Из письма: "Я живу в Израиле уже 30 лет. Здесь выросли мои дети. И вот сейчас старший – в армии, в боевых частях. Я боюсь за него! Я чувствую, что вся проваливаюсь в это волнение! Как это пережить? Как держаться?"
Из письма: "Я живу в Израиле уже 30 лет. Здесь выросли мои дети. И вот сейчас старший – в армии, в боевых частях. Я боюсь за него! Я чувствую, что вся проваливаюсь в это волнение! Как это пережить? Как держаться?"
Говорят, что человек человеку волк. Но глядя на устройство волчьей стаи, невольно начинаешь завидовать им. Людям есть чему поучиться у волков…
Как научиться любить то, что будет?
Реплика: Пишет вам Дмитрий: «Михаэль, я в последнее время просто взрываюсь. Почему мы поддаемся политикам, пропагандистам, которые нас сталкивают? Ведь это из-за них столько горя. И ты видишь явно: кровь льется, люди убивают друг друга, ненавидят.
И это ведь они подначивают, и ведь всё мнимое, ложное. Мы умираем за эту ложь, а они жируют. И деньги зарабатывают огромные на этой крови, и дети их «в шоколаде», и сами они в порядке. Я хочу спросить вас: почему мы поддаемся? Где наш минимальный разум? Где страх?»
Ответ: Нет у нас минимального разума. А страх – мы настолько оболванены, что мы его не чувствуем.
Вопрос: То есть нами можно водить?
Ответ: Делать что угодно.
Реплика: И человек ведь это ощущает. Вот Дмитрий пишет – столько тут боли в письме. И человек это ощущает, и все равно идет в пасть.
Ответ: Конечно.
Вопрос: Что это за механизм, который нами крутит?
Ответ: Это политика. Раскручивают не просто человека, а раскручивают народы, государства, применяя любые средства. Они умеют так крутить людьми, что люди идут как на бойню.
Вопрос: Что они в нас находят, что это можно завести и бросить нас в пекло?
Ответ: Они управляют нашим маленьким эгоизмом, и таким образом мы поддаемся.
Вопрос: Получается, они специалисты? То есть они знают то, о чем вы все время говорите, что человек – эгоист. Они знают это.
Ответ: Да, они это очень хорошо знают и применяют.
Вопрос: Но сопротивление какое-то возможно? Дмитрий, в принципе, надеется, что вы, может быть, дадите какой-то рецепт, как сопротивляться этому всему, что делать.
Ответ: Только лишь если мы будем хорошо понимать нашу природу и каким образом нами руководят, мы сможем увидеть их работу на себе и не быть с ними в одной упряжке.
Вопрос: Но вы указали на точку – эгоизм. Вы сказали: «Это место больное, с ним надо работать». Как с ним работать, чтобы быть свободным от них?
Ответ: Я думаю, для этого нам надо просто понять, что хорошие отношения между нами, между людьми, выше всех других благ, которыми нас стараются подкупать. Ведь все время речь идет о купле-продаже.
Вопрос: То есть, если у меня будут действительно хорошие отношения, то, вы считаете, меня не смогут науськать?
Ответ: Если я буду дорожить этими хорошими отношениями, то не смогут.
Вопрос: Тогда, что это за хорошие отношения?
Ответ: Когда я понимаю, что самое хорошее – это если я живу в мире со своими соседями. Соседями – имеется в виду от соседей близких до государств.
Реплика: Но это же не секрет, есть это понимание в человеке, что это действительно хорошо – жить в мире с соседями.
Ответ: Это только говорится. Но есть очень много способов, приемов, с помощью которых можно навести один народ на другой, и очень трудно остановиться.
Вопрос: Что отпечатать в себе, какое правило, закон, чтобы я уже не смог его обойти?
Ответ: Спокойно жить – превыше всего. Это для народа должно быть понятно.
Вопрос: Это можно отпечатать, скажем так, в законах, в человеке?
Ответ: Отпечатать можно в обществе так, что если кто-то хочет соблазнить общество на войну против другого общества, у него это не получится.
Вопрос: Вы считаете, можно это сделать?
Ответ: Да. Мир превыше всего. Это должно быть как направление нашего самого главного устремления.
Вопрос: Если чуть приподняться от земли. Вы всегда говорили, что Творец ассоциируется со словом «шалом» – «мир». Вы говорите, что мы как бы притягиваем сюда это состояние?
Ответ: Да. Можно притянуть к себе хорошее состояние, обрести уверенность в себе и в другом, сплотиться так, чтобы нас не смогли разъединить и раздавить. Это и будет называться, что между нами есть высшая сила, Высший.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 20.11.2023
Говорят, что война – это как накопитель энергии, который для государства потом реализуется в усиленном развитии, изменении курса, и что проблемы, считавшиеся до войны нерешаемыми, могут решиться, потому что для этого есть энергия и силы. Так ли это? На что в будущем можно было бы направить эту энергию?
Как прийти к тому, чтобы никогда не чувствовать ощущения ущербности себя, мира? Почему мы испытываем трепет, глядя на звезды?
Вопрос: У ворот одного города сидел мудрец. Мимо проходил человек. Он спросил мудреца: «Скажи, отец, какие люди в этом городе живут, добрые или злые?». «А в том городе, из которого ты идешь, какие были люди?» – спросил его мудрец. «Злые, жестокие и эгоистичные», – ответил парень. «Здесь живут такие же», – ответил старик. И парень ушел.
Прошло какое-то время, к воротам подошел другой человек. Он задал тот же самый вопрос. Мудрец точно так же ответил. «Какие люди живут в твоем городе?» – спросил мудрец. Парень сказал: «У меня в городе осталось много друзей, и люди там были добрые и хорошие». Тогда старик сказал ему: «Здесь тебе встретятся такие же люди».
Вопрос такой: получается очень странная вещь, что это от меня зависит, какие люди живут в моем городе?
Ответ: В общем, да.
Вопрос: То есть, если первый сказал, что там живут нехорошие люди, мудрец ответил, что здесь для тебя будут такие же. А если там жили хорошие, то и здесь такие.
Скажите, как строится этот механизм?
Ответ: Он строится на отношениях человека к обществу. Как сам человек относится к обществу, так он и чувствует.
Вопрос: А если меня ненавидят?
Ответ: А за что тебя ненавидят? Это же не просто так сегодня появилось. Это исходит из твоего поведения.
Вопрос: То есть если я вижу ненавистников, не любящих меня, то я должен задаться вопросом: за что они меня ненавидят?
Ответ: Да. Только так.
Вопрос: И если я не найду, например, за что меня ненавидят, как обычно бывает?
Ответ: Это значит, ты себя оправдываешь.
Вопрос: То есть я, в принципе, должен найти?
Ответ: Ты должен найти в себе добрые чувства, и такие же чувства найти в других.
Вопрос: То есть я нахожу в себе, за что меня ненавидят, и пытаюсь что-то с собой сделать. И если я смогу что-то сделать по отношению к ненавистнику, тому, кто меня ненавидит, он изменится ко мне?
Ответ: Он изменится. Помогай всем, и он изменится.
Вопрос: В принципе, я даже должен оправдать эту ненависть, которая идет ко мне?
Ответ: Это природа человека. Если ты ее воспринимаешь правильно, то будешь и его воспринимать так.
Вопрос: Я в данном случае должен сказать: это моя природа, или это его природа эгоистичная?
Ответ: Это его природа эгоистическая, так созданы люди. Но я показываю им пример правильного отношения.
Реплика: И даже если я горю, понятно, что я горю и хочу ответить и так далее.
Ответ: Не надо. Я не буду так отвечать и гореть. Я буду в себе это все гасить.
Вопрос: Когда вы говорите «гасить» – это почти насильно?
Ответ: Может быть, в каком-то смысле я насилую себя, ведь несмотря на то, что я хочу ответить – не отвечаю, хочу вступить в спор – не вхожу. И это даст свой результат.
Реплика: Но вы знаете, обычно говорят, что когда пружину сжимаешь сильно-сильно, она потом очень выпрыгивает.
Ответ: Это если мы оставляем усилие. А если мы все время идем правильно, последовательно, то такое действие побеждает.
Вопрос: Вы верите в эти упражнения?
Ответ: Да.
Вопрос: У меня появляется какая-то привычка, чтобы я мог все время к себе обращаться и на себя смотреть? Я что-то вырабатываю?
Ответ: Да, ты вырабатываешь в себе спокойное, правильное отношение к людям. Ты приучаешься их прощать. И тогда все будет хорошо.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 20.11.2023
В Нью-Йорке – эмиграционный кризис. Правомерно ли требование населения закрыть границы и отправить мигрантов обратно в их страны? Ведь Америка всегда была страной иммигрантов. Похоже, что подобные проблемы ожидают весь мир. Как правильно относиться к этому явлению?
Сейчас Израиль находится в такой ситуации, когда от него скрыто его будущее. Специалисты, пытающиеся определить, как действовать дальше, говорят, что есть решения плохие и очень плохие. То есть следующий шаг как бы скрыт от нас. Как правильно посмотреть на эту нерешаемую проблему с точки зрения государства, с точки зрения народа?
Реплика: Из письма: «Здравствуйте! Моя соседка Ира занимается у вас каббалой. Она вчера прислала мне цитату. Она знает, что у нас с мужем сложности, мягко говоря, и хочет нам помочь. Вот я решила вам написать. Цитата такая:
«Поэтому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и станут они одной плотью». То есть надлежит ей быть предназначенной мужу, а мужу – быть предназначенным ей.
И поэтому надлежит мужу любить жену свою, как себя самого, и уважать ее больше себя самого, быть милостивым к ней и оберегать ее так же, как оберегает один из органов своего тела. И жена тоже должна уважать мужа, и любить его, как душу свою, ибо от него взята она». (Рабби Авраам бен Давид, "Баалей нефеш")
Первый вопрос у нее такой: «Я посмотрела в Википедию, это еврейский мудрец. Он жил в ХII веке. Скажите, это подходит для нас сегодняшних, таких, какие мы есть? Или это только для ХII века?»
Ответ: Я думаю, такое отношение более-менее подходит во все времена.
Вопрос: Дальше она спрашивает: «Поясните, что значит прилепиться к жене своей и стать одной плотью?»
Ответ: Заботиться. Как ты заботишься о себе, заботиться о ней.
Вопрос: В этом отрывке из Торы говорится: оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и станут они одной плотью. То есть забота его будет уже о жене. И это называется «прилепиться»?
Ответ: Да.
Вопрос: Второй вопрос: что значит, что мы должны быть предназначены друг для друга? Слово «предназначены» – как это? Это судьба? О чем речь?
Ответ: Конечно, это судьба. Ты видишь, как люди приближаются друг к другу, как они знакомятся, как они постепенно-постепенно чувствуют, что им хорошо вместе. Это называется «предназначены».
Вопрос: Есть в этом какая-то рука, которая сводит людей?
Ответ: Конечно.
Вопрос: Они сами не встречаются просто случайно?
Ответ: Нет. Случайностей вообще нет.
Вопрос: Это и называется «предназначены»?
Ответ: Да.
Вопрос: Дальше она спрашивает: «Что значит «надлежит любить, как себя самого»? Это звучит как приказ, что обязан. А разве этому можно обязать?»
Ответ: Человек должен видеть перед собой эту цель: полюбить своего партнера по жизни, спутника так, чтобы заботиться о нем, как о себе. По крайней мере, насколько это возможно. И у него, и у нее эта задача.
Вопрос: «Что значит, что я должна уважать и любить его, как душу свою? Я и не знаю, где моя душа, и люблю ли я ее вообще. Что значит любить, как душу мою?»
Ответ: Как свою жизнь.
Вопрос: И еще один вопрос: «Что значить все-таки, что я, жена, взята от мужа? Написано: «Ибо от него взята она».
Ответ: Так считается, что женщина, которая живет с мужчиной, как бы становится его частью. Это называется, что она от него взята.
Вопрос: И последний вопрос у нее: «И вообще, как бы так прожить, чтобы вместе и не разводиться?»
Ответ: Это уже зависит от людей, насколько они серьезно относятся к жизни. Если они ощущают свою ответственность перед детьми, друг перед другом, то они выдержат.
Вопрос: Вы же понимаете, сегодня весь мир в разводах…
Ответ: Я этого не понимаю, потому что я считаю, что разводов быть не должно.
Реплика: Вот видите, недаром она первый вопрос задала: «Это относится к мудрецу XII века или к нам тоже?»
Ответ: Я считаю, что это не имеет значения, к какому времени относится, но разводов, в общем-то, быть не должно.
Реплика: Вы это не первый раз говорите. Вы знаете, какие на это комментарии? «А если он такой? А если она такая? А если он пьет? А если он бьет?» И так далее, очень много.
Ответ: Я не могу комментировать все эти вскрики, но я считаю, что все-таки нет места разводам. Тем более дети… Это всегда очень больно.
Вопрос: Когда вы это говорите, вы имеете в виду семью, у которой есть дети?
Ответ: А иначе это не семья, между нами говоря.
Вопрос: Вы не имеете в виду, что если не получается…?
Ответ: Если есть всякие проблемы, это уже изначально.
Вопрос: А в принципе, дети – это семья?
Ответ: Да.
Вопрос: Вы можете подсказать какое-то упражнение для людей, которые находятся в состоянии тревоги: «Вдруг произойдет? Вдруг мы разведемся? Мы к этому идем, приближаемся». Что им делать? Как им сесть вместе, поговорить?
Ответ: Это целая проблема и целый период перевоспитания. Я думаю, что это непросто. Но все-таки развод – это самое-самое последнее и, я бы сказал, неприемлемое. Это то, что переходить нельзя.
Вопрос: Если это войдет в них, вобьют они в себя это как-то, введут, то это позволит им дальше с этого момента начать сближение?
Ответ: Да. То есть важно обнаружить и работать с точкой, что никаких разводов быть не может.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 20.11.2023
Из письма: "В последнее время вы говорите, что не надо ничего просить у Творца, а только соглашаться со всем, что происходит, потому что всё – от Него. Тогда зачем все молитвы?" Как узнать, чего хочет Творец? Что такое покой?
Из письма: "Как я, такой несовершенный и грешный, могу слиться с Богом?"
Возможно ли жить, не печалясь, не сожалея ни о чем?
Что такое скрытая красота? Как увидеть ее? Нужно ли стараться раскрыть ее?
Вопрос: Человек увидел во сне, что царь в раю, а мудрец в аду. Он спросил Творца: "В чем причина этого? Я думал, что все будет наоборот – что царь будет в аду, а мудрец в раю". И получил ответ: "Этот царь принят в рай за свою привязанность к мудрецам. А мудрец отправлен в ад за свою близость к царям".
Вопрос такой: какими качествами должен обладать правитель, чтобы все-таки приблизить к себе мудрецов, а не политиков?
Ответ: Он должен очень уважать мудрецов. Самое главное в своей жизни – он должен понимать, что ему надо окружить себя мудрецами.
Вопрос: В слово "мудрец" что вы вкладываете?
Ответ: Человек, который стремится познать смысл жизни.
Вопрос: Это мудрец? То есть для правителя, который должен заботиться о народе, о безопасности, экономике и т.д., главное – окружить себя теми, кто говорит о смысле жизни и думает об этом?
Ответ: Да. И тогда все устроится.
Реплика: В принципе, у нас все это остановилось на царях-мудрецах, которые включали в себя мудрость: царь Давид, царь Соломон…
Ответ: О, это были первые колоссы! Они сами включали в себя мудрость и окружали себя мудрецами.
Вопрос: Таким должен быть правитель и сегодня?
Ответ: Это смешно предполагать. Но в общем – да.
Вопрос: Скажите, пожалуйста, мудреца, кстати, отправили в ад, потому что он был слишком близок к правителям. Тут какие-то вилы получаются. Но в любом случае, как мудрецу не прогибаться под властью, под правителями?
Ответ: Он должен быть независимым. Абсолютно! Независимым ни от кого! И правители тогда будут слушаться мудрецов. То есть независимость мудреца будет притягивать к нему правителя.
Вопрос: Тот мудрец, который попал в ад, он, получается, не очень-то мудрец?
Ответ: Конечно! Он прогибался под правителя.
Вопрос: Если можно, вывод: что такое настоящий правитель и что такое настоящий мудрец?
Ответ: Настоящий мудрец – тот, который предпочитает мудрость любому другому свойству. Ставит ее выше всего. А настоящий правитель – тот, кто преклоняется перед мудростью мудрецов и ставит их выше всех.
Вопрос: Красиво! Вот этот взгляд, что у власти должны стоять профессионалы: профессионалы экономики, профессионалы безопасности, профессионалы политики, – на ваш взгляд этот взгляд неверен?
Ответ: Нет, они абсолютно не в ту сторону тянут человечество.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 09.11.2023