Как встать с колен
Вопросы, которые дети задают Творцу, никого не оставляют равнодушным.
Вопрос: Наше государство должно быть сильным?
Ответ: Оно должно заботиться только о тех его гражданах, которые здесь по государственной установке должны жить, существовать и охраняться.
У нас другой земли нет! У нас другого места нет. У нас другого государства нет! Мы должны иметь свое – свою сильную армию и свое место на этой планете. И хотя все будут посягать на него, на это место, но мы должны говорить всем правду в глаза: "Это наше! Было, есть и будет".
Вопрос: До каких пор будет такая позиция, как вы сказали?
Ответ: До полного исправления человеческого эгоизма на всей планете.
Реплика: А вы же все время заявляете о связи, о единстве людей…
Ответ: Вот по дороге мы это и будем делать.
Вопрос: То есть вот так, оставаясь таким сильным лагерем, крепостью, мы и будем двигаться к единству всего человечества?
Ответ: Только! Только при этом условии! Показывать пример и вести вперед.
Реплика: Вас не смущает соединение двух таких полюсов? Один полюс – сильное, мощное государство, готовое дать отпор всем и так далее, а с другой стороны – единство, связь, такое теплое состояние.
Ответ: Очень правильно. И именно благодаря тому, что это сильное государство.
Вопрос: И мы должны излучать это тепло, так или иначе?
Ответ: Да. Не соглашаться ни на какие уступочки!
Вопрос: А если мы заявим, что мы хотим надеяться только на себя?
Ответ: Да. А не так ли получается?
Реплика: Но есть нам помощь …
Ответ: Да, но все равно мы надеемся на себя.
Вопрос: И это правильно?
Ответ: На то, что получаем помощь, на все это, но все равно надеемся на те силы, которые у нас есть. Мы не подписываем с кем-то договор и после этого спокойно отдыхаем.
Вопрос: То есть вы считаете, если будут приходить какие-то условия: мы вам дадим помощь, если вы, например, создадите два государства здесь…?
Ответ: Нет! Это все вообще исключено. Исключены любые компромиссы, договора такого типа. Мы никому ничего не должны, не обязаны и не дадим.
Реплика: И это государство должно в результате, как вы уже сказали, излучать тепло, связь, любовь к ближнему?
Ответ: Да, свет для всех народов мира.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом"
Израиль должен проводить политику закрытых дверей
Проведя исследование, итальянские ученые из Катанийского университета пришли к выводу, что наиболее успешными и богатыми становятся не самые умные, а самые удачливые. Значит ли это, что судьба определяет все, что произойдет с человеком? Да. Однако судьбой можно управлять.
"Настоящая любовь начинается там, где ничего не ждешь взамен", – сказал Антуан де Сент-Экзюпери.
Реплика: В Израиле идет война, и мы очень много внимания уделяем технологиям: технологии защиты "Железный купол", лазерная технология, технологии нападения, – глубинные бомбы, современные самолеты и так далее.
Я все время думаю: так или иначе технологии появятся и с другой стороны, рано или поздно.
Ответ: Конечно.
Реплика: У них денег много, купят где-нибудь современные технологии. То есть это будет такая борьба технологий.
Ответ: Это будущее, да.
Вопрос: Скажите, в какой момент наступит переворот, и мы начнем думать о корне проблемы?
Ответ: Корень проблемы – он нерешаем. Поэтому все переключаются на следствие – возможности доставки, поражения, так или иначе.
Вопрос: Вы сейчас так отрезали и можно уже не продолжать?
Ответ: Конечно.
Вопрос: А почему вы так уверены, что мы не доберемся до корня? Не захотим добираться до него, так я понимаю.
Ответ: Ты имеешь в виду эгоизм человека?
Реплика: Это вы сейчас сказали: эгоизм человека – корень всех проблем.
Ответ: Я еще не видел ни одной методики в мире, которая могла бы его как-то ограничить. Здесь необходимо осознание зла нашего эгоизма, и каким образом мы можем от него излечиться.
Вопрос: Скажите, как этот эгоизм притягивает войны? Эгоизм же хочет, чтобы нам было хорошо здесь, внутри, в принципе. Правильно?
Ответ: Да. Но дело в том, что хорошо внутри – плохо снаружи. Мы не понимаем, как мы можем совладать с нашим эгоизмом, и чтобы было хорошо.
Вопрос: Вы все время говорили о единстве народа Израиля, о единстве нации, одно сердце и так далее. Когда вы это говорите, вы говорите именно о корне, правильно?
Ответ: Я говорю о корне, я говорю о том, что может сделать народ в наше время в нашем поколении, чтобы мир больше не познал войн.
Вопрос: Вы даже говорите: "мир не познал войн"?
Ответ: Да, конечно.
Реплика: Вы не говорите, чтобы у нас войны закончились.
Ответ: Нет, мы не можем этого сделать.
Реплика: То есть мысль наша должна быть…
Ответ: Мир во всем мире.
Вопрос: Это от нас зависит?
Ответ: Да.
Вопрос: Как прийти к этому?
Ответ: Надо читать Тору. Там это все сказано очень просто. Что ежели мы захотим, чтобы был мир, то мы должны его делать сами. Сами в действии делать мир.
Вопрос: Тем, что мы соединяемся?
Ответ: Да.
Вопрос: И только это проблема всего?
Ответ: Только это проблема.
Вопрос: То есть когда вы говорите, что этот корень не достижим, вы что имеете в виду? С одной стороны, вы к этому призываете, с другой стороны, вы говорите, он не достижим. Как тут разобраться?
Ответ: Он не достижим нашими человеческими силами, мозгами. Но он вполне достижим нашими внутренними усилиями, когда мы можем взмолиться к Творцу и убедить Его в том, что мы готовы к миру. К миру между собой. И от этого будет мир во всем мире.
Вопрос: Скажите, сколько войн для этого должно произойти, бедствий, страданий?
Ответ: Неважно. Может, нисколько не должно быть.
Вопрос: Можем опередить все эти страдания?
Ответ: Конечно.
Вопрос: А понимание это приходит от чего? Вот вы говорите "можно опередить страдания". То есть раньше может прийти понимание внутреннее, внешнее. От чего оно может прийти? Вы все время говорите, что страдания человека двигают так или иначе. А здесь?
Ответ: Мы уже перенесли страданий столько, что можем представить себе мир в страданиях и мир без страданий, и выбрать, к какому же миру мы хотим принадлежать.
Вопрос: То есть это и есть корень всей проблемы нашей и мировой?
Ответ: Да. Всех.
Вопрос: Тогда попутные вопросы. Можно соединить развитие технологий и понимание корня проблемы? Вот мы понимаем корень проблемы, а параллельно всё-таки развиваем технологии. Или достаточно просто понять корень проблемы и все отвалится?
Ответ: Когда мы начнем понимать корень проблем, нам не захочется развивать технологии. Это мы сейчас думаем, как с помощью развития всяких технологий мы можем убедить кого-то в мире, что мы самая сильная армия и так далее. А тут нужен совсем другой подход. Тут всем надо убедиться в том, что мира мы можем достичь не войной, а просто согласиться на мир. И тогда он спустится сверху.
Вопрос: Согласиться на мир между нами?
Ответ: На мир между нами, между всеми народами и странами. Мы можем согласиться и достичь его без всяких конкретных условий, усилий – ничего. Только лишь когда мы будем видеть перед собой: это мир, а это война. И чтобы нам было понятно до самой глубины этих понятий, что значит мир, а что значит война.
Вопрос: Что значит мир?
Ответ: Мир – это когда все дружно, мирно живут.
Вопрос: А кто этого не хочет из обычных, нормальных людей, которые хотят так жить? Люди ведь хотят так жить!
Ответ: Люди не понимают, что начало войны – оно такое далекое от войны, что кажется, оно самое мирное. И они начинают ее. А потом вдруг все срывается к войне настоящей.
Вопрос: А какое оно, начало? Вы говорите: начало войны – оно далекое от войны. Что это?
Ответ: Что я не согласен с другим.
Вопрос: Это начало войны?
Ответ: Да.
Вопрос: Что я не согласен, что я порвал с ним связь, что я его не люблю, что я от него отдалился? Это всё-всё-всё?
Ответ: Да, вот такие моменты.
Вопрос: Даже человек с человеком?
Ответ: Даже человек с человеком. Нам надо обращать внимание на все эти детали.
Вопрос: Из этого всего, из этих кирпичиков складывается война?
Ответ: Да.
Вопрос: Внешняя, страшная, которая есть?
Ответ: Да.
Вопрос: То есть мир – это, прежде всего, вот эти контакты?
Ответ: Мир – это полный контакт сердец.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 14.10.2024
По мнению профессора Петербургского университета Татьяны Черниговской, мы должны обучать детей, как вести себя в ситуации бесконечного стресса и цейтнота. Я же считаю, что мы должны учить наших детей не подчиняться судьбе, а самим творить свое будущее. Как это сделать - каббала как раз и объясняет.
У нас нет тел, и мы существуем в огромном силовом поле.
Вопрос: Прошел год после катастрофы 7 октября. С этого момента началась война.
Террористы из Газы ворвались на территорию Израиля и убили 1432 человека, среди которых 341 женщина и 36 детей, включая 10-месячного малыша.
251 человек были захвачены и увезены в Газу в качестве заложников. 97 из них до сих пор находятся в плену.
Вот эта фраза, которая звучала: "Тишина за тишину" – не сработала. То есть мы даем тишину, если вы с нами тихо. И вот нас начали убивать 7 октября.
Прошел год. Я хотел бы вас спросить: что нам следует понять о себе и нашем обществе после этих событий?
Ответ: Нам следует понять, что нам надо никого не бояться. Не показывать никому, что мы можем прощать, если нас идут убивать. Мы не должны этого делать.
Мы должны четко знать, что наше спасение только в наших руках, только в нашем оружии и ни в чем ином.
Вопрос: Как вы считаете, события 7 октября изменили наше восприятие себя как нации?
Ответ: Я думаю, что изменили. Изменили.
До 7 октября мы надеялись на какое-то более-менее человеческое, взаимное отношение к нам. После этого мы понимаем, что такого быть уже не может никак! И поэтому отсюда большая уверенность в том, что мы не влезем в какое-то другое месиво эгоизма, жажды крови и так далее, куда нас затащили 7 октября.
Вопрос: Скажите, пожалуйста, как мы можем сделать так, чтобы боль от этих событий продолжала идти с нами? И надо ли это делать?
Ответ: Это надо. Это навсегда! Сколько мы живем на Земле, столько мы должны будем помнить о том, что наши соседи – это наши самые отъявленные враги. И ни в коем случае не давать себе никакой слабинки в этом.
Вопрос: Как же мы придем к миру?
Ответ: Вот тогда и будет мир.
Вопрос: То есть, когда ты говоришь о мире, в то же время ты все время знаешь, что они этого не хотят? Так получается?
Ответ: Да. Что они этого не хотят и не думают об этом. Но когда ты думаешь о войне, тогда они будут стремиться к миру.
Вопрос: То есть, если я вас спрошу, какие шаги сделать, чтобы идти к миру, то вот это и есть шаги, о которых вы говорите?
Ответ: Да.
Вопрос: Думая о мире, все-таки…
Ответ: Вооружайся.
Вопрос: Скажите, пожалуйста, вы все время говорите о единстве, единстве народа, что это главное наше оружие. Это понятно, в принципе, человеку, что действительно единство – это, наверное, самое важное. Тогда почему мы не можем соединиться? Объясните, пожалуйста.
Ответ: Потому что мы действительно внутри себя еще не представляем, насколько это необходимо.
Вопрос: Нет еще понимания?
Ответ: Нет.
Вопрос: Но оно приходит через удары или…?
Ответ: Постепенно через удары мы начинаем осознавать, что это все-таки является самым важным.
Вопрос: Но через удары?
Ответ: Да.
Вопрос: То есть если мы сейчас это не осознаем, вы ожидаете, что будет продолжение?
Ответ: Несомненно.
Вопрос: Как же нам это осознать? Осознать все-таки мирным путем, как говорится, светом, а не тьмой?
Ответ: Мы должны быть таким сильным светом, чтобы они убоялись.
Вопрос: Когда вы сейчас говорите "мы должны стать светом", что вы имеете в виду?
Ответ: Что мы в нашем желании к миру готовы сделать всё, чтобы те, кто против него, перестали существовать.
Вопрос: Наше желание к миру, когда вы говорите, – это к миру с соседями, к миру?
Ответ: Да.
Реплика: И при этом вы говорите, что мы должны упреждать все время.
Ответ: Конечно.
Вопрос: То есть у Израиля должна быть все время политика упреждения удара.
А как же так получалось, что мы 20 лет жили, а на юге в это время рыли подземную Газу, а на севере вооружалась "Хесболла"? И мы всё это знали, и мы как-то так жили. Вы можете мне сказать? Вот я сейчас пытаюсь войти в мозг руководства, допустим, или даже в наш. Рядом вот-вот будет ужас какой-то с нами, а мы не упреждаем. Почему, можете сказать? Что это за усыпление такое было?
Ответ: Хотели показаться друг другу и всему миру, что мы добрые, хорошие, миролюбивые. Но это вообще ужасное заблуждение.
Вопрос: Да? Мы не должны считаться с миром, с мнением мира?
Ответ: Никак!
Вопрос: А с чем мы должны считаться?
Ответ: Только с необходимостью нашего существования, народа Израиля, потому что оно имеет своей целью высшее состояние человечества.
Вопрос: То есть вы называете эту нашу точку, даже материальную, центром мира?
Ответ: Да.
Реплика: Сегодня это всё больше и больше начинает проявляться. Вы это говорили всегда на самом деле. Что это центральная проблема, центральная точка мира.
Ответ: Да.
Вопрос: Скажите, какой процесс исцеления мы должны пройти?
Ответ: Мы должны объяснить всем, что вообще мир существует ради того, чтобы мы привели все народы мира к единству, к сплоченности вокруг самого главного в мире. Это возлюби ближнего, как себя.
Вопрос: То есть вы говорите, что весь мир должен нас как бы еще привести к этому?
Ответ: Да.
Вопрос: Он должен нам все время транслировать, что мы должны это сделать?
Ответ: Да.
Вопрос: Для них?
Ответ: Для всех. Это центральная точка существования всего мироздания.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 07.10.2024
Вопрос: Пожалуй, самый важный день у евреев – это Йом Кипур, День искупления. Он объединяет религиозных евреев, нерелигиозных, которые вообще не исполняют никаких законов и заповедей. Этот день соединяет нас.
Скажите, пожалуйста, перед этим днем есть десять шагов, которые называются "десять дней искупления". Что это за ступени такие, которые ведут к Йом Кипур?
Ответ: Это постепенное-постепенное понимание человеком, как он живет, как он прожил, и как он думает дальше жить. В принципе, это когда человек думает о себе: кто я, что я, для чего я. И так далее.
Поэтому этот день, Йом Кипур, – он, в общем-то, день особый. Его отмечают все. Даже если никак не отмечают внешне, то внутренне как-то человек все-таки думает об этом.
Вопрос: Скажите, пожалуйста, мы просим прощения в Йом Кипур. Я ведь, может быть, даже не знаю, за что я прошу прощения, но я прошу. Как это влияет на мою жизнь? Даже если вот так, автоматически прошу прощения.
Ответ: Дело в том, что, во-первых, просить прощения – это тяжелая работа. Это заставляет человека задуматься о его жизни, о том, что он думал годом раньше и как прожил этот последний год. И в общем-то это день, когда человек судит себя.
Вопрос: Йом Кипур еще называют днем очищения. От чего мы очищаемся?
Ответ: От эгоизма, от того, что портит всю нашу жизнь и мешает нам быть единым народом, устремленным в будущее к Творцу. День очень непростой.
Вопрос: Почему перед Йом Кипур для нас важно просить прощения именно у других людей? Это называется "слихот".
Ответ: Потому что сказано, что если ты не прощен другими людьми, то тебе и Творец не поможет.
Это самое главное – выйти на такой уровень связи с другими, когда ты просишь за них, а они просят за тебя.
Вопрос: Я должен просить прощения, допустим, у других людей с мыслью, чтобы они меня простили? Или просто потому, что так надо в этот праздник?
Ответ: Нет, ты должен достичь такого состояния, когда ты просишь других о том, чтобы они простили тебя. Потому что как бы мы ни желали строго оценить себя, мы всё равно обычно всё это пропускаем.
Вопрос: А когда другие?
Ответ: А когда другие, то мы должны быть чуткими, то есть мы должны проявлять максимальную вежливость, когда любой человек из народа становится абсолютно равным с другими. И никто не может быть спасен от своего эгоизма, от того вреда, который мы можем принести друг другу.
Вопрос: Это очень интересно. Он нас выравнивает всех, да?
Ответ: Да.
Вопрос: То есть простой рабочий или премьер-министр…
Ответ: Нет абсолютно никакой разницы.
Вопрос: Вот этим – тем, что мы просим прощения, тем, что мы судим себя?
Ответ: Да. Все члены общества, народа – они не выше и не ниже. Мы также понимаем, что как находится каждый из нас перед этим великим обращением свыше к нам, так мы и должны поступать.
Вопрос: Мы с вами идем поступенчато и добрались до того, что мы постимся в Йом Кипур. Есть пять запретов, то, что нельзя делать в Йом Кипур. Скажите, пожалуйста, в чем суть поста? В чем суть этих запретов?
Ответ: Запрет на еду, на питье и так далее – это все связанно с тем, чтобы человек покорился немного, чтобы он понял, что есть высшая сила, и он должен пред ней предстать абсолютно отстраненным от своих эгоистических желаний, побуждений и так далее. Вот это самое главное.
Вопрос: То есть это такая внешняя попытка себя ограничить?
Ответ: Да, это внешняя попытка, но она очень воздействует на людей. Когда человек не ест, не пьет, читает определенную литературу, участвует в определенных даже, может быть, действиях с другими: молится и так далее, – он при этом себя поднимает на другой уровень.
Вопрос: Скажите, пожалуйста, что значит быть записанным в Книгу жизни? Все время говорится: "чтобы быть записанным в Книгу жизни". Книга жизни – что под этим подразумевается?
Ответ: Книга жизни – это как бы какая-то книга, листы которой чисты, и мы на них можем записать свои действия: добрые или не очень добрые.
Если ты вел себя праведно, то тогда ты записываешься в эту Книгу жизни. То есть, есть какая-то высшая воля, рука, которая якобы записывает твое имя в эту Книгу жизни.
Наши дела – они все записываются, то есть они все отображаются в природе вокруг нас. Мы сами эту природу освещаем своими действиями. И поэтому тут уже все зависит от понимания человека, какие действия для него добрые, какие злые, как он относится к другим – добром или злом.
Вопрос: То есть это можно представить, что вся природа – как белый лист, а мы отпечатываемся на нем?
Ответ: Да.
Вопрос: И желательно что? Чтобы мы белыми буквами входили туда или все-таки…?
Ответ: Желательно белыми.
Вопрос: Почему искреннее раскаяние перед собой важно не меньше, чем перед другими?
Ответ: Это важное действие, к которому человек может привести себя и действительно серьезно раскаяться в своих поступках, проступках за прошедший год и упросить в этом искреннем раскаянии, чтобы его не судили по всей строгости его поступков.
Вопрос: А чего боится человек, когда хочет, чтобы его оправдали, не судили, как вы говорите? Чего он боится?
Ответ: Самое главное – если человек желает, чтобы его простил Творец, потому что он не желает быть удаленным от Творца. Это, в принципе, главное. Все остальное –второстепенное.
Вопрос: То есть мой страх – быть отдаленным от Творца? И этого я боюсь больше всего?
Ответ: Да.
Реплика: А все остальное: здоровье, деньги, все, что хотите…
Ответ: Это все приходит и уходит.
Вопрос: И когда говорим о записи в Книгу жизни, – именно вот это?
Ответ: Это, да. Чтобы не быть далеким от Творца и все время пытаться приблизиться к Нему.
Вопрос: Вы сказали, что человек себя судит. То есть правильная ли цель у него в жизни и так далее. Скажите, Йом Кипур, это один день в году, – он помогает человеку найти путь к цели жизни, к тому как жить?
Ответ: Да, конечно.
Реплика: Но ведь это один день!
Ответ: Это неважно, это 24 часа. Если человек их проводит в раздумье, то он может многое исправить из того, что сделал.
Вопрос: За эти 24 часа?
Ответ: Да.
Вопрос: Тут вы правильную правку сделали: 24 часа – у меня сразу другое ощущение. А если мы еще на минуты разложим, на секунды, то вообще.
Скажите, пожалуйста, мы стараемся очистить сердце в этот день. Один день в году. Что нам мешает заниматься этим каждый день? Что-то же мешает.
Ответ: Наш эгоизм! Он тянет нас в разные стороны, к разным целям, и мы забываемся. А здесь у нас один день, вокруг нас весь народ занимается тем же. Собираются в молельные дома, читают всевозможные особые молитвы. И поэтому у человека есть бо́льшая возможность углубиться в себя.
Вопрос: А можно эти ощущения, которые получаешь в Йом Кипур, все-таки дальше транслировать на каждый день? Как-то разбить на следующий год?
Ответ: Есть, конечно, часть из наших действий, которые мы ощущаем, как некий малый Йом Кипур. То есть в каждой молитве каждый день...
Вопрос: После Йом Кипура? Ежедневно?
Ответ: Да, все-таки присутствуют такие элементы, когда мы порицаем себя, ощущаем себя неправыми, просим прощения и так далее.
Вопрос: То есть, есть малый Йом Кипур практически в каждом дне?
Ответ: Да.
Вопрос: И это правильно, так человек должен жить?
Ответ: Так человек должен жить, конечно.
Вопрос: То есть он должен себя каждый день судить?
Ответ: Это и есть в наших молитвах. Но не настолько, как в Йом Кипур.
Вопрос: Действительно, молитвы Йом Кипура – в них такая силища! Эта молитва в Йом Кипур может изменить судьбу человека, если он входит в нее всем сердцем?
Ответ: Я думаю, что да. Это особое состояние мира, особое состояние природы, особое состояние человека, особое состояние народа. И поэтому Йом Кипур может все менять.
Вопрос: То есть если мы вложимся в этот Йом Кипур, допустим, вкладываемся в этот Йом Кипур, мы даже можем останавливать войны?
Ответ: Да.
Вопрос: Йом Кипур помогает человеку начать жить по-новому?
Ответ: Возможно. Насколько это поможет или нет, трудно сказать. В принципе, если уже человек желает измениться, он не должен ждать Йом Кипур, он должен сделать это сейчас. И тогда он увидит, что действительно все можно изменить, и для этого подходит абсолютно любой день в году.
Вопрос: Давно мы так не говорили про Йом Кипур...
Скажите, пожалуйста, вы сейчас говорили о Йом Кипур – ощущение, что вы говорили не просто о еврейском празднике, вы как бы обо всем мире говорили. У вас такое понимание Йом Кипур?
Ответ: Абсолютно! Это день искупления для всего мира. И если человек отнесется к молитвам, как к самосуду, то, в принципе, это его очистит.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 07.10.2024
Почему Йом Кипур (День Искупления) – день радости, а не повод пребывать в состоянии нервного стресса и страха?
Вопрос: Вам задают много личных вопросов. Спрашивают вас: вы когда-нибудь испытывали настоящий страх? Если да, то как вы к нему относились и относитесь?
Ответ: Настоящий страх я не испытывал, наверное. Страх смерти у меня был, и страх неудачи у меня был.
Вопрос: А какой-то животный страх?
Ответ: Это страх страданий. Это тоже было, но я бы не сказал, что это самые высшие виды страха.
Вопрос: А как вы выходили из этих состояний?
Ответ: Я уходил внутрь своих занятий, внутрь каббалы, и пытался найти их корень. И когда я его находил, то чувствовал, что я эти страдания сам создаю. И страхи уходили.
Вопрос: Может быть, вот это как раз и хотят услышать в ответ: надо уходить туда, искать корень?
Ответ: Это проблема. Если человек чувствует, что у него есть достаточно сил, чтобы бороться с такими виде́ниями страданий…
Вопрос: То, что навевает страхи?
Ответ: Да. То это проблема. Он должен сначала понять, что он идет на страдания. Должен будет пережить эти страдания, принять их, подняться выше них и так далее. Это непростая задача.
Вопрос: То есть вы сейчас говорите о страданиях и тем самым говорите о страхах?
Ответ: Да, это страх страданий.
Вопрос: То есть я должен идти как в фильме "Иду на грозу"? Я должен идти навстречу им, и тогда я могу идти к корню?
Ответ: Да.
Вопрос: А если я просто боюсь? Вот просто навалился на меня страх. Что мне делать?! Как из этого выйти? Сейчас страхи у всех людей практически.
Ответ: Тогда надо, тем более, резко выходить из этого состояния.
Вопрос: Как?
Ответ: При любых условиях не оставаться в этом. Я считаю, что самое лучшее для человека в этом случае – это серьезный спорт. Велосипед. И вперед. Вперед, и крутить по часу в день.
Вопрос: А если вы посоветуете свою науку, если вы посоветуете каббалу, то это не всем подходит?
Ответ: Нет, не всем. Это подходит только тем, которые могут поставить свой разум выше чувств. Иначе не получится.
Вопрос: Еще вопрос: "Вы пишете, что постоянно были с вашим учителем. Получается, что детей растила ваша жена. Я женщина, мне очень важно знать именно ее ощущение, уж извините".
Ответ: Да, так и было.
Вопрос: Какое ощущение у вашей жены? Спрашивает женщина.
Ответ: Она, по крайней мере, имела детей, участвовала в их процессе обучения и так далее. А я занимался только своим учителем.
Реплика: Это героическая жизнь со стороны женщины.
Ответ: У нее – да.
Вопрос: И это вы вполне ощущаете?
Ответ: Вполне! Она заслужила все, что может дать Творец.
Вопрос: А вы по-другому не могли?
Ответ: Нет.
Вопрос: И сегодня это тоже понимаете, что вы не могли по-другому?
Ответ: Я это понимаю, конечно.
Вопрос: И она это понимает?
Ответ: Да!
Вопрос: Вопрос такой: о чем вы думаете, когда преподаете своим постоянным ученикам? И о чем думаете, когда вы на публичной лекции, перед вами те, кто вообще ничего не знает?
Ответ: Когда я на публичной лекции, и никто ничего не знает, то я должен преподать им самые-самые понятные для начинающих азы каббалы, чтобы они почувствовали, что они понимают, принимают и адаптируют это в себе.
Вопрос: То есть это практически вы должны спуститься на их уровень…
Ответ: Да, конечно. А если я уже со своими учениками, то я пытаюсь там действовать так, чтобы каждый урок состоял из двух, а может быть, и трех ступеней. Чтобы они поднялись по ним и начали бы смотреть немножко свыше на ту точку зрения, которая у них была до начала этого урока. Вот так.
Вопрос: С чем с урока должен выйти ученик?
Ответ: С тем, что он поднялся над тем, с чем пришел, и это его удовлетворяет, устраивает, приподнимает. И он таким образом чувствует себя заслужившим.
Вопрос: То есть он должен выйти с какой-то галочкой, что я чего-то достиг?
Ответ: Да, обязательно.
Вопрос: Потом куда-то это девается в течение дня, и следующий урок снова, да?
Ответ: Относительно, да.
Вопрос: А с чем должен выходить начинающий после вашей лекции для начинающих?
Ответ: Что он пришел, наполнился и уходит, в общем, довольный.
Вопрос: А вам надо, чтобы у него была тяга к вашей науке, чтобы вы пробудили это в нем?
Ответ: Конечно, я об этом волнуюсь и думаю, но это зависит от человека.
Вопрос: Еще вопрос: что для вас означает Израиль? Считаете ли вы себя патриотом Израиля?
Ответ: Израиль означает для меня особое место, действительно святое место в мире, в котором могут существовать и будут существовать все евреи.
Насколько я считаю себя патриотом? Я не думаю об этом. Во мне есть просто практическая, я думаю, правильная оценка этой страны.
Вопрос: Тогда вопрос: какая она?
Ответ: Что это место для нас. И мы должны за него цепляться всеми способами.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 23.09.2024