
Реплика: Для меня еще с первых классов было: это две точки, и между ними можно провести прямую.
Ответ: Нет. Прямую ты не можешь провести, ты не знаешь последнюю точку. Но в каждой точке ты совершаешь поворот, и поэтому получается прямая линия.
Вопрос: Человек не выбирает свою дорогу – вы так говорите. За него выбирает ее Творец. И вы все время проводите эту линию – согласиться с Творцом?
Ответ: Да.
Вопрос: Отчего я соглашаюсь: от усталости, от мудрости? Чего тут больше, можно вас спросить?
Ответ: Да потому что это единственно верный вариант. Я не настраиваю себя на что-то сверхъестественное. Я не принимаю никаких особых решений. Я хочу просто в согласии с Творцом плыть по течению жизни, потому что она изначально выше меня.
Вопрос: Как все-таки к этой мудрости прийти? Мы все время что-то выбираем.
Ответ: Тогда будь революционером. Пожалуйста!
Вопрос: Но уже видно, что это дело провальное. Настоящая революция – это когда я соглашаюсь?
Ответ: Это когда ты соглашаешься с Творцом, потому что это против твоей природы.
Вопрос: Это и есть подняться над своей природой?
Ответ: Да. Наша жизнь – это борьба с собственным эгоизмом, борьба с тем, что нам хотелось бы. И поэтому только такой подход – он на самом деле разумный.
Вопрос: То есть в нас живет "я решаю"? А переворот – это "Ты решаешь, а не я решаю"?
Ответ: Да. Поэтому надо подпрыгнуть, ухватиться за Творца и таким образом лететь вперед.
Вопрос: Творец, за которого я должен ухватиться – что это?
Ответ: Это природа всего-всего мироздания. Великая сила, мудрейшая сила, которая все это крутит. И мы маленькие частички в ней.
И действительно нам дано осознать, что выше нас есть что-то, которое нами управляет. Согласиться с тем, что Он управляет, в этом заключается наша мудрость, если мы сможем ее раскрыть.
Реплика: А эта добавка, которую вы все время говорите, что это добро – с этим, по-моему, сложнее всего согласиться.
Ответ: Если Он управляет и нет никого кроме Него, то что же нам остается? Самое разумное нам, чему должны мы следовать, – это подчиниться Ему. Подчиниться не от слабости, а от разумности.
Вопрос: И тогда автоматически я понимаю, что двигаюсь к добру?
Ответ: Да. И мы будем двигаться тогда к добру.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 11.01.2024
Реплика: Роман спрашивает: "Я регулярно смотрю ваши передачи. Они помогают жить, особенно в это непростое время. Но иногда я в недоумении. Посмотрел сегодня ваш ролик о четырех свечах, когда все свечи гаснут, и остается только одна – надежда.
И я вдруг слышу в вашем ответе, что надо просто дожить этот день. Что значит дожить? Сейчас, сами понимаете, непросто ни с работой, ни с деньгами, ни с жизнью этой, и возраст уже не тот, и болезни. Так что же стоит за этой фразой, которую вы повторяете: "Надо дожить"?"
Ответ: Надо плыть по жизни. Как будто ты в лодке, в реке, и она тебя куда-то несет. Не на камни, не на водопады, а просто течение несет. Вот так надо нам все-таки смотреть на жизнь. А что еще я могу посоветовать людям, которые живут в наше время? Надо просто плыть.
Вопрос: И при этом я знаю: есть течение и есть лодка?
Ответ: Есть течение, есть лодка, есть я в лодке. И я должен согласиться с тем, что я плыву по течению. Против течения я не могу плыть. Куда-то выбраться из этой реки я не смогу. Единственное, что я могу, – это согласиться с тем, куда меня несет течение.
Вопрос: Кому направлен этот ответ?
Ответ: Себе в первую очередь. Так человек должен понять.
Вопрос: В этой лодке плывут и мои товарищи?
Ответ: Если так говорить, то да. Все мы плывем в лодке по течению жизни, в реке жизни. И лучше всего понимать, что это так. Прожил день – прожил. Второй день – еще раз. И так далее, и так далее.
Вопрос: То есть вы не за то, чтобы какие-то планы закладывать?
Ответ: Нет! Эти планы все равно не сбываются, и все равно мы только переживаем из-за них.
Вопрос: То есть вы волнуетесь, что мы приходим к разочарованию?
Ответ: Смотря какие цели мы ставим перед собой в жизни.
Вопрос: И все-таки, какие цели надо ставить? Я плыву в этой лодке, я же хочу куда-то доплыть, или я не хочу?
Ответ: Если у тебя такая цель.
Вопрос: Если есть цель доплыть, то…?
Ответ: То тогда да. Надо проверить ее – стоит ли? Сможешь ли ты достичь эту цель? Если сможешь, то да. А если нет, то потихоньку выгребай хотя бы поближе к ней. Но всё-таки спокойно. Не рвись.
Реплика: Вот это немножко усложняет.
Ответ: Почему усложняет? Мы должны рваться?
Реплика: Мы привыкли рваться к цели, мы привыкли идти к цели.
Ответ: Я не думаю, что в наше время это разумно. Есть периоды, которые несут тебя и всё.
Вопрос: То есть говоря нашими словами: "Нет никого кроме Него"?
Ответ: Да.
Вопрос: И вот так я должен жить?
Ответ: Творец все равно создает нам новые условия, и мы, желаем или нет, все равно будем их реализовывать – то, что Он желает.
Вопрос: Что значит поддаться этому? Это, с одной стороны, опустить руки…
Ответ: Нет. Согласиться с тем, куда несет нас река жизни – это не значит опустить руки. Это значит реально воспринимать поток реки жизни и следовать вместе с этим потоком, понимая, что против него ты не можешь идти. Нет таких героев, которые смогли бы идти против течения.
И все равно мы желали бы, конечно, что-то изменить, но это что-то может быть только очень-очень небольшое в нашей жизни.
Вопрос: А где тут радость? Все-таки хочется радостно.
Ответ: Радость – она не в созидании того, что я сейчас бросаюсь в воду и начинаю перекрывать реку, и так далее. Радость – она в том, что я нахожу в моем обычном, простом жизненном пути особые точки движения и стараюсь двигаться по ним.
Вопрос: Что вы имеете в виду? Особые точки – это радостные точки? Вы это хотите сказать?
Ответ: Они радостные или нерадостные, все равно мы их должны пройти. Поэтому нам надо принимать жизнь более как течение.
Вопрос: Всё-таки отмениться, поддаться ему. Вот так?
Ответ: Если ты не отменяешься, это все равно ничего не значит.
Вопрос: А то, что мы привыкли и получали в этом радость – плыть против течения, допустим, идти против природы?
Ответ: Это твое внутреннее ощущение. На самом деле все равно никто против идти не может.
Вопрос: Мы не раз повторяем с вами, что природа человека – она эгоистическая. А человек так или иначе должен подняться над своей природой. Вы можете это связать?
Ответ: Да. Подняться над своей природой – это именно осознать, что ты все равно плывешь по течению реки. И все равно ты хотел бы, может быть, из нее и выбраться, но ты даже не знаешь, куда и как, и кто тебя там ждет на берегу, если ты вдруг появишься из-под воды со своей лодкой и так далее. Так что я не знаю, разумно ли это.
Вопрос: Надо ли знать или хотя бы предчувствовать, что там ждет в конце? Всё-таки реки впадают в море.
Ответ: Надо выбрать себе цель, которая кажется реальной и которая находится в соответствии с твоими задатками, и пытаться как-то ее достичь. То есть мы должны где-то понять, что мы оставляем реку жизни, выбираемся из нее и снова как-то плывем дальше.
Вопрос: То есть эти столбики каких-то остановок должны быть по пути?
Ответ: Да, но, откровенно говоря, в итоге все равно человек, хотя он в течение жизни желает стать революционером каким-то в чем-то и так далее, но в итоге он соглашается с тем, что это жизнь и она кончается смертью, и далее – что есть, то есть.
Реплика: Не очень оптимистично, конечно, это звучит.
Ответ: Почему не очень оптимистично?
Реплика: Все-таки хочется ставить такие цели, чтобы не то, что победить смерть, но хотя бы внутреннее, в себе ее как-то, знаете…
Ответ: Наоборот! Когда ты с этим соглашаешься, у тебя появляется особое спокойствие и особое восприятие жизни, и ты воспринимаешь ее реально.
Я не говорю о смерти. Я говорю о том, что это течение ты просто реально воспринимаешь.
Вопрос: И все-таки я еще раз спрошу. Если в этой лодке сидят те, кто занимаются, например, нашей наукой и уже, допустим, немало лет, его поведение таким же должно быть, как вы считаете?
Ответ: Его поведение должно быть таким, каким он, как всякий человек, стремится к своей цели.
Реплика: То есть если цель – подняться над своей природой…
Ответ: Если цель – подняться над своей природой, то она находится с тобой же в лодке. Ты не должен никуда прыгать и плыть к берегу, ты не должен кричать: "Эй, кто там на берегу?!" – может быть, есть кто-то. Ты ничего не должен звать к себе. Это все зависит от твоего настроения, твоего отношения к тому, что ты проплываешь. И в итоге ты попадаешь в иное измерение.
Вопрос: Как это происходит? Как меня вытаскивают из моей природы? Вот я просто плыву в лодке, со мной наша идея…
Ответ: Тебя не вытаскивают, ты никуда не выходишь. Просто та иллюзия, в которой ты существовал, потихоньку сменяется другой, третьей и так далее.
Реплика: И я уже не обращаю внимания, как Рома тут пишет, что жизнь тяжелая, возраст, болезни.
Ответ: Нет-нет-нет. Это меня уже не интересует. Я уже думаю о том, как я это проживу спокойно и далее войду в новую жизнь.
Вопрос: Как над этим быть? Над этой жизнью, которая довлеет, над болезнями, страданиями?
Ответ: Самое лучшее – отдаться этому и не сопротивляться. Потому что сопротивление ничего не даст, мы это знаем. Все вокруг нас проходят такие этапы и заканчивают одинаково. Доброжелательно относиться как к жизни, так и к смерти.
Вопрос: И это называется "так же относиться к Творцу"?
Ответ: Да. Согласиться с Ним, с тем, что Он совершил, сделал над нами, поставил нас в определенные рамки и дал нам такой вектор развития.
Вопрос: А когда говорится, что у каждого свой путь, что имеется в виду? Свой путь к Творцу?
Ответ: Да, ничего другого. И особенно нового здесь ничего нет, кроме как относительно человека.
Вопрос: То есть у каждого человека свой путь к Творцу?
Ответ: Да. Если человек это поймет, то это и называется, что он приобрел мудрость.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 11.01.2024
Однажды человек нашел яйцо орла и положил его к курице. Орленок вырос вместе с цыплятами и так и жил, как куры, ибо верил в свое куриное происхождение. Кто мы, человеки, такие: орлята, которых подбросили к курам, или мы курицы, и не дано нам летать? От чего зависит: я курица или орел? Нужно ли стремиться быть орлом?