Кому и зачем нужны доулы смерти? О чем говорить с человеком, находящимся на пороге смерти? Что значит "у каждого – свой час"?
Кому и зачем нужны доулы смерти? О чем говорить с человеком, находящимся на пороге смерти? Что значит "у каждого – свой час"?
Щедрость попросила у Жадности кастрюлю. Жадность ответила, что не даст даже самую малюсенькую. "На тебе тогда пирожок", – сказала Щедрость. "Почему только один?" – удивилась Жадность. "Я и хотела тебе побольше дать, а ты посуду мне не даешь", – ответила Щедрость.
Можно ли сказать, что "пирожков" для нас есть достаточно, но мы не даем под них "посуду"?
Реплика: Сегодня только ленивый не говорит об американском антисемитизме, о том, что там творится в университетах и так далее.
Ответ: Но это было уже 15-20 лет назад, когда я еще ездил по университетам.
Реплика: Я знаю, что закладывали базу, вкладывались туда деньги. Серьезные арабские деньги вкладывались в то, чтобы раскрутить. Меня поражает, что сценарий писался на долгие годы.
Ответ: Они понимали, что это делают.
Вопрос: Потихонечку вкладывали в университеты деньги, раскручивали эту ненависть. И сейчас это проявилось очень явно.
Известно, что в Конгрессе была встреча с руководителями трех одних из самых крутых университетов: Гарвардского, Пенсильванского и Массачусетского. Это видео гуляет по миру, по интернету.
В конце им задавался все время один и тот же вопрос: "Нарушают ли призывы к геноциду евреев кодекс поведения вашего университета? Да или нет?".
И они не говорили ни да, ни нет. Как-то все время выходили. Они боятся, вы думаете? Или этот антисемитизм уже в них живет?
Ответ: Я думаю, что не только боятся, хотя бояться тоже есть за что. Даже физически.
Реплика: Что если они вдруг будут за евреев, то физически достанут или их, или родственников?
Ответ: Да. Но все равно тут ничего не сделаешь. Это естественное развитие мира.
Вопрос: То есть в них, вы считаете, это живет уже? И это уже ничто не изменит?
Ответ: Это изменит, только если евреи изменятся! Так сказано в Торе, так сказано везде, и так же говорят антисемиты.
Реплика: То есть тут получается "нормальные герои всегда идут в обход". И вы говорите: "Надо с собой разобраться".
Ответ: За что их ненавидеть? Это все идет свыше.
Реплика: Но они хотят, чтобы мы исчезли.
Ответ: Исчезай в духовном смысле в своем отношении к миру, к себе, к другим. Поднимайся до уровня отдачи, участия, любви. И ты увидишь, как мир изменится.
Вопрос: Это у вас сейчас призыв к евреям?
Ответ: Да.
Вопрос: Именно к евреям? То есть это будет продолжаться, пока не произойдет переворот в самих евреях?
Ответ: Да.
Вопрос: Похоже, мы приближаемся все-таки к этому перевороту?
Ответ: Я надеюсь, что сумеют люди осознать, опомниться и вывернуть себя наизнанку. Это наша задача.
Вопрос: В то же время все три руководителя трех университетов заявили о необходимости защищать свободу слова. Вот этой фразой они прикрывались – "свобода слова". Скажите, пожалуйста, что лично вы вкладываете в эту фразу? Есть ей место?
Ответ: Надо так развивать поколения, до такого состояния, когда свобода слова сама по себе, добровольно останется только над призывами к сближению.
Вопрос: Вот в этом будет свобода слова? Я свободен в том, чтобы призывать к сближению?
Ответ: Да, а все остальное просто исчезнет.
Вопрос: Конечно, пока подразумевается другое – что можно говорить, что хочешь, из себя выдавать, и это называется свободой слова. Такое вы не называете свободой слова?
Ответ: Нет.
Вопрос: А что это, по-вашему? Чтобы могли говорить, что думают?
Ответ: Принимая во внимание природу человека, это просто пропаганда ненависти, взаимной отдаленности и призывы к взаимному уничтожению.
Вопрос: Потому что мы сегодня такие? Это то, что из нас выходит? А в чем тогда свобода слова?
Ответ: Свобода слова – она только в том, чтобы развивать взаимную зависимость, на сближение.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 11.12.2023
В комнате горели четыре свечи. Первая сказала: "Я – спокойствие. Люди не умеют меня хранить", – и погасла. Вторая сказала: "Я – вера. Я никому не нужна", – и погасла. Третья сказала: "Я – любовь. Люди не ценят меня", – и тоже погасла. В комнату вошел маленький ребенок, испугался темноты и заплакал. Тогда четвертая свеча сказала: "Не плачь. Я – надежда. Пока я горю, всегда можно зажечь все другие свечи".
Как не терять надежду? Свеча надежды горит всегда? Почему зачастую мы не замечаем ее?
Вопрос: Я изучил много сайтов, которые говорят о том, как стать счастливым, как быть удачливым, как стать богатым, как иметь много друзей, как найти себя. Но я вижу, что в последнее время у них у всех есть общая тенденция – все они утверждают, что надо научиться отдавать, и все случится. И будут друзья, и придут деньги, и покой, и счастье. Практически все.
Что это за тенденция, которая вдруг вот так проявилась?
Ответ: Это правильное наблюдение за психикой человека. Если человек так настроен на отдачу, на сближение, то ему действительно лучше, легче, хорошо.
Вопрос: Вы все время говорите, что таковы законы духовных миров. Это что, какая-то идет волна?
Ответ: Волна. Ты вызываешь позитивную волну. И она приносит тебе то, что тебе на самом деле не хватает.
Вопрос: А то, что именно сейчас это начало проявляться все больше?
Ответ: Времена становятся такими – более суровыми.
Вопрос: И в суровые времена нужно научиться отдавать?
Ответ: Да.
Вопрос: Это сверху идет какая-то подсветка?
Ответ: Это закон мира. То есть миру не хватает свойства отдачи, любви, участия, сближения. И те, кто это в себе воспитывают, те ощущают это.
Реплика: Есть еще одна вещь: они рекомендуют делать это бескорыстно.
Ответ: Бескорыстно, естественно. Иначе какая же это отдача?
Вопрос: А это можно?
Ответ: Насколько обычный человек понимает бескорыстность. Если человек хочет, чтобы было хорошо в мире, естественно, он при этом предполагает, что будет хорошо и ему, или в этом мире, или в будущем мире, неважно, что он там себе думает, то от этого действительно становится хорошо.
Вопрос: То есть пусть предполагает, что от этого мне будет хорошо?
Ответ: Да.
Вопрос: Понятно. Тогда перейдем к духовным мирам. Что такое чистая отдача, бескорыстная?
Ответ: Это без всяких намерений ради себя.
Вопрос: А ради кого, чего?
Ответ: Ради человечества, ради всех или ради Творца.
Вопрос: И там нет даже крупицы меня?
Ответ: Насколько человек может принять это во внимание.
Вопрос: Допустим, абсолютная, полная отдача.
Ответ: Тогда это действительно великое-великое действие!
Вопрос: Когда меня там вообще нет? Я только отдающий и всё? Возможно так очиститься, до такой степени?
Ответ: Перед смертью – да.
Вопрос: Вы о какой смерти сейчас говорите?
Ответ: О смерти человека.
Вопрос: Просто телесной даже?
Ответ: Да.
Вопрос: То есть когда уже впереди тебя не ждут удачи, успехи в работе, в деньгах?
Ответ: Да, когда ты уже ничего не ждешь, тогда ты можешь рассчитывать, что если ты отдашь все здесь, то немножко получишь там! 🙂
Вопрос: Но получишь там? 🙂
Ответ: Да. 🙂 Подсознательно человек всегда так думает.
Реплика: Когда, допустим, происходит клиническая смерть, и человек возвращается и говорит: "Такая чистота, такой покой, такие просторы там! И я лечу!". Может быть, это потому что человек отрезает себя от эгоизма?
Ответ: Конечно. Избавляется от эгоизма немножко, и ему таки становится хорошо.
Вопрос: А при жизни? Все-таки при жизни?
Ответ: Сделай то же самое при жизни.
Вопрос: То есть можно попробовать?
Ответ: Конечно. Отрежь себя от эгоизма, что ты не стремишься ничего получить, ты готов принять все, что у тебя есть, что дает Творец каждую секунду, – и всё, ты счастлив.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 11.12.2023
Неужели истина открывается только тому, кому она необходима как глоток воздуха, без которого он умирает? Что такое истина?
Из письма: "Меня так воспитали родители, что я во всем и всегда была виновата. И я впитала это, как губка. Я съедаю себя и сегодня. Можно ли из этого вырваться?"
Вопрос: Исаак Ньютон писал: "Я смотрю на себя как на ребенка, который, играя на морском берегу, нашел несколько камешков поглаже и раковин попестрее, чем удавалось другим, в то время как неизмеримый океан истины расстилался перед моим взором неисследованным".
Великий Ньютон, признанный при жизни, называет себя ребенком. Как вам это?
Ответ: Нормально. Тем более, поскольку он исследовал и почувствовал мир, он и называет себя ребенком.
Вопрос: Потому что он увидел, каков мир?
Ответ: Да.
Реплика: И он говорит, что он как бы просто нашел несколько камешек, ему повезло. Он не берет на себя что-то, что я такой. Он говорит: "Это мне дали всё это". Куда все это исчезло сегодня? Ученые сегодня так не мыслят.
Ответ: Сегодня уже нельзя открывать мир такими методами – внутреннего созерцания. А у него был именно такой. Сегодня открывают методами техническими, технологическими. И поэтому уже нет Ньютонов. Последний Ньютон был в виде, я бы сказал, Льва Ландау. После него уже никого.
Вопрос: Тогда ваше определение ученого?
Ответ: Ученый – тот, который желает понять смысл существования нашего мира. Неважно, какой он: биолог, технолог, кто и что. Если он стремится понять природу существования нашего мира, то это действительно ученый.
Вопрос: В принципе, с течением времени, так получается, что Ньютоны уничтожались?
Ответ: Да.
Вопрос: Почему они низводились? Почему это пришло в сегодняшнее состояние?
Ответ: Никто не любит ученых. Никто. Ни один ученый не мог подняться так, насколько ему было положено от природы. Наука находится в противоречии с правительством. Любым! И поэтому никто их не уважает.
Устраивают им всякие семинары, академии. Это – да. И замолчите. Вы нам делайте атомную бомбу, полет в космос, всякие ракеты, самолеты, пушки и молчите.
Вопрос: А как вы считаете, если взять Ньютона из того времени и таким, целостным, без влияния на него всех остальных, перенести сюда, он бы на эти указания делать ядерную бомбу, водородную, создавать оружие что бы ответил? Он пошел бы на это или нет?
Ответ: Я думаю, что нет. Каждый ученый в соответствии с глубиной своего постижения, одновременно чувствует высоту науки и не может соединить его с теми эгоистическими, меркантильными запросами, которые ему предлагает правительство.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 25.12.2023
Из письма: "Что делать, когда сердце закрывается, когда уходит чувствительность, и я вижу, что не могу больше реагировать на боль и страдания других, даже самых близких людей?"
Реплика: Очень красивая цитата Сомерсета Моэма: "Когда вы станете старше, вы поймете, что в мире можно хоть как-нибудь жить только при одном непременном условии: надо понять, что эгоизм – это естественное свойство человека.
Когда вы примиритесь с мыслью, что каждый живет только для себя, вы будете куда снисходительнее к своим ближним. Они перестанут обманывать ваши надежды, и вы начнете относиться к ним милосерднее. Люди стремятся в жизни только к одному – к наслаждению".
Вопрос такой: получается, надо смириться с этой мыслью, что каждый – эгоист, каждый так живет, и от этого всё успокоится?
Ответ: Конечно, если все примут такое условие.
Вопрос: Если мы поймем, что каждый живет в своем эгоизме, и я тоже, то все успокоится?
Ответ: Да, конечно.
Вопрос: Это всё-таки закон "твоё – твоё, моё – моё", правильно?
Ответ: Это первый закон на пути к настоящему миру – что я принимаю все слабости других, это называется "твоё – твоё, и моё – моё", и мы не лезем друг к другу, уважаем друг друга.
Это еще не говорится о сближении, о слиянии, "возлюби ближнего как себя", но это говорится о понимании нашего общего закона природы.
Вопрос: То есть вы считаете этот закон справедливым, этот закон нашего мира?
Ответ: На каком-то этапе – да.
Реплика: Но ведь Содом был построен именно на этом принципе.
Ответ: А почему ты думаешь, что Содом – это очень плохо? Я думаю, что если бы нам сегодня предложили вместо нашего состояния Содом, то мы, разобравшись в этом, с удовольствием бы его приняли. Мы были бы довольны. Не было бы ни одной войны, не было бы никаких злодеяний. Мы бы просто мирно сосуществовали.
Вопрос: Что же тогда не понравилось Творцу, что Он этот Содом перевернул?
Ответ: Это не конец творения, это не цель творения. Цель творения – чтобы все жили в заботе друг о друге.
Реплика: Понятно. А тут наказывались те, которые жили бы в заботе друг о друге. Но вы говорите, что в любом случае для первого шага это было бы хорошо.
Ответ: Я не говорю, что надо идти именно такими шагами. Но Тора нам приводит пример, что такое общество все равно будет уничтожено.
Вопрос: То есть у такого общества нет будущего?
Ответ: Нет. Но как промежуточное оно существует. Вот нам и дается пример.
Вопрос: Я предположу, что мы еще не дошли даже до этого первого полушага?
Ответ: Нам еще очень далеко до Содома.
Вопрос: До "моё – моё, твоё – твоё"?
Ответ: Да. Видите, что происходит между соседями, между государствами, между странами и вообще везде.
Реплика: То есть "твоё – моё" – это сегодня главный принцип.
Ответ: Мы находимся на самой низкой стадии развития эгоизма.
Реплика: Все время кажется, что это уже прошло, что мы уже куда-то…
Ответ: Какое?! Посмотрите, что делается! Как люди относятся друг к другу, какие у них мысли!
Вопрос: Скажите тогда, пожалуйста, если, допустим, мы приходим к этому шагу "моё – моё, твоё – твоё", следующий шаг – это "я не делаю плохо другому"?
Ответ: Да, ни в коем случае я не делаю плохо другому.
Реплика: Не делай другому того, чего ты не хочешь себе.
Ответ: Да, но это тоже еще нехорошо.
Вопрос: Это второй как бы шаг. А третий?
Ответ: А третий шаг – что я представляю себя на месте другого и делаю ему хорошо, как я представляю, что сделали бы мне. Это называется "возлюби ближнего как самого себя".
Вопрос: То есть у нас есть три шага: первый – Содом, как вы говорите, "моё – моё, твоё – твоё"; второй – "не делай другому того, чего не хочешь себе; третий – "возлюби ближнего как самого себя". И к чему мы приходим тогда, если мы делаем эти три шага?
Ответ: К тому, что все будем находиться в одном желании – творить только хорошее друг для друга.
В индийской притче говорится о том, что мы видим мир таким, каковы мы сами. Так ли это? Какие мы сегодня, если мы видим, что мир полон страданий и бед? Как выбраться из клубка страданий?
Исследователи из института Вейцмана установили, что человеческие слезы содержат вещество, которое подавляет агрессию. Каков духовный корень слез? Почему врата слез всегда открыты?
Вопрос: Два ученика смотрят на развевающийся флаг. Один говорит: "Это движется флаг". Второй говорит: "Нет, это движется ветер, поэтому движется флаг". К ним подходит их учитель и говорит им: "Вы оба не правы. Это движется мысль в вашей голове".
Скажите, пожалуйста, почему у каждого свое восприятие реальности?
Ответ: Восприятие реальности – оно у каждого свое. Потому что все мы воспитаны на разных основах, идеалах.
Реплика: Я же вижу стол, я вижу этот флаг…
Ответ: А он видит по-другому, а третий – третье. И каждый видит в соответствии с тем, как он воспитан.
Вопрос: То есть мы не можем вместе сойтись на том, что двигается флаг? Вот с этим вместе согласиться.
Ответ: Нет.
Вопрос: То есть он будет возражать? Он скажет: "Это ветер"? А другой скажет: "Мысль".
Мы должны сходиться, вообще? Мы говорим, что надо бы сходиться к одной точке зрения. Мы все время говорим: "Решение, которое принято вместе, оно верное".
Ответ: Но, как я понимаю, они не могут вместе принять решение.
Вопрос: Не могут. Вопрос такой: как принять решение вместе?
Ответ: Никак. Они отпустят, разойдутся. Свыше их снова соберут, направят, подтолкнут.
Вопрос: Тогда скажите, пожалуйста, как 2000 лет назад принимал решение Синедрион? Был в Иудее Синедрион – орган управления. Как он принимал единое решение, такое количество людей?
Ответ: Там было много разговоров и много мнений. Но всё-таки они все были людьми не простыми и понимали, что есть среди них люди, которые ближе к высшей силе, к Творцу или к Природе, которые больше понимают и знают. И они более-менее преклонялись перед ними.
Вопрос: То есть надо отмениться перед теми, которые выше?
Ответ: Да. Никаких не может быть здесь уловок или ухищрений, а только лишь – кто выше другого, тот и прав.
Вопрос: А как каждый определяет, что он выше? Опять же здесь восприятие реальности. Как каждый чувствует?
Ответ: При нашей реальности это невозможно.
Реплика: То есть вы подводите нас к пониманию, что у нас невозможно принять общее решение
Ответ: Конечно, нет. За кем армия, за кем силовые ведомства и еще что-то, тот и прав. Этот мир – он обречен.
Реплика: Такое ощущение, что движутся слепые и неизвестно куда идут. Какой-то шанс дать бы все-таки миру...
Ответ: Дать шанс – это только не нам. Мы это видим. Дать шанс – только высшему миру.
Вопрос: В принципе, мы должны прийти к тому, что мы управляемся свыше? Каждый должен это понять: не я веду, а нас ведут?
Ответ: Да.
Вопрос: Если мы приходим к этому пониманию, к этой отмене перед высшей силой, которая всем управляет, тогда что?
Ответ: Тогда мы будем искать самого мудрого между нами и за ним двигаться. Это и называется цепочкой слепых, которые взялись за зрячего и идут за ним.
Реплика: Для мира это непросто.
Ответ: Значит, ему придется еще много учиться.
Вопрос: Но вывод один – что он должен только к этому прийти?
Ответ: Да.
Вопрос: Ладно, ветер – это понятно. Флаг движется – понятно. Как мысль управляет, двигает, допустим, предметами?
Ответ: Куда я направляю свою мысль, туда направляюсь я. Туда же действуют все мои силы. Мысль – это первое.
Вопрос: Мысль – первое? Вот это мы все время забываем. Мы думаем: "Это я иду", – а это мысль меня направила туда? А мысли кто направляет? Именно вот эта высшая сила?
Почему она не может сейчас направить нашу мысль к зрячему, к тому, что мы можем выйти, только если ухватимся за зрячего?
Ответ: Потому что мы еще не дозрели.
Вопрос: То есть нужно еще вариться?
Ответ: Да. Когда умер мой учитель, я ясно понял, что мы еще не дозрели. Но надо идти.
Вопрос: Почему это именно в такой момент происходит? Вы сказали: "Именно эта точка была".
Ответ: Потому что мир остался сиротой.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 04.12.2023
Возможно ли через науку прорваться к единой высшей силе, к Творцу?