"Что есть счастье? Ничтожная малость. Ничто.
Что от прожитой жизни осталось? Ничто.
Был я жарко пылавшей свечой наслажденья.
Все, казалось, мое. Оказалось – ничто". (Омар Хайям)
Это правильный вывод? Неужели ничего не остается от прожитой жизни?
"Что есть счастье? Ничтожная малость. Ничто.
Что от прожитой жизни осталось? Ничто.
Был я жарко пылавшей свечой наслажденья.
Все, казалось, мое. Оказалось – ничто". (Омар Хайям)
Это правильный вывод? Неужели ничего не остается от прожитой жизни?
Среди бушменов пустыни Калахари человек, не слышащий звезды, считается тяжело больным. В нашем мире человека, слышащего звезды, отправляют к врачам. Так кто же все-таки болен?
Вопрос: Однажды женщине приснился сон, что за прилавком магазина стоит Творец. "Что у Тебя можно купить?" – спросила женщина. "У меня можно купить всё", – ответил Творец. "Тогда дай мне здоровья, счастья, любви, успеха и много денег".
Бог ушел в подсобное помещение и вернулся с маленькой бумажной коробочкой. "И это всё?!" – воскликнула женщина. "Да, – ответил Бог. – Разве ты не знала, что в моем магазине продаются только семена?"
То есть в нас есть всё, что надо вырастить? Семена нам даются. Главный вопрос: как это понять и как их вырастить? Поливать, ухаживать и так далее?
Ответ: Это смысл жизни. Это же непросто – понять, что требует от тебя Творец, и как ты должен себя вести в каждый момент времени.
Вопрос: Это и есть "выращивать семена"? Понимать, чего Он хочет от меня и как я должен себя вести?
Ответ: Да.
Вопрос: А вот это начальное, что мне не надо ничего вокруг, что всё есть во мне, как к этому прийти?
Ответ: В это надо просто поверить. Во мне все заложено, я только должен постараться поместить себя в правильную среду.
Вопрос: Это называется "как семена в почву"?
Ответ: Да. И тогда во мне всё, что надо, прорастет.
Вопрос: Чем я поливаю эти семена?
Ответ: Своим потом.
Вопрос: То есть мои усилия и вообще все, что я прохожу, – это и есть то, что я поливаю эти семена?
Ответ: Да, это и прорастет.
Вопрос: Что бы вы попросили у Творца, если, допустим, Он стоит перед вами?
Ответ: В принципе, максимальную мудрость согласиться с Ним во всем. Отменить себя полностью перед Ним. Чтобы не возникало никаких мыслей и чувств в дополнение к тому, что я получаю от Него.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 13.11.2023
Поле, которое благословил Творец
Почему мы поддаемся политикам, пропагандистам, которые нас сталкивают? Где наш минимальный хотя бы разум? Как противостоять им?
Неужели мир на самом деле зависит от того, как человек воспринимает его?
Вопрос: Кошка сказала: "Кролики недостойны того, чтобы их учить. Я предлагаю дешевые уроки ловли мышей, и хоть бы один кролик заинтересовался".
Вопрос такой: в принципе, на этом построена вся система воспитания. Я "кролик", а меня все время пичкают, меня заставляют изучать то, что вообще мне не подходит. Мне не надо ничего.
Как должна быть построена система воспитания по-настоящему? Вот я "кролик", что мне надо дать? Как правильно добыть капусту и морковку, или все-таки меня надо учить и тому, как мышей ловить? Что я должен знать?
Ответ: В первую очередь, ты должен знать, как безопасно существовать. Это самое главное для живого организма.
Посмотрите, чему обучают звери своих детенышей. Именно этому. Так и мы должны давать такие знания новому поколению. От чего защищаться, как защищаться, для чего защищаться и так далее. Это в первую очередь. Азы должны быть.
Вопрос: Что дальше? К чему я иду?
Ответ: Дальше? Размножайся и обеспечивай детей, если это философия кролика.
Вопрос: Мы все время говорим о цели – к чему идти. Меня должны к этому как-то подводить?
Ответ: Конечно, все время тебе должны показывать твою новую цель – более развернутую, высшую и так далее.
Вопрос: Меня должны готовить к какой-то высокой цели?
Ответ: Я думаю, что это, в принципе, не надо. Я считаю, что в погоне за этой высокой целью начинаются всякие проблемы. Мы пытаемся протолкнуть на это дело своих близких и так далее. И, в общем-то, к добру это не приводит.
Нам самое главное – это обеспечить человека знаниями, уверенностью, как он может безопасно обустроить себе семью, круг, в котором он может существовать.
Вопрос: А как же высокие цели, о которых вы говорите все время? Связь с другими. Или это входит в безопасность? Добрая связь с другими и так далее.
Ответ: Но это не высокая цель, это необходимость для существования.
Вопрос: То есть сегодня нам это необходимо для существования? Добрые связи с другими. А где во всей этой системе Высшая управляющая сила? Где здесь Творец?
Ответ: Там, где она необходима, ты ее найдешь.
Вопрос: То есть я должен прийти к необходимости Творца в моей жизни?
Ответ: В какой-то мере. Не чересчур. Если ты будешь пропагандировать Творца и вообще связь с Ним, то этим ты нарвешься на очень большие неприятности. Не надо. Насколько человек может спокойно жить, существовать в своем маленьком круге, это ему надо дать.
Вопрос: А что же дальше?
Ответ: Нет дальше.
Вопрос: Вот так, по этим целям жить?
Ответ: Да. А кто мы такие, что нам надо что-то дальше?
Реплика: Мы мыслящие все-таки, думающие.
Ответ: Все наше мышление и все наши дела – это только для того, чтобы начинать прижимать других. Так что я не думаю, что это хороший путь. Это небезопасный и вообще вредный путь, который приводит к уничтожению.
Реплика: То есть когда вы говорите о безопасности, вы говорите, что уничтожение других не может быть безопасным путем.
Ответ: Мы должны понимать, что человек благоразумный – тот, который умеет удовлетворяться нормальным наполнением себя и окружающего общества. То есть, если мы придем к тому, что мне достаточно только необходимое, все начнет устраиваться.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 09.11.2023
Царь Соломон пишет в "Экклезиасте": "И прах возвратится в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, который дал его". И в конце: "Послушаем всему заключение: Бога бойся и соблюдай Его заветы, потому что в этом – вся суть человека".
Для чего дается жизнь человеку? Почему нужно бояться Бога? Что значит соблюдать Его заветы?
Нужно ли стараться сохранить семью? Как помочь супругам, находящимся на грани развода?
Реплика: Игорь пишет: "Сейчас читаю статью Бааль Сулама "Свобода". Классная статья! Как будто сегодня он ее писал. И много вопросов.
Вот, например, написано: Нужно остерегаться, чтобы мнения представителей человечества не сблизились слишком сильно. Если исчезнут разногласия и критика, прекратится всякое продвижение во мнениях и постижениях, и высохнет источник знания в мире, разумеется".
Вопрос: "Но разве не из-за разногласий сегодня все эти войны? Разве не лучше было бы, чтобы не было никаких разногласий?"
Ответ: Нет. Тогда было бы все очень односторонне, однобоко. Без противоречий человечество не смогло бы двигаться вперед, развиваться.
Реплика: То есть, в принципе, все эти войны необходимы?
Ответ: Я не говорю о войнах. Можно все уладить другими методами. Необязательно воевать сразу же!
Вопрос: А почему разногласия мы все время хотим решить войнами и резкими решениями?
Ответ: Как маленькие дети. Человечество так выглядит сегодня.
Вопрос: Бааль Сулам говорит о совершенно других решениях?
Ответ: Абсолютно обо всех разногласиях! Надо все решать именно когда сидим вместе и обсуждаем.
Реплика: Дальше пишет Игорь: "Но ведь нет людей, которые желали бы критики. Люди лгут, когда утверждают обратное. Можно воспитать человека так, что он будет желать критику?"
Ответ: Конечно. Противоречия – в них и выявляется истина.
Вопрос: То есть вы критику можете воспринимать?
Ответ: А без критики как человек может развиваться?
Вопрос: Вы даже ее желаете, получается?
Ответ: Желаю, конечно.
Вопрос: И вы не сопротивляетесь?
Ответ: Не сопротивляюсь нисколько. Наоборот. Чем больше критики, чем больше мнений и разногласий, тем больше можно выявить: кто, куда и как, и почему таким образом Творец создал общество, человека и нас в таком противоречащем виде. И только таким образом постигается истина.
Вопрос: То есть вы говорите, что человек должен желать в результате критики?
Ответ: Истина постигается в споре.
Реплика: Дальше. "Почему, декларируя вначале, что критика созидательна, впоследствии приходят к тому, что уничтожают ее?"
Ответ: Потому что каждый любит давить на другого до тех пор, пока тот не согласится. А если не согласится, то я его убью.
Вы же видите, как в мире все делается. Наш эгоизм превалирует над всеми другими возможностями обсуждать и расти.
Реплика: Но с другой стороны, мы говорим, что эгоизм – это наша природа. Он должен выступать.
Ответ: Так мы ведь должны как-то его исправлять.
Вопрос: То есть наша задача все время – оседлать его?
Ответ: Да.
Вопрос: Когда критика созидательна и когда разрушительна?
Ответ: Вот отсюда и видно. Когда она приводит к взаимному обсуждению и в итоге к согласию, то это положительно. А когда она приводит к противоречиям, вплоть до войны и уничтожения, то тогда она, конечно, вредна.
Реплика: Но человечество все время приходит после всех войн...
Ответ: А это эгоизм, с которым мы не работаем. Тут ничего не сделаешь.
Реплика: Но после войн он приходит к тому, что желательно посидеть, поговорить, обсудить.
Ответ: Это потому, что война все-таки дает какое-то осознание зла. Но потом снова.
Реплика: "Если приходишь к внутренней критике, внешняя исчезает? – спрашивает Игорь. – То есть можно сказать, что внешняя критика – это показатель того, что отсутствует внутренняя? Так это или не так?"
Ответ: Да, так.
Реплика: И вопрос: "Что происходит в исправленном мире, полном добра, любви, как вы говорите? Там есть критика?"
Ответ: Это все зависит от воспитания человека и от того, как он воспитывает себя.
Вопрос: Вот мы пришли к миру, который полон любви, добра. Мы двигаемся туда. Там есть какая-то критика?
Ответ: Там есть критика, конечно. Обязательно. Есть огромное количество мнений, противоречий, но это все обсуждается и постоянно приводится к какому-то общему знаменателю, по которому движется все человечество.
Это и называется, что все решается на уровне любви.
Вопрос: "Все покрыть любовью" – говорится об этом? В исправленном мире так все работает?
Ответ: Конечно. И только лишь над разногласиями. Разногласия остаются.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 06.11.2023
Какими качествами должен обладать правитель, чтобы приближать к себе мудрецов, а не политиков? Кто такой настоящий правитель, истинный мудрец?
Реплика: Игорь задает вопросы по статье "Свобода".
Написано: "Мы, лучшее из всех творений, обладающее знанием и разумом, стали игрушкой в руках слепой природы, которая обводит нас вокруг пальца. И кто знает, куда она нас ведет? (Бааль Сулам)
Игорь пишет: "У меня сотня вопросов по одному этому отрывку. Вопрос первый: как такой великий каббалист, Бааль Сулам, называет природу слепой?"
Ответ: Потому что она действует по своему закону и не сворачивает никуда. И поэтому такое движение называется слепым.
Вопрос: То есть она все равно направлена кем-то или чем-то. И она двигается, не меняясь. Это называется "слепое состояние"?
Ответ: Да.
Вопрос: Он спрашивает: "Это слепая природа привела нас сейчас к войнам?"
Ответ: Это так называемая слепая природа, да. Она управляет нашим эгоизмом, и она ведет нас постоянно-постоянно к противоречиям между собой до тех пор, пока мы не осозна́ем вред таких отношений и не захотим их исправить.
Вопрос: Она умышленно приводит нас к столкновениям и чем сильнее столкновение, тем быстрее мы осозна́ем что-то?
Ответ: Конечно.
Вопрос: "Как можно тех, кто обладает знанием и разумом, как здесь написано, называть игрушкой в чьих-то руках? Ведь они обладают разумом и знанием"? То есть мы.
Ответ: Это неважно. На самом деле все равно природа управляет ими. Увеличивает или уменьшает эгоизм в каждом из нас и во всех вместе, и таким образом мы управляемы.
Вопрос: Но вы согласны, что мы разумные и знающие?
Ответ: Относительно. Но не выше нашего эгоизма.
Вопрос: То есть он выше нас? Он все решает?
Ответ: Да.
Вопрос: Игорь спрашивает все о том же предложении: "Тут говорится, что нас обводят вокруг пальца. Как-то мне это очень не нравится".
Ответ: Нам показывают, насколько мы ограниченные, насколько мы твердолобые, однонаправленные, и сами себя приводим к плохим результатам.
Вопрос: То есть, с одной стороны, говорится, что мы разумные, с другой стороны – нас можно обвести вокруг пальца. Это не говорит о каком-то противоречии – что мы не разумны?
Ответ: Нет. Наш разум работает только в очень ограниченных рамках и ни в коем случае не мешает нам быть в то же время тупыми эгоистами.
Реплика: Игорь задает вопрос: "Говорится, что неизвестно куда она (природа) нас ведет. Вы же говорите все время, что известно, куда она нас ведет – к единству, любви. Да или нет?"
Ответ: К единству и любви, но очень жестким путем.
Вопрос: Для нас неизвестно куда ведет?
Ответ: Да, потому что мы находимся в непрерывной борьбе друг с другом в течение всей жизни, всей истории.
Вопрос: Получается, наша задача – поддаться слепой природе?
Ответ: Нет! Что же мы этим сделаем? Наоборот! Нам надо выяснить, что мы находимся в руках слепой природы, и что единственное, что мы можем сделать, – это только исправить себя.
Вопрос: Вот этого она от нас хочет, слепая природа?
Ответ: Да. Осознания зла.
Вопрос: А можно сказать, что это мы слепы?
Ответ: Конечно.
Вопрос: И поэтому воспринимаем природу слепой?
Ответ: Да. Но мы и не можем по-другому, это очень тяжело.
Вопрос: То есть у вас нет претензий к человечеству?
Ответ: У меня ни к кому нет претензий.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 06.11.2023
Вопрос: Влад задает очень много вопросов.
"Я знаю, что Тора – это самое великое чудо, которое произошло в мире. Благодаря Торе человечество узнало, что такое мораль, этика, гуманизм. Тора стала источником жизни для всего мира.
И я удивился, когда вдруг услышал, что Тора может быть эликсиром смерти. Так написано, что она может быть или эликсиром жизни, что понятно, или эликсиром смерти, что абсолютно непонятно.
Поясните, как такое может быть? Я думаю, что тут подразумевается что-то другое. Она не может быть смертью! Я уверен в этом!"
Ответ: Это зависит от того, как вы пользуетесь этой методикой. Или вы приближаетесь к Творцу, и тогда это эликсир жизни. Или вы можете отдаляться от Творца, быть всё более противоположным Ему, и тогда это эликсир смерти.
Вопрос: Как можно отдаляться от Творца?
Ответ: Не желает человек приближения к Творцу! Он не желает вообще никакого сближения с Творцом.
Вопрос: То есть изначально, начиная изучать, или читать, или проходить эту методику, я должен поставить цель – я это изучаю и читаю, чтобы сблизиться с Творцом. Что такое сближение с Творцом?
Ответ: Сближение с Творцом – это значит все время возбуждать в себе желание отдачи, любви, связи с другими.
Вопрос: А в каком случае Тора становится смертью?
Ответ: Если я не думаю о других, ни о ком, только о себе, и эгоистически воспринимаю вообще все, что вокруг.
Вопрос: То есть если я так изучаю Тору – думая о себе. Это может быть для того, чтобы стать знаменитым, чтобы все знать наизусть? Это все ведет к смерти?
Ответ: Да.
Вопрос: "Каждый читает Тору по-своему", – говорит Влад. Кто-то видит в ней законы, кто-то историю народа. Вы говорите о силах, о том, что за каждым словом, именем тут заложена сила. Почему каждый видит в Торе что-то свое?"
Ответ: Исходя из себя. У каждого свой особый, личный духовный корень. Каждый читает ее по-своему. Ты же видишь, как ее трактуют.
Вопрос: Да, трактуют по-разному, очень многие. А я, обычный человек, читаю эту трактовку, но трактую сам от себя? Или я уже исхожу из этой трактовки?
Ответ: Ты трактуешь так, как создан ты. Если ты хочешь трактовать по-другому, ты должен работать над собой – делать из себя более отдающего, более любящего и так далее.
Вопрос: Тогда я восприму, например, каббалистическую трактовку?
Ответ: Тогда ты обязан будешь принять ее на себя.
Вопрос: И буду трактовать по-своему или как трактуют каббалисты?
Ответ: Нет другого, только как говорят каббалисты. Ты увидишь, что это только так и работает.
Вопрос: Это и есть эликсир жизни?
Ответ: Да.
Вопрос: Вопрос такой: "Когда Тора станет эликсиром жизни для всех?"
Ответ: Это проблема. Когда Творец покажет всем, как устроен мир на самом деле.
Вопрос: То есть когда раскрытие будет для всего мира?
Ответ: Да. Тогда поневоле все люди придут, согласятся, преклонятся и захотят овладеть Торой.
Вопрос: То есть даже если я придерживался совершенно других мнений, по-другому жил, вдруг открывается мне Творец и все переворачивается?
Ответ: Всё! Не ты переворачиваешь – в тебе всё переворачивается.
Вопрос: И как будто и не было всех этих жизней, лет?
Ответ: Да.
Вопрос: Как это происходит?
Ответ: Мы это скоро узнаем.
"Много лет размышлял я над жизнью земной.
Непонятного нет для меня под луной.
Мне известно, что мне ничего не известно, –
Вот последний секрет из постигнутых мной". (Омар Хайям)
Это правильный вывод? Почему это раскрывается в конце, а не в начале, середине жизни?
Мы все гоняемся за счастьем, но зачастую оно оказывается где-то рядом или даже позади. Что такое настоящее счастье? Как поймать его?
Реплика: Многие древние греки боялись вопроса Сократа, который он часто задавал: "Не стыдно ли тебе заботиться о деньгах, о славе, о почестях, а о душе своей не заботиться и не помышлять, чтобы она была как можно лучше?".
Алкивиад, политик, стратег того времени, был влюблен в Сократа и говорил: "Сократ заставил меня испытать чувство стыда. И как часто я желал, чтобы его больше не было среди живых людей".
Ответ: Это верно: нормальный, эгоистический взгляд на мир – если кто-то указывает мне на мои недостатки, то я сначала хочу, чтобы он исчез, а недостатки, если можно, тоже пусть исчезнут.
Вопрос: Из этого объяснения получается, что это презренное дело – заниматься славой, деньгами, властью?
Ответ: Второстепенное, по крайней мере. Для того чтобы существовать, нам это необходимо.
Вопрос: То есть мы этим занимаемся для необходимого? Но только для необходимого.
Ответ: Да.
Вопрос: А, в принципе, все занятия наши должны быть – душой заниматься. Почему тогда мы не занимаемся душой?
Ответ: Спроси у всех людей, они тебе скажут: "Я не знаю, что такое душа. Я не знаю, как ей заниматься. Я не хочу, это сложно, это трудно. Это против моей эгоистической природы. Не хочу".
Вопрос: Тогда почему так много духовных практик в мире?
Ответ: Потому что люди все время выдумывают что-то, хотят обвести Творца вокруг пальца. То есть я буду так заниматься или так заниматься и таким образом оседлаю эгоизм, и природу, и Творца.
Вопрос: То есть это всё попытка человека как-то обойти главное. Потому что главным трудно заняться?
Ответ: Главное – это против нашей природы, и поэтому мы не можем так идти.
Вопрос: Вопрос такой: как человеку определить, что он нашел именно то?
Ответ: А он начинает ощущать смысл жизни, настоящий смысл жизни, смысл существования. Он чувствует, что нашел корень жизни.
Вопрос: А где я это чувствую? Где во мне ощущение, что вот это я нашел?
Ответ: Это слияние сердца и разума.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 06.11.2023