"Мы не страна, не государство, не народ, мы – идея! Страну можно уничтожить, государство – завоевать, народ – вырезать, но идею? Идею не убьешь!" (Шолом-Алейхем) Так ли это? Живет ли в еврейском народе эта идея?
"Мы не страна, не государство, не народ, мы – идея! Страну можно уничтожить, государство – завоевать, народ – вырезать, но идею? Идею не убьешь!" (Шолом-Алейхем) Так ли это? Живет ли в еврейском народе эта идея?
Однажды женщине приснился сон, что за прилавком магазина стоит Творец. "Дай мне здоровья, счастья, любви, успеха и много денег", – попросила она. Он вынес из подсобного помещения маленькую коробочку. Оказалось, что в магазине Творца продаются только семена. Как вырастить эти семена? Как понять, что заложено в человека?
Реплика: Игорь задает вопросы по статье Бааль Сулама "Свобода": "Как-то не вяжется эта цитата с тем, что вы говорите. Написано в статье: "В мире нет никакого эгоизма, потому что тут нет ни одной свободной личности, которая распоряжалась бы собой". Как это нет эгоизма? Вы же говорите, мы все эгоисты".
Ответ: Но это эгоизм не наш, это не наш выбор. Это наша природа, которая навязана нам. И конечно мы должны искать способы, как от нее избавиться, как ее исправить.
Для этого и существует наука каббала. И если мы постепенно-постепенно будем исправлять нашу природу, то увидим, что есть путь подняться над эгоизмом и жить по другим законам.
Вопрос: То есть когда говорится, что в мире нет никакого эгоизма, потому что тут нет ни одной свободной личности, это значит, что мы должны захотеть приблизиться к свободе. А так, в принципе, если ты остановишь человека на улице, как вы все время говорили, и скажешь: "Ты эгоист", - он скажет: "Какой я эгоист?" То есть у него нет осознания зла.
Когда приходит это осознание?
Ответ: Для этого надо начинать учить каббалу. И постепенно, в течение буквально нескольких месяцев человек начинает понимать, что эгоизм руководит им и никуда ему от него не деться, он подневолен, и поэтому можно обвинять только Творца.
Вопрос: Не себя, а Творца?
Ответ: Да! А кто же создал эго?! Так и сказано: "Я создал эгоизм и создал Тору для его исправления". Так что единственное, что у нас есть, – это раскрыть нашу природу как эгоистическую и раскрыть метод исправления нашей природы как Тору.
Вопрос: То есть в том, что мне плохо, и я понимаю, что это от моего эгоизма, в этом я обвиняю Творца, а не себя?
Ответ: Ты можешь обвинять Творца. Но, в принципе, Творец никуда не убегает от этой ответственности. Он говорит: "Я дал вам Тору, для того чтобы вы себя исправили". А для чего Я сделал вас эгоистами, и чтобы вы себя исправили – это вы должны сами изучить и согласиться с тем, что именно такое отношение к миру, как ко злу и возможности исправить мир, находится в ваших руках.
Вопрос: Почему человечеству требуются тысячелетия, чтобы прийти к этой форме?
Ответ: Не желает оно этого. Не желает смотреть в эту сторону.
Вопрос: Оно не желает смотреть в себя? И нужны тысячелетия войн, страданий, крови, всего-всего?
Ответ: Это всё входит в процесс исправления. Это мы считаем всё на дни, часы, недели и так далее, а у Творца есть время.
Вопрос: То есть вы говорите, что нет истории как таковой? Истории не существует?
Ответ: Есть, но всё это все равно потом подключается к общему исправлению.
Вопрос: Значит, это сила, которая накапливается? И именно только для этого одного решения: зло во мне и я должен его исправить?
Ответ: Конечно, а кроме него ничего не надо.
Вопрос: Это потрясающе, конечно! Все историки, археологи занимаются историей, археологией, науки раскапывают, как мы появились. Большой взрыв… А, в принципе, оказывается, что всё складывается в одну точку.
Нужны все эти науки, как вы считаете?
Ответ: Нет. Если бы мы сразу занялись тем, чем надо, исправлением себя и объединением, то нам всего этого не надо было бы.
Вопрос: То есть все знания нам особенно не нужны?
Ответ: Нет. Мы всё узнали бы от самой Природы.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 06.11.2023
Говорится в статье Бааль Сулама "Свобода", что нужно остерегаться, чтобы мнения представителей человечества не сблизились слишком сильно. Но разве не из-за разногласий происходят все войны? Можно ли воспитать человека так, что он будет желать критику? Когда критика созидательна и когда разрушительна?
Из письма: "Раньше из ваших лекций было понятно, что Творец – для всех, а сейчас как-то пробивается, что евреи – сверхнация. Вы давайте завязывайте с этим…"
Реплика: Арсен пишет: "Мне наговорили о моих прошлых кругооборотах. Не то, чтобы я в это верил, но тут я прочитал у вашего любимого каббалиста Бааль Сулама и понял, что я мог бы быть и самим фараоном. Я вас очень прошу, поясните, пожалуйста, то, что написано о переселении душ. Это статья "Мир"".
И он прислал цитату: "Когда мы видим тела, сменяющиеся и переходящие из поколения в поколение, это касается лишь тел. Однако души, составляющие суть тела, не исчезают в процессе замены тела, а переходят из тела в тело, из поколения в поколение.
Таким образом, нет в нашем мире никаких новых душ, и не имеет значения, что за это время каждый сменил свое тело несколько тысяч раз, так как душа, суть тела, не страдала от этих смен" (Бааль Сулам).
Вопрос его такой: "О какой душе здесь идет речь? Что такое моя душа, которая, получается, бессмертна, если она путешествует из тела в тело?"
Ответ: Есть душа животная. Есть душа уже не физическая, а духовная. Но, в принципе, то, что мы видим кругооборот, – это не душа, это животное тело, животные силы, когда человек умирает и возвращается, рождается.
Ничего тут нет. Самое главное то, что проходит с нами, – это кругооборот духовной души. А она проходит всевозможные изменения до тех пор, пока не станет готовой для того, чтобы постичь Творца.
Реплика: То есть все переселения этой духовной души из тела в тело, смена тел…
Ответ: Это не духовное. Духовная душа – это тот уровень постижения Творца, который человек достиг в своей предыдущей жизни.
Вопрос: То есть пока он не достиг этого уровня, душа путешествует?
Ответ: И после этого еще путешествует много раз до тех пор, пока не придет к своему полному исправлению.
Вопрос: Тогда речь идет не об этом теле?
Ответ: Нет, об этом теле вообще речь не идет.
Вопрос: А о чем идет речь? Что за тело здесь подразумевается – путешествует из тела в тело?
Ответ: Из тела в тело – имеется в виду только лишь духовная составляющая.
Вопрос: Тело – это как духовная составляющая? То есть это, как мы говорим, желание?
Ответ: Да. А с этим телом, с нашим мясом, ничего не происходит. Так же, как и у животного.
Вопрос: К чему должно прийти мое желание?
Ответ: К желанию полного слияния с Творцом. Это главная цель.
Вопрос: Речь идет о том, как все время меняется желание? Это и есть переселение душ?
Ответ: Да.
Реплика: Арсен спрашивает: "Что означает, что одна и та же душа путешествует во времени, одеваясь в разные тела?"
Ответ: Это и имеется в виду. Стремление человека к связи с Творцом постепенно из поколения в поколение облачается в различные животные формы до тех пор, пока человек не постигнет такого состояния, когда он будет подобен Творцу.
Вопрос: Мое желание должно поменяться так, очиститься так, чтобы хотеть Творца?
Ответ: Да.
Вопрос: А желание приблизиться к Творцу – что вы в это вкладываете?
Ответ: Быть по свойству отдающим, любящим, в объединении с другими, как Творец.
Реплика: Дальше у него вопрос: "Получается, что тело ничего не стоит, а мы все время боимся, что умрем. А тут написано в конце, что душа, суть тела, не страдает от этих смен. Тело страдает, а душа нет".
Ответ: Да. Тело умирает, сгнивает и так далее, а душа – нет. Это та вечная суть человека, которая стремится к Творцу. И она должна постоянно приближаться к Творцу из жизни в жизнь, из поколения в поколение.
Вопрос: Что же мы так боимся смерти? Страх смерти движет человеком.
Ответ: Это потому что нам ясно, что из нас пропадает. Человек расстается со своим телом. Пока он за него держится, он боится.
Вопрос: Можно не держаться за него?
Ответ: Это зависит от человека.
Реплика: Вопрос: "Нет большой радости возвращаться все время в этот мир. Как не возвращаться?"
Ответ: Для этого надо достичь своего исправления. Потому что в этом мире мы пребываем только для того, чтобы подняться со ступени на ступень в нашем подобии к Творцу. И тогда ты не держишься за свое тело и не желаешь вообще ничего другого, как только быть привязанным к Творцу и всё.
Вопрос: И тогда душа уже не возвращается в этот мир?
Ответ: Нет.
Вопрос: А где она тогда?
Ответ: Нигде. А где она сейчас? Ты можешь сказать, что это какая-то живительная сила, которая наполняет наше тело. Потому что сейчас мы его пока воспринимаем таким образом. А в общем-то это к телу отношения не имеет.
Вопрос: А где место души, вы можете сказать? Оно не во мне?
Ответ: Нет места.
Вопрос: Нет места. Над этим ответом надо думать. Нет места вообще.
Арсен пишет: "Мне интересно: если я ассоциирую себя не с телом, а с душой, то получается, что я могу путешествовать во времени? Душа ведь все время была одна и та же. То есть я могу встретить себя, который жил 3000 лет назад". Можно так говорить?
Ответ: Нет, так нельзя говорить. Это всё очень непросто. Не надо привязывать материальное к духовному.
Реплика: Но вы же понимаете, что этот вопрос очень интересен людям. Никуда не деться.
Еще вопрос: "Мы с женой чувствуем, что мы половинки одной души. Такое может быть?"
Ответ: Да, может быть такое. Если вы действительно прожили счастливо вашу предыдущую жизнь, то вполне возможно, что в следующий раз вы уже будете в большем сближении между собой, а может быть, даже одной душой.
Реплика: Красиво! Арсен задает вопрос: "Как научиться быть с душой, а не с телом?"
Ответ: Стремиться к слиянию с Творцом. Вот и всё.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 06.11.2023
Есть сегодня в Израиле ощущение, что хорошо быть едиными. Говорят, что когда война закончится, все вернутся домой и построят новую страну. Как не потерять возможность выстроить отношения в стране, основанные на принципах единства?
Вопрос: На наших уроках мы проходим очень глубокую тему – "Молчание". В трактате "Авот", написанном 2000 лет назад нашими мудрецами, сказано так: "Все дни свои рос я среди мудрецов и не нашел ничего лучшего, чем молчание".
Почему такая высота у молчания – "не нашел лучшего"?
Ответ: Потому что человек должен говорить, в принципе, с собой. И когда он говорит с собой, он при этом начинает переключаться на Творца.
Вопрос: Так система работает?
Ответ: Да. Как это, если я говорю с собой? Я говорю с Творцом.
Вопрос: А для чего тогда все тысячи, сотни, миллионы людей вокруг? Говорят: "Для общения".
Ответ: Не для общения. Общение должно быть через чувства, внутренне, именно через молчание. А зачем говорить?
Вопрос: Тогда зачем нам дана речь?
Ответ: Это уже для крайних случаев, я бы сказал. Когда ты сидишь и выясняешь какие-то проблемы с мудрецами, тогда другое дело. А если у тебя такой возможности нет, то самое лучшее – это молчание.
Реплика: Но очень часто неудобно молчать. Ощущение, что человек ждет от тебя, что ты вступишь в разговор, что он думает: "А что с ним такое? Ему что-то не нравится, он молчит".
Ответ: Это смотря с кем и как. Если этот человек близок тебе, особенно по духу, то можно молчать.
Вопрос: Молчание, о котором вы говорите, – это и есть разговор с Творцом?
Ответ: Молчание – это и есть разговор с Творцом. И хорошо, если человек предпочитает такое обращение к Творцу, чтобы постоянно было из его сердца.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 21.09.2023
"Главная защита от бедствий – это любовь и единство..."
Для чего в учебных заведениях нас подчас заставляют учить то, что, возможно, никогда не пригодится нам в жизни? Какие знания должна давать правильная система воспитания?
Реплика: Я бы попросил вас прокомментировать стих древнего иранского поэта Саади. Он написан золотыми буквами, украшает фронтон здания штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке.
Пишет Саади:
"Всё племя Адамово – тело одно,
Из праха единого сотворено.
Коль тела одна только ранена часть,
То телу всему в трепетание впасть.
Над горем людским ты не плакал вовек, –
Так скажут ли люди, что ты человек?"
Такое ощущение, что он тоже был каббалистом.
Ответ: Мы с тобой вместе были в Англии у суфия?
Реплика: Он тогда произвел серьезное впечатление. То есть вы имеете в виду, что он все-таки иранский суфий?
Ответ: Да.
Вопрос: "Все племя Адамово – тело одно" – что это означает?
Ответ: Одно тело – это один человек.
Вопрос: Весь мир?
Ответ: Весь мир, да.
Вопрос: То есть это все как органы одного человека?
Ответ: Творец создал человека, одного человека – Адама. И так и есть в реальности. А то, что мы видим, это всё наш эгоизм нас разделяет.
Вопрос: То есть это всё ложь на самом деле? А истина – что мы все соединены?
Ответ: Да.
Вопрос: Дальше: "Из праха единого сотворено". Что это означает? Что это за прах такой?
Ответ: Из эгоизма единого сотворено. Это и есть прах.
Реплика: То есть природа наша – однозначно эгоизм, каждого.
"Коль тела одна только ранена часть,
То телу всему в трепетание впасть".
Ответ: Да. Даже если одна часть нашего тела поражена эгоизмом, то все наше тело, весь человек болен. Это как раковая частичка.
Реплика: Смотрите, сейчас все тело поражено на самом деле.
Ответ: Сейчас все человечество. Но это хорошо.
Вопрос: Что хорошего в этом?
Ответ: Хорошо то, что от этого очень близко до полного осознания эгоизма. То есть если мы осознаем, что мы все поражены этой, скажем так, раковой опухолью, то будем искать лечение этому.
Вопрос: А на самом деле пишется, что хоть какая-то маленькая часть. То есть мы не говорим о каком-то излечении одной части? Его, похоже, быть не может.
Ответ: Нет-нет, речь идет об излечении всего человечества.
Вопрос: То есть одна часть излечиться не может. Должно от этого пойти излечение всего человечества?
Ответ: Да.
Реплика: И дальше он пишет:
"Над горем людским ты не плакал вовек, –
Так скажут ли люди, что ты человек?"
Ответ: Да. Если ты не плакал над горем людским, то ты не человек.
Вопрос: Это вы впрямую воспринимаете даже?
Ответ: Да. И люди увидят и узнают, и поймут, что ты такой.
Вопрос: Это тоже выглядит непросто. Сегодня горем покрыта земля, по большому счету.
Ответ: Да, но то, что сейчас происходит, это еще не конец! Я вижу по святому народу, что называется, насколько он еще далек от всего этого.
Вопрос: А он должен нести только одно, по большому счету. Поэтому вы его и называете "святым народом". Что он должен нести?
Ответ: Единство Творца.
Вопрос: Это весть, которую мы должны распространить во всем мире?
Ответ: Да.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 30.10.2023
Почему Бааль Сулам называет природу слепой? Должны ли мы просто поддаться природе или попытаться что-то исправить? И если да, то как?
Вопрос: Вы все время говорите, что разговор может быть в молчании, сердцами. Вы можете пояснить, что такое "сердцем разговаривать"?
Ответ: Чувствами. Когда ты хочешь передать человеку свои чувства, а подходящие для этого слова очень трудно найти, тогда самое лучшее – если вы молчите.
И каждому не неудобно. Вы просто молчите. И таким образом постепенно-постепенно начинаете понимать друг друга без слов. Это и называется "разговор сердцами".
Вопрос: Вы рассказывали, что вы часто молчали со своим учителем. Не было у вас ощущения, что надо что-то сказать?
Ответ: Нет, абсолютно никакого. Ты просто сидишь и думаешь рядом с ним, и он тоже.
Вопрос: И он не вызывает на то, чтобы сказать что-нибудь? Нет такого?
Ответ: Нет, не надо. Не надо ничего. Это такие чувства, такие минуты, когда все понятно. И происходит внутренний контакт, перетекание чувств от одного к другому и обратно, без слов.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 21.09.2023
Написано о Торе, что она эликсир жизни или смерти. Как может быть, чтобы Тора – самое великое чудо, которое произошло в мире, была бы эликсиром смерти? Почему каждый видит в Торе что-то свое? Когда Тора станет эликсиром жизни для всех?
Вопрос: Александр пишет: "В книге вашего пророка Исаи, в еврейской традиции он называется Йешаягу, есть крылатая фраза, ее все повторяют: "И перекуют они мечи свои на орала и копья свои на садовые ножницы. Не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать". Звучит фантастически и совсем нереально. Скажите, если это пророк, то это должно свершиться?"
Ответ: Конечно.
Реплика: "Об этом пророке говорят, что он никогда не ошибался".
Ответ: Любой пророк не ошибается, потому что он видит будущее как настоящее.
Вопрос: Но то, что это выглядит фантастически, вы согласны?
Ответ: Да.
Вопрос: Тогда вопрос такой. "О каком времени говорится?" – спрашивает Александр.
Ответ: О времени, когда раскроется вся истинная картина мироздания, что Творец управляет абсолютно всем.
Вопрос: Главное – это раскрыть? Это все должны понять и принять?
Ответ: Это все должны понять, почувствовать, увидеть, раскрыть.
Вопрос: И тогда "перекуют они мечи свои на орала, и копья свои – на садовые ножницы". То есть тогда все войны перевернутся?
Ответ: Конечно. Не будет никаких потребностей – ни воевать, ничего.
Реплика: А потребности будут в созидании: садовые ножницы, сады строить, друг с другом быть в мире…
Ответ: Да.
Реплика: Теперь он спрашивает снова: "В каком случае это произойдет?"
Ответ: Это произойдет, когда людям раскроется Творец.
Вопрос: В каком случае Он раскроется?
Ответ: Я бы сказал так: Он раскроется людям, когда люди пожелают именно это.
Вопрос: Когда они пожелают?
Ответ: Когда они пожелают, тогда Он раскроется. Я вам отвечаю абсолютно точно!
Вопрос: А что в них должно произойти? Что должно перевернуться? Какой крик возникнуть, чтобы Он раскрылся?
Ответ: Они должны почувствовать, что без Творца они не могут! Потому что это единственное, чего им не хватает. Есть в мире всё, что хочешь, а мы желаем только Его раскрытия нам и всё.
Вопрос: Можете сказать, что сегодня потихонечку-потихонечку взгляд людей направляется в эту сторону?
Ответ: Я бы хотел так сказать, но пока еще не видно.
Вопрос: Только страдания могут заставить обратиться к Творцу?
Ответ: Я думаю, что только страдания. Я надеюсь, что это будет быстро, скоро. Главное – быстро.