Кроме всего прочего, там был какой-то миллиардер, который мог купить 30 этих "Титаников", но он остался на корабле и сказал: "Пока женщины и дети не спаслись, я не могу оставить "Титаник"". Пары оставались. Женщин спасали, а они оставались с мужьями, чтобы закончить жизнь вместе, как и жили вместе.
Скажите, пожалуйста, откуда берется в человеке это благородство? Особенно поражает меня этот оркестр, который остался играть. Вполне могли спастись, как говорят о них. Откуда берется эта сила?
Насчет женщин и мужчин – естественно, что мужчины в таких случаях вдруг ощущают в себе обязанность спасти женщин. Детей, женщин. И это может проявиться везде и во всем. Далее...
Вопрос: То есть то, что четверо музыкантов стояли вместе, поддерживая друг друга и играя до конца, вот эта сила их держала?
Ответ: Она и держала. Потому что они соединились в этом месте, и поэтому их это держало.
Вопрос: Вы не раз говорили, что эту силу "вместе" мы должны все время искать, постоянно. Мы, каждый в отдельности и мир. В таком случае любые состояния можно как бы проскочить?
Ответ: Да, в таком случае мы не утонем.
Вопрос: А что есть в этой силе?
Ответ: То, что каждый держит других. И то, что между ними появляется, – это уже особая сила Творца.
Вопрос: А куда девается страх в этот момент?
Ответ: А они не чувствуют себя, они чувствуют других, и поэтому нет страха.
Вопрос: То есть когда моя забота не о себе, а о другом, то страх уходит?
Ответ: Да. Природа страха – это исключительно забота о себе. А когда человек думает о других, ему при этом не страшно за себя. Он переключается на жизнь, на судьбу другого, и это для него самое главное. Он как бы выходит из себя.
А природа паники, которая была вокруг, наоборот, замыкается на себя.
Вопрос: Можно ли тут дать какой-то совет? Как в такой момент, в момент страха, в момент внутренней паники, которых сейчас много, вдруг выйти на другой уровень жизни?
Ответ: Для этого нам надо устремляться к связи между собой, быть вместе. И тогда мы начнем ощущать себя общей частью чего-то общего, более высшего. И нам будет легко и хорошо.
Вопрос: Я хочу спросить вас как каббалиста. Вы все время говорите о связи между людьми, о доброй связи, и в то же время все время говорите о связи с Творцом. Если выходить на эту связь – с Творцом, что происходит со мной, со страхом, вообще со всем?
Ответ: Он просто исчезает.
Вопрос: А во что превращается страх?
Ответ: Его нет, он улетучивается. Потому что связь с Творцом находится выше животного уровня нашего существования. И поэтому стоит нам именно к этому устремляться.
Вопрос: Как выйти на эту связь? На связь человека с человеком еще как-то можно себе представить. А на связь человека с Творцом как можно выйти?
Ответ: "Возлюби ближнего как себя".
Реплика: Но это ведь ближнего как себя.
Ответ: Ближнего – это другого, подобного себе.
Вопрос: А где здесь Творец?
Ответ: А Творец именно в этом объединении и почувствуется. Он ощущается именно между тобой и другим. Если ты устремляешься почувствовать другого, как себя, то тогда вместо себя и другого ты чувствуешь Творца, который на самом деле заполняет все, и нет никого кроме Него.
Вопрос: А что это за ощущение такое?
Ответ: Это ощущение выхода из себя в иное измерение, в иное пространство, в ощущение вне себя. Это то, что придает человеку ощущение нового существования.
В общем, надо стремиться.
Вопрос: Вот у этих четырех музыкантов, которые были вместе, в этот момент хотя бы немножко ощущение Творца было между ними?
Ответ: У них я не думаю, чтобы было ощущение Творца на самом деле, но ощущение вечного, совершенства, возвышения над животной жизнью – это, вполне возможно, что они пережили.
Вопрос: То есть музыка, которую они играли, она была в них все время?
Ответ: Да, они в ней были.