Правильно ли с детства воспитывать человека в недоверии к правительству?
Правильно ли с детства воспитывать человека в недоверии к правительству?
Вопрос: Цитата Экзюпери: "Любимый цветок – это прежде всего отказ от всех остальных цветков. Иначе он не покажется самым прекрасным. То же самое и с делом, на которое тратишь жизнь".
Если ты находишь дело всей жизни, надо ли отказаться от всего остального?
Ответ: Если ты нашел такое дело, то тебе не надо ни от чего отказываться, ты откажешься.
Реплика: То есть с высоты своей находки ты все остальное уже…
Ответ: Тебе это ничего не надо. А иначе не нашел!
Вопрос: В принципе, если ты бросаешься во все дела, значит, ты не нашел дело?
Ответ: Конечно.
Вопрос: А как человек понимает это? Тем, что он уже спокоен и не бросается во все стороны?
Ответ: Ему ничего больше не надо.
Вопрос: То есть вы не исходите из запрета "тогда тебе надо отложить все остальные дела". Вы исходите из того, что всё уже, ты сам всё определяешь?
Ответ: От добра.
Вопрос: От добра. Это красиво. Вот это точное определение, что человек нашел?
Ответ: Да.
Вопрос: А если ты вдруг увидишь, что ошибся? А ты уже все карты положил на это свое дело. Это возможный вариант? Ты нашел как бы дело, и вдруг оказывается ошибся.
Ответ: Тогда ты должен вложиться выше головы в то одно-единственное дело, которое осталось у тебя, и в котором ты сейчас чувствуешь, раскрываешь, что ты в нем ошибся, и оно не главное, а кроме этого, больше ничего нет! Иначе ты пропадешь.
Вопрос: Вы сейчас сказали непростую вещь. Вы сказали: ты уже понял, сейчас ты ощущаешь, это твое дело – ошибка, вложись в него по полной программе. Над разумом?
Ответ: Конечно. Но это в том случае, если ты уверен, что у тебя больше ничего не остается, ты отдал этому делу все, всю жизнь.
Вопрос: И что тогда произойдет? Вот я иду в эту черную дыру.
Ответ: И тогда тебе Творец поможет. Тогда Он тебе должен помочь. В принципе, у нас это так и получается в каббале.
Реплика: Есть всякие состояния.
Ответ: Состояний много, а вообще приходим к одному.
Вопрос: Чтобы Творец помог?
Ответ: В абсолютном разочаровании в себе, в Творце, в самом деле, в цели, во всем!
Реплика: И что вложил в это всю жизнь.
Ответ: Да. И когда достигаешь такого разочарования, тогда можешь все отпустить и увидишь удачу.
Вопрос: Каббалисты пишут, что когда ты прошел все ворота, то остаются только одни ворота – "врата слез". Вы сейчас туда метите, когда говорите?
Ответ: Тут уже и дальше слез.
Вопрос: Ты уже и "ворота слез" прошел? То есть ваш совет – бить и бить в эту точку до конца?
Ответ: Если ты можешь бить еще и бить, то это еще не последние ворота.
Вопрос: То есть у вас должно быть это разочарование? Должно быть?
Ответ: Абсолютное! Потому что оно идет против человеческой природы на самом деле, против того, как создал нас Творец. И потому это должно быть абсолютное разочарование.
Вопрос: Тогда у меня вопрос: где же здесь это высшее милосердие?
Ответ: А оно за этим. Когда Творец проводит человека через все эти испытания, то человек за ними раскрывает высшее милосердие Творца.
Реплика: Это надо быть очень сильным человеком.
Ответ: Нет. Я думаю, что никто не сильный, все очень слабенькие, просто Творец все сделает.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 24.08.2023
Любимая работа – призвание или предназначение?
В Шотландии открылся "детский сад" для взрослых. Идея в том, чтобы забыть о своих взрослых проблемах и снова побыть детьми. Это хорошо для человека?
Вопрос: Эрих Мария Ремарк сказал: "Самое сильное чувство – разочарование. Не обида, не ревность, и даже не ненависть. После них остается хоть что-то в душе. После разочарования – пустота".
Вообще разочарование возникает после сильной надежды. Как не разочароваться, если всё впустую? Как? Разочаруется человек, правильно?
Ответ: Правильно. Вот после этого великого, всеобъемлющего разочарования и появляется правильное отношение к жизни. Когда ты не смотришь на нее, как на "что-то еще мне надо от нее взять", а "что я могу ей отдать?"
Вопрос: Это абсолютный переворот. Ты переворачиваешь свою природу. То есть разочарование – это точный удар по моей эгоистической природе? И это, вы говорите, очень хорошо?
Ответ: Да. Направлено против своего эгоизма, настоящего.
Вопрос: Тогда каков мой шаг? Я абсолютно разочарован – каков мой шаг?
Ответ: У меня уже нет разочарования. Я уже разочарован, я уже расстался с самим разочарованием. Что у меня осталось? Ничего. Только быть в таком же состоянии, что и Творец. То есть все отдать, все вернуть, со всем рассчитаться, быть пустым, абсолютно свободным.
Вопрос: Это вы назвали состоянием отдачи?
Ответ: Да. И после этого, если еще повезет, можно было бы подумать, как заниматься отдачей, чтобы просить у Творца и безвозмездно, бескорыстно, вчистую отдавать. Почему, для чего? На это нет ответа. И кому – нет ответа. Просто вот так – "посылай свой хлеб по водам".
Вопрос: И это настоящая свобода?
Ответ: Да. Лучше этого состояния нет!
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 24.08.2023
"Любимый цветок – это, прежде всего, отказ от других цветков. Иначе он не покажется таким прекрасным. То же самое и с делом, на которое тратишь жизнь". Антуан де Сент-Экзюпери.
Если ты нашел дело всей своей жизни, нужно ли отказываться от всего остального?
Вопрос: Осёл сказал тигру: "Трава голубая". Тигр ответил: "Нет, трава зеленая". Разгорелся спор. Они отправились ко льву, чтобы рассудил их.
Еще издали осёл начал кричать: "Ваше величество, трава синяя! Правда ведь?" Лев ответил: "Да, правда. Трава синяя". Осёл сказал: "А тигр со мной не согласен. Пожалуйста, накажите его".
Лев объявил: "Тигр будет наказан пятью годами молчания". Осёл ушел радостный, а тигр спросил у льва: "Ваше величество, за что вы меня наказали? Ведь трава зеленая". Лев ответил: "Да, трава зеленая. А наказание ты получил из-за того, что такое храброе и умное животное, как тигр, не может тратить свое время на спор с ослом".
Когда ты с кем-то споришь, кто из нас является ослом?
Ответ: Тот, кто возражает ослу, тот и осёл.
Вопрос: В результате этот тигр, который возражает ослу, и является ослом? И время тратить на эти споры не надо?
Ответ: Не надо. Лев прав, что его осудил.
Вопрос: Тогда такой вопрос: как спорить с ослами? Потому что это происходит сплошь и рядом. Вы говорите: "Вообще не спорить". А что делать?
Ответ: Ты ничего не можешь сделать. Если они существуют в природе, то самое мудрое – это не влезать с ними в спор.
Вопрос: То есть упрямый человек, и ты понимаешь, что он упрямый, – ты никак не должен доказывать ему свою правду?
Ответ: Никак.
Вопрос: А как ты выстроишь свою правду, если вокруг тебя, допустим, сплошные ослы?
Ответ: Сказать им всем, что они правы. И пускай между собой разбираются, если их много.
Вопрос: А сам ты свою правду держишь в себе и не выкладываешь ее?
Ответ: Да, конечно.
Вопрос: Это самое правильное?
Ответ: Не то, что самое правильное – единственный, правильный выход из этого состояния.
Вопрос: То есть то, что происходит сейчас в стране: каждый упрям и, допустим, держится за свое, именно за свое. И он никогда с этого не сойдет, ты это прекрасно понимаешь. А ты все равно входишь и входишь в споры. Почему?
Ответ: Каждый старается убедить другого, что он прав.
Вопрос: И к чему это в результате приводит?
Ответ: К тому, что все ослы.
Вопрос: И все-таки какие мои действия? Тихо, спокойно строить свое в стороне, не входя в споры?
Ответ: Да, занимайся своим делом.
Вопрос: А как же я проведу свою, не ослиную линию?
Ответ: Не проводи.
Вопрос: Как же это разрешится тогда?
Ответ: Каким-то образом разрешится. Если мир состоит из ослов, то ничего не сделаешь. Пойми, что он такой.
Вопрос: Я осторожно спрошу вас: мир состоит все-таки, в основном, из ослов?
Ответ: Мы же видим!
Вопрос: Да, мы видим, что каждый отстаивает свою позицию. И какое будущее тогда этого мира? Он же должен все-таки прийти к какому-то решению?
Ответ: Нет.
Вопрос: Даже может так и продолжаться?
Ответ: Да. Последние тысячи лет, которые мы знаем мир, таким образом это и происходит.
Реплика: Это ведь будет продолжаться и продолжаться.
Ответ: Конечно. Дай возможность ослам жить нормально в этом мире.
Вопрос: К чему это в результате приведет?
Ответ: Это приведет к тому, что будут такие войны, после которых мало что останется.
Вопрос: Никто не сдастся?
Ответ: Никто. После какой-то войны люди останутся у пепелищ, будут сидеть спокойно у костра, пить чай и разговаривать, им уже будет неважно…
Вопрос: Бывшие враги – вы это имеете в виду?
Ответ: Да, даже враги.
Вопрос: И дальше снова пойдут эти войны?
Ответ: Пойдут, обязательно.
Реплика: Войны – я имею в виду даже перепалки наши.
Ответ: Пока эгоизм существует, это не исчезнет. Это природа человека.
Вопрос: Как изменить нашу природу? Как подняться над "ослом", выйти из ослиного состояния?
Ответ: Это только если люди поймут, в чем заключается смысл существования мира, государств, человека, тогда они смогут что-то с этим сделать.
Вопрос: Тогда скажите, что они должны понять?
Ответ: Они должны понять то, что мы и говорим: что мир находится в своем эгоистическом развитии. Мы должны это осознать, мы должны подняться над своим эгоизмом. Если мы захотим, тогда это произойдет, а если не захотим, то это не произойдет. Тогда через какие-то поколения нас раскопают и поймут, что тут произошло.
Вопрос: Не хочется, чтобы так было. А что, по-вашему, может сработать?
Ответ: Сработать сможет только зло. Когда зло проявится больше, тогда над ним можем подняться мы. Это должно быть осознанное зло. Это не то, что рушится мир. Это должно быть осознанное зло: что такова природа человека, и только если мы возьмем и все вместе воскричим к Творцу, то это нас спасет.
Вопрос: То есть вы говорите об осознании зла моего как такового, каждого? Вот это зло?
Ответ: Да.
Вопрос: Тогда какая функция возложена нас?
Ответ: Я надеюсь, что наша работа все-таки где-то даст свой результат. Где-то даст.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 21.08.2023
"Самое сильное чувство – разочарование. Не обида, не ревность и даже не ненависть, после них остается хоть что-то в душе, после разочарования – пустота". Эрих Мария Ремарк.
Как не отчаиваться, когда кажется, что все впустую?
Вопрос: Гуляет по ватсапу очень популярный текст: "Когда телевизор пришел ко мне домой, я забыл, как читать книги. Когда машина подъехала к моему порогу, я забыл, как ходить. Когда я взял в руки мобильный телефон, я забыл, как писать письма.
Когда компьютер пришел в мой дом, я перестал ценить время. Когда в мой дом пришел кондиционер, я перестал искать под деревьями прохладный ветерок. Имея дело с банками и картами, я забыл цену деньгам. С запахом духов я забыл аромат свежих цветов. Вечно бегая, я забыл, как остановиться. И наконец, когда у меня появился ватсап, я забыл, как разговаривать и общаться с живыми людьми".
Скажите, пожалуйста, почему весь прогресс ведет к этому? Ведь он по идее должен приводить к другому – помочь в чем-то человеку, сделать его жизнь более легкой.
Ответ: Прогресс сам по себе ничего не делает. Он нам раскрывает возможности. А когда мы начинаем их использовать, то уже эгоистически их используем, под себя. И поэтому вот что получается.
Реплика: То есть вы говорите, что этот технологический прогресс можно было использовать по-другому?
Ответ: Нельзя было использовать. Наш эгоизм не дал бы нам ничего иного. Ничего! То есть разум нам дан для того, чтобы этот технический прогресс развивать, а дальше все это крадется нашим эгоизмом.
Вопрос: Это он же и делает все, эгоизм? Это какой-то абсолютно закрытый круг.
Ответ: Это называется "осознание зла". Нас подводят к тому, что эти предложения будут увеличиваться и будут бесконечными. И в итоге мы превратимся в их рабов.
Вопрос: Поэтому нам и нравится…? В интернете очень много пишут по этому поводу, что "да, действительно так". Поэтому нам этот текст и нравится, что мы понимаем, что это верно, что это так, и нам жизнь искалечили, на самом деле?
Ответ: Конечно. "Постой, паровоз, не стучите, колеса". Вот что у нас есть.
Вопрос: Получается, мы сами себя калечим?
Ответ: Да.
Вопрос: А можно было развернуть все это?
Ответ: Никак. Наша природа эгоистическая нам этого не даст. Не позволит.
Вопрос: Тогда ваш вывод какой? Остановить технический прогресс или же что-то с этим делать?
Ответ: Уравновесить его с внутренним прогрессом, моральным. И тогда все будет нормально.
Вопрос: То есть нам должны давать оружие по мере того, как мы можем им пользоваться?
Ответ: По мере того, как мы можем использовать это ради блага всех.
Вопрос: Тогда последний, коронный вопрос: а почему же нам дают оружие, когда мы не можем его использовать на благо всех?
Ответ: Для осознания зла нашей природы, чтобы мы потребовали противоположную силу, добрую силу. И тогда все исправится.
Вопрос: То есть вы говорите, что нам будут давать и оружие уничтожения, и самое страшное, и ужасное. Будут давать, нас не остановят, пока мы сами себя не остановим?
Ответ: Да.
Реплика: Это не очень оптимистично звучит.
Ответ: Всё впереди.
Вопрос: Понятно. А Творец, Высшая сила, не может сказать: "Все, Я вам больше не могу эти игрушки давать, вы их используете на самоуничтожение"? Не может такое сказать?
Ответ: С чего же Он начал давать?!
Давайте учиться, как правильно жить, пока не поздно. Иначе будем учиться на очень плохих ощущениях.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 30.03.2023
Мы станем рабами искусственного интеллекта?
Тигр с ослом поспорили о цвете травы. Они обратились ко льву за разрешением спора. И несмотря на то, что осел был не прав, лев наказал тигра…
Вопрос: Сегодня израильское общество разделилось на тех, которые за судебную реформу, против судебной реформы, на правых, левых. Происходят демонстрации, требуют смены правительства и так далее.
Меня волнует вопрос армии. Есть у нас резервисты, это даже основа армии. Это спецчасти, это летчики, это те, кто после того, как прошли постоянную службу, продолжают служить со своего согласия и желания.
И сейчас, практически впервые начались такие инциденты, что они отказываются служить. Говорят, что они не хотят служить при диктатуре. Это всё вокруг судебной реформы, с которой они не согласны.
Как вы считаете, имеют они на это право или не имеют?
Ответ: Это проблема, по-моему, во всех армиях мира.
Реплика: Но все-таки я исхожу из того, что у нас особая армия. Все-таки это армия обороны. Мы маленький клочок земли, тут каждый человек важен и на месте, и вдруг он оголяет фронт.
Ответ: Да, я считаю, что армия должна быть выше всего. Потому что жизнь выше, а потом всё остальное – разберемся.
Вопрос: То есть жизнь человека выше, вы имеете в виду?
Ответ: Да, и жизнь государства выше.
Реплика: И мы именно на это поставлены, чтобы защищать жизнь человека и государства. А если их бьет внутри: "Вот диктатура, я не хочу при этой власти, хочу смены…"
Ответ: Обязан защищать жизнь людей!
Вопрос: Вопрос еще такой: если произойдет какой-то инцидент, всё-таки мы находимся в постоянных войнах, – как вы считаете, с точки зрения правительства, или армии, звать таких офицеров вернуться или не звать?
Ответ: Звать. Никакой не должно быть здесь ни поблажки, ни отсрочки, ничего! У всех свое место, и все должны на этих местах быть.
Вопрос: Как вы считаете, как себя ощущает человек, когда он оголяет фронт? Почему он может это сделать сегодня? Раньше я бы такого и не подумал. Раньше они все шли с радостью, все служили – обязан. А сегодня он может вдруг сказать такое, вдруг оголить. Что он чувствует при этом?
Ответ: Я не могу даже сказать этого. У меня на это абсолютно четкое мнение.
Вопрос: А как в вашу бытность это было, вы помните? Я знаю, что вы служили в частях технической поддержки авиации. Это самая серьезная часть у нас в армии.
Какое тогда было ощущение? Это "милуим" называется, те, кто служит после армии до сорока лет и дальше. Какое у них было ощущение – обязанности такой, однозначной?
Ответ: Конечно. Даже вопроса не стояло.
Вопрос: А что произошло, по-вашему, за эти годы?
Ответ: Развал! Просто развал, потому что личное становится выше государственного.
Вопрос: Это всё то, что вы говорите постоянно: "Эгоизм растет"?
Ответ: Да, это даже хуже. То есть человек начинает ставить свое мнение выше существования государства.
Вопрос: Что нас ждет, если так будет продолжаться?
Ответ: Я думаю, что таким образом общество найдет новую систему мировоззрения.
Вопрос: То есть вы видите в этом и положительную еще сторону?
Ответ: А куда им деваться? Если бы это было не с евреями, то можно было бы говорить о гражданской войне. Но здесь, я думаю, что сейчас это уже не дойдет до нее.
Вопрос: Какая армия, по-вашему, будет защищать и будет видеть в этом великую привилегию? Что должно быть там?
Ответ: Должна быть внутренняя перестройка общества, армии, партий, всего государства.
Все-таки те люди, которые считают государство своим, должны понимать, что находятся здесь во взаимных обязательствах. Никуда не денешься.
Реплика: Интересно, что враги, которыми мы, в принципе, окружены, не желающие существования государства, они нас не заводят на жесткую позицию, что ты не можешь покинуть армию – это твой пост, ты обязан! Что-то случилось такое.
Ответ: У них концепция другая, новая. Они считают, что постепенно, со временем мы сами разбредемся.
Реплика: Да. Вот и Насралла, наш сосед на севере, говорит, что с ними уже можно спокойно разобраться, у них там разброд и шатание.
Ответ: Да. Сегодня благодаря нашим соседям армия должна быть крепкой, и все это понимают более-менее. И до какого-то предела мы можем позволять себе ругаться, спорить. Но мы должны понимать, что есть граница, в ней наша жизнь. Так что спасибо нашим соседям, которые нас держат!
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 21.08.2023
Почему прогресс не приводит человечество к счастью? Зачем он нужен?
Реплика: Олег спрашивает: "Объясните мне, пожалуйста, как умные, думающие, образованные люди могут соглашаться с тем, что женщина сделана из ребра мужчины, что змеи говорят, что есть волшебные райские яблоки, которые съешь и прозреешь, и много-много всего такого же на каждой странице Библии.
Куда девается наш разум? Мы же ясно видим, что такого нет в природе. Почему мы соглашаемся? Вот поэтому я и атеист, что не могу с этим согласиться. Как вы, умный, образованный человек, это себе объясняете?"
Ответ: Я это объясняю себе очень просто. Я просто вникаю в то, что говорит Библия, и вгрызаюсь в нее, вкапываюсь. И там я нахожу совершенно иные объяснения, иные слои, которые меня поражают. Не удовлетворяют просто так, а поражают своим объяснением, глубиной.
Я обнаруживаю такие находки непрерывные, следующие друг за другом, что я вижу, что тот, кто не хочет их постигать, для того наш мир и без библейской трактовки или какой-то еще остается все равно загадкой и никчемным. А тот, кто вгрызается в этот текст и понимает его иносказательность, тот действительно раскрывает для себя Высший мир.
Вопрос: В ваших передачах "Тайны вечной книги" вы очень много это объясняете. Но для тех, кто спрашивает сейчас: для чего тогда этот поверхностный слой, когда пишут "змей", когда пишут "из ребра мужчины сделана женщина"? Для чего путать человечество? Нельзя сказать: "Давайте посмотрим внутрь"? И описать, что там внутри.
Ответ: Люди смотрели в корень действия, в корень проблемы, и поэтому так описывали.
Вопрос: Вот они смотрят в корень проблемы и пишут "змей". Какую проблему они видят?
Ответ: Они видят, что из всего нашего мира подобие этому действию может дать образ змея.
Вопрос: О каком действии речь?
Ответ: Что врет, что думает только о себе, наговаривает и так далее. Ощущение внутренних сил мира приводит их к такому языку. В принципе, они писали это и ощущали эти внутренние силы, желания.
Вопрос: И можно сказать, что так за каждым словом Торы?
Ответ: Абсолютно всё так! За каждым словом.
Вопрос: Скажите, пожалуйста, о чем Тора? Люди не знают, допустим. Они думают, что это действительно свод законов, что это такая историческая книга, которая рассказывает об истории народа. Вот это есть.
Ответ: И это всё есть, конечно.
Вопрос: Заповеди здесь: что делай, что не делай, допустим. А вообще, о чем написана Тора?
Ответ: Она о человеке, о его месте в природе, о его истории и его будущем.
Вопрос: Когда вы говорите "о человеке" – это о каждом человеке?
Ответ: Да.
Вопрос: То есть как я должен на это смотреть – что это внешний текст или это обо мне?
Ответ: Это о тебе.
Вопрос: Я так должен начинать читать?
Ответ: Да. В общем, сама по себе эта книга – путеводитель по тебе и по миру, в котором ты существуешь.
Вопрос: "В мире" – вы имеете в виду по этому миру, в котором я и сейчас живу? Вот мы живем с вами?
Ответ: Конечно, да.
Вопрос: Вот эта книга, написанная 3000 лет назад, она о сегодняшнем мире?
Ответ: Конечно.
Вопрос: И что она говорит? К чему она меня призывает на самом деле?
Ответ: Она призывает тебя не оставаться в ограниченном видении этого мира, а пытаться его глубже раскрыть.
Вопрос: И что я увижу?
Ответ: Силы, которые управляют тобой и окружающим тебя миром. А затем ты увидишь, обнаружишь, раскроешь, познакомишься с одной единственной силой, которая скрывается за проявлением этих всевозможных сил.
Вопрос: Получается, что эта книга ведет меня к этой одной силе? Чем больше я буду в нее вглядываться, снимать слои, тем больше буду приближаться к этой одной силе? Это цель этой книги?
Ответ: Да.
Вопрос: То есть мы говорим о Творце?
Ответ: Конечно.
Вопрос: И тогда последний вопрос, Олег спрашивает. Он смотрит на это, конечно, как он видит вокруг. Он говорит: "Вот мы же это в природе не видим". Это его взгляд. Взгляд пока однослойный такой.
Но все-таки, скажите, пожалуйста, что такое "райский сад"? Что это за сила?
Ответ: Райский сад – это такое состояние человека, когда он постигает в глубину все слои природы. Это ощущение человека. И при этом то, чем он наполняется, называется "райским садом", "деревом добра и зла" и так далее.
Вопрос: Что означает, что женщина сделана из ребра мужчины? Вот из ребра Адама сделали Хаву.
Ответ: Мужчина и женщина тут олицетворяют собой две части мироздания. Женщина более живая, умная, я бы сказал коварная. Но она при этом выполняет программу творения. Она подталкивает мужчину, чтобы он был более активным. Что, в принципе, и есть до нашего дня.
Сейчас нам еще сложно понять, где здесь роль мужчины и где здесь роль женщины. Но, в принципе, они взаимосвязаны так, чтобы выявить во всех действиях природы силу, роль, план, цель Творца.
Вопрос: Тогда что называется "ребром"? Что это такое?
Ответ: Ребром называется та часть желания человека, мужчины, которая может совместиться с желанием женщины и правильно с ней сосуществовать. То есть та часть в мужчине, которая может стать основой женщины.
Вопрос: А когда вы говорите "мужчина", что вы подразумеваете?
Ответ: Свойство отдачи. А женщина – свойство получения.
Вопрос: И последний вопрос – змей. Змей – что это?
Ответ: Змей – хитрюга, я бы сказал, в котором прячется Творец, через которого Он показывает мужчине и женщине, насколько они могут быть совместимы только лишь в определенной связи между собой. Поэтому такое сближение мужчины и женщины с помощью змея – оно и является началом жизни.
Вопрос: А когда вы говорите "змей" – это сила, это желание? Что это такое?
Ответ: Это сила желания.
Вопрос: Почему он нашептывает женщине? Вот он подходит к ней и нашептывает: "Давай, делай запрещенное, скажи ему…" Почему он подначивает, если там Творец, как вы говорите?
Ответ: Потому что прямым путем этого не сделаешь, а только лишь как бы через обман.
Но обман – он на самом деле обман святой. Не во имя обмануть и украсть, нажиться, завладеть чем-то другим, в ком-то другом. Потому как сама природа творения – она лжива, и надо ее обмануть. Надо привести человека из состояния зла в состояние добра, поэтому змей выполняет большую, серьезную работу.
То есть наш мир – он направляет ко злу, чтобы прийти ко злу, а здесь направляет ко злу, чтобы прийти к добру.
Реплика: Тогда змей выполняет большую функцию…
Ответ: Змей?! Это основа жизни.
Но мы до сегодняшнего дня испытываем эти проблемы и не можем понять, где же этот змей, как из нас его вытащить, изъять, как от него избавиться. Он окружает нас, находится внутри нас. Он все время перетирается с нами.
Вопрос: Какое же будущее у змея, у нас? Он так и будет нашептывать, мы так и будем за ним идти? Все так и будет происходить?
Ответ: Нет, мы должны раскрыть истинную картину мира, и тогда мы сможем исправить змея.
Вопрос: А какая она – истинная картина? Что мы должны раскрыть?
Ответ: Мы должны все вместе схватить этого "змея", который находится между нами, и держать его, пока он не согласится работать вместе с нами, действовать вместе с нами. И когда он скажет: "Я согласен", – мы ему поверим. И мир вдруг станет другим.
Вопрос: Вы говорите: "Чтобы он работал вместе с нами", и куда мы тогда пришли бы вместе с ним, все вместе?
Ответ: К раскрытию правды, которая в том, чтобы быть в змеиной мудрости, но ради других.
Вопрос: "Змеиная мудрость" – что вы имели в виду?
Ответ: Это мудрость.
Вопрос: Почему вы назвали ее змеиной? Это очень красиво прозвучало!
Ответ: Потому что в змее она есть. Он находится между всеми элементами природы и готов быть соединяющим все ради того, чтобы от каждой части элемента природы взять самое лучшее, что у него есть, ради других.
Вопрос: Таков змей? Так это нечто высокое?
Ответ: Выше нет.
Вопрос: Можно змея по-другому еще как-то назвать? Мы называли силой, желанием. Как еще можно змея назвать?
Ответ: Это высшая мудрость.
Вопрос: А почему сказано "чтобы он ползал по земле"? Когда он согрешил, нашептал, ему сказано: "С этих пор ты ходить не будешь, ты будешь ползать по земле и есть прах", – и так далее. Почему?
Ответ: Потому что он рассказал человеку, в чем заключается причина его страданий, указал человеку на правильное решение.
Реплика: И надо бы его похвалить за это, а его именно...
Ответ: Дело в том, что змей – он должен… В Библии этого как бы не сказано, но он должен рассказать и показать человеку, раскрыть человеку будущее, то есть привести Адама и Еву в райский сад. В тот же райский сад, в котором они родились и развились, но уже в исправленном виде.
Вопрос: То есть после всего, что произошло, и было падение в наш мир из этого райского сада, нужно пройти этот мир со всеми его страданиями и войнами и снова подняться в райский сад? И это работа змея?
Ответ: Да. И тогда райский сад раскроется на всей земле. Навсегда.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 07.08.2023
Реплика: Анна пишет: "Мы живем с родителями. Муж настоял, хотели сэкономить. И теперь я не могу, я разрываюсь от ненависти к его матери! Она все критикует: как я готовлю, как глажу, как детей воспитываю. Съехать мы пока не можем, муж говорит, что надо потерпеть еще минимум год.
Я не знаю, что делать! Я не могу так жить! Вот сейчас заперлась в комнате и пишу вам. Понимаю, что это мое эго, что надо как-то приспособиться к ней, но справиться с собой не могу. А разве у нее не эго?! Еще какое!".
Ответ: Конечно. Но вы думайте о себе. Если вы будете себя постоянно принижать, то в итоге вы придете к состоянию, когда ваш эгоизм будет уменьшаться, а это хорошо.
Вопрос: Так потихонечку будет наступать мир?
Ответ: Даже, может быть, и не будет мира, но для вас – вы должны видеть, что такое состояние может быть очень полезным.
Вопрос: А когда вы говорите "принижать", это означает соглашаться?
Ответ: Насколько это возможно соглашаться, отдаляться как-то, не вступать в конфликты.
Вопрос: То есть мама ей говорит: "Как ты плохо гладишь, как ты готовишь, как ты детей воспитываешь". А по-вашему, это женщина, Аня, должна хотя бы промолчать? И это будет для нее продвижение?
Ответ: Да.
Вопрос: Так вы видите, что это не заканчивающаяся война?
Ответ: Она не может закончиться никак.
Вопрос: То есть вы считаете, что Аня должна быть здесь умнее?
Ответ: Мудрее.
Вопрос: А надо ей закрываться в комнате? Проще же уйти, не слушать. Вот так, закрылась и сидит себе там.
Ответ: Но это же не исправление состояния. Исправление происходит только во время контакта.
Она должна сказать себе, что именно таким решением, когда она не входит в конфликт и всячески держится от него как можно дальше, не возбуждая его, она этим постепенно делает исправление на свой эгоизм. Тем самым она сохраняет семью.
Вопрос: Скажите, пожалуйста, а может она перейти в такое состояние, что в какой-то момент она сможет сказать маме мужа какие-то теплые слова? Можно прийти?
Ответ: Только когда она убедится, что она исправилась благодаря матери мужа. И тогда она сможет обнять ее и сказать спасибо.
Вопрос: Сейчас вы ввели еще одну деталь, что она благодаря матери мужа исправилась. То есть у нее возникает уже благодарность даже к этой маме, которую она сейчас ненавидит?
Ответ: Да.
Вопрос: Но эти первые шаги сделать непросто?
Ответ: Это можно исправить только в том случае, если она увидит в матери мужа Творца, который ее так воспитывает.
Вопрос: Вы нам еще "Творца" расшифруйте, пожалуйста. Вот она видит, что за матерью стоит что-то, что с ней работает. А надо здесь добавить: "И то, что желает мне добра"? Надо нам такой клубок сделать или не надо?
Ответ: Матерью управляет Творец. Она должна в этом разобраться.
Вопрос: Будет хорошо в результате, если Аня пойдет в этом маленькими шажками?
Ответ: Если пойдет, то да.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 07.08.2023
Что делать, когда душит обида?
Из письма: "Как умные, думающие, образованные люди могут соглашаться с тем, что женщина сделана из ребра мужчины, что змеи говорят, что есть волшебные райские яблоки, которые съешь и прозреешь, и много-много всего такого же на каждой странице Библии? Мы же ясно видим, что такого нет в природе. Как вы, умный, образованный человек, это себе объясняете?"
Из письма: "Мы живем с родителями. Муж настоял, хотели сэкономить. И теперь я не могу так жить, я разрываюсь от ненависти к его матери! Она все критикует! Понимаю, что это мое эго, что надо как-то приспособиться к ней, но справиться с собой не могу". Возможно ли и как наладить отношения?