Из письма: "Что делать, когда сердце закрывается, когда уходит чувствительность, и я вижу, что не могу больше реагировать на боль и страдания других, даже самых близких людей?"
Из письма: "Что делать, когда сердце закрывается, когда уходит чувствительность, и я вижу, что не могу больше реагировать на боль и страдания других, даже самых близких людей?"
Реплика: Очень красивая цитата Сомерсета Моэма: "Когда вы станете старше, вы поймете, что в мире можно хоть как-нибудь жить только при одном непременном условии: надо понять, что эгоизм – это естественное свойство человека.
Когда вы примиритесь с мыслью, что каждый живет только для себя, вы будете куда снисходительнее к своим ближним. Они перестанут обманывать ваши надежды, и вы начнете относиться к ним милосерднее. Люди стремятся в жизни только к одному – к наслаждению".
Вопрос такой: получается, надо смириться с этой мыслью, что каждый – эгоист, каждый так живет, и от этого всё успокоится?
Ответ: Конечно, если все примут такое условие.
Вопрос: Если мы поймем, что каждый живет в своем эгоизме, и я тоже, то все успокоится?
Ответ: Да, конечно.
Вопрос: Это всё-таки закон "твоё – твоё, моё – моё", правильно?
Ответ: Это первый закон на пути к настоящему миру – что я принимаю все слабости других, это называется "твоё – твоё, и моё – моё", и мы не лезем друг к другу, уважаем друг друга.
Это еще не говорится о сближении, о слиянии, "возлюби ближнего как себя", но это говорится о понимании нашего общего закона природы.
Вопрос: То есть вы считаете этот закон справедливым, этот закон нашего мира?
Ответ: На каком-то этапе – да.
Реплика: Но ведь Содом был построен именно на этом принципе.
Ответ: А почему ты думаешь, что Содом – это очень плохо? Я думаю, что если бы нам сегодня предложили вместо нашего состояния Содом, то мы, разобравшись в этом, с удовольствием бы его приняли. Мы были бы довольны. Не было бы ни одной войны, не было бы никаких злодеяний. Мы бы просто мирно сосуществовали.
Вопрос: Что же тогда не понравилось Творцу, что Он этот Содом перевернул?
Ответ: Это не конец творения, это не цель творения. Цель творения – чтобы все жили в заботе друг о друге.
Реплика: Понятно. А тут наказывались те, которые жили бы в заботе друг о друге. Но вы говорите, что в любом случае для первого шага это было бы хорошо.
Ответ: Я не говорю, что надо идти именно такими шагами. Но Тора нам приводит пример, что такое общество все равно будет уничтожено.
Вопрос: То есть у такого общества нет будущего?
Ответ: Нет. Но как промежуточное оно существует. Вот нам и дается пример.
Вопрос: Я предположу, что мы еще не дошли даже до этого первого полушага?
Ответ: Нам еще очень далеко до Содома.
Вопрос: До "моё – моё, твоё – твоё"?
Ответ: Да. Видите, что происходит между соседями, между государствами, между странами и вообще везде.
Реплика: То есть "твоё – моё" – это сегодня главный принцип.
Ответ: Мы находимся на самой низкой стадии развития эгоизма.
Реплика: Все время кажется, что это уже прошло, что мы уже куда-то…
Ответ: Какое?! Посмотрите, что делается! Как люди относятся друг к другу, какие у них мысли!
Вопрос: Скажите тогда, пожалуйста, если, допустим, мы приходим к этому шагу "моё – моё, твоё – твоё", следующий шаг – это "я не делаю плохо другому"?
Ответ: Да, ни в коем случае я не делаю плохо другому.
Реплика: Не делай другому того, чего ты не хочешь себе.
Ответ: Да, но это тоже еще нехорошо.
Вопрос: Это второй как бы шаг. А третий?
Ответ: А третий шаг – что я представляю себя на месте другого и делаю ему хорошо, как я представляю, что сделали бы мне. Это называется "возлюби ближнего как самого себя".
Вопрос: То есть у нас есть три шага: первый – Содом, как вы говорите, "моё – моё, твоё – твоё"; второй – "не делай другому того, чего не хочешь себе; третий – "возлюби ближнего как самого себя". И к чему мы приходим тогда, если мы делаем эти три шага?
Ответ: К тому, что все будем находиться в одном желании – творить только хорошее друг для друга.
В индийской притче говорится о том, что мы видим мир таким, каковы мы сами. Так ли это? Какие мы сегодня, если мы видим, что мир полон страданий и бед? Как выбраться из клубка страданий?
Исследователи из института Вейцмана установили, что человеческие слезы содержат вещество, которое подавляет агрессию. Каков духовный корень слез? Почему врата слез всегда открыты?
Вопрос: Два ученика смотрят на развевающийся флаг. Один говорит: "Это движется флаг". Второй говорит: "Нет, это движется ветер, поэтому движется флаг". К ним подходит их учитель и говорит им: "Вы оба не правы. Это движется мысль в вашей голове".
Скажите, пожалуйста, почему у каждого свое восприятие реальности?
Ответ: Восприятие реальности – оно у каждого свое. Потому что все мы воспитаны на разных основах, идеалах.
Реплика: Я же вижу стол, я вижу этот флаг…
Ответ: А он видит по-другому, а третий – третье. И каждый видит в соответствии с тем, как он воспитан.
Вопрос: То есть мы не можем вместе сойтись на том, что двигается флаг? Вот с этим вместе согласиться.
Ответ: Нет.
Вопрос: То есть он будет возражать? Он скажет: "Это ветер"? А другой скажет: "Мысль".
Мы должны сходиться, вообще? Мы говорим, что надо бы сходиться к одной точке зрения. Мы все время говорим: "Решение, которое принято вместе, оно верное".
Ответ: Но, как я понимаю, они не могут вместе принять решение.
Вопрос: Не могут. Вопрос такой: как принять решение вместе?
Ответ: Никак. Они отпустят, разойдутся. Свыше их снова соберут, направят, подтолкнут.
Вопрос: Тогда скажите, пожалуйста, как 2000 лет назад принимал решение Синедрион? Был в Иудее Синедрион – орган управления. Как он принимал единое решение, такое количество людей?
Ответ: Там было много разговоров и много мнений. Но всё-таки они все были людьми не простыми и понимали, что есть среди них люди, которые ближе к высшей силе, к Творцу или к Природе, которые больше понимают и знают. И они более-менее преклонялись перед ними.
Вопрос: То есть надо отмениться перед теми, которые выше?
Ответ: Да. Никаких не может быть здесь уловок или ухищрений, а только лишь – кто выше другого, тот и прав.
Вопрос: А как каждый определяет, что он выше? Опять же здесь восприятие реальности. Как каждый чувствует?
Ответ: При нашей реальности это невозможно.
Реплика: То есть вы подводите нас к пониманию, что у нас невозможно принять общее решение
Ответ: Конечно, нет. За кем армия, за кем силовые ведомства и еще что-то, тот и прав. Этот мир – он обречен.
Реплика: Такое ощущение, что движутся слепые и неизвестно куда идут. Какой-то шанс дать бы все-таки миру...
Ответ: Дать шанс – это только не нам. Мы это видим. Дать шанс – только высшему миру.
Вопрос: В принципе, мы должны прийти к тому, что мы управляемся свыше? Каждый должен это понять: не я веду, а нас ведут?
Ответ: Да.
Вопрос: Если мы приходим к этому пониманию, к этой отмене перед высшей силой, которая всем управляет, тогда что?
Ответ: Тогда мы будем искать самого мудрого между нами и за ним двигаться. Это и называется цепочкой слепых, которые взялись за зрячего и идут за ним.
Реплика: Для мира это непросто.
Ответ: Значит, ему придется еще много учиться.
Вопрос: Но вывод один – что он должен только к этому прийти?
Ответ: Да.
Вопрос: Ладно, ветер – это понятно. Флаг движется – понятно. Как мысль управляет, двигает, допустим, предметами?
Ответ: Куда я направляю свою мысль, туда направляюсь я. Туда же действуют все мои силы. Мысль – это первое.
Вопрос: Мысль – первое? Вот это мы все время забываем. Мы думаем: "Это я иду", – а это мысль меня направила туда? А мысли кто направляет? Именно вот эта высшая сила?
Почему она не может сейчас направить нашу мысль к зрячему, к тому, что мы можем выйти, только если ухватимся за зрячего?
Ответ: Потому что мы еще не дозрели.
Вопрос: То есть нужно еще вариться?
Ответ: Да. Когда умер мой учитель, я ясно понял, что мы еще не дозрели. Но надо идти.
Вопрос: Почему это именно в такой момент происходит? Вы сказали: "Именно эта точка была".
Ответ: Потому что мир остался сиротой.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 04.12.2023
Возможно ли через науку прорваться к единой высшей силе, к Творцу?
"Если бы у меня был сын, я бы рассказал ему о том, что если он научится принимать повороты судьбы, любить переменчивость жизни, а не противиться ей всеми силами души, то он станет тем человеком, которым его замыслил Бог". (Милан Фюшт) Это правильное отношение к жизни? Как научиться принимать все повороты судьбы?
Вопрос: Три человека ворочали камни. Их спросили: "Что вы делаете?" Один вытер пот со лба и сказал: "Горбачусь". Второй сказал: "Деньги зарабатываю". Третий сказал: "Храм строю".
Конечно, тому, кто храм строит, полегче было.
Вопрос такой: можно ли любую, самую тяжелую ситуацию превращать в радостную?
Ответ: Можно любую ситуацию превращать в радостную. Потому что, в принципе, жизнь бесконечна, вселенная бесконечна. Мы не понимаем, где мы и что мы. Всегда мы можем представить себе следующую цель, которая выше настоящего состояния.
Вопрос: То есть вы называете это цепочкой постановки цели? Если даже в какой-то ситуации я ставлю цель, то я уже радостно к ней двигаюсь?
Ответ: Да.
Вопрос: Это обязательно – все время как бы строить храм?
Ответ: Да, это дает целеполагание.
Вопрос: Это даже такой принцип – если тебе тяжело, ставь цель и двигайся к ней?
Ответ: Да.
Вопрос: Еще вопрос такой: скажите, пожалуйста, можно ли и горбатиться, и строить храм? Чтобы было ощущение, что я горбачусь, и в то же время строить храм?
Ответ: Нет. Должно быть что-то одно перед тобой: или желание освободиться от гнета, или желание выстроить храм. Если я строю храм, то мне не тяжело.
Вопрос: А можно и деньги зарабатывать, и храм строить?
Ответ: Цель должна быть одна.
Реплика: А может быть вместе?
Ответ: Нет, ничего не поможет. Это тысячи-тысячи лет уже проверено.
Вопрос: То есть если я строю храм, то это всё у меня и побеждает.
Сейчас основная масса человечества находится в первых двух состояниях: или деньги зарабатывает, или горбатится. Как все-таки приблизиться к тому, чтобы…?
Ответ: Цель должна быть! Ничего другого!
Вопрос: А как навеять цель человечеству?
Ответ: Показать пример. Но этот пример должен заразить.
Вопрос: Этот пример должен излучать счастье для человека, высоту, радость?
Ответ: Конечно. Да.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 04.12.2023
Первое, что говорят тяжелораненые солдаты, очнувшись и придя в себя: "Где мои товарищи? Все они живы? Верните меня туда". Что это за сила единства, поднимающая человека выше заботы о себе, жизни и смерти, существует в еврейском народе?
Говорят, что каждый раз, когда ты обижаешь кого-то, у него остаются шрамы. Ты можешь потом забрать свои слова назад, но шрамы останутся навсегда. Можно ли удержаться от того, чтобы обижать другого? Можно ли заживить эти шрамы, чтоб не осталось никаких следов?
В былые времена мудрецы народов мира обучались у пророков Израиля. Получается, что в то время мудрость каббалы была открыта для всех. Почему потом это закрылось для мира? Почему сегодня снова каббала раскрывается для всех? Какие проблемы сегодня может решить наука каббала?
Вопрос: У птиц очень ясная цель – долететь до юга, прилететь в теплые края, где будет хорошо, тепло и сытно. И вот, глядя на законы гусиной стаи, видишь, что их задача не просто долететь, а долететь и еще не потерять ни одного товарища. Так работает природа. То есть это чистые законы природы. А стая их инстинктивно выполняет.
Законы у гусей такие: форма стаи должна быть клином. И орнитологи, которые изучают полет птиц, говорят, что это позволяет увеличить дальность полета почти в два раза.
Вопрос: что такое правильно выстроиться человеку в движении к цели? Что это за клин?
Ответ: Гуси понимают, что если они так выстроятся, то они сэкономят энергию и не собьются с пути. Эти два параметра определяют их строение.
Вопрос: А человек? Как ему построить свою форму таким клином, чтобы вот так же достичь цели?
Ответ: Если бы человек определялся такими параметрами, то мы бы тоже… Как говорил Наполеон: "Мудрецов – в центр, а вся армия – вокруг них".
Вопрос: То есть это и есть движение клином по большому счету?
Ответ: Да. Это какая-то серьезная организация, которая продумывает свое будущее. То есть мозг должен быть в центре.
Вопрос: Дальше, закон второй. Взмахи крыльев каждого гуся создают восходящий поток воздуха, поддерживающий птиц, летящих следом.
То есть люди двигаются к цели. Допустим, люди поняли, что надо двигаться вместе. Что такое взмахи крыльев?
Ответ: Это движение, которое птицы делают ради себя и ради других.
Вопрос: А у людей что такое взмахи крыльев?
Ответ: А у людей это может быть, если они определяют для себя одну высшую цель и понимают, как ее достичь.
Вопрос: Тут говорится, что этот восходящий поток воздуха от движения крыльев поддерживает птиц, летящих сзади. В чем это проявляется у людей, как они поддерживают? Чем они поддерживают?
Ответ: Так же и в бою – те, кто идут впереди, этим показывают пример для тех, кто идут за ними. То есть взмах крыльев – это пример, который ты показываешь.
Вопрос: Дальше. Нарушая строй, птица начинает испытывать резкое сопротивление воздуха, что заставляет ее быстро вернуться в строй и продолжать полет с меньшими затратами сил.
Допустим, люди ставят высокие цели и не выдерживают, сходят, выходят. Как сделать так, чтобы у них в голове и в сердце была мысль, что одиночка не прорвется? Что для этого должно быть в группе?
Ответ: Они должны быть одержимы все вместе одной целью. И тогда одни будут идти вперед, держаться вместе, а вторые будут держаться за ними, и таким образом они все вместе достигнут цели.
Вопрос: И те, которые держатся за ними, понимают, что они послабее, поэтому они держатся за товарищами, у них будет эта мысль – "я один не прорвусь"?
Ответ: Конечно.
Вопрос: Это если все время поддерживается важность цели?
Ответ: Да.
Вопрос: Дальше. Когда вожак устает, он перелетает в хвост стаи, и его подменяет другая птица.
Скажите, пожалуйста. В жизни руководители, политики, ведущие людей, государства, не чувствуют ответственности. Они только на выборах уходят. Нет такого, что я устал и уступаю место другому. Что должно быть у лидера, чтобы у него была эта мысль?
Ответ: Важность цели всей стаи.
Реплика: Важность цели – это пик, это основа.
Ответ: Да. Руководитель должен понимать, что он ответственный за то, чтобы стая продолжила путь и достигла цели.
Реплика: Даже если его не будет…
Ответ: Это неважно.
Реплика: То есть его мысли все не о себе, а о стае.
Ответ: Да.
Реплика: Вот это самое важное! В Израиле был такой пример. Бегин так ушел – сам. Вдруг встал посреди заседания и сказал: "Я устал".
Ответ: Да. Это великое решение.
Вопрос: А потом десять лет сидел тихо, почти никаких интервью не давал. Так и ушел.
Далее. Гуси в стае криками подгоняют летящих впереди них, чтобы те увеличивали скорость полета.
Что значит воодушевлять других? Что значит "крики" товарищей?
Ответ: Чтобы все чувствовали, особенно отстающие, что мы летим, думая о них. И они должны показывать свое усердие быть за нами.
Вопрос: То есть мысль каждого, что я думаю о другом, это и есть крики?
Ответ: Мысль есть у них одна на всех, и они ее чувствуют. У них как бы передатчик, приемник, не знаю, как назвать, но он стучит внутри них, как одно, общее сердце.
Реплика: Мы говорим уже о товарищах, о группе.
Ответ: Как о гусях. Гуси чувствуют друг друга, чувствуют общее биение сердец, общие мысли. И вообще они чувствуют друг друга. Вот так должно быть и у товарищей. То есть мысли заменяют любые крики. Мысли – это и есть движение, поддержка.
Вопрос: Еще один очень интересный закон. Когда кто-то из гусиной стаи теряет силы и падает вниз, за ним следуют две птицы. Они пытаются помочь попавшему в беду и защитить его. Провожатые остаются с товарищем, пока он не погибнет или не наберется сил, чтобы продолжать полет. После этого гуси присоединяются к другой стае и продолжают полет.
Теперь вопрос центральный: что такое взаимное поручительство?
Ответ: Взаимное поручительство – это то, что я обязуюсь, насколько у меня есть сил, следовать за стаей, а стая обязуется, насколько у нее есть сил, поддерживать меня.
Вопрос: Так же точно и в группе товарищей, идущих к цели?
Ответ: Да, конечно.
Вопрос: Скажите, пожалуйста, у птиц понятно, это инстинкт. Это природа говорит: "У меня есть такой закон, и ты должен ему следовать". И птицы следуют ему. У человека нет такого инстинкта. Это взаимное поручительство надо вырастить? Как это выращивается?
Ответ: Отчасти это делается в каких-то организованных обществах, как армия, допустим, или группа путешественников, первопроходцев и так далее. А вообще это проблема, этому надо обучать. Человек этого не понимает.
Вопрос: То есть это не приходит само, на это надо уложить все силы?
Ответ: Да.
Вопрос: Но можно считать, что это одно из самых главных правил? Есть цель и есть взаимное поручительство. Можно эти две точки поставить во главу всего?
Ответ: Да. Только если они друг друга будут поддерживать, их носитель достигнет цели.
Вопрос: Почему мы не можем учиться, допустим, у природы? Понимая, что это инстинкт, но в то же время понимая, что природа требует этого и от нас.
Ответ: Мы созданы именно противоположными этому принципу. Поэтому только если мы все вместе примем обязательства, тогда сможем перед этими двумя принципами преклониться. Но я не представляю, как это можно сделать в нормальных обстоятельствах, не под угрозой выживания и без воспитания.
Реплика: То есть этот союз, который мы заключаем, просто так невозможно заключить. Знаете, как делали – кровью заключали все союзы.
Ответ: Нет. Тут надо духом.
Вопрос: В какой момент я смогу заключить союз?
Ответ: Когда люди переходят грань жизни и смерти, тогда они могут расписаться своим духом за то, что они идут вместе с группой. Я перехожу грань жизни и смерти.
Реплика: Жизнь, смерть – сливается всё.
Ответ: Ничего неважно, кроме сохранения связи.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 04.12.2023
Из письма: "Есть такая формула: "Мы никогда не получим то, чего мы хотим, пока не будем благодарны за то, что имеем". Как благодарить за беды, боль, страдания? Это то, что я сейчас имею".
Вопрос: Исследователи из израильского института Вейцмана установили, что человеческие слезы содержат вещество, которое подавляет агрессию.
Для исследования они собрали эмоциональные слезы женщин. Затем мужчинам давали нюхать эти слезы или физиологический раствор. И оказалось, что женские слезы вызывают изменения в мозге, который снижает мужскую агрессию более чем на сорок процентов.
Каков духовный корень слез?
Ответ: Слезы – это избытки желания отдавать. В каббале это называется "ор хозэр" – обратный свет, который выходит из источника света и обволакивает его. То есть слезы – это великая сила.
Вопрос: И даже в духовном смысле?
Ответ: И в духовном смысле тем более.
Вопрос: То есть переполняет меня – я хочу дать, дать и дать?
Ответ: Когда человек не чувствует, что он может решить эту проблему отдачи, тогда у него проявляются слезы. Я очень хочу отдавать, но не могу, моя природа другая.
Вопрос: Тогда еще такой вопрос. Одно дело, когда плачет ребенок. Другое дело, когда взрослый плачет. Слезы – это всё-таки бессилие?
Ответ: Да, это каждый раз бессилие.
Вопрос: То есть я должен дойти до тупика, и тогда возникают слезы?
Ответ: И тогда появляются слезы. Эти слезы являются отраженным светом, в который одевается прямой свет, идущий от Творца.
Вопрос: Отраженный свет и прямой свет по-простому объяснить можно?
Ответ: То есть человек взывает к Творцу и получает от Него помощь. Это называется светом.
Вопрос: Это прямой свет?
Ответ: Да. А отраженный свет – это свет, который приходит к человеку и отражается от него в желании слиться с Творцом.
Вопрос: Еще такой вопрос: у нас, в нашем мире есть слезы счастья, есть слезы горя, боли, ненависти, и всё это слезы. Почему все это слезы?
Ответ: Слезы – это недостаток чувств объять необъятное.
Вопрос: А я хочу объять необъятное?
Ответ: Да. Тот, кто хочет объять необъятное, и у него с этим ничего не получается, тогда он плачет. Это может быть и у маленького ребенка, и у старика тоже.
Вопрос: Еще такой вопрос. Есть в каббале такое понятие, называется "ворота слез". Говорят, что ворота слез всегда открыты. Вы можете пояснить?
Ответ: Когда у человека уже есть полнейшее осознание того, что он сделал все, что возможно, чтобы приблизиться к Творцу, и видит, что он этого все равно не может достичь, тогда он взрывается изнутри в рыданиях и этим открывает ворота слез. То есть все ворота закрыты, а ворота слез открыты для человека, который таким образом приходит к ним.
Вопрос: Когда вы сказали, что он все прошел, уже все сделал, это и означает, что все ворота закрыты? То есть он проверил все ворота?
Ответ: Да.
Вопрос: То есть надо все-таки проверить все ворота?
Ответ: Иначе как ты взорвешься в своем страдании, молении?
Вопрос: Можно сказать, что, в принципе, наша жизнь – это проверить все ворота? Вот это и есть наша жизнь? И все страдания, которые мы по дороге получаем, – они от того, что ворота закрыты?
Ответ: Да.
Вопрос: И приходим с возрастом, с мудростью? С чем мы приходим к воротам слез?
Ответ: С просьбой от бессилия. С просьбой, что всё прошли, и кроме Творца никто не может помочь нам, и только к Нему мы обращаемся. Но мы способны на это! Не просто плакать и кричать как ребенок. А когда ты все прошел, и твое отчаяние выше всех тех проблем, которые на тебя пришли.
Вопрос: Вы когда-нибудь плакали?
Ответ: Плакал. Последний раз я плакал, когда забирали в армию моего товарища. И я на этом чувствовал, что детство, юношество заканчивается.
Вопрос: Это ваш друг детства уходил?
Ответ: Да.
Реплика: То есть у вас был тот период счастья, который назывался детством, и он кончается.
Ответ: Да, как-то так.
Вопрос: Это переполнение чего?
Ответ: Это переполнение чувств. Мы были очень близкими товарищами, и на этом все закончилось.
Вопрос: И еще вопрос: ваш учитель, Рабаш, плакал когда-нибудь?
Ответ: Нет. Я представлял себе, что это может быть, но никогда не видел ни одной слезинки.
Вопрос: Даже, как вы говорили, когда умерла его жена, когда он был растерян от этого удара?
Ответ: Нет, не плакал и не показывал никаких чувств.
Вопрос: Почему?
Ответ: Не было у него такого. Не было. Я все-таки был рядом с ним 12-13 лет, он скончался у меня на руках. И никогда не плакал.
Вопрос: А почему, когда вы вспоминаете о нем, очень часто у вас все-таки слезы на глазах?
Ответ: Я же не он.
Вопрос: Что вы в этот момент чувствуете?
Ответ: Я чувствую горечь от того, что не смог отдать ему больше, чем сделал. И вызывал у него иногда чувство обиды на себя. Так что… Мне еще предстоит с этим разобраться.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 25.12.2023