Из письма: "Меня поразило утверждение, что человеку ничего не принадлежит. Неужели это на самом деле так?"
Из письма: "Меня поразило утверждение, что человеку ничего не принадлежит. Неужели это на самом деле так?"
Из письма: "Говорится у пророка: "И перекуют они мечи свои на орала и копья свои – на садовые ножницы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать". Звучит фантастически и совсем нереально. Но если это пророк, то это должно свершиться?"
Вопрос: Нередко бывает, что чем выше результат, тем на стадиях роста он не предвещает ничего хорошего.
Самый кислый фрукт становится самым вкусным, а ты уже хотел срубить дерево. Гений был в школе неуспевающим, его хотели выгнать из школы, а он стал Эйнштейном. Прекрасный лебедь был когда-то гадким утенком. Эту историю мы знаем. Вопрос такой: почему это так? Почему обязательно нужно сначала быть гадким утенком?
Ответ: Потому что таков путь развития противоположностей, что ничего не может развиться по прямому пути, а только как сказано: "нечто и его противоположность". То есть прямое явление, но предварительно ему происходят его обратные следствия.
Нам надо уважать человека в любых его состояниях, потому что все они ни о чем не говорят. Сколько у нас было таких примеров в истории, когда совершенно никудышные, ненужные дети вырастали гениями и наоборот.
Вопрос: Тогда такой вопрос: как распознать?
Ответ: Никак! Никак не распознать. Просто надо давать всем возможность развития.
Вопрос: Откуда взять терпение человеку? Вот он видит, что ничего не вырастет из этого. Из этого сорняка ничего не вырастет. Откуда взять терпение?
Ответ: А откуда он знает, что не вырастет?
Реплика: Но вы же сами говорите, что мы не можем знать.
Ответ: Значит, он должен себя остановить. Потому что ничего не создано зря, и у каждого объекта в нашем мире есть свое предназначение. И не тебе решать, каким он должен быть сейчас, каким он должен быть в будущем. Поэтому останови себя.
Вопрос: А если мы дадим такую возможность? Допустим, мы сдержим себя и дадим возможность всему развиваться.
Ответ: Каждому дай возможность правильно развиваться. И пускай он разовьет в себе все те качества, которые в нем заложены Творцом, и увидишь.
Вопрос: Тем самым, получается, что я изменяюсь, который хочет все это уничтожить. Это и есть мой подъем над моей природой?
Ответ: Абсолютно верно.
Вопрос: То есть это самое главное, по большому счету?
Ответ: Да.
Вопрос: Теперь такой вопрос: наш мир сегодня похож на гадкого утенка. И очень у многих есть такое состояние. Интернет забит этими фразами: "Да чтобы он сгорел! Да чтобы этого мира не было! Да нас всех надо уже заново начать!" И так далее. К чему развивается этот гадкий утенок?
Ответ: К тому, чтобы мы осознали зло, свое зло, до чего мы довели мир, и дали ему возможность правильного развития своим новым отношением к нему.
Вопрос: Для этого мы и видим таким испорченным этот мир?
Ответ: Да.
Вопрос: Так вы говорите, что это я испорчен?
Ответ: Конечно.
Вопрос: К этому каждый должен прийти?
Ответ: Каждый – я не знаю. Но в основном такая мысль, такое отношение должно быть довлеющим.
Реплика: Но я вижу, что к этому не приходят. Наоборот.
Ответ: Придут.
Реплика: Вот здесь вы оптимист – что мы придем к этому.
Ответ: То, что мы придем – это обязательно. Только какими ударами – это вопрос.
Я считаю, что нам надо понять, что мир готов для самого лучшего состояния. И нам надо все-таки подумать о том, почему мы не даем ему быть таким.
А то, что мы видим его сегодня таким кислым и плохим – это результат нашего отношения к миру.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 21.09.2023
Вопрос: Вениамин пишет: "Сколько помню себя, я в боли! Боль, когда меня били во дворе. Боль за собаку, которую отравили соседи. Боль, что не могу отомстить. Боль от развода. Боль, боль… Вся жизнь – боль! Неужели нельзя жить без боли?! Можно ли не чувствовать боли?"
Ответ: Нет, без этого нельзя. Каждый из нас чувствует боль, и у каждого свои причины на это и свои воспоминания. Мы ничего с этим сделать не можем до полного исправления мира.
Вопрос: А для чего дается такая боль человеку – до крика?
Ответ: Чтобы человек понял, что он должен от этого оторваться. Боль помогает нам. Так же, как боль во время болезни. Она указывает на то, что у тебя что-то не в порядке, и поэтому ты бежишь к лекарям. А иначе ты сунул бы руку в огонь и сидел бы спокойно, а она бы горела.
Вопрос: То есть судьба наша – находиться в боли?
Ответ: Да. Боль – это очень хорошее свойство, ощущение неисправности в человеке.
Вопрос: Вы сейчас даже говорите, что можно пытаться полюбить боль?
Ответ: Полюбить – я не знаю, насколько полюбить, но полюбить проявление боли, которая тебя подталкивает к излечению.
Вопрос: А как во время боли прийти к выводам, что это корректировка, что это меня подталкивает? Тут он говорит и о боли внутренней, и о боли душевной, и о боли такой… Он вообще все соединил.
Ответ: Любой вид боли.
Вопрос: Вы тоже соединяете все в одну боль?
Ответ: Абсолютно, не имеет никакого значения. И тогда ты начинаешь чувствовать, что эта боль ради тебя.
Вопрос: Как сделать правильные выводы во время боли? Во время боли ты чувствуешь только боль.
Ответ: Ты чувствуешь только боль, но ты начинаешь понимать, что она предназначена для того, чтобы напомнить тебе, что у тебя не все в порядке, что ты должен что-то сделать, чтобы избавиться от нее. То есть боль предназначена для того, чтобы избавиться от боли. И в этом твое спасение.
Вопрос: Тогда вопрос: как все-таки избавиться от нее?
Ответ: Обнаружить причину боли и отдалиться от нее, в первую очередь. А затем исследовать и понять, что, может быть, сама причина боли – она для тебя, для твоей пользы, и ты должен быть доволен тем, что она существует.
Вопрос: А вы можете назвать главную причину боли?
Ответ: Главная причина боли – это то, что человек не желает ощущать боль. Если бы он сказал себе, что я готов ощущать боль, то двигаясь в этом направлении, он перестал бы ее ощущать. Это непросто, но это возможно.
Вопрос: То есть, если ты как бы идешь ей навстречу, принимаешь ее, тогда она начинает утихать?
Ответ: Да. Тогда ты начинаешь ощущать ее обратную сторону.
Вопрос: Это его второй вопрос: "Можно ли не чувствовать боль или подняться над ней?"
Ответ: Можно подняться и можно не чувствовать боли, если человек этого желает. Все зависит от осознания зла. Если человек ощущает зло, то он готов переносить любую боль, чтобы избавиться от этого зла в мере его осознания.
Вопрос: Когда вы говорите "осознание зла", это осознание чего – моей природы или…?
Ответ: Моей природы или той боли, которую она во мне вызывает. Я готов терпеть. Причем настолько, что я не чувствую боль.
Вопрос: То есть это как операция, когда из меня вырезают это зло?
Ответ: Да, и надо чтобы вырезали, я готов на это! С этим я жить не могу.
Вопрос: Как же прийти к этому ощущению зла?
Ответ: Это приходит. Когда надо, оно придет.
Вопрос: Но нас к этому ведут?
Ответ: Нас ведут к тому, чтобы мы осознали, что боль является спасением. Она указывает на то, что в нас плохо. И мы должны согласиться с удалением причины боли, для того чтобы достичь добра.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 18.09.2023
Вопрос: Написано нашими мудрецами 2000 лет назад в трактате "Хулин": "Мир существует ради того, кто сдерживает себя во время ссоры".
Объясните, пожалуйста, о каком мире идет речь?
Ответ: Мир – имеется в виду весь наш мир, вся природа, особенно человеческая. Она существует только благодаря тому, что люди сдерживают себя во время всплеска эгоизма, взаимной ненависти.
Вопрос: Сегодня никто не сдерживает себя по большому счету. Так что с миром должно произойти?
Ответ: Я должен бояться другого, и тогда я буду сидеть тихо.
Вопрос: Это сегодняшний мир? Мир силы и показывать свою силу. А это неверно?
Ответ: Конечно. Разве на этом может держаться мир? Значит, мы все время будем укреплять себя и ждать, когда мы можем напасть на другого. А это неверно.
Вопрос: Как прийти к этой мудрости, что "мир существует ради того, кто сдерживает себя во время ссоры"? Как нам научиться сдерживать себя во время ссоры?
Ответ: Мир, в принципе, приближается немножко к этому, исходя из того, что существуют какие-то возможности давить на любое государство общественным мнением, чтобы оно сдерживалось.
Но это все еще очень далеко от конкретного, правильного влияния друг на друга. Причем доброго влияния: не потому, что уничтожат, а потому, что просто так иначе нельзя. Это не мнение мое, это мнение других, и я ему подчиняюсь. И так далее.
Вопрос: Здесь сказано "ссоры". Не сказано, что если пришли тебя убить, то, никуда не деться, ты должен опередить его и убить. Это речь идет о ссоре. Что имеется в виду, когда говорится "ссора"?
Ответ: Когда еще не пускают в ход убийство. И есть возможность убеждать, как-то договариваться. Но это все равно не путь к миру. "Упреди и его убей" – это не путь к миру.
Вопрос: Говорят, что если сдерживать себя во время ссоры, то сам человек получает большой стресс. Даже психологи все время говорят: "Не надо сдерживать себя". И так далее. Как вы к этому относитесь?
Ответ: Я отношусь к этому отрицательно. Если человек не будет сдерживать себя, то все разнесет. Камень, нож – они уж точно есть у каждого. А если идти дальше, то и пистолет и так далее. То есть хорошего будет мало.
Вопрос: Как сдерживаться, если тебя вывели из себя?
Ответ: Заниматься тренировкой, чтобы тебя не выводили.
Вопрос: То есть вы видите в этом даже просто тренировки?
Ответ: Да. И не расходиться. Сдерживать себя.
Вопрос: Не расходиться – в смысле силой? А разбежаться на время можно?
Ответ: А разбежаться можно.
Вопрос: Для того чтобы потом сойтись?
Ответ: Может быть.
Вопрос: Может быть, а может быть и нет, вы считаете?
Ответ: Может быть и нет.
Вопрос: То есть над всем все равно должно стоять: сдерживать себя над ссорой. Это возможно в нашем мире?
Ответ: Я думаю, что таки в нашем мире это более возможно, чем всегда. Потому что нет у нас особых возможностей собирать войско и куда-то скакать, на кого-то нападать. Это всё уже не так реально. Я думаю, что в наше время именно сдерживание является самым лучшим оружием.
Вопрос: То есть по большому счету все организации, которые были созданы после больших войн – Организация Объединенных Наций, Лига Наций, это всё было для этого?
Ответ: Да.
Вопрос: Но особенно результатов не принесло. Почему?
Ответ: Природа человека не изменилась. Они хотели поставить какие-то перегородки, заслонки, что-то такое. Но поскольку природа не меняется, то они вместо этого начали красивее говорить, но ничего больше.
Мы должны понять, что нам необходимо меняться внутри, а не где-то красиво заседать.
Вопрос: Вот вы говорите – мне это понятно. А почему это другим не понятно?
Ответ: Природа человека. Что ты с ней сделаешь?
Вопрос: Когда мы это поймем?
Ответ: На это у меня ответа нет. Но когда-нибудь, я уверен, поймем.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 19.10.2023
Из письма: "У горы Синай евреям были даны Десять Заповедей. Зачем даются Заповеди, которые невозможно выполнить? Есть ли надежда, что когда-нибудь они выполнятся?"
Вопрос: Аркадий пишет: "Я никогда не слышал такого объяснения Торы, как вы ее объясняете. Все говорят о человеческих законах, которые там описаны, а вы говорите, что это инструкция как выйти из эгоизма. Все говорят, что Адам и Ева, Авраам, Моисей были людьми, а вы говорите – это силы.
Я вас очень прошу объяснить, что это за история с Каином и Авелем? Уверен, всем важно знать, что там произошло, ведь это первое убийство в истории, и оно дало толчок всем убийствам на земле".
Как известно, Каин и Авель – это дети Адама и Евы. Каин был земледельцем, а Авель был пастухом овец. Жертвоприношение Авеля понравилось Творцу больше, чем Каина. И дальше рассказывается, что из зависти один убил другого. Каин убил Авеля. Даже написано: "И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его".
О чем речь, можете сказать?
Ответ: О том, что человек идет за своим эгоизмом и выполняет все его требования.
Вопрос: Кто есть кто – Авель и Каин? Что это в человеке?
Ответ: Это два направления, две силы в нашем развитии. Авель – это относительно добрый путь. А Каин – это более жесткий путь, который считает, что можно всего достичь силой. Вот они между собой и повздорили. Все это внутри человека.
Вопрос: То есть этот сильный путь – Каин – он возобладал? И таким, в результате, стало человечество? И то, что мы сегодня видим, это всё следствие Каина в нас?
Ответ: Да.
Вопрос: Везде рассказывается, что это, в принципе, из зависти произошло. Что это такое в нас, Каин как зависть?
Ответ: Я бы сказал, что у них обоих есть зависть. Только отличие в реализации этой зависти. У Каина реализация силовая, а у Авеля как бы дипломатическая, мирная. То есть зависть тоже пришла к нам от столкновения двух сил. Потому все эти периоды называются праотцами.
Вопрос: В рассказе о Каине и Авеле говорится о том, что Творец до этого убийства сказал Каину так: "Почему досадно тебе и почему поникло твое лицо? Ведь если будешь добро творить, простится тебе. А если не будешь творить добро, при входе грех лежит, и к тебе его влечение. Ты же властвуй над ним".
Эти фразы стали мировыми, все их повторяют. Что это такое, когда тебе говорят: "Одумайся. Грех лежит у входа. Ты должен властвовать над ним". Что это означает?
Ответ: Властвовать над своим грехом, над своими порывами, над Каином в себе. И, конечно, это не получается.
Вопрос: А то, что Творец говорит это человеку, что это такое? Откуда это? Как это проявляется?
Ответ: Это внутренняя совесть, это внутренняя сила человека, которая, в принципе, говорит ему, что не так надо поступать. Но, как видите, это не помогает до сего дня.
Вопрос: Да, это пока не помогает. А это есть в каждом внутри?
Ответ: В каждом, конечно.
Вопрос: То есть в самом последнем негодяе есть внутренняя совесть?
Ответ: Намного проще убить и закопать.
Вопрос: Точно! Это настолько актуально!
А для чего было это сделано? Для чего это было спущено в мир? Это рассказывается об основах.
Ответ: Чтобы человек убедился, что единственно правильный путь – это путь любви друг к другу. Но он очень тяжелый!
Вопрос: То есть в основе все равно лежит любовь?
Ответ: Да.
Вопрос: А это нам показывает, что такой путь неправильный? Но ведь человечество пошло этим путем.
Ответ: Такова наша природа.
Вопрос: А как вернуться к пути любви, который в основе всего?
Ответ: Осознать. Теперь нам надо осознать, что тот путь, который мы проделали в нашем развитии на протяжении тысяч лет, неверный.
Вопрос: Для этого надо было пройти путем страданий, убийств, и сейчас всё продолжается?
Ответ: Конечно. Но мы ведь не знаем, насколько это глубоко. Насколько это должен быть переворот внутри всей системы человека, его отношений с собой и с остальными.
Вопрос: Чтобы что произошло между Каином и Авелем?
Ответ: Чтобы они поняли, как надо относиться друг к другу. И чтобы они правильно поделили между собой то, что им досталось от Творца.
Вопрос: То есть если Творец предпочел Авеля, то Каин что должен был бы сделать?
Ответ: Сломать себя. Но я не представляю, как можно.
Вопрос: Хотя сказана эта фраза: "При входе грех лежит, и к тебе его влечение. Ты же властвуй над ним". То есть эта вот фраза тут главная?
Ответ: Да.
Вопрос: А это мы не можем сделать?
Ответ: Нет.
Вопрос: А как мы сможем это сделать? Мы не можем до сего дня!
Ответ: Я не знаю. Убить в себе корень зла – это невозможно. Таким создал нас Творец. Но все равно мы должны просить Его.
Реплика: То есть вот это указание от Него есть – "ты же властвуй над ним".
Ответ: Я хочу властвовать над собой, над своим первородным грехом, но Ты мне должен в этом помочь. Вот в чем заключалась практически ошибка Каина.
Вопрос: И сейчас ошибка человечества, которое не находит в себе Каина, по большому счету?
Ответ: Да. Ты посмотри, как каждый оправдывает себя.
Вопрос: Что мы должны делать, чтобы найти в себе Каина, убийцу, завистника?
Ответ: Чтобы самая главная наша задача была правда! Подняться выше нашей природы – выше эгоизма. Сегодня это вообще фантастика!
Вопрос: А почему все хуже и хуже?
Ответ: Человек развивается. Это все слои развития, они накапливаются и покрывают друг друга, и в итоге становятся… Где-то там, в глубине их не видна даже их первоначальная причина.
Вопрос: Да. Мы не видим, что мы такие. Мы не видим, что Каин в основе нас.
Что должно произойти, чтобы вдруг любовь и правда возобладали в человеке?
Ответ: Это называется осознанием зла.
Как мы сможем прийти к этому? Не знаю. Для этого нам надо, чтобы Творец раскрыл нам, что мы, все люди, – родные друг другу. Чтобы как своего маленького ребенка, или внука, как самое дорогое, допустим, что есть у меня, – чтобы я увидел, что это есть в чужом человеке. Как-то так вот осознать.
Реплика: То есть в своем ребенке я еще как-то могу это увидеть, а вот в чужом человеке это увидеть надо.
Ответ: В чужом ребенке, в чужом человеке ты должен увидеть нечто такое близкое, родное, дорогое, которое выше тебя. Вот тогда, может быть, получится.
Вопрос: Это возможно?
Ответ: Если Творец покажет нашу связь между нами, зависимость, когда действительно чужой человек станет ближе тебе, чем ты сам себе.
Вопрос: Так или иначе мы должны прийти к этой молитве?
Ответ: Да.
Вопрос: И тогда, возможно, Он покажет. Но Он покажет?
Ответ: Я в этом уверен!
Вопрос: У вас надежда только на Него, по большому счету?
Ответ: Конечно! Это естественно. Никаких надежд ни на что больше нет. Только если Творец нам это сделает. Будем надеяться.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 19.10.2023
Однажды мудреца спросили: "Как тебе не надоедает все время быть одному?" Он ответил: "У меня полно дел. Я должен обучить двух ястребов, двух орлов, успокоить двух кроликов, выдрессировать змею, мотивировать осла, укротить льва". "Но где они?" – спросили его. Мудрец ответил: "Они – во мне". Правильно ли так смотреть на мир?
Вопрос: Есть анекдот о том, как разбивается самолет, выживает один пассажир, попадает на остров. Там живут людоеды, они его хватают, приводят к своему лидеру, вожаку. И вдруг оказывается, что это интеллигентный, привлекательный человек европейского вида.
И этот пассажир ему говорит: "Вы человек европейского образования, вы такой культурный, неужели на вас не повлияла цивилизация?!" А тот ему отвечает: "Конечно, повлияла. Вот когда я буду вас есть, я буду пользоваться тарелкой, вилкой, приправами всякими. Всё будет очень интеллигентно".
Вопрос такой. Мы видим, что цивилизация не остановила войны, не остановила эти ужасы. По идее, какой должна быть цель цивилизации?
Ответ: Надо все это менять изнутри. Только изнутри. То есть цивилизация – это то, что происходит внутри, в человеке.
Вопрос: В человеке? Это переворот, конечно.
Ответ: Никаких переворотов нет, их еще не было. Но до этого мы должны когда-то дойти, в конце концов.
Реплика: Скажите, вот сейчас со всем этим ужасом, который творится, со всеми этими войнами, со всем этим варварством…
Ответ: Никакого ужаса, просто люди демонстрируют, кто они такие по своей природе. Эгоизм. Просто человеческий эгоизм. Его надо исправлять. Больше ничего! Человеческий эгоизм везде, ни в одной стране, ни в одном строе мира не уравновешен.
И поэтому дай людям свободу безнаказанно поглощать друг друга, ты увидишь, насколько они варвары. Все!
Реплика: Но все равно будут использовать ложку, вилку и тарелку.
Ответ: Да, это привычка.
Вопрос: То есть эту цивилизацию они будут использовать, но будут есть при этом?
Ответ: Да.
Вопрос: Вы сказали, что цивилизация должна произойти внутри человека. Вот это слово "цивилизация внутри человека" разъясните, пожалуйста. Что там должно произойти внутри человека?
Ответ: Представь себе, что ты находишься на стадионе, и там присутствуют, допустим, миллион человек. Ты представляешь себе, что это за зрелище?
Реплика: Представляю. Масса такая, которая болеет за кого-то.
Ответ: Болеет за кого-то, за что-то, против кого-то и так далее. Как ты думаешь, ты их можешь изменить в приятную сторону друг против друга?
Вопрос: Если они болеют за разные команды?
Ответ: Конечно. А кто же ходит на стадион? Только потому, что есть такая борьба.
Реплика: Вряд ли.
Ответ: Вряд ли? То есть мы видим, что человечество практически не изменилось. И именно в таком виде оно себя проявляет.
Вопрос: Что кто-то за кого-то, и он уже готов съесть другого?
Ответ: Да.
Вопрос: И тогда? Если мы говорим об изменении человека, что тогда? Они что, должны начать болеть за одну команду?
Ответ: Нет, я бы просто запретил такие мероприятия. Полностью! И любые такие соревновательные действия.
Вопрос: То есть вы сейчас выступаете против любых соревнований?
Ответ: Любых. Потому что они заставляют людей ненавидеть противоположную сторону. Это основа цивилизации: мы лучше, мы мудрее, мы вернее, мы сильнее и так далее.
Вопрос: А что же, по-вашему, должно происходить на стадионе в таком случае?
Ответ: Игры какие-то, но не одни против других.
Вопрос: Сюда вы подводите и войны, и разные мнения, политику, всё-всё?
Ответ: Абсолютно всё! Люди должны учиться совершенно другим отношениям. А они от этого, наоборот, уходят куда-то. Занимаются только тем, что соревнуются друг с другом: кто лучше, кто больше, кто сильнее, кто кого больше боится и так далее.
Реплика: Тогда, если говорить глобально, есть государство с его границами, его гимном, его флагом…
Ответ: Уничтожить все, что разделяет людей между собой!
Вопрос: Но прежде все-таки в этих границах нужно, чтобы люди прошли какое-то исправление?
Ответ: Естественно, что это должен быть поход на исправление.
Вопрос: То есть цель – что границы падут? Дальняя цель. А сегодняшняя задача?
Ответ: А сегодняшняя задача – всем идти против себя.
Вопрос: Если мы справимся с этой задачей, тогда можно будет открывать границы?
Ответ: Конечно! Об этом речи нет.
Вопрос: Тогда что значит "идти против себя"?
Ответ: Идти против себя – это идти против своего эгоизма, против ненависти к другим. И это наша задача.
Вопрос: А если я чувствую эту ненависть? Как я должен ее гасить? И это есть в каждом человеке...
Ответ: Обучать людей, чтобы они были ближе друг к другу, чтобы любили друг друга, чтобы все время ощущали, что они зависят друг от друга. Не в плохом смысле, что иначе он на меня нападет, а в добром.
Вопрос: Эта цель должна стоять у человечества, что так или иначе мы должны прийти к семье народов?
Ответ: К этому мы должны прийти.
Вопрос: Не будет тогда народов, не будет тогда наций?
Ответ: Не будет ничего.
Вопрос: А что будет, можете сказать?
Ответ: Будет один народ на всей земле.
Реплика: Очень хочется в это верить и так жить.
Ответ: Только таким образом мы сможем достичь какого-то будущего правильного состояния.
Вопрос: А в чем тогда была ошибка утопистов, которые хотели строить такие города?
Ответ: Они думали это сделать чисто механически, не перевоспитывая человека, не дожидаясь его изменения. Но это, конечно, было утопия.
Вопрос: То есть вся проблема утопистов и тех, кто мечтает о единстве, – это то, что они не приходят к тому, что в нас есть это зло?
Ответ: Да. Вот сегодня мы изживаем эту последнюю коммунистическую утопию.
Вопрос: Вы считаете, что с этим сегодняшним состоянием, со всем этим безумием что-то все-таки повернется в человеке?
Ответ: По крайней мере, мы находимся в периоде реформации, что ли.
Реплика: То есть эти ужасы, эти войны, то, что происходит…
Ответ: Это все должно нас убедить в том, что это неверный путь, что силой ты ничего не возьмешь, ничего не завоюешь и не оправдаешься никак и никогда.
Вопрос: Вот это вы называете цивилизацией?
Ответ: Цивилизация – это когда люди понимают, что самое главное – это добрая связь между ними. И всё.
Вопрос: Где здесь Творец? Где здесь Высшая сила, о которой вы все время говорите?
Ответ: Когда мы ставим добро над злом, этим мы строим Творца.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 19.10.2023
Говорится, что даже если острый меч приставлен к шее человека, не должен он отчаиваться в милосердии. Как не отчаиваться? Как оставаться в надежде, даже когда никакой надежды нет?
Реплика: Спрашивает Шмель: "Михаэль Лайтман, ответьте, можно ли жить без страданий? Я вас прошу, ответьте честно. То вы говорите: "Можно без страданий", – то говорите: "Нельзя". Да или нет?"
Ответ: Можно жить без страданий, если мы будем представлять себе, как мы благодаря страданиям растем. И тогда мы будем воспринимать страдания как побуждение к росту.
Вопрос: То есть приходит страдание, а мой ответ ему какой?
Ответ: Что я их исследую, анализирую и поднимаюсь над ними.
Вопрос: Анализ их означает: откуда пришли, зачем? Это анализ?
Ответ: И это тоже, конечно.
Вопрос: То есть я должен на каждое страдание ответить анализом?
Ответ: Конечно, да. Иначе оно пройдет бесследно. Такое у нас уже было. Мы уже были в Газе и уже выгоняли оттуда террористов. Ну и что? Только хуже от раза к разу.
Реплика: Это непросто все время. Если я чувствую боль, я ее чувствую.
Ответ: Всё, что я буду говорить сегодня, это непросто. Потому что такая обстановка!
Вопрос: То есть, если я чувствую боль, я все равно должен, даже через боль, прийти к анализу, как вы говорите, откуда она пришла и для чего ко мне пришла?
Ответ: Да.
Вопрос: И тогда боль уходит? Или она меняется? Что происходит, если я действительно анализирую?
Ответ: Я благодарю эту боль за то, что она делает со мной. Что благодаря ей я чувствую, где я больной, в чем, как мне избавиться от своей болезни и прийти к здоровой жизни. И это действительно путь к здоровой жизни.
Вопрос: То есть можно без страданий, получается?
Ответ: Конечно. Можно без страданий, но если мы будем представлять себе правильно, что значат страдания. А страдания – они во взаимной ненависти. Именно это настоящие страдания! И я должен подняться над ними к взаимной любви, и тогда все устроится.
Вопрос: То есть я должен страдать от того, что во мне живет ненависть к другому? Это вы называете настоящим страданием?
Ответ: Да. Именно в этой мере я должен страдать.
Вопрос: А то, что меня гонят палкой и так далее?
Ответ: Это нет. Это следствие моего поведения, следствия моей ненависти.
Вопрос: То есть вы снова идете к корню? Всё в корне.
Ответ: А что же ты сделаешь?
Вопрос: Представим себе, если я переверну эту ненависть, смогу, тогда и палка уже не будет меня подгонять?
Ответ: Естественно. Кого же она будет подгонять? Она подгоняет только чтобы перевести нас в состояние любви.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 12.10.2023
Вопрос: В чем вы видите наше будущее, и каково оно?
Ответ: Я вижу будущее в том, чтобы мы избавились от ненавистников, чтобы понимать, кто находится рядом с нами, и чтобы они понимали, кто находится рядом с ними. Очистить наши границы и сделать такие условия, чтобы мы могли спокойно существовать и объединяться.
Вопрос: Объединение более-менее понятно людям, вот сейчас такое объединение. О чем вы говорите? После войны, после победы.
Ответ: Нет такого "после войны". В принципе, мы находимся в состоянии постоянной войны.
Вопрос: Почему?
Ответ: Потому что враг этого желает. И поэтому нам надо не ослабляться, не делать так, как это произошло перед этим нападением.
Вопрос: Вы говорите о внешнем враге. Что с нашим внутренним врагом?
Ответ: Внутреннего врага надо убеждать, что у нас нет другого выхода.
Вопрос: Кто такой внутренний враг?
Ответ: Мы сами. Мы сами между собой. Я думаю, что здесь нам надо пройти очень серьезное перевоспитание. Между нами должна быть дружба и поддержка.
Вопрос: Как ее добиться?
Ответ: Объяснять, что иначе мы не выживаем.
Вопрос: Вот сейчас понятно, сейчас мы соединенные бедой. А потом мы будем, например, на гребне победы, ну и скорее всего разборок того, что произошло, почему и как. Возможны всякие варианты.
Как выстроить страну? Как выстроить будущее народа?
Ответ: Только в объединении! Мы должны об этом говорить постоянно. Мы должны заботиться о пропаганде объединения с самых молодых лет и далее в течение всей жизни.
Реплика: Вы все время говорите, что объединение над собой, над собой.
Ответ: Потому что мы эгоисты, особые эгоисты, самые большие в мире. И поэтому нам надо объединяться именно над нашим эгоизмом.
Реплика: Эта работа – она нескончаема. То есть это никогда не закончится. Этого врага мы ведь не можем уничтожить.
Ответ: Нет, и не надо. И очень хорошо, что он есть у нас. Творец создал в нас такой эгоизм специально, чтобы мы работали над ним постоянно и поднимали себя всё выше и выше, до Него. И это главная наша работа.
Вопрос: А если мы пасуем? А если мы снова входим в распри?
Ответ: Тогда внешний враг нам об этом напоминает.
Вопрос: То есть мы должны очень четко завязать – наши распри и их уровень вызывает такой же уровень ненависти к нам? Это правильная формула?
Ответ: Конечно. Причем от всего мира!
Вопрос: Если этот страх войдет в нас, что в тот момент, когда мы начинаем между собой войны, войны приходят к нам, чтобы объединить нас, но уже на внешнем уровне, - если эта формула будет в нас существовать, жить с таким страхом, вы считаете, это нормально?
Ответ: Нормально. Именно благодаря этому страху мы и сможем двигаться к объединению.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 16.10.2023