Александр Македонский отменил штурм Иерусалима после встречи с Первосвященником. Перед чем отступает сила?
Александр Македонский отменил штурм Иерусалима после встречи с Первосвященником. Перед чем отступает сила?
Вопрос: Ваши пожелания людям в 2024 году?
Ответ: Стремиться к миру. И всё. Это самое главное.
Вопрос: Что для этого надо?
Ответ: Для этого надо просто стремиться к миру.
Вопрос: Всем?
Ответ: Всем и во всех его проявлениях. То есть пытаться рассмотреть, где видны какие-то анти-мирные действия, и искать, как мы можем их погасить. На сегодняшний день у нас пока нет единой методики, теории, единого желания.
Реплика: Даже единого призыва к миру нет.
Ответ: Да. Так что мир находится в растерянном состоянии.
Вопрос: То есть это ваше пожелание каждому?
Ответ: Да, каждому отдельно.
Вопрос: А если ты видишь, что нет мира, как ты должен жить?
Ответ: Надо все-таки стремиться к объединению. Ничего другого нет. И надеюсь, что наше внутреннее движение к этому, к объединению всех, победит, изменит мир.
А вообще, конечно, состояние в мире – оно очень-очень шаткое.
Вопрос: Между чем и чем?
Ответ: Между тем, что будет огромная-огромная повседневная, всесторонняя война всех со всеми.
Вопрос: И это горе для всех будет на самом деле?
Ответ: Да, конечно.
Реплика: Кто-то думает отсидеться.
Ответ: Нет, я думаю, что тут отсидеться в общем-то не получится. Тут надо уже принимать какие-то категорические решения.
Вопрос: Но это главное ваше пожелание и единственное?
Ответ: Да. Только лишь стремление к миру в мире.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 01.01.2024
Что мы обязаны сделать по отношению к солдатам-резервистам, воюющим сегодня за безопасность Израиля?
Реплика: Говорят, что человек человеку волк. Но прочитал я об устройстве волчьей стаи и позавидовал.
Например: "Вожаком становится тот, кто берет на себя ответственность в организации охоты и защищает каждого своего собрата. То есть стая интуитивно подчиняется более сильному и ответственному, вне зависимости от возраста".
Что значит сильный и ответственный руководитель, если мы сразу это на нас примерим?
Ответ: Это такой человек-волк, который может объединить всех и убедить всех, что именно объединение является их законом и способом обеспечить свое существование.
Вопрос: То есть, если такой руководитель проведет это в обществе, то "стая" состоится?
Ответ: Да. Признает его вожаком.
Вопрос: И она будет в порядке?
Ответ: Да.
Реплика: Второе: "Чем сильнее и опытней вожак, тем активнее он пресекает все свары, тем меньше раздоров и агрессии в стае, тем дружественнее атмосфера и сплоченнее группа".
"Пресекает свары" – это ведь могут быть достаточно жесткие методы.
Ответ: Так это закон любого общежития, даже звериного. Я уже не говорю о человеческом.
Вопрос: То есть он должен быть и жесткий, и мягкий в то же время?
Ответ: Мягкий – я не знаю. Но он должен быть очень четкий, уверенный в себе и проявляющий свою волю.
Вопрос: То есть все свары, все недобрые отношения, наговоры, все это пресекать?
Ответ: Конечно.
Реплика: Жестко? Его не будут любить.
Ответ: Его будут бояться, это самое главное. А потому будут уважать и слушаться. С волками жить – по-волчьи выть.
Вопрос: Третье: "Вожак ведет стаю, выводит соплеменников из-под облав, планирует и начинает охоту, первый бросается на врагов и на добычу".
Что значит быть первым во всем?
Ответ: Принимать на себя все удары, все задачи, которые рождаются и возникают перед его стаей.
Вопрос: Мы говорим о человеческом обществе? Вы об этом говорите сейчас?
Ответ: Да.
Вопрос: То есть он первым принимает на себя все удары? Он переживает за всё это?
Ответ: Это как бы его личная семья.
Вопрос: То есть вы воспринимаете руководителя как отца? И общество – это моя семья?
Ответ: Да.
Вопрос: А если, как сейчас у нас, если там профукали что-то, он берет ответственность на себя?
Ответ: Если он не берет ответственность, его тут же убирают. Среди зверей такого нет. Он должен взять ответственность на себя.
Вопрос: Четвертое: "Передвигаются волки цепочкой. Первые три волка старые и больные. За ними идут пять самых сильных волков. Далее часть стаи, которую они защищают, и еще пятеро сильных волков. Последним идет вожак, который следит, чтобы никто не отставал".
Быть лидером – это не значит быть впереди стаи, а следить, чтобы все дошли?
Ответ: Это самое главное. То есть заботиться о сохранности всех.
Вопрос: И стариков, которые впереди идут?
Ответ: Абсолютно обо всех! Именно по этому его и оценивают.
Вопрос: Это и есть сила руководителя?
Ответ: Да.
Вопрос: Это возможно вообще?
Ответ: Как видите, среди волков есть. Людям посложнее.
Реплика: Да, ты все-таки держишься за кресло, тебя выбирают и так далее.
Ответ: Человечество во многом испортило себя за эти тысячи лет.
Реплика: Там работает инстинкт, а у нас – разум.
Ответ: Там работает четкое внутреннее понимание необходимости.
Вопрос: Там, в стае? То есть они по природе живут?
Ответ: Да. Такова природа наша и окружающего нас волчьего общества, и поэтому мы только таким образом можем действовать и сохранимся.
А мы здесь вообще никто и ничто. Каждый смотрит, куда бы удрать, ничего на себя не брать, и остальные пусть, как угодно, меня это не касается.
Реплика: То есть мы пришли к тому, что вожак, руководитель должен видеть всех и идти последним за ними.
Ответ: Да. Вот мы и должны создать такую "стаю", когда к нам будут приходить и проситься, именно под наши законы. Мы – имеется в виду группа.
Вопрос: А будут приходить, потому что поймут, что все в заботе друг о друге?
Ответ: Да и другого пути нет. Для того чтобы сохранить себя, растить детей, обеспечить уверенность старикам, женщинам, детям, мы должны именно так себя вести.
Реплика: Пятое: "Волк всю жизнь живет с одной волчицей и никогда ей не изменяет. И если даже во время охоты волк или волчица погибают, то одинокий супруг не ищет замену, а остается один на всю оставшуюся жизнь". Представляете?!
Ответ: До этого нам еще очень далеко.
Реплика: Представляете – выбираешь на всю жизнь! Вот видите, у волков получается.
Ответ: Нам есть чему учиться.
Вопрос: Что это такое, когда вот так ты решаешь?
Ответ: У них – это природа. А у нас это наша эгоистическая природа, которая нас сводит с ума.
Вопрос: Но когда ты решаешь и вот так живешь, значит, ты как-то сумел обуздать свою эгоистическую природу, что ты на всю жизнь выбираешь?
Ответ: Да.
Вопрос: Но вы же говорите: "Надо так выбирать на всю жизнь"?
Ответ: Так надо.
Вопрос: И держаться?
Ответ: И держаться, но ты видишь, как получается у нас.
Вопрос: Шестое: "О волчице. Когда волку-мужу угрожает опасность, волчица закрывает его шею, что может быть и для нее очень опасно, но она об этом не думает.
А в человеческом общежитии что значит жене прикрывать своего мужа, оберегать его?
Ответ: Я не знаю чувств волчицы. О человеке – это значит, она понимает, что она от этого зависима, и это самая главная ее задача. Пока он жив, силен, то она и дети защищены.
Жена, любящая своего мужа, считает, что если может быть что-то плохое с ним, то она готова разделить с ним это и без всяких раздумий.
Вопрос: Седьмое: "Волчица, готовясь рожать, строит себе уютное жилище. Но она не думает о своем уюте, а думает об уюте своего будущего поколения".
Что значит будущей маме не думать о себе?
Ответ: То есть она живет ради своих детей, внуков и так далее.
Вопрос: Это мы говорим уже о нашем мире?
Ответ: Да.
Вопрос: Я не думаю о себе, а думаю о них. Что это означает?
Ответ: Ради них, ты поступаешь ради них.
Вопрос: Я себя полностью отменяю, абсолютно?
Ответ: Да. Ты делаешь то, что, возможно, хорошо будет для них.
Вопрос: А вы можете сказать первое, что хорошо будет для них?
Ответ: Ты, возможно, меняешь место жительства, место работы. И всё для них. Любимую работу ты можешь оставить ради них.
Вопрос: Восьмое: "О волчице с приплодом заботится вся стая во главе с вожаком. Приносят ей пищу. Полностью забота о ней и о будущем потомстве всей стаи".
Что значит "обществу заботиться о матерях"? Я уже говорю о человеке, о человечестве.
Ответ: Сделать все для их безопасности, надежности и их будущего. Тогда они будут растить своих потомков, и стая, общество будет обеспечено следующим поколением.
Реплика: Девятое: "Когда мать уходит на охоту, няньки стерегут малышей и играют с ними. Отношение к малышам в стае самое нежное. Любой взрослый всегда готов поделиться с ними пищей, поиграть, поучить правилам охоты или субординации. Именно поэтому волчья стая такая сплоченная и эффективная".
Ответ: Я хочу к ним. 🙂
Вопрос: То есть это процесс воспитания? Когда всё общество приходит… Не о своих детях!
Скажите, пожалуйста, когда я могу оторваться от своего ребенка? Тут говорится, что я забочусь и о чужом, о другом ребенке, вся стая заботится о нем. В каком случае это возможно?
Ответ: Когда ты понимаешь, что все вы – это одно общее целое. Каббалистические принципы.
Реплика: Абсолютно! Что без этого я пропаду. Вот этот соседский ребенок для меня так же важен, как мой собственный ребенок.
Ответ: Да.
Вопрос: Это выглядит очень нереально для человека. Но это должно быть так, правда?
Ответ: Должно быть так, конечно!
Вопрос: Десятое: "Стая может ухаживать за инвалидом, покалеченным или старым зверем. Его кормят пережеванной пищей как щенков и даже могут ловить у него блох".
Но есть тут добавка все-таки: "Но в голодный год стая не может взять на себя обязанность по выкармливанию пожилых животных. И пожилые принимают это".
Скажите, пожалуйста, это тоже вопрос выживания?
Ответ: Это вопрос выживания и необходимости для стаи. И поэтому есть такие особи, которые жертвуют собой ради жизни всей стаи.
Реплика: Давайте выстроим: они заботятся об инвалидах, пожилых…
Ответ: Обо всех.
Вопрос: И мы должны заботиться о пожилых?
Ответ: Да. Но если есть такие условия, что невозможно заботиться о слабых…
Вопрос: Вот это очень тяжелый вопрос на самом деле! Как выбирается?
Ответ: Выбирается тот, кто дает большую пользу для будущего поколения.
Вопрос: То есть молодые и сильные?
Ответ: Да.
Вопрос: То есть все равно стоит принцип– выживание стаи, выживание общества?
Ответ: Да.
Выводы: нам, конечно, есть чему поучиться у волков. Нам надо что-то сделать для того, чтобы мы исправились. Чтобы мы обязательно подумали над организацией нашего общества: каким образом его перестроить и сделать более здоровым, и какие программы воспитания мы должны принять на себя. Для своих детей, для своих внуков, для будущего поколения.
Перед нами несколько поколений, и мы должны ради них изменить порядки в обществе.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 30.11.2023
И снова звучат в Израиле слова родителей о своих погибших детях. "В наших сердцах нет ненависти к Богу, к правительству, к армии, к решению командиров. Мы обнимаем весь народ Израиля и просим от всех средств связи, от каждого человека из нашего народа один день единства и хороших, теплых слов друг другу! Сын так гордился нашим народом. Он будет счастлив там, наверху". Откуда у родителей сила такого великого всепрощения?
"Главная цель человека – обрести себя. Это удается единицам. Все остальные слишком ленивы или трусливы, чтобы идти по этой тропке над бездной. Зато тот, кто пошел по ней, получает в награду настоящую жизнь, а не серое существование" (Э. М. Ремарк)
Почему обретение себя требует смелости? Действительно ли это как проход над бездной?
Реплика: Орел сидел на дереве, отдыхал, ничего не делал. Маленький кролик увидел орла и спросил: "А можно мне так сидеть, как вы, и ничего не делать?" "Конечно, почему нет?" – ответил тот.
Кролик сел под деревом, стал отдыхать. Вдруг появилась лиса, схватила его и съела. Мораль: чтобы сидеть и ничего не делать, вы должны сидеть очень-очень высоко.
Ответ: Да, но я не думаю, что это решение вопроса. И у орла есть проблемы, и у него есть враги, и он тоже должен защищаться и представлять себе другие условия.
Вопрос: То есть он все-таки одним глазом посматривает по сторонам?
Ответ: Обязательно. Ни одно живое существо не может существовать вот так, не заботясь ни о чем.
Вопрос: Когда я могу позволить себе находиться в покое?
Ответ: Только если, не про тебя будет сказано, ты мертвый.
Вопрос: Это покой?
Ответ: Да.
Реплика: Но вы же все время говорите, что Творец находится в покое. И мы так или иначе должны двинуться к этому покою.
Ответ: Для нас это состояние мертвое, потому что мы должны умертвить себя, свой эгоизм.
Вопрос: Вот это вы имеете в виду?
Ответ: Да.
Вопрос: То есть я должен умертвить свой эгоизм? И вся моя дорога – она к тому, чтобы умертвить его?
Ответ: Да.
Вопрос: Но мы же все "кролики"? Нам в покое находиться никак нельзя, везде опасность: справа, слева, везде?
Ответ: Да.
Вопрос: То есть вы говорите: опасность существует именно потому, что мы как бы привязаны к этому эгоизму. Как стать не кроликом?
Ответ: Для этого нам надо точно знать, что нас ожидает, чем мы должны пожертвовать и как быть свободными. То есть мы должны изучить четко природу своего мира, природу высшего мира и пути перехода из одного состояния в другое.
Вопрос: Это, в принципе, и есть воспитание?
Ответ: Да. Это непросто. Я должен себя переделать, стать человеком высшего мира.
Вопрос: С чего начинается этот покой?
Ответ: С того, что возлюби ближнего как себя. А это уже высота орлиная.
Вопрос: То есть позволить себе какой-то начальный, минимальный покой мы можем, если мы придем к этому правилу – возлюбить ближнего как себя?
Ответ: Если хотя бы теоретически его примем.
Вопрос: А вы считаете, мы даже теоретически его не приняли?
Ответ: Нет, конечно!
Реплика: Мы о нем говорим все время.
Ответ: Говорим.
Вопрос: Тогда что такое принять его хотя бы теоретически?
Ответ: Принять его – то есть начинать искать пути овладения этим законом, этим условием, как выйти из своего эгоизма, как подняться над своей природой.
Вопрос: То есть именно любить, а не ненавидеть? Мир, а не война, добрые отношения, а не злые. Хотя вы все время говорите, что природа человека другая.
Ответ: Ничего не сделаешь. Особенно в наше время, мы уже приближаемся к этому. Мы должны всё-таки как-то себя настраивать на переход на следующий уровень.
Вопрос: По вашему ощущению, в идеале человечество уже находится на этой ступени и задержалось на предыдущей, или еще нет?
Ответ: Нет! Мы еще не находимся ни на какой ступени!
Вопрос: Мы не осознали это, но, может быть, мы на ней находимся?
Ответ: Нет. Мы, наоборот, начинаем осознавать, на какой-таки ступени мы находимся, что она далека от идеала.
Вопрос: То есть нам, поскольку природа наша другая, надо сделать шаг в пропасть. Правильно?
Ответ: Это не шаг в пропасть. Это необдуманные поступки, они никем не приветствуются. Наоборот, мы должны четко понимать, что перед нами, и абсолютно рационально сделать шаг вперед.
Реплика: То есть я знаю, что передо мной "возлюби ближнего как самого себя", и только к этому иду.
Ответ: Да.
Реплика: Помех будет много со всех сторон, естественно.
Ответ: Мы можем всех их преодолеть, если мы.
Вопрос: Если не я, а мы?
Ответ: Да.
Вопрос: Человечество может решить вот так в какой-то момент? От больших страданий, от чего хотите.
Ответ: Я не представляю себе.
Реплика: Тогда маленькая группа может?
Ответ: Маленькая группа может. А человечество – я не представляю.
Вопрос: Это заразительно, если маленькая группа к этому придет?
Ответ: Это и является миссией еврейского народа: стать такой группой и показать всему человечеству, что это возможно.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 30.11.2023
Мы не будем знать, куда бежать
Самое главное – это объединение. Из него можно решить все проблемы.
Вопрос: Часто слоны просто привязаны к столбу тонкой веревочкой. Они не в клетках, не в оковах, но не убегают при этом.
Хозяева слонов говорят так: "Когда слоны очень маленькие, мы связываем их той же веревочкой. В этом возрасте ее достаточно, чтобы слоны не убежали. И когда они вырастают, они верят в то, что не могут просто убежать и никогда не пытаются освободиться".
Мы с детства, вероятно, привязаны тонкой "веревочкой" к этому миру, и мы не пытаемся убежать. Что это за "веревочка"?
Ответ: Привычка.
Вопрос: Или я знаю, что я не смогу убежать?
Ответ: И это тоже.
Вопрос: А что больше все-таки?
Ответ: Я думаю – что не смогу убежать.
Вопрос: То есть нас подавляет этот мир?
Ответ: Да, изначально.
Вопрос: Скажите, пожалуйста, почему мы боимся сделать шаг? Мы знаем, что где-то есть свобода, но все-таки боимся сделать этот шаг.
Ответ: Для этого нам надо преодолеть себя. То есть все свои привычки, отношение к миру, между собой – это всё надо как-то аннулировать.
Вопрос: А мы боимся?
Ответ: Да. Животный инстинкт, как у слонов.
Реплика: Тут у нас есть дом, нас покормят, а там неизвестно что. Но вы же призываете вырываться как-то, делать этот шаг.
Ответ: Это не я призываю, но великие мудрецы каббалы говорят о том, что нам надо вырваться из этого притяжения, подняться над ним. И тогда мы увидим другой мир и самих себя по-другому, и вообще всю жизнь, всю вселенную.
Вопрос: Они сделали этот шаг?
Ответ: Да.
Вопрос: Как у них хватило смелости сделать этот шаг?
Ответ: Это было дано им от природы. Это не их смелость.
Определенным людям это дается сверху, свыше, из их внутреннего состояния, содержания. А всем остальным можно следовать их советам и накопить в себе определенный запас энергии, которая дала бы им возможность вырваться из этого притяжения.
Реплика: Если пытаешься вырваться из этого притяжения, идешь за каббалистами, идешь за тем, что они говорят, и не получается, не получается, не получается – годы!
Ответ: Это накопление. Это процесс аккумуляции необходимой энергии, усилий, которые в итоге дадут нам возможность выйти за пределы земного притяжения.
Вопрос: А как не отчаяться, потому что прошло много времени?
Ответ: А у нас нет другого источника покинуть этот столбик, к которому мы привязаны "веревочкой".
Вопрос: То есть, несмотря на время, несмотря на то что уже отчаяние пришло, ты продолжаешь пытаться делать этот шаг?
Ответ: Конечно.
Вопрос: И все равно вопрос: как не отчаяться?
Ответ: А другого выхода нет.
Вопрос: А ты должен прийти к этой мысли, что другого выхода нет?
Ответ: Да, другого выхода нет. Повезет, если можно так сказать, накопишь силы и вырвешься, разорвешь "веревочку" и побежишь, как маленький слоненок, по полю жизни. А если не повезет, то останешься на "веревочке" до следующего раза.
Вопрос: Разве это не обидно – вот это слово "повезет"?
Ответ: Потому что мы не знаем всех законов мира и поэтому так говорим.
Вопрос: А что поможет удвоить, утроить силы?
Ответ: Это мы изучаем. Это наше объединение, изучение законов Высшего мира. В итоге накапливаем определенный запас энергии, чтобы вырваться на свободную орбиту.
Вопрос: То есть однозначно побег группы – он круче, чем побег одиночки?
Ответ: Да, наиболее вероятней.
Вопрос: Но побег одного человека тоже возможен?
Ответ: Мы видим это по древним каббалистам и даже в недалекое от нас время – как Бааль Сулам и другие. Они смогли вырваться из эгоистического, земного притяжения.
Вопрос: Скажите, пожалуйста, а почему мы верим им, что это действительно так? Ведь ты же не вырвался еще.
Ответ: Потому что иначе суть земной жизни теряет под собой всякое основание.
Вопрос: То есть земная жизнь имеет смысл, только если мы этот шаг делаем?
Ответ: Да.
Вопрос: И для этого она и существует?
Ответ: Да.
Вопрос: То есть вы говорите: смысл жизни – сделать этот шаг и оторваться от этой "веревочки"?
Ответ: Да.
Вопрос: Что это за пространство, куда мы входим, когда отрываемся?
Ответ: Это свободное пространство, в котором мы можем действовать согласно его законам, законам этого свободного пространства.
Вопрос: Какие они?
Ответ: Это свобода. Свобода от земного притяжения – от эгоизма.
Вопрос: Земное притяжение – это эгоизм?
Ответ: Да.
Вопрос: И когда я освобождаюсь, что там?
Ответ: Свободные поступки, свободная жизнь, свободное парение. Действительно, как слоник в воздухе.
Вопрос: То есть сейчас все мои поступки эгоистичные, и меня ведут, и я тут не свободен? А там?
Ответ: А там ты свободен.
Вопрос: Я ведь подспудно этого хочу, правда?
Ответ: Я не думаю, что так уж мы этого хотим.
Реплика: Каждый говорит о свободе, как-то ее представляет.
Ответ: А я не знаю, зачем ему свобода. И он сам не знает. Просто хочет удрать от своей "веревочки". Почему? Вполне возможно, от детской глупости. А что там дальше, мы тоже еще не знаем.
Вопрос: Но свобода – это свобода от эгоизма?
Ответ: Да.
Почему знание достигается чтением книг, а мудрость – чтением книги, которой являешься ты сам? Как принимать правильные решения?
Вопрос: Есть такая мудрость. В чем разница между "нравится" и "люблю"? Когда вам нравится цветок, вы его срываете. Если вы любите цветок, вы ежедневно его поливаете.
Что значит любить, то есть "поливать цветок"?
Ответ: Это очень просто. Это понимать, что надо тому, кого ты любишь, и предоставлять ему это. Наполнять, "поливать".
Вопрос: То есть мне прежде надо узнать, чего хочет этот человек, и дать ему это? И это называется "любовь"?
Ответ: Это называется "любовь".
Вопрос: Когда я, например, вижу засыхающий цветок, мне проще поливать его, и тогда он начинает поднимать головку, вдруг оживает. А когда любовь засохла, полностью, умер "цветок", – терять надежду или все-таки поливать?
Ответ: А что у тебя остается?
Реплика: Оставить его. Искать другой цветок. Или все-таки поливать?
Ответ: Я думаю, что надо все-таки поливать.
Реплика: То есть надежда эта должна быть.
Ответ: Ты своими чувствами и поливкой сможешь его возродить.
Реплика: Мы говорим о любви, которой, считают, что нет. А вы говорите: "Нет такого, что нет". Вы говорите, что можно оживить.
Ответ: Да. Ничего не пропадает абсолютно.
Вопрос: Там есть жизнь какая-то? Это ведь выше разума все-таки. Как в это поверить?
Ответ: Это выше разума, но мы это видим и в природе тоже.
Вопрос: Это когда из абсолютно сухой земли вдруг что-то выбивается?
Ответ: Да. Мы можем преодолеть состояние смерти.
Вопрос: Вот это умершее, засохшее состояние мы можем преодолеть?
Ответ: Любое! На уровне растительном, животном и человеческом.
Вопрос: Как мне в этом себя убедить? Это самое важное.
Ответ: Это зависит только от расширения твоих внутренних чувств. Захочешь – и оживет мумия фараона. Допустим, его похоронили две или три тысячи лет назад, а твое отношение к нему станет таким, что он начнет оживать.
Вопрос: А когда вы говорите "оживать", это что означает?
Ответ: Жить на нашем уровне.
Вопрос: То есть вернутся к нему все жизненные силы? Это не фантастика?
Ответ: Это будет не фантастикой.
Реплика: А сейчас в разуме человека это абсолютная фантастика, полностью.
Ответ: Конечно. Это разложение на естественные элементы.
Вопрос: А мы можем усилиями их сложить?
Ответ: Мы можем их собрать, мы сможем это сделать.
Вопрос: Где взять терпение для этого, чтобы работать в этом направлении?
Ответ: Терпения нет ни у кого. Но есть понимание того, о каком процессе ты говоришь. Допустим, в тебе сейчас умерла любовь. И дальше что?
Вопрос: Где взять терпение, как вы говорите, чтобы даже мертвого поднять?
Ответ: Допустим, тебе стало известно о том, что ты в состоянии своими усилиями оживить ее в течение, допустим, полусотни лет.
Вопрос: Это полсотни лет я должен уложить на это дело?
Ответ: Нет, ты не думаешь, что ты полсотни лет укладываешь на это дело. Ты думаешь о том, что ты оживляешь. И тогда неважны годы, ты живешь уже концом.
Вопрос: Это красиво! Вот так и надо жить?
Ответ: Да.
Вопрос: Тогда неважны все мои усилия, всё-всё, что я вкладываю, а именно вот это видеть – я оживляю. И оживлю тогда?
Ответ: Да, конечно. Твой дух перейдет в это мертвое состояние, и оно прорастет.
Вопрос: В каком случае можно сдаться, поднять руки, что я не могу, не смогу оживить? Есть такое?
Ответ: Это слабинка.
Вопрос: Все-таки это слабинка? И она все время приходит к человеку? Как с ней работать?
Ответ: У меня когда-то была соседка на лестничной площадке, у которой маленький сын заболел воспалением мозга. И я помню, как где-то в два-три часа ночи, когда я собирался на занятия, она постучала в дверь и вносит этого ребенка, сверточек, передает его мне и говорит: "Возьмите его". Вот это значит уже всё. Вот до такого состояния нам нельзя доходить. Не соглашаться!
Реплика: То есть ни в коем случае ни то, что вижу, ни то, что слышу, что уже всё...
Ответ: Продолжать!
Вопрос: Это и называется прийти к настоящей молитве?
Ответ: Да.
Реплика: Это непросто!
Ответ: Но в моем случае это было уже поздно. Ребенок был уже… Тело еще как-то реагировало, а внутри всё уже умирало.
Вопрос: И всё-таки вы говорите, что не может быть такого, чтобы поднимать руки? Не должно быть?
Ответ: Да.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 27.11.2023
Вопрос: Ученые утверждают и подтверждают это многими опытами: "Когда вы находитесь рядом с человеком, который вам небезразличен, у вас с ним может синхронизироваться дыхание, сердцебиение.
Так устанавливается связь между младенцем и его родными, между теми, кто поет в хоре. Когда плохо тому, кто вам дорог, вы можете просто взять человека за руку, и это смягчит его страдания".
Вы верите в это?
Ответ: Тут нечего верить, это есть.
Вопрос: Это прямо так и работает?
Ответ: Да, так и работает.
Вопрос: В чем основа таких чудес?
Ответ: А почему это чудеса?
Реплика: Таблетки не сработали, а сработало то, что я взял человека за руку, и вдруг у него началось синхронизироваться…
Ответ: Твои внутренние энергии начинают через тактильный контакт поступать к нему и регулируют его.
Вопрос: И он становится под меня? Одно и то же сердцебиение…?
Ответ: Да.
Реплика: Тут есть один очень важный момент, и они дважды это упомянули, "близкий человек".
Ответ: Близкий может быть по духу, по темпераменту, по какой-то внутренней связи.
Вопрос: Но если он мне не близок, я могу так отработать с человеком?
Ответ: Нет, вряд ли.
Вопрос: Все-таки этот элемент работает – близость?
Ответ: Да.
Вопрос: То есть если бы мы сейчас хотели помочь человеку, которому плохо, мне нужно сначала себя настроить на то, что он мне близок? Можно себя настроить на близость к другому, чтобы ему помочь?
Ответ: Да.
Вопрос: Как работает эта система? Как мне настраивать себя?
Ответ: Ты должен чувствовать внутренний мир человека, в чем он вышел из равновесия и попытаться своим воздействием вернуть его в состояние равновесия.
Вопрос: То есть вы сейчас на меня набрасываете основную работу?
Ответ: Так ты же здоровый. Значит, ты и должен это делать. Он может только одно – подчиниться тебе. Это тоже непросто. Но все остальное навязываешь ты.
Реплика: То есть если человек просит о помощи, то моя работа – чтобы он стал мне близким.
Ответ: Поддержать его!
Вопрос: И это моя работа, получается? Его работа ни в чем не состоит, только попросить.
Ответ: Я бы сказал так.
Вопрос: Когда сейчас плохо человечеству, массе людей плохо, что мы можем сделать, чтобы как-то помочь им, вывести из этого состояния?
Ответ: Это проблема – что мы можем сделать. Вывести из этого состояния – вряд ли это к лучшему, к добру.
Если их ввели в это состояние, то это для чего-то надо. Поэтому нам надо думать о том, как привести их к наилучшему состоянию. А это может быть не тем методом – ухода из того падения, в котором они находятся.
Вопрос: То есть это не то, что обнять, обласкать, это может быть что-то такое, еще и шоковое ко всему прочему?
Ответ: Может быть. Но мы этого еще не понимаем.
Реплика: Наука каббала и вы все время говорите о том, что мир страдает. И наука каббала пришла, чтобы как-то помочь человеку.
Ответ: Именно так.
Вопрос: Чтобы помочь выйти из страданий или подняться над ними?
Ответ: Подняться из страданий. Каббала предлагает подняться тем, чтобы протянуть друг другу руки и поддержать друг друга. И ничего нам иного не надо! Только лишь взаимной помощью мы сможем поднять друг друга и все вместе подняться.
Вопрос: И вот это вся наука? Какая тут сложность?
Ответ: Возлюби ближнего как себя.
Вопрос: И всё?
Ответ: И всё. И на этом закрываем занавес и выключаем свет.
Реплика: Человек все-таки думает, что он может каким-то образом прийти к этому сам.
Ответ: Я думаю, что нет. Чем больше я живу, тем больше уверен, что человек к этому сам прийти не может.
Вопрос: Что надо сделать, чтобы прийти к "возлюби ближнему как самого себя"?
Ответ: Человек должен хотя бы осознать, что если не сближение с другими людьми, притом добровольное, с закрытыми глазами идти навстречу друг к другу как в потемках, – если мы так не будем действовать, то мы все обречены.
Вопрос: В принципе, человек должен подавить в себе все сопротивление такому подходу к ближнему? Все свое "я", все, за счет чего он живет?
Ответ: Абсолютно! Только так.
Вопрос: И наука каббала как бы говорит: "Вот тогда и наступит тот момент, когда ты поднимешься над страданиями"?
Ответ: Да.
Вопрос: Но мы всё-таки пойдем когда-нибудь так?
Ответ: Смотря после каких страданий. Можем раньше, можем позже.
Вопрос: Но страдания тут главное?
Ответ: Страдания заставят нас.
Реплика: Не очень оптимистично.
Ответ: Но у меня никогда оптимизма особого не наблюдалось.
Реплика: В последнее время относительно человека у вас еще меньше оптимизма.
Ответ: Относительно человека у меня вообще оптимизма нет.
Реплика: Но вы все время говорите: "Через страдания".
Ответ: Только!
Реплика: То есть мы понимаем только боль.
Ответ: Палкой к счастью.
Вопрос: Раньше мы не побежим, раньше пули, раньше палки?
Ответ: Нет.
Вопрос: Что же тогда дает эта наука?
Ответ: Она объясняет нам естественные законы природы и человека в ней. И поэтому нам нечего на природу пенять. Пеняй на себя.
Вопрос: То есть, если я ее осваиваю, она мне позволит все-таки немножко хотя бы раньше палки идти, раньше пули?
Ответ: Насколько ты захочешь, настолько она позволит.
Вопрос: То есть это теперь уже от меня зависит? Мне дан инструмент, и от меня это зависит. Все-таки можно раньше страданий двинуться?
Ответ: Хоть сейчас.
Реплика: Вы сейчас изменили точку зрения. Вы сказали, что страдания в основном подталкивают человека.
Ответ: Но если тебе эти страдания уже достаточны на сегодняшний день, то ты можешь от них убежать в сторону исправления и достижения наилучшего состояния.
Вопрос: То есть важно количество, чтобы я мог сказать: "Достаточно, мне хватит!". И тогда я уже начну двигаться немножко впереди?
Ответ: Да.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 27.11.2023
Ученик спросил учителя: "Как мне научиться прощать?" Тот ответил: "Научись не обижаться". Так все-таки нужно научиться не обижаться или прощать?
Вопрос: Ученики спросили мудреца: "Что будет после смерти?" Учитель ничего не ответил. Ученики настаивали: "И все-таки есть жизнь после смерти или нет?" Мудрец ответил: "Есть ли жизнь до смерти – вот в чем вопрос".
Как вам ответ мудреца?
Ответ: Это нормальный ответ. То есть каким образом мы воспринимаем наше сегодняшнее состояние, существование, – это жизнь или это смерть?
Вопрос: Так все-таки, тогда что такое жизнь?
Ответ: Жизнь, как сказано по материализму, это способ существования белковой материи. 🙂
Вопрос: Вот это жизнь: ущипнул – если чувствую, что живу, то живу. Что-то скушал вкусное, вкусно – живу. Это – жизнь?
Ответ: Да, жизнь белковой материи.
Вопрос: А жизнь, которую вы подразумеваете?
Ответ: А это совершенно другой уровень, который надо достичь.
Для этого нам надо подняться выше нашей природы и войти в объем природы духовной, высшей, когда мы будем чувствовать жизнь, в которой существует наша неземная материя. Если земная существует в свойстве получать, то неземная – в свойстве отдавать. Вот если мы достигнем этого состояния, тогда мы почувствуем, в чем заключается та жизнь.
Вопрос: То есть я сейчас получающий. Это называется "белковое существование". А если я прихожу к тому, что я отдающий, – это надбелковое?
Ответ: Конечно.
Вопрос: Это вы и называете жизнью?
Ответ: Там другое определение жизни: способ отдачи всех и всем, в конечном итоге, Творцу.
Реплика: Как я понимаю, это подразумевает мудрец – что ты должен над этим миром подняться каким-то образом.
Ответ: Да.
Вопрос: А почему даже учеников мудреца интересует этот вопрос, что там, за смертью?
Ответ: Он всех интересует. Ученики до этого еще не дошли, стремятся к этому, не раскрыли это для себя, существуют тоже в нашем мире. И поэтому спрашивают. Естественно.
Вопрос: Вы задавались этим вопросом, что в том мире?
Ответ: У меня к этому был вопрос чисто научный. Но я понял, что наука этим не занимается и не сможет заниматься. Сегодня об этом говорят вообще открыто. А в дни моей молодости об этом не говорили так уж открыто, но все равно я понял.
Вопрос: И когда вы искали, вы искали что там? Или вы искали, что здесь?
Ответ: Нет, внутри себя я не искал.
Вопрос: Томление какое у вас было?
Ответ: Томление – узнать тайну жизни.
Вопрос: Тайну этой жизни?
Ответ: Да, конечно. А другой я не знал.
Вопрос: То есть живу я или не живу – вот это?
Ответ: Да.
Вопрос: А у вас было ощущение, что вы не живете?
Ответ: Что есть что-то другое, сверх этого.
Вопрос: Когда у человека возникает этот вопрос, что есть что-то сверх, это означает, что его тянет к себе вот эта жизнь? То есть, когда у человека есть такой признак, вдруг в нем возникает это ощущение, надо его ловить?
Ответ: Да, надо развивать.
Вопрос: Не бежать от него?
Ответ: Нет, конечно.
Реплика: Но оно же достаёт, и больно.
Ответ: Достает – хорошо. Значит, и ты до него достанешь.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 23.11.2023